Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ I. Общее название нелегальных религ. сообществ и групп в СССР в 20-80-х гг. XX в., часть катакомбного движения ; II. Самоназвание ряда неканонических псевдоцерковных орг-ций в России и на Украине с 90-х гг. XX в. Как синонимы И. п. х., так и самостоятельно употреблялись термины «истинно православные», «Истинно православная Церковь» (ИПЦ) (об именующих себя «Истинно православные Церкви» раскольничьих старостильных организациях в Греции, Болгарии и др. странах см. в ст. Старостильные Церкви ). I. Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 г. и связано с реакцией верующих на возникновение обновленчества . В письмах в защиту Патриарха свт. Тихона , к-рые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР из правосл. приходов Сев. Кавказа, Ср. Азии и Центр. Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя, т. о., свои сохранившие верность Патриарху общины обновленческим. Однако затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религ. группы, которые не признавали канонической высшей церковной власти и выступали за переход к тайным (катакомбным) формам религ. жизни. Впервые термин «истинно православные христиане» в этом значении стал употреблять еп. Андрей (Ухтомский) . Став одним из основателей катакомбного движения, с нач. 20-х гг. XX в. он практиковал тайные хиротонии викарных епископов для разных епархий. После кончины свт. Тихона ( 1925) еп. Андрей не согласился с передачей управления Церковью Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) и впосл. не признавал канонических прав Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , обвиняя обоих в компромиссах с советскими властями. По нек-рым сведениям, еп. Андрей, порвав с Патриаршей Церковью, перешел в старообрядчество (по др. данным, речь шла о попытке присоединения старообрядцев к Православию). Именно от старообрядцев, по мнению совр. исследователей, еп. Андреем был заимствован и термин «истинно православные христиане», встречавшийся в старообрядческой литературе. Так, одно из самоназваний существующего с XVIII в. беспоповского согласия бегунов - истинные православные христиане странники (ИПХС; см. в ст. Странники ).

http://pravenc.ru/text/675029.html

М.Б. Данилушкин Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Несмотря на обилие публикаций по истории Русской Православной Церкви XX столетия, как научно-исследовательского, так и популярного характера, появлявшихся в последние годы в различных изданиях, история Катакомбной Церкви остаётся самой загадочной и малоисследованной страницей этого периода. Причина кроется не только в недостаточном количестве и малодоступности источников (многие документы хранятся в закрытых архивных фондах, возможность доступа к которым мы получили совсем недавно), но также и в малом сроке, недостаточном для появления серьёзных объективных работ. Проблему усугубляет и настороженное отношение самих «катакомбников», которые очень неохотно делятся сведениями о себе с «сергианами» (как называют они служителей и паству Московской Патриархии), не говоря уже о светских историках. По этим причинам публикации о Катакомбной Церкви нередко расплывчаты, противоречивы и имеют тенденциозный характер. Почти полное отсутствие доступных источников крайне затруднило возможность для нас проверить утверждения авторов публикаций. У Церкви, окутанной загадками, появляются преемники – подчас откровенно сектантского толка, чуждого Православию, как, например, « Церковь Пресвятой Богородицы» (или «Богородичный Центр»), позднее получившая название « Церковь Божьей Матери Преображающейся», объявившая себя духовной преемницей Катакомбной Церкви. Современный канадский исследователь проф. Д.В. Поспеловский, автор ряда работ по истории РПЦ, написанных, правда, с экуменических и обновленческих позиций, предпринимает попытку уточнить различия между течениями «катакомбников»: «В советской атеистической литературе так и не был решён вопрос, являются ли «Истинно православная Церковь» и «Истинно православные христиане» двумя течениями или одним (к рассмотрению этого вопроса мы вернёмся позднее – авт.). Наиболее убедительно мнение, что это одно движение, но наименование «Истинно православные христиане» употребляется по отношению к тем общинам, которые не имеют священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам , затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства, направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека, исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М.В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем» , отметив, что такое название имеет Церковь, свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который, выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви . Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание . Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление и возглавление его . По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих», «многие из тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к. большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику . Однако, исходя из открытых на данный момент материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса, направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

http://bogoslov.ru/article/5081610

Бургундские схолии, или паломничество в Везле в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы 19 апреля, 2010 в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы Так случилось, что в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы. И я могу признаться теперь, когда все пережитые испытания уже позади, что только вера, молитвы и Причастие, а также  налитая с любовью чашка горячего чая и беседа по душам спасли меня тогда от полного отчаянья. Я стала ходить в храм почти каждый день, и постепенно тучи над нами рассеялись, и наша жизнь с дочерью с Божьей помощью стала налаживаться… При храме создана Ассоциация молодежи Русской Православной Церкви «Корсунь», ее ангел и координатор — Катя Соложенко. После вечерней службы прихожане изучают богослужебный Устав, церковно-славянский язык и просто говорят по душам – для многих это единственное место, где можно пообщаться по-русски. И вот возникла идея поездки – выездного семинара по богослужебному Уставу «Бургундские схолии» в выходные дни 20-21 марта в приходском доме при православном храме г. Везле. Мы с Марусей были счастливы присоединиться к паломникам, и вот настало 20 марта… В назначенный день у храма после службы, по благословению архиепископа Корсунского Иннокентия, собрались паломники – 21 человек, среди которых студентки  Сорбонны, преподаватель истории философии ПСТГУ, пенсионеры, люди самых разных социальных слоев и возрастов, дружно погрузились в машины, и тронулись в путь. Главная улица Везле

http://pravmir.ru/burgundskie-sxolii-ili...

XIX. Слово к прихожанам м. Кокенгузена 20 . Об истинно-христианской жизни. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех». Эти слова Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам, чтобы они, проповедуя во всём мире Его небесное учение, учили людей не словом только, а и делом; чтобы своей жизнью доказывали, что они действительно проповедуют учение небесного Учителя. Но имея отношение, прежде всего, к апостолам, слова эти относятся и к преемникам апостолов – пастырям Церкви. Этими словами Господь Иисус Христос говорит пастырям церкви, чтобы они поучали людей не только ревностным проповедованием слова Божья, благоговейным совершением Богослужения и святых Таинств, а и своей жизнью: чтобы отличались твёрдостью в вере и надежде христианской и крепкой любовью к своему делу – совершенствованию вверенных им людей. Наконец, эти слова Спасителя относятся и ко всем христианам, и к вам, братья, чтобы и вы свою твёрдость в вере православной обнаруживали постоянно преданностью святой православной Церкви, посещеньем храма Божья, заботою о его благолепии, почитанием своих пастырей, молитвой за них, молитвой за живых и умерших и другими добрыми делами, которым вас учит св. Церковь наша. Назад тому два года, скоро после вступления моего в новую, мне Богом вручённую, Рижскую паству, я проезжал тут недалеко мимо вас, по железной дороге, и тогда уже имел случай, ещё не зная вас, увидеть вашу любовь к своему Архипастырю, пришлось увидеть вашу преданность пастырям Церкви православной, питаемую вами из любви к православной вере. Тогда, когда я проезжал здесь по железной дороге, вы – православные жители Кокенгузена, прихожане этого храма, со своим пастырем явились на железную дорогу и приветствовали меня духовными песнями и своими благожеланиями. Я видел любовь вашу и, преподав вам благословение Божье, обещался, как только смогу, посетить вас. Уже тогда, два года тому назад, услышал я, а после ещё более узнал и о красоте местности вашей, в которой Господь судил вам жить, о прекрасном вашем храме, в котором вы молитесь за живых и за умерших и который стараетесь благоукрашать своим усердием, а главное – уже тогда, а после ещё более узнал и от пастыря вашего, который мне хвалил вас, и от других знающих людей – о доброй вашей жизни: вашем усердии к храму Божьему, вашей крепкой вере и любви и привязанности к своей родной святой, православной вере, о вашем прекрасном пении и многом другом. Всё слышанное о здешней местности меня радовало, а слышанное о прекрасном храме вашем и доброй вашей жизни меня утешало, а все это вместе влекло меня к вам, чтобы, воочию увидев всё это, духовно порадоваться с вами, вознести в вашем храме вместе с вами молитву о себе и о вас, о живых и умерших ваших Отцу Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

С приложением указания особенных церковных достопримечательностей Москвы 1. Понятие о церковной истории История – слово греческое и значит рассказ. Церковь тоже слово греческое н значит дом Божий 1 . Христианской Православной Церковью называется совокупность, или общество всех людей, которые православно, т. е. правильно, истинно веруют в Иисуса Христа, Спасителя мира. Общество истинно верующих в Иисуса Христа называется домом Божиим потому, что в этом обществе особенным образом живет Господь и управляет им, как хозяин управляет своим домом. Церковь называется христианскою потому, что люди, составляющие ее, веруют во Христа – Спасителя мира. Сами они от сей веры во Христа называются христианами. Церковь называется еще Православной потому, что христиане, составляющие ее, веруют во Христа правильно, т. е. так, как научил веровать Сам Иисус Христос и Его св. апостолы; так как есть христиане, которые веруют во Христа не совсем правильно, т. е. из учения Христова и апостольского нечто изменили они, иное прибавили, а иное убавили, отчего и называются неправославными. Рассказы об этой христианской Православной церкви, т. е. о том, как она началась, как по времени устраивалась и как за тем до настоящих времен продолжает свое существование, и составляют так называемую историю Православной христианской Церкви. Сошествие Святого Духа на апостолов и начало Христианской Церкви Иисус Христос, живя на земле, из своих верующих уже образовал христианскую церковь . И вот, когда Он после своего вознесения на небо, послал Духа Святаго на апостолов и прочих верующих, то этим уже утвердил и освятил ее, и с сего времени она начала более и более распространяться по земле. Иисус Христос обещал апостолам по вознесении своем на небо послать Духа Святаго на них, чтобы он научал их истине, укреплял в добре и помогал в деле распространения христианской веры на земле. И в 10-й день после Вознесения, и в 50-й после Воскресения Своего действительно послал Его на апостолов и других верующих. Был у евреев праздник Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Киеве всё спокойно? Размышления о церковной журналистике 18.07.2013 1185 Время на чтение 23 минут В обществе, так или иначе связанном с церковной жизнью, периодически возникает вопрос, как подходить к оценке различных событий. При этом, какой бы случай или событие не обсуждались, точки зрения значительно разнятся в широком спектре от «молчать» (не обсуждать, не судить и не высказываться) до маргинальных заявлений, очерняющих всею Церковь в целом, ее внутрицерковный уклад. Непосредственным поводом для этой статьи явилась публикация в издании «Православие в Украине» главного редактора «Церковной православной газеты» ( http://cpg-ru.in.ua/ ), официального печатного издания Украинской Православной Церкви (УПЦ) архимандрита Лонгина (Чернухи), являющейся, в свою очередь, ответом на мнение протодиакона Андрея Кураева о церковной журналистике http://diak-kuraev.livejournal.com/489688.html . Ключевым абзацем статьи отца Кураева, определившим решимость архим. Лонгина высказаться по теме, явился, по-видимому, этот: « Признак истинно церковного журналиста: не замечать даже самых очевидных, кричащих проблем. Реагировать - так последними. «Мудро и взвешенно». И это при бесконечных заверениях в том, что мы находимся на фронте объявленной нам информационной войны. Но коли так, то на войне надо вести себя как на войне и, значит, соизволить заметить: танки Гудериана уже под Минском (или в данном случае - Киевом), а наша «Правда» все еще говорит о мирном советском небе и нерушимых границах» . Понятно, что протодиакон Кураев иронично характеризует образ «истинно церковного журналиста». Итак, самый публикуемый и известный дьякон в России, отличающийся нередко своими нестандартными и спорными высказываниями, в этом случае просто констатирует, что в Украине в силу подозрительно странного молчания в отношении целой вереницы событий принято вообще не высказываться о самой УПЦ, ее рядовых священниках и, тем более, архиереях. В основе главной надвигающейся беды на территории православной Украины лежит явно обозначенный крен в сторону раскола. А именно отделение УПЦ от юрисдикции Русской Православной Церкви (РПЦ). Наметившаяся тенденция к одностороннему достижению автокефалии в свете происходящих событий вызывают тревогу среди огромного числа верующих, монахов, священников УПЦ. Напомню, что в постановлении Поместного Собора РПЦ 6-12 июня 1990 года, было подчеркнуто, что «наша многонациональная Церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов, но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь» . При предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в ее управлении отмечено: « Образование независимой УПЦ открывает возможность избежать раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными» http://www.bogoslov.ru/text/269165.html#_ftn2

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Введение Церковь на земле – средоточие истинной духовной жизни, святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь – общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви – Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее – Господа Иисуса Христа и ее Кормчего – Духа Святого. Спаситель, раскрыв в евангельском учении тайну Своих Страстей и Воскресения, даровал возможность созерцать духовные сокровища Церкви, положив в основание ее семь Таинств. По словам Священного Писания, «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» ( Притч. 9, 1 ). Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомáзание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение ». Церковь принимает человека уже от лона матери, и два Таинства приближаются к самой колыбели – одно возрождающее, другое утверждающее – Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье Божественное Таинство – Причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 55, 56 ). Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на путь добродетели, предлагая ему четвертое Таинство – Покаяние. Оно, подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава II. О Христе-Спасителе в особенности § 78. Учение Церкви и состав этого учения О Христе-Спасителе нашем мы, вместе со всею Православной Церковью, в символе веры исповедуем так: «верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго..., нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася, распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием, и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». В этих словах символа содержится: 1) учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве воплощения и 2) учение о совершении Им нашего спасения или о таинстве искупления. Член I. О лице Иисуса Христа § 79. Учение Церкви и состав учения Догмат Православной Церкви о Лице Господа нашего Иисуса Христа с особенною раздельностью выразили отцы четвертого вселенского Собора в следующем своем определении: «Последующе божественным отцем, все единогласно поучаем исповедывати единаго и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве; истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела; единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству, по всему нам подобна, кроме греха; и рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас, и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству; единаго и тогожде Христа, Сына Господа, Единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго (никакоже различию двух естеств потребляемому соединением, паче же сохраняемому свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемаго); не на два лица разсекаемаго или разделяемаго, но единаго и тогожде Сына и Единороднаго Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле Пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас и якоже предаде нам символ отец наших». Отсюда видно, что всё учение Православной Церкви о Лице Господа Иисуса состоит из двух главных положений: 1) Из того, что во Христе Иисусе два естества, Божеское и человеческое, и 2) Из того, что эти два естества в Нем составляют единую ипостась. 1. О двух естествах в Иисусе Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова Глава 1. Учение прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием § I Книга проф. протоиерея П. Я. Светлова (изд. св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1905 г.) представляет собою капитальный труд в 467 страниц. К сожалению, этот труд, стоивший автору больших усилий, имеет в своей основе ложную мысль. Последняя проходит через всю книгу от начала до конца и, прежде всего, выражается в главных определениях Царства Божия. Царство Божие ,— говорит прот. Светлов,— есть единение каждого человека и всех людей вместе с Богом, дарованное нам во Христе, Царе и Господе нашем (С. 81). В другом месте книги мы находим такое определение: Царство Божие в общем или широком смысле есть постепенно устрояемый Провидением совершенный порядок вещей в природе и истории, в котором возглавляемое Христом человечество участвует во всех благах осуществленного Им Божественного совета об искуплении мира (С. 97). К словам этих определений следует присоединить и ряд однородных им по смыслу заявлений, которые нами будут рассмотрены ниже. Нельзя не отметить, какие великие заблуждения содержат в себе указанные определения Царства Божия. Остановимся своим вниманием на первом из них. Прот. Светлов говорит, что Царство Божие даровано нам Христом и состоит в единении каждого человека и всех людей вместе с Богом. Но из первосвященнической Ин. 17:20—21). По учению св. Ин. 14:20), св. отец спрашивает, какой же это день или с какого момента, по свидетельству Евангелиста, было приобретено Апостолами, а после них стало приобретаться и верующими во Христа единение с Богом? С того момента, когда благодать Св. Духа снизошла на Апостолов, а затем стала преподаваться всем истинно-верующим людям (Слова св. Симеона Нового Богослова, вып. II. С. 71). Но эта благодать сообщается нам только в Православной Церкви — в ее таинствах. Отсюда вполне понятно, почему Церковь наша свидетельствует, что спасение, понимаемое в смысле нашего благодатного единения со Христом, или в смысле стяжания нами Царства Божия, возможно получить только в ее ограде. Как в Ноевом ковчеге, этом прообразе Православной Церкви Христовой, обрели спасение только те, которые в нем находились, так и спасение, или достижение нами Царства Божия, возможно получить только в единой Православной Христовой Церкви с момента, когда мы воспринимаем в таинствах крещения и миропомазания благодать Св. Духа. Следовательно, это спасительное единение наше с Богом достижимо не для каждого человека и не для всех людей, а только для членов этой Церкви, или для истинно-верующих людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3881...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010