3. Личность Св. Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает а) ведение – кто весть от человек, яже в человеце? точию дух человека, живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий ( 1Кор. 2:11 ); б) волю – изволися Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы ( Деян. 15:28 ); в) деятельность – комуждо дается явление Духа на пользу…;вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:7, 11 ), и когда говорит с подробностью – что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его ( Ин. 15:26; 16:14 ), возрождает людей ( Ин. 3:5–8 ), наставляет их на всякую истину ( Ин. 14 : 26 ), возвещает будущее ( Ин. 16 : 13 ), поставляет пастырей ( Деян. 20 : 28 ) и под. § 21. в) О единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц Замечательнейшие из мест Св. Писания, которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц, суть следующие: 1. Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаи, которое описал он в шестой главе своей книги. Пророк повествует, что он удостоился однажды видеть Господа (Иегову) Саваофа, седяща на престоле высоце и превознесенне во всей Своей славе ( Ис. 6:1–4 ), и что тогда же Господь сказал ему – иди, и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: Одебеле бо сердце людей сих ( Ис. 6:9, 10 ). Здесь, очевидно, разумеется Бог Отец, который преимущественно был известен в В. З. и назывался Иеговою и Саваофом. Но св. Иоанн Евангелист, указывая на это место, замечает, что Исая виде славу Сына Божия и глагола о Нем ( Ин. 12:40, 41 ), а св. Павел свидетельствует, что повеление Исаии – иди и рцы..., изрек Дух Святой ( Деян. 28:25–27 ). Как же могло случиться, что, видя Отца, Пророк видел и Сына, и, слыша Отца, слышал и Св. Духа, если не под тем единственным условием, что сии три, хотя различные как Лица, едино суть по существу ( 1Ин. 5:7 ), что у всех их одно нераздельное божество, нераздельное величие и слава, нераздельное действование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В храме при принесении Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший “утехи Израилевой”, то есть обещанного Богом Мессию, явление Которого должно было принести утешение израильтянам (см. Исаия 40:1 ). Евангелист сообщает нам только то, что ему, Симеону, Святым Духом было предсказано не увидеть смерти своей до того, пока не сподобится он узреть ожидаемой им “утехи”, то есть Христа Господня. Однако, по древнему преданию, Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя Птоломея переводили священные книги с древнееврейского языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исаи, и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы (Исаи 7:14 ), и тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими собственными глазами исполнение этого пророчества. По внушению Духа Божия он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и в принесенном Пресвятой Девой Младенце узнал Мессию-Христа. Старец взял Его в объятия свои, и из его уст излилась вдохновенная молитва благодарности Богу за возможность узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества. “ Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром “произнес старец; с этой минуты порвалась связь, державшая его в жизни, и Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, “ по слову Твоему ”, по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, “ с миром ”, “ ибо видели очи мои спасение Твое”. Спасение, обещанное Богом миру через Искупителя-Мессию, которого я сподобился узреть, спасение, “ Которое Ты уготовал пред лицом всех людей”. Евангелист подчеркивает, что спасение уготовано не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение есть “ Свет к просвещению язычников ” и “ слава народа Божия Израиля ”, как вышедшая из его среды. Иосиф и Матерь Божественного Младенца дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну об этом Младенце.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В храме при принесении Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утехи Израилевой,» то есть обещанного Богом Мессию, явление Которого должно было принести утешение израильтянам (см. Исайя 40:1). Евангелист сообщает нам только то, что ему, Симеону, Святым Духом было предсказано не увидеть смерти своей до того, пока не сподобится он узреть ожидаемой им «утехи,» то есть Христа Господня. Однако, по древнему преданию, Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя Птоломея переводили священные книги с древнееврейского языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исаи, и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы (Исаи 7:14), и тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими собственными глазами исполнение этого пророчества. По внушению Духа Божия он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и в принесенном Пресвятой Девой Младенце узнал Мессию-Христа. Старец взял Его в объятия свои, и из его уст излилась вдохновенная молитва благодарности Богу за возможность узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» произнес старец; с этой минуты порвалась связь, державшая его в жизни, и Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, «по глаголу Твоему,» по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, «с миром,» «ибо видели очи мои спасение Твое.» Спасение, обещанное Богом миру через Искупителя-Мессию, которого я сподобился узреть, спасение, «Которое Ты уготовал пред лицом всех людей.» Евангелист подчеркивает, что спасение уготовано не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение есть «Свет к просвещению язычников» и «слава народа Божия Израиля,» как вышедшая из его среды. Иосиф и Матерь Божественного Младенца дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну об этом Младенце.

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Не поможет ей ни всеобщее предание древности, подтверждающее ее собственное показание о себе, ни авторитет новозаветных св.писателей и даже Самого Христа: все приносится в жертву выводам новой науки. В Пятокнижии не раз говорится о том, что «написа Моисей вся словеса Господня» ( Исх.24:4 ср.17,14, 34,27, Числ. 33:2 , Вт.31 гл.), в книгах Иисуса Навина (1,7–8,8, 31,34, 23:6), Царств ( 3Цар.2:3 , 4Цар.14:6. 18, 6:12 ). Паралипоменон ( 2Пар.34:14 ) и во многих др. свидетельствуется о «законе Моисеевом», в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос ясно и прямо говорит о том, что Моисей был писателем книг, содержащих закон ветхозаветный (особенно см. Ин.5:46 дал.), таково же было согласное предание еврейской и христианской церкви, – но всего этого недостаточно для новейших ученых: на основании внутренних и внешних признаков, взятых из самого же Пятокнижия, они смело отвергают древнее предание о написании его Моисеем и разбивают его на несколько отделов, составленных будто бы в разное время и разными лицами 42 . Книга пр.Исаи передана нам древностью как единая книга великого пророка, поставившего свое имя и обозначавшего время своей жизни в ее начале ( Ис.1:1 ), – о его книге говорит и Иисус сын Сирахов (48:25); но в настоящее время ее делят по крайней мере на две части, принадлежащие двум различным пророкам, время жизни которых разделяется двухсотлетним промежутком. Так и со многими книгами Ветхого Завета. Даже самую малую из ветхозаветных писаний, книгу пр.Авдия, состоящую всего из одной главы в 21 стих, не оставляют в покое, и в ней находят возможным выделить части, не находившиеся будто бы в первоначальной книге пророка. При этом не довольствуются только общим указанием тех или иных отделов, разнящихся от остального состава св.книг по своему позднейшему происхождению; нет, уверенность в своих силах простирается у современных ученых так далеко, что они находят возможным судить о каждой фразе, даже об отдельных словах, и произносить свой авторитетный приговор о времени их внесения в книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким роди Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авивуда; Авиуд родил Элиакима; Элиаким родил Азора. 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родли Елиуда. 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова. 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. 17 И так всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. 18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве прежде от Духа Святого. 19 Иосиф же муж ее, будучи праведен, и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. 20 Но когда он помыслил это; се, Ангеле Господень Явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. 21 Родит же сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченое Господом чрез пророка, который говорит: 23 Се Дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему Эманнуил, что значит с нами Бог . (Исаи, 7, 14.) 24 Встав от сна Иосиф поступил как велел ему Ангел Господень, и принял жену свою. 25 И не знал ее, как наконец Она родила Сына своего первенца, и он нарек имя Ему Иисус. Евангелие праздника Рождества Христова, (25 декабря) Какое евангелие Рождества Христова? О поклонении волхвов новорожденному царю Иудейскому, Христу Спасителю. Матф. 2, 1–12 . Зач. 3 1 Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода; пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 Где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. 4 И, собравши всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано чрез пророка: 6 И ты, Вифлеем, земля Иудина ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1882, сентября, отд. III, стр. 205) и того же года 27 июня рукоположен в митрополита Астраханского патриархом Иоакимом (Евангелие вынулось Луки 92 зачало. Вавлиоф. XI, 246), † 22 октября 1682 г. Авраамий (1681–1685) «Из Суздаля, Спасо-Евфимиева монастыря» (Материалы Забелина, ч. I, стр. 129), где он, вероятно, состоял в числе братства. В 1682 г. 25 июня, при венчании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей, он вместе с игуменом Угрешским Иосифом подносил бармы царя Иоанна (Вивлиоф. VII, 413 5 ); в 1685 г. 20 октября (а у Строева 13 июля 1684) хиротонисан патриархом Иоакимом в митрополита Белгородской епархии, † 6 августа 1692 г. «Жил на престоле 7 (шесть?) лет, 9 месяцев и 16 дней» (Московский любопытный месяцеслов на 1776 г., стр. 164). От его времени сохранился серебряный потир с принадлежностями, на котором надпись: «Лета 7193 (1685) августа в 14 день (!) построены сии святые церковные сосуды из ветхих церковных сосудов в Ондроньев монастырь при орхиманрите Авраамии и при казначеи старце Исаи» 6 . Пахомий (1685) был в Новом Иерусалиме на освящении великой каменной Воскресенской церкви, которое совершил, 18 января 1685 г., святейший Иоаким патриарх, в присутствии царя Иоанна Алексеевич а (Рукописи московской синодальной библиотеки. 428. Христ. Чт. 1886, май-июнь, стр. 684. Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1874, кн. 3, отд. 1, стр. 69); 22 августа того же года был там на панихиде по св. патриархе Никоне (Материалы Забелина. ч. I, стр. 909). Авраамий (1685–1687). О нем, когда еще был монахом, известно, что он, проходя из пустыни на р. Тезе, зашел (на пути в Москву?) в Флорищеву пустынь, владимирской епархии. Блаженный Иларион, строитель этой пустыни, известный прозорливостью († 14 декабря 1708 г., в сане митрополита суздальского), советовал ему не оставаться в Москве, но воротиться скорее в свой монастырь. «Делай как хочешь, прибавил он, будешь игуменом, архимандритом, наконец и архиерейства удостоишься прежде меня, но пользы тебе не будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

именем Эдессы известно несколько городов. В данном случае, вероятно, разумеется Эдесса (ныне Урфа), находившаяся в северной части Месопотамии. Антиохия сирийская. 1-й (Великий) — царствовал с 527 г. по 565 г. управлял римскою империею с 70 г. по 79 г. по Р. Хр. Сын его, Тит царствовал с 79 г. по 81 г. образное, показывающее силу и коварство демонов. наименование Мессии или Иисуса Христа в известном пророчестве Исаии о рождении Сына от Девы (Исаи.7:14). Это наименование означает с еврейского: «с нами Бог». в виду подвиг святых 40 мучеников, пострадавших во армянском городе Севастии в IV b. Память их совершается св. Церковью 9-го марта. (или точнее Хосров) с персидского значит вообще царь. Это наименование обыкновенно прибавлялось к собственному имени того или другого царя. В данном случае разумеется Хозрой 1-ый Ануширван, правивший с 531 г. по 579 г. Внук его Хозрой 2-ой Парвез (правил с 590 г. по 628 г.) взял в Иерусалиме животворящее древо Креста Господня в 614 г., во время войны с греческим императором Фокою. Древо крестное было возвращено в 628 г. преемником Хозроя 2-го Сироэсом по заключении мира с греческим императором Ираклием. гора находилась в треугольнике, образуемом городами: Антиохиею на реке Оронте, Селевкиею-Пиериею и Росом. Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины (см. Марк.16:9). патриаршествовал с 527 г. по 545 г. 2-ой патриаршествовал с 546 г. по 560 г. моменты в жизни преподобного Симеона Столпника распределяются по годам так: родился святой Симеон в 521 г.; в 527-м году 6-ти лет от рождения взошел на столп; спустя 8-м лет, в 535 году перешел на другой столп; на 22-м году жизни перешел на Дивную гору, след. в 543 г.; в 560 г., на 39-м году жизни, рукоположен во пресвитера. Скончался в 596 г., 7б-ти лет от роду. — Воспоминаемого ныне преподобного Симеона Столпника следует отличать от другого Симеона, также Столпника, память которого празднуется 1-го сентября. Сей последний Симеон подвизался также в пределах Антиохии сирийской, но жил значительно ранее (скончался в 459 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Итак, приступим к покаянию и к милосердому Иисусу со всем дерзновением, без совести лукавой и отнюдь не сомневаясь: ибо сомневающийся не может приступить с дерзновением. Посему говорит Господь: «во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти» ( Исаи.49:8 ): ибо ныне, согрешая после крещения, мы находим пособие в покаянии. Итак, восцарствуем над страстями, будем побеждать их покаянием и исповедью, соделаемся царями, лучшими порфироносных; будем покорять страсти порядку, подобно копьеносцам. Ибо нет прощения тем, которые совершенно остаются во грехах, как об этом написано во многих местах божественного Слова. Глава пятая. О исполнении Слова Божия Пятая глава, почти подобная предыдущей – четвертой главе, рассуждает о покаянии и оставлении грехов, и о том, что всякий спасается не удовлетворениями какими-либо, но верою и благодатью. Кафолическая Церковь думает об этом так. Человек, через покаяние истинно обращающийся к Богу, тогда только получает отпущение своих грехов, когда имеет веру живую, обнаруживающуюся посредством добрых дел, как и прежде мы сказали, и говорить отнюдь не перестанем. Ибо Писание говорит: иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает ( Иоан.8:47 ) и творит их. Оно говорит также: «не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего» ( Матф.7:21 ). И опять: «не слышателие, но творцы закона оправдятся» ( Рим.2:13 ). И еще: «вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам» ( Иоан.15:14 ). И Василий, писав согласно с сим, говорит: «вспомним о царствии небесном. Господь наш Иисус Христос , когда взошел на гору и начал учение, сказал: »блажени нищии духом» и прочее о блаженствах ( Матф.5:1–12 ); и опять, в беседе о времени воздаяния, взяв подобие от пастыря Он изрекает благословение: «приидите благословеннии Отца Моего» и проч. ( Матф.25:34 ); и опять: «продадите имения ваша, и дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех» ( Лук.12:33 )». Итак, вот то, через что всякий удостаивается царствия небесного, и без чего невозможно войти в царствие: ибо в Евангелии от Матфея Господь объявляет: «аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное» ( Матф.5:20 ); и опять: «аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидете в царствие» ( Матф.18:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

– в) Значит: пустой, ничтожный . Идолы называются часто ( Втор. 32, 21 . 1Цар. 16, 26 ; 2Цар. 17, 15 . Иерем 2, 5. 10, 15. 14, 22. 44, 22) в смысле совершенной пустоты и ничтожества их (слч. 1 Корин. 8, 4). В этом значении противополагается и как совершенное ничто Бытию действительному, полному силы и жизни ( Втор. 32, 31 . Пс. 31, 7 ). – г) Значит: не проницаемый, не разгаданный, не известный, тёмный, покрытый мраком. В этом значении отождествляется с . Так говорится о выкидыше 6, 4 ст.: во мгле () пришёл и во мрак () отошёл никем не виденный; – о темных днях ) в школе 11, 8: все, что будет, – мгла непроницаемая, покрыто мраком (слч. 9, 9); также о не постижимости судьбы праведных для них самих 9, 1: всё перед ними покрыто мраком (LXX: τα παντα προ προαωπου αυτων ματαιοτης). – Прилагаясь к стремлениям и делам человека, значит: тщетный, напрасный, бесполезный. Дела ()  труды () человека называются напрасными (синон. бесполезными, Еккл. 2, 11 ); в этом значении в нашей книге часто соединяется с погоня за ветром (1, 14. 2, 11. 17. 26; 4, 4. 6, 9.). 43 Помощь от людей называется бесполезной синоним с ; Исаи. 30, 7 : Египет попусту () и напрасно () будет помогать. Надежда на что-либо, кроме Бога, на богатство, на людей и проч. называется тщетною, напрасною ( Пс. 62, 10. 11 . Плач. 4, 17 ). В этом значении употребляется иногда в виде наречия и значит: попусту, напрасно, тщетно ( Иов. 9, 29 . Исаи. 30, 7 . Пс. 39, 7 и др.). – Прилагаясь к мыслям и речам людей, означает: неосновательность, ложь, обман, пустословие, легкомыслие, бессмыслие, неразумие и просто глупость . Пс. 94, 11 : Господь знает мысли людей, что они не основательны, безрассудны (слч. ст. 7–10). Иер. 23. 16 : не слушайте слов пророков сих (ложных), обманывающих () вас видениями своего сердца, а не от Господа. Иов. 21, 24 : как же вы хотите утешать меня – лживыми словами? И остаётся в ответах ваших одна ложь .  Зах. 10, 2 : утешают обманом (). Иов 27, 12 : вот все вы и сами видели: для чего же вы столько пустословите ( )? – 2Цар. 17. 15 : что худого нашли во Мне отцы ваши, что они удалились от Меня и пошли вслед пустоты (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

У пророка Исаи (1:4.) смысл слову Святый, каким наименован Бог, усматривается из противоположного значения, какое заключается в глаголе «презирал, с презрением отвергал». Пророк в выражении «презрели Святого исраилева» говорит, что современники его, вдавшись в крайнее нечестие, поклоняясь богам соседних народов, презрели Святого своего, т.е. перестали воздавать честь Тому, кого должны были святить, т.е. благоговейно чтить, кому должны были покланяться. Греческие толковники уясняют этот смысл глагола святил, когда переводят еврейские слова «Святый освятится» словами «Святый прославится» (Иса. 5:16). Потому, имя Святый, каким именуется здесь бог, значит: Достойный прославления, тот кому от человеков подобает благоговейное чествование, подобает боголепное поклонение. Равным образом, слова Писания «освятить Бога» ( Числ. 20:12. 27:14 . Второз. 32:51), которые в русском переводе перелагаются «явить святость Божию» значат: показав свою веру в Бога, покорность его воле. ощутительно представить уму верующих величие, славу Бога и возбудить в сердце из чувство благоговения к Нему. Это же самое значение в словах «святить, святый» указывается и в тех местах Писания, где им противополагается глагол сквернил, т.е. не уважал, не чтил, кощунствовал. (Езек. 20:9. 14. 36:23. Амос. 2:7 ). Еще более уясняется это значение глагола кадеш теми местами Писания, в которых ставится он вместе с подобозначущими (синонимическими) глаголами. Таковы глаголы яре «боялся» Бога, чувствовал страх к Богу, не timuit,a revertus est: в некоторых местах Писания переводившие его на русский язык очень хорошо передали значение этого глагола словом: благоговел. ( Ncaл. 65:9. 67:8. III:9 ); гарац «страшился», поставленный в некоторых местах Писания вместе с теми глаголами, также подтверждает в первом, кадеш, тот смысл, какой указываем в нем. ( Псал. 89:8 . Иса. 29:23. 8:12.13.). Когда народ иудейского царства надеялся найти себе спасение от вооружившихся против Иудеи двух царей, Факея израильского и Рецина арабского (сирийского), не в Иегове, которого оставил, а в божествах, каким поклонился вместе с ханаанскими язычниками, пророк Исайя, призывая верных Иегове в этом народе ждать себе спасения от Господа, а для того Его одного чтить, говорил: «чего он боится, того не бойтесь и пред тем не трепещите; Господа воинств, – Его святите: Он да будет страз ваш; Он да будет трепет ваш».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010