Толкования на псалмы преподобного Амвросия Оптинского в свете творений архиепископа Иринея (Клименьтьевского) и епископа Палладия (Пьянкова) Источник Старцы Оптиной пустыни предавали исключительное значение святоотеческой экзегезе Священного Писания . Преподобный Макарий Оптинский писал учёному монаху в 1852 году: «Да благословит Господь предлежащий вам труд – заниматься истолкованием св. книг Ветхаго Завета. Я полагаю, что вы верно будете иметь руководством в столь важном деле толкование св. отцев, потрудившихся в испытании сем и глубины Духа изыскавших, помощию Божиею и просвещением свыше» 1 . Преподобный Амвросий исполнил заповедь своего духовного наставника, о чём красноречиво свидетельствует изъяснение 126-го псалма, надиктованное им для общего назидания 2 . Поучение преподобного искусно составлено на основе толкований восточных отцов, даны необходимые ссылки 3 . Книга Псалмов не осталась без внимания русской богословской науки XIX века. Среди академических трудов, посвящённых полному толкованию Псалтири, наиболее известны книги архиепископа Иринея (Клементьевского) 4 (1751 – 1818) и епископа Палладия (Пьянкова) 5 (1816 – 1882). Следует напомнить, что преподобный Амвросий был в молодые годы знаком со школьным богословием. Обладая прекрасными способностями, он успешно закончил семинарию и перед уходом в монастырь преподавал в Липецком духовном училище 6 . Представляется важным взглянуть на поучения оптинского старца в свете творений авторитетных богословов, предшественников и современников преподобного. Плодотворная научная деятельность архиепископа Иринея и епископа Палладия была посвящена преимущественно экзегезе Священного Писания 7 . Епископы не были современниками и подходы к толкованию Писания имели различные, поэтому их комментарии на псалмы дополняют друг друга. Экзегетический метод, которого держался архиепископ Ириней, вполне укладывается в правила, предложенные митрополитом Платоном (Левшиным) 8 . Автор выделяет основной смысл псаломского текста, который носит иногда исторический, иногда аллегорический или нравственно-назидательный характер. Толкуя псаломские стихи, епископ обращается более всего к другим библейским книгам, реже приводит мнение святых отцов. Как пишет Н. Вишняков , преосвященный Ириней довольствовался «простейшей передачей мысли, какая заключается в букве текста, или какая указывается в нем Церковным Преданием» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Калязин. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская кладбищенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1785 и 1794. Полностью перестроена в 1886-1887. Год утраты:1939 (место затоплено) Архитектор:К.К. Гельбиг (перестройка 1886-1887 гг.) Адрес: Россия, Тверская область, Калязинский район, г. Калязин, прибрежная часть акватории Угличского водохранилища Координаты: 57.247665, 37.841997 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Воздвиженская кладбищенская церковь, первоначально сооруженная в 1794 году, была полностью перестроена в 1886-1887 гг. (не сохранилась) по проекту архитектора К.К. Гельбига. От старого здания оставили только четверик храма (восьмерик над ним разобрали), который превратили в алтарь. К нему пристроили обширный прямоугольный храм с деревянным восьмериком и трехъярусную колокольню. Силуэт обновленной церкви определяли шатры, завершавшие храм и колокольню. Территорию кладбища так же окружили кирпичной оградой с трехпролетными арочными Святыми воротами по оси колокольни. Храм был разобран в конце 1930-х годов, кладбище затоплено, перезахоронения не производились. До конца XVIII в. все прихожане хоронились при Христорождественской церкви. С учреждением города церкви было выделено место под приходское кладбище. В 1785 г. прихожане с разрешения тверского архиепископа Иоасафа Заболотского приступили к постройке на отведенном месте каменной церкви " Во имя Воздвиженья Честнаго Животворящаго Креста Господня " . Церковь была окончена в 1794 г. и освящена 8 июня с благословения тверского архиепископа Иринея Клементьевского. В церкви исстари по средам и субботам совершались заупокойные литургии. Достопримечательностью кладбищенской Крестовоздвиженской церкви служил замечательный резной дубовый иконостас, выполненный в конце XIX в. калязинскими мастерами Шишкиными.

http://sobory.ru/article/?object=37894

Но в последующее время, особенно во второй половине XVIII в., был вновь переведен и издан ряд трудов Златоуста, в переводе как на церк.-слав., так и на русский язык. Можно отметить: Беседы на первую книгу Моисееву Бытия, М. 1766 (несколько изданий): Беседы на десять псалмов Давидовых, М. 1773 (несколько изд.): Беседы на некоторые псалмы Давидовы, М. 1775: Беседы на все псалмы Давидовы (кроме переведенных ранее, и другие слова Златоуста), М. 1787; Беседы к антиохийскому народу, Спб. 1778; Шесть слов о священстве, Спб. 1776; Книга о девстве, М. 1783; Десять бесед о покаянии, 14 на некоторые господские праздники и воскресные дни и 10 поучительных слов или бесед на псалмы и др. тексты, Киев 1774; особенно усердными переводчиками были Ст. Писарев и свящ. Ив. Иванов (Сидоровский). Сверх того, появилась, в переводе с латинского, книга: Дух или мысли Иоанна Златоуста , или сокращенное нравственное его учение, М. 1781. Наконец были вновь изданы Маргарит, М. 1764, 1776, Беседы на Евангелие от Матфея, М. 1781, и Беседы на Евангелие от Иоанна, М. 1793, – последние две книги с исправлениями архим. Амвросия и архиеп. Иринея (Клементьевского) . XIX-e столетие ознаменовалось переводом на русский язык всех творений Златоуста. Он был сделан преподавателями Спб. Дух. Академии и издан в приложении к «Христианск. Чтению» в первый раз в сороковых, пятидесятых и шестидесятых годах, во второй, начатый (в 1895 г.) по инициативе основателя и первого редактора настоящей «Энциклопедии» проф. А. П. Лопухина – как «Полное собрание творений» Златоуста (закончено в 1906 г.). Сверх того, были вновь переведены на русский язык Толкования Златоуста на послания Ап. Павла, М. 1839–1844, и ряд мелких произведений, изданных отдельно; можно отметить: Слова о священстве, перев. свящ. Колоколова, Спб. 1874; О воспитании детей, перев. архиеп. Филарета черниг., Спб. 1889; О девстве, перевод М. Викторовой, Спб. 1892, и др. (см. выше). Несколько слов Златоуста в переводе на древний церковнославянский язык в XIX в. были изданы как памятники этого языка, в составе Клоцова сборника и Супрасльской рукописи XI в. акад. И. И. Срезневским . Еще несколько слов и весь «Маргарит» (вполне) были изданы как часть Макарьевских Четьих-Миней Археографической Комиссией. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия. Том 6, стр. 941. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу " Странник " за 1905 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Павла I Петровича и усердие строителя Геннадия. Он был представлен императору, к-рый подолгу беседовал с ним. В 1799 г. указом Синода по представлению архиеп. Псковского и Рижского Иринея (Клементьевского) Геннадий был возведен в сан архимандрита. Императорским указом от 20 окт. 1800 г. численность монашествующей братии увеличилась до 30 чел. В Н. Б. м. было введено общежитие, в 1817 г. утвержден устав обители. Пустынь оставалась единственной общежительной обителью Псковской епархии до 1906 г., когда общежительный устав ввели и в Елеазаровом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыре . 10 (11?) нояб. 1800 г. пустынь причислена к Великому приорству Российского державного ордена св. Иоанна Иерусалимского с ежегодным пенсионом 2 тыс. р. (выплачивался и после 1801). 24 нояб. 1800 г. Н. Б. м. стал ставропигиальным, поступив в непосредственное подчинение Синода, который предписал архиеп. Псковскому Иринею исключить обитель из ведомства его епархии. Из придворной ризницы монастырю были переданы облачения для священнослужителей, в т. ч. и архиерейские, с нашитыми из серебряного глазета 8-угольными крестами ордена св. Иоанна Иерусалимского. 20 мая 1802 г. Священный совет ордена дал архим. Геннадию разрешение украсить печать пустыни крестом ордена. В 1801 г. в Н. Б. м. завершилось строительство каменного Свято-Троицкого храма вместо сгоревшего деревянного. По прошению архим. Геннадия указом Синода от 26 февр. 1802 г. было разрешено построить каменную церковь на монастырском кладбище, которая в 1804 г. освящена во имя свт. Геннадия, патриарха К-польского. Однако, согласно документам 1915 г., на кладбище стояла деревянная ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (1890-1891), а церковь св. Геннадия находилась на территории пустыни. 28 мая 1802 г. Синод после рассмотрения духовной цензурой разрешил напечатать в Московской синодальной типографии в количестве 1200 экз. «предисловие и акафист к житию Никандра Псковского Чудотворца, сочиненный Псковской епархии города Острова Троицкого собора протоиереем Андреем Львовым».

http://pravenc.ru/text/2565290.html

Четвертый и седьмой колокола отлиты ок. сер. XVIII в., другие - в сер. XIX в. В 1794 г. по благословению еп. Тверского Иринея (Клементьевского) над святыми воротами был построен каменный храм во имя Св. Троицы (вкладчиками на его сооружение были мон. Елисавета (Головачёва) и ее родственники Дмитрий Сергеевич и Надежда Алексеевна Нестеровы). В 1844 г. храм был перестроен «в стиле итальянской архитектуры». В итоге в нижнем ярусе, разделенном на 2 половины аркой, находились: в средней части - врата, с левой стороны - ц. во имя свт. Митрофана Воронежского (1847), с правой - вход в верхний ярус, т. е. в сам Троицкий храм. В верхней Троицкой ц. было 4 малых притвора на юж. и сев. стороне. «2 из этих притворов относились к алтарю и 2 - к трапезе; между ними, с наружных сторон, в углублениях были устроены балконы, окаймленные решеткой и обставленные колоннами. От входа на обе стороны и на паперть, освещаемую большими окнами, вела широкая лестница. Паперть отделялась от церкви четырьмя колоннами, поддерживавшими хоры, а от алтаря - иконостасом, украшенным резьбой с богатой позолотой». Все иконы 5-ярусного иконостаса написаны сестрами К. м. под рук. игум. Антонии (Мезенцовой). Иконостас по обе стороны от царских врат обставлен колоннами, среди икон особо примечателен старинный храмовый образ Святой Троицы. Стены храма оштукатурены и покрашены белой краской, в простенках между окнами в вызолоченных рамках были написаны лики святых (автор росписи - игум. Антония (Мезенцова)). В 1872 г. на месте осушенного монастырского пруда был возведен 5-главый 3-престольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел которого освящен во имя святых Иоакима и Анны, левый - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Средства на строительство и благоустройство храма (ок. 150 тыс. р.) пожертвовала купеческая вдова А. В. Ванчакова. В 1857 г. по инициативе угличского старца свящ. Петра Томаницкого около Сретенского собора К. м. над могилой схим. Дорофеи (Ладыгиной) была поставлена часовня, перестроенная в 1870 г. на средства Ванчаковой. В часовне горела неугасимая лампада перед иконой Божией Матери «Милостивая», ежегодно 6 февр. и 24 сент. служились панихиды. Святыни и памятники церковных древностей

http://pravenc.ru/text/1683969.html

После смерти митроп. Стефана главным противником архиеп. Феофана оставался архиеп. Феофилакт (Лопатинский). С воцарением Анны Иоанновны обстоятельства изменились. Значение Феофана возросло вновь. “Камень веры” был запрещен (запрещение снято только имп. Елисаветой). Феофан достиг полного торжества. Московская Академия, где Блонницкий и Лящевский были наставниками, образовала многих толкователей Священного Писания , особенно Нового Завета. Феофилакт (Горский), ректор (1770–1774), написал “Соглашение” Писания. Воспитанник Академии Аполлос (Байбаков) издал читанные им толкования на послания апостола Павла. Другой воспитанник Академии, будущий митроп. Гавриил (Петров), известен как толкователь соборных посланий. По толкованию Священного Писания ценны труды еп. Мефодия (Смирнова) , Иринея (Клементьевского) , одного из просвещеннейших пастырей (†1818), Иннокентия (Смирнова) , еп. Пензенского, еп. Чигиринского Иринея (Фальковского), митроп. Филарета (Дроздова) , архиеп. Японского Сергия (Тихомирова) , проф. Н. Глубоковского (†1937 году в Софии) и Михаила (Лузина) , еп. Курского. Епископ Мефодий, ректор Академии (1791–1795), написал “Священное богословие, основанное преимущественно на Священном Писании ”. Он известен также как историк, педагог и филолог. Особенно плодотворен в толковании Писания был ректор Ярославской семинарии, впоследствии епископ Псковский Ириней (Клементьевский) . Он написал толкования на послания к Римлянам и Евреям, на 12 малых пророков и на пророка Даниила, толкование на псалмы. Он известен также как догматист и филолог, переводчик святоотеческих творений с греческого языка. Преподаватель киевской Академии Ириней (Фальковский) писал толкование на послания апостольские. Святитель Тихон Воронежский считал нужным и решился сам перевести Псалтирь с еврейского и Новый Завет с греческого на русский язык, но “постеснялся” издать свои труды. Префект Московской Академии Стефан (Прибылович) написал род катехизиса в 14 статьях под названием “Путь в царствие Божие”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 мая 1812 г. был заключен Бухарестский мирный договор, и 19 июля Дунайская армия под командованием адмирала П. В. Чичагова, сменившего Кутузова, отправилась на Волынь, где в нач. сент. соединилась с армией А. П. Тормасова (3-я Западная армия) и приняла участие в Отечественной войне 1812 г. 29 сент. был занят Брест-Литовск, 10 нояб. Чичагов перенес ставку в Борисов, но затем последовало неудачное отступление 3-й Западной армии, в ходе к-рого прот. Онисим лишился церковной фуры и всего личного имущества. 29 нояб. 3-я Западная армия прибыла в Вильну и направилась в Пруссию, где осадила крепость Торн. 2 февр. 1813 г. командование армией было передано ген. М. Б. Барклаю-де-Толли. 16 апр. прот. О. Боровик исполнил обязанности духовника при умирающем ген.-фельдмаршале Кутузове. В мае 1813 г. ген. Барклай-де-Толли стал главнокомандующим рус. армией, а прот. Онисим - главой всего духовенства армии. В нач. июня 1813 г., после 24-летнего служения в рядах военного духовенства, прот. Онисим представил в Синод прошение об определении в монашество. 9 июня Барклай-де-Толли обратился к имп. Александру I с ходатайством о возможной епископской хиротонии протоиерея. Император удовлетворил просьбу: Синоду был объявлен Высочайший указ о поставлении прот. О. Боровика после пострижения кандидатом на 1-ю архиерейскую вакансию. 22 сент. 1813 г. Синод представил доклад о хиротонии протоиерея на Вологодскую кафедру, к-рый был утвержден 13 окт. Тем временем прот. Онисим дошел с войсками до г. Ашаффенбурга и, получив увольнение в кон. нояб., направился в Россию. В С.-Петербурге ему был выдан новый орден св. Анны 2-й степени с бриллиантовыми знаками вместо утерянных при отступлении из Борисова. 14 февр. 1814 г. прот. Онисим Боровик был пострижен в монашество с именем Онисифор ректором СПбДА архимандритом Юрьева новгородского мужского монастыря Филаретом (Дроздовым; впосл. митрополит Московский) в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры . 22 февр. 1814 г. состоялась хиротония О. во епископа Вологодского и Великоустюжского в Казанском соборе с участием Амвросия (Подобедова), митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского, Иринея (Клементьевского), архиеп. Псковского, Лифляндского и Курляндского, и Серафима (Глаголевского), архиеп. Минского и Литовского.

http://pravenc.ru/text/2578433.html

Какие практические выводы может сделать экзегет на основании приведенного взгляда на боговдохновенность Библии? В первую очередь, раз Библия – Слово Божие, то ее прочтение и толкование должно отвечать главной цели написания священных книг, выраженной в словах апостола Иоанна Богослова: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20 : 31). Следовательно, нужно, по возможности, делать акцент на сотериологической составляющей смысла священных текстов, памятуя слова апостола Павла: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ). Желательно, таким образом, при толковании каждого фрагмента обращать особое внимание на нравственный смысл отдельных речений или рассказов в целом, отмечая непреходящий характер библейских заповедей и находя в действиях праведных людей примеры для подражания. Впрочем, здесь следует сделать два небольших уточнения. Во-первых, вышеприведенные слова апостола о пользе всего Писания вряд ли следует буквально применять ко всем абсолютно частям книг Ветхого Завета. В самом деле, какой нравственный смысл имеют многочисленные ветхозаветные родословия? Да и многие географические (например, 2Цар.24:5–7 ) и исторические подробности (например, 4Цар.19:36–37 ) также вряд ли могут быть использованы для душеполезных бесед и поучений. Ясно, что в выражении все Писание апостол использует обобщение 2 , на самом деле имея в виду, что подавляющее большинство ветхозаветных пассажей имеют сотериологическое значение и актуальны для всех христиан. Во-вторых, при реализации указанной идеи не следует искусственно пытаться «выудить» из анализируемого текста какие-либо догматические утверждения или нравственные правила, которые в самом тексте никак не выражены. Те толкователи, которые поступают указанным образом, зачастую используют различные аллегории, надуманность и произвольность которых заметны даже при поверхностном рассмотрении. В качестве примера можно привести толкование Филоном Александрийским 16-й главы Бытия, где Авраама он отождествляет с умом, Сарру – с добродетелью, а Агарь – с образованием и говорит о том, что сначала необходимо изучить «общие науки» (среди которых он выделяет грамматику, музыку, геометрию, риторику, диалектику), а затем уже упражняться в добродетели 3 . Также увлечение нравоучительными рассуждениями, не имеющими прямой связи с библейским текстом, характерно для толкований епископа Иринея (Клементьевского) , например, его толкования на книги малых пророков 4 . Нередко аналогичные построения встречаются в комментариях популярных протестантских проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

При Н. в Синод поступало значительное число жалоб из епархий, отношение к которым было формально-снисходительным (от прокурора Московской синодальной конторы П. В. Гурьева на назначение в качестве еще одного распорядителя празднования Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле прот. Александра Левшина (1786); от священника Владимирской епархии Симеона Иванова (1787); от протоиерея г. Трубчевска Василия Иванова (1789); от протоиерея г. Карачева Василия Александрова (1789); от прот. Иакова Иванова, служившего во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре (1790)). Интересам жалобщиков и правосудия содействовало постановление Синода, принятое 3 авг. 1789 г. по предложению Н. Предписывалось, чтобы присылаемые из епархий «экстракты» по духовным делам, решение по к-рым могло привести к лишению сана, обязательно имели подписи обвиняемых и могли содержать их возражения с ответами из консистории. 21 янв. 1788 г. после 18-летнего перерыва Синод предложил своего кандидата на вакансию архимандрита; из 3 кандидатов императрица выбрала настоятеля Борисоглебского на Устье монастыря архим. Иринея (Клементьевского) . Также Н. поручил Синоду назначить себе заместителя на время летнего отпуска в июне 1790 г. В целом Синод при Н. обладал значительной самостоятельностью. Однако о неустойчивости взаимоотношений церковной и гос. власти при Н. свидетельствуют многократные именные указы, адресованные епархиальным архиереям помимо Синода. В 1788 г. императрица напрямую распорядилась возвратить сан священника Димитрию Зимовскому (Харьковская епархия), к-рого он был лишен за «неправильное венчание» кн. Д. К. Кантемира и Е. А. Хрущовой. Митр. Гавриил (Петров) и «действительные члены» Синода в свою очередь могли обращаться к императрице с докладами и представлениями. Незадолго до своего ухода с поста Н. инициировал сбор ведомостей, содержавших количество лиц из церковного клира, взятых на военную службу. 26 июля 1791 г. Н. был по прошению уволен в отставку «за старостью и болезнями». «В уважение долговременной его безпорочной службы» императрица повелела сохранить ему до смерти обер-прокурорское жалованье и оплатить долги ( Иванов. 2004. С. 171).

http://pravenc.ru/text/2564758.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010