Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК СОБАКА (Бирев; † после 1549, Нилова Сорская пуст.?), каллиграф, сотрудник прп. Максима Грека и Вассиана (Патрикеева) . Тождество 2 книгописцев с именем Исаак - Собаки и Бирева - установлено на основании почерковедческого анализа Н. В. Синицыной ( Синицына. 1973), оно предполагалось исследователями и раньше (см., напр.: Немировский. 1964. С. 132). Свидетельства о раннем периоде жизни И. С. отсутствуют, мн. факты его биографии реконструируются на основании атрибуции ему ряда рукописей. По всей видимости, И. С. был пострижен в монашество прп. Корнилием Комельским: книгописец назван «Корнилиевым пострижеником» в записи на рукописи 16 Слов свт. Григория Богослова с толкованиями (РГБ. Ф. 98. 200; см.: Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8; Сергеев. 2001. С. 14). В таком случае постриг И. С. следует датировать не ранее 1501 г., поскольку к этому времени относится ставленая грамота митр. всея Руси Симона прп. Корнилию ( Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 486). В лит-ре высказано предположение о знакомстве И. С. с прп. Нилом Сорским ( Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8), во всяком случае, И. С. принимал участие в переписке одного из ранних сборников сочинений прп. Нила - ГИМ. Син. 335, 10-е гг. XVI в. Косвенно в пользу этого предположения может свидетельствовать тот факт, что в конце жизни И. С. поселился в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Исходя из позднейших фактов биографии И. С., можно предположить, что в Кирилловом в честь Успения Пресв. Богородицы Белозерском мон-ре он познакомился со ссыльным иноком публицистом-нестяжателем (см. Нестяжатели ) Вассианом (Патрикеевым). Не исключено, что в кон. 90-х гг. XV - 10-х гг. XVI в. И. С. периодически посещал Москву, Троице-Сергиев и Кириллов Белозерский мон-ри: на это указывает его сотрудничество в переписке книг в данный отрезок времени с Гурием (Тушиным) и с М. Медоварцевым . Со 2-й пол. 10-х гг. XVI в. книгописец, вероятно, регулярно работал для Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека. В судном деле Максима Грека упоминаются сделанные И. С. списки перевода Жития Богоматери в редакции Симеона Метафраста с «хулными строками», послужившими одной из причин обвинения святогорца в ереси, и списки «Правил», отредактированных Вассианом, к-рые хранились в казне вел. кн. Василия III Иоанновича (Судные списки. 1971. С. 100-101); последняя рукопись отождествляется с сохранившейся Кормчей Вассиановской редакции (РГБ. Пискар. 39). Высказанное в литературе последних лет предположение, что во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. И. С. оставил Вассиана (Патрикеева) и перешел на сторону митр. Даниила ( Плигузов. 2002. С. 177-178), основывается на атрибуции книгописцу нескольких страниц в составе митрополичьей Сводной Кормчей ( Клосс. 1980. С. 61-62). Однако участие И. С. в работе над этим текстом может иметь и др. объяснение.

http://pravenc.ru/text/674758.html

Соборы Русской Церкви Церковный собор 1549 года Середина XVI века – это время интенсивной соборной деятельности Русской Церкви. Наиболее известны Макарьевские Соборы 1547, 1549 годов, на которых проходила канонизация святых, а также Стоглавый Собор 1551 года. Малоизвестен церковный собор 1549 года, созванный по поводу «Исака Собаки». Материалы этого Собора стали известны после приобретения в 1968 г. Археографической экспедицией Института истории, филологии и философии СО АН СССР на Алтае рукописи конца XVI в., некогда принадлежавшей Владимирскому Рождественскому монастырю 214 . В рукописи содержится 40 глав. 39-я глава имеет название «Собор на Максима Грека Святогорска» 215 . Помимо материалов об осуждении преподобного Максима Грека в ней сообщается о нахождении Митрополитом Макарием в 1548 г. судного списка Максима Грека и о возбуждении Святителем дела «Исака Собаки», в результате которого возникла его переписка с предшественником – Митрополитом Иоасафом (1539–1542), находившемся на покое в Троице-Сергиевом монастыре. Заканчивается данная глава в рукописи описанием деяний Собора, на котором был осужден Исаак Собака. Собор заседал 24 февраля 1549 г. Материалы данного Собора имеют название: «Список с соборного списка преосвященнаго Макария, Митрополита всея России, о извержении и о конечном отлучении от священства Исака Собаки, бывшего архимандрита чудовского» (с. 125) 216 . 2 ноября 1548 г. были обнаружены документы осуждения преподобного Максима Грека . «И господин преосвященный Макарий, Митрополит всея России, тот соборной подлинной список выслушал и вычел» (с. 125). При этом он обратил внимание на то, что среди осужденных с ученым греком называется и «Исак Собака», которого святитель Макарий благословил «во архимандриты к Михайлову Чюду» (с. 129). Между тем, как выяснилось в результате находки, «Исак» был осужден на Соборе 1531 г. и его должны были сослать «в Новгород в Великий в Юрьев монастырь в крепости велицей держати. И после того на того же Исака Собаку взошли речи богохульные, и осудиша его соборне, и послан бысть в митрополичь монастырь на Волосово, держати в велицей крепости неисходно» (с. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Церковный собор 1549 года Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 2 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 Середина XVI века — это время интенсивной соборной деятельности Русской Церкви. Наиболее известны Макарьевские Со­боры 1547, 1549 годов, на которых проходила канонизация святых; а также Стоглавый Собор 1551 года. Малоизвестен церковный собор 1549 года, созванный по поводу “Исака Собаки”. Материалы этого Собора стали известны после приобретения в 1968 г. Археографической экспедицией Института истории, филологии и философии СО АН СССР на Алтае рукописи конца XVI в., некогда принадлежавшей Владимирскому Рождест­вен­скому монастырю 1 . В рукописи содержится 40 глав. 39-я глава имеет название “Собор на Максима Грека Святогорска” 2 . Помимо материалов об осуждении преподобного Максима Грека в ней сообщается о нахождении Митрополитом Макарием в 1548 г. судного списка Максима Грека и о возбуждении святителем дела “Исака Собаки”, в результате которого возникла его переписка со своим предшественником — Митрополитом Иоасафом (1539–1542), находившемся на покое в Троице-Серги­евом монастыре. Заканчивается  данная глава в рукописи описанием деяний Собора, на котором был осужден Исаак Собака. Собор заседал 24 февраля 1549 г. Материалы данного Собора имеют название: “Список с соборного списка преосвященнаго Макария, Митрополита всея России, о извержении и о конечном отлучении от священства Исака Собаки, бывшего архимандрита чудовского” (с. 125) 3 . 2 ноября 1548 г. были обнаружены документы осуждения пре­­подобного Максима Грека. “И господин преосвященный Ма­карий, Митрополит всея России, тот соборной подлинной список выслушал и вычел” (с. 125). При этом он обратил внимание на то, что среди осужденных с ученым греком называется и “Исак Собака”, которого святитель Макарий благословил “во архимандриты к Михайлову Чюду” (с. 129). Между тем, как выяснилось в результате находки, “Исак” был осужден на Соборе 1531 г. и его должны были сослать “в Новгород в Великий в Юрьев монастырь в крепости велицей держати. И после того на того же Исака Собаку взошли речи богохульные, и осудиша его соборне, и послан бысть в митрополичь монастырь на Волосово, держати в велицей крепости неисходно” (с. 129).

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-sobor-1549...

Разделы портала «Азбука веры» Моисей, задумывающий предприятие свое об освобождении израильтян от египтян Аскназий Исаак Львович (1856-1902) Сюжет Сюжет взят из Книги «Исход»: Израильский народ четыреста лет прожил в земле Египта, где их вольное положение сменилось тяжёлым рабским трудом и преследованием со стороны фараона. Тогда Господь явился Моисею и повелел вывести народ из Египта. Описание На картине представлен эпизод из Книги «Исход», где описывается тяжелое положение израильского народа, находившегося в египетском плену у фараона и претерпевающего различные бедствия и унижения. Однажды, когда Моисей, пася овец, находился в пустыне, возле горы Божьей Хорива, Господь открылся ему и призвал его к важной ответственной миссии – вывести еврейский народ из Египта. Поначалу Моисей засомневался: «кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?» ( Исх.3:11 ). Но Бог объяснил ему, что будет пребывать с ним, будет его направлять и оказывать ему необходимое содействие. Моисей подчинился Божественной воле и вскоре приступил к исполнению возложенной на него миссии. Художник показывает Моисея в момент раздумий, охвативших его в уединении. На полотне мастерски выстроена композиция, раскрывающая смысл происходящего события: на переднем плане над горизонтом возвышается величественная фигура Моисея. Пророк изображен почтенным старцем, его взор обращен в безбрежную даль пустыни. В руках его пастушеский посох, рядом в ногах примостилась сторожевая собака. По левую сторону мы видим пасущееся стадо овец, как бы покорно склонившихся перед пастырем. Взгляд Моисея, движение руки, которой он касается бороды показывают переживание им сложнейшего момента, который должен стать переломным в жизни его народа. Моисей окружён стадом овец, и это не случайно. Здесь указание на пастырство Спасителя Христа, и Моисей — Его прообраз: он пас  животных, но ныне предстоит ему стать вождем израильского народа, сопровождать его в Землю обетованную – прообраз грядущего царства Божия.

http://azbyka.ru/art/moisej-zadumyvayush...

Toggle main menu visibility Статистика блогов Категории 1 Блоги 30 Записи 364 Просмотры 121.251 Комментарии 51 Выполнить Фильтры Показывать только: Загрузка… Однажды в лес дремучий, где жила волков стая, медведи и еноты, зайцы и лисицы Вошли очень скромно без мяуканья и лая Культурные животные с вымытыми лицами. Сказали всем: «Доброе утро!», Построили очень скромный домик, Открыли лечебницу для зверей и гномиков Кошка Василиса и собака... Однажды Ваня с мамой, папой и собакой Медуницей пошли в лес и кроме всего прочего увидели, как муравьи тащат к себе в муравейник зеленого лесного клопа. Кому доводилось с ним близко познакомиться, знают, что запашок у этой милой зелененькой букашечки отнюдь не из самых приятных... Однажды Ивва и Минька (пластилиновые собачка и лисичка) услышали, что дедушка собрался ехать к своей маме. Вообще-то это довольно забавно, что у взрослого дедушки есть своя собственная мама. Хотя этот наш дедушка сказал бы нам на такие речи: – А что такого-то? И всегда будет... Когда Ваня с мамой пришли к Виктории, то она, конечно, сразу заметила какой Ваня задумчивый. И друзья Виктории, конечно, заметили это сразу. А мама Вани, посмотрев на сына, как бы спрашивая его разрешения рассказать, и увидев в его лице молчаливое согласие, начала: – Понимаете, мы вместе... Мы с ребятками нашими довольно часто собираемся чтобы порисовать, попеть и почитать что-нибудь по-настоящему вдохновенное. Чтобы бодрее, радостней, смелее и интересней жить было. А нам очень нравится такой прекрасный писатель как Исаак Сирин. Мы просто восхищены им! Ведь что бы не... Многим нашим друзьям неплохо знаком ежик Надя. Много о нем можно рассказать удивительного, но если мы скажем, что он очень близко знает и даже дружит с мастодонтами, нам скажут наверняка: − Ну-у-у, это уж вы слишком… А мы не слишком. Нам просто не хочется (да и нельзя) скрывать, что сквозь... Ты видишь, − загорается в небе заря, Живые соки текут по артериям березы, Птицы несут нам только радостные вести И впитывают солнце виноградные лозы. Весна, я − воскресший солдат! Мои раны исцелило солнце. Небо, мне твоя любовь необходима! Земля отогрелась и из вечной мерзлоты Воскрес и...

http://azbyka.ru/detforum/ubs/?page=9

Бесстрашие ...Нимало не упадай духом, и не приходи в боязнь, если люди низкие, безбожные и ненавистные поносят тебя за добрую о тебе славу, за доброту нравов твоих и за видимое для всех благочестие (прп. Нил Синайский , 71, 8–9). Источник. ...Сердце ощутившего любовь сию не может вмещать и выносить ее. Но, по мере качества нашедшей на него любви, усматривается в нем необычайное изменение. И вот ощутительные признаки сей любви: лицо у человека делается румяным и радостным, и тело его согревается. Отступают от него страх и стыд, и делается он как бы восторженным. Сила, собирающая воедино ум, бежит от него, и бывает он как бы изумленным. Страшную смерть почитает радостию, созерцание ума его никак не допускает какого-либо пресечения (прекращения) в помышлении о небесном. И в отсутствии, не зримый никем, беседует как присутствующий. Ведение и видение его естественные преходят, и не ощущает чувственным образом движения, возбуждаемого в нем предметами; потому что хотя и делает что, но совершенно того не чувствует, так как ум его парит в созерцании, и мысль его всегда как бы беседует с кем другим (прп. Исаак Сирин , 59, 363–364). Источник. Рассказывали, что когда авва Иосиф Панефосский был при смерти и у него сидели старцы, то, смотря на дверь, увидел диавола, сидевшего у двери. Подозвав ученика своего, авва сказал: «Подай мне палку, – он думает, что я состарился и не могу одолеть его». Как скоро авва взял палку, старцы увидели, что диавол, как собака, прокрался через дверь – и исчез (93, 115). Шел однажды авва Макарий из скита в Теренуф, и на пути зашел в капище отдохнуть. В капище находились древние языческие мумии. Старец взял одну из них и положил себе под голову, как подушку. Демоны, видя такую смелость его, позавидовали и, желая устрашить его, кликали будто женщину, называя ее по имени: «Такая-то, иди с нами в баню!» А другой демон из-под Макария, как будто мертвец, отвечал им: «На мне лежит странник, я не могу идти». Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: «Восстань, если можешь, ступай во тьму!» Демоны громко закричали: «Победил ты нас!» И со стыдом убежали (93, 145).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Большинство рукописей библейского содержания, переписанных И. С., а также Евангелие учительное 1524 г. и список «Слов постнических» прп. Исаака Сирина содержат исполненные на высоком уровне ранние образцы орнаментики старопечатного стиля, в первую очередь заставки на основе гравированного «Большого алфавита» И. ван Мекенема. В связи с этим исследователи высказали предположения о причастности И. С. к созданию и распространению этого стиля в рус. рукописной книге. Впрочем, с той же долей вероятности можно утверждать, что И. С., работая в крупных книгописных центрах, сотрудничал с профессиональными иллюминаторами, непосредственно причастными к выработке рус. варианта старопечатного стиля книжной орнаментики. Ист.: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 154-155, 313. Лит.: Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 138-142, 152-153; Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Фёдоров. М., 1964 (по указ.); Казакова Н. А. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970 (по указ.); Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 288, 307-308; она же. [Рец. на кн.:] «Судные списки Максима Грека и Исака Собаки»//ВИ. 1973. 2. С. 153-156; она же. Новые рукописи Михаила (Медоварцева)//ДРИ: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 148-149; она же. Отождествление почерков рус. рукописных книг кон. XV - 1-й пол. XVI в. и его трудности//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 90-91, 110, 112-113; она же. Максим Грек в России. М., 1977 (по указ.); Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980 (по указ.); Серебрякова Е. И. Лицевое Евангелие писца Исаака из собр. ГИМ//Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 45-51, 103-105; Дмитриева Р. П. Исаак (Исак) Собака//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 442-443; она же. Иоасаф (Скрипицын) - книжник и библиофил XVI в.//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 302, 304-307, 311; Макарий (Веретенников), архим. Церковный собор 1549 года//АиО. 1998. 2(16). С. 141-145; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001. С. 14; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/674758.html

И. С. является одной из центральных фигур в русском книгописании кон. XV - 1-й пол. XVI в. Выполненные им рукописи, ценившиеся современниками, вероятно, прежде всего за каллиграфическое искусство, имелись в библиотеках крупнейших монастырей: Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского (в описи 1601 г. упоминается Евангелие письма И. С.- см.: Опись строений. 1998. С. 154-155, 313), Иосифова Волоколамского (в описи книг 1545 г. фигурирует переписанная И. С. Псалтирь «в лист» - Дмитриева. 1988. С. 443) и в книжных собраниях иерархов, напр. митр. Иоасафа ( Она же. 1991. С. 304-307). И. С. владел неск. типами письма: крупным литургическим полууставом с четким разделением толстых и волосяных линий и менее монументальным (хотя и весьма каллиграфическим) полууставным письмом с курсивными элементами, число которых могло существенно варьироваться. Каллиграфические полууставные почерки, близкие к почерку И. С., в 50-60-х гг. XVI в. были положены в основу московских кириллических шрифтов анонимных изданий и типографии Ивана Фёдорова . Миниатюра " Евангелист Лука " . Евангелие-тетр. Нач. 40-х гг. XVI в. (ГИМ. Покровский собор. 103799/2. Л. 134 об.) Миниатюра " Евангелист Лука " . Евангелие-тетр. Нач. 40-х гг. XVI в. (ГИМ. Покровский собор. 103799/2. Л. 134 об.) В наст. время И. С. атрибутируется (полностью или частично) написание более чем 20 книг ( Синицына. 1977. С. 14-15, 22-24). Наиболее известны среди них каллиграфические, с богатой орнаментикой Евангелие учительное, переписанное в 1524 г. для Троице-Сергиева мон-ря (РГБ. Троиц. Фунд. 100), Евангелие-тетр 1530/31 г. (Там же. Собр. ризницы ТСЛ. 9/М. 8659), Апостол 30-40-х гг. XVI в. (Там же. МДА. Фунд. 6) и Евангелие-тетр, написанное для митр. Иоасафа примерно в то же время, вероятно вскоре после освобождения (Покровский собор (филиал ГИМ). Инв. 103799/2). Книгописная деятельность И. С. недостаточно изучена. Можно утверждать, что атрибутированными рукописями книгописное наследие И. С. не ограничивается. К наследию И. С. несомненно относятся Евангелие-тетр (НБ Саратовского ГУ. 4, 1-я треть XVI в.) и «Слова постнические» прп. Исаака Сирина с миниатюрой (ГАЯО. Колл. рукописных книг. 3, 1-я треть XVI в.). И. С. переписал начальную часть сборника житий и сказаний БАН. Колл. Н. К. Никольского. 264, 2-я четв. XVI в. (образец почерка см.: Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1973. Т. 3. С. 230), принадлежавшего бывш. игумену Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря Кассиану (Булгакову), к-рый дал рукопись вкладом в эту обитель. Весьма вероятно, что И. С. является 1-м писцом (Л. 1-40 об.) Кормчей рус. редакции с копиями глосс Вассиана (Патрикеева) (РГАДА. Ф. 188. 552). В дальнейшем атрибуции рукописей И. С. возможны в составе как исторически сложившихся собраний, так и старообрядческих и частных коллекций XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/674758.html

2.Золотой потир из Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики//Московский кремль XV столетия. Т. 1. М., 2011. С. 428–439 ( в соавторстве с И. А. Стерлиговой). 3. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии XVII в.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 3(45). С. 113–114 ( в соавторстве с А. В. Чернецовым). 4. Из истории русско-южнославянских книжных связей XII–XIII вв.: новое и забытое//Russica Romana. Vol. 17 (2010). Pisa; Roma, 2011. С. 9–32. 5. Неизвестные страницы истории московского книгописания середины XIV в.//Русь, Россия. Средневековье и Новое время/Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (Материалы к международной конференции). М., 2011. С. 33–34. 6. Об одном безымянном сербском книгописце-каллиграфе раннего XIV в. (пергаменное Евангелие Хиландарь, 12 и рукописи его круга)//Археографски прилози. 2011. 33. С. 321. 7. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина: История и культура славян IX–XVII веков. М., 2011. 8. Откритието като научна съдба//За буквите/Кирило-Методиевският вестник. 2011. 35. С. 4. 9. Иосиф II (Солтан), митр. Киевский (раздел «Церковно-учительная деятельность»)//Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 17– 18. 10. Ипатьевский монастырь (раздел «Библиотека»)//Там же. С. 441. 11. Ириней Лионский (раздел «Почитание на христианском Востоке, у южных славян и на Руси»)//Там же. С. 441 ( в соавторстве с А. А. Королевым). 12. Исаак Собака//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 9– 11. 13. Исайя Серрский//Там же. С. 141– 144 ( в соавторстве с Л. К. Гаврюшиной). 14. Истрин В. М.//Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2011. С. 23– 26 ( в соавторстве с И. Н. Поповым). 15. Йованович Т.//Там же. С. 698– 699 ( в соавторстве с И. О. Олейниковой). 16. Йовчева М.//Там же. С. 700– 702. 17. Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Святой горой и Святой землей (по следам забытых и новейших атрибуций)//Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (Кирило-Методиевски студии. Кн. 21). С. 236– 244.

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

3 января 1542 г. митрополит Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1547 г. был переведен из Кирилло-Белозерского монастыря в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь он занимался перепиской и исправлением книг. В 1548 году возникла переписка митрополитов Макария и Иоасафа в связи с Исааком Собакой, которого митрополит Иоасаф в свое время возвратил из заключения и возвел в настоятели Симонова монастыря. В феврале 1549 года Исаак Собака был соборне осужден. Во время Стоглавого Собора ему присылали для просмотра постановления Собора. В одном из своих замечаний на постановления Собора он высказал особую заботливость о том, чтобы тяглые люди (крестьяне) не были подавляемы бременем налогов. В 1552 году в обители преподобного Сергия бывший митрополит Московский Иоасаф встретил возвращавшегося из победного похода царя — покорителя Казани. 27 июля 1555 г. мирно скончался в Троице-Сергиевой Лавре и был погребен в " келии преподобного Сергия " . Память его отмечена в Лаврском месяцеслове. Его имя входит в состав собора Радонежских святых. Мощи его до сего времени почивают в Троице-Сергиевой Лавре в южном притворе Троицкого собора, называемом Серапионовой палатой. В 1905 году в Серапионовой палате чугунный пол XVIII столетия был заменен на керамическую плитку, в результате сведения о точных местах захоронения древнерусских иерархов были утрачены. В марте 2006 году в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры при ремонте пола были обнаружены места захоронений митр. Иоасафа и свт. Серапиона Новгородского, по имени которого палата получила свое название. Обнаруженные надгробия святителей Серапиона и Иоасафа представляют собой хорошо сохранившиеся белокаменные плиты с соответствующими надписями. Вместе с надгробиями были обнаружены фрагменты пола XVI века. Оригинальная кладка свидетельствует о том, что надгробия лежат на первоначальных местах - над реальными захоронениями святителей Серапиона и Иоасафа. Под плитами находятся склепы. Труды Митр. Иоасаф был человеком образованным для своего времени и много занимался литературной деятельностью. В библиотеках Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии находилось до 23 номеров его рукописей (кроме богослужебных). На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу. Они находятся ныне по преимуществу в Российской государственной библиотеке: в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

http://pravicon.com/info-2517

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010