протоиерей Владимир Рожков Библиография 367 Абрамов Иван. Неплюевская школа (письмо из Глуховского уезда)//Русское богатство. 1899. Кн. 7(10). Отд. 2. С. 177–194. О сельскохозяйственной школе и «Крестовоздвиженском трудовом братстве» Черниговской губернии, организованных Н. Н. Неплюевым в конце 1890-х гт. Абрамов Иван. Похвальное слово церковным школам//Русское богатство. 1904. 9. Отд. 2. С. 183–184. Абрамов П. Средневековая история с детьми-штундистами//Русская школа. 1905. 1. С. 41–44. Исключение из школы учащихся штундистов. Абрамов Я. Земство и города//Новое слово. 1896. 7. Апрель. С. 174–184. Борьба между противниками и сторонниками светской школы в Брянском и Саратовском земствах на земских собраниях в 1896 г. (земская или церковноприходская школа?). Абрамов Я. В. К вопросу о веротерпимости//Отечественные записки. 1882. . А. В. Из Петербурга. Старокатоличество для Западной России//Русское обозрение. 1893. Кн. 1. С. 429–431. Аврех А. Я. Столыпин и Третья Дума. М., 1968. Айвазов Иван II Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. 19. По поводу свободы религиозной пропаганды. Айвазов Иван. Несколько критических замечаний на речь г. Стаховича о «свободе совести»//Миссионерское обозрение. 1901. С. 722–745. Айвазов Иван. Православная Церковь и высшие государственные учреждения в России. М., 1912. Акаемов Н. Ф. Монахи в старой Варшаве//Русский архив. 1915. Кн. 2. Вып. 7. С. 302–322. Монахи разных конгрегации в XIV–XIX вв. Акимов В. В. Книга в деревне//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 5. 1906. Сентябрь. С. 11–61. В связи с вопросом о внешкольном образовании. Акимов В. В. Постановка учебного дела в земских школах//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 62. 1916. Март. Отд. 3. С. 33–90. Ч. 63. Май. С. 1–60. С таблицами в тексте. В март. кн. (примеч. на с. 33–34) указаны источники и литература. Алексеенко М. М., профессор. Пятилетие бюджета в III Государственной Думе. СПб., 1912. Анастасиев А. И. Новая начальная школа//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 7. 1907. Февраль. Отд. З.С. 129–181. Состояние школы в связи с министерским проектом всеобщего обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

[Февраль] Фудель И., свящ. Церковное и внецерковное учительное слово, как главная основа успеха внутренней нашей миссии//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 163–171 «Мы же в молитве и служении слова пребудем». Деян.6:4 I. «Замечательно, что наша Православная Российская Церковь не мало веков, можно сказать, чуждалась проповеди живой, ораторской проповеди. Чуждалась не по одному только малому развитию как пастырей, так и пасомых, но и по духу глубокой веры. Придут верные во храм, здесь слушают уставные слова молитв церковных, благоговейно внимают каждому слову протяжно раздающихся священных чтений слова Божия, стараясь умилённо, по мере разумения, проникнуть в словенские речения святоотеческих поучений. И, помолившись, со-утешившись общецерковной верой, укрепившись духом, исходят из церкви без сомнений и колебаний, с духовным утешением и умилением, часто с веселием и миром о Духе-Святе в душе. Был свой глубокий смысл в нашем древне-церковном строе и быте. А теперь дух этого строя отлетел, древний быт исчез, настроение душ стало иное...» Это писал много лет тому назад приснопамятный Никанор, архиепископ Херсонский. Эти слова можно повторить не раз, с умилением оглядываясь на пройденный исторический путь русской Церкви и с тревогой всматриваясь в ближайшее будущее. Да, был глубокий смысл в нашем древне-церковном строе и быте, была гармония, лучше сказать, полное внутреннее соответствие между этим строем и бытом и духовным настроением народа, это была младенческая пора веросознания народа, пора для народа блаженная и невозвратная, как и для каждого человека. Восприявши веру чувством, народ бережно хранил и вынашивал её в тайниках своей души, питаясь из богатой сокровищницы церковности и почерпая оттуда всё, что нужно было для воспитания духа в течение многих веков. Поэтому и сама проповедь церковная мыслилась тогда не иначе, как учительным словом святых духоносных отцов Церкви, которое по своему духу, языку и произношению было как бы частью самого богослужения. Но пора та миновала. Самый невнимательный наблюдатель должен сознаться, что мы отжили самое спокойное время исторической жизни и что настал период критический, когда приходится проститься с глубокой колеёй пройденного прямого исторического пути и волей-неволей вдумываться да всматриваться в бездорожную даль, как бы не заблудиться, да как бы совсем не свернуться на бок... Быт народа подвергся коренной ломке. Экономические отношения изменились и перепутались, социальный строй потерял свою устойчивость, в народную жизнь вошли чуждые ей элементы, действующие в ней разлагающим образом, и «настроение душ стало иное». Простая младенческая вера отцов стала заменяться «испытующей» верой детей. Духовные запросы народа час от часа растут и возникают даже там, где их менее всего можно было ждать. Мысль народная проснулась и жадно ищет удовлетворения. Что же делать?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капитанская дочка» Пушкина Историко-критический этюд. 3 часть 01.12.2010 4874 Время на чтение 37 минут 1 часть 2 часть Ниже мы завершаем публикацию историко-критического этюда Николая Ивановича Черняева (1853-1910) (См. начало: «Капитанская дочка» Пушкина ; продолжение: «Капитанская дочка» Пушкина Историко-критический этюд. 2 часть ). Специально для Русской Народной Линии публикацию (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. 8-12; 1898.- подготовил (в сокращении) доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Постраничная ссылка перенесена в окончание текста. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Общие выводы о значении и особенностях «Капитанской дочки». - Ее психология и психологические приемы.- Списывал ли Пушкин с кого-нибудь героев и героинь своего романа?- «Капитанская дочка» отразила в себе русское общество и русский народ времен Екатерины II.- Сравнение «Капитанской дочки» с «Евгением Онегиным» по широте раз­маха.- Мнение Н. Н. Страхова о «бедной действительности» и «умеренном понимании и чувствовании» действующих лиц «Капитанской дочки».- Их язык.- «Капитанская дочка», как проявление русского национального самосознания.- Отзыв Ю. Н. Говорухи-Отрока.- Особенности «Ка­питанской дочки». - Слова Шербюлье о художественном идеализме и стиле.- Всемирно-историческое значение «Капитанской дочки». Теперь нам следует подвести итоги всему прежде сказан­ному и точнее определить литературное значение и особенности «Капитанской дочки», о которых нам уже приходилось не раз говорить мимоходом. Представляет ли «Капитанская дочка» большой, исключи­тельный интерес с психологической точки зрения? Мы решаемся поставить и разобрать этот, собственно говоря, лишний вопрос, лишь в виду той сбивчивости понятий, которая господствует в нашей критической литературе и мешает пра­вильной оценке гениальнейших произведений русского искусства.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/02/...

Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск МЕЖ ДВУХ ЗОЛ Исторический выбор Александра Невского Благословение князя Александра епископом Спиридоном. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI b. " Сквозь тусклое стекло " В 80-90-е годы нашего столетия как в западноевропейской, так и российской науке вновь появились попытки переосмыслить значение для истории Руси и, соответственно - России, политику князя Александра Невского, и свести его гражданский и духовный подвиг даже не к рядовому, типичному для князя-воина поступку, а к роковой ошибке, предопределившей " не тот " путь развития средневековой Руси, а затем и России. Критический анализ деяний Александра Невского дан в книге главы английских историков-славистов профессора Оксфордского университета Джона Феннела " Кризис средневековой Руси. 1200-1304. " , вышедшей в свет в 1983 г. в Лондоне (переиздана в переводе на русский язык издательством " Прогресс " в 1989 г.), а также статье И. Н. Данилевского " Один из любимых героев детства " ( " Знание-сила " . 1994. 7.) . И. Н. Данилевский пошел еще дальше своего английского коллеги и поставил перед собой задачу развенчать столетиями слагавшийся миф о великом князе Александре Ярославиче. Остановимся на основных положениях этой работы и начнем цитатой из нее с небольшими комментариями: " Основы мифа об Александре Невском были заложены уже вскоре после смерти знаменитого князя. Приблизительно в восьмидесятые годы XIII столетия начал формироваться культ князя как святого, в чем кровно были заинтересованы его преемники. Тогда и была написана житийная повесть о нем . Основу ее составил рассказ о тех самых сражениях, которые мы так хорошо помним " . (С.123), т.е. о Невской битве 15 июля 1240 г. и Ледовом побоище 5 апреля 1242 г.

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капитанская дочка» Пушкина Историко-критический этюд 19.11.2010 7400 Время на чтение 47 минут Ниже мы впервые начинаем переиздание историко-критического этюда Николая Ивановича Черняева (1853-1910) (см. о нем: «Кое-что о Кольцове» ), одного из лучших знатоков жизни и творчества А.С. Пушкина . Это первая монография, посвященная «Капитанской дочке», по сути дела, завещанию великого русского писателя. Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. 8-12; 1898.- подготовил (в сокращении) доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Постраничные ссылки перенесены в окончание текста. + + + ВВЕДЕНИЕ. С чувством весьма понятной робости мы приступаем к разбору «Капитанской дочки», - этого гениального создания великого русского поэта, в котором он явил неувядаемый образец художественного совершенства и достиг крайних гра­ней искусства. Строгая критика может указать на некоторые недостатки и пробелы и в «Евгении Онегине», и в «Борисе Годунове», но в «Капитанской дочке» нет слабых мест: она принадлежит к числу тех вечно юных и чарующих произведений, которые никогда не утрачивают своего значения и лучше которых в том же роде ничего нельзя себе представить. «Капитанская дочка» - единственный русский роман, который мо­жет выдержать какое угодно сравнение, и на который мы можем смело указать и германо-романской Европе, и нашим соплеменникам-славянам, как на непререкаемое доказатель­ство изумительной мощи русского народного гения, сказавшейся в особенно ныне распространенном и любимом роде поэзии, то есть в области романа, заполонившей собою чуть не всю со­временную изящную литературу. «Капитанскую дочку» мы смело можем противопоставить и «Дон-Кихоту» Сервантеса, и романам Гете, Вальтер-Скотта, Жорж-Занда, Диккенса и Теккерея. Не говорим уже о сомнительных творениях тех звезд второй и третьей величины, которые теперь мерцают или недавно мер­цали на сереньком небосклоне заграничной беллетристики: сравнивать «Капитанскую дочку» с этими творениями, а Пушкина с их авторами значило бы впасть в своего рода кощунство. «Капитанская дочка», подобно картинам Рафаэля или операм и Requiem’y Моцарта, никогда не будет забыта и всегда будет служить предметом изумления, восторгов и тщательного изучения. И в то время, когда все светила нашей современной литературы канут в Лету, слух о «Капитанской дочке»

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капитанская дочка» Пушкина Историко-критический этюд. 2 часть 28.11.2010 4387 Время на чтение 25 минут 1 часть Ниже мы продолжаем публикацию историко-критического этюда Николая Ивановича Черняева (1853-1910) (См. начало: «Капитанская дочка» Пушкина ). Специально для Русской Народной Линии публикацию (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. 8-12; 1898.- подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Постраничная ссылка перенесена в окончание текста. ГЛАВА СЕДЬМАЯ. «Старинные люди». - Иван Кузьмич Миронов.- Его служебное прошлое.- Иван Кузьмич, как комендант Белогорской крепости.- Последние дни его жизни и его смерть.- Иван Кузьмич и герои графа Л.Н. Толстого. - Иван Игнатьевич. - Его рассуждения о дуэли. - Комичные черты его характера. - Его героизм. - Василиса Егоровна, как жена и как командирша Белогорской крепости.- Ее доброта и преданность служебному долгу. - Ее смерть. - Марья Ивановна.- Параллель между нею с одной стороны и пушкинской Татьяной, тургеневской Лизой и графиней Марьей Волконской графа Л.Н. Толстого - с другой. - Миросозерцание Марьи Ивановны. - Ее внешний облик. - Впечатление, которое она на всех производила.- Анализ ее характера.- Марья Ивановна - идеал русской женщины.- Она принадлежит к величайшим созданиям пушкинского гения. Вторым эпиграфом к третьей главе «Капитанской дочки», в которой читатель впервые знакомится с семьей Мироновых, Пушкин поставил восклицание Простаковой из фонвизинского «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка». И Иван Кузь­мич Миронов, и его неугомонная супруга Василиса Егоровна, и их друг дома, кривой поручик Иван Игнатьевич, все они, действительно, старинные люди, но не простаковского пошиба. Они столь же дороги и милы всякому грамотному человеку на Руси, как и Савельич. Муж и жена Мироновы принадлежат к одному поколению с стариками Гриневыми. Вся разница в том, что Гриневы являются представителями лучшей части родовитого и зажиточного дворянства, а Миро­нов и его верный сослуживец - представителями бедных, безземельных и неродословных служилых людей, только что попавших в дворяне в силу Петровской табели о рангах.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/29/...

Н.И. Полетаев Приложения 1 Мстиславову грамоту преосв. Евгений открыл в Новгородском Юрьевском монастыре. В высшей степени характерен, для времени и для самого Евгения следующий рассказ о первом осмотре им этого монастыря. «Вперед он дал знать в монастырь о своем приезде, и этим, разумеется, заставил начальство обители несколько посуетиться и прибрать некоторые из монастырских помещений в более чинный порядок. ехать в монастырь он мог одною из двух дорог: или верхнею, более проезжею, но скучною, или – нижнею близ Волхова, менее удобною, но занимательною. Он поехал нижнею – против ожиданий монастырских. Близ самого монастыря он встретился с возом, ехавшим к Волхову в сопровождении инока. Его заняло, что везет инок к реке; он спросил. Инок отвечал, что в возу разный сор и хлам, который просто кинуть в кучу навозную нельзя, а надобно бросить в реку. Это возбудило любопытство Евгения. Он вышел к возу, и велел приподнять рогожку, увидел порванные книжки и книжные листы, и затем велел иноку воротиться в монастырь. В монастыре он сказал начальствующим, что если они считают хлам на возу ни на что негодным сором, то готовы, значит, и уступить его тому, кто им будет дорожить, что он сам дорожит им. И затем стал перебирать его, и выбрал на первый раз не мало кожаных книг и тетрадей, обещая порыться в остальном в другое время» 734 . О времени находки самой грамоты в к Мстислава преосв. Евгений извещал А. Ф. Воейкова от 24 ноября 1816 года: «Я, пишет Евгений нашел подлинную пергаменную грамоту в. к. Мстислава в 1807 г.» 735 . Текст ее вскоре же был сообщен Евгением путешествовавшему с ученою целию о. Озерецковскому и напечатан этим последним в его «Обозрении мест от С.-Петербурга до Старой Русы и на обратном пути» (Спб. 1808 г., ст. 23 и д.) Обозрения этого мы не видали и настоящий факт передаем со слов М. И. Сухомлинова 736 . В апреле 1812 г. Евгений при письме президенту московского Общества Истории и Древностей Российских П. П. Бекетову посылает «Точный список, снятый на прозрачную бумагу» с грамоты Мстиславовой 1128 года «на рассмотрение» с чем прибавляет: «Если Обществу угодно вырезать (ее) на меди для напечатания, то я могу доставить оному на время и подлинники, который вытребован мною на время из Юрьева монастыря и находится теперь у меня для сделания о нем критических замечаний, кои могу также в свое время представить» 737 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

XI. Напрасное опасение Насколько неизбежно возникновение в России церковно-политического вопроса, предсказываемое «Вестником Европы»? Наша светская печать, в лице одного из наиболее солидных своих представителей – «Вестника Европы», еще раз возвращается к обсуждению тех вопросов церковно-религиозного характера, которые уже неоднажды были затрагиваемы в ней в последнее время. Обращая внимание на то обстоятельство, что в наши дни так называемый церковно-политический вопрос – вопрос об отношениях государства к церкви – «приобрел во всем образованном мире такое значение, которого никто не мог даже и предугадывать в тридцатых и сороковых годах», что не только в Европе – в Пруссии, Австрии, Испании, Франции, Англии, Бельгии, но и в Америке, на севере – в Соединенных Штатах, на юге – в нескольких из тамошних государств, им повсеместно и почти исключительно в течение последних лет с необычайной энергией занимаются и государственные учреждения, и печать, почтенный журнал (см. «Вестник Евр.», апрель, 1878 г. внутреннее обозрение, стр. 795–799) приходит к тому заключению, что и у нас в России «чем более государственной останется наша церковь , тем неизбежнее в будущем России появление церковно-политического вопроса» в смысле «разногласия и разъединения между массами различных религиозных верований, со стремлением одних к приобретению равных прав, а других – к удержанию прежнего господства». Мало того, по мнению хроникера, «у нас есть условия, которые могут придать этому вопросу в будущности даже более резкости и страстности, чем он имеет на западе». В виду такого заявления, довольно обстоятельно мотивированного хроникером «Вестника Европы» в его статье, мы со своей стороны считаем не лишним сказать несколько слов относительно этого предмета с точки зрения православного богословия, а также с точки зрения интересов православной церкви и православного русского общества, насколько эти интересы доступы нашему пониманию. Мы уважаем последовательность и верность избранному девизу: она, эта последовательность, сродни искренности убеждений, столь редкой в настоящее время и, следовательно, тем более ценной добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди I. Молитвы о кающихся. II. Молитвы о исповедающихся. III. Молитвы, разрешительные от епитимии, клятвы и всякого греха. IV. Молитвы, разрешительные от внешнего осквернения. V. Постные молитвы и отношение их в исповеди. VI. Общие и специальные молитвы, разрешительные по смерти вообще. VII. Грамоты разрешительные по смерти. VIII. Молитвы – разрешительные для умерших под отлучением. IX. Покаянные молитвы субъективного характера. Сверх целых уставов, так или иначе соприкасающихся с понятием исповеди и обследованных нами в предыдущей главе, – и в печатных литургических книгах, и тем более в литургико-канонических рукописях – имеется весьма обширный цикл отдельных молитв, которая или непосредственно относятся к исповеди, или известною стороною соприкасаются с нею. Историко-критическому обозрению этих молитв мы и посвящаем настоящую главу. Количество таких молитв по нашим разысканиям весьма обширно, при этом значительная доля их, с тем или другим значением, имела место в старинных исповедных уставах. По их внутреннему характеру, они распадаются на два типа, это: молитвы в известной мере с объективным характером, как долженствующие совершаться священнослужителем для другого лица, и всецело субъективный, как читаемый совершителем для самого же себя. Что касается до назначения подобных молитв, то в этом отношении он подразделяются на долгий ряд категорий, исчисленных нами в перечне содержания настоящей главы. Применительно к этому последнему делению мы и имеем далее их рассматривать, – рассматривать, – насколько они известны нам по рукописям. I. Молитвы о кающихся. а) Εχ π μετανοοτων (Молитва о кающихся). Под таким надписанием в Евхологиях, а равно и в славяно-русских Служебниках и Требниках отдельно помещалась уже известная нам молитва «Господи Боже наше, иже пророком своим Нафаном покаявшуся Давиду о своих прегрешениях...» и пр. По происхождению – эта молитва относится, несомненно, к глубочайшей христианской древности. За это говорят – простота ее конструкции, влияние ее на текст других молитв, составлявшихся позднее, обязательное присутствие почти во всех уставах и чинопоследованиях исповеди 421 и, наконец, присутствие ее во всех древнейших Евхологиях 422 . На основании всех подобных данных, ее происхождение с полным правом можно отнести ко времени до VI в. Очевидно, она служит свидетелем практики древней Восточной церкви вообще, в деле совершения ею исповеди. Только при таком понимании времени происхождения этой молитвы и можно объяснить, почему, не смотря на существование особых чинов исповеди, она продолжала и продолжает в настоящее время изолированно от устава исповеди помещаться в Требнике – и в Греции 423 , и у нас 424 . Если бы она была составлена по появлении устава исповеди Иоанна Постника , то ее не было бы никакой нужды выделять из этого устава и помещать особо в Евхологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Густав Андреевич Розенкампф Содержание Предисловие Отделение первое. О Греческих собраниях, предшествовавших Славенскому собранию Правил Св. Отец § 1. О первых собраниях соборных Правил вообще § 2. О распространении оных в разных переводах I. На Западе а) в Италии, b) в Англии, с) в Африке; II. На Юге § 3. Об усовершенствовании Греческих собраний в царствование Императора Юстиниана § 4. О трудах Патриарха Иоанна Схоластика § 5. О каноне, или составе правил Святых Соборов и Святых Отец, постановленном на шестом Вселенском Соборе в Трулле Палатнем § 6. О трудах Патриарха Фотия Отделение второе. О переводах на Словенский язык Греческих собраний правил §§ 1.2.3.4.5. Исторические сведения о Славенских Номоканонах, о Кормчей книге, о градском законе, и о разных переводах оных, равно и о настоящих русских не с Греческого переведенных статьях § 6. О двух главных разрядах Славенских собраний Правил Св. Отец § 7. Изложение первого разряда Отделение третье. Изложение второго разряда §§ 1.2.3.4.5.6.7. Описание статей и сравнение разных списков, к сему разряду принадлежащих Отделение четвертое. О печатной Кормчей §§ 1.2.3. Изложение оной и сравнение с другими списками § 4. О собраниях Правил, ныне в Греческих краях употребляемых (о Пидалионе) § 5. О переводе Правил, ныне в Валахии и Сербии находящемся § 6. О других собраниях Правил Св. Отец, на Юге и на Севере употребляемых § 7. Историческое сравнение Кормчей книги Церкви Восточной с таковой же книгою Западной Церкви (под заглавием: Decretum Gratiani), в XI веке собранною Заключение Предисловие Цель сих исследований состояла в том, чтобы объяснить важнейшие до сего времени столь мало известные и критическому разбору не подвергнутые источники древнего Российского Канонического и Гражданского права, которые включены в печатной Кормчей книге, но более и в древних списках разных составов оной от XIII до самого конца XV века. Я соединил в первых двух отделениях, ныне издаваемых, общие сведения о том предмете, составляющие, так сказать, вступление к прочим отделениям. Изложив в сей общей части все доказательства, к ней принадлежащие и распределив оные, каждое в своем разряде, я старался убедить, что История Канонического и История Гражданского права в первых веках Российского Государства не могут быть разделяемы и рассматриваемы порознь одна от другой. Обе они происходили из одного корня, т. е. из образования народа, которое сначала крещения и постановления Иерархии было основано отчасти на новом устройстве Гражданских и Духовных властей, и отчасти на новых правилах Законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/obozre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010