Ирод Антипа был низложен в 43-м году своего правления, как это доказывают три монеты этого тетрарха, помеченные 43-м годом 75 . После получения Агриппою царского титула Антипа отправился в Рим просить себе у Кая такого же титула, но по доносу Агриппы он был лишен тетрархии и отправлен на вечную ссылку в Лугдун, а тетрархия его досталась Агриппе 76 . Случилось это по прошествии двух лет владычества Кая, который вступил на римский престол 16-го Марта 790-го Рм., – следовательно в 793-м Рм. Но в другом месте Иосиф сообщает более точное указание на время ссылки Ирода Антилы, именно: Агриппа получил во владение Антипову тетрархию в четвертый год своего царствования 77 , царский титул Агриппе дан был при самом восшествии Кая на римский престол, весною 790-го Рм. 78 , а тетрархия Антипы перешла к нему немедленно по низложении Антипы 79 . Отсюда: если Агриппа получил владения Антипы по прошествии трех лет своего царствования, то, очевидно, путешествие Антипы в Рим и его низложение падают на весну 793-го Рм., когда окончился 3-й год царствования Агриппы и начался 4-й 80 . Таким образом в Нисане 793-го Рм. окончился 42 й год четверовластия Антипы и начался 43-й, откуда окончание 1-го года падает на Нисан 751-го Рм. Брат Ирода Великого Филипп, управлявший в качестве четверовластника Трахонитидою, Гавланитидою и Батанеею, скончался в37-м году своего правления и 20-м году самодержавия Тиберия 81 . Единодержавным государем Рима Тиберий сделался по смерти Августа, последовавшей, по Диону, 19-го Августа 767 Рм. 82 . 20-й год единодержавия Тибериева обнимает время от 19 Августа 786 по 19-е Августа 787 Рм. В Апреле 787-го года должен был кончиться 36-й год правления Филиппа и начаться 37-й, откуда 1-й год падает на Нисан 750 по Нисан 751-го. Все, доселе рассмотренные нами, многочисленные и одна от другой независимые даты согласно указывают, что смерть Ирода Великого должна была последовать в год, начинавшийся 1-м Нисана (Марта – Апреля) 750-го и кончавшийся в Нисане 751-го Рм. Кроме того мы имеем и такие данные, которые открывают нам полную возможность точно указать в пределах этого года не только месяц, но и день смерти Ирода Великого. Сюда принадлежат:

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

15:1-20; Мк. 7:1-23). В их хронологии этот случай относится к концу галилейского периода, Столкновение, начавшееся по поводу ритуальных омовений, приводит Господа к установлению принципиального положения, что оскверняет человека не то, что в него входит, а то, что из него исходит; не та или иная пища, чистая или нечистая, а побуждения сердца, рождающие грех. Отметим, что и в этом случае (ср. Лк. 5:17) книжники, вызвавшие конфликт, пришли из Иерусалима (Мк. 7:1; ср. Мф. 15:1, где упоминаются и фарисеи). Принцип, выдвинутый Господом, возвращает нас к случаю исцеления сухорукого: косному ритуализму противополагается закон любви и начало духовной свободы. повествовании Мк. (3:6) об исцеление сухорукого в субботу, фарисеи действуют в согласии с иродианами. Иродиане, которых наименование происходит от имени тетрарха Галилеи Ирода Антипы, были, очевидно, люди правительственного круга. Встает вопрос: в каком отношении к Господу, в дни Его галилейского служения, находился Ирод Антипа и возглавляемый им аппарат местной государственной власти? ответа на этот вопрос мы не располагаем достаточными данными. В науке было высказано мнение, что Господь стал избегать пределов Галилеи и держаться вместе с учениками в языческих областях Финикии и окрестностей Кесарии Филипповой, опасаясь враждебного отношения Ирода Антипы. Предположению нельзя отказать в известной доле вероятности. Возможно, что одною из причин, которые определили образ действий Господа в конце Его галилейского служения, и была вражда тетрарха, но главным побуждением, как мы уже видели, была забота о воспитании учеников в стороне от народного шума, и прямых указаний об отношении Ирода Антипы евангельское повествование не заключает. Косвенные данные сводятся к следующим общим соображениям и случайным замечаниям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Когда именно наступил этот высочайший момент мировой истории (Рождество Христово), приветствованный песней неба и совпавший с ликованием земли по случаю гибели худшего из порождения ее, – вопрос столько же важный по его значению для христианского летосчисления, сколько и недостаточно определенный для точного решения. По точному свидетельству Иосифа 836 , смерть Ирода была незадолго «пред Пасхой» след. в Марте или Апреле, через 37 лет после провозглашения царем и через 34 года после взятия Иерусалима, т.е., по-видимому (40–37) в 3 году до обычно-принятого христианского летосчисления. Но имея ввиду неизменную манеру Иосифа – увеличивать счисление одним Иродом более 837 , принимая остатки года за полный год и ведя счета лет правления царей от Нисана до Нисана 838 , – мы имеем все основания установить, что 34-й год Ирода, год его смерти (и рождения Христа), начался 1-го Нисана 4-го года до Хр. эры, и что, таким образом, смерть Ирода падает на время между 1–14 Нисана этого именно года (4-го). 839 За справедливость последнего положения говорят – одна важная астрономическая дата и хронология преемников Ирода. Иосиф делает столь благодарное упоминание, что незадолго 6, 4) до смерти Ирода было лунное затмение, а это по точным астрономическим изысканиям могло быть именно затмение в ночь на 12–13 Марта 4-го года (Wurm, стр. 34 и д., Ideler, 391 и д.). То же самое положение подтверждается хронологией Архелая и Антипы, преемников Ирода. Так как первый, по Dio Cass. LV, 27, отрешен от правления Августом 759 а. U (в консульство Эмилия Лепида и L. в 9-й год его правления 840 , – а отрешение второго Калигулой падает на лето 39 г. по Хр.==792 a. U. И – судя по дошедшим до нас от его времени монетам именно на 43 году правления 841 , – то обе эти комбинации подтверждают одно и то же, что началом правления обоих названных царей, а, следов., и годом смерти Ирода быль именно 750-й a. U. год==4-й до Хр. э. 842 , отстающей посему от своего действительного начала как раз на 4 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Боясь народа, члены синедриона, пригрозив апостолам, отпустили их. Иосиф Каиафа в 36 году по Р.Х. был смещен римским наместником в Сирии Луцием Вителлием (Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 4, 3). Престарелый Анна, по-видимому, раньше других членов синедриона, закончил свою земную жизнь и предстал перед судом Иисуса, Которому Отец вверил Суд. Участь тетрарха Ирода Антипы после суда над Иисусом Христом сложилась печально уже здесь на земле. После смерти императора Тиберия (37 г. по Р. Х.), новый кесарь Гай Калигула поставил племянника Антипы Ирода Агриппу над областями Филиппа (который умер в 34 г. по Р. Х.) и дал ему царский титул. Это вызвало у Иродиады зависть. Она подтолкнула Антипу на шаг, который оказался для него гибельным. Тетрарх с женой отправился в Рим домогаться короны. Агриппа I в то же время отправил в столицу империи своего вольноотпущенника Фортуната к Калигуле с письмом, в котором утверждал, что Антипа заготовил оружие для 70 тыс. воинов и вступил в тайный союз с парфянами. Спрошенный кесарем Антипа признался, что приобрел большое количество оружия. Калигула, лишив его тетрархии и имений, отправил его в 39 г. по Р.Х. в Галлию (г. Лион). Дион Кассий (Римская история, LXI, 8) говорит, что император Калигула предал низложенного четвертовластника смерти. «Но смерть Антипы вообще окружена некоторой темнотой. Иосиф Флавий в одном месте говорит, что он умер в изгнанничестве в Испании, а в другом — что он умер в Лугдунуме в Галии, что можно считать более вероятным» . Понтий Пилат сначала подвергся суду своей совести. О воскресении отданного им на распятие Узника стало известно в Иерусалиме. Иосиф Флавий писал: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком.

http://pravoslavie.ru/3004.html

Иудейские древности. 18, 4, 3). Престарелый Анна, по-видимому, раньше других членов Синедриона, закончил свою земную жизнь и предстал перед судом Иисуса, Которому Отец вверил Суд. Участь тетрарха Ирода Антипы после суда над Иисусом Христом сложилась печально уже здесь на земле. После смерти императора Тиверия (37 г. по Р.Х.), новый кесарь Гай Калигула поставил племянника Антипы Ирода Агриппу над областями Филиппа (умер в 34 г. по Р.Х.) и дал ему царский титул. Это вызвало у Иродиады зависть. Она подтолкнула Антипу на шаг, который оказался для него гибельным. Тетрарх с женой отправился в Рим домогаться короны. Агриппа I в то же время отправил в столицу империи своего вольноотпущенника Фортуната с письмом к Калигуле, в котором утверждал, что Антипа заготовил оружие для 70 тыс. воинов и вступил в тайный союз с парфянами. Спрошенный кесарем, Антипа признал, что приобрел большое количество оружия. Калигула лишив его тетрархии и имений, отправил в 39 г. в Галлию в г. Лион. Дион Кассиан (LXI, 8) говорит, что император Калигула предал низложенного четвертовластника смерти; и известно, что так именно обыкновенно и поступал этот император с изгнанниками. Но смерть Антипы вообще окружена некоторой темнотой. И. Флавий в одном месте говорит, что он умер в изгнанничестве в Испании, а в другом что он умер в Лугдинли в Галии, что можно считать более вероятным . [Фаррар Ф. В. , Ироды. История Совесть и грехопадение . Сборник. СПб. , 1998. С. 126.] Понтий Пилат сначала подвергся суду своей совести: о Воскресении отданного им на распятие Узника было известно в Иерусалиме. Иосиф Флавий писал: Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком.

http://pravoslavie.ru/put/1699.htm

В это время пришло известие о смерти Тиверия и о восшествии на престол Гая Калигулы (37–41 по P. X.). Он привел к присяге императору народ и имел благовидный предлог вследствие изменившихся условий прекратить войну. Понятно, что для Антипы этот исход был крайне неприятен. Но худшее принес с собой следующий год. Новый император назначил сына казненного Аристобула, по имени Агриппу, царем тетрархии, освободившейся за смертью Филиппа. Вслед затем и супруга Антипы, Иродиада, сестра этого Агриппы, убедила своего мужа равным образом добиваться получения от нового императора царского титула. Чета отправилась специально для этого в Рим, но новый царь Трахонита, Авранита, Батании и Абилены (эта последняя, не еврейская провинция, была ему также предоставлена) с таким успехом интриговал у императора Калигулы против предприятия своей сестры и своего зятя, что они вовсе не вернулись более в Палестину, а должны были отправиться в пожизненное изгнание в Лион в Галлии. Таким образом, Антипа находился бы здесь, только немного севернее, чем его брат Архелай, точно также изгнанный в Виенну на Роне, если бы последний был еще жив. Область же Ирода Антипы получил теперь также царь Агриппа. Этот новый царь имел очень замечательное прошлое. Вначале он воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиверия – Друзом. Будучи по смерти его вынужден, вследствие долгов, покинуть Рим, он отправился в Идумею, где у него, как говорят, являлась мысль о самоубийстве, мысль, от которой он отказался благодаря тому, что Ирод Антипа по просьбе своей жены Иродиады, сестры Агриппы дал ему в Тивериаде доходное место. Но такое положение по отношению к зятю казалось Агриппе неудобным, и он нашел лучшим отправиться к одному чиновнику в Сирии – Флакку, у которого нашел убежище также его брат Аристобул.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Крыша состояла из балок и стропил, поперек которых укладывались циновки, ветки и сучья, покрытые утрамбованной землей. Дом скорее всего был одноэтажным. На крышу можно было подняться по внешней лестнице. 5. Подразумеваются ли только четверо, несшие постель, или в число верующих включается и сам расслабленный? Скорее верно второе 13 . 7. Это слово и производные от него соответствуют у Семидесяти нескольким еврейским корням (gdp, В классическом греческом оно означает клевету на человека, но у Семидесяти всегда означает действие, направленное против Бога. Поскольку наказание за богохульство, предусмотренное в Лев 24:15–16 — побиение камнями, здесь впервые возникает мотив умысла об убийстве Иисуса. Несмотря на то, что в Талмуде невиновен, пока он не произнес самого Имени [имеется в виду (Санхедрин 7:5), похоже, что в новозаветные времена толкование было более широким: богохульством могли считать всякое присвоение себе Божественной прерогативы. 9–10. Имеется органическая связь между болезнью и грехом (хотя вовсе не в том смысле, что физические страдания даются по мере греховности человека, см. Иов; Пс 72; Лк 13:1–2; Ин 9:2–3). И прощение грехов, и исцеление от болезни равно означают присутствие Царства Божиего и исполнение обетований (с одной стороны — Ис 53:5–6; Иер 31:34; Иез 36:25–27; Мих 7:18; с другой стороны — Ис 29:18; 35:4–6; 61:1). То, что Иисус исцеляет расслабленного — для верующего видимый знак того, что Он может и прощать грехи. 12. Призвание Левия (2:13–17) (Мф 9:9–13; Лк 5:27–32) 14. Левий скорее всего находился на таможенной службе у Ирода Антипы. Капернаум был первым важным пунктом на территории Ирода Антипы, который должны были миновать путники, направляющиеся с территории Ирода Филиппа или из Десятиградия. 15. Презрение к сборщикам податей из-за их жадности и мздоимства в ту эпоху было всеобщим и отражено в латинских, греческих и еврейских источниках. У евреев были дополнительные патриотические и религиозные причины ненавидеть и презирать людей, которые по роду своих занятий вовлекали их в контакты с язычниками.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Но Антипу ожидало еще большее несчастье. В то время как он вел борьбу с Аретой и своим поведением раздражал римское правительство, брат Иродиады, сын умерщвленного Аристовула, проживая в Риме, сумел стать в самые дружественные отношения к императору Калигуле, – и царственный покровитель, в засвидетельствование своего благоволения к нему и дружбы, предоставил ему в Палестине владения умершего четверовластника Филиппа и даже даровал ему титул царя. Честолюбие Антипы было сильно задето. Побуждаемый своею честолюбивою женою, он также стал просить для себя у императора царского титула; но против этой просьбы энергично восстал Агриппа и начал доносами чернить своего соперника в глазах римского правительства; доносы его в Риме были признаны достаточными для того, чтобы Ирода Антипу обвинить, как бунтовщика и непокорного вассала. Таким образом, вместо получения царской короны Ироду Антипе пришлось отправиться в ссылку в Лугдун в Галлии, куда последовала за ним и его жена – Иродиада. После низложения Ирода Антипы к своим восточным владениям теперь присоединил еще и его тетрархию – Галилею и Перею (в 40 по а императором Клавдием, при его вступлении на престол (в 41), кроме того, были предоставлены Агриппе еще и управлявшиеся до тех пор римскими прокураторами Иудея и Самария. Таким образом, только Агриппе снова удалось объединить под одною своею властью (в 41–44 гг. по все области Ирода Великого. Такое неожиданное счастие имело большое влияние на Агриппу и произвело радикальное изменение как в его частной жизни, так и в управлении Палестиною. Прежде он проводил самую разгульную жизнь, полную всякого рода приключений и безобразий, ничем не отличаясь от языческих римлян, жил, одним словом, так, как жили тогда почти все римские сановники; но теперь, в годы своего управления Палестиною, он, напротив, отличался строгою внешнею набожностию, как самый истый иудей того времени, открытой благотворительностию, соблюдением всех фарисейских постановлений и общедоступностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

2) Ирода Агриппы I. Тетрархия Ирода Филиппа ( ) была после его смерти, около 33–34 гг., присоединена Тиверием к провинции Сирии, но, немного дней спустя после восшествия на престол Калигулы (16 марта 37 г.) была передана, вместе с титулом царя, Ироду Агриппе (сыну Ирода В.), который жил тогда в Риме; к этой территории была прибавлена тетрархия Антипы в 39–40 гг., Иудея, при вступлении на престол Клавдия, в начале 41г. Агриппа царствовал всего, по «Войне Иуд.», три года над всем года над тетрархией; по «Древн.» четыре года при Калигуле, – три над тетрахией Филиппа, а четвертый тетрархией Антипы,– и три при Клавдии над всей Палестиной, а умер он в 7-й год г. жизни. Несогласие касается лишь царствовования Калигулы. «Древн.», – позднейший и более полный труд, – по-видимому, более точны, а «три года» при Клавдии одинаково указаны по обоим счетам. Но «Древности», как только что указано, говорят еще о 7-м годе царствования, каковой год (считая от весны 37 г.) скорее указывают на 43–44-й, чем просто 14-й год. Против этого можно сослаться на монеты Агриппы, которые, по-видимому, восходят до 9 года 31 ; потому что если даже (как это вполне возможно) иудейские цари начинали счет нового года с 1 -го нисана года, следующего за их вступлением на престол 32 , то 9-й год не мог начаться прежде 1-го нисана 44-го года, лишь в том случае, если милость Калигулы предшествовала 1-му нисана 37 года, чтобы 2-й год Агриппы мог уже начаться с этого дня. Монеты, сами по себе, скорее указывают 45-й, чем 44-й год. Иосиф Флавий более подходит к последней части 43 года, а обе эти даты всего легче соглашаются в дате: 44-й год после нисана (В. J. II, XI, 6; Ant.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Фарисеи приходят ко Христу с предостережением относительно замыслов Ирода Антипы, тетрарха галилейского (ср. Лк.3:1 ). Из того, что далее (стих 32) Господь называет Ирода «лисицей», т.е. существом хитрым, можно с уверенностью сказать, что фарисеи пришли по поручению самого же Ирода, которому было очень неприятно, что Христос так долго находится в его владениях (Перея, где находился в то время Христос, также принадлежала к владениям Ирода). Прибегать к каким-нибудь открытым мерам против Христа Ирод опасался ввиду уважения, с которым народ встречал Христа. Ирод поэтому поручил фарисеям внушить Христу мысль о том, что Ему в Перее угрожает опасность со стороны тетрарха. Фарисеям же казалось лучшим уговорить Христа поскорее пойти в Иерусалим, где – как им было, конечно, известно – Христа уже не помилуют. Лк.13:32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; Господь отвечает фарисеям: «пойдите, скажите этой лисице», которая послала вас, т.е. Ироду: «се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу». «Сегодня». Это выражение означает определенное, известное Христу время, в течение которого Он пробудет в Перее, вопреки всем замыслам и угрозам Ирода. «Кончу» – покончу ( которое везде в Новом Завете употребляется как страдательная форма), или – дойду до конца. Но какой «конец» здесь подразумевает Христос? Не смерть ли Свою? Некоторые учители Церкви и церковные писатели (блж. Феофилакт, Евфимий Зигавин) и многие западные ученые понимали это выражение именно в таком смысле. Но контекст речи явно идет против такого понимания: Господь говорит, несомненно, о том, что окончится Его настоящая деятельность, которая состоит в изгнании бесов и в исцелении болезней и проходит здесь, в Перее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010