Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь неизменная 02.05.2013 519 Время на чтение 7 минут Принципиальных изменений в храмовой архитектуре не может быть по определению " - М.Кеслер. Михаил Мошкин, Мария Михантьева Заместитель заведующего кафедрой архитектуры Российского православного университета, председатель комиссии Союза архитекторов России по культовым зданиям Михаил Кеслер побеседовал с " Московскими новостями " о современном храмовом зодчестве. - Утверждение проекта храма чем-то отличается от того, как утверждается проект светского здания? - Практически то же самое. Если мы говорим о московском храме, то проектная документация проходит согласование в Москомархитектуре, Мосгосэкспертизе и других уполномоченных инстанциях - в общем, происходит то же, что и в случае светского проекта. Единственное что - до всех обращений в государственные и городские структуры проект храма должен пройти специальную искусствоведческую комиссию при Московской епархии. Ее с 1998 года возглавляет протоиерей Владимир Силовьев, глава издательства Московской патриархии. Такие же епархиальные комиссии существуют, насколько я знаю, и в Московской области, в Санкт-Петербурге, и в некоторых других регионах. - Существует ли какой-то мейнстрим, какое-то основное направление в нынешнем храмовом зодчестве? - Если говорить о тенденциях современной храмовой архитектуры, то, безусловно, преобладает очень традиционный подход, с ориентацией на устоявшиеся образцы. - Всегда ли такого рода консерватизм был свойствен «массовому» храмовому строительству в России? - Это, в общем, всегда было характерно для практики храмоздательства во все времена. Образец, канон важен в преемственности развития любого церковного искусства, будь то иконопись или строительство и роспись храмов. Если же говорить о новациях, о каких-то эстетических тенденциях, то в Новое время русское храмовое строительство прошло все стилистические этапы - и барокко, и классицизм. Но никаких революционных скачков не было, эволюция от стиля к стилю шла очень плавно. И замечу, уже русско-византийский стиль XIX - начала XX веков подразумевал возвращение к традиционным решениям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В Храме Христа Спасителя в Москве открылся Патриарший музей церковного искусства 5 ноября 2015 г. 15:12 5 ноября 2015 года в обходной галерее нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский возглавили торжественную церемонию открытия Патриаршего музея церковного искусства. В мероприятии приняли участие председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  протоиерей Владимир Диваков , ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель  Издательства Московской Патриархии , председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы  протоиерей Владимир Силовьев , столичное духовенство. Церемонию открытия также посетили председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовский, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников, директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, вице-президент Российской Академии художеств архитектор М.М. Посохин, директор фонда Храма Христа Спасителя С.Г. Семененко, представители музеев Москвы. Обращаясь к участникам церемонии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Сегодня мы открываем постоянную экспозицию произведений церковного искусства в Храме Христа Спасителя. В ее основе уникальная коллекция икон, которая собиралась вначале под эгидой Отдела внешних церковных связей, а затем и Московской Патриархии, при поддержке покойного Президента Ельцина и ныне здравствующего Президента Путина, при активном участии меценатов как российских, так и зарубежных. Эта коллекция состоит из икон, которые дают возможность людям, желающим познакомиться с историей церковного искусства, увидеть развитие церковного канона и стилей иконописи, начиная от самой глубокой древности, от фаюмских портретов, и до XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/4265560.ht...

«Дайте мне икону, чтоб дела в бизнесе шли». Но задача иконописца совсем в другом А мы хотим блестящие сувениры и «выставки золотых приисков» 5 февраля, 2019 А мы хотим блестящие сувениры и «выставки золотых приисков» Как отличить настоящую икону от той, что не может стать окном в Горний мир, бывают ли иконописцы-атеисты и почему люди покупают украшенные картинки, а новый храм просят расписать от пола до потолка? Об этом – в беседе с протоиереем Николаем Чернышевым, клириком храма святителя Николая в Кленниках, иконописцем, членом Патриаршей искусствоведческой комиссии. К иконе есть запросы современности – Для чего современному человеку икона? – Икона – это неотъемлемая и существенная часть нашего исповедания. Так что этот вопрос сродни вопросу: для чего современному человеку Церковь? Еще в середине девятнадцатого века Феодор Михайлович Достоевский устами одного из своих персонажей говорил, что мир вышел на иную дорогу, имея в виду и нравственные приоритеты современного ему общества, и привычные формы культуры. Сегодня мы отчетливо видим, что среди прочего и искусство стало совершенно иным, в нем появились и новые стили, и целые новые миры. Но Церковь, несмотря на изменения всех внешних декораций, жива. Человек приходит в Церковь, наверное, для того, чтобы почувствовать свою связь с тем, что вне этих временных, изменчивых форм: связь с вечностью, с Небесами, с Господом нашим Иисусом Христом, для того, чтобы помолиться и получить некий ответ. То же самое можно сказать и об иконе: она жива и востребована, несмотря на появление новых и новых пластических форм изобразительного искусства, соответствующих своему времени. Ее живые и, подчеркиваю, востребованные воплощения – в прославленных древних памятниках и в современных образах. Призвание Церкви и призвание иконы – соединять нас с вневременным миром Божьим. Отцами 7-го Вселенского Собора сказано: почитать икону наряду с Крестом и Евангелием. То есть нам надо знать, что икона живет и развивается не только по законам искусства, а она равноценна, равнозначна Кресту и Евангелию, этим «константам», принадлежащим вечности. Стало быть, икона способна явить, зримо показать те истины, о которых повествует, рассказывает Евангелие человеку любого времени, любого возраста, любых культур, любого образовательного уровня, даже неграмотному человеку. В этом миссия, в этом функция иконы, а не в том, чтобы отвечать на запросы современности.

http://pravmir.ru/dayte-mne-ikonu-chtob-...

На Дон принесена воссозданная Аксайская икона Божией Матери 17 сентября 2018 г. 11:32 16 сентября 2018 года на Дон была принесена одна из самых почитаемых святынь — воссозданная Аксайская икона Божией Матери, утраченная в годы безбожного лихолетья советского периода русской истории. В течение года образ создавался мастерами-иконописцами под надзором архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии . После принесения точного списка чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы Аксайский образ стал второй возвращенной всенародно почитаемой святыней нашего края, что, по словам митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия , «являет собой еще один шаг к восстановлению исторических и духовных традиций на Донской земле». Глава Донской митрополии сообщил, что следующим шагом этой духовной традиции станет восстановление обретенного подлинного Азовского образа Божией Матери Одигитрии, который недавно был найден в запасниках Третьяковской галереи. «Таким образом Дон обретет три свои исторические иконы, защищавшие его во все века истории. Эти усилия по возвращению исторической памяти вернут нас на тот путь, правый и праведный, которым шли наши великие предки», — подчеркнул архиерей. Образ чудотворной Аксайской иконы Божией Матери воссоздан в ответ на просьбу жителей Дона трудами благочинного Аксайского округа и при поддержке казачества и верующих по материалам подлинных исторических документов, найденных в Санкт-Петербургском государственном архиве. Средства на создание образа жертвовали многочисленные меценаты, благотворители и прихожане. Историческая Аксайская икона Божией Матери хранилась в одном из самых больших храмов Области Войска Донского — Троицком. После революции церковь снесли, сейчас на ее месте находится площадь Героев. Именно здесь и начались торжества, посвященные принесению святыни. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, сопровождавший воссозданный образ по пути в Аксай, совершил чин освящения иконы. «Для Аксая и всей Ростовской области сегодня поистине историческое событие — мы освящаем восстановленный возрожденный Аксайский образ Божией Матери. Эта икона была прославлена многими чудесами с 1830 года, когда здесь, на этой земле, бушевала страшная болезнь — холера, уносившая жизни сотен и тысяч людей. Именно тогда икона Божией Матери и была чудесным образом обретена в одном из заброшенных домов, и стали происходить чудеса, люди начали исцеляться. Образ был так почитаем жителями Аксая и всего края, что по благословению Священноначалия его переносили и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону, и во многие села. И там, где икона появлялась, происходило множество чудес и исцелений.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый из тех, кто стоит рядом с нами, — это тоже икона Божья, создание, сотворенное по образу и подобию Божию. Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии — об иконе Всех святых и о святости, к которой призван каждый человек. День рождения в Вечность С первых христианских, катакомбных времен, еще до утверждения на седьмом Вселенском соборе догмата об иконопочитании в Церкви жила жажда святого образа. Не только образа Спасителя, образа Божьей Матери, но и образа людей, живших рядом, на которых почил Святой Дух. Христиане знали, видели, что мученики, отдавшие за Христа свои жизни, стали обителью Благодати, стали Богоносцами. Вслед за апостолом Павлом, утверждавшим, что для него «…жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1.21), и другие христиане отдавали за Христа свои жизни. Как говорил третий епископ Антиохийский, священномученик Игнатий, прозванный Богоносцем: «Я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Так же мог сказать каждый мученик и исповедник за Христа. Каждая смерть мученика становилась победой, днем рождения в новую жизнь. Мартиролог – новое измерение времени Первые христиане, отмечая в римских календах дни мученической кончины святых, дни победы жизни над смертью, создавали новые календари — мартирологи, «мученикословия», а вслед за тем начали создавать и образы тех, кто были свидетелями и мучениками за Христа, собирая воедино знание об их жизни, об их подвиге, об их облике. Членам первых христианских общин хотелось больше узнать и больше передать самое для них важное, самое ценное новым поколениям христиан не только в текстах, не только в устных воспоминаниях, но и через образы. Не только о собственном поколении думали, но и заботились о том, чтобы память о людях, преданных Богу до конца, вслед за Христом победивших смертию смерть сохранялась народами и в будущем.

http://pravmir.ru/obraz-boga-v-kazhdom-c...

поиск:   разделы   рассылка Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 г.) 22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся ныне на очередное Епархиальное собрание града Москвы, которое объявляю открытым. После избрания Заместителя председателя и секретаря собрания, членов собрания, подписывающих протокол, а также лиц, входящих в состав счетной и редакционной групп, было проведено тайное голосование для определения членов Епархиального совета. В состав Епархиального совета по назначению вошли: • архиепископ Истринский АРСЕНИЙ – заместитель председателя Епархиального совета • протоиерей Владимир ДИВАКОВ – секретарь Епархиального совета члены Епархиального совета: • протоиерей Леонид РОЛДУГИН • протоиерей Николай ИНОЗЕМЦЕВ • протоиерей Максим ШЕВЦОВ • протоиерей Вячеслав ШЕСТАКОВ На предстоящие 3 года утвержден следующий состав комиссий: 1. Богослужебная комиссия • протоиерей Александр ДАСАЕВ – председатель • протоиерей Василий БАБУРИН • протоиерей Сергий КНЯЗЕВ • протоиерей Николай СКУРАТ • священник Андрей НЕФЕДОВ • монахиня СЕРГИЯ (Инютина) • монахиня АНУВИЯ (Филиппова) • инокиня АЛЕКСАНДРА (Газарян) 2. Экзаменационная комиссия • протоиерей Геннадий НЕФЕДОВ – председатель • протоиерей Леонид РОЛДУГИН • протоиерей Василий ВОРОНЦОВ • архимандрит ПЕТР (Поляков) • протоиерей Николай ДИВАКОВ • протоиерей Георгий МАРТЫНОВ 3. Ревизионная комиссия • архимандрит ДИОНИСИЙ (Шишигин) – председатель • протоиерей Александр АБРАМОВ • протоиерей Димитрий МЕДВЕДЕВ • протоиерей Николай ИНОЗЕМЦЕВ • инокиня КСЕНИЯ (Чернега) 4. Искусствоведческая комиссия • протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ – председатель • протоиерей Леонид КАЛИНИН

http://religare.ru/2_81923.html

Предстоятель Русской Церкви освятил Воскресенский собор Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 8 мая 2016 г. 17:54 8 мая 2016 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в подмосковной Истре и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По прибытии в Воскресенский собор, который является копией Воскресенского собора во Святом Граде Иерусалиме, Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился Гробу Господню в Кувуклии ротонды и приветствовал верующих пасхальным приветствием «Христос Воскресе». Были освящены пять престолов Воскресенского собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Егорьевский Тихон , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря ; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; архимандрит Тихон (Затёкин), наместник Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем Новгороде; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Силовьев , главный редактор Издательства Московской Патриархии , председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации ; насельники Ново-Иерусалимского монастыря в священном сане; духовенство Москвы и Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/4464832.ht...

«Смотрите широким и любящим взглядом». Художник-фронтовик Михаил Гребенков Он учил не только рисовать, он учил выстраивать рисунок жизни 4 июня, 2014 Он учил не только рисовать, он учил выстраивать рисунок жизни Не ограничиваясь рамками преподаваемого им предмета, Михаил Николаевич учил своих учеников нетерпимости к фальши, «кукольности» как в рисунке и в живописи, так и в жизни, учил верному отображению Божьего Творения и самоотверженной верности Истине. Михаил Николаевич Гребенков. Фронтовик, художник, архитектор-реставратор, ученик П.Д. Барановского, храмостроитель, художник-педагог, человек, преданный искусству, последователь школы рисунка великого русского художника-педагога Павла Петровича Чистякова. В 70–80-е годы Михаил Николаевич стал учителем тех, кто должен был ступить на педагогическое поприще, кому предстояло стать художниками и иконописцами нашего времени. Он учил не только рисовать, он учил выстраивать рисунок жизни… О своем учителе вспоминают клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель иконописной мастерской протоиерей Николай Чернышев, руководитель детского отделения Маросейской иконописной школы матушка Елена Чернышева, художники, иконописцы Владимир Федянин и Юлия Горяная. Протоиерей Николай Чернышев: – Мое знакомство с Михаилом Николаевичем состоялось в годы окончания школы, когда я готовился поступать в институт. Это были годы моего взросления. Трудно представить степень моего невежества во всем, что касалось взрослой жизни. Михаил Николаевич не только как педагог готовил меня к поступлению в вуз, но и открывал глаза на многое, на то, что происходит в мире, в нашей стране. Это было абсолютно не похоже на то, что говорилось в школе, по радио, по телевидению и в газетах. В его словах открывалась правда, открывался какой-то совершенно неведомый мир. И ему больше верилось, этому миру, – настолько искренне Михаил Николаевич рассказывая о людях, которые были ему близки, о своей собственной жизни, о законах искусства, его критериях.

http://pravmir.ru/smotrite-shirokim-i-ly...

Е.К. Пиотровская. Из архивных материалов о закрытии археографической комиссии (Постоянной историко-археографической комиссии Академии Наук) Роль Василия Григорьевича Дружинина (1859–1936) в истории культуры, сохранения и изучения древностей России, старообрядческого наследия, как теперь становится ясно, изучена недостаточно полно. Она нуждается в тщательном осмыслении, публикации дошедших документов, связанных с жизнью ученого, его окружением (особенно судьбой Археографической комиссии Академии наук) и многими разнообразными направлениями искусствоведческой, историко-филологической науки и истории общества нашего государства в XX в. 102 В дополнение к уже изложенному в статьях Е.М. Юхименко и Т.Г. Смирновой в данном сборнике, хотелось бы привести некоторые факты, которые следовало бы также ввести в хронологический контекст жизни ученого и академической среды конца 20 нач. 30-х гг. XX в. Наше внимание привлекло одно из дел СПб Архива РАН: 11001 а «По поступлению и изъятию рукописных материалов» (началось 17 января 1928 г. Окончилось 1930 г.). В деле 177 лл. (на листах дела сохранились следы предшествующей перечеркнутой пагинации, выполненной красным карандашом. По-видимому, дело могло быть переформатировано?). В нем много актов и их копий, расписок, перечней отдельных документов и даже личных вещей, которые находились в шкафах и письменных столах членов Археографической комиссии и были обнаружены членами Правительственной комиссии, возглавляемой Ю.П. Фигатнером (1889–1937), который тогда являлся членом коллегии Наркомата рабоче-крестьянской инспекции и членом Президиума Центральной контрольной комиссии ВКП(б). Напомним, что с 1 июля 1929 г. в Ленинграде началась т. н. чистка государственного аппарата. Академия наук оказалась в эпицентре идеологической бури взаимоотношений государства, партии, науки. Именно к этому времени восходит начало сфабрикованного в дальнейшем ОГПУ «Академического дела» (контрреволюционного заговора или «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России») 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Тиражи, мода – и глубокие образы Протоиерей Николай Чернышев   Оксана Головко   11:27 13.10.2020 602 Время на чтение 16 минут Источник: Православие.Ru Протоиерей Николай Чернышев о современном церковном искусстве и о том, понимаем ли мы его Современному церковному искусству приходится отвечать на множество вопросов и вызовов. Среди вопросов – те, что, например, касаются, богословия образа; среди вызовов – такие: святые образы порой превращаются в эффектные сувениры, а храмы иногда расписывают люди, негативно настроенные по отношению к Церкви. В своей новой книге «Образы и образ» протоиерей Николай Чернышев – иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии со времени ее основания, – отвечает на многие важные вопросы. После выхода книги мы поговорили с отцом Николаем о том, почему сегодня икону, церковное искусство перестали порой ценить даже церковные люди, почему иконописцам не стоит считать себя жителями неведомого града Китежа, и о многом другом.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/13/tirazh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010