В начале IV века систематические и почти постоянные гонения на христиан со стороны язычников в Греко-Римской империи прекратились. Но Церкви все-таки пришлось и теперь испытать много бедствий. Особенно много зла приносили ей так называемое великое переселение народов, нападения персов и страшные опустошительные завоевания аравитян-мусульман. Великое переселение народов началось в конце IV века. Неизвестный до того времени азиатский народ, носивший название гуннов, появился в пределах нынешней южной России и начал теснить прежде всего готов. Вест-готы с согласия императора Валента переселились в империю (376 г.). Очень скоро, недовольные правительством империи, они вооружились и начали грабить Фракию и Македонию. Валент хотел было остановить их, но потерпел решительное поражение (378 г.). Все пространство до самого Константинополя было опустошено готами. Только Феодосию Великому удалось усмирить их, хотя ненадолго. Вскоре после смерти его, под предводительством Алариха вест-готы опять начали свои опустошительные набеги на Македонию, Фракию и Иллирию. Правительство Восточной империи не в силах было защищать свои владения, и вест-готы в самом конце IV века проникли в Древнюю Грецию. Все города, кроме Фив и Афин, были опустошены и разграблены варварским образом. В 402 году под предводительством того же Алариха вест-готы вторглись в Италию и угрожали даже самому Риму, но, разбитые римскими войсками, оставались несколько лет спокойными в Иллирии. В 408 году Аларих опять двинулся в Италию, опустошив и ограбив все на пути до самого Рима. В это время он распоряжался всей империей, даже императорской короною, и закончил свое пребывание в Италии разграблением Рима (410 г.). Только в 415 году окончательно избавилась Греко-Римская империя и Церковь от варварских опустошений вест-готов – они перешли в Галлию и затем в Испанию, где и основали свое местопребывание. На смену вест-готов выступили врагами государства и Церкви вандалы. Они сначала поселились в Испании, но, призванные на помощь правителем североафриканской области Бонифацием, отложившимся от империи, в 429 году перешли в Африку и страшно стеснили славную Североафриканскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой способ чтения входных молитв и облачена в день Пасхи: 1. дает возможность священнику выполнить требование Устава – читать входные молитвы не только не в полном облачении, но даже без епитрахили, тем более, что он должен совершать пасхальную литургию в тех же ризах, в каких служил утреню; 2. устраняет необходимость с его стороны служить в ризах, при облачении коих не были произнесены, полагаемые в Служебниках, молитвы; 3. практикуется архиереями в день Пасхи, когда они служат литургию с утреней; 4. на подобный порядок чтения входных молитв и облачения есть аналогичные указания в Уставе: накануне, напр., Рожд. Христова, когда литургия совершается с вечерней, и эта вечерня, как утреня в день Пасхи, посредствует между входными молитвами и облачением священника, священник и входные молитвы, и облачение совершает по чину перед вечерней, и в том же облачении совершается до конца литургия (Рук. д.с.п. 1886, 4). 369 По разъяснении «Церк. Вест.», литургия должна служиться сряду же после утрени или с небольшим промежутком (Цер. Вест. 1894, 8; сн. 629 стр., 4 примеч.). – Проскомидия совершается во время пения часов (Цер. Вест. 1891, 7). – Относительно полагаемого после проскомидии каждения нужно иметь в виду, что указание Типикона (гл. 22) о порядке исхождения из алтаря для каждения всего храма не изменяется и для пасхального Богослужения, так как из того обстоятельства, что царские врата при этом бывают отверсты, нельзя выводить, что в это время все вхождения и исхождения должны быть совершаемы чрез них (Цер. Вест. 1892, 30). – На празднике Пасхи и до Вознесения при начале литургии, вместо «Царю Небесный», священник должен читать «Христос воскресе», на Вознесение и до Пятидесятницы – тропарь Вознесения; «Слава в вышних Богу» в этом случае опускается, но «Господи устне мои» читается (Цер. Вест. 1887, 24; 1888, 3; 1889, 12; 1892, 31). 370 Это Евангельское чтение представляет такое возвышенное учение о лице Иисуса Христа и особенно о божестве Его, подобного которому нет ни у одного апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

сер. XIX в.)//Двинская земля: Мат-лы 2-х межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чт. Котлас, 2003. С. 132-140; Раздорский А. И. Из истории составления описания Вятской епархии (1850-е гг.)//8 Герценовские чт.: Мат-лы науч. конф. Киров, 2002. С. 99-102; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии»: Из истории создания//Невский архив: Ист.-краевед. сб. СПб., 2003. Вып. 6. С. 600-609; он же. Церк.-ист. и стат. описание Владимирской епархии 1853 г. иером. Иоасафа (В. С. Гапонова)//Уваровские чт., 5-е. Муром, 2003. С. 161-169; он же. Церк.-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; он же. Ист.-стат. описание Полоцкой епархии Ксенофонта Говорского и судьба древнего Полоцкого архива//АЕ за 2002 г., М., 2004. С. 117-126; он же. Неизданное «Церк. ист.-стат. описание Оренбургской епархии» 1850-х гг.//Уральский археогр. альманах, 2005 г. Екат., 2005. С. 182-197; он же. О составлении ист.-стат. описаний Ярославской и сопредельных с ней епархий в сер. XIX в.: (По мат-лам рапортов архиереев в Св. Синод)//Краевед. записки. Ярославль, 2005. Вып. 8: Мат-лы 8 и 9 Тихомировских чт. С. 322-331; он же. Рапорты архиереев в Синод о составлении ист.-стат. описаний епархий РПЦ как источник по историографии церк. краеведения России//АЕ за 2004 г. М., 2005. С. 266-269; он же. Рукописные описания Могилёвской епархии XIX в. в РГИА//Белорусский сб.: Ст. и мат-лы по истории и культуре Белоруссии. СПб., 2005. Вып. 3. С. 152-155; он же. Справочные и ист.-стат. издания епархий РПЦ как ист.-краевед. источник//В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии: Мат-лы науч. конф., Пенза, 25-26 июня 2001 г.: В 2 кн. М., 2005. Кн. 2. С. 113-132; он же. Ист.-стат. описания епархий РПЦ XIX - нач. XX в.: Типологическая, количественная, хронол. и геогр. характеристики//Церковь и гос. власть России в XX в.: 5-е Арсеньевские чт. Новг., 2006. С. 109-117; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии» как ист.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Игумен Амвросий просил рапортом, поданным в консисторию, чтобы к монастырю был приставлен И только с февраля 1772 года случаи заболевания в Москве практически прекратились, хотя карантинное оцепление сохранялось до декабря 1772 Иеромонах Иоанн (Лудищев) Центральный исторический архив г. Москвы (далее ЦИАМ). Ф. 203. Оп. 234. Д. 31. Л. 1-8. Там же. Л. 1. Там же. Л. 2. Там же. Л. 4. Там же. Л. 5-7. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 73. Л. 41. ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 310. Л. 152-154. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 46. Л. 2. Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792. Ч. 3. С. 34. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 31. Л. 9. Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. СПб., 1900. С. 126-130. Там же. С. 137. ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 310. Л. 152-154. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря. М., 1885. С. 15. Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1: 1762-1772 гг. СПб., 1910. С. 206. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 73. Л. 2, 38. Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 600-601. Там же. С. 44. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Д. 1954. Л. 1. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 46. Л. 8. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Д. 1954. Л. 1. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 72. Л. 3. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007. С. 246. Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии. М., 1811. С. 100. Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. С. 179-180. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 72. Л. 2. Там же. Л. 1-3. Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. С. 13. Григорий (Воинов), архимандрит. Историческое описание московского Златоустовского монастыря. М., 1914. С. 142.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

17 Место это приведено у Соловьева из тех же «Возражений» Никона (Ист. России, 11, 321). Любопытны замечания Никона о царском гербе (Зап. Арх. общ. 2, 460); о целовании царской руки духовенством (ib. 493) и т. п. 18 При Никоне была изменена форма поминания государя «на переносе»: вместо прежней «да помянет благородие твое» и т. д. введена была следующая: «благочестивейшего, тишайшего, самодержавнейшего» и т. д. (см. Титулы в России, К. Карновича, Ист. Вест. 1885, т. 20, стр.7), столь соблазнявшая защитников старины (Матер. для ист. раскола, 1, 35–36). 19 См. Царь Алексей Михайлович, И. Е. Забелина (Опыты изуч. русск. древн. и истории, т. 1, 203–280); ист. Соловьева (т. 12, стр. 336–854); статьи М. Хмырова (Царь Ал. Мих. и его время, Древн. и Нов. Рос. 1875, т. 3); С. Ф. Платонова (Царь Ал. Мих., Ист. Вест. 1886, т. 24, 265–275). 23 Таков взгляд его на значение завоеваний в Ливонии, в противоположность мнению Сильвестра и его партии о необходимости покорения Крыма, как гнезда поганых, для распространения христианства. 24 Точно также, пиша Никону еще до патриаршества, о жалобах на его требовательность, ц. Алексей просит его сохранить это письмо в строгой тайне. (Акты арх. экспед., т. 4, стр. 86). Потому даже такому лицу, как Ордин-Нащокин, приходилось иногда сетовать на царя за то, что он его выдает врагам. (см. нашу монографию: Ближний боярин Ордин-Нащокин, Рус. Стар. 1883, 11). 28 Гиббенет. Ист. исслед. дела Никона, 2, 456. Впрочем, и «тишайший царь» Алексей Мих. иногда не выдерживал и смирял собственноручно (Соловьев, 12, 337; о других примерах см. у м. Макария, 12, 129). К словам Никона мы считаем необходимым сделать следующее пояснение. В библиотеке Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (по описи архим. Амфилохия 133) хранится между прочим рукопись: «Возражения патр. Никона на вопросы Стрешнева и ответы Паисия Лигарида». Список этот замечателен тем, что он послужил оригиналом почти всех списков возражений, сохранившихся до нашего времени, как это видно из того, что места, заклеенные или изглаженные в нем, не читаются и в других. Любопытную вещь здесь представляет также следующее разночтение того места, где Никон сам говорит, что он «смирял иногда рукою помалу» в церкви. Это место в большинстве списков читается: «а еже в церкви смиряли мы овогда рукою помалу, того не отрицаемся и ныне творити врагом и бесстрашным людям по образу Христову». Здесь же оно читается след. образом: «а еже в церкви смиряли мы овогда вервицею, а иногда рукою помалу, того не отрицаемся и ныне» … (л. 253 и об.). «Здесь любопытно то обстоятельство, замечает В. Колосов, что слово вервицею, делающее такую характерную прибавку к мысли автора, рукой какого-то благочестивого, соблазнившегося этим местом, монаха было первоначально изглажено и поэтому не вошло в другие списки «возражений» и уже после восстановлено другой более положительной рукой нашего времени» (Древн. и Нов. Рос. 1880, 3, 369–370. Ср. «возражение» Никона у Гиббенета, 2, 226–227).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873-1874. 7 кн.; Ярославская епархия: Крылов А. П. Ист.-стат. обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. Программы для составления описаний: Программа для составления ист.-стат. описания церкви//Тамбовские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. 12. С. 329-353; Программа для составления ист.-стат. описания церкви//Воронежские ЕВ. Приб. 1881. 24. С. 871-897; Остроумов А. Программа церк.-ист. и стат. описания церкви и прихода Нижегородской епархии, составленная применительно к таковой же программе для Литовской епархии и напечатанной в 37 Литовских ЕВ за 1886 г.//Нижегородские ЕВ. 1886. Ч. офиц. 21. С. 28-33; 22. С. 62-72; 23. С. 30-40; Программа для предполагаемого ист.-стат. описания церквей и приходов Новгородской епархии//Новгородские ЕВ. 1896. Ч. офиц. 8. С. 495-498; Программа ист.-стат. описания церквей и приходов, соборов и мон-рей//Изв. по Казанской епархии. 1899. 1. С. 4-12. Современные публ.: Игнатий (Брянчанинов), архим., Иннокентий (Немиров), архим. Археол. описание древностей, найденных в 1853 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии// Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 303-366; Описание Архангельской епархии 1795 г./Сост., предисл.: В. И. Иванов. Краснодар, 2009; Овсов А. Л. Описание соборов и церквей Пензенской епархии (1857 г.)/Подгот. текста, вступ. ст.: А. И. Раздорский. СПб., 2013; Ист.-стат. описания церквей и селений Астраханской епархии Царевского у. в границах Волжского благочиния Калачевской епархии/Сост.: А. А. Клушин, И. О. Будков. Волжский, 2015. 2 вып. Свод. кат.: Раздорский А. И. Ист.-стат. описания епархий РПЦ (1848-1916): Сводный кат. и указ. содержания. СПб., 2007. Лит.: Биланчук Р. П. Церковно-ист. и стат. описание Вологодской епархии 1850-1880-х гг. и развитие ист.-церк. краеведения//Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 82-89; он же. Древности северного прихода: Взгляд «изнутри»: (По мат-лам церк.-ист. и стат. описаний Сольвычегодского у.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Ломтева Пожертвовала землю, состоящую в даче села Руднева, в урочище Волково, мерою 166 десятин, в 1888 году [РГИА. Ф. 796, оп. 169, д. 1339] Наталия Александровна, подольская купчиха Мещерский, князь, «Давал на охрану монастыря по два человека и наблюдал сам» после нападения на Зосимову пустынь грабителей 13 июня 1917 года [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 702, д. 221] Вячеслав Неклюдова Пожертвовала билет сохранной казны в 142 руб. 855/7коп. в 1840 году[ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66] Завещала в общей сложности 2000 рублей и оставшиеся после нее образа, что и получено монастырем в 1840 году [ЦИАМ. Ф.203,оп.624,д. 179] Татьяна Леонтьевна, генерал-майорская дочь Орлова-Чесменская, Пожертвовала билеты сохранной казны по 5 715 руб. в 1846 году в пользу всех мужских и девичьих обителей Московской епархии, в том числе и в Зосимову пустынь [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 630, д. 47] Анна Алексеевна, камер-фрейлина, монахиня Агния Пахомова Пожертвовала десять тысяч рублей ассигнациями в 1840 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 33, л. 31, 50] и билет сохранной казны в 2 857 руб. 114 2/7коп. в 1841 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66] 1859 г. октября 10 Мавра Васильевна, московская купчиха, вдова Самарин Пожертвовал лесную дачу, мерою 38 дес. 720 кв. саж., смежную с монастырем, в 1896 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 678, д. 149 и оп. 700, д. 443, л. 572–577] Дмитрий Федорович, титулярный советник Самгнн И после смерти старца Зосимы «не оставляли сестер помощию и участием старцевы друзья и благодетели и среди них – дом Дмитрия Николаевича Самгина» [Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. М., 1994. Ч. 1С 123,193,195]. В гостеприимном их доме на Пятницкой улице привечали приезжавших в Москву монашествующих, в том числе и сестер из Зосимовой пустыни [ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 83] Пожертвовал священнослужебные сосуды серебряные вызолоченные [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66] Дмитрий Николаевич, московский купец и промышленник (владелец колокольного завода) Степанов, Пожертвовал 25 руб. для поминовения на Псалтири 15 ноября 1911г. [ЦИАМ. Ф. 203, on. 757, д. 3180, л.42об.]

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

(Петриев) из Донско­го монастыря Байцова Пожертвовала крест большой серебряный вызолоченный [ЦИАМ. Ф. 203. on. 642. д. 66]. Бантыш-Каменская Пожертвовала три участка земли: свыше 47 десятин, в 28 десятин и 82 десятины при сельце Архангельском, Мыза тож, в 1883 и в 1888 годах [ЦИАМ.Ф. 203, оп.667,д. 152 и Ф. 184, оп. 9, д. 319, л. 105об.; также РГИА. Ф.796.оп. 169. д. 1212] д. 319 , л. 105об.; также РГИА. Ф. 796, оп. Елисавета Дмитриевна, дочь тайного советника Бахметева Пожертвовала для строительства пустыни участок земли из своего имения в даче Бекасова Верейского уезда, «мерою девять десятин с лесом и сенными покосами и со всеми угодьями» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624. д. 33. л. 2] Мария Семеновна Бахрушины Наталия Ивановна (мать зосимовской монахини Алексии Бахрушиной) завещала в 1862 году пятьсот рублей серебром [ЦИАМ. Ф. 203, 0П.648.Л. 102] Наталия Ивановна и ее сын Василий Алексеевич, московские купцы Брат монахини Алексии, Василий Алексеевич Бахрушин, пожертвовал в 1904 году лавку в Гостином дворе в Москве на углу Ильинки и Хрустального переулка, доход с которой измерялся тысячами рублей в год [ЦИАМ. Ф. 203. оп. 689. д. 155] Богданова Завещала сто рублей, что и получено монастырем в 1898 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 682, д. 395] Анна Артемовна, девица, дочь священника Тульской епархии Булыгины Пожертвовали «участок земли с растущим на нем смешанным лесом и всеми другими угодьями, в количестве 64 десятин 125 кв. саженей, состоящий в даче сельца Архангельского, Александра и Надежда Мыза тож» в 1912 году [ЦИАМ. Ф.203.оп.697.д395] Васильевны, дочери сенатора тайного советника Верховскин Пожертвовал билет сохранной казны в 150 руб в 1853 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66] Пожертвовал землю в количестве 23 десятин 981 кв. сажень, находящуюся в смежности с землею монастыря, в 1863 году [РГИА. Ф. 796. оп. 144. д. 1070] Иван Ильич, (родной племянник старца Зосимы), коллежский асессор Воейкова Пожертвовала билет сохранной казны в 150 руб. в 1853 году [ЦИАМ. Ф. 203. оп. 642. д. 66]

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

СПб., 1860; Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1869-1885. 10 вып.; Саратовская епархия: Чернышевский Г. И. Церковно-ист. и стат. описание Саратовской епархии/[Публ.: А. М. Правдин]//Саратовские ЕВ. 1882. Отд. неофиц. 31. С. 204-206; 32. С. 214-222; 33. С. 223-226; 36. С. 248-251; 37. С. 255-256; 38. С. 263-265; 39. С. 272-274; 40. С. 279-280; Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах//Саратовские ЕВ. Прил. 1895. 8-11, 17-24; 1896. 1-7, 9, 11-15, 17-24; 1897. 1-5; Симбирская епархия: Баженов Н. Стат. описание соборов, мон-рей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. Симбирск, 1903; Смоленская епархия: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864; Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у.; Таврическая епархия: Родионов М., прот. Стат.-хронол.-ист. описание Таврической епархии: Общий и частный обзор. Симферополь, 1872; Гермоген (Добронравин), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887; Тамбовская епархия: Хитров Г. В., свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861; Ист.-стат. описание Тамбовской епархии/Ред.: А. Е. Андриевский. Тамбов, 1911; Тверская епархия: Добровольский И. И. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Тобольская епархия: Тобольская епархия. Омск, 1892. 2 ч. в 4 вып.; Тобольские архипастыри: [Альб. фотографий]. Тобольск Томская епархия: Краткий ист.-стат. очерк Томской епархии. Томск, 1897; Уфимская епархия: Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899; Харьковская епархия: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852-1858. Отд. 1-5; Херсонская епархия: Гавриил (Розанов), архиеп. Ист.-хронол. описание церквей епархии Херсонской и Таврической. Од., 1848; Черниговская епархия: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии: Общий обзор. Чернигов, 1861; он же.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010