Богоявления на Троицком подворье в 1482г. (вторая), – Собрание летописей VI, 233. Была похожа на Вознесенскую церковь в селе Коломенском: Русская Старина Снегирёва и Мартынова, тетрадь 3, о Вознесенской церкви. В 1482г. великим князем настроено было много церквей: 22 . Рождества в городе с приделом св. Онуфрия и иные многие, – Собрание летописей VI, 233 fin.. 23 . Спаса в Чигасах (кирпичная) заложена игуменом Чигасом в 1483г., – Собрание летописей VI, 234 fin. (Придел Кирика и Улиты 1539г., – Путеводитель архимандрита Иосифа). 24 . М итрополита Алексея в Чудовом монастыре заложил архимандрит Геннадий (с новой трапезой) в 1483г., – Никоновская летопись VI, 118 начало, Собрание летописей VI, 235. Благовещенск ий собор заложил великий князь в 1484г., разрушив прежний, построенный Василием Дмитриевичем, – Никоновская летопись VI, 119 начало, Собрание летописей VI, 235. Освящён в 1489г., – Никоновская ibid. 122 начало. Мастера Псковские, Собрание ibid. 198 fin.. Подписан в 1508г., Собрание VI, 247 fin., Ник. 182 fin. (Крыша на нём в 1547г. железная или деревянная? – Царственная книга стр. 137). 25 . Введен ия на Кремлёвском подворье Симонова монастыря у Никольских ворот совершена в 1491г., Никоновская летопись VI, 128 fin., 130 fin. (Архимандрит Спасский Афанасий заложил церковь каменную Преображения на Новом, весной 1491г., – Никсоновская летопись VI, стр. 128. Священа – ibid· стр. 150). 26 . Великомученика Георгия на Большой Дмитровке построена в 1493г. (Архимандрита Иосифа Путеводитель). 27 .  Церковь Сретения на поле при Иване III, – Собрание летописей VI, 198 fin.. 28 . Космы и Дамиана в городе, против Чудова монастыря, заложена в 1504г. на место каменной же, – Никоновская летопись VI, 171. В Чудовом монастыре священа церковь (соборная) в 1504г., – Никоновская летопись VI, 170 начало. Заложена в 1501г., – Карамзин к т. VI примечание 629, col. 102 fin.. В 1505г. новые: Архангельский собор (конченный в 1508г., – Никоновская летопись VI, 180) и Иоанн Лествичник (на новом месте), – Никоновская летопись VI, 171 fin. – 172 начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Памятниках Московской древности Снегирёва, с планом, фасадом и разрезом, стр. 83. 13 . Вознесения в Вознесенском монастыре заложена супругой Донского в 1405г., а окончена в 1467г., – Никоновская летопись VI, 3 sub fin. sqq, 2 Софийская стр. 187. Разобрана в 1518г., – Карамзин к т. VII примечание 383 col. 61 sub fin.. У Снегирёва в Памятниках стр. 205. 14 . Благовещения на Дорогомилове поставлена Григорием, архиепископом Ростовским до 1413г., – Никоновская летопись V, 45 начало. 15 Ризположения устроена митрополитом Ионой в 1450г. в построенной им палате каменной, – Никоновская книга V, стр. 217, Степенная книга II, стр. 25, 1 Софийская стр. 270. Митрополит Геронтий поставил новую палату и при ней новую церковь Ризположения, – Собрание летописей VI, 198 fin., Никоновская летопись VI, стр. 119, 121, 2 Софийская стр. 236. Зосима поставил три кельи каменных, Никоновская летопись VI, 138. У Снегирёва в Памятниках стр. 159. 16 Воздвижения дворовая (домовая) Владимира Ховрина поставлена в 1450г. на место сгоревшей каменной же (которая в 1440г.? Cfr Путеводитель архимандрита Иосифа). 17 . Богоявления на Троицком подворье в 1460г., – Никоновская летопись V, 287 fin.. Новая – в 1482г., см. ниже. 18 . Иоанна Предтечи у Боровицких ворот на место деревянной. Поставлена в 1461г., – Никоновская летопись V, 288 fin.. У Снегирёва в Памятниках, с планом, фасадом и разрезом, стр. 153. 19 . Преображения Господня на Болвановке первоначально построена в 1465г. (Архимандрита Иосифа Путеводитель. Деревянная?). 20 . Успения на Лубянке, у Никольских ворот, где икона Гребневской Божией Матери, в 1472г. (Первоначально деревянная, а каменная после, – по Путеводителю архимандрита Иосифа). NB. В 1476г. в Кремле было каменных церквей более 10, а с деревянными более 20, Никоновская летопись VI, 61 fin.. 21 .  Иоанна Златоустог о церковь заложил Иван III на место деревянной (купеческой) в 1478г., – Никоновская летопись VI, 107, Собрание летописей VI, 221 (/в застенке – придел, Никоновская ibid. 108 fin. – 109 начало).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

I. Мастера (архитекторы). Мастера, взявшиеся митрополиту Филиппу построить Успенский собор: Иван Кривцов да Мышкин, – Собрание летописей VI, 194 sub fin.. Семён Толбузин с Антоном Фрязином (о нём Карамзин VI, 38 fin., 46, 50), посланные в Венецию в Июле 1474г., – Никоновская летопись VI, 58, в Марте 1475г. привели Аристотеля Фиоравенти, – ibid. 59 fin. и Собрание летописей VI,199. Аристотель привёл с собой сына Андрея да парубка Петрушу, – Собрание летописей ibid. Хотел было бежать из России, – ibid. 235 начало. Под 1487г. Марк Фрязин (Грановитая палата). – Никоновская летопись VI, 122. Под 1488г. Антон Фрязин (что выше послом?), – Никоновская летопись VI, 122 (Кремль). Дмитрии и Мануил Ралевы, посланные в 1488г. в Рим, Венецию и Медиолан, – Никоновская летопись VI, 123 начало, привели в 1490г. мастеров Фрязь стенных и палатных и других, – ibid. 125 (Приведён архитектор Пётр Антоний из Медиолана, см. ниже, ученик его Замонтоний и другие, в том числе каплан из белых чернцов, – Карамзин к т. VI примечание 104, col. 25 sub fin.). Под 1490 и 1491 годами Пётр Антоний (Соларий, Медиоланец: надпись на Спасских воротах у Снегирёва, в Указателе архимандрита Иосифа), – Никоновская летопись VI, 126, 127, 129 (Кремль). Под 1491г. Марк и Пётр Антоний (Грановитая палата), – Никоновская летопись VI, 129 начало. Мануил Ангелов грек да Данила Мамырев, посланные в 1493г. в Венецию и Медиолан, – Никоновская летопись VI, 136, привели в 1494г. Алевиза (из Медиолана – ibid. 157), мастера стенного и других мастеров, – ibid. 140. (Ср. 2 Софийская, стр. 254). Дмитрий Иванов Ралев, посланный с другими в 1498г. в Италию, – Никоновская летопись VI, 156 fin., привёл в 1504г. многих мастеров, и между прочим стенных, – Карамзин к т. VI примечание 104, col. 26 начало. Рубруквис нашёл у Монголов русского архитектора, – Карамзин IV, 38 fin.. О западных архитекторах в России см. L’art russe Строганова. II. Техника. Под бут вбивали сваи, – Собрание летописей VI, 195 начало. Мастера, строившие митрополиту Филиппу Успенский собор, „не разумеша силы в том (строительном) деле: известь жидко растворяху с песком, ино не клеевито, а внутрь того же малого камения сбираху, да внутрь стены сыплюще да известию поливаху, якоже раствором тестяным, потому же не крепко дело”- ibid. 195 начало. Облицовывали гладко, – ibid. 198 fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

сер. XIX в.)//Двинская земля: Мат-лы 2-х межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чт. Котлас, 2003. С. 132-140; Раздорский А. И. Из истории составления описания Вятской епархии (1850-е гг.)//8 Герценовские чт.: Мат-лы науч. конф. Киров, 2002. С. 99-102; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии»: Из истории создания//Невский архив: Ист.-краевед. сб. СПб., 2003. Вып. 6. С. 600-609; он же. Церк.-ист. и стат. описание Владимирской епархии 1853 г. иером. Иоасафа (В. С. Гапонова)//Уваровские чт., 5-е. Муром, 2003. С. 161-169; он же. Церк.-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; он же. Ист.-стат. описание Полоцкой епархии Ксенофонта Говорского и судьба древнего Полоцкого архива//АЕ за 2002 г., М., 2004. С. 117-126; он же. Неизданное «Церк. ист.-стат. описание Оренбургской епархии» 1850-х гг.//Уральский археогр. альманах, 2005 г. Екат., 2005. С. 182-197; он же. О составлении ист.-стат. описаний Ярославской и сопредельных с ней епархий в сер. XIX в.: (По мат-лам рапортов архиереев в Св. Синод)//Краевед. записки. Ярославль, 2005. Вып. 8: Мат-лы 8 и 9 Тихомировских чт. С. 322-331; он же. Рапорты архиереев в Синод о составлении ист.-стат. описаний епархий РПЦ как источник по историографии церк. краеведения России//АЕ за 2004 г. М., 2005. С. 266-269; он же. Рукописные описания Могилёвской епархии XIX в. в РГИА//Белорусский сб.: Ст. и мат-лы по истории и культуре Белоруссии. СПб., 2005. Вып. 3. С. 152-155; он же. Справочные и ист.-стат. издания епархий РПЦ как ист.-краевед. источник//В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии: Мат-лы науч. конф., Пенза, 25-26 июня 2001 г.: В 2 кн. М., 2005. Кн. 2. С. 113-132; он же. Ист.-стат. описания епархий РПЦ XIX - нач. XX в.: Типологическая, количественная, хронол. и геогр. характеристики//Церковь и гос. власть России в XX в.: 5-е Арсеньевские чт. Новг., 2006. С. 109-117; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии» как ист.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Канонисты: Вальсамон-у Ралли и П. (II, 466 fin.; III, 349 fin.; VI, 344); III, 336; II, 262 и VI, 275; Димитрий Хоматин- ibid. V, 428 fin., русский перевод у Павлова в «Богосл. Вестнике» 1902 г.,т. I, стр. 216. См. у Курганова в сочинении «Отношения между церковною и гражданскою властию в Византийской империи», стр. 64 fin..–92. Импер. Исаак Ангел говорить о себе, что thn tou episthmonarcou thj ekklhsiaj lacousa h basileia mou, у Ралли и П. V, 314 (у Хоматина: koinoj ekklhsiwn episthmonarchj. См. об епистимонархах в моей Ист. Р. Ц., 2 изд. 2-й п. 1т., стр. 690). Патриарх, экзарх или архиепископ и митрополит не суть степени священства, а суть церковно-административные должности. Поставлять на степени священства, т.-е. посвящать в епископы, пресвитеры и пр. царь, конечно, не может. Но учреждать и закрывать, видоизменять и переустраивать административный должности и административный строй отчего не может? Скажут, что право это принадлежит соборам. Но правила соборные говорят другое, а именно, что митрополии и екзархии, а, следовательно, и должности митрополитов и экзархов явились путем обычая: 1 всел. соб. пр. 6, 3 всел. соб. пр. 8. Избрание епископов и патриархов: Цари proballontai патриархов: Вальсамон у Ралли и П. II, 466 fin.. Цари и без избрания епископского proballontai епископов и патриархов: Властарь, у Ралли и П. VI, 344 (это из Вальсам, ibid. III, 350). Павлов в «Богослов. Вестн.» 1902. Февр., стр.221. У меня в И. Р. Ц. I, 1, 361, прим. 4 и приписка и 363, прим. 1. У Павл. в Памятнн. col. 779 fin. (речи Захара чернца). См. Нила Доксопатра у Лекеня в начале I т. Oriens Christ, и Симеона Солунского . (Но патр. Николай Грамматик с собором представлял импер. Алексею Комнину, что не должно отнимать епископии у митрополий, разделять одну митрополию на две, но можно императору делать только титулярных митрополитов-у Ралли и П. V, 62). Вселенские соборы были собираемы по приказанию императоров- Никодим в Пидалионе, стр. 118 прим., Гизелер I/2, 43. Сократ у Гизелера I/2, S.177, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Нижегородском Печерском монастыре два синодика: подстенный и литейный, – Чтения Общества Истории и Древностей 1898г. книга I, Вкладные книги, стр. 3, 6 fin., 8, 9, 10, 12, 13 fin., 20, 23, 24, 25, 26, 41, 42 fin., 43. Кормовой синодик- ibid. стр. 37. В XVII в. в Ферапонтовом монастыре за запись в подстенный синодик одного имени бралось три алтына две деньги, в литейный – полтина, см. в Страннике 1898г. Ноябрь, в статье „Ферапонтов монастырь” стр. 476. В Угличских актах, напечатанных в 1 книге Чтений Общества Истории и Древностей за 1899г., упоминаются: вечный сенаник с селники и тетради, стр. 76 fin.; вседневные литейные списки (и поминати на литеях и на понахидах и за просвиромисанием и на божественных литоргиях и во октеньях заупокойных), стр. 78; вечные сенаники и литейные книги с селники, стр. 81 (82, 84); лития и подстенной сенаник, стр. 87; сенаник литейной и постенной, стр. 89. В Кормовой книге Троицкого монастыря, изданной архимандритом Леонидом в прибавлениях к А. В. Горскому: „в сенаники и в сельники вечного ради поминовения”, – стр. 46 и 48, „в вечный сенаник с сельным”, – стр. 47. „В сенаник и в сельник повседневный..., во вседневный список и в вечный сенаник”, – Описание Московского Богоявленского монастыря, составленное епископом Никодимом (Белокуровым) в Чтениях Общества Истории и Древностей 1876г. книга 4, стр. 25 и 26. Сельник – от село, т. е. тетрадь поминовенная, в которую записаны давшие сёла? Синодики в монастырях Западной Руси иначе назывались суботниками. „Суботник или поминник” Супрасльского монастыря в Виленской Публичной библиотеке, по Описанию Добрянского стр. 179. Поминать: за здравие и за упокой ежедневно „мольбой и просфурою”, в субботы „мольбой и кутиею и просфурою”, в „понафиде” трижды год до года, – стр. 180 fin.. Ср. в Словаре Даля под слово Субота: суботник, синодик, поминальная книга, читаемая в монастырях по суботам”. В Волоколамском монастыре: повседневной список и сенаник, – Акты Юридические 1838г., стр. 151; повседневный список и вечный сенаник, – Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 38, стр. 396–397 (стр. 397, лист 41 оборот о чтении синодика на литии не совсем ясно), Акты Юридические 1838г., стр. 147 fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1 . Житие Михаила Клопского, новая редакция 1537г. Василия Михайловича Тучкова. Ключевский стр. 232 (Светская образованность Тучкова – стр. 233 fin.). Сочинение пророчеств – стр. 235. Макарий, VII, 434. 2 . Житие мученика болгарского Георгия, написанное пресвитером Илией в 1539г. Ключевский стр. 235 fin.. Противоречие с болгарским – стр. 236–237. Макарий, VII, 435. 3 . Житие Александра Невского после собора 1547г.: одна редакция, составленная во Владимире, состоит в прибавке к древнему сказанию чудес – Ключевский, стр. 238, вероятно инока Михаила Владимирского Рождественского монастыря, который написал канон Александру ibid.; другая – священника Василия Псковского ibid., стр. 239, 251, 258 (списывает), третья в Степенной книге – ibid. стр. 239. Макарий, VII, 439. 4 .  ↓ Житие митрополита Ионы: две редакции, – одна в Степенной книге, другая в Минеях, после собора 1547г. Ключевский, стр. 240. Третья редакция: полный свод известий, – стр. 241. Поздн.? Макарий, VII, 440. 5 . Житие митрополита Алексея: редакция (третья после Питиримовой и Пахомиевой) помощ. в Минее, Ключевский, стр. 245, другая в Степенной книге, – стр. 245. 6 . Житие Максима юродивого Московского – Ключевский, стр. 245 fin.. 7 . Житие Никона Радонежского, – вторая редакция, Ключевский, стр. 247 (распространение Пахомия – стр. 247). 8 . Житие Саввы Сторожевского, инока Маркелла, написано около 1550г., Ключевский, стр. 248 (247). По поручению митрополита Макария, стр. 248. Макарий, VII, 447. 9 . Летопись Псковского Печерского монастыря 1531г., Ключевский, стр. 249. Пропущено. 10 . Житие Евфросина Псковского священника Василия, 1547г. Ключевский, стр. 250 fin.. Первое житие – стр. 252, не позднее 1510г., – стр. 254. 11 . Житие князя Всеволода Псковского священника Василия, 1550–52 годы, Ключевский, стр. 250 fin., 257. 12 . Житие Саввы Крыпецкого священника Василия, 1555г., Ключевский, стр. 251, 258. 13 .  ↓ Житие Никиты епископа Новгородского священника Василия, Ключевский, стр. 252 начало. По поручению Макария. Макарий, VII, 450. После 1558г. – рукопись Царского, – стр. 61 fin. [См. ниже ].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

стр. 10 sqq. (Сказание о явлении иконы известно по рукописям XVII в., – Строева Библиологический словарь, стр. 354). 1038  Сказание о явлении иконы напечатано архимандритом Леонидом в Русском Архиве 1881г. книга 2 (cfr Строева Библиологический Словарь, стр. 352 fin., Бычкова Описание сборников Публичной Библиотеки стр. 12 fin. и 173 sub fin.) [и в книге „Слава пресвятой Владычицы нашея Богородицы”, М. 1853г., часть II, стр. 76–84. Ср. Месяцеслов святых архиепископа Дмитрия, Июль, Тверь 1901г. стр. 143–144; Успенского В. священника. Историческая записка об Оковцах и явленных иконах, Ржев, 1876г.. Оковецкая икона Божией Матери называется также и Ржевской]. 1041  (Установленное в 1480 году празднование Владимирской иконе Божией Матери в 23 день Июня заставляет предполагать принесение иконы из Владимира: этот 23 день Июня, в который установлено празднование, очевидно, был днём знаменательным по отношению к иконе; но так как Ахмат бежал с Угры не 23 Июня, а 7 Ноября, то другой знаменательности, кроме того что 23 Июня икона принесена из Владимира в Москву, не может быть предполагаемо). – О сказаниях см. у Строева в Словаре, стр. 350 и у Бычкова в Описании сборников, стр. 77 fin. (Ср. Лаврская рукопись лист 992, Описания стр. 99). 1042  Карамзин VII, 66. О сказаниях см. у Строева ibid. стр. 350 sub fin. и у Бычкова ibid. стр. 35 fin.. 1043  Повесть, написанная при Иване Васильевиче Грозном после 1569г. (после бытности на кафедре митрополии св. Филиппа) князем Юрием Ивановичем Токмаковым, напечатана в Памятниках старинной русской литературы Кушелева-Безбородко, IV, 180. 1044  См. географическо-статистический Словарь Семёнова под словами: Выдропуск и Балахна. По повести икона ещё в Выдропуске. 1045  Единственное свидетельство, которое мы можем указать в настоящее время, есть то, что Суздальский архиепископ Дионисий в 1382г. вынес из Константинополя вместе со „Страстями Спасовыми”, о которых сейчас, мощи многих святых, – Никоновская летопись IV, 131; Воскресенская летопись в Собрании летописей VIII, 48. – Государям нашим, с включением, впрочем, и позднейших нашего времени, сами Греки напривозили столько частиц мощей, что в настоящее время хранится в ризнице Московского Благовещенского собора 32 ковчега с ними, – Снегирёва Памятники Московской древности, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

 Относительно употребления названия тябла прибавим к сказанному в Ι томе (2 половина, стр. 185–186, примечание/216–217, примечание ), что оно употреблялось не только в смысле рядов икон деисуса (в собственном и частнейшем смысле – того, в котором двунадесятые праздники, в несобственном и общем – всякого), но ещё в смысле самых полок, на которых стояли иконы деисуса. – („Верхнее тябло”, – 1 Псковская в Собрании летописей IV, 194 sub fin., – ряд в тябле или деисусе. „Большое тябло”- главная, первая от низу, полка, – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т. II, стр. 180 fin.. Тябло – часть иконостаса, которая над местными иконами, т. е. весь иконостас, за исключением местных икон, – История, записки о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена, стр. 15 fin.; Владимирский сборник Тихонравова стр. 141 sqq и 168 sqq; 3 Новгородская летопись, лист 7214, стр. 276; Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т. I отдел 3 стр. 140 sqq, ibid. т. II стр. 139 и 142 (первый ряд икон над местными – тябло, второй – деисус), и потом ряды икон над деисусом и над праздниками и над пророками ibid. стр. 168; ibid. стр. 180 деисус в тябле и потом над праздниками и пророками тябла стр. 181 fin.. – Тябло собственно полица или доска, на которой иконы, – Владимирский сборник Тихонравова, стр. 180–181 fin.. Тябло – щит: „над деисусом, и над праздники, и над пророки три тябла, резаны в них травы сквозные, по травам золочено красным золотом с краски”, – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т. II, стр. 168. Тябло у Сербов темпло, – см. Словарь Миклошича 6-язычный под словом „иконостас”. – Летописец на тябле (запись о построении церкви на иконостасе), – А. Ф. Бычкова Описание сборников Императорской Публичной Библиотеки, стр. 122; Описание Московского Богоявленского монастыря епископа Никодима (Белокурова), Чтений Общества Истории и Древностей 1876г. книга 4, стр. 39; Трудов Владимирской Архивной Комиссии т. IV, Отделения архива старых дел Владимирской духовной Консистории стр. 97; Описание Соловецкого монастыря в сборнике стр. 41; моей Истории Русской Церкви I, 2, стр. 647 fin/.769; Известий СПБ., Археологического Общества т. II, col. 317).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1528 Собственно не образ, писанный на доске, а резная из дерева статуя св. Николая, представляющая его во весь рост, держащим в одной руке церковь , а в другой меч, и стоящая в киоте или храмине (будкообразной), – см. известия об иконе-статуе (о которой совершенно нет ничего исторического) в Душеполезных Чтениях 1872 года, часть 3, стр. 408 (тут же и о богомольных поездках в Можайск государей). 1531 17 лет без 7 недель, – 2 Новгородская летопись в Собрании летописей III, 148, под 1516 годом fin., и 184 fin.. 1534 См. послание Серапиона к митрополиту Симону (собственно принадлежащее, как мы сказали выше, автору Серапионова жития) в Памятниках Кушелева-Безбородко, IV, 211 начало. 1535 «Изыдоша в сретение его собор святей Софеи со кресты, и все священницы Великого Новагорода, и все христоименитии сановницы государя великого князя, и весь народ Великого Новагорода от мала и до велика и с женами и с детьми», – Прибавление ко 2 Софийской летописи в Собрании летописей VI, 282. Макарий прибыл в Новгород спустя пять месяцев после посвящения, – 29 Июля 1526 года, – ibidd.. 1536 2 Новгородская летопись, – в Собрании летописей III, 148 (и 185), 1 Псковская летопись ibid. IV, 296 fin.. 1538 В Стоглаве свидетельствуется, что «в Новеграде и во Пскове при Макарии архиепископе никакоже вдовые попы и дьяконы у церквей не были ни мало время», – Казанское издание стр. 62 fin., см. также уставную грамоту Макария, данную псковскому духовенству в 1538 года, в Истории княжества Псковского митрополита Евгения, ч. II. стр. 88. 1539 Летопись говорит, что при Макарии монастырям стало легче в податях, – 1 Псковская, в Собрании летописей IV, 296 fin. О стараниях Макария защищать духовенство от грабительства и поборов своих чиновников см. сейчас выше помянутую уставную грамоту. 1540 Летопись характеризует отношения Макария к духовенству так, что называет его тихим дателем, его же любит Бог, – Прибавления к 2 Софийской летописи в Собрании летописей VI, 284 sub fin.. 1541 О первом сейчас ниже; о втором – 1 Псковская летопись в Собрании летописей IV, 297 начало («сиротам кормитель бысть»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010