Фотоматериалы (См. оригинал) Сравнительные таблицы Сравнительная таблица (1) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов и страницы по изданию сирийского текста Номера слов по русскому переводу 99–104 104–110 110–114 115–119 119–121 121–123 124–125 125–127 127–130 130–133 134–139 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 154–161 161–162 162–163 163–165 165–175 175–177 177–182 182–188 189–194 195–202 202–205 205–208 208–215 216–218 218–221 221–224 224–267 267–269 269–281 281–290 с.373–380 291–296 с.380–381 296–300 300–303 303–306 306–307 307–313 313–314 315–318 318–321 321–330 с.403–409 330–335 с.409–412 335–337 337–338 339–341 341–343 343–353 353–359 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 390–392 392–395 396–399 399–406 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 441–442 443–450 450–464 465–472 472–474 с.181–183 474–478 с.183–185 479–483 483–488 489–494 494–501 502–506 507–518 519–520 521–524 524–536 536–538 538–545 546–565 566–574 55: с. 247–254 574–581 Слова, не принадлежащие прп. Исааку Сирину 1370 , – в издании под ред. С. И. Соболевского. 1911. Иоанн Дальятский Беседа 1 Письмо 18 Беседа 4 Беседа 20 Филоксен Маббугский Письмо к Патрикию 55: с. 241–247, 254–276 Сравнительная таблица (2) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов по русскому переводу Номера слов и страницы по изданию сирийского текста 110–114 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 163–165 165–175 182–188 195–202 202–205 224–267 267–269 307–313 313–314 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 392–395 441–442 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 443–450 450–464 465–472 с.181–183 472–474

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Закрыть itemscope itemtype="" > О книге «Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты» Светлой памяти архимандрита Сергия (Рыбко; †12.07.2022) 12.07.2022 556 Время на чтение 11 минут Источник: Благодатный Огонь   12 июля на 62-м году жизни скончался архимандрит Сергий (Рыбко), известный миссионер. Отец Сергий был автором журнала «Благодатный Огонь» и некоторое время членом редсовета нашего журнала. Царствие Небесное и вечная память новопреставленному рабу Божию архимандриту Сергию. † Представляем читателю статью о. Сергия (Рыбко), опубликованную в 1998 году в журнала «Благодатный Огонь».  Осторожно  –  ересь! О книге «Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты». Недавно в Москве вышла книга под названием:  «Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод, примечания и послесловие иеромонаха Илариона (Алфеева)». Переводчик уверяет, что подлинность опубликованных текстов «не вызывает сомнений: их стиль и язык, грамматика и синтаксис, терминология и тематика неопровержимо свидетельствуют об авторстве Исаака» (с. 10–11). Однако стоит начать читать книгу — и сразу возникают большие сомнения в том, что авторство «новооткрытых текстов» принадлежит известному учителю Церкви преподобному Исааку Сирину. Прежде всего удивляют пустота, бессодержательность, восторженность «новооткрытых текстов», пестрящих восклицаниями, риторическими вопросами, чего нет в ранее известных творениях преподобного Исаака Сирина. Опаснее же всего то, что на с. 194–216 в «новооткрытых текстах преподобного Исаака Сирина» изложена, как говорит переводчик, «своеобразная эсхатология», которая на поверку оказывается самой настоящей ересью Оригена, осужденной V Вселенским Собором. Одно из положений Оригеновой ереси, как известно, заключается в том, что все люди, согрешившие пред Богом, в том числе самые нечестивые, и даже демоны после кратких мучений будут помилованы и введены в Царство Небесное. Именно это мнение приводится в книге, приписываемой преподобному Исааку:

http://ruskline.ru/opp/2022/07/12/o_knig...

     Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Борьба с грехом, с человеческими недостатками — это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредотачивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам замечательные свои творения, сосредотачивают внимание на этой борьбе с грехом. Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие. У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить, как человек может, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел… Вот почему и поставил преподобный Исаак Сирин на первое место этот добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего.

http://pravoslavie.ru/77564.html

§ 162. Жизнь Макария Великого и сочинения его. Для всей Церкви, а не для одной пустыни, был и остается великим св. Макарий Египетский , отец пустыни. Современник Макария Александрийского , называвшегося «городским» 831 , но несколько старше его, он еще в юности почувствовал желание оставить мир и поселился близ деревни в келии; его избрали в чтеца в одной церкви, но он бежал в другое место; здесь оклеветала его впадшая в грех девица; он принял на себя клевету; преступница ужасными страданиями, внезапно поразившими ее, вынуждена была сказать о невинности Макария; но Макарий убегая славы человеческой удалился 832 в пустыню Скитскую 833 ; отселе посещал он св. Антония 834 . На 40 году был посвящен в пресвитера и тогда же получил дар чудотворений и пророчества, а по умножении учеников воздвиг для них четыре храма, сам пребывая с одним учеником своим 835 . Велики были подвиги Макария еще в первые годы пустынной жизни; за великие подвиги уже тогда называли его отроком-старцем 836 ; но преимущественно молчание 837 и сердечная кротость 838 отличали и возвышали дух великого. Когда из Александрии изгнан был арианами архиепископ Петр преемник Афанасия и ими же поставлен был Люций: Люций послал отряд солдат в пустыни, чтобы насилием и жестокостями принудить пустынников к арианству; многие скончались мучениками, а Макарий вместе с несколькими другими послан в заточение на один из островов египетских: но здесь остров язычников вскоре стал островом христиан 839 . По возвращении в скитскую пустыню пророк и чудотворец 840 скончался в 390 году на 90 году от рождения своего, на 60 пустынной жизни 841 . Геннадий пишет, что « Макарий Египетский , подвижник скитский, писал послание к инокам, в котором поучал, что человек может совершать истинное служение тогда, как, познавши себя самого, добровольно несет все труды, мужественно борется с страстями, как бы не потерять благодати данной ему, и, наконец, сохраняя себя в чистоте, достигает чистоты душевной» 842 . Это письмо известно было и св. Исааку Сирину 843 ; но оно доселе остается в рукописях 844 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

иером. Никон (Скарга) Аннотация В статье исследуются параллели между учением Феодора Мопсуестийского и прп. Исаака Сирина в контексте Первого собрания. Благодаря сравнительному анализу удалось выявить сильное расхождение в богословских темах этих двух авторов. Недостаточно изученный контекст поучений прп. Исаака Сирина при более тщательном исследовании обнаруживает в себе скрытый пласт неожиданного фактологического материала, который требует дальнейшего осмысления и вызывает немало открытых вопросов. В настоящей статье предпринимается попытка с помощью святоотеческой православной методологии исследовать корпус сочинений, приписываемых прп. Исааку Сирину, и ответить на ряд априорных вопросов, связанных с данной проблематикой. Об авторе: Иеромонах Никон (Скарга Денис Сергеевич). Насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. E-mail: ptr@optina.ru Введение Учение Феодора Мопсуестийского стало основным базисом, благодаря которому Церковь Востока приобрела свою специфическую богословскую линию. В то время как учение Феодора было осуждено на Пятом Вселенском Соборе, ряд соборов Церкви Востока утвердил его и сделал непререкаемым авторитетом. Учение Феодора Мопсуестийского повсеместно было принято в церковных учебных заведениях и монастырях, принадлежащих восточно-сирийской традиции, где его книги заняли важнейшее место в частом чтении всех монахов (см.: [Заболотный, 2020, 290]). Основной целью нашей статьи является ответ на следующий вопрос: насколько писания Феодора Мопсуестийского повлияли на прп. Исаака Сирина . При решении этого вопроса представим некоторые богословские мнения Феодора Мопсуестийского в его экзегетических сочинениях и сопоставим их с учением прп. Исаака Сирина . 1. Экзегеза Священного Писания у Феодора Мопсуестийского В Антиохийской школе Феодор Мопсуестийский был столь значительным экзегетом, что его авторитет практически вытеснил влияние таких выдающихся и всемирно известных учителей антиохийского богословия, как прп. Ефрем Сирин и свт. Иоанн Златоуст . Его влияние доходило до крайностей: подвергались анафеме все те лица, которые пытались толковать Священное Писание вопреки Феодору, ссылаясь на вышеупомянутых учителей [Гурьев, 1890, 354].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

иеромонах Никон (Скарга) Скачать epub pdf I. Бичом любви Глава 1. О эсхатологии преподобного Исаака Сирина Предуведомление Интерес к духовному наследию прп. Исаака Сирина всегда был высоким в православном мире, особенно в монашеской среде. Ряд новых открытий, сделанных английским ученым Себастьяном Броком и итальянским сирологом Сабино Кьялом, расширили наследие прп. Исаака до так называемого Второго и Третьего собраний. Аутентичность этих собраний до конца не выяснена, но с легкостью и зачастую очень поспешно признается многими учеными. Главным аргументом в основном выступает идентичность стиля, лексические и терминологические параллели. С. Кьяла приводит и ряд других обстоятельств, подтверждающих принадлежность Третьего собрания Исааку Сирину . Однако автор считает некоторые тексты довольно-таки проблематичными 1 , и что по меньшей мере один трактат, входящий в это собрание, «не может быть признан полностью аутентичным» 2 , а также, что состав Третьего собрания мог подвергаться определенным видоизменениям 3 . «Аутентичность новонайденного собрания безусловно нуждается в дальнейшей проверке» 4 . Со Вторым собранием дело обстоит еще более затруднительно. Критически оно издано только наполовину 5 . До настоящего времени не известен ни один полный список Второго собрания 6 . Дошедшие до нас рукописи, в которых содержатся отдельные трактаты и фрагменты из Второго собрания, показывают, что они в течении дальнейшего обращения продолжали подвергаться редактированию и обработке 7 . Тот факт, что отдельные трактаты Первого собрания находятся во Втором, а Второго – в Первом, не всегда может быть убедителен в качестве аргумента их единства. В патристическом наследии это встречается часто. Один трактат может переходить не только из тома в том, но и приписываться одновременно двум-трем авторам, и в таком виде публиковаться, причем, с сохранением неустановленного авторства. Например, так называемое «Великое послание» публикуется одновременно и в трудах прп. Макария Великого , и в произведениях свт. Григория Нисского , его фрагменты находятся также у прп. Ефрема Сирина . И таких примеров очень много. Наличие во Втором собрании ссылок на Первое собрание в качестве аргументации не представляется убедительным. Сама нумерация трактатов, на которые имеются ссылки, показывает, что тезис об их единстве нуждается в доработке. По крайней мере, если быть последовательным, идентификация может относиться только к тем словам, на которые имеется ссылка, а не ко всему собранию 8 . И вообще принято понимать, что выражения «смотри выше» или «смотри ниже» относятся к данному тексту, но никак не адресуют к отдельному тому сочинения. Здесь явная ошибка схолиаста. Слова в 32 беседе: «пусть прочитает выше длинное Слово, написанное нами о духовной молитве», – могут относиться к 5 или 15 беседам Второго собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Митрополит Иларион: Какая связь между ядерной физикой и теологией? Уровень конференции — настолько высокий, насколько он мог быть. 12 декабря, 2014 Уровень конференции — настолько высокий, насколько он мог быть. О том, почему богословские форумы проводятся в ведущих светских вузах России, о целях преподавания теологии будущим физикам-ядерщикам и причинах, по которым сегодня необходимо изучать наследие христианских богословов прошлого, рассказал в интервью РИА Новости председатель отдела внешних церковных связей МП митрополит Волоколамский Иларион. В Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ на этой неделе впервые проходит международная богословская конференция, посвященная христианскому мистику Симеону Новому Богослову. О необычном форуме, его целях и зарубежных гостях, о том, какая связь между светской наукой и церковью, ядерной физикой и теологией, рассказал в интервью РИА Новости ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Беседовала Ольга Липич. — Владыка, можно ли считать эту конференцию уникальной и чем именно? — Это вторая патристическая конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Первая конференция такого рода прошла в 2013 году в стенах МГУ. Она была посвящена преподобному Исааку Сирину и объединила ведущих мировых специалистов по сирийской патристике, выступивших с докладами по богословскому и аскетическому учению этого великого отца церкви, а также по рукописной традиции его творений. Сборник, в который вошли материалы этой конференции, является первой в России коллективной монографией, посвященной духовному наследию преподобного Исаака. Нынешняя конференция собрала в стенах МИФИ выдающихся богословов, философов, историков, филологов, музыковедов, прибывших из разных стран мира, чтобы поделиться своим опытом понимания духовного наследия преподобного Симеона Нового Богослова. Особо хотел бы отметить присутствие выдающегося пастыря и ученого – митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра), которому в этом году исполнилось 80 лет. Он был моим профессором в Оксфорде, и именно под его руководством 20 лет назад я писал докторскую диссертацию о преподобном Симеоне. В субботу я с большой радостью, по благословению святейшего патриарха Кирилла, вручу ему диплом почетного доктора Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kak...

Православная гносеология В этой книге, и именно в ее последней главе, не случайно зашла речь о гносеологии. Дело в том, что данный предмет тесно связан с врачеванием человеческой души. Выше мы показали, что падение, болезнь и омертвение человека состоят главным образом в падении, болезни и омертвении души, ума, сердца и разума, подверженного воздействию помыслов. Падение – это прежде всего падение ума. Когда душа, ум и сердце исцеляются, человек обретает ведение Бога. Точнее, человек обретает это ведение не только когда исцелится окончательно, но и по мере своего исцеления. Когда же он достигнет, насколько это возможно, совершенного исцеления, то обретает не просто ведение словес о Боге, но ведение Самого Бога. Иными словами, Бог открывается исцеленному сердцу, сообщая ему знание о Себе. Отсюда хорошо видно, что православная гносеология теснейшим образом связана с лечением души. Богопознание возрастает по мере излечения, чистое же богопознание дается лишь тому, кто уже очистился и исцелился. Чтобы сказанное стало более понятным, сосредоточим внимание на учении двух отцов Церкви: преподобного Исаака Сирина и святителя Григория Паламы . Вначале мы рассмотрим три ведения по преподобному Исааку Сирину , а затем – познание Бога по учению святителя Григория Паламы . Три ведения по учению преподобного Исаака Сирина Рассматривая учение преподобного Исаака Сирина о трех ведениях, мы имеем в виду слова святого отца под номерами 62–66 (в русском издании сл. 25–29 – прим. пер.) по его книге «Слова подвижнические» 77 , где это учение в основном и содержится. Прежде всего преподобный отец проводит разграничение между человеческим знанием и верой. Особенность человеческого знания в том, что оно «не имеет власти что-либо делать без разыскивания и исследования, а, напротив того, разыскивает, возможно ли тому быть, о чем помышляет и чего хочет» (с.118) (цифрами в скобках указываются страницы русского издания. – прим. пер.). Таким образом, человеческое знание является в высшей степени рациональным, причем в нем преимущественно действует падший разум, нарушивший свои естественные пределы, то есть захвативший власть и над умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Г.Μ. Кессель Содержание Второй том Третий том Заключение Рукописная традиция Собраний Ι–ΙΙΙ св. Исаака Сирина     Цель данной статьи – кратко представить сохранившиеся до настоящего времени (и, следовательно, в той или иной мере доступные исследователям) сирийские рукописи, содержащие сочинения прп. Исаака Сирина 1 . Следует сразу оговорить то обстоятельство, что предлагаемый обзор охватывает лишь те произведения Исаака, в отношении аутентичности которых существует научный консенсус. А именно – речь пойдет о так называемых трех собраниях (или частях, томах), которые составляют сирийский корпус сочинений Исаака Сирина . В стороне остаются тексты, которые хотя и содержат в рукописях атрибуцию Исааку Сирину , тем не менее, на сегодняшний день считаются неподлинными 2 . Обзор состоит из двух неравных частей. В основной части я представлю основные списки каждого из собраний и попытаюсь указать на характерные особенности рукописной традиции. В заключение же будет представлена важность изучения рукописной традиции корпуса Исаака Сирина и будут указаны основные задачи, которые еще только предстоит осуществить. Несмотря на то огромное почитание, которым на протяжении столетий пользовались и продолжают пользоваться сегодня сочинения Исаака Сирина , оригинальный сирийский текст 1-го собрания (или 1-го тома) был издан в 1909 г. лазаристом Полем Беджаном (1838–1920) 3 , который стал известен в Европе как издатель большого числа сирийских текстов, для многих из которых – равно как в случае с 1-м томом Исаака – это было не только editio princeps, но так и осталось до настоящего времени единственным имеющимся изданием 4 . Во введении к изданию сирийского текста Беджан очень кратко описывает использованные им рукописи 5 . Помимо четырех рукописей из библиотек Лондона и Ватикана, полноценные описания которых легкодоступны в имеющихся каталогах соответствующих коллекции, издателем были привлечены четыре рукописи из ближневосточных библиотек Мардина, Алкоша, Мосула и Сиирта. Исследователи продолжили заниматься изучением рукописной традиции и, в частности, поиском новых списков и после выхода в свет издания Беджана. Более того, не будет преувеличением утверждать, что во многом именно появление этого издания послужило толчком для дальнейших изысканий 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ru...

Итоги конференции «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие» 5 ноября 2013 г. 17:42 Интервью с заведующим кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры  А.Р. Фокиным о Первой патристической конференции ОЦАД «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие», прошедшей в МГУ им. М.В. Ломоносова 10-11 октября 2013 года. — Алексей Русланович, хотелось бы узнать, как возникла идея конференции и почему выбор пал на преподобного Исаака Сирина? — Идея исходила от ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона . Она возникла чуть более года назад. Причиной послужило то, что владыка Иларион, которому творчество преподобного Исаака Сирина особенно близко, хотел собрать воедино ведущих специалистов в области изучения творений преподобного Исаака в России и за рубежом для того, чтобы дать возможность всем им встретиться на нашей площадке и обсудить актуальные проблемы изучения духовного наследия преподобного. Для нашей аудитории также было особенно важно своими глазами увидеть высокий уровень современной западной патрологической науки. — По каким критериям выбирались участники конференции? — В первую очередь, по рассмотрению владыки Илариона, который не понаслышке знает, какой вклад внесли разные ученые в изучение творений преподобного Исаака Сирина. Критерии были как строго научные, теоретические, так и духовно-практические, чем обусловлено участие в конференции представителей различных сирийских Церквей и афонского монашества. — По словам участников конференции, можно говорить о каком-то предстоящем совместном развитии темы конференции, не могли бы Вы это прокомментировать? — Тут можно с разных сторон рассматривать результаты конференции: для нас, российских исследователей, и для мирового научного сообщества в целом. Насколько мне известно, готовится проект проведения международной патристической конференции, посвященной Исааку Сирину, в Катаре, на родине святого. А мы, в свою очередь, готовим к изданию сборник докладов с прошедшей у нас конференции на русском и английском языках.

http://patriarchia.ru/db/text/3340148.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010