Перынский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2005 г. Согласно преданию, отраженному в Новгородской III летописи 2-й пол. XVII в., в 988/9 г. «прииде епископ Иоаким (1-й Новгородский епископ свт. Иоаким Корсунянин .- М. П.) и требища разори и Перуна посече, что в Великом Новеграде стоял на Перыни, и повеле повлещи в Волхов» (НовгорЛет. С. 172). Еще ранее, в 1-й пол. XVI в., предание о перынском святилище было приведено имперским послом С. Герберштейном ( Герберштейн С. Записки о Московии/Ред.: А. Л. Хорошкевич. М., 2008. Т. 1. С. 343), из труда к-рого его заимствовал в XVII в. нем. дипломат А. Олеарий ( Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 128). Это предание, считавшееся историками XIX в. безусловно достоверным, позволило сформулировать концепцию, согласно к-рой до принятия христианства новгородцами на Перыни стоял идол языческого бога-громовержца Перуна, вскоре после крещения новгородцев на его месте была поставлена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, а впосл. образовался монастырь (ИРИ. Ч. 5. С. 518; Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 424-425; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 102, 431; Зверинский. Т. 1. С. 200). Эта версия происхождения обители получила подкрепление после раскопок на Перыни 1948-1953 гг., по результатам к-рых В. В. Седов предположил, что найденные следы использования огня во рвах свидетельствуют о том, что в дохрист. период на Перыни находилось языческое капище ( Арциховский. 1950; Седов. 1953; Он же. 1954; Рыбаков Б. А. Язычество Др. Руси. М., 1987. С. 141, 253, 255-258). Однако согласно другой т. зр., обоснованной впосл. В. Я. Конецким, обнаруженный на Перыни памятник археологии не свидетельствует о существовании там капища, а представляет собой остатки погребальных насыпей новгородских словен IX-X вв.- сопок, к-рые не сохранились (вероятно, были сознательно разрушены в период христианизации) ( Конецкий. 1995; см. также: Клейн Л. С. О древнерусских языческих святилищах//Церк. археология: Мат-лы 1-й Всерос. конф., Псков, 20-24 нояб. 1995 г. СПб.; Псков, 1995. Ч. 1. С. 72-73; Васильев М. А. Являлась ли новгородская Перынь местом официального капища. С. 297-302, 308-319; Носов Е. Н., Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Сев. Приильменья: (Новые мат-лы и исслед.). СПб., 2005. С. 146-154. (Тр. ИИМК РАН; 18); Носов Е. Н. Новгородская земля: Сев. Приильменье и Поволховье//Русь в IX-X вв.: Археол. панорама. М., 2012. С. 99).

http://pravenc.ru/text/2580066.html

Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. С. Демкова. Фотография. 2006 г. (урожд. Сарафанова) Наталья Сергеевна (род. 1.02.1932, Ленинград), филолог-литературовед, исследователь рус. и слав. средневек. книжности, археограф, автор неск. монографий, более 100 статей, публикатор и переводчик рус. средневек. письменных памятников. В 1955 г. Д. окончила филологический фак-т ЛГУ. С 1 окт. 1955 по окт. 1958 г. обучалась в аспирантуре на кафедре рус. лит-ры филологического фак-та ЛГУ, где под рук. И. П. Ерёмина трудилась над канд. дис. «Житие протопопа Аввакума: (Творческая история текста)», к-рую защитила в 1969 г. С 1 нояб. 1958 по 24 янв. 1964 г. Д. работала младшим научным сотрудником сектора древнерус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры (Пушкинского Дома) АН СССР. С 25 янв. 1964 г. до наст. времени преподает на кафедре рус. лит-ры филологического фак-та ЛГУ (ныне СПбГУ), профессор, д-р филологических наук (докт. дис. «Русская проза XVII в. в контексте традиции: (Источники, поэтика, интерпретации)» была защищена в 1997). На протяжении всей научной деятельности одной из главных тем для исследовательницы является ранняя старообрядческая лит-ра. Д. ввела в научный оборот ряд текстов, написанных старообрядцами: несколько не издававшихся ранее сочинений протопопа Аввакума (см. Аввакум Петров ), «Прение верного инока с отступником», «Возвещение от сына духовного отцу духовному» в Пустозерск о смерти царя Алексея Михайловича , «Жалобницу» поморских старцев против самосожжений, «Писанейце» керженских старцев в защиту сочинений Аввакума и др. Особенно значителен вклад Д. в изучение творчества протопопа Аввакума, гл. обр. его Жития. Исследовав рукописную традицию Жития, представленную десятками списков XVII-XX вв., Д. пришла к выводу, что его первоначальная редакция, отразившаяся в Прянишниковском списке (РГБ. Собр. Г. М. Прянишникова. 61, нач. XIX в.), создавалась в 1669-1672 гг. К ней восходит редакция Б 1-й пол. 1672 г., особый вид к-рой послужил в свою очередь источником редакций А сер. 1673 г. и В кон. 1674 - нач. 1675 г., причем 2 последние редакции сохранились в автографах. Т. о., Д. продемонстрировала, что автограф не всегда является показателем древности текста и что все 3 полные редакции Жития являются авторскими. Этим вопросам посвящена 1-я монография Д. «Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения)» (Л., 1974). Найденные и исследованные Д. произведения объединены в ее кн. «Сочинения Аввакума и публицистическая лит-ра раннего старообрядчества: Мат-лы и исслед.» (СПб., 1998). Особо должна быть отмечена работа исследовательницы по подготовке к изданию Пустозерского сб., содержащего автографы Аввакума и Епифания (Л., 1975).

http://pravenc.ru/text/171668.html

Соч.: К вопр. об атрибуции памятников древнерус. певч. искусства: (На примере ркп. Соловецкого собр., 690/751)//Источниковедение лит-ры Др. Руси: [Сб. ст.]. Л., 1980. С. 191-203; Стихиры Евангельские - один из видов праздничных стихир: (Опыт текстол. исслед.)//Проблемы рус. муз. текстологии: (По пам-кам рус. хоровой лит-ры XII-XVIII вв.): Сб. Л., 1983. С. 78-93; Знаменная нотация XII-XIV вв.//Невские хоровые ассамблеи: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры». Л., 18-24 мая 1981 г. М., 1984. С. 44-45; Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV вв.//Проблемы дешифровки древнерус. нотаций: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 27-49; Руководства по теории знаменного пения XV в. (источники и редакции)//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 20-46. (Пробл. музыкознания; Вып. 4); «Путные тайны» Азбуки Христофора//Источниковедческое изуч. памятников письменной культуры: Сб. науч. тр./Сост.: Г. П. Енин. Л., 1990. С. 51-71; «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в.: Дис. СПб., 1995; Жанр блаженн в церк.-певч. искусстве//Рукописные памятники: Публ. и исслед./Сост.: Г. П. Енин. СПб., 1997. Вып. 4. С. 193-214; «А сие в Кирилове монастыре поют…»: (О певч. репертуаре Кирилло-Белозерского мон-ря XVII в.)//Петербургский муз. архив: Сб. ст. и мат-лов. СПб., 1998. Вып. 2. С. 24-43; Муз. учебники средневек. Руси//Царскосельские чт., 2-е: Науч.-теорет. межвуз. конф., 27-28 апр. 1998: Тез. докл./Ред.: В. Н. Скворцов. СПб., 1998. Т. 3. С. 47-55; Октоих нотированный (по мат-лам рукописей XV-XVII вв.)//Дни слав. письменности и культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владивосток, 22-23 мая 1998 г./Отв. ред.: Г. В. Алексеева. Владивосток, 1998. Ч. 1. С. 128-134; Рус. муз. азбуки XV-XVI вв.: Учеб. пособие. СПб., 1999; C. В. Смоленский и Петербургская консерватория//Петербургский муз. архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 100-112; «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 РНБ//Певч. наследие Др. Руси: (История, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 206-221; Певческие циклы Обихода//Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи. М., 2003. С. 215-236. (Гимнология; Вып. 4).

http://pravenc.ru/text/168416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В. С. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В нек-рых списках «Описания» его имя названо в ряду др. сольвычегодских юродивых - Фомы , Михаила , Иоанна , Иродиона , в разные годы погребенных вне церкви в сольвычегодском Введенском мон-ре (основан в 1565 братьями Строгановыми). Вероятно, В. С. умер позже всех названных святых, поскольку в «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. он еще не упоминается. В иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) память В. С. отмечена под 3 июля, здесь он назван «новым чудотворцем». Имя В. С. включено в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Ист.: Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95; Прил. Стб. V; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553, 577; Голубинский. Канонизация святых. С. 349; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиционной культуры Севера (к 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 31; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 105; Соскин А. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент. А. Н. Власова. Сыктывкар, 1997. С. 169. А. В. Пигин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/149773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деяния Деяния. М.; Пг., 1918. 11 т. М., 1994-2000р Джавахишвили. История народа Джавахишвили И. А. История грузинского народа. Тбилиси, 1960-1967. 4 т. (на груз. яз.) Джанашиа. Труды Джанашиа С. Н. Труды. Тбилиси, 1949-1988. Т. 1-6 ДИИВЕ Древнейшие источники по истории Восточной Европы: Мат-лы и исслед./Ин-т рос. истории РАН. М., 1993-. Димитрий (Самбикин). Месяцеслов Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. Вып. 1-4: Сент.-Дек. Каменец-Подольск, 1892-1895; Вып. 5-12: Янв.-Авг. Тверь, 1897-19022 ДК Духовна култура. София, 1920/1921-. Дмитревский И. Изъяснение литургии Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии: Основано на Свящ. Писании, Правилах Вселенских и Поместных Соборов и на писании св. отцов Церкви. М., 1804, 18942, 1993р Дмитриевский. Описание Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 1: Tupik£. К., 1895; T. 2: EÙcolÒgia. 1901; T. 3: Tupik£. П., 1917 ДНР Древняя и новая Россия. СПб., 1875-1881 Доброклонский. Руководство Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1890-1893. 4 т.; М., 1999р. 1 т. Добротолюбие Добротолюбие: В рус. пер.: В 5 т./Пер.: свт. Феофан Затворник. М., 1898-1900, 1992р Догмат. богословие Православное догматическое богословие. Чернигов, 18652. 2 т. Догматическое богословие Догматическое богословие//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 200-287 Достопамятные сказания Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Серг. П., 1993р ДРВ Древняя российская вивлиофика. СПб., 1773-1775. 10 ч.; 1788-17912. 20 ч.; переизд.: Мышкин, 1894-1906. Т. 1-5. Продолж.: СПб., 1786-1801; переизд.: ДРВ. Мышкин, 1894-1906. Т. 6-7 ДРВМ Древняя Русь: Вопр. медиевистики/РАЕН. М., 2000-. Др.-груз. лит. История древнегрузинской литературы.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=6

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лоно Авраамово. Гравюра из кн. " Синодик или помянник " . 1730 г. Иван Константинович (?, Харьков - 1744), гравер, работавший в технике резца и офорта, живописец, числился среди служителей царевны Марии Алексеевны (1660-1723). С 1714 г.- ученик гравировального дела при с.-петербургской типографии, работал под надзором гравера П. Пикарта. В 1720 г. был направлен в Петергоф, где под рук. Ф. Пильмана занимался художественной отделкой дворца Монплезир. В 1721 г. расписывал «чердаки» (плафоны) под рук. Л. Каравака. Состоял живописцем Оружейной канцелярии. В 30-40-х гг. XVIII в. исполнял в Москве гравюры на продажу. После закрытия в 1727 г. с.-петербургской типографии Л. работал вне гос. учреждений С.-Петербурга и Москвы. Создание гравюр на религ. сюжеты относится, вероятнее всего, к этому периоду его деятельности. Среди них: «Пилат и Каиафа» (1726), «Святой Николай Чудотворец с деянием» (1730), «Преподобный Герасим с деянием» (1735), «Акафист Алексею, человеку Божию» (1735), «Иверская Богоматерь с чудесами» (1735), «Спаситель на кресте между двумя разбойниками», «Святые мученики Кирик и Улита», «Великомученик Мина с житием», «Святое Семейство», «Сорок икон Богородицы», «Богородица Домницкая», «Богородица Иверская», «Суд над Спасителем» (в собрании РНБ, Д. А. Ровинский датировал гравюру 1755, совр. исследователи определяют дату создания 20-ми гг. XVIII в.; см.: Хромов. 2013. С. 414). Помимо листовых гравюр Л. выполнил 4 цельногравированные книги: «Синодик или помянник» (1730), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с М. Н. Нехорошевским), «Сотворение света» (30-е гг. XVIII в.), «Эмблемат духовный» (1743, скопирован с нюрнбергского изд. 1625 Й. Зауберта «Duodekas Emblematum Sacrorum»). Также исполнил 12-листовые лицевые Святцы (СПб., 1730, единственный известный экземпляр - в собрании ИЗО РГБ). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. 14. Т. 3. 220, 475, 498, 506, 802, 808, 829-833, 883, 910, 1421, 1522, 1540, 1651; он же. Словарь граверов. Т. 2. Стб. 604-607; Молева Н. М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений и рус. живопись 1-й пол. XVIII в. М., 1956. С. 215; Сакович А. Г. Народная гравированная книга Василия Кореня, 1692-1696. М., 1983. Т. 1. С. 49-51; Иткина Е. И. Альбом лубочных гравюр XVIII в. из собр. ГИМ//Из истории рус. изобразительной культуры XVIII-XX вв. М., 1991. С. 34-51. (Тр. ГИМ; 79); Хромов О. Р. Рус. лубочная книга XVII-XIX вв. М., 1998. С. 81, 120, 121; он же. Цельногравированная книга и гравюра в рус. рукописях XVI-XIX вв.: Кат. колл. ОПИ Ярославского гос. ист.-архит. и худож. музея-заповедника. М., 2013. С. 24, 48, 54, 82, 86, 413-414. 8, 13, 14; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. М., 2004. С. 49-53; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178.

http://pravenc.ru/text/2561032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородские. Память Н. и Д. находится в «Книге глаголемой Описание о российских святых» (1-я четв. XVIII в.) без хронологических указаний, нек-рые списки содержат дополнение: «...ихже мощи неизвестно где» (см. список Отенских святцев: РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1199. Л. 28 об.). Существующее в историографии мнение (отраженное, в частности, в издании «Книги, глаголемой Описание о российских святых»), согласно к-рому Д. является учеником прп. Александра Свирского Дионисием Островским, на материале известных в наст. время источников подтвердить невозможно. В одних списках «Книги, глаголемой…» перечень учеников св. Александра отсутствует, в других указаны отдельно Новгородские преподобные Н. и Д., а также ученики прп. Александра, среди к-рых есть Дионисий, но нет Никона (перечислены преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий (Описание о российских святых. 466)). В старообрядческих святцах Ф. П. Бабушкина XIX в. (БАН. Дружин. 131), вероятно, вслед за «Книгой, глаголемой...» под днями памяти соименных святых помещены: 3 окт.- память Дионисия (Л. 29 об.), под 17 нояб.- память Никона, прп. Новгородского (Л. 62). В святцах 1-й трети XVIII в. с пасхалией, дополненных Бабушкиным (БАН. Дружин. 736. Л. 22), под 17 нояб. почерком кон. XVIII - нач. XIX в. приписана память и Д. и Н. Ист.: Описание о российских святых. 137, 466; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 457; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Русская агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 490, 498. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167, 402; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568. А. А. Романова Иконография В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. встречаются предписания об изображении Д. (под 3 окт.) и Н. (под 16 нояб.). Первый святой именуется Новгородским, описывается таким образом: «…подобием рус, брада Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 98-99). О 2-м в старообрядческой рукописи 30-х гг. XIX в. сказано: «Сед, брада менши Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 87; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39).

http://pravenc.ru/text/2577569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДМИТРИЕВ Лев Александрович (18.08.1921, Сызрань - 21.02.1993, С.-Петербург), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников. С 1984 г. чл.-кор. АН СССР (с 1991 РАН), лауреат Гос. премии РФ (1993, в составе коллектива). Автор ряда монографий и более 100 статей. Л. А. Дмитриев. Фотография. Нач. 90-х гг. ХХ в. Л. А. Дмитриев. Фотография. Нач. 90-х гг. ХХ в. В 1939 г. поступил на филологический фак-т ЛГУ, в нояб. того же года был призван в армию, участвовал в советско-фин. войне, во время Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. После войны вернулся на рус. отделение филологического фак-та ЛГУ. Окончив его в 1950 г., Д. поступил в аспирантуру ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР (научный рук.- М. О. Скрипиль). В 1953 г. защитил канд. дис. «Сказание о Мамаевом побоище», в 1973 г.- докт. дис. «Легендарно-биографические повествования древнего Новгорода». В 1953-1993 гг. работал в секторе (впосл. отдел) древнерус. лит-ры ИРЛИ: с нояб. 1953 г.- младшим научным сотрудником, с 1961 г.- старшим научным сотрудником, с 1986 г.- главным научным сотрудником. Д. поступил в аспирантуру в год 150-летнего юбилея 1-го изд. «Слова о полку Игореве», первые 2 статьи исследователя, опубликованные в 1951 г., были посвящены этому событию. В 1952 г. он подготовил издание «Слова...» в Большой серии «Библиотеки поэта», к к-рому написал статью (совместно с В. Л. Виноградовой) и комментарии, был участником 2-го (1967) и 3-го (1985) изданий. Д. издавал «Слово...» в продолжение всей научной деятельности, постоянно работая над толкованием текста и комментариями. В 1955 г. выпустил аннотированную библиографию изданий, переводов и исследований «Слова...» за 1938-1954 гг. Спустя 5 лет вышла его монография «История первого издания «Слова о полку Игореве»: Мат-лы и исслед.» (М.; Л., 1960), в к-рой были обобщены сведения о всех известных на тот момент экземплярах 1-го изд. «Слова...», реконструирована его история, подготовлено критическое издание памятника с разночтениями по бумагам А. Ф. Малиновского и Н. М. Карамзина . Будучи убежден в подлинности «Слова...», Д. участвовал в полемике с А. А. Зиминым , оспаривавшим этот факт, и опубликовал ряд статей в защиту своей т. зр. Д. выступал против волюнтаристских гипотез относительно авторства и времени создания «Слова...» (в частности, критиковал т. зр. Л. Н. Гумилёва), против необоснованных конъектур текста. Посмертно вышла 5-томная «Энциклопедия «Слова о полку Игореве»» (СПб., 1995), в которой Д. выступил не только как редактор, но и как автор 62 статей.

http://pravenc.ru/text/178587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНИСИМ (Анисим) († не ранее 1353, Троице-Сергиев мон-рь), прп., Радонежский, диакон (пам. 14 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых). Основным источником биографических сведений об О. является Житие прп. Сергия Радонежского в редакции прп. Епифания Премудрого (ок. 1418-1419), в к-ром О. указан как один из родственников прп. Сергия Радонежского . Как сообщается в Житии, О. являлся дядей прп. Кирилла и отцом прп. Елисея Радонежского, также диакона Троице-Сергиевой обители. Учитывая время жизни О., можно полагать, что он был младшим братом схим. Иринарха, отца прп. Кирилла Радонежского ( Кузьмин. На пути в Москву. 2014. С. 215, 219). Прп. Онисим Радонежский. Фрагмент иконы «Собор учеников прп. Сергия Радонежского». 1881–1882 гг. Иконописец М. А. Рогожкин Прп. Онисим Радонежский. Фрагмент иконы «Собор учеников прп. Сергия Радонежского». 1881–1882 гг. Иконописец М. А. Рогожкин По-видимому, О. был наречен в честь ап. Онисима , ученика ап. Павла , т. к. дни памяти О. и ап. Онисима (15 февр.) ранее совпадали (ср.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. 554. С. 142; Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: Исслед. и публ. М., 2008. С. 174. Л. 155 об.). Ростовский боярин по происхождению, О. был местным землевладельцем. В 1629-1631 гг. в располагавшемся в 30 км к юго-востоку от Ростова, в верховьях р. Ухтома, в Назорном стане Ростовского у. упоминается пустошь Анисимово. В те же годы в Раменском стане Ростовского у. известна еще одна пустошь Анисимово (Писцовые мат-лы Ростовского у. XVII в.: 1629-1631 гг./Сост.: В. А. Кадик. М., 2012. С. 69. 45(14)). Эти владения можно связывать с деятельностью О. ( Стрельников. 2009. С. 119-120). Близость владений О. и земель Тормосовых, упоминаемых в Житии прп. Сергия (в Назорном стане находилось и с. Тормосово с ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы - Писцовые материалы Ростовского у. XVII в. М., 2012. 215(214). С. 456. Л. 1163 об.- 1164; Городилин. 2002. С. 87; Стрельников. 2009. С. 120), позволяет предполагать, что между ними было близкое родство.

http://pravenc.ru/text/2578419.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010