Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Московский, свт. - житие Иоасаф (Скрипицын) (+ 1555), митрополит б. Московский и всея России (1539 - 1542), святитель. Память 27 июля и в Соборе Радонежских святых. Происходил из дворянского рода Скрипицыных, его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 года о вдовом духовенстве. Троицкий игумен Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. С 1529 г. - игумен Троице-Сергиевой Лавры . Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна, будущего первого Русского царя, " священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетелным, иже последи бысть Митрополит всея Русии " . В 1537 году Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря, так как " ...под... манастырем у Пречистой на Киржачи… на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съез-жаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром " . В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен. Митрополит Московский 9 февраля 1539 г. хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. В " Актах Археографической экспедиции " опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом " повольную " грамоту митрополиту Иоасафу. Уже в первые три воскресенья марта митрополит Иоасаф поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539); настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543); наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого) (1535–1555). Он также поставил в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря " Исака Собаку " , который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: " Отпиши де мне, что Исакова ересь " . Заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела.

http://pravicon.com/info-2517

– Надо обязательно вынести ей завтра что-нибудь поесть, – сокрушается выздоравливающая мама. Верно. Господь милостив к нам, мы – к Его созданию. На следующее утро собираем пакет с едой, но собаки нигде нет. – Паша, кто из святых – покровитель животных? А то у нас здесь собака бродячая. – звоню брату по видео. – Мученики Флор и Лавр, заступники лошадей, – кричит брат на бегу и роняет телефон. Слышно, как его зовёт кто-то из соседей: – Пал Иваныч, там ваш конь опять по деревне ходит. Вы его заберите, пожалуйста. Это значит, что Пашин своенравный жеребец Май опять вырвал из земли колышек и пошёл задумчиво бродить по окрестностям. Май – пенсионер. Он уже отработал своё и живёт теперь на покое, позволяя себе разные выходки, одна другой несуразнее. Но в Пашиной семье его любят и даже пишут на картинах и шкатулках. И ещё молятся о нём Флору и Лавру. Художник: студент первого курса Высшей школы народных искусств Николай Зубарев Через пару недель мама в первый раз после болезни решает пойти одна в дальний магазин – До революции на Руси на день Флора и Лавра лошади не работали. Их даже к церкви водили святой водой кропить после молебна. Русские крестьяне и лошадь, и корову, и всякую скотину жалели. Жили потому что по заповедям и православному духу. Умолил Флора и Лавра – жди скотине добра. В Москве на «Фролов день» кучера, конюхи, ямщики водили своих лошадей к церквям на Мясницкой, около Почтамта, и на Зацепе, около Павелецкого вокзала. И дальше – по всему Каширскому тракту, к храмам Флора и Лавра. В гривы ленты заплетали, цветы. Ми-ло-ва-ли. Вот, почитай у Исаака Сирина: «Животные обоняют запах рая и идут к святым», – после беготни за Маем по всей деревне брат дышит тяжело, но не жалуется. Май тычется теплыми губами в руку, ищет сахар. Когда племянник Коля вернулся из армии, своенравный жеребец прижался к нему головой и позволил погладить себя по белой проточине. На следующее утро с полным пакетом еды иду в парк. Хожу час, второй. Собаки нигде нет. – Мученики Флор и Лавр, помогите мне встретить эту собаку бродячую, помогите мне её накормить. Флор и Лавр, мученики Флор и Лавр, ну где же эта собака?

http://pravoslavie.ru/141447.html

Н. Покровский , издатель данных материалов, считает процитированное место о вторичном осуждении Исаака вставкой и обвиняет святителя Макария в неискренности, так как он, будучи Новгородским архиепископом (1526–1542), должен был присутствовать на Соборе 1531 г., и к тому же «Исак» был заточен в новгородский монастырь, а, следовательно, Святитель должен был быть в курсе всех событий (с. 38–39) 217 . Но в 1531 г. святитель Макарий не был в Москве. В течение новгородского периода он ездил в стольный град только дважды: в 1535 г. по вызову государевой власти и в 1539 г. на поставление Митрополита Иоасафа. Поэтому события 1531 г. представляются таким образом. Сразу после Собора 1531 г. на «Исака Собаку» действительно «взошли речи богохульные» и он был вторично осужден, в результате чего и был направлен не в новгородский Юрьев монастырь, куда был определен первоначально, а в монастырь «Волосов Николаевский, от Владимира в 10 верстах, существовал в XV веке: потом был домовой Митрополии Московской». Так сообщает об этой обители П. Строев, указывая список ее настоятелей 218 . Следовательно «Исак Собака» оказался не в Новгородской епархии, а под Владимиром. При постулировании интерполяции сообщения о вторичном осуждении «Исака Собаки» вполне логично предположение о «странности» соборного осуждения Исаака Собаки в феврале 1549 г. на основании только приговора 1531 г., «когда его прокляли лишь за переписку произведений Максима Грека и Вассиана Патрикеева» (c. 43). Однако сам преподобный Максим Грек в 1531 г. дал иную характеристику «лишь переписке» своих переводов М. Медоварцевым и «Исаком Собакой». «И Данил Митрополит на том же священном Соборе велел чести перед Максимом те хулные еретические строки, что писали в житии Пречистой Богородицы Михаиль Медоварцев да Исак Собака. И Максим Грек , выслушав, да о тех хулных строках рек: То, господине, ересь жидовская, а яз так не переводил, и не писал, и писати не веливал, то на меня ложь, яз так не глаголю, ни мудрствую, ни пишу. Аще ли буду такой хулу мудрствовал или писал, да буду проклят» (c. 128). А в 1549 г. преподобный Максим Грек в своем послании Собору приводит библейские примеры ревности по отношению к таким ветхозаветным беззаконникам, как Финеес и др. При этом он обращается с просьбой к участникам Собора «противу же пререкущих и противящихся благоверию» 219 : «...вы, якоже сотаинники и тех же им таинств строители подражающе, туюж им ревность и подвиг за благочестие воспримите» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Поэтому вполне реально вторичное и уже более строгое осуждение Исаака и заключение его в митрополичий монастырь под Владимиром в 1531 г., откуда позднее Митрополит Иоасаф «того Исака в диаконы и в попы поставил и в архимандриты на Симаново благословил» (с. 125–126). Это произошло между 1539 и 1542 гг., когда Русской Церковью управлял Митрополит Иоасаф. В известных нам списках настоятелей Симонова монастыря имя архимандрита Исаакия не упоминается 221 . Очевидно, настоятелем там он был недолго. «Исак Собака» известен как квалифицированный писец 222 . Поэтому, подбирая в Чудов монастырь лучшие умственные силы 223 , Митрополит Макарий поставил туда настоятелем «Исака Собаку». Это могло произойти после хиротонии чудовского архимандрита Михаила во епископа Рязанского, совершенной 22 апреля 1548 г. 224 . А 2 ноября выяснились печальные обстоятельства прошлого «Исака Собаки». Показательно то, что бывший глава Церкви Митрополит Иоасаф не отрицает перерешения Собора 1531 г. об Исааке Собаке. Святитель Макарий обращается к своему предшественнику с просьбой о разъяснении обстоятельств освобождения и последовавшего выдвижения «Исака». В ответном послании Митрополит Иоасаф ссылается на послание Митрополита Даниила (1522–1539; †1547) по поводу Исаака, которое должно было находиться в митрополичьей казне и о содержании которого сам он ничего не говорит. После такого ответа святитель Макарий опять пишет послание, замечая: «А подлинно еси к нам не отписал, что в ней писано о Исаке. И мы, господине, зде и до сих времен такие грамоты не видали, а ныне есмы по твоей грамоте в казне и по келиям искали и такие грамоты не нашли» (с. 131–132). Митрополит Иоасаф ответил риторически: «За десять лет как вспамятовати подлинно, что писано в грамоте?» (с. 132). Такой исход переписки обсуждался Митрополитом Макарием с другими иерархами. 19 февраля архимандрит Ново-Спасского монастыря Нифонт (Кормилицын; 1543–1554), бывший в свое время настоятелем (1522–1543) в монастыре преподобного Иосифа, сообщил им, как присылал «Асаф Митрополит в Осифов монастырь к бывшему Митрополиту Даниилу о Исаке Собаке: Отпиши де мне, что Исакова ересь. И Митрополит Данил мне говорил: Что ми де Митрополит присылает и пытает о Исаке, и Исак у н[его, и сви]детели у него, и списки у него, он ведает то отошло. А после того как Митрополит Асаф ставил Исака во архимандриты на Симаново, и Митрополит Данил мне же Нифонту говорил: Бог то ведает, что Митрополит поставил Исака в попы, в правилех писано: не подобает со отлученными служите, да он ведает» (с. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В ознаменование присоединения Казанского ханства в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать торжественное шествие на осляти с выходом за стены Кремля на Красную площадь. После казанской победы Русская Церковь приобрела новую обширную епархию – Казанскую. В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых. 21 июня 1547 года в Москве случился пожар страшной силы; загорелась церковь Воздвижения на Арбате; при сильной буре огонь потек, как молния, спалил на запад все. В Успенском соборе уцелел иконостас и все сосуды церковные. Митрополит Макарий едва не задохнулся от дыма в соборе, он вышел из него, неся образ Богородицы, написанный святителем Петром. Митрополиту Макарию в пожаре опалило глаза так, что правое око его перестало видеть. После пожара началось восстановление Москвы. Строятся новые церкви, и святитель Макарий освящает храмы сам. 24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, окончательно осудивший еретика Исаака Собаку, архимандрита Чудова монастыря, ранее уже осуждавшегося за порчу книг вместе с преподобным Максимом Греком († 1556; память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля). Многие годы (до 1551 года) митрополит Макарий на челобитные Максима Грека о помиловании ограничивался ответом: «Узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем». 23 февраля 1551 года в Москве начал работу другой Собор, созванный митрополитом, – знаменитый Стоглав. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние, и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. По инициативе митрополита Макария составляются 10-томные «Лицевой летописный свод» (в нем до 16 тысяч миниатюр) и «Степенная книга царского родословия».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В конце 1546 года великий князь Иоанн IV совершил богомольную поездку в Великий Новгород и “был в те поры в Кирилове монастыре, и с своею братею да и молебны в манастыре в церкви каменой в болшей отслушали в Кирилове, при игумене Афонасьи” 69 . В 1549 году под председательством Митрополита Макария в Москве проходил Собор, осудивший бывшего чудовского архимандрита Исаака (Собаку). Среди участников Собора назван Кирилловский игумен Афанасий 70 . Знакомство государя и Митрополита Макария с кирилловским игуменом могло повлиять на последующее его возведение в архиерейское достоинство. В 1551 году в Москве проходил Стоглавый Собор, в работе которого, несомненно, участвовал Кирилловский игумен Афанасий. А после Собора, 17 мая, была произведена ревизия всех государственных льгот монастырям. Царь Иоанн IV, выслушав грамоту “Успенья Пречистыя Кирилова монастыря пожаловал игумена Офонасья с братьею, или кто по нем иный игумен будет, велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя” 71 . Очевидно, после Стоглавого Собора кирилловский игумен назад не вернулся, так как через месяц была совершена его архиерейская хиротония. Монастырский летописец обители преподобного Кирилла называет игумена Афанасия девятнадцатым настоятелем монастыря после преподобного Кирилла Белоезерского и указывает последующие этапы его служения в Церкви: “19. Афонасей — 12 лет, епископ был в Суждале и архиепископ в Полотцке” 72 . Вслед за сообщением о поставлении 14 июня 1551 года Новгородского архиепископа Серапиона 73 Никоновская летопись говорит о хиротонии еще одного нового Владыки: “Того же месяца июня 18, в четверток четвертыя недели Петрова поста, поставлен бысть епископ в Суздаль Афонасий, бывый игумен Кирилова монастыря” 74 . Он сменил на кафедре владыку Трифона (Ступишина; 1549–1551), ушедшего на покой. Таким образом, отбыв в Москву на Собор в сане игумена, Кирилловский настоятель был поставлен затем во главе древней Суздальской епархии. Первое деяние нового Владыки относится к 15 июля 1551 года, когда по завершении работы Стоглава был принят Соборный приговор о просфорной пошлине в Великом Новгороде.

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

Вспомним также Книгу Судей. Судья Иеффай сказал, что когда он придет домой, то первого, кого он увидит, ягненка, собаку, корову, принесет в жертву Богу Яхве. Увидел же он первой свою дочь и убил ее. Книга Судей никак не комментирует это, только описывает случившееся, и хроника идет дальше. Как видим, в мире семитов многие из неевреев убивали первенцев, детей. Это была настолько укоренившаяся традиция, что даже евреи иногда к ней склонялись. Отдать Божие Богу Читая Библию, мы можем вывести три тезиса. Первый. Человека во имя Бога убивать нельзя. Об этом рассказывает история Авраама и Исаака. Первенца человеческого рода убивать во имя Яхве недопустимо. Это мерзость, которая свойственна языческим народам, не евреям. Второй тезис. Первенец все равно Божий. Здесь возможны два пути. Можно первенца посвятить Богу, как мы видели в разных книгах Ветхого Завета. Это так называемые назореи. Самсон был назореем. Сын Анны, Самуил, тоже был посвященным Богу младенцем (1 Цар 1:10–11, 27–28). Можно посвятить ребенка Богу, он будет находиться при храме. Второй путь — нужно дать Богу выкуп, а точнее Храму дать что-то, что будет заменой этого ребенка. Здесь тоже возможны варианты. За каждого ребенка нужно было принести жертву и уплатить 5 шекелей в храмовую казну. Еще у евреев был такой род, который «корпоративно» был выкупом за всех первенцев. Это левиты, они принимали участие в богослужениях, заботились о содержании Храма, из этого рода происходили священники. Третий путь решения проблемы первенца: отдается часть вместо целого. Это обрезание. Первенец Иисус Младенца Иисуса принесли во Храм в положенное время, как приносили и других младенцев, для того чтобы совершить выкуп, жертву Богу. Эти события описывает евангелист Лука. Главы 1 и 2 у Луки посвящены Рождеству Богомладенца и Его детству. Рассказывает евангелист и об обрезании Господа: «На восьмой день, когда пришло время совершить над Ним обряд обрезания, Его назвали Иисусом, именем, которое ангел дал Ему еще до того, как Он был зачат» (Лк 2:21).

http://blog.predanie.ru/article/pervents...

В ответ на составленные противником И. Вассианом (Патрикеевым) 3 редакции Кормчей книги, в к-рых тот стремился показать неканоничность существования монастырских вотчин, митр. Даниил составил Сводную Кормчую (РГБ. Унд. 27), в которую вошли правила, обосновывающие неприкосновенность церковных и монастырских имений. В окружении митр. Даниила был создан сборник РНБ. Соф. 1452, в котором представлено 2 компиляции - в защиту заупокойно-поминального богослужения (заупокойные вклады были основным источником монастырского землевладения) и церковного имущества ( Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности кон. XIV - нач. XVI в. СПб., 2002. С. 155-157). В опровержение мнения о ненужности покаяния и заупокойных молитв составитель сборника приводит 53 статьи из сочинений отцов Церкви. В компиляцию «О церковных и монастырских стяжаниях движимых и недвижимых» вошло 19 статей в защиту владельческих прав Церкви. В одном из сочинений митр. Даниил писал, что «церковная же, и монастырская, и священническая, и иноческая и дела их, и стяжаниа их вся Богови суть освященна» (ЛЗАК. 1908. Вып. 21. С. 37). По решению Собора 1525 г. Волоколамский мон-рь стал местом заточения прп. Максима Грека. Надзор за ним был поручен соборному старцу Тихону (Ленкову). В мае 1531 г. на новом соборном суде прп. Максиму наряду с обвинениями в упорстве в прежних заблуждениях митр. Даниилом были предъявлены новые: «Да ты же, Максим… церкви и монастыри укоряеши и хулиши, что они стяжания, и люди, и доходы, и села имеют» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 50, 96). Тогда же Вассиану (Патрикееву) были предъявлены обвинения в самовольном составлении Кормчей и в искажении канонов. Главными свидетелями обвинения против Вассиана выступили Крутицкий еп. Досифей (Забела) и племянник прп. Иосифа Досифей (Топорков). Вассиан обвинялся также в непризнании святости «новых чудотворцев» митр. св. Ионы , преподобных Макария Калязинского и Пафнутия Боровского. Решением Собора 1531 г. Вассиан был осужден и сослан в Волоколамский мон-рь, надзор за ним был поручен старцам Тихону (Ленкову) и Феогносту (Ленкову) ( Зимин. 1963. С. 134-135). Согласно позднейшему известию кн. А. М. Курбского , в смерти Вассиана в Волоколамском мон-ре были виновны И. (РИБ. Т. 31. Стб. 164). После того как митр. Даниил в 1539 г. был сведен с кафедры, ее занял не принадлежавший к И. митр. Иоасаф, к-рый приблизил к себе осужденного на Соборе 1531 г. Исаака Собаку и назначил его архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ря . Ставший в 1542 г. митрополитом свт. Макарий провел расследование о причинах прощения Исаака и назначения его на этот пост. На Соборе в февр. 1549 г., вновь осудившем Исаака Собаку, свидетелем обвинения являлся архим. Новоспасского мон-ря Нифонт (Кормилицын), ранее занимавший пост игумена Волоколамского монастыря (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. 1971. С. 138).

http://pravenc.ru/text/673717.html

А возведен на двор митрополичь месяца февраля 6 в четверток мясопустныя недели; а съверъшен бысть митрополитьм на превысокий престол Великиа Росиа того же месяца 9, в неделю мясопустную; а на поставлении его бяше Макарий, архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова и епископи Акакий Тферский, Иона Рязанский, Васьян Коломенскый, Досифей Сарьский, Алексий Вологотский» 383 . В «Актах Археографической экспедиции» опубликован довольно подробный Чин поставления митрополита Иоасафа 384 . Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом «повольную» грамоту митрополиту Иоасафу 385 . Интронизация митрополита Иоасафа была в феврале, а в первые три воскресенья марта он поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539) 386 ; настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543) 387 ; наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого; 1539–1555) 388 . К области литургико-иерархической деятельности митрополита Иоасафа следует отнести поставление им в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря «Исака Собаку», который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком 389 . Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: «Отпиши де мне, что Исакова ересь» 390 . Как отмечается, «заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела» 391 . Одним из первых актов, рассмотренных святителем Иоасафом, является подтверждение им прежних льгот Иосифо-Волоколамскому монастырю при игумене Нифонте (1522–1543). «А подписана лета 7047-го, июня в 12 день. И подписал митрополичий дъяк Матвей Корятнев» 392 . При митрополите Иоасафе в Москву в 1540 г. для поклонения приносились из Ржева «образ Пречистые царици Богородици Девици Марии Одигитриа, да на поле у Пречистыа образ святитель Христов Никола, да другая икона Крест честный. И всретоша чюдотворныа иконы с кресты пресвященный митрополит Иоасаф со всем освященным събором» 393 . Перед этим митрополит Иоасаф соборне рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон 394 . На этом месте в память сретения чудотворного образа был затем построен храм. С этих образов впоследствии писались копии; в честь Оковецкой, или Ржевской, иконы было установлено празднование 8 июля. Традиционно в Москве в дни сретения чудотворных икон совершались крестные хода. «К храмам, поставленным у западного края города [Москвы – а. М.] направлялись крестные ходы в дни празднований ржевским иконам 29 ноября, “к Пятнице Ржевской в Чертолье” и 11 июля» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Если выбираешь собаку – значит ты добрый человек и верный друг; во как! а ты и не ведал, что столь прекрасен. Публичные люди, заполняя графы анкет, сознательно или нетпиарили, выгодно подавали себя; так, некий тогда широко известный поэт, трус и приспособленец, вписывал любимым девизом строку из Гейне: «бей в барабан и не бойся». Архимандрит Софроний (Сахаров) . Подвиг богопознания. М., 2003, с. 251. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 98. Святитель Иоанн Златоуст , собр. соч., СПб, 1898 (репринт), т. 1, кн. 1, с. 539. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 121. Там же, с. 247. Там же, с. 296. Святитель Григорий Нисский . Изъяснение Песни песней Соломона. М., 1999, с. 65 – 72. 1Тим. 4:16 . Преподобный Иустин (Попович) . Проблема личности и познания. Собрание творений, т. 1, с. 257, 265. Рим. 7:14 . Святитель Игнатий Брянчанинов . Приношение современному монашеству. Собр. соч. т. 5, М., 2001, с. 379. Святитель Игнатий Брянчанинов . Аскетические опыты. Указ. изд., т. 2, с. 136. Пс. 63:7 . Иак. 1:24 . Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 545. Преп. Никита Стифат . Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 89. Быт. 3:8 . Стихотворение святителя Григория Богослова . Собрание творений, АСТ, 2000, т. II, с. 138. Поучение преподобного Антония Великого . Отечник. Собр. соч. святителя Игнатия Брянчанинова , т. VI, М., 2001, с. 38. Григорий Богослов , Собрание творений, т. II, АСТ, 2000, с. 107. Там же. Святитель Игнатий Брянчанинов , указ. изд., т. IV, с. 190. Преподобный Макарий, указ. изд., с 99. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т 1, с. 575. Евагрий монах, Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 580. Творения аввы Исаака Сирина , указ. изд., с. 44. 1Кор. 15:10 . Иак. 1:5 . выражение свт. Григория Нисского . Преподобный Макарий, указ. изд., с. 192. Архимандрит Софроний (Сахаров) . Духовные беседы, указ. изд., с. 214. Епископ Каллист (Уэр) . Внутреннее царство. Дух и лimepa, 2004, с. 27.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010