24 ноября 2011 г. 01:00 28 ноября-2 декабря. IV Лихачевские чтения " Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии " . Санкт-Пертербург C 28 ноября по 2 декабря 2011 г. в Санкт-Петербурге в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН пройдут IV Лихачевские чтения " Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии " . Программа: 28 ноября 11.00 – Лития на могиле Д. С. Лихачева (Комарово). Отъезд от Князь-Владимирского. 15.00 – Посещение выставки «Святая Русь» (Русский музей). 17.00 – Памяти Д. С. Лихачева. Представление книги «Часть суши, окруженная небом: Соловецкие тексты и образы» (Русский музей). 17.30 – Просмотр фильма В. Б. Виноградова «Д. С. Лихачев. Я вспоминаю...» (Русский музей). 29 ноября 1. Архим. Макарий (Веретенников) (Россия, Троице-Сергиева лавра, МДА). Русско-византийские отношения в XI в.: Деятельность митрополита Георгия. 2. М. А. Федотова (Россия, Санкт-Петербург). Житие Григория Армянского в древнерусской книжности. 3. А. В. Лаушкин (Россия, Москва). К проблеме почитания княгини Ольги и князя Владимира в домонгольское время. 4. В. Ю. Франчук (Украина, Киев). Создатели житийной версии Рассказа о князе-схимнике Игоре Ольговиче. 5. А. Г. Мельник (Россия, Ростов Великий). Культ святых в общественной жизни Руси середины – второй половины XV в. 6. Е. В. Белякова (Россия, Москва). Значение Азбучно-Иерусалимского патерика для русской монашеской традиции. 7. Е. Э. Шевченко (Россия, Санкт-Петербург). Краткое Житие Кирилла Белозерского в автографе книжника первой половины XVI в. Исаака Собаки. 8. Т. П. Лённгрен (Норвегия; Тромсё). Источники Жития Феодора Студита в Соборнике Нила Сорского. 9. Е. В. Романенко (Россия, Москва). Традиция почитания прп. Нила Сорского. 10. А. И. Алексеев (Россия, Санкт-Петербург). К вопросу о преемнике прп. Иосифа Волоцкого (по данным его житий и посланий). 11. Н. В. Понырко (Россия, Санкт-Петербург). Традиция почитания памяти протопопа Аввакума. 12. А. В. Пигин (Россия, Петрозаводск). Житие Кирилла Челмогорского − памятник каргопольской агиографии XVII века.

http://e-vestnik.ru/db/28_noyabrya-2_dek...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНДР († 25.09.1566) , архиеп. Ростовский, Ярославский и Белоезерский (1549-1566). Происхождение Н. неизвестно. Имена родителей Н., Григория и Евдокии, имеются во вкладной записи в рукописи Толковой Псалтири, вложенной Н. в 1557 г. в переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь ( Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 362); не исключено, что буд. владыка Ростовский в миру носил имя Никита. Монашеский постриг буд. владыка, несомненно, принял в Троице-Сергиевом мон-ре. Со временем Н. стал настоятелем Троицкой обители (1543-1545). Он был настоятелем «2 года и 13 недель» (ВКТСМ. С. 15). По П. М. Строеву , Н. сменил игум. Алексия (1541-1543), его же преемником он стал позднее и на архиерейской кафедре в Ростове. Однако между Алексием и Н. настоятелем был игумен «Порфирий 5 недель» ( Р-ский А. Из рус. церковно-истор. старины: Список настоятелей Троице-Сергиева мон-ря от основателя его и первого игумена прп. Сергия до архим. Викентия (1674)//Странник. 1892. 8. С. 544). Архиеп. Ростовский Алексий дал Троицкой обители при игумене Н. жалованную льготную грамоту на приписанную к мон-рю Никольскую ц. в с. Берлюкове Ростовского у. (ААЭ. Т. 1. С. 181. 202). С 1546 по 1549 г. настоятелем «у Троицы» был игум. Иона (Шелепин) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 138). В конце февр. 1549 г. в документах называется игум. Иона (Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки. М., 1971. С. 139). Однако летопись, сообщающая об архиерейской хиротонии Н., называет его тем не менее игуменом Троице-Сергиева мон-ря. А. А. Титов объясняет это тем, что «года за четыре до архиерейства Никандр оставил настоятельство и жил там на покое» ( Титов. 1890. С. 57; ср.: Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Серг. П.,19092, 2007р. С. 147). 1543-м годом датируется неск. государевых жалованных грамот Троицкому мон-рю, данных в период игуменства Н. (ААЭ. Т. 1. С. 177-179, 181-182. 198-200, 203; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996. 4. С. 230-232). Незадолго до его архиерейской хиротонии в Троицкую обитель приезжал на богомолье царь Иоанн IV Васильевич Грозный с царицей Анастасией Романовной (ПСРЛ. Т. 13. 4. 1. С. 156-157). Возможно, приезд способствовал выдвижению во архиерея бывш. троицкого настоятеля.

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 35  голосов:  3.9 из  5) Глава XXII О дочь моя! Мои дукаты! Дочь! Дукаты христианские мои! Где суд? Закон? О дочь моя… дукаты! «Венецианский купец» Предоставим саксонским вождям вернуться к прерванному завтраку, как только их неудовлетворенное любопытство позволит им отдаться зову не утоленного еще голода, и посмотрим на еще более несчастного пленника – Исаака из Йорка. Бедного еврея втолкнули в тюремный подвал замка, находившийся глубоко под землей, глубже, чем дно окружающего рва, и потому там было очень сыро. Свет проходил туда лишь через одно или два небольших отверстия, до которых пленник не мог достать рукой. Даже в яркий полдень эти дыры пропускали очень мало света, и задолго до захода солнца в подвале становилось темно. Цепи и кандалы, оставшиеся от прежних узников, висели по стенам темницы. В кольцах одних кандалов торчали две полуразрушенные кости человеческой ноги, словно здесь один из заключенных успел не только умереть, но и превратиться в скелет. В одном конце этого зловещего подземелья находился широкий очаг, над которым была укреплена заржавевшая железная решетка. Весь вид темницы мог привести в трепет и более храброго человека, чем Исаак. Однако теперь, перед лицом действительной опасности, он был гораздо спокойнее, нежели раньше, когда находился во власти воображаемых ужасов. Любители охоты утверждают, что заяц испытывает большие мучения, пока собаки гонятся за ним, нежели тогда, когда попадает им в зубы. Вероятно, и евреи, которым приходилось всегда чего-нибудь опасаться, привыкли к мысли о мучениях, каким их могут подвергнуть, так что какое бы испытание ни предстояло им в действительности, оно не явилось бы для них неожиданностью. А именно неожиданность и заставляет людей терять голову. К тому же Исаак не первый раз попадал в опасное положение. Он был уже довольно опытен и надеялся, что и теперь ему удастся вывернуться из беды, подобно тому как добыча иногда ускользает из рук охотника. Но превыше всего его поддерживало непреклонное упорство его племени и та твердая решимость, с которой дети Израиля переносили жесточайшие притеснения властей и насильников, лишь бы не дать своим мучителям того, что те желали от них получить.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

Нифонт, епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) (Кормилицын) Преосвященный Нифонт – племянник преподобного Иосифа Волоколамского († 1515; память 9/22 сентября). Им же пострижен в монашество и был его учеником. Вел подвижническую жизнь. В 1522 году назначен игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря. При нем в заточении там находились преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля, 21 июня/4 июля) и инок Вассиан Патрикеев († до 1545). Сохранились письма митрополита Даниила и великого князя Василия III от 24 мая 1525 года о соборном суде над Максимом Греком , адресованные властям Волоколамского монастыря. В 1533 году смертельно больной Василий III посетил Волоколамский монастырь; игумен Нифонт провожал его в Москву и там присутствовал при пострижении Василия III в схиму с именем Варлаам. В 1543 году – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Этим обусловлено было его участие в казанском походе 1550 года. На церковном Соборе 1549 года Нифонт выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки. 11 марта 1554 года архимандрит Нифонт хиротонисан во епископа Сарского и Подонского (Крутицкого). В 1555 году участвовал в торжественном поставлении Гурия архиепископом Казани. Скончался в 1558 году (по другим источникам, в 1561 году). Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, Нифонт не только увеличил библиотеку монастыря, но также собрал и сохранил в обители весь репертуар литературы, представляющий интерес для образованного круга иосифлян. По его заданию составляются сборники для общемонастырского пользования с произведениями самого широкого круга. Монастырские книжники постоянно переписывают произведения основателя монастыря преподобного Иосифа Волоцкого . По благословению митрополита Даниила Нифонт, будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, работал по составлению сводной Кормчей. В те же годы Нифонтом было написано послание Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого». Личная библиотека владыки Нифонта, по всей видимости, согласно его желанию, попала в Иосифо-Волоколамский монастырь, откуда начиналось его духовное становление.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Московский, свт. - житие Иоасаф (Скрипицын) (+ 1555), митрополит б. Московский и всея России (1539 - 1542), святитель. Память 27 июля и в Соборе Радонежских святых. Происходил из дворянского рода Скрипицыных, его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 года о вдовом духовенстве. Троицкий игумен Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. С 1529 г. - игумен Троице-Сергиевой Лавры . Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна, будущего первого Русского царя, " священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетелным, иже последи бысть Митрополит всея Русии " . В 1537 году Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря, так как " ...под... манастырем у Пречистой на Киржачи… на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съез-жаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром " . В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен. Митрополит Московский 9 февраля 1539 г. хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. В " Актах Археографической экспедиции " опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом " повольную " грамоту митрополиту Иоасафу. Уже в первые три воскресенья марта митрополит Иоасаф поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539); настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543); наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого) (1535–1555). Он также поставил в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря " Исака Собаку " , который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: " Отпиши де мне, что Исакова ересь " . Заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела.

http://pravicon.com/info-2517

Большинство рукописей библейского содержания, переписанных И. С., а также Евангелие учительное 1524 г. и список «Слов постнических» прп. Исаака Сирина содержат исполненные на высоком уровне ранние образцы орнаментики старопечатного стиля, в первую очередь заставки на основе гравированного «Большого алфавита» И. ван Мекенема. В связи с этим исследователи высказали предположения о причастности И. С. к созданию и распространению этого стиля в рус. рукописной книге. Впрочем, с той же долей вероятности можно утверждать, что И. С., работая в крупных книгописных центрах, сотрудничал с профессиональными иллюминаторами, непосредственно причастными к выработке рус. варианта старопечатного стиля книжной орнаментики. Ист.: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 154-155, 313. Лит.: Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 138-142, 152-153; Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Фёдоров. М., 1964 (по указ.); Казакова Н. А. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970 (по указ.); Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 288, 307-308; она же. [Рец. на кн.:] «Судные списки Максима Грека и Исака Собаки»//ВИ. 1973. 2. С. 153-156; она же. Новые рукописи Михаила (Медоварцева)//ДРИ: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 148-149; она же. Отождествление почерков рус. рукописных книг кон. XV - 1-й пол. XVI в. и его трудности//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 90-91, 110, 112-113; она же. Максим Грек в России. М., 1977 (по указ.); Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980 (по указ.); Серебрякова Е. И. Лицевое Евангелие писца Исаака из собр. ГИМ//Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 45-51, 103-105; Дмитриева Р. П. Исаак (Исак) Собака//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 442-443; она же. Иоасаф (Скрипицын) - книжник и библиофил XVI в.//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 302, 304-307, 311; Макарий (Веретенников), архим. Церковный собор 1549 года//АиО. 1998. 2(16). С. 141-145; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001. С. 14; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/674758.html

19 марта 1542 г. Д. участвовал в поставлении свт. Макария, архиеп. Новгородского, в митрополита Всероссийского (ПСРЛ. Т. 13. С. 142). (Как викарный архиерей Д., пребывая в Москве, мог участвовать в архиерейской хиротонии свт. Макария в 1526.) Последний по времени известный документ, связанный с Д.,- отпускная грамота, к-рую архиерей дал 29 дек. 1543 г. свящ. Косме, «Фотееву сыну», с правом перехода в др. епархию ( Антонов А. В., Маштафаров А. В. Об архиве Суздальского Покровского девичьего мон-ря XV - нач. XVII в.//РД. 2004. Вып. 10. С. 280). О вкладах Д. в храмы и мон-ри прямых сведений нет. Возможно, вкладом архиерея в Троице-Сергиев мон-рь является крюковой Стихирарь нач. XVI в. из собрания Троице-Сергиевой лавры с записью: «Сия книга, глаголемая Стихираль, владыки Дософея Сарьскаго и Подоньскаго» ( Арсений, иером., Иларий, иером. Описание славянских рукописей Б-ки ТСЛ. М., 1879. Ч. 2. С. 137). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря отмечены вклады рода Забелиных, датируемые 1533, 1537 и 1564 гг. (ВКТСМ. С. 67); возможно, это были родственники архиерея. Д. был погребен на Крутицах в крипте под храмом Воскресения Христова, в приделе Николая Чудотворца, как гласила об этом надпись на его несохранившейся надгробной плите ( [Леонид (Кавелин), иером.] Церковно-историческое исследование о древней области вятичей//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 68; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 267). Изображения Д. имеются в миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., в частности в Шумиловском томе, Царственной книге (РНБ, ГИМ, см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика опис. и изуч. разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 169). Ист.: АИ. Т. 1. С. 201, 530. 290; ПСРЛ. Т. 8; Т. 13; Т. 30. С. 142; Т. 43 (по указ.); Дружинин В. Г. Несколько неизвестных лит. памятников из сб. XVI в.//ЛЗАК за 1908 г. СПб., 1909. Вып. 21. С. 66-67; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 286-287 [Судный список Вассиана (Патрикеева)]; Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 90, 106-114.

http://pravenc.ru/text/180333.html

В последний раз мы виделись, кажется, году в 2015-м, когда владыка Каллист приехал в Москву на конференцию по наследию Исаака Сирина, и легкое, на себя не озирающееся присутствие, очеловечивало «масштабное церковное мероприятие». …Нетрудно представить — владыка Каллист верил, что можно надеяться на спасение всех. Как там, куда он сейчас пришел, ему навстречу вышли вудхаузовская такса, другие собаки, подзаборные и породистые, коты, Диккенс, Элиот, Честертон, святая Юлиания Нориджская, мать Мария и ребе Зуся из Аннополя. Один из радостных (по большому счету радостных) текстов владыки — эссе о том, что «смерть есть разлука, которая не разлучает». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 3 апреля, 2024 2 апреля, 2024 2 апреля, 2024 2 апреля, 2024 2 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/smert-razluka-kotoraya...

– Надо обязательно вынести ей завтра что-нибудь поесть, – сокрушается выздоравливающая мама. Верно. Господь милостив к нам, мы – к Его созданию. На следующее утро собираем пакет с едой, но собаки нигде нет. – Паша, кто из святых – покровитель животных? А то у нас здесь собака бродячая. – звоню брату по видео. – Мученики Флор и Лавр, заступники лошадей, – кричит брат на бегу и роняет телефон. Слышно, как его зовёт кто-то из соседей: – Пал Иваныч, там ваш конь опять по деревне ходит. Вы его заберите, пожалуйста. Это значит, что Пашин своенравный жеребец Май опять вырвал из земли колышек и пошёл задумчиво бродить по окрестностям. Май – пенсионер. Он уже отработал своё и живёт теперь на покое, позволяя себе разные выходки, одна другой несуразнее. Но в Пашиной семье его любят и даже пишут на картинах и шкатулках. И ещё молятся о нём Флору и Лавру. Художник: студент первого курса Высшей школы народных искусств Николай Зубарев Через пару недель мама в первый раз после болезни решает пойти одна в дальний магазин – До революции на Руси на день Флора и Лавра лошади не работали. Их даже к церкви водили святой водой кропить после молебна. Русские крестьяне и лошадь, и корову, и всякую скотину жалели. Жили потому что по заповедям и православному духу. Умолил Флора и Лавра – жди скотине добра. В Москве на «Фролов день» кучера, конюхи, ямщики водили своих лошадей к церквям на Мясницкой, около Почтамта, и на Зацепе, около Павелецкого вокзала. И дальше – по всему Каширскому тракту, к храмам Флора и Лавра. В гривы ленты заплетали, цветы. Ми-ло-ва-ли. Вот, почитай у Исаака Сирина: «Животные обоняют запах рая и идут к святым», – после беготни за Маем по всей деревне брат дышит тяжело, но не жалуется. Май тычется теплыми губами в руку, ищет сахар. Когда племянник Коля вернулся из армии, своенравный жеребец прижался к нему головой и позволил погладить себя по белой проточине. На следующее утро с полным пакетом еды иду в парк. Хожу час, второй. Собаки нигде нет. – Мученики Флор и Лавр, помогите мне встретить эту собаку бродячую, помогите мне её накормить. Флор и Лавр, мученики Флор и Лавр, ну где же эта собака?

http://pravoslavie.ru/141447.html

Незадолго до своей кончины Василий III посетил Иосифов мон-рь и виделся с Н. осенью 1533 г. При описании погребения вел. князя в Архангельском соборе в Кремле летописец называет также «игумена Осифовского», т. е. Н. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 564). В 1543 г. Н. был переведен настоятелем в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь и возведен в сан архимандрита. Несомненно, это произошло по благословению нового митрополита Московского свт. Макария , выдвигавшего на важные церковные должности волоколамских пострижеников (см. Усачёв. 2017). При новом архимандрите столичная обитель не только купила недвижимое имущество (АММС. С. 232-233. 97; С. 237-238. 101), но и получила его в виде вкладов (Там же. С. 236-242. 100, 102-105). Кроме того, Новоспасский мон-рь благодаря великокняжеским пожалованиям освобождался от податей (Там же. С. 235-236. 99 (8 июля 1544); С. 242-243. 106 (22 сент. 1549)). 16 янв. 1547 г. Н. принял участие в венчании Иоанна IV на царство (вместе с симоновским архим. Трифоном (Ступишиным) новоспасский архимандрит подавал свт. Макарию «крест животворящий» и «шапку» (ПСРЛ. Т. 13. С. 150-151)). В февр. 1549 г. Н. принял участие в созванном свт. Макарием Московском церковном Соборе, на к-ром рассматривалось дело архимандрита Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря и каллиграфа Исаака Собаки , обвинявшегося в том, что он оставался нераскаявшимся еретиком, осужденным вместе с прп. Максимом Греком. Н. свидетельствовал на Соборе против Исаака и бывш. митр. Иоасафа , дав письменные показания. Он заявлял, что во время его настоятельства в Волоколамском мон-ре митр. Иоасаф прислал грамоту находившемуся в обители бывш. митр. Даниилу, спрашивая его о «Исаковой ереси», и тот прислал ему ответную грамоту, позволившую поставить Исаака во диакона и затем во священника; согласно Н., Даниил осуждал действия Исаака, дерзнувшего принять священство, будучи осужден как еретик (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 138; см. также: Макарий (Веретенников), архим. Церковный Собор 1549 г.//АиО. 1998. 2(16). С. 141-145).

http://pravenc.ru/text/2577727.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010