Исидор Севильский как правовед Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. 2. Церковь и религия в Толедском королевстве VI – VII вв. 3. Культура в Толедском королевстве VI – VII вв. 4. Исидор Севильский в историческом и культурном контексте 5. Правовые сюжеты и понятия в творчестве Исидора Севильского: проблема источников и методологии их исследования 5.1. «Этимологии, или Начала» 5.2. «Дифференции» 5.3. «Синонимы» 5.4. «Сентенции» в трех книгах 5.5. «О церковных службах» и «Монашеский устав» 5.6. Язык и право как исследовательская проблема Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях 1. Право в образовании Исидора Севильского 2. Библиотека Севильи по данным «Этимологий» 3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологий» 3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 4. Место правовых сюжетов в структуре основных произведений Исидора 4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференций» 4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского 1. Принципы выделения ключевых понятий 2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 2.1. Iustitia 2.2. Aequitas 3. Понятие права и закона (ius и lex) 3.1. Определение права (ius) и его структура 3.2. Закон (lex) 4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 5.1. Грех (delictum, peccatum) 5.2. Преступление (crimen) 6. Iudex в произведениях Исидора Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) 1.1. Разрешение конфликтов между епископами 1.2. Вопросы церковной дисциплины 1.3. Каноны о низших чинах клира 1.4. Каноны, касающиеся монастырей 1.5. Каноны о христианской вере 2. Исидор на III Севильском соборе (622 – 624 г.) 3. Исидор на IV Толедском соборе (633 г.) 3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 3.2. Обязанности и полномочия епископа 3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 3.5. Антииудейские каноны 3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников Церкви 3.7. Правовые основы «политической теологии» (семьдесят пятый канон) 4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа Заключение Источники и литература I. Источники II. Литература III. Переводы Принятые сокращения Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice  

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

А. Кордочкин Свт. Исидор Севильский (ок.570–636) Святитель Исидор Севильский , безусловно, самая крупная фигура испанской церковной истории и культуры. После кончины своего брата свт. Леандра Севильского Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи). Святитель Исидор, как и Леандр, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 г. Святитель скончался 4 апреля 636 г., согласно мосарабскому «Календарю Рецемунда». Исидор оставил огромный корпус писаний. Главный труд святителя «Этимологии» считается первой христианской энциклопедией. Два основных исторических труда Исидора – «Всеобщая хроника», описывающая историю мира от его сотворения до 615 г., и «История царей готов, вандалов и свевов». «История» существует в двух версиях: краткой и пространной. Возможно, пространная версия была составлена около 624 г., через пять лет после завершения краткой 510 (некоторые историки считают, что, напротив, Исидор сократил длинную версия после того, как король Свинтила был осужден на IV Толедском соборе). 511 «История» – гораздо больше, чем историческая хроника. Это, по сути, краеугольный камень, положенный в основу испанской государственности и его национального самосознания. Голос Исидора Севильского – голос пробуждающегося национального сознания, где Испания видится преемницей Рима. 512 Похвальное слово Испании, 513 с которого начинается «История», «голос патриарха, который склоняется над колыбелью новорожденной Испании, и запевает песню, убаюкивая ее, как дедушка, и предвозвещая, как пророк». 514 Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мосарабских календарей Х в., его имя встречается во французском «Мартирологии Усуарда» cep.IX b., литаниях Псалтыри Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IXXI вв. 515 Данте помещает Исидора в рай – на десятое небо. 516 Мощи святого Исидора с 1063 г. пребывают в базилике его имени в Леоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.С. Криницына В статье рассматриваются правовые идеи выдающегося деятеля культуры, писателя и просветителя Исидора Севильского (ок. 560–636). Епископ Севильи не был профессиональным юристом, однако именно он в своих «Этимологиях» дал определение понятиям справедливости, закона и правосудия. Несмотря на то что раздел о праве его энциклопедии построен в основном на материале сочинений Гая, Павла и Ульпиана, подход Исидора к праву отличается от подхода римских юристов. Прежде всего Исидор видел свою цель в создании системы строгих дефиниций, основанных на этимологии исследуемого понятия. При этом его источники – как собственно юридические трактаты, так и литературные произведения, а также библейские тексты и патристика. Право воспринималось Исидором как часть общей риторической культуры. В его произведениях юридическая терминология постепенно становится языком богословия. Наконец, епископ Севильи внес значительный вклад в формирование канонического права. Ключевые слова: Ключевые слова: Исидор Севильский , Толедское королевство, «Этимологии», «Сентенции», каноническое право, рецепция римского права, Толедские соборы. Исидора Севильского с полным основанием можно отнести к поколению «последних римлян» и в то же время назвать одним из творцов средневековой культуры 1 . Все античное школьное знание помещалось в его «Этимологиях», являющихся уникальным источником по истории античной культуры. Не случайно на несколько веков исидорова энциклопедия стала учебником в средневековых европейских школах и образцом для составления многочисленных Summa и Specula 2 . Исидор адаптировал античную культуру для современного ему читателя, где-то упрощая ее, а где-то подгоняя под изменившиеся реалии, пытаясь примирить с христианским мировоззрением. Тот же подход он применял и к праву – важнейшей составляющей римской культуры. Интересы Исидора никогда не ограничивались лишь юриспруденцией; да и вообще он не был юристом в собственном смысле этого слова. Его брат Леандр, который был епископом Севильи с 578 по 601 г., с детства готовил Исидора к жизни священнослужителя. И тем не менее мы с полным основанием можем говорить о нем как о первом правоведе Толедского королевства. Связано это с тем, что в эпоху раннего Средневековья именно Церковь (точнее, наиболее образованная часть епископата) стала хранительницей античного, в том числе и правового, наследия. Напротив, участие мирян в интеллектуальной жизни того времени было минимальным 3 . Разумеется, специфическое, христианско-церковное, мировоззрение Исидора не могло не повлиять на способы интерпретации им этого наследия. Рассмотрим, какие черты отличают Исидора-правоведа от юристов римского времени. Образование Исидора Севильского

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Скачать epub pdf Книга I-III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX Etymologiarum sive originum libri XX Исидор Гиспальский (или Севильский) – известнейший богословский писатель римской католической церкви, заложивший основы канонического права. Его авторитет на протяжении всего Средневековья был почти непререкаем. Родился Исидор в семье карфагенянина Севериана. С 600 г. стал епископом в метрополии своего брата – Севилье. К папе римскому относился враждебно. В 619 г. был председателем Севильского, а в 633 г. – Толедского соборов. Впоследствии, в 1598 г., был канонизирован, а еще позже Папа римский Бенедикт XIV (1740–1758 гг.) признал его «Учителем Церкви». Исидор оставил после себя многочисленные письма и разнообразные по характеру сочинения, среди которых следует упомянуть три книги Сентенций – первый опыт систематического изложения догматики и морали, написанные под влиянием Григория Великого ; естественно-научный трактат «О природе вещей»; математический трактат с налетом мистицизма «О числах», труд по католической литургике «О церковных обязанностях»; хронику вестготского королевства «Истории»; сочинение о церковных, преимущественно испанских писателях «О выдающихся мужах» и др. Уже во второй половине IX в. ему стали приписывать также публикацию так называемого Сборника лжедекреталов Псевдо-Исидора, в частности декрета Константина Великого о передаче папе римскому императорской власти на Западе (Donatio Constantini). Между тем доказано, что сборник был составлен более чем через 200 лет после смерти Исидора, в середине IX в. во Франкской империи, а неудачная попытка использовать имя Исидора лишний раз свидетельствует о значении его авторитета. Его главным произведением являются «Этимологии» – своеобразная энциклопедия из 20 книг, бывшая на протяжении почти всего Средневековья одним из основных источников всякого образования, в том числе и правового. Свои «Этимологии» автор писал, черпая сведения из различных античных писателей-энциклопедистов: Варрона, Плиния Старшего, Цицерона, Саллюстия, Феста, Сервия, Лактанция , Августина, Боэция и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Е.С. Марей Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства Идеалы закона, справедливости, правосудия, сформулированные Исидором, заложили в Толедском королевстве основы правовой теории. Но епископ Севильи был не только замечательным мыслителем; кроме писательской и просветительской деятельности, он участвовал в работе церковных соборов, носивших как провинциальный, так и общегосударственный статус. Старший брат Исидора, епископ Леандр, председательствовал на III Толедском соборе 589 г., на котором готы во главе с королем Реккаредом приняли Никейский символ веры . С этого собора принято отсчитывать начало т.н. «вестготской симфонии» Церкви и королевской власти. Окончательно же она оформилась руками Исидора на соборе 633 г. Однако прежде чем на правах старшего епископа председательствовать на историческом IV соборе, Исидор провел два провинциальных синода в Севилье. 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) В ноябрьские иды (13 ноября) 619 г. в Севилье в Иерусалимской базилике был созван собор провинции Бетика под председательством Исидора. Под его канонами стоит подпись девяти епископов, включая его самого, однако помимо клириков на соборе присутствовало два должностных лица: Сисискл, управляющий государственными имуществами, и Сванила, управляющий имуществами фиска (надо полагать, полномочия обоих распространялись на территорию провинции Бетика). Об их участии в работе собора нельзя сказать ничего конкретного. 846 1.1. Разрешение конфликтов между епископами Первым делом участники собора принялись рассматривать жалобы епископов друг на друга и их споры. Епископ Малаги Теодульф (о котором нет больше никаких упоминаний в других источниках) заявил, что некий приход, издревле принадлежавший его епархии, во время боевых действий был занят византийцами, а после их поражения и ухода незаконно перешел другим епархиям. 847 Примечательно, что для решения этого конфликта участники собора попытались сравнить его с аналогичным казусом, известным из римского права. В данном случае в параллель было поставлено право восстановления в правах после возвращения из плена (ius postliminii). 848 Вероятно, участники собора опирались на титул De postliminio, содержащийся в Кодексе Феодосия (C.Th. 5.7) и в Бревиарии Алариха (Brev. 5.5). Власть Теодульфа в приходе, о котором шел спор, была восстановлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

А. Кордочкин Вестготский период Свт. Леандр Севильский Леандр родился в городе Картаго Нова (ныне Картахена) в 536–538 гг. Его младшие братья и сестры – будущие святители Исидор Севильский и Фульгенций Астигийский и преподобная Флорентина Карфагенская. После завоевания Византией побережья семья переехала в Гиспалис (Севилью). Здесь Леандр получил образование. С 578 г. до своей кончины Леандр – архиепископ Севильи. Он был духовным наставником мученика Ерминингельда (память 1/14 ноября), одного из четырех испанских святых, чье имя внесено в святцы Русской Православной Церкви. Когда в 579 г. Ерминингельд восстал против своего отца Леовигильда, Леандр отправился в Константинополь, надеясь заручиться военной помощью. Там Леандр сблизился с будущим свт.  Григорием Великим , легатом папы Пелагия (579–585). 391 После казни Ерминингельда Леовигильд разрешил Леандру снова занять кафедру. Под руководством Леандра брат Ерминингельда Рекаред, наследовав престол, принял православие, которое на III Toлeдckoм соборе (589 г.) было провозглашено официальной религией страны. Леандр явился вдохновителем собора, с которого начинается «золотой век» христианской культуры и литературы в Испании. Деяния собора завершила проповедь Леандра «Торжество Церкви об обращении готов», гимн торжеству Православия на испанской земле. Если в проповеди Леандр раскрывается как церковно-общественный деятель, то его наставления девам «Об образе жизни дев и презрении к миру» показывают Леандра как человека глубокой внутренней жизни, молитвенного сосредоточения. Этот труд не является систематическим уставом монашеской жизни, скорее, Леандр обозначает общие принципы монашеской жизни, полагаясь во многом на труды свт. Киприана Карфагенского , свт. Амвросия Медиоланского , блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина Гиппонского и преп. Иоанна Кассиана Римлянина . 392 Святитель скончался около 600 г. Его мощи пребывают в кафедральном соборе Севильи. Согласно литургическим источникам, в эпоху неразделенной Церкви святитель Леандр почитался за пределами Испании; его имя встречается в галльских «Мартирологии Флора» (1 noл.IX b.), «Мартирологии Усуарда» (2 noл.IX b.), в которых его память обозначается 27 февраля. 393 В мосарабском «Календаре Рецемунда» его память – 13 марта. 394 Проповедь святого епископа Леандра во славу Церкви по поводу обращения народа, произнесенная после собора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕАНДР [Лат. Leander; испан. Leandro] († ок. 600), св. (пам. зап. 27 февр., 13 марта), еп. г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания). Согласно утвердившейся в историографии т. зр., был самым влиятельным церковным иерархом Вестготского королевства в кон. VI в., сыграл решающую роль в подготовке и проведении III Толетского Собора (см. Толедские Соборы ), на котором было объявлено об отказе вестготов от арианства. О Л. сообщается в трудах современных ему испанских и иностранных авторов, в т. ч. лично его знавших. Однако почти все упоминания в источниках отрывочны, поэтому вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Л., остаются предметом дискуссий. Самые подробные сведения содержатся в сочинении его брата Исидора Севильского «О знаменитых мужах» ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 28), а также в трудах св. Григория I Великого, папы Римского, в Хронике Иоанна, аббата Бикларского монастыря (см. Иоанн Бикларийский ), и в актах III Толетского Собора. Католич. св. Леандр, еп. Гиспальский. Худож. А. Бенсон. Ок. 1530 г. (Королевский Вавельский замок, Краков) Католич. св. Леандр, еп. Гиспальский. Худож. А. Бенсон. Ок. 1530 г. (Королевский Вавельский замок, Краков) По свидетельству Исидора Севильского, Л. род. в Карфагенской пров. в Испании. Его отца звали Севериан, младших братьев - Исидор и Фульгенций (впосл. епископ г. Астиги (ныне Эсиха); † между 619 и 629), сестру - Флорентина. Рождение Л. можно условно датировать 30-ми гг. VI в. Точных сведений о том, когда и при каких обстоятельствах семья Севериана переселилась в Гиспалис, нет. В «Книжице о наставлении посвященных дев и презрении к миру» Л. упоминал, что на его родину обрушились несчастья, из-за к-рых жители покинули эти земли, а на их место явились чужестранцы. Речь шла о военной оккупации, т. к. родина Л. утратила «былое достоинство... и не осталось там ни одного свободного человека» (sic perdidisse et statum et speciem illam patriam, ut nec liber in ea quisquam supersit...

http://pravenc.ru/text/2463203.html

Жизнь и труды святителя Фульгенция, епископа Эсихского и сестры его преподобной Флорентины Святитель Фульгенций Святитель Фульгенций и преподобная Флорентина происходили из знатной и благочестивой семьи. Родителями их были Севериан и Туртура (Феодора). Севериан был представителем испаноримлян, коренного населения Испании, являлся военным префектом (дюком) и управлял городом Картахеной в первой трети VI века. Феодора была дочерью Остроготского короля Теодориха, покорившего Италию. Будучи по рождению арианкой, она осознанно отвергла еретическую пагубу и приняла православное крещение. Являя добрый пример христианской жизни, Севериан и Феодора сумели привить детям веру и посеять в них семена христианских добродетелей, давшие впоследствии обильные всходы. Все их четверо детей почитаются ныне в лике святых. Это святители Леандр и Исидор, архиепископы Севильские, святитель Фульгенций Эсихский и преподобная Флорентина, одна из основательниц испанского женского общежительного монашества. В Испании их называют «Четверо святых из Картахены». В настоящем повествовании мы кратко расскажем о двух светильниках, зажженных в этой дивной святой семье, - святителе Фульгенции и преподобной Флорентине. Святитель Фульгенций родился в 556 году в Севилье, спустя два года после того, как его семья перебралась туда из Картахены. Занимавший высокий пост Севериан в 554 году должен был эмигрировать из Картахены, поскольку на юге Пиренейского полуострова в это время шла война между вестготами и византийцами, высадившимися в Испании и захватившими часть южного побережья Иберии. Картахена стала главным оплотом византийцев на полуострове. По другой версии, будущий святитель Фульгенций родился в Картахене, где родились его старший брат свт. Леандр и сестра св. Флорентина, а семья их перебрались в Севилью уже после его рождения, и в Севилье родился только его младший брат, будущий святитель Исидор. Хотя Севериан и Феодора умерли, когда святой Фульгенций был еще ребенком, они сумели воспитать в детях самые лучшие христианские качества.

http://pravoslavie.ru/1884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БИКЛАРИЙСКИЙ [лат. Joannes Biclarensis] (ок. 550, Скалабис, ныне Сантарен, Испания - между 614 и 621), настоятель мон-ря Биклар, еп. Герунды (ныне Жерона, Каталония, Испания), лат. испан. хронист вестгот. периода. Сведения об И. Б. находятся в посвященной ему главе из соч. «О знаменитых мужах» Исидора , еп. Гиспальского (Севильского) ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 45), а также встречаются в виде разрозненных упоминаний в его хронике. Об участии И. Б. в Соборах в Вестготском королевстве известно из его подписей под актами этих Соборов. Согласно Исидору, И. Б. был готом по происхождению. В возрасте ок. 20 лет он переехал в К-поль, где прожил почти 17 лет, занимался лат. словесностью и греч. языком. И. Б. находился в К-поле в 573-574 гг., во время эпидемии чумы, о чем он упоминает в хронике. Он также описывает торжества 576 г., когда в столицу были доставлены персид. трофеи после победы ромеев при Мелитине. Хотя И. Б. не говорит, что сам видел эти трофеи, однако о событиях рассказывает подробно, как очевидец. Т. о., И. Б. вернулся в вестгот. Испанию, вероятно, после 576 г. В 580 г. вестгот. король-арианин Леовигильд начал гонения на православных. И. Б. отказался перейти в арианство и был отправлен в ссылку в Барцинону (ныне Барселона) под надзор арианского епископа Угны, от к-рого претерпел множество притеснений. Ко времени возвращения в Испанию И. Б., видимо, уже был монахом и клириком. Исидор Гиспальский указывает, что И. Б. находился в ссылке 10 лет. Он получил свободу вскоре после смерти кор. Леовигильда (586), когда преследования православных были прекращены. При этом амнистия всем изгнанным за веру была объявлена преемником Леовигильда Рекаредом не сразу после прихода к власти, а ок. 589 г., когда состоялся III Собор в Толете (ныне Толедо), на котором был провозглашен отказ от арианства. После освобождения из ссылки И. Б. основал монастырь Биклар в Тарраконской пров. (точное местонахождение неизв., вероятно в совр. Каталонии) и составил для него устав, который Исидор характеризует как полезный не только для практического исполнения монахами, но и для духовного наставления христиан в целом.

http://pravenc.ru/text/469830.html

A Aeros, vir fortis et sapiens. Auctor ab augendo dictus. Auctorem autem feminino genere dici non posse. Nam quaedam sunt quae in feminino flecti non possunt, ut cursor. Actor, ab agendo. Alumnus ab alendo vocatus, licet et qui alit et qui alitur alumnus dici potest; id est et qui nutrit et qui nutritur; sed melius tamen qui nutritur. Amicus, per derivationem, quasi animi custos. Dictus autem proprie: amator turpitudinis, quia amore torquetur libidinis: amicus ab hamo, id est, a catena caritatis; unde et hami quod teneant. Amabilis autem, quod sit amore dignus. Amasius, eo quod sit pronus ad amorem. Astutus ab astu vocatus, quod est callidi et cauti nominis, qui possit sine periculo fortiter aliquid facere. Argutus, quia argumentum cito invenit in loquendo. Acer, in unamquamque formam vegetus ac nimius. Alacer, a velocitate et cursu, quasi diceret aliger. Armiger, quod arma gerat. Alacris, laetus: alacer, gestiens et [nullius] rei novitate turbatus. Agilis, ab agendo aliquid celeriter, sicut docilis. Aemulus, eiusdem rei studiosus, quasi imitator et amabilis. Alias inimicus invenitur. Aequus est secundum naturam iustus dictus, ab aequitate, hoc est ab eo quad sit aequalis; unde et aequitas appellata, ab aequalitate quadam scilicet. Aequaevus, ab eo quod sit alteri aequalis aevo, id est coaetaneus. Adrogans, eo quod multum rogetur, et ille fastidiosus sit. Audax proprie pro adrogante ponitur. Animosus, quod sit animis et viribus plenus. Animatus, quasi animo auctus, quasi animo firmatus. Aelatus, pro eo quod se ipsum super mensuram suam elevet, dum magnus sibi videtur de his quae agit. Adtollens, quod se elevet et erigat. Ambitiosus, quod honores ambiat. Avidus dictus ab avendo; avere enim cupere est. Hinc et avarus. Nam quid est avarum esse? progredi ultra quam sufficit. Avarus ex eo dictus, quod sit avidus auri, et numquam opibus expleatur, et quantum plus habuerit tantum plus cupiat, Flacci super hoc concordante sententia, qui ait (Epp. 1,2,56): Semper avarus eget.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010