Закрыть Двуликий монарх Иудеи 04.04.2011 784 Время на чтение 15 минут Рождество Христово - это историческое событие, имевшее пространственно-временное измерение. Когда Евангелие говорит о Рождестве Спасителя, речь идёт о конкретном месте на земле - Вифлееме Иудейском - и о конкретных исторических лицах - кесаре Римской империи Августе, сирийском наместнике Квиринии, иудейском царе Ироде I Великом... На личности последнего мы хотим остановиться подробно. Разговор об этом уникальном монархе поможет нам отчётливей представить атмосферу той эпохи, в которую воплотился Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Личность Ирода Великого полна противоречий. В христианской литературе царь Ирод предстаёт чуть ли не воплощением антихриста. Также и еврейские хронисты его просто открыто ненавидят за свойственный его политике коллаборационизм. С другой стороны, этот монарх, пробывший у власти 33 года, вошёл в историю как Великий. На протяжении своего правления он расширил владения Иудейского царства, оставив после себя уникальные образцы искусства и шедевры архитектуры. Однако до сих пор за ним прочно сохраняется репутация беспощадного тирана, которую он приобрёл благодаря резне и массовому убийству младенцев в Вифлееме Иудейском. Зарождение Иродианский династии Более 135 лет правила на Святой Земле династия, основанная Иродом I Великим. Имена Иродов, которые в таком количестве встречаются в литературе по истории, способны даже запутать - Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Основные биографические сведения об Ироде Великом мы имеем благодаря Иосифу Флавию - еврейско-римскому историку, который, в свою очередь, черпал информацию у Николая Дамасского - советника и личного придворного историка Ирода. Ирод ( [Hordos]) был сыном перешедшего в иудаизм правителя Идумеи Антипатра и аравитянки Сипры (Кипры), принцессы из набатейской Петры (современная Иордания). Отец Ирода Великого занимал должность премьер-министра Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II Иоханан. Именно во времена гражданской войны приверженцы Гиркана открыли ворота Иерусалима римским войскам. Но спустя некоторое время римляне перестали видеть в слабом Гиркане самостоятельного главу Иудеи, способного собирать налоги в пользу императора. И предложение премьер-министра Антипатра, в прошлом личного друга Юлия Цезаря, поставить собственных сыновей Ирода и Фазаэля наместниками в Галилее и Иерусалиме было воспринято положительно. Мало того, с этого предложения начинается будущая Иродианская династия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Шлегель Уильям Жизнь и служение Господа Иисуса Христа Ирод Великий: завоевания (39–37 до Рождества Христова) и царствование (37–4 до Рождества Христова) Об Ироде Великом можно было бы снимать фильм. Его жизнь включала любимые сюжеты Голливуда – войну, насилие, романы, секс и интриги – и всё с драматическим концом. Еврейский историк I века Иосиф Флавий написал о жизни Ирода Великого больше, чем обо всех правителях из Хасмонеев вместе взятых. Предки Ирода, выходцы из идумеев (едомлян), обратились в иудаизм в период Хасмонеев. Римляне выбрали «почти иудея» Ирода для продвижения своих интересов в этой религиозно и политически нестабильной области. С человеческой точки зрения они сделали правильный выбор. Как «царь иудеев» Ирод верно служил Риму 33 года (37–4 гг. до Р.Х.). На карте 9–1 показаны завоевания Ирода, границы его царства, а также местонахождение его основных строительных проектов. 1. Первая кампания Ирода (39–38 гг. до Р.Х.), оранжевые стрелки и номера 1–9 После завоевания Израиля в 62 году до Р.Х. Помпеем страной руководили проримские правители. Отец Ирода Антипатр помогал Юлию Цезарю в битвах и в награду в 48 году получил должность правителя Иудеи. В 40 году Марк Антоний утвердил Ирода-младшего правителем Галилеи, а его брата Фазаэля – губернатором Иудеи. Однако не всем Хасмонеям понравилось, что власть была у римлян. С помощью парфян, врагов Рима на Востоке, Хасмонеи захватили Иудею. Фазаэль лишился жизни, а Ирод через Нава- тею бежал в Рим на юго-восточном краю карты). В Риме сенат утвердил Ирода «царём иудеев». Он вернулся в 39 году с войсками в Средиземном море до Птолемаиды). После успешного вторжения в Галилею Ирод занял Прибрежную равнину и взял Иоппию Затем он двинулся в Масаду где находилась его семья и около 800 сторонников. Хотя он завоевал части Идумеи и Иудеи, в этот раз он не смог взять Иерусалим Оставив семью в Себастии, зимой 39–38 года во время редкого снегопада он взял Сепфорис, столицу Галилеи Ирод истребил участников сопротивления, которые прятались в пещерах близ моря Галилейского в Арбеле а затем отправился на помощь Марку Антонию в его борьбе с парфянами на Евфрате дальше северо-восточного края карты).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прямого ответа на этот вопрос мы не находим ни в Новом Завете, ни в других современных ему исторических памятниках. В подобных случаях хронологическое определение события зависит от точной установки двух терминов или пределов: до которого не могло совершиться событие – terminus a quo, – и после которого оно не могло быть – terminus ad quem. Первый предел нами установлен в статье Православного Обозрения за 1884-й год май – июнь «Звезда волхвов»: это-май – декабрь 747 года от основания Рима. Второй предел дают нам известия св. Евангелистов Матфея (2, 1 дал.) и Луки (1, 5), что Господь родился во дни иудейского царя Ирода Великого: следовательно позднее смерти Ирода Великого рождение Господа не могло быть. Спрашивается поэтому: когда умер Ирод Великий? Иудейский писатель Иосиф Флавий, которому без сомнения была хорошо известна современная ему эпоха отечественной истории, говорит: «Ирод скончался в пятый день после того как умертвил сына своего Антипатра, царствовав по низложении Антигона тридцать четыре года, после же того как обявлен был в Риме царем иудейским – тридцать семь» 1 . Здесь мы имеем три хронологические даты, от точной установки которых зависит ответ на выше поставленный вопрос: а] обявление Ирода царем иудейским в римском сенате, б) завоевание Иродом Иерусалима и низложение им Антигона; в) время царствования Ирода в Палестине. Ближайшие сведения о получении Иродом царского титула в Риме находим у того-же историка в его «Древностях Иудейских». Антоний, так рассказывает Иосиф, сделал Ирода и Фасаила тетрархами иудейскими. Но возвратившийся в Иудею Антигон, при помощи парфян, захватил Иерусалим в свои руки, полонил Фасаила и Ирод должен был спасаться бегством 2 . Сначала он явился к аравийскому царю Малху, но непринятый им удалился в Египет к Клеопатре. Отсюда он поспешил ( πειγομενον) в Рим, как потому что наступали уже непогоды ( χειμνος τε οντος), так и потому что слышал о больших беспорядках в Италии (Брундузийская война) 3 . Морем он отправился в Памфилию и, претерпев жестокую бурю, прибыл в Родос, который нашел разоренным войною Кассиевою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2023 27 мин., 04.10.2023 Обложка : На солнечном оранжевом фоне маленький мальчик, стоящий на большой, поднявшей его вверх руке, возвращает в гнездо выпавшего из него птенца. Сбоку надпись белыми буквами: В ТВОИХ РУКАХ». При этом пунктиром обозначена возможность другого прочтения: В ТВОИХ РУКАХ». Рисунок Руслана Трофименко. Пролог : Сергей Белозёров . «Это утро возносило...». Стихотворение. Фото Adam Jankowski/Unsplash//Фома. - – сентябрь 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. - – сентябрь 2023. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 сентября. Церковное новолетие. [Новолетие — это празднование церковного нового года. Традиция отмечать его в сентябре пришла в Русскую Церковь из Византии. В этот день в тропаре — кратком молитвенном песнопении, раскрывающем суть праздника, — христиане поют: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы, и спаси ны». На современном русском это означает: «Всего творения Создатель, времена и годы Своей властью определивший, благослови начинающийся год благости Твоей, Господи, сохраняя в мире людей Твоих и место их жительства молитвами Богородицы, и спаси нас»]. Ил.: Сотворение мира. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. - С.4; 12 сентября. День памяти святого Александра Невского. [Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются правители, которые сумели в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу, руководствовались в жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью]. Ил.: Великий князь Александр Невский. Филипп Москвитин. 2020. - С.4;     11 сентября. Усекновение главы Иоанна Крестителя. [Иоанн Креститель жил так, что никто не мог упрекнуть его хотя бы в малейшем грехе. И при этом обладал мужеством говорить царю правду о том, что тот незаконно сожительствует с женой своего брата — Иродиадой. Оскорбленная его словами, Иродиада жаждала убить Иоанна. Об Ироде же Библия говорит, что, даже посадив Иоанна в темницу по настоянию своей сожительницы, Ирод … берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк 6:20). На праздновании дня рождения Ирода дочь Иродиады, Саломея, своим танцем привела в восторг царя и его гостей. Ирод поклялся дать ей все, что она пожелает. Саломея, наученная матерью, заявила Ироду: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, потому что не хотел убивать Иоанна. Но испугался, что гости перестанут его уважать, если он не сдержит слово. И велел отрубить голову Иоанну Крестителю]. Ил.: Глава Иоанна Предтечи. Икона. XIX в. - С.4-5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-245-...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Матфея в неделю по Просвещении (Мф.4:12–17) Церковь Божия во всякий великий праздник установила и предпразднество, и попразднство, да пред праздником приуготовим себя покаянием и добрыми делами, а по празднике принесем славословие и благодарение Богу, удостоившему нас праведно совершить праздник. Сего-то для древние и благочестивые мужи, которые установляли в каждый день читать в церкви Евангелия, на то паче обращали свое внимание, чтобы читаемые Евангельские слова не токмо в самый праздник, но и в предпразднество и в попразднственный день были приличны и сообразны существенности праздника. Видеть сие можно в чтенном Евангелии пред Просвещением, и в неделю по Просвещении, которая есть нынешний день. В неделю пред Просвещением были читаемы Евангельские слова, упоминающие о жизни и пребывании Иоанна Крестителя; ныне же чтенное повествует, яко Иоанн Креститель был предан на смерть, Иисус же Христос отшел от Иудеи и, пришед в Галилею, проповедывал крещение покаяния. И хотя нынешняя история содержит краткие слова, но много в них смысла заключается. Краткое есть повествование, но великая от него польза: поскольку содержит такое учение, которое преводит с благоговением слушающего от сих нижайших, земных стран в небесную блаженную высоту. Мф.4:12 .  «Во время оно, слышав Иисус, яко Иоанн предан бысть, отъиде в Галилею.» Предтеча Иоанн обличал четвероначальника Ирода в том, что он поял себе в жену Иродиаду, жену брата своего Филиппа, и за другие многие творимые им беззакония: «не достоит тебе», говорил ему Иоанн, «имети жену брата твоего» ( Мк.6:18 ). Ирод убо, будучи раздраженным, к другим своим беззакониям присоединил и сие, то есть заключил Иоанна в темницу: «Ирод же четвертовластник», пишет Евангелист, «обличаем от него», то есть Иоанна, «о Иродиаде жене брата своего, приложи и сие над всеми, и затвори Иоанна в темнице» ( Лк.3:19–20 ). После же сего, бывшу празднеству рождества Иродова, «усекну его» ( Мф.14:10 ). Богочеловек убо Иисус, когда услышал, яко Ирод посадил Иоанна в темницу, вышел из Иудеи и пришел в Галилею, где тогда жили и Иудеи и язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

350. Утешение у яслей Христовых Слава в вышних Богу, и на земли мир... Лк. 2:14 И послав Ирод, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределех его... Мф. 2:16 Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Младенца – Превечного Бога. В песнопениях Церкви громко звучит торжествующая песнь небожителей: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Всему миру, всему человечеству возвещается радость велия: днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове ( Лк. 2:11 ). Но когда мысль наша, отвлекаемая от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращается к тому, что творится в мире в наши скорбные дни, то и сердце наше начи­нает смущаться, начинает вопрошать: где же возвещенный Ангелами мир? где – в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; миллионные войска не пре­рывают ужасных битв: на пространстве нескольких тысяч верст льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезах, коими столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенные мир и благоволение? Да не смущается сердце ваше. Глаголет Богомладенец от яслей Своих всем верующим в Него: зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти. Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны – царь Ирод и весь Иерусалим, с дру­гой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами бесчеловечного Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14 000 малюток. Видно, у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир на земле не стяжавается без скорбей и страданий. И этому закону благоволил подчиниться Сам Зако­нодатель, ради нашего спасения претерпевший все скорби человеческие. В первые же дни Своей земной жизни Он претерпел и законное обрезание, и гонение от Ирода, и благоволил восприять в соучастники Своих страданий, яко начаток от искупляемого им рода человеческого, целые сонмы невинных младенцев-мучеников, увенчав их венцами нетленной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Беседа 4. Евангелие от Матфея, глава 3, 1–17. «Иоанн Креститель и Крещение Господне» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея; и сегодня мы будем читать 3-ю главу с 1-го по 17-й стих. Тема сегодняшней беседы называется: «Иоанн Креститель и Крещение Господне». И мы читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея: Мф.3:1 . «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской». Великий пророк Иоанн Креститель был троюродным братом Христа по плоти, так как его (Иоанна) мать, праведная Елисавета, и Пресвятая Дева Мария были двоюродными сестрами. Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях. В Житии святого Иоанна Крестителя говорится о том, что после Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, праведная Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой праведный Захария, отец Иоанна Крестителя, как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в Храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание святого младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в Храме, между престолом и жертвенником. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелами, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Книга 1. Евангелие от Матфея Так называется сия книга, потому что Матфей, ученик Господень, написал сие Евангелие. С начала повествует о Спасителевом рождестве по плоти от семени Давидова; почему и родословие от него (Давида) доводит до Христа, полагая всех родов 42. Излагает крещение Иоанново, и искушения, бывшия от диавола на горе, и великие знамения и чудеса, учиненные Спасителем, избрание Учеников и предание им таинства; наконец говорит и о том, что Иисус Христос предан Пилату, распят телом, и что тело Его положено во гроб; воины разделили одежды Его; а Он, возставши в третий день, повелел Ученикам учить все народы и крестить их, обещаясь быть с ними во все дни даже до скончания века. Чудеса, совершенные Иисусом Христом, о которых повествует Матфей, суть следующия: прокаженный очищен; отрок сотника исцелен заочно одним словом Его; теща Петрова исцелена от огневицы; в один вечер принесли к Нему беснуемых и болящих: и Он духов выгнал словом, а болящих исцелил. – В частности в сей книге содержится: Гл. I. Родословие И. Христа от Авраама до Иосифа; зачатие И. Христа от Св. Духа и рождение от Девы Марии, обрученной уже Иосифу. Ангел успокоивает Иосифа, и изъясняет имя: Иисус. Гл. II. Мудрецы с востока приводятся звездою ко Христу, покланяются Ему и приносят дары свои. Иосиф бежит во Египет с Иисусом и Материю Его. Ирод избивает младенцев. Ирод умирает, и И. Христос возвращается в Галилею, и поселяется в Назарете. Гл. III. Проповедь Иоанна; его служение, жизнь и крещение. Иоанн обличает Фарисеев. Иисус является, и крестится в Иордане. Гл. IV. И. Христос уединяется в пустыню, постится и искушается. Ангелы являются и служат Ему. Он приходит и поселяется в Капернауме. Начинает проповедывать. Призывает Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Исцеляет разного рода больных и бесноватых. Гл. V. И. Христос начинает свою нагорную проповедь : объясняет, кто суть блаженные, кто суть соль земли: Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? ни во что же будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки (ст. 13.), свет мира, град на вершине горы: Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя (ст. 14.), свеча на свещнице. Предваряет, что Он пришел исполнить закон, а не разорить его. Изъясняет: что значит убивать, прелюбы творить, клясться? Увещевает переносить обиды, любить врагов, заботиться о совершенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Слава в вышних Богу и на земли мир ( Лук. 2, 14 ). И послав Ирод, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределах его ( Мф.2,16 ). Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Младенца – Превечнаго Бога. В песнопениях Церкви громко звучит торжествующая песнь небожителей: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Всему миру, всему человечеству возвещается радость велия: «днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове» ( Лук. 2, 11 ). Но когда мысль наша, отвлекается от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращается к тому, что творится в мире в наши скорбные дни, то и сердце наше начинает смущаться, начинает вопрошать: где же возвещенный Ангелами мир, где – в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; миллионные войска не прерывают ужасных битв; на пространстве нескольких тысяч верст льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезах, коими столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенный мир и благоволение? «Да не смущается сердце ваше», глаголет Богомладенец от яслей Своих: «зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти». Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами безчеловечнаго Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14.000 малюток... Видно у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир не стяжавается без скорбей и страданий. И этому закону благоволил подчиниться Сам Законодатель, ради нашего спасения претерпевший все скорби человеческие. В первые же дни Своей земной жизни Он претерпел и законное обрезание, и гонение от Ирода, и благоволил восприять в соучастники Своих страданий, яко начаток от искупляемого им рода человеческого, целые сонмы невинных младенцев-мучеников, увенчав их венцами нетленной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Е.В. Герцман Беседа I. Ангельская прелюдия Согласно греческой хронологии шел второй год 193-й олимпиады. По исчислению же римского энциклопедиста Марка Теренция Варрона (116–27 гг. до н. э.) это был 747 год от основания Рима. Могущественному римскому императору Августу исполнилось пятьдесят три года. Только в прошлом году полномочия Августа были продлены еще на десять лет, и тогда же умерли поэт Квинт Горации Флакк и покровитель многих римских поэтов Гай Цильний Меценат. Во втором году 193-й олимпиады будущий император Тиберий справил свой триумф над германскими племенами сигамбров, а в следующем году, не в силах вынести сложившихся отношений со своей развратной женой Юлией, дочерью всесильного Августа, он покинул Рим и уехал на остров Родос в Эгейском море, где провел в добровольном изгнании восемь лет. В Иудее же в тот год правил Ирод Великий, которому оставалось жить всего три года. Однако в том самом году этот жестокий и мнительный тиран успел казнить двух своих сыновей, Аристовула и Александра, по поводу чего император Август сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Тогда же старший сын Ирода Антипатр организовал заговор против своего отца, а шесть тысяч фарисеев отказались присягнуть на верность Ироду. Видение Захарии В небольшом местечке к западу от Иерусалима стояла синагога. Никто уже не помнил, когда она была построена. После возвращения из вавилонского плена в Иерусалим – а это было более четырех с половиной столетий назад – люди, жившие далеко от храма, по древнему обычаю, зародившемуся еще в изгнании, продолжали возводить нехитрые богослужебные здания, где каждый мог беседовать с Богом и изучать Священное Писание . Став пленниками Вавилона, оторванными от родины, люди боялись потерять связь со своим Богом. Их великий храм, построенный премудрым Соломоном и на протяжении многих веков служивший национальной святыней, был разрушен безжалостными завоевателями. Израильтяне унесли с собой в Персию не драгоценности и богатства, а веру во Всевышнего, надежду на Его заступничество. Много столетий спустя святой Амвросий Медиоланский (333/340– 397 гг.) писал: «И ушли они в Персию, богатые одной только [своей] верой, потому что только она и не могла быть отнята у них во время пленения» (Об обязанностях III 17, 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010