А. Кордочкин Перевод с латинского P. Л. Шмаракова. Послание короля Сисебута сыну Тевдилану Автор публикуемого письма – вестготский король, вошедший на престол в 612 г. Сисебут был, безусловно, самым просвещенным из вестготских монархов, а кроме того, церковным писателем. Он скончался в 621 г. Сохранилось пять писем короля, одно из которых публикуется ныне. Основной его труд – «Житие и страдание святого Дезидерия», епископа Вьеннского, казненного в 607 г., одно из самых значимых произведений вестготской агиографии. Кроме того, Сисебут является автором стихотворения «Carmen de luna», посвященного свт. Исидору Севильскому , которого король очень почитал. В своем стихотворении Сисебут, скорбя о том, как мало времени государственные дела и войны с басками и кантабрами оставляют для созерцания и занятий литературой, рассуждает о солнечных и лунных затмениях. Публикуемое письмо в полной мере отражает традиционное представление о Сисебуте как о благочестивом правителе. Р.Коллинс предположил, что Тевдилан был незаконным сыном Сисебута, так как в момент смерти Сисебута его наследник Рекаред был еще ребенком. 684 Современный немецкий исследователь Г.Камперс пошел еще дальше, считая, что монашество Тевдилана не было добровольным, а стало следствием неудачного бунта против отца. 685 Камперс предполагает, что Тевдилан сбежал из монастыря после смерти отца и принял участие в борьбе за престол после смерти Сисенанда в 636 г., и 17-е правило VI собора в Толедо, запрещающее клирику претендовать на трон, имеет в виду именно адресата публикуемого письма. 686 Обращение короля Сисебута к сыну Тевдилану, когда тот отказался от мирского образа жизни и удалился в монастырь Кто всеми силами души не вознесет благодарение вам, кого Святой Дух, воспламенив, соделал Своими ревнителями? Кто, услышав об устремившихся в вечные царства, не станет превозносить их в исполненных веры похвальных словах? Ибо тогда вера подтверждается делом, когда по вере совершается доброе дело; и мы тотчас же признаем, что те, кто по собственной воле оставил земное, стяжали небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БИКЛАРИЙСКИЙ [лат. Joannes Biclarensis] (ок. 550, Скалабис, ныне Сантарен, Испания - между 614 и 621), настоятель мон-ря Биклар, еп. Герунды (ныне Жерона, Каталония, Испания), лат. испан. хронист вестгот. периода. Сведения об И. Б. находятся в посвященной ему главе из соч. «О знаменитых мужах» Исидора , еп. Гиспальского (Севильского) ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 45), а также встречаются в виде разрозненных упоминаний в его хронике. Об участии И. Б. в Соборах в Вестготском королевстве известно из его подписей под актами этих Соборов. Согласно Исидору, И. Б. был готом по происхождению. В возрасте ок. 20 лет он переехал в К-поль, где прожил почти 17 лет, занимался лат. словесностью и греч. языком. И. Б. находился в К-поле в 573-574 гг., во время эпидемии чумы, о чем он упоминает в хронике. Он также описывает торжества 576 г., когда в столицу были доставлены персид. трофеи после победы ромеев при Мелитине. Хотя И. Б. не говорит, что сам видел эти трофеи, однако о событиях рассказывает подробно, как очевидец. Т. о., И. Б. вернулся в вестгот. Испанию, вероятно, после 576 г. В 580 г. вестгот. король-арианин Леовигильд начал гонения на православных. И. Б. отказался перейти в арианство и был отправлен в ссылку в Барцинону (ныне Барселона) под надзор арианского епископа Угны, от к-рого претерпел множество притеснений. Ко времени возвращения в Испанию И. Б., видимо, уже был монахом и клириком. Исидор Гиспальский указывает, что И. Б. находился в ссылке 10 лет. Он получил свободу вскоре после смерти кор. Леовигильда (586), когда преследования православных были прекращены. При этом амнистия всем изгнанным за веру была объявлена преемником Леовигильда Рекаредом не сразу после прихода к власти, а ок. 589 г., когда состоялся III Собор в Толете (ныне Толедо), на котором был провозглашен отказ от арианства. После освобождения из ссылки И. Б. основал монастырь Биклар в Тарраконской пров. (точное местонахождение неизв., вероятно в совр. Каталонии) и составил для него устав, который Исидор характеризует как полезный не только для практического исполнения монахами, но и для духовного наставления христиан в целом.

http://pravenc.ru/text/469830.html

Е.С. Марей Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях Правовая культура Толедского королевства VII в. развивалась под пером наиболее образованной части населения – духовенства. Именно священнослужители взяли на себя роль хранителей античного культурного наследия. Одним из выдающихся правоведов королевства был Исидор Севильский (ок. 560–636), о котором пойдет речь в настоящей главе. Несомненно, он был одной из самых ярких личностей в истории не только Испании, но и всей Европы. Его сочинения, посвященные разнообразным вопросам, оказали значительное влияние на формирование средневековой культуры. Прежде чем рассматривать место права в творчестве Исидора и особенности его представлений об этой области знания, следует изучить источники его юридических познаний, т.е. где и чему он учился, в какой степени и из каких источников был знаком с культурой классической древности в целом. Лишь после этого сосредоточиться на том, какие римские юридические источники были ему доступны. Но так как Исидор не был исключительно правоведом, необходимо проанализировать также и то, какие именно сферы римского права его интересовали и как интерпретировались в его основных произведениях. 1. Право в образовании Исидора Севильского Несмотря на значимость фигуры Исидора, исторических свидетельств о его жизни почти нет. Современники восхищались его талантом и красноречием, но подробных сведений о его биографии нам не оставили. Их рассказы об Исидоре сводятся, по большому счету, к перечню его трудов. Это относится и к Renotatio librorum divi Isidori, составленном его другом и учеником Браулионом Сарагосским (631–651), 225 и к главе из «Книги о знаменитых мужах» Ильдефонса Толедского (657–669). 226 Некоторые факты биографии Исидора отражены в его переписке с Браулионом и в главе его «Книги о знаменитых мужах», посвященной его брату Леандру. И все же, интерес к Исидору во все времена был столь велик, что уже начиная с XIII века монахи-эрудиты старались заполнить белые пятна его биографии, и личность севильского епископа стала обрастать легендами.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

С.А. Воронцов Аннотация В статье предпринимается попытка проанализировать важную для Исидора Севильского (560–636) категорию Origo как элемент композиции текста с собственным значением. Данный подход направлен на решение проблемы интерпретации компилятивного текста поздней античности/раннего средневековья, так как содержательный их анализ упирается в вопрос о «случайности» (или чисто внешней обусловленности) композиции и подбора источников текста. В статье делается вывод, что origo в трактате «О церковных службах» является созерцательным основанием для практических предписаний и, таким образом, накладывается на античную схему созерцательной/деятельной жизни. В грамматической, риторической и правовой традиции есть определенные элементы текстов, соотносимые с понятием origo. Наиболее яркие параллели обнаруживаются с правовой традицией, что позволяет высказать предположение о влиянии на структуру данного трактата Исидора памятников права. Содержательно origo в рассматриваемом тексте представляет собой указание на основоположников служения (officium) в Ветхом Завете, к которым отнесены определенные предписания Бога и которые с помощью аллегорезы соотносятся с современными Исидору чинами клира. Таким образом, ключевым моментом в нем является созерцание (при помощи аллегории) божественного закона, направляющего практическую жизнь. Origo в античной традиции могло обозначать действующую причину. Созерцание причины вело к пониманию закона, которым должны управляться и человеческие дела. Поскольку христианство вносит изменения в понятие божественного закона, origo у Исидора связано не с исторической причинностью, а с тайной аллегории. Данные выводы, как представляется, позволяют говорить об определенных элементах структуры компилятивных текстов рассматриваемого периода, нагруженных собственной семантикой и, следовательно, о наличии определенной внутренней логики их построения, которую во многом только предстоит исследовать. Об авторе ВОРОНЦОВ Сергей Александрович – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший научный сотрудник лаборатории исследований церковных институтов ПСТГУ. Постановка проблемы

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В.И. Уколова 1. Жизнь и историографическая оценка Исидора Севильского (ок. 570–636) называют «первым энциклопедистом средневековья» 1 . Он являлся таковым не только по времени, но и по масштабам своего труда. С всеохватывающими «Этимологиями» Севильца могло бы, пожалуй, поспорить только «Великое зерцало» Винсента из Бове, созданное в зените средневековья. Однако Винсент шел по уже проторенному пути. Энциклопедическая традиция, сложившаяся в эпоху эллинизма и особенно расцветшая в Риме, в дальнейшем приобрела особую значимость в западноевропейской культуре, в которой каждый более или менее заметный этап ознаменовывался появлением сочинений энциклопедического характера, созданных одним автором или целым коллективом. Это показательно не только для средневековья с его популярностью разного рода «сумм», но и для нового времени. Средневековый взгляд на мир, энциклопедически обоснованный усилиями эрудитов того времени, был разрушен также с помощью Энциклопедии – великого творения Французских просветителей. В свою очередь, пронизывающий великую Энциклопедию дух механистического рационализма был поколеблен диалектикой Гегеля, развитой в «Энциклопедии философских наук». Деятельность Исидора была по достоинству оценена уже его современниками, которые видели в нем выразителя патриотических чувств, идейного наставника, глубокого ученого-систематизатора, которому удалось не только сохранить знания древних, но и сделать их доступными более широкому кругу людей. Однако произведения Севильца, итоги его труда имели огромное значение не только для Испании. В течение многих веков они питали культурную жизнь феодальной Европы, являясь источниками образованности, связующими звеньями между духовным миром поздней античности и средневековья. Исидор Севильский , происходивший из семьи знатного испано-римлянина и дочери вестготского короля, в юности получил блестящее риторическое образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, он наследует епископскую кафедру в Севилье, городе, со времен римского господства славившемся своими культурными традициями. И при вестготах, завоевавших Испанию в первой половине VI в., этот город на берегу Гвадалквивира сохранил значение общеиспанского центра образования и культуры, чему был в немалой степени обязан деятельности Исидора. Севилец поддерживал централизаторские усилия вестготских правителей и выступал как защитник интересов толедского престола на центральных и провинциальных церковных соборах, стремившихся подчас к ограничению королевской власти, был советником и наставником королей. Но его главная заслуга в том, что он предпринял подвижнический труд по идеологической и духовной консолидации испанского общества, требовавшей систематизации интеллектуальных достижений предшествующей и современной Исидору эпох и определения содержания системы образования, адекватной требованиям времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Житие святителя Ильдефонсо, архиепископа Толедского (607-667) Печатается по изданию: Mateo Seco L.F. Editorial Rialp. Gran Enciclopedia Rialp,1991 В 607 году, в правление короля Витериха, в Толедо (столице Испании в те времена) от родителей-вестготов родился святой Ильдефонсо. Имя Ильдефонсо означает " готовый к битве " . По версии Николаса Антонио (Biblioteca Hispana Vetus, PL 96,11), он был племянником святителя Евгения, епископа Толедского, который стал наставником Ильдефонсо. Согласно Сиксиле, св. Евгений дал ему начальные знания и воспитание, и затем направил для продолжения образования к святому Исидору, архиепископу Севильскому. Судя по стилю произведений святого Ильдефонсо, по глубине мысли, можно заключить, что он получил блестящее литературное образование. Характерным в этом смысле является его сочинение De viris illustribus, посвященное выдающимся людям. Согласно собственному свидетельству, в 632-633 году он был рукоположен во диаконы епископом Толедским Эладием. Согласно книге " Elogium " ( " Слова " ), еще будучи ребенком, св. Ильдефонсо против воли своих родителей поступил в Агалийский монастырь во имя святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на реке Тахо, неподалеку от Толедо. Там он «наслаждался монашеской жизнью». Эту фразу нужно толковать, согласно Флоресу, в том смысле, что с детских лет святой Ильдефонсо был очень набожен. Он был очень привязан к своему монастырю, как он сам говорит в разговоре с Эладием, и как следует из его De viris illustribus. Еще будучи монахом Агалийского монастыря, он основывает новую обитель на средства, которые достались ему по наследству от родителей, и затем избирается ее аббатом (дата неизвестна, возможно это 650 год). Его подпись стоит среди подписей аббатов под документами VIII и IX Толедских Соборов, нет его подписи, однако, под документами X Толедского Собора (656 год). После смерти епископа Толедского Евгения III в 657 году святого Ильдефонсо избирают на Толедскую кафедру. Согласно " Словам " , он был вынужден стать епископом по настоянию короля Ресесвинта. В переписке с епископом Барселонским Кириком он жалуется на трудности и проблемы той эпохи, возможно из-за них он не успел закончить несколько своих сочинений.

http://pravoslavie.ru/1744.html

Сайт «Православие. Ru » продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Святитель Григорий Двоеслов. Книжная миниатюра Ученый и аскет Преемником Пелагия на Римском престоле стал один из самых масштабных в истории папства иерархов – святитель Григорий Великий . Он родился в знатной, богатой и при этом благочестивой патрицианской семье из рода Анициев в Риме в 540 году. Из этого рода вышли Римские папы святой Феликс – его прямой пращур, а также святой Агапит I. К роду Анициев принадлежал знаменитый философ Боэций. Отец папы Гордиан занимал должность диакона-регионария и управлял одним из семи церковных округов Рима. Григорий получил по тем временам – на которых лежала давящая печать нескончаемой чреды варварских нашествий и войн, что привело к неизбежному падению культурного уровня в сравнении с классической и раннехристианской эпохой, – основательное образование, изучал тривиум и квадривиум, а также римское право, поскольку с детства предназначался отцом к государственной службе. По словам Григория Турского, «он был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что в Риме не было равного ему человека» . В этом заключении он вторит святому Исидору Севильскому, который писал, что Григорий «обладал такой силой знания, что не только в его время не было никого, равного ему по учености, но и в последующие времена никогда не будет» . Но полученное им образование не включало знания греческого языка. Оказавшись впоследствии в Константинополе и проведя там шесть лет, он не овладел греческим языком настолько, чтобы свободно говорить и писать на нем. Он сам говорил о себе, что не знает греческого: «Graecae linguae nescius» . Поступив на государственную службу, Григорий сделал головокружительную карьеру: в 573 году император Юстин II назначил его префектом urbi, тем самым он занял высшую из гражданских должностей в Риме, но уже год спустя, сразу после смерти отца, он ушел в отставку, следуя рано сложившемуся у него стремлению к монашеству, и принял постриг. «И вот он, который раньше обычно ходил по городу в трабее из сирийского шелка, усыпанной драгоценными каменьями, стал носить простое платье» . Свое имущество он раздал на церковные нужды и нищим.

http://pravoslavie.ru/88906.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Браулио, епископ Сарагосский (651, память 26 марта) В колледже, основанном в Севилье св. Исидором, одним из наиболее многообещающих выпускников был мальчик благородного происхождения по имени Браулио (Braulio), который с годами стал столь выдающимся учёным, что св. Исидор стал расценивать его скорее как друга и имел обыкновение посылать ему свои собственные письма на просмотр и исправление. Сначала Браулио был рукоположен в священнический сан, а когда в 631 году отошёл ко Господу его брат Иоанн и епископская кафедра Сарагоссы стала свободной, соседние прелаты собрались, чтобы выбрать ему преемника. Их выбор пал на Браулио. Будучи священником Браулио много трудился, чтобы наставить и укрепить людей в вере. В то же время, ему пришлось преодолевать арианскую ересь, которая продолжала процветать даже после того, как обратился ко Господу король Реккаред. Он действовал в тесном контакте со св. Исидором, наводя в церкви порядок и укрепляя духовную дисциплину. Сохранилась небольшая часть их переписки. Он принял участие в четвертом соборе в Толедо, который проходил под руководством его друга и учителя, св. Исидора, а также в пятом и шестом соборах. Последний из названных соборов поручил ему писать ответ папе Римскому Гонорию I, который обвинял испанских епископов в небрежности при выполнении их обязанностей. Его защита была признана убедительной. Сарагоса, базилика Божией Матери, что на Колонне Как сообщает Мозарабская хроника: во времена Ираклия, в 669-ю эру (631), в его двадцатый год правления, и в четырнадцатый год арабов когда Умар почти год правил ими, Сисенанд занял трон на пять лет, мятежно захватив королевство готов. В третий год правления он, подобно Реккареду, старому королю готов, созвал собор в церкви святой девы и мученицы за Христа Леокадии, дабы обсудить ряд вопросов. Шестьдесят шесть епископов из Нарбоннской Галлии и Испании вместе с викариями тех, кто отсутствовал, и придворными вельможами собрались в Толедо, благодаря Исидору Севильскому , знаменитому множеством книг. На этом священном синоде, Браулио, епископ Сарагосы, чье красноречие, подобно Риму, матери и королеве городов, восхищает в посланиях с проповедями – блистал над всеми остальными.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ [лат. Isidorus Hispalensis; также Isidorus Iunior, Исидор Младший] († 4.04. 636, Гиспалис, ныне Севилья, Испания), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.). Жизнь Источники Памятник еп. Исидору Севильскому на площади Колумба, Мадрид. 1892. Скульптор Х. Альковерро Памятник еп. Исидору Севильскому на площади Колумба, Мадрид. 1892. Скульптор Х. Альковерро К наиболее надежным источникам биографических сведений относятся сочинения И. С. и его современников: 41-я глава из трактата И. С. «О знаменитых мужах», в к-рой он рассказывает о своем брате Леандре , еп. Гиспальском ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 41. 57-59//PL. 83. Col. 1103-1104); письма И. С. ( Idem. Ep.//PL. 83. Col. 893-913); 21-я гл. из послания еп. Леандра к сестре Флорентине, имеющего подзаголовок «О наставлении дев» (De institutione virginum) и известного также как «Правило» Леандра ( Leander Hispalensis. Regula. 21//PL. 72. Col. 891-892); введение к сочинениям И. С., написанное его другом Браулио , еп. г. Цезаравгуста ( Braulio Caesaraugustanus. Praenot.); 9-я гл. из соч. «О знаменитых мужах», написанного учеником И. С. Ильдефонсом , еп. Толетским ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 9//PL. 96. Col. 202-203); рассказ ученика И. С. Редемпта о смерти И. С. (Obitus beati Isidori a Redempto clerico recensitus//PL. 82. Col. 68-70). К второстепенным источникам относятся поздние Жития И. С., опирающиеся на более ранние источники. Хотя они иногда содержат вполне надежные свидетельства, к последним примешано множество народных легенд (D í az y D í az. 1996. P. 82). 1-е из известных в наст. время Житий И. С. было написано в кон. XII - нач. XIII в. (Vita S. Isid.; ср.: CPL, N 1214; BHL, N 4486); 2-е представляет собой сокращенный вариант 1-го Жития с отдельными новыми вставками, созданный в XIII в. Родериком Церратским (Vita S. Isid. Roderic.; ср.: BHL, N 4487). Существует также сокращенное изложение жизни И. С. (Abbreviatio de vita S. Isidori//PL. 82. Col. 53-56; Anspach. 1930. P. 57-64; ср.: CPL, N 1215), приписывавшееся еп. Браулио, но в действительности составленное неизвестным автором в XI в. на основе текстов еп. Браулио и еп. Ильдефонса. Происхождение, семья, образование

http://pravenc.ru/text/674918.html

А. Кордочкин Перевод с латинского Н. О. Харламовой. Эпитафия Антонине Эпитафия Антонине» была написана в первой половине VII  b. и сохранилась лишь в одной рукописи IX b. из Леонского собора. Её называли «самым изящным поэтическим сочинением Испании VII в.». 682 По всей видимости, она, вопреки названию, никогда не была высечена на камне и изначально существовала лишь в рукописи. Эпитафия приписывалась Исидору Севильскому , Браулиону Сарагосскому и Евгению Толедскому, но её настоящий автор неизвестен. 683 Эпитафия Антонине Если все члены свои обратить умел бы я в слезы, Даже тогда бы не смог гибель оплакать сию. Должно великими мне рыдать о великом слезами, И не вместить небольшой мере мой нынешний плач. Днесь, разлучившись с женой, оплачу союз драгоценный, Ибо ее у меня жребий плачевный унес. Вот, Антонина, твои описать я силюсь заслуги, Но сказать обо всем не позволяет мне скорбь. Славный отец у тебя, именитой, Юстом рекомый, И благородная мать Вересуинда была. Челяди ты любезна была и любезна подругам, В чувствах любезна своих и в благочестных речах; Предусмотрительна, плодовита, щедра, искусна, изящна, Благоразумьем сильна, в шерсти пряденьи всегда. Вся погреблася с тобой красота и сияние жизни, Жалкого бросила ты мужа, кончиной взята. Ныне же мне без тебя никакая радость не в помощь, Жизнь ненавистная – зло, мысль о кончине мила. Скорби велики пресечь, увы! не дано несчастливцу: Жизнь, чем дольше со мной, мучит тем больше меня. Ныне мне, черная смерть, остается с тобою беседа, На исступленье твое правый укор обращу. О свирепая, вред наносящая, горькая, злая, Хищная, глад утолить ввек не могущая свой! Ты порочная, мать недуга, сродница скорби, Злобствуешь ты на живых, благочестивых мертвишь. Ты сыновей у отцов, мужей ты у жен отнимаешь, Ты равно не щадишь нищего и богача. Зев смертоносный раскрыв, смоляную нам пропасть являешь, Всякий приемлешь ты гроб, дар не возьмешь никакой. Яростная, запруди ты трупами алчную бездну, Ненасытимая, всё лучшее с ревом ты рвешь. Так как, однако ж, слезам не уступишь, стихов не услышишь, Буди вместо меча то, что тебе я скажу: Тот да осудит укусы твои, одолеет твой Тартар, Кто весь мир одолел, крестную смерть восприяв. 683 Diaz y Diaz M.C. Anecdota Wisigothica I: Estudios y ediciones de textos literarios menores de ероса visigoda. Salamanca. 1958. P.37–46. Введение составлено прот. A. Кордочкиным. Читать далее Источник: Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии: пер. с лат. яз./сост. протоиерей Андрей Кордочкин. - СПб.: Алетейя, 2018. - 608 с., ил. ISBN 978-5-907030-65-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010