4. Древний этап Традиции: «исихазм до исихазма» Справочно-библиографические материалы См. также соотв. статьи CPG, BHG, ВНО, BHL, DS, LTK, TR и отечественные публикации по коптологии и греко-римскому Египту. 1 . Библиографический указатель/Сост. Шрон Г. С. Л. 1989. 2 . Русская и иностранная библиография по истории византийской Церкви IV-IX вв. (Алфавитный список авторов и краткий обзор их трудов. Прил. к соч. доц. Ф. Терновского ). Киев 1885. 3 . Bibliotheca Sanctorum. Roma 1 (1961) – 13 (1970), Prima Appendice. 1987. [BibS] 4 . Leclercq H. Hésychastes//DACL 1925. 6:2. 2362–2365. [Период до преп. Иоанна Лествичника ]. 5 . Νεοελληνικ βιβλιογραφα περ Μοναχισμο. θναι 1972. 23. 6 . The Coptic Encyclopaedia/Ed. Atiya A S. Ν. Y. 1991. 1–8. 7 . Vivian T. Reading the Saints (II): An annotated bibliography of early monastic texts and resources available in English//CistSt 1998. 33:3. 329–344. Интернет-ресурсы 8 . The Christian Classics Ethereal Library (www.ccel.org): Cassian’s Conferences 9 . The Ecole Initiative (www2.evansville.edu/ecoleweb/): Житие Антония и др. произведения (напр., жития св. Павла Фивейского и Марии Египетской). Общие проблемы древней аскезы 10 . Османкина Г. Ю. Монашеское движение в первые века возникновения византийской империи//Verbum 3 9 .1524). 105–110. 11 . Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998. 528. [Популярный очерк. Библ.: 362–396. Приложение: Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. ( 1 М. 1872)]. 12 . Сидоров А. И. Становление культуры святости. Древнее монашество в истории и литературных памятниках//Он же. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М. 2002 [Сидоров. У истоков культуры святости]. 15–130. 13 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб. 2 1885. М. 1994. 300. Подвижницы Александрии и ее окрестностей (Синклитикия, Сарра, Феодора, Александра и Пиамуна, Ефросиния, Фомаида, Таисия, Феодора, Аполлинария, Марина, Анастасия); 2: Верхнего Египта (Таисия, Пахомия, Исидора, Талида, Тафра, Евпраксия, Феодула, Юлия и неизвестные по имени); 3–6: Подвижницы палестинские, сирские, малоазийские, Константинополя и Эллады].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам Очерк «На «Северный Афон»», записки студента — паломника на Валаам, представляет собой первое опубликованное произведение митрополита Вениамина (Федченкова, 1880-1961). Жанровые сцены и бытовые зарисовки в этих записках соседствуют с глубокими размышлениями, явственно звучат апологетические и полемические нотки, литературные портреты людей отличаются яркостью и выразительностью. Очерк написан молодым человеком двадцати четырех лет от роду, студентом-«академиком», «солидным» богословом, свободно цитирующим святоотеческие творения, и одновременно — жизнерадостным юношей, живым и непосредственным, распевающим ирмосы «о воде». На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам Предисловие Знаменитый в истории русского монашества Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, стяжавший славу «Северного Афона», расположен на самом большом острове в северо-западной части Ладожского озера. Сам остров Валаам и множество более мелких островов образуют архипелаг, который в старину населяли исключительно иноки. Дивная природа «Русского Афона»: отвесные скалы, поднимающиеся из вод Ладожского озера, лесные озёра и высокие сосны, очарование белых ночей, утреннее пение птичьего хора, тихие часы летнего заката — всё это нерукотворное великолепие словно призывает к прославлению Творца, настраивает душу на особенный лад. Лесные тропинки хранят поступь древних отшельников, остатки одиноких келий в отдаленных уголках островов свидетельствуют об их трудах и молитвенных подвигах. А величественные монастырские строения напоминают о многих поколениях валаамских насельников — создателей «пречудного острова». Некоторые источники, которые, впрочем, подвергаются критике со стороны историков, относят начало монашеской жизни на островах Валаамского архипелага к XI и даже X веку. Большинство же современных исследователей считает, что обитель на Валааме была основана в XIV веке трудами преподобных Сергия и Германа Валаамских (память 28 июня/11июля), которые поселились на острове в 1329 году и тем самым положили начало монашескому братству и миссионерскому центру в тогда ещё не просвещённом светом Христовой веры крае. С Валаамом связаны имена многих подвижников Русской Церкви: преподобных Арсения Коневского, Александра Свирского и Савватия Соловецкого, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Приложения ко II тому Истории Христианской Церкви ΧIΧ века Приложение I. Источники и пособия по истории греческих церквей Ни в иностранной, ни в русской литературе ещё нет специального, более или менее цельного и полного обзора исторической судьбы греко-восточной церкви в XIX веке. Выше помещённые очерки являются первым опытом такой истории. Они составлены на основании некоторых церковно-исторических работ, русских и иностранных, в коих рассматриваются те или иные частные и отдельные вопросы из истории православной греко-восточной церкви за минувшее столетие. Во избежание дробности цитации и в интересах экономии места, в тексте исторических очерков сделаны лишь очень немногие указания на литературу предмета. В оправдание своих воззрений и выводов, а также в угоду любознательности тех из своих читателей, которые пожелали бы более подробно ознакомиться с той или иной стороной в минувшей жизни православной греко-восточной церкви, автор считает необходимым отметить здесь, в алфавитном порядке, главные литературные произведения, послужившие материалом и пособием при составлении его исторических очерков. γγελπουλος Г.Π., Τ κατ τν οδιμον πρωταϑλητν το ερο τν λληνων γνος τν πατριρχην Κωνσταντινουπλεως Γρηγριον τν Ε´. Τμος πρτος. ν ϑναις. 1865. Антонин, архимандрит, 1) Из Румелии. С.-Петербург. 1886. 2) Заметки поклонника Святой Горы. Киев. 1864. Архангельский В., священник, Очерк истории греческой церкви со времени падения Константинополя до наших дней. Москва. 1885. Базили К, 1) Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Части I и II. Издание второе. С.-Петербург. 1875. 2) Очерки Константинополя. Части I и II. С.-Петербург. 1885. Бердников И.С. , профессор, Церковное право православной церкви по воззрениям канониста-западника. «Православный Собеседник», 1890 г., части I–III. Березин, Православная и другие христианские церкви в Турции. С-Петербург. 1865. Βος κα πολιτεα το ερομρτυρος Γρηγορου το Ε´ πατριρχου. Κωνσταντινουπλεως. Αϑνησι. 1853. Русский перевод в Прибавлениях к изданию творений святых отцов, часть XIII. Москва. 1854, стр. 69–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Романова А. А. К истории Игрицкого монастыря и списка чудотворной иконы Смоленской Богоматери Рецензия на: Семенова А. В. Игрицкий монастырь и его святыня/Авт.-сост. А. В. Семенова; науч. ред. А. Г. Авдеев. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2015. 280 с., ил. Игрицкая Смоленская икона Божией Матери, явленная в урочище Игрище на реке Песошне в 15 км от Костромы в 1-й половине 1620-х гг., – одна из древних святынь Костромской земли. К сожалению, в настоящее время местонахождение образа неизвестно: он был похищен в 1982 г. из Воскресенского храма села Любовниково, где хранился после прекращения богослужений в Игрицком монастыре в начале 1930-х гг. сохранилась только копия XIX столетия, хранящаяся ныне в Александро-Антониновском храме Костромы. Вышедшее летом 2015 г. издание по истории Богородицкого Игрицкого монастыря относится к возрождающемуся жанру историко-статистических описаний монастырей, который был широко распространен в литературе 2-й половины XIX – начала XX в., а потом, по понятным причинам, прекратил свое существование. Богородицкий Игрицкий монастырь Костромской епархии не имел прежде полного печатного описания, и вообще, по характеристике автора, может быть назван «забытой обителью». Так, и в период существования монастыря публикаций, посвященных Игрицкой иконе и Песошенской обители, было очень немного. В библиографическом списке, приводимом в исследовании, значится 15 печатных работ – преимущественно статей в периодических и справочных изданиях. Впрочем, некоторые справочные материалы по истории монастыря в список не включены в то же время как отдельные работы в библиографическом списке посчитаны заметки, публиковавшиеся частями в местной периодике (с. 265–266). Восстановлению памяти о святыне и ее почитании способствует исторический очерк монастыря (часть 1), в котором, в частности, уточняется время обретения иконы. Большинство списков Сказания о явлении иконы датируют это событие 12 июня 7132(1624) г., однако более ранний, если сравнивать с литературными памятниками, документальный источник по истории монастыря – челобитная 1642 г. 1-го строителя Игрицкого монастыря старца Гурия царю Михаилу Федоровичу – содержит иную датировку – 7130(1621/22) г., и эта дата, что достаточно убедительно показывает автор, более точная.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033382/

Александр Кравецкий. «Судьбы церковнославянского языка в послепетровской России» 3 июня, 2014. Александр Кравецкий О судьбе языка в Синодальный период истории России и Русской церкви 25 мая в рамках Лектория «Правмира» состоялась третья лекция Александра Кравецкого «Судьбы церковнославянского языка в послепетровской России». Кравецкий Александр Геннадьевич, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка ИРЯ РАН. Специалист по истории церковнославянского языка Нового времени и церковной истории. Автор книг: Церковнославянский язык. М., 1996; Изд. 5. М., 2012 (Соавт. А.А. Плетнева). История церковнославянского языка в России (XIX–XX вв.). М., 2001. (Соавт. А.А. Плетнева). Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). М., 2012 Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Том 1-3. М., 2001–2003 (Соавт. А.А. Плетнева, Гезела-Афанасия Шредер и Гюнтер Шульц) Святитель Афанасий Ковровский. Биографический очерк. Владимир, 2007; Изд 2. Владимир, 2012 Мы говорили на прошлых лекциях о Кирилле и Мефодии, о создании церковнославянской письменности, о ее судьбе в средневековой Руси. Сегодня же речь пойдет о синодальном периоде русской церковной истории, о судьбе церковнославянской письменности в эпоху, когда церковнославянский сосуществует с русским литературным языком. Это уже тот период, в котором мы живем и сейчас. На прошлых лекциях в основном мы говорили о судьбе письменности и о судьбе текстов. Сегодня рассказ будет построен немножечко иначе, потому что все время параллельно в голове придется держать два сюжета. С одной стороны, это, как и в прошлые разы, – исправление, редактирование и функционирование богослужебных книг. С другой стороны – существующая параллельно русская литература, написанная на новом литературном языке. Поскольку эти два явления существовали не изолировано, говорить о них по отдельности оказывается невозможным. Сначала мне хочется назвать два основных момента, важных для синодального периода. Синодальный период для церковной жизни и книжности – это период жесткой цензоризации. Духовный регламент, документ, принятый Петром и, по крайней мере, формально, не утративший силу вплоть до 1917-го года, предписывал:

http://pravmir.ru/aleksandr-kravetskiy-s...

А.И.Виноградов Имя св. Андрея Критского очень известно в церковной литературе. Как красноречивый вития (песнописец и творец многих богослужебных канонов, особенно Великого канона) даже более – создатель этой последней литературной формы церковно-богослужебных песнопений 1 , св. Андрей занимает видное место в истории греческой литературы византийского периода. Но при всей литературной известности имени святого отца, его жизнь и деяния освещены в исторических памятниках очень скудно. За исключением одного места в Хронике Феофана где под 712 годом упоминается Андрей, митрополит Критский, нет ни одного исторического указания, которое с большей или меньшей точностью определяло бы время и обстоятельства жизни святителя Андрея. Литературные труды самого Андрей Критского дают, конечно, материал для биографических сведений о нем, но лишь отчасти: самостоятельного значения в данном отношении творения Андрея не имеют и могут служить для составления его жизнеописания лишь косвенно, подтверждая известное предание о святом отце и взаимно объясняясь этим преданием. Поэтому, главным источником сведений о житии святителя Андрея Критского является для нас церковное предание о нем, сохраняемое в синаксарях богослужебных книг, а также и в церковных песнопениях в честь Андрея 2 . Приступая к составлению жизнеописания Андрея, святителя Критского, я имею в виду положить в основу повествования сообщения синаксаря греческих (и славянских) богослужебных книг 3 поскольку подтверждаются и оправдываются они Хроникой Феофана 4 , творением самого Андрея 5 , песнопениями, в честь его составленными для церковно-богослужебного употребления 6 и некоторыми другими литературно-историческими указаниями. Те скудные свидетельства предания и истории, какие имеем мы об Андрее Критском , приурочивают время его жизни к шестому вселенскому собору, и при том так, что этот собор является в середине жизни святого отца, служа гранью между двумя половинами его деятельности: с одной стороны, уединенной монашеской, а с другой – общественной, в степенях церковной иерархии. Таким образом, время жизни святителя Андрея относится ко второй половине VII-ro и началу VIII-ro вв. Синаксарное предание называет Андрея современником иерусалимского патриарха Софрония († ок. 640 г.), представляет его участником шестого вселенского собора, а затем уже членом константинопольского клира и пастырем Критским; Феофан упоминает о нем, как митрополите Критском, под 712 годом, а сам Андрей, своим стихотворным посланием к дьякону Агафону 7 , содержанием которого служит благодарность за присылку для переписки актов шестого вселенского собора, показывает близость своего времени и интересов к этому собору. Упомянутое послание к Агафону тем более важно для нас, что в нем Андрей называет акты собора συλλεγντα πρσφτως (недавно составленными) 8 , а имя дьякона церкви константинопольской Агафона встречаем мы в числе нотариев шестого собора 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Историк с небесным именем По воспоминаниям современников, чем бы ни занимался отец Серафим, — служением Богу, историческими изысканиями или педагогической деятельностью, ко всему он относился с тщанием и скрупулезностью, всегда доводя до конца свое дело. 14 декабря, 2012 По воспоминаниям современников, чем бы ни занимался отец Серафим, — служением Богу, историческими изысканиями или педагогической деятельностью, ко всему он относился с тщанием и скрупулезностью, всегда доводя до конца свое дело. Предлагаем вашему вниманию материал из декабрьского номера журнала  «Вода живая» . 14 декабря 2012 года исполняется 75 лет со дня трагической гибели протоиерея Серафима Александровича Архангелова, настоятеля церкви святого праведного Иова на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Вместе с множеством других соотечественников он стал жертвой «Большого террора», захлестнувшего нашу страну во второй половине 1930-х годов. Пером и духовным мечом В Арзамасском уезде Нижегородской губернии есть село Никольское-Кобылино (теперь оно — Архангельское). Оттуда родом один из лицейских учителей Пушкина  — Василий Архангельский (сам великий поэт бывал в этих краях проездом в родовое имение Болдино). 29 января (10 февраля) 1868 года Никольское-Кобылино дало миру еще одного выдающегося человека — Серафима Александровича Архангелова. Он происходил из среды сельских священников. Верой и правдой служили Русской Православной Церкви его отец, оба деда и еще, как минимум, четыре поколения предков по отцовской и материнской линиям. Будущий пастырь учился в Арзамасском Духовном училище, потом в Нижегородской Духовной семинарии, а после — в Казанской Духовной академии. После окончания академии в течение пяти лет преподавал русский язык в уездном Кашинском Духовном училище в Тверской губернии. В эти годы началась его литературная деятельность. Он много публиковался в различных церковных журналах под псевдонимами: А-в, С.; В-в, С.А.; Ар-лов, Сер.; Арх-ов, С.; С. А. Впервые под своим собственным именем Архангелов издал книгу в 1897 году. Это был труд «Тайны загробной жизни при свете православно-христианского учения», который вышел в санкт-петербургском издательстве П. П. Сойкина. За этой книгой последовали и другие. Сфера литературных интересов Серафима Александровича в тот период была обширна: история церковных учреждений в России («Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря»), изучение миссионерской деятельности Церкви («Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях»), исследование проблем сектантства («Среди раскольников и сектантов Поволжья: Историко-бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае»).

http://pravmir.ru/istorik-s-nebesnym-ime...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 7. Румынская Православная Церковь 7.1. Краткий очерк истории Румынского Патриархата 7.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Румынии В настоящее время считается, что территория между Дунаем и Черным морем известная из античных источников под названием Скифии, была крещена благодаря миссионерской деятельности св. Андрея Первозванного и учениками св. апостоле Павла. Есть некоторые доказательства такого утверждения. Ипполит Римский и Евсевий Кесарийский ведут речь об этой апостольской проповеди в стране скифов в своих трудах «Об апостолах» и «Церковная история». К этим источникам следует добавить народные песни, стихи, подтверждающие сказанное: «Рай св. Андрея»: «Реки Святого», или же «Пещера св. Андрея» (существующая доныне). Есть все основания считать, что румынское христианство – апостольского происхождения. После 106 г., когда римляне завоевали значительную часть территории, на которой проживали даки, были созданы более благоприятные условия для распространения нового христианского учения к северу от Дуная. Во II и III в.в. в существовавшую здесь римскую провинцию Дакию христианство проникало благодаря торговцам, купцам, римским поселенцам. Начиная с этого периода до VI или VII века имеются археологические и литературные доказательства того, что люди, жившие на этой территории, были христианами. Археологические находки показали, что христианство распространялось не только по границе Черного моря, но и продвигалось на север. В Трансильвании также исповедовалась новая религия. Лингвистические исследования приводят к мысли, что основу христианской лексикологии в румынском языке составляют слова латинского происхождения: церковь , вера, закон, Отец, Дева, ангел, алтарь, крест, молитва , грех, язычник, крестить и т. д. 90 % слов в Молитве Господней и Символе Веры имеют латинское происхождение. Христианство , занесенное в Дакию римскими колонистами, которые на первых порах и составляли большой контингент христиан, очевидно, должно считаться занесенным сюда не с Востока, а с Запада, так как во II и даже III в.в. Византийской Церкви еще не существовало. Пресвитер Карфагенской Церкви Тертуллиан свидетельствует, что в его время (конец II – начало III в.) имелись христиане среди даков, предков современных румын. Румынский народ является единственным народом латинского происхождения, который принял восточное христианство – Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арнобий Содержание Древнехристианский писатель Арнобий и его апология христианства (Adversus nationes). Историко-литературный очерк I. Биографические сведения об Арнобии, по блаженному Иерониму II. Время написания апологии Арнобия Задача апологии, предмет и содержание ее IV. План апологии и, в частности, отношение 35–51-й глав седьмой книги к прочим частям апологии V. Источники апологии VI. Арнобий как полемист и апологет VII. Арнобий как богослов 1. Понятие о религии. Бытие Божие. Естественное богопознание. Недостаточность его. Необходимость сверхъестественного, божественного откровения и веры 2. Источники христианской веры: Священное Писание и предание 3. О Боге в Самом Себе и Его свойствах 4. Единство Божие. Боги языческие 5. Отсутствие указаний на Св. Троицу и Св. Духа. Учение о Лице Иисуса Христа 6. О Боге Творце и Промыслителе мира. О происхождении зла. О судьбе 7. Мир духовный. Ангелы и злые духи, или демоны (бесы) 8. О человеке и, в частности, о душах человеческих 9. О Церкви. О благодати Божией и свободе воли человека 10. О смерти и загробной участи человека 11. Главные черты христианского нравственного учения и жизнь христиан, по Арнобию 12. Общее заключение о богословских мыслях и суждениях Арнобия. О причинах заблуждений Арнобия VIII. Литературные приемы, стиль и язык Арнобия IX. Значение апологии Арнобия X. Обзор литературы Арнобий против язычников (Adversus nationes) Книга первая Книга вторая Книга третья Книга четвертая Книга пятая Книга шестая Книга седьмая Указатель имен и предметов     Арнобий (III–IV вв.) – один из крупнейших латинских раннехристианских авторов. Преподаватель риторики, учитель другого великого христианского писателя – Лактанция – он написал сочинение «Против язычников», чтобы доказать искренность своего обращения в христианскую веру. Книга интересна как любопытным синтезом христианских и языческих представлений о Боге, мире и человеке, так и содержащимися в ней бесценными сведениями об античной религии. Издание предназначено для всех, кто интересуется историей античного мира и раннего христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В.М. Скворцов Введение. Граф Лев Николаевич Толстой в его учение. 2 Проф. Н. Ивановский (Общий очерк) Кому не известно имя Льва Николаевича Толстого, или кто, по меньшей мере, не слыхал про него? В былые времена это – один из крупнейших литературных писателей, приобретший себе известность историческим романов «Война и мир», в коем описывается эпоха отечественной войны 1812 года. Этим романом зачитывались в свое время все образованные люди. И если бы он продолжал идти по этому пути, то, бесспорно, укрепил бы за собой всеобщую славу великого художника. Но в последние десятилетия он задумал обратить свой талант в другую сторону, захотел быть богословом, или, вернее, не прямо богословом, а социальным философом на богословской подкладке. В своих взглядах и стремлениях он явился порицателем общественного строя жизни и особенно хулителем церкви, не в меру забогословствовавшимся, пожелавшим указать совсем другие основы жизни государственной и внести новые понятия об истинах религии. Вследствие такой метаморфозы имя его облетело теперь всю Россию и разделило всех мыслящих людей на два лагеря, на его приверженцев и противников, проникло оно и в темную народную массу. Из последней наиболее воспринимается его учение некоторыми нашими сектантами, особенно духоборцами и штундистами, проникает, оно и в среду старообрядцев. К немалому изумлению приходится видеть его книги на полках в шкафу у беспоповцев, а суждения его выслушивать даже из уст единоверцев. Вот как обаятельно его имя! В своем лице он как бы возглавил у нас все нецерковное и враждебное православию. Церковь и граф Толстой точно арифметические плюсы и минусы, точно две силы: центробежная и центростремительная, точно два течения, влекущие людей в противоположные стороны. Нет надобности говорить, что имя Толстого известно и в Европе и даже в Америке. Совершенно напрасно, поэтому в последней своей исповеди он заявлял, что людей, которые разделяют его взгляды, «едва ли есть сотня». 3 Высшая духовная власть отечественной Церкви, зная о сочинениях Толстого и о том, какое влияние они производят в обществе, долго хранила тем не менее молчание. Но около трех лет назад, и она оказалась вынужденной провозгласить во всеуслышание, что граф Толстой отторгся от православной Церкви и со своей стороны произнести нечто похожее на отлучение, хотя и в мягкой форме сравнительно с формою древних канонических отлучений. Обстоятельство это подняло целую бурю в общественном мнении, заставило встрепенуться близких кровных графа и его самого. Явился протест прямо от его лица не только, как увидим в своем месте, неудачный, но и подтверждающий справедливость и неизбежность отлучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010