Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/Зосимой ...

Густыня. Троицкий Густынский монастырь. Густынский монастырь Храмы монастыря: Церковь Троицы Животворящей Церковь Петра и Павла Церковь Воскресения Христова Церковь Варвары Церковь Николая Чудотворца Сортировка: Карта и ближайшие объекты Начало Густынского монастыря было положено в 1600г. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф, который испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в Заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове Густынь, который представлял собой наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и вскоре на остров к Иоасафу начали собираться люди, селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля, которым и стал единодушно избранный старец Иоасаф. Новосозданная обитель во многом нуждалась, но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей в 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской.

http://sobory.ru/article/?object=06326

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБЕВ Степан Тимофеевич (25.10.1848, с. Ардатовка Нижнеломовского у. Пензенской губ.- 22.11.1920, Киев), проф. КДА, историк Церкви. Род. в семье протоиерея. Отец Калужского архиеп. Ермогена (Голубева) . В 1858-1864 гг. обучался в Нижнеломовском ДУ, в 1864-1870 гг.- в Пензенской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА. Первая научная работа Г. «Описание и истолкование дворянских гербов южно-русских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» (ТКДА. 1872. 10. С. 295-382) 22 дек. 1872 г. получила Евгениево-Румянцевскую премию. 24 мая 1874 г. Г. присвоена степень канд. богословия за соч. «Петр Могила и Исаия Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношения к Исаии Копинскому» (ПО. 1874. 2. С. 210-243; 3. С. 303-326). Работа была высоко оценена Литовским архиеп. Макарием (Булгаковым) в отчете о ревизии КДА (1874) и критически - Н. И. Костомаровым , считавшим, что исследователь изобразил Киевского митр. Петра (Могилу) в «неверном виде» (см.: ВЕ. 1874. Т. 3. Май. С. 429-441; Киевские ЕВ. 1874. 11. С. 280-287; 13. С. 361-374). Г. был оставлен при КДА: с 27 сент. 1874 г. приват-доцент по кафедре рус. церковной истории, с 16 дек. 1883 г. доцент по кафедре истории и обличения рус. раскола, с 6 сент. 1899 г. ординарный профессор, с 31 янв. 1900 г. заслуженный ординарный профессор. 17 авг. 1910 г. уволен от должности профессора КДА в связи с введением нового академического устава, ограничившего срок духовно-учебной службы 30 годами, но по ходатайству Совета КДА оставлен в звании сверхштатного профессора с правом участвовать в заседаниях Совета с решающим голосом и исполнять поручения Совета. Г. продолжал читать лекции по кафедре истории и обличения рус. раскола. В 1891 г. безуспешно ходатайствовал об открытии кафедры по истории Западнорусской Церкви. Помимо КДА 5 марта 1885 г. Г. был избран приват-доцентом Киевского ун-та св. Владимира по кафедре церковной истории. С 11 нояб. 1891 г. исполнял обязанности экстраординарного профессора ун-та вместо умершего тестя, проф. Ф. А. Терновского , 8 окт. 1899 г. утвержден в должности. Во вступительной лекции в ун-те «Начало систематической обработки русской церковной истории» (К., 1885) Г. говорил о большом влиянии на развитие церковно-исторической науки светской историографии XVIII в., к-рая вместо слепого доверия к источникам заложила основание для критического осмысления историко-лит. наследия. Г. отмечал, что научный подход к исследованию рус. церковной истории был разработан Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) и развит митр. Макарием (Булгаковым), П. В. Знаменским и Е. Е. Голубинским .

http://pravenc.ru/text/165309.html

Петр Могила – киевский митрополит, родом из Валахии, где отец его был господарем, в 1612 г. Могила, пораженный Кантемиром Мурзою, бежал в Польшу. П. Могила учился в православном Львовском братском училище, после этого за границей во многих университетах. Сперва П. поступил на военную службу участвовал даже в хотинской битве, но под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, вступил в духовенство и в 1627 г, избран Киево-Печерским архимандритом. В это время П. руководил осуждением «Апологии» Мелетия Смотрицкого и открыто начал борьбу с киевским митрополитом Исаией Копинским, не желая ему ни в чем повиноваться. В 1631 г. П. устроил при Киево-Печерской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском яз., которое впоследствии соединено было им с братской школой. В 1632 г. при избрании польским королем Владислава IV, П. присутствуя в Варшаве представителем киевлян, выхлопотал легальное существование для православной церкви, на ряду с униатской. Следствием этого разрешения явилось отрешение многих прежде избранных епископов в том числе и киевского Исаии Копинского вместо которого выбран П. Могила. Из Варшавы Могила отправился в Киев и при помощи лаврской братии и братской школы занялся отобранием от униатов церквей и монастырей, в том числе Софийского собора и Выдубицкого монастыря, восстановлением церкви св. Владимира Спаса на Берестове, устройством церкви трех Святителей, а в 1635 г. очистил от развалин остатки Десятинной церкви. Особенное внимание уделял П. Могила киево-братской школе, наз. Могилянской, хлопотал даже о переименовании ее в академию, приглашал преподавателей, усовершенствовавшихся за границей и защищал студентов от несправедливых нападок киевского воеводы Яна Тышкевича, ярого католика. П. Могила прославился еще и литературной деятельностью, составив и издавав следующие книги: 1) «Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста, издано Евангелие в 1616 г. на запад. русском литературном яз.»; 2) Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу студиев (1636 г.); 3) «Евхологион, альбо молитвослов» (1646 г.); 4) «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан»; (1645 г.); 5) рассказы о чудесах печерских; 6) полемическое сочинение по поводу книги Афанасия Кальноройского и много проповедей. Среди них особенно интересны: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина и «Слово на брак Януша Родзивилла». П. Могила приготовил еще «Катехизис», который, подвергшись обсуждению двух соборов: киевского в 1640 г. и ясского в 1643 г., напечатан был только в 1662 г. в Амстердаме на греческом яз.; им задуманы были еще две работы «Жития святых», исполненные Дмитрием Ростовским , и исправление и установление текста Библии, оконченное в XVIII в.; «Записки» П. Могилы печатались в «Киев. Епар. Вед.»; умер он в 1647 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Arhiva A ieit de sub lumina tiparului cel de-al XXVII volum al " Enciclopediei Ortodoxe " 17 noiembrie 2011 20:30 В ноябре 2011 года вышел в свет очередной, 27-й, том «Православной энциклопедии». Том открывает статья, посвященная прп. Исааку Сирину (Сполетинскому), подвижнику сирийского происхождения, который подвизался в VI веке на территории современной итальянской провинции Умбрия. Среди вызывающих особый интерес материалов нового тома следует отметить статью об Исааке Собаке — известном древнерусском книжнике первой половины XVI века, трудившемся в Москве. Крупная статья нового тома рассказывает о знаменитом Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Из нее можно узнать как об истории строительства и последующей судьбе этого грандиозного храма, так и об особенностях его уникального внешнего и внутреннего убранства. В новом томе «Православной энциклопедии» читатель может ознакомиться с материалами, посвященными замечательным представителям плеяды Оптинских старцев — прп. Исаакию (Антимонову; 1810-1894) и преподобномученику Исаакию (Бобракову; 1865-1938), одному из последних оптинских подвижников, пополнившему сонм новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Том содержит статьи, посвященные трем преподобным Киево-Печерской лавры — это прп. Исаакий (Чернь), подвижник XI века, прп. Исаия Киево-Печерский, чья жизнь пришлась на XI-XII вв., и прп. Исидор Киево-Печерский. Тему истории Православия в Киеве и на Украине продолжает статья, рассказывающая об Исаакии (Борисковиче; +1643), епископе Луцком и Острожском, одном из тех иерархов первой половины XVII века, которые возрождали православную Киевскую митрополию после Брестской унии. Созвучен этой статье и материал, посвященный Исаии (Копинскому; ок. 1580-1640), митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси, выдающемуся церковному деятелю, подвижнику монашеской жизни и духовному писателю Украины первой половины XVII века, поборнику церковного и государственно-политического единства украинского и русского народов. Статья «Исаия (Трофимович-Козловский)» повествует еще об одном выдающемся украинском богослове и духовном писателе первой половины XVII века, сподвижнике митрополита Киевского Петра (Могилы).

http://patriarchia.ru/md/db/text/1678985...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МГАРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в. Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в. (Полтавской и Миргородской епархии), находится в с. Мгарь Лубенского р-на Полтавской обл. (Украина). В 1612 г. кн. Михаил корибут Вишневецкий выдал насельнику Киево-Печерского мон-ря иером. Исаии (Копинскому) грамоту с разрешением строить монастыри в его заднепровских владениях. Когда 8 окт. 1616 г. скончался игумен Густынского во имя Святой Троицы монастыря Иоасаф, по прошению братии иером. Исаия поставил густынским настоятелем иеросхим. Варлаама, а сам по рекомендации печерского архим. Елисея (Плетенецкого) направился на Мгарскую гору. Грамотой от 13 янв. 1619 г. кнг. Раина Могилянка-Вишневецкая, вдова кн. Михаила, избравшая иером. Исаию своим духовником, позволила ему основать на Мгарской горе Преображенский муж. мон-рь. При этом иером. Исаия продолжал титуловаться как «игумен монастырей заднепровских». Княгиня пожертвовала для новообразованного мон-ря земли между реками Сула, Мгарь и Ольшанка, а также мгарский лес и «полмили на горе, где перед тем бывала пасека, и знать слыше, бывал перед тем колысь и монастыр» ( Астряб. 1915. С. 48). Летом того же года на Мгарскую гору из Густынской обители прибыла 1-я группа монахов. Осенью 1621 г. иером. Исаия направил в строящийся скит еще 8 густынских насельников, в т. ч. иеромонахов Феодосия и Харалампия. 18 янв. 1619 г. по прошению иером. Исаии кнг. Раина преобразовала Ладинский Подгорский Покровский скит в женский; игуменией стала мон. Александра (Копинская; † 1631), сестра иером. Исаии. В М. м. и Ладинском мон-ре иером. Исаия собственноручно выкопал землянки под кельи. Через нек-рое время он, назначив наместниками М. м. и Густынской обители иеросхимонахов Василия и Филарета, удалился в Межигорский в честь Преображения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/Мгарского в ...

Было ли это делом всей братии или одной только партии, во всяком случае дело не могло совершиться без воли Петра Могилы, без его разрешения и распоряжения, потому что он был назначен по завещанию Иова опекуном Киево-Михайловского монастыря. К сожалению, как скоро объяснилось, это сделано было не только для того, чтобы монастырь не перешел в руки униатов, но чтобы он не достался и новоизбранному православному митрополиту. Исаии необходимо было теперь переселиться в Киев, а в Киеве он не мог найти себе иного помещения, кроме Михайловского монастыря, где жил и его предместник. И этого-то монастыря никак не хотел уступить новому митрополиту Кизаревич. Прошло более трех месяцев со дня избрания Исаии, потребовалось много хлопот и усилий, пока михайловские иноки согласились принять к себе на игуменство нового митрополита. В 29-й день октября они составили письменный акт, в котором говорили, что по смерти прежнего своего игумена митрополита Иова они теперь все «единогласно и полюбовно» избрали себе предстателем, игуменом и пастырем нового митрополита Исаию Копинского, «от всее Церкви згодне обраннаго», зная его издавна, «в том святом предстательстве верне с братиями поступующаго и в животе побожном всем прикладнаго, а над то в вере святой благочестивой добре сведомого, статечнаго и ни в чом не подозреного». Этот акт, скрепленный печатью и подписями всей капитулы Киево-Михайловского монастыря, тогда же был занесен в актовые земские книги Киевского воеводства. Но и теперь более месяца Исаия не мог поселиться в своем монастыре, потому что из настоятельских келий не хотел выезжать прежде избранный игумен Филофей Кизаревич, хотя он оставался и наместником Печерской лавры. По одному слову Могилы Кизаревич как подчиненный ему непременно переселился бы на свое место в лавру, но слово это, верно, не произносилось. Оказалось нужным употребить принуждение. По приглашению Исаии полковник запорожского войска Демьян Гарбуз явился 10 декабря с казаками в Михайловский монастырь и выпроводил из него Кизаревича.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

В «Правосл. Обозр.» 1876 г.: «Вступление Петра Могилы в киевскую митрополию и его отношения к своему предшественнику Исаии Копинскому»; в «Руков. для сельск. паст.» 1878 г.: «Попытки к соединению церкви православной и униатской в первой половине XVII столетия»; в «Трудах 3-го археолог. съезда в Киеве»: «О составе библиотеки Петра Могилы»; в «Киевской Старине»: «О начале книгопечатания в Киеве»; «Киево-Печерская обитель в конце XVI и начале XVII в.» (1876 г.); в «Киевск. епарх. вед.» 1885 г.: «Защита святости и православия Киево-Печерских угодников в сочинении Сильвестра Коссова: Paterikon», 1874 г.: «Exegesis Сильвестра Коссова»; 1877–78 г.: «Очерк истории литературы церкви западнорусской» (перев. с польск. с примечаниями); «Киево-Печерская обитель в конце XVI стол.» и несколько других статей по истории западного края. Все эти работы, за немногими исключениями, велись, по отзыву проф. Ив. Малышевского и А. Розова (см. Журн. сов. Киевск. дух. акад. 1883 г., засед. 15 сент.), не отрывочно, а систематически, обнимая научные вопросы и предметы целой и определенной области, и каждая из них была ценным приобретением для науки, то по новости открываемых в ней материалов и фактов, то по критическому разбору и новому освещению уже известных исторических фактов, установлению более верного взгляда на них, исправлению исторических ошибок». Кроме того, перу проф. Г. принадлежат «Материалы для истории западнорусской православной церкви» (XVI и XVII ст.) («Тр. Киев. Дух. Акад.» 1878 г.); «История киевской духовной академии. Период до-Могилянский». Киев, 1886 г.; «Петр Могила до поступления на Киево-Печерскую архимандрию» («Стран.», 1882 г., I-II); «Архив юго-западной Руси (содержащий преимущественно полемику православных юго-западной Руси с латинянами и униатами (т. I) и с протестантами (т. II); «Историко-топографические изыскания и заметки о древностях киевских» («Тр. Киев. Дух. Ак.», 1899 г., I); «Неизвестное полемическое сочинение против папских притязаний в юго-западной России» (1633 г.) (ib.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Со 2-й пол. XIX в. версия об основании К.-Б. м. в 1615 г. стала господствующей в историографии: монастырь с братством и Братской школой был основан в Киеве на Подоле - на земле, которую пожаловала Галшка Гулевичевна (Елизавета Васильевна Гулевич-Лозкина), супруга (с 1606) маршалка Мозырского повета Стефана Лозки. Земля и дом на Подоле были переданы Г. Гулевичевной в ведение иером. Исаии (Копинского) , который считается первым настоятелем обители. Оригинал дарственной грамоты 1615 г. не сохранился, известна лишь копия. Исследователи указывают на ряд внутренних противоречий и анахронизмов в грамоте 1615 г., а также стилистические несоответствия. Поэтому некоторые историки полагают возможным считать грамоту 1615 г., а также ряд других ранних документов, относящихся к истории К.-Б. м., позднейшими фальсификатами. Кроме того, вероятно, и сама личность Г. Гулевичевны мифологизирована, ее нередко отождествляют с др. персоналиями (подробнее см.: Люта. 2007; Она же. 2008; Она же. 2010; Яременко. 2009). В 2013 г. вопрос о подлинности дарственной Г. Гулевичевны является дискуссионным. Не исключено, что К.-Б. м. возник уже после основания братства, т. к. братская Богоявленская ц. впервые упоминается только в 1620 г. как «новозаложенная». Первый известный список членов Киевского Богоявленского братства датирован 4 янв. 1616 г., следов., братство и обитель существовали до указанной даты. В том же году киевский мещанин Василий Федорович Ходыка (Кобызевич) дал на «дом школьный в Киеве» 10 к.; вероятно, в его завещании речь шла о школе, основанной Киевским братством и К.-Б. м. Весной 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан IV посетил Киев, неск. месяцев проживал в обители. 6 окт. 1620 г. в монастырской Богоявленской ц. патриархом Феофаном, Софийским митр. Неофитом и Стагонским еп. Авраамием во епископа Перемышльского и Самборского был тайно хиротонисан иером. Исаия (Копинский). Это была 1-я епископская хиротония, совершённая Иерусалимским патриархом для восстановления иерархии Западнорусской митрополии. 9 окт. в монастырской Богоявленской ц. патриарх Феофан совершил архиерейскую хиротонию и возвел в сан митрополита Иова (Борецкого) , игумена киевского Михайловского Златоверхого мон-ря. Особой грамотой патриарх благословил деятельность братства и школы при К.-Б. м. В грамоте патриарха от 7 янв. 1621 г. Киевскому братству и К.-Б. м. были предоставлены права ставропигии патриарха К-польского.

http://pravenc.ru/text/Киево-Братском в ...

Участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия РПЦ 1906 г. , выступая за восстановление Патриаршества. Совместно с профессорами КДА В. Ф. Певницким , К. Д. Поповым и М. Ф. Ястребовым подал отдельное мнение относительно проекта нового академического устава, представленного от имени КДА, обвинив составителей в шаткости религ. начал правосл. веры. Заявление Г. получило широкую огласку, вызвало возражения со стороны составителей проекта, устную и печатную полемику (см.: ТКДА. 1906. 8/9. С. 259-270; 12. С. 612-627). 30 июня 1918 г. написал замечания на «Проект плана преподавания на православных факультетах украинских университетов», призывая создать богословские фак-ты в широком значении слова, а не копировать правосл. духовные академии. 29 дек. 1908 г. Г. был избран членом-корреспондентом АН. Состоял действительным членом Исторического об-ва Нестора-летописца (с 1874, в 1881 вошел в Совет об-ва), Общества истории и древностей российских , Киевской археографической комиссии для разбора памятников, Киевского церковно-исторического и археологического об-ва при КДА, почетным членом Пензенского историко-статистического и археологического комитета и др. Г. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1907), св. Владимира 3-й степени (1912), св. Станислава 1-й степени (1914). 24 нояб. 1920 г. в киевском Братском мон-ре состоялось отпевание Г., к-рое совершили 14 священников, в т. ч. его ученики. Похоронен в киевском в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра мон-ре , рядом с дочерью и профессорами КДА. Арх.: РНБ ОР. Ф. 194. Оп. 1. 410, 1312; Ф. 253. 8, 412; НБУВ ИР. Ф. 194. 24; ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 7725, 10907; Оп. 3. Спр. 2007; Оп. 3. Спр. 2640. Соч.: Удаление Исаии Копинского из Киево-Михайловского мон-ря: (К характеристике отношений между Петром Могилою и Исаиею Копинским)//Киевские ЕВ. 1874. 1. С. 11-18; 2. С. 41-48; Когда и кем введены в южно-рус. обрядность пассии?//Там же. 7. С. 161-165; Биогр. сведения о Петре Могиле до посвящения его в сан Киево-печерского архимандрита//Там же.

http://pravenc.ru/text/165309.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010