Иначе говоря, чтобы богословская антропология не превратилась в сухую теорию, она должна включать в себя то, что обычно называют «опытным Богопознанием». Однако подобное включение многообразного и в высшей степени назидательного духовного Предания Церкви не должно происходить в ущерб строгой богословской логике. Необходимо иметь в виду, что практически все богословские дисциплины имеют антропологическое значение. И первое место среди них, безусловно, занимает догматическое учение Церкви. Именно верность вероучительным истинам всегда была в Церкви критерием правильности или ложности тех или иных проявлений в сфере мистико-аскетического опыта и духовного делания. Для строго церковной мысли любые попытки синтеза предполагают согласие богословской теории и духовной практики, которые должны взаимодополнять и обогащать друг друга. Остановлюсь на догматических основаниях православной антропологии. Повторю еще раз: без опоры на догматы веры никакое учение о человеке не может быть подлинно церковным. Догматические основания православной антропологии Сотворение человека Человек – существо тварное, то есть сотворенное. Мир и все, что в нем, – включая человека, – сотворено Богом из ничего ( 2Мак 7:28 ). Но человек является венцом творения – ради него был создан мир. Таким образом, человек занимает первенствующее положение в природном мире, то есть в космосе, или вселенной. Создание человека Богом явилось завершением творения мира. Поэтому, согласно Священному Писанию , человек сотворен не просто из ничего , но «из праха земного», то есть он «плоть от плоти» этого, тварного, мира. Однако сам по себе природный мир не мог дать жизнь человеку: Бог «вдунул в лице его дыхание жизни», и только после этого «стал человек душею живою» ( Быт 2:7 ). Источником бытия человека является не только уже сотворенный до него природный мир, но и особое «вдохновение духа жизни», совершенное Самим Творцом. Человек получает жизнь не от мира, а от Самого Бога. Иначе говоря, человек изначально, в самом своем происхождении, связан как с миром, так и с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Болезненный, искривленный мир раскола Ригоризм – сущностная основа движения «непоминающих». Ригорист не желает видеть сути дела, за которое взялся, а выбирает внешнюю видимость и служит ей. На увещания совести такой человек отвечает не делами совести, а удвоенным, утроенным упорством. Неважно, зло ли выходит из поступка или добро. С дотошностью он следует выбранной программе и игнорирует любые обстоятельства или отрицательные последствия своих действий. То, что психология «непоминающих» представляет духовное повреждение и срыв, доказывает одновременно несколько признаков. Дробление – характернейший из них. Так же, как раскольники-старообрядцы некогда разделились на десятки толков и согласий, не имеющих общения друг с другом, современный мир «истинно православных церквей» составлен десятками юрисдикций, являющимися, как правило, не более чем сектами или самосвятами. В Греции насчитывается около 20 враждующих друг с другом раскольничьих групп; в России их около десяти. В то же время внутреннее брожение охватывает большинство раскольничьих групп. Любой из «непоминающих» являет отдельную единицу, печётся о своей собственной неприкосновенности. Вот вам тайный, не афишируемый источник вдохновения: в вопросах вероучения быть самому себе головой, толковать каноны по собственному усмотрению. Лидеры раскольников признают: «Я боюсь положить запрет в служении на своего клирика даже на десять дней, поскольку он уйдет к другим». Некоторые и впрямь успели покочевать уже между нескольких юрисдикций. Чуть что-то не нравится – возникает желание нового, более «истинно православного» сообщества. Нередки самочинные хиротонии с нарушениями. Больно видеть, как, начав однажды с пристрастного исследования чужих прегрешений, «непоминающие» приходят к ужасающему расстройству канонической дисциплины. Трудно понять, чего больше во всём этом: консерватизма и заботы о строгом следовании Преданию или же современного диссидентства и свободы слова? Зилотство оказывается знаком уныния и неспособности наладить собранную, аскетическую молитвенную жизнь. «Расцерковление» не в одном обмирщении; им сопровождается любая остановка в духовном развитии. Переход на позиции политизированного «протестного движения», пропагандистская война с иерархией вполне отвечают образу внутреннего застоя и охлаждения в вере.

http://pravoslavie.ru/107304.html

– Какое литературное произведение могло бы вдохновить вас на создание крупного музыкального сочинения? – В последние годы я писал музыку только на религиозные сюжеты. Для меня источником вдохновения является Евангелие, которое легло в основу «Страстей по Матфею» и «Рождественской оратории», богослужебные тексты православной церкви, которые я ежедневно читаю и слушаю, участвуя в богослужении, а также некоторые произведения религиозной поэзии, например, псалмы, которые я взял за основу симфонии «Песнь восхождения». – В музыке существует понятие «ритм». Он даёт  ощущение жизни. А каков ритм вашей жизни? Можно ли сказать, что существует некий ритм духовной жизни? – Ритм моей жизни внешней очень напряжённый, он обусловлен теми многочисленными послушаниями, которые на меня возложены и которые не позволяют мне иметь выходные, отдохнуть, расслабиться. Весь мой день до позднего вечера расписан по часам. В таком ритме я живу уже долгие годы, и я к нему привык. Но есть ещё внутренний ритм, который очень важно сохранять для того, чтобы не потерять внутреннюю цельность, самообладание, не потерять внутренний мир, потому что когда человека обстоятельства жизни пытаются растаскивать по частям, то сохранять этот внутренний стержень и внутренний мир – очень важно. Внутренний ритм не совпадает с ритмом внешней жизни, который очень легко может нарушить внутреннюю гармонию. Главным средством для сохранения внутреннего мира и внутренней тишины является, конечно, молитва. Молитва – то, что помогает нам, и священнослужителям, и мирянам, членам церкви не погружаться в суету, даже когда эта суета со всех сторон к нам подступает. Беседовала Татьяна Эсаулова  20 марта 2013 Источник: Литературная газета Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 11.02.2022 15:47 Новый альбом митрополита Илариона с богослужебными песнопениями выходит в России

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

За лето Шимякин и компания еще ни разу не отдыхали, два-три дня в сезон – выходные у Игоря, неделю-полторы дает на отгул ребятам, вот и весь отпуск. И хотя за 17 лет накопилась определенная усталость, останавливаться на достигнутом художник не собирается. Работать в ритме вдохновения ему нравится. А что ради икон бросили физику, вряд ли Эйнштейн на них за это в обиде. От чего больше пользы, он, наверное, и сам не смог бы сказать в контексте теории относительности… Елена БАЛАЯН Источник: Взгляд-православие Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 8 июня, 2022 26 октября, 2021 11 сентября, 2021 30 декабря, 2020 1 мая, 2020 5 апреля, 2020 17 февраля, 2020 30 января, 2020 16 января, 2020 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/ulybka-ejnshtejna/

Народ наш не осознал свою вину и ответственность за убиение царя, и вдруг предлагается присягнуть новому царю! Даже на гражданском уровне нет осознания и покаяния, не только на мистическом. Нет понимания народом, не было все эти годы, что такое власть Божия, и говорить с ним об этом - все равно, что с глухим. Но политика и мистика все теснее переплетаются, ибо антихрист, как известно, будет не только главный лжемистик, но политик номер один. Для нас важнее знать, из какого неполитического источника, как говорил Паскаль, исходит политика. Власть - власть до тех пор, пока она хранит свое мистическое основание. Революция, государственный переворот - всегда отвержение мистичности, таинственности власти, того, что она от Бога. Но все на самом деле переворачивается, все делается наоборот. Политическая ясность там, где нет мистики, вместо мистики - мистификация, и эта мистификация может оказаться сколь угодно грандиозной. После попрания государственной законности в октябре 1993 года, которое явилось продолжением и углублением революции 1917 года, при равнодушии и непонимании происходящего большинством народа, открывается возможность поставить печать высшей законности на беззаконии, или пытаться сказать, что законность невозможна, что всякая власть несправедлива и что не существует вселенского порядка - обозначить пустующее место Бога. Откуда может быть покаяние в народе, если по-настоящему нет его у многих как будто принадлежащих к Церкви, и до сих пор не сознающих значение подвига святых царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Российских? На какой глубине должно быть подлинное покаяние? Вот тайна любви мучеников: чем больше христиане будут отличаться от мира, тем больше у них будет возможности преобразовать этот мир. Если мы серьезно собираемся трудиться для осуществления христианской государственности, проповедуя ее среди народа, мы должны прежде позаботиться о том, чтобы нравственная и духовная деятельность Церкви проникала как можно в более широкие слои общества. Мы не сможем достигнуть этого, уподобляясь тем, кого мы хотим просветить, - это более, чем ошибка. Евангелие - вот что абсолютно противоположно миру, и даже самые лучшие порывы и самые вдохновенные достижения человечества без Бога, как бы они ни были привлекательны, не дают нам забыть, что центр нашей жизни другой. Все, что ни есть в мире, - только некий этап исхода. Вот что мы не должны никогда забывать.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/23/pr...

– Опровергнув многие другие возражения против наук, Бэкон переходит к положительному выяснению их достоинства, причем опять его рассуждения носят религиозный характер: он говорит о Боге, явившем в творении не только могущество, но и премудрость, он указывает на ангелов, природа которых ближе всего подходит к божественной. Если, затем, от духовного и невещественного мира снизойти в мир чувственный и материальный, то мы найдем, что первая созданная форма была свет, который для вещественного и телесного мира тоже, что наука для мира духовного и бестелесного. Далее идет обзор всей священной истории с целью извлечь из нее указания на достоинство наук. Защитив и выяснив достоинство наук, Бэкон переходит к их «увеличению» и распределению, с указанием недостающих, по его мнению, отделов и целых наук (desiderata). Человеческая наука в ее целом разделяется соответственно способностям души человеческой – памяти, воображению и рассудку – на историю (политическую и естественную), поэзию и философию, или собственно науку. Первые две имеют дело с единичными явлениями, действительными или воображаемыми, последняя с отвлеченными понятиями о них и законами. Философия или наука делится на теологию и философию в собственном смысле, ибо «наука подобна водам. Последние либо падают с неба, либо бьют из земли. То же можно сказать и об источниках наук; одни из них лежат в высших сферах, другие – здесь на земле, так как одни знания внушаются Божеством, другие ведут свое начало от органов чувств. Первые составляют теологию, вторые – философию. Под именем теологии следует разуметь здесь теологию священную и вдохновенную свыше, а не естественную теологию, относящуюся к области философии в собственном смысле. Философия имеет своим предметом Бога, природу и человека, ибо лучи, посредством которых вещи становятся для нас ясными, бывают троякого рода: природа поражает наш ум прямым лучом, Бог, по причине разнородности среды (т. е. творения), преломленным, человек же сам – отраженным». Философия, имеющая своим предметом Бога, иначе естественное богословие, есть «наука или вернее сказать, искра науки, какую только можно приобресть о Боге посредством естественного света и созерцания вещественного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Обратись ко Господу всей своей душой, и Он обратится к тебе. Будь послушным Его святой Божественной воле, и Он послушает тебя, когда ты обратишься к Нему со своими нуждами, со своими скорбями. Будь верным Господу до смерти, и Он будет верным в Своих обещаниях, какие оставил Он нам. А если не так, то не к тебе ли относятся слова Господа Спасителя: “…приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня…” ( Мф.15:8-9 ). Мы веруем в Высочайшую Премудрость Божию, которая управляет миром, которая хочет для каждого из нас того, чего мы сами часто не хотим себе, спасения вечного. Мы веруем в неиссякаемую Отеческую Божию любовь, какою Господь любит нас больше, чем мать любит свое дитя. И мы знаем, наученные нашей верой, что всевидящее око Божие видит и считает каждую слезу, скатившуюся из наших очей, что всеслышащее ухо Божие слышит самые сокровенные стенания человеческого сердца. Такую веру в Промысл Божий, в мудрость и любовь Божий надо всегда носить в своем православном сердце, и эта вера будет делать нас счастливыми, она будет источником радости, утешения во всем, что бы ни случалось в нашей жизни; она усладит нас и в наш смертный час. Ведь в самом деле, дорогие мои, знать, что, принадлежа к Святой Церкви Православной, будучи детьми Небесного Отца, мы все время: и днем, и ночью, и когда спим, и когда бодрствуем, и когда работаем, и когда отдыхаем, — пребываем под покровом заботящегося о нас Промысла Божия, пекущейся о нас любви Небесного Отца. Знать об этом — это значит всегда носить в своем сердце источник духовных сил на любом жизненном шагу, источник вдохновения и неиссякаемой радости. Пошлет Господь нам Свои дары — благополучие, внутренний мир, довольство, — верующий в Промысл Божий, принимая это знамение любви Божией, не только целует своей душой подающую руку Небесного Отца, но хочет скорее поделиться этими дарами с тем, кто того не имеет, хочет умножить свою радость тем, что подаст нуждающемуся; спешит утешить того, кто нуждается в этом утешении, кто скорбит, плачет, томится среди своих бед и испытаний. А когда Господь пошлет верующему скорби, болезни и тяжкие муки, он всегда знает, что Господь отнимает от человека что-нибудь временное, чтобы в вечной жизни дать вечное, наказывает малым, чтобы потом помиловать и наградить великим. Верующий в Божественный Промысл среди любых скорбей этого мира найдет для себя источник крепости в благодатной силе слов Господа нашего Иисуса Христа: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся. … Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” ( Мф.5:4, 6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Преподобный Сергий наполнился духовными силами настолько, что смог изменить жизнь не только своих современников, но и многих последующих поколений Чего не хватало князю Дмитрию Донскому для того, чтобы победить на Куликовом поле? Только уверенности! И эту уверенность дал ему преподобный Сергий. И действительно: как можно осмелиться выступить против врага с относительно небольшим войском? (Сейчас историки спорят о численности противостоящих сил, но перевес явно был на стороне Мамая.) А Дмитрий Донской, тем не менее, победил. Почему? У него была уверенность, а по-другому – ему была дана особая духовная сила, которую мы называем благословением Божиим. И она, собственно, до сих пор здесь: пожалуйста, приходите, черпайте! Берите совершенно даром! По милости Божией, по милости преподобного Сергия – он только рад поделиться ею. Господь говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49). И преподобный Сергий возгорелся этим духовным огнем и с радостью передает его другим – тысячам и тысячам людей. Источник этих духовных сил – здесь, на Маковце. Ведь не случайно многие ключевые события нашей истории были связаны с Троице-Сергиевой лаврой, с преподобным Сергием и с той силой, которая через него изливалась на наш мир и на людей, которые к нему приходили. Это происходит и сейчас – многократно, постоянно. Это, можно сказать, наша ежедневная жизнь. Для кого-то, кто приходит в нашу обитель, эти духовные силы работают, говоря мирским языком, как «подзарядка батарейки». Вот человек по миру крутится-крутится… Чувствует: «Все! Не могу больше. Надо батарейку подзарядить». – Пожалуйста! Приходи в обитель преподобного: поисповедуйся, причастись, помолились перед мощами… – и совсем в другом душевном состоянии возвратишься в мир. Силы появятся, крепость какая-то, и ты сможешь дальше трудиться и нести свой духовный подвиг в миру. Для кого-то, конечно, это источник особого духовного вдохновения. Кто-то остается здесь учеником преподобного Сергия, кто-то является таким же учеником преподобного в миру. И мы знаем множество подобных примеров и случаев, потому что преподобный Сергий заботится о каждом, кто к нему приходит. Он воспитывает, помогает, наставляет. Он готов стать учителем, наставником, проводником для каждого человека и поныне!

http://pravoslavie.ru/141042.html

Если, однако, внимательнее присмотреться к неопатристической позиции, то становится ясно, что все эти формулировки не вполне покрывают все те вопросы, которые решались в те годы. Богословский спор между двумя школами возник не вокруг того, нужно ли было Православной Церкви обновление после многовекового застоя и западных влияний – по этому поводу существовал консенсус – и даже не по поводу того, нужно ли Церкви обратиться к миру – взгляд на это также был общим для обеих сторон; спор шел по поводу того, на какой основе это обновление и обращение к миру могло произойти Я предлагаю рассматривать русскую школу богословия и неопатристику как два способа дать ответ на проблемы и вопросы современного мира, которые были у православного мышления. Русская школа богословия нашла источник вдохновения в марксистской критике западного капитализма и в романтизме, ее идеалом была Церковь, обращенная к миру, имеющая деятельную роль в современном обществе. Мыслители неопатристического направления искали ответы на вопросы современности на совершенно других основаниях. Богословие неопатристики выбрало себе точку отсчета вне современного мира, а именно, святоотеческую традицию, откуда оно хотело извлечь понятийный аппарат для обращения к современному миру. Следовательно, неопатристическое богословие предлагало основу для более широкой философско-онтологической критики модернизма, и этот потенциал был реализован, прежде всего, неопаламитским направлением этой школы. Как русская школа богословия, так и неопатристика – это разные виды отклика на вопросы и проблемы современного мира, разные виды участия в современности. Однако было бы неправильным сказать, что эти два подхода заключают в себе весь спектр отклика православия на современность – это не было так в 30 гг. XX в., это не так и сейчас. Широкий спектр течений внутри православия, как представляется, вовсе не обращен к современности, они просто отворачиваются от нее, подвергают осуждению или пытаются создать свой мир вне ее . Таким образом, становится ясно, что проблема отношения к современности и дилемма, идти ли «назад к отцам» или «по ту сторону отцов», имеют первостепенную важность для нашего анализа. Русская школа богословия, как кажется, более открыта как к проблемам, которые ставит современный мир, так и к признанию необходимости постпатристического богословия. О. Александр Шмеман так описывает ее богословскую задачу:

http://bogoslov.ru/article/2586215

Монахи хорошо знают, что молитва — это дар, который надо заслужить. Это и источник вдохновения, и нить в темном лабиринте минотавра — житейского духа, и способ исцеления души... Враг рода человеческого тоже это знает и потому прикладывает все усилия, чтобы отвлечь иноков от молитвы. Но молитва была и остается главной целью и задачей существования монастыря, как для его насельников, так и для тех, кто обращается к ним со своими нуждами. Далее епископ Дионисий поделился с монашествующим размышлениями о том, какие именно трудности испытывает инок на пути стяжания молитвы, и личным духовным опытом, приобретенным в монастыре. Владыка также предложил участникам конференции рассказать, как они откликаются на просьбы паломников и своих прихожан о молитве и что помогает им в их молитвенном делании. Завершил пленарное заседание доклад представителя Сербской Православной Церкви иеромонаха Исидора (Ягодича), проректора Призренской духовной семинарии. Выступление отца Исидора произвело большое впечатление на аудиторию, так как оно являло замечательный синтез: с одной стороны, богословского взгляда на монашество как на дар Святого Духа, данный Церкви в таинстве и служащий для ее строения, и, с другой, — живых примеров исходящего от монахов свидетельства и благовестия миру Христа, христианской любви и Царства Небесного «как конечной реальности существования». Усилия монаха «состоят в том, чтобы все вошло в спасительное единство с Богочеловеком. И поэтому монахи молятся за весь мир, любят весь мир и не хотят, чтобы что-либо в мире погибло. Монашество — это образец соборной духовности, забота обо всем творении Божьем», — сказал отец Исидор. Монашество Сербии находится в ситуации, когда его возможности ограничены отнюдь не свободным отказом от мира и свободно принятым на себя, при содействии Божией благодати, благим игом Христовым. Это жизнь в условиях постоянного внешнего давления — с невыдачей документов и, следовательно, угрозой депортации, с запретами на строительство или восстановление разрушенных храмов, жизнь в атмосфере если не открытой, то косвенной агрессии и негатива.

http://pravoslavie.ru/124195.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010