Давид Острик Скачать epub pdf (сравнительный анализ) Божественное Откровение традиционно неразрывно связано с таким явлением как Священное Предание, развитие учения о котором обращает на себя внимание в контексте изучения святоотеческой письменности. Как мыслилось Священное Предание в доникейскую эпоху истории Христовой Церкви можно оценить, последовательно изучив творения церковных писателей того времени. В рамках данного выступления постараемся сопоставить учение о Священном Предании священномучеников Иринея Лионского и Ипполита Римского . Св. Ириней (род ок. 130 года по Р.Х.) был епископом города Лион, получил образование в Малой Азии. Его сочинения свидетельствуют о хорошей образованности автора, о знании им древних поэтов, философов, всех современных мнений. Св. Поликарпом, св. Ириней был послан в Галлию, где в то время не хватало проповеди одного св. Пофина. 1 Епископом Лиона, Св. Ириней был поставлен в 178 году. Известный франкский историк Григорий Турский свидетельствовал: “В короткое время он проповедию преобразовал весь город в город христианский”. 2 В то время на берега Роны принесли с собою еретические учения последователи Валентина. Тогда то Св. Ириней и написал свой труд “Обличение лжеименного разума” или “Пять книг против ересей” Учение о Священном Предании в произведении св. Иринея раскрывается как опровержение учения гностицизма, его частного представителя Валентина. В книгах против ересей св. Иринея довольно обстоятельно очерчен круг предметов, входящих в состав Предания. Он, как известно, обличал ересь гностицизма, сущность которого можно выразить так: гностики считали, что Господь Иисус Христос одним сообщал несовершенное учение, другим – более совершенное в зависимости от уровня их восприятия. Учеников же своих Он сподобил высшего ведения (гносиса). Еретики были обличаемы за дуализм, произвольное толкование Св. Писания, несообразную нравственную практику: обычай требовать деньги за таинства. Здесь св. Ириней приводил в пример Симона волхва, который предлагал деньги апостолу Петру за таинства ( Деян.8:9–11 ). От него и “произошли все ереси” 3 , – писал св. Ириней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Святой Ипполит, епископ Римский, по своей обширной литературной деятельности 1 занимает бесспорно одно из видных мест в истории христианской письменности III века. В данном случае Он уступает первенство разве только Оригену , своему знаменитому александрийскому современнику. Но, к сожалению, беспощадное время сохранило до нашего времени сравнительно только ничтожную часть из той обширной литературной производительности Ипполита, которая была несомненным достоянием современного ему христианского общества. Самая история его жизни преподносится теперь нашему взору только в форме отдельных отрывочных фактов, которые во многих случаях очень трудно объединить одной общей, живою связью. Правда, о личности Ипполита существует много различных легендарных сказаний 2 , но во всех них очень трудно уловить историческую истину в применении к действительным фактам его жизни. Даже с открытием «Философумен» 3 , этого едва ли не самого важного сочинения Ипполита, мы получили возможность прояснить только некоторые, и притом только самые важнейшие, моменты его деятельности. Когда и где родился Ипполит, как протекли первые годы его жизни, при каких обстоятёльствах складывался его умственный и нравственный облик-все это до сих пор остается еще совершенно неизвестным и составляет загадку времени. Правда, бл. Иероним в одном из своих писем 4 замечает, что Ипполит будто бы происходил из римского сословия всадников и до принятия священного сана был римским сенатором, Но достоверность этого свидетельства на весьма точных основаниях в настоящее время богословской наукой совершенно отвергается 5 . Правда также, что патриарх константинопольский Фотий 6 называет Ипполита «учеником Иринея». Но и на основании этого краткого и отрывочного упоминания опять-таки нельзя сделать каких бы то ни было определенных заключений о самом происхождении св. Ипполита и о характере его воспитания 7 . Фотий, называя Иринея учителем Ипполита, – как это видно по связи речи – хотел только указать на непосредственное влияние ересеологических трудов знаменитого лионского епископа на таковые же труды Ипполита, хотел, так сказать, сопоставить между собою ученые труды этих двух древних ересеологов и указать на их внутреннюю связь и отношение; но в то же время этим сближением личностей Иринея и Ипполита едва ли имел в виду засвидетельствовать малоазийское происхождение последнего, указать на сходство самых условий воспитания того и другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

А.Г. Дунаев Предисловие. Предварительные замечания Открытие в последние полстолетия сочинений св. Мелитона Сардийского , по мнению многих ученых, стало самым выдающимся достижением в области святоотеческой текстологии с 1940-х гг. и одним из важнейших в патрологии XX века. Благодаря дружной работе многих специалистов произведения святителя, почти полностью утерянные, стали доступны читателям. Оказалось, что эти труды были столь широко распространены среди древних христиан, что фрагменты – в основном в составе псевдоэпиграфов – сохранились на греческом, латинском, сирийском, коптском, арабском, эфиопском, грузинском и армянском языках; они повлияли непосредственно на св. Иринея Лионского , Тертуллиана , св. Ипполита Римского , наконец, вошли как в дифизитские, так и в монофизитские антологии. Чрезвычайно трудная текстология (до сих пор нет критических изданий двух важных фрагментов Мелитона, что вполне понятно при таком количестве свидетельств на древних языках и отсутствии подлинного греческого текста), но имеющая принципиальное значение в качестве фундамента для корректного богословского анализа, обусловила особенности настоящего издания. Во-первых, предлагаемые вниманию читателей переводы сделаны только с языков оригиналов (это относится, конечно, к текстам, принятым за основу при составлении критического аппарата). Во-вторых, тексты снабжены вариантами основных разночтений, влияющих на смысл и стиль перевода. В-третьих, коллация отдельных мест и целых фрагментов впервые проведена полностью (насколько была доступна необходимая для этого литература) и сведена в одной книге, В-четвертых, фрагменты переведены по новейшим критическим изданиям, перегруппированы и систематизированы по определенным принципам. О том, насколько такое издание насущно как вообще, так и в особенности для русского читателя, лишенного по многим причинам возможности работы с подлинниками, говорит такой пример. При публикации перевода «О Пасхе» в ЖМП «крамольная» строка 58 опущена редакцией, хотя и поясняется в послесловии переводчиком следующим образом: «Употребление двух последних имен (Отец и Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Рубрики Возвращение из Нью-Йорка в Москву 33 мин., 01.01.2009 Поделиться Наш журнал не может пройти мимо очень важного события в православном книгоиздании. Вышла в свет книга Александра Леонидовича Дворкина " Сектоведение " . По сути, это первый в нашей истории опыт научно-систематического описания и анализа современного сектантства. Мы настоятельно советуем всем нашим читателям, независимо от того, православные они или вовсе неверующие: если увидите в продаже " Сектоведение " , купите обязательно. Мы взяли интервью у автора книги, Александра Леонидовича ДВОРКИНА, заведующего Информационно-консультационным Центром священномученика Иринея, епископа Лионского. В качестве пролога к нему мы помещаем вот это короткое воспоминание. ПЕРВЫЙ УРОК Я вспоминаю одну давнюю историю из моего детства, когда я учился в первом или втором классе (не помню), ничего не знал о Боге и, как каждый советский школьник, считал себя атеистом. И вот в один день (как я теперь знаю, 14 октября) наша учительница Анна Ивановна начала очередной урок со следующих примерно слов: " Д,ети, сегодня православные отмечают праздник Покров. Праздник этот отмечается, потому что в этот день первый снег якобы покрывает землю (!? - А. Д.). На самом же деле, как вы видите, все это - глупости. Посмотрите в окно, как ярко светит октябрьское солнышко, как ласково оно пригревает землю, и вы видите, как далеко в этом году до первого снега. Все это опровергает глупые суеверия наших предков и означает, что никакого Бога нет " . Мы посмотрели в окно - стояла теплая и ясная осенняя погода, на голубом небе не было видно ни облачка - и аргумент нашей строгой пожилой учительницы показался нам чрезвычайно убедительным. Первый урок пошел своим чередом. Но представьте себе, что в ходе урока небо вдруг потемнело, подул сильный холодный ветер, солнце исчезло за серыми облаками, и внезапно повалил густой-густой снег! На учительнице лица не было, она выдавила кривую усмешку и сказала: " Что же, всякие бывают совпадения " , а я впервые подумал... Нет, не помню, что я тогда подумал. Помню только чувство изумления, которое я испытал, глядя на густой, мохнатый, валящий плотной стеной снег.

http://foma.ru/vozvrashhenie-iz-nyu-jork...

Сортировать по Исключить новости Каждый наш случай страшен и драматичен… Интервью с профессором А.Л. Дворкиным 7 июня, 2007. Екатерина Макарова Многие знакомы с ним по фундаментальному труду «Сектоведение». Немало людей эта книга уберегла, многим помогла, и в личном религиозном поиске и в научных исследованиях. К нему обращаются за советом и комментарием, когда возникает вопрос о новой секте, в его центр приходят сотни людей в поиске защиты от тоталитарных сект для себя и близких. Многие знакомы с ним по фундаментальному труду «Сектоведение». Немало людей эта книга уберегла, многим помогла, и в личном религиозном поиске и в научных исследованиях. К нему обращаются за советом и комментарием, когда возникает вопрос о новой секте, в его центр приходят сотни людей в поиске защиты от тоталитарных сект для себя и близких. Александр Леонидович Дворкин — доктор философии, кандидат богословия, заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Возглавляет Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея, епископа Лионского. Автор 9 книг и редактор-составитель еще 4 и более 500 публикаций на 15 языках мира. Вице-президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр». Член совета директоров FECRIS (Европейской федерации центров по изучению сектантства). Президент РАЦИРС (Российской ассоциации центров изучения религий и сект). -Александр Леонидович, в начале хотелось бы спросить о Ваших первых шагах к Богу, к вере. В какой семье выросли, когда для себя впервые определили, что Бог есть?     — Я вырос в обычной московской интеллигентской семье, неверующей. Реально осознал себя верующим, наверное, только оказавшись заграницей. Правда, оглядываясь назад, глядя на свою жизнь, я вижу, что Господь открывал передо мной дверей, мимо которых я проходил. Но это можно увидеть только сейчас, оглядываясь назад. Верующие люди, с которыми я встречался, храмы, в которые я заходил, кризисы переживаемые мной всякий раз, истолковать которые можно было только одним образом, чудеса, которые со мной случались.. Все это было. И мимо всего этого я проходил. Я не могу назвать такой момент до которого я не был верующим, а потом, вдруг, стал верующим. Просто в какой-то момент я понял, что уже давно являюсь верующим человеком. 

http://pravmir.ru/kazhdyj-nash-sluchaj-s...

Сортировать по Исключить новости Фото: www.butyrka.st-nikolas.ru После кончины отца Глеба Каледы в печати постоянно появляются воспоминания о нем. Пишут их люди, знавшие отца Глеба давно — многие десятилетия. Я был знаком с батюшкой сравнительно недолго: всего около двух с половиной лет. Почему же я все же решился писать о нем? Фото: www.butyrka.st-nikolas.ru После кончины отца Глеба Каледы в печати постоянно появляются воспоминания о нем. Пишут их люди, знавшие отца Глеба давно — многие десятилетия. Я был знаком с батюшкой сравнительно недолго: всего около двух с половиной лет. Почему же я все же решился писать о нем? Дело в том, что эти последние два с половиной года его жизни я не только был его прихожанином и духовным чадом, но и работал с ним, в его секторе Отдела катехизации и религиозного образования Московского Патриархата. Я виделся с ним почти ежедневно, ездил с ним в командировки, был рядом с ним при начале его тюремного служения. Он благословил меня на создание Информационно-консультативного центра священномученика Иринея епископа Лионского и, уже будучи тяжело больным и прикованным к постели, активно интересовался деятельностью Центра и помогал нам советами, проникновенной критикой и молитвами. Я видел отца Глеба в разных обстоятельствах: в тюрьме и на официальных приемах, в горах и на берегу моря, в центре больших городов и в лесах, на море, на суше и в воздухе. Я видел его с самыми разными людьми: с Патриархом и с отъявленным атеистом и сталинистом, с премьер-министром Греции и с заключенными, с видными учеными и таксистами, с мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Все это множество встреч вырисовывало фигуру человека удивительно талантливого и многогранного, но и удивительно цельного, человека, являющего пример высокого христианского настроя души и этим приводящего ко Христу множество людей. Ну и, конечно же, я видел отца Глеба за молитвой: в великолепных соборах и восстанавливаемых церквах, в домашней обстановке и на природе, в монастырях, в тюрьмах и больницах.

http://pravmir.ru/ob-otce-glebe-kalede-2...

Уже в древнеязыческом мире встречаются те основные начала, которые составляют существенное содержание хлыстовского вероучения и культа. Не только в Египте, Индии и Ассирии, но и в древней Греции существовало общераспространенное верование, подобное хлыстовскому, что душа бессмертна, но, что после разлучения со своим телом, подвергшимся нетлению, она может существовать не иначе, как поселившись в какое-либо новое тело, как свое жилище, – верование, известное под именем метапсихоза, т, е., переселения душ или перевоплощения их в какие-либо живые существа. Такое верование разделяли многие из иудеев (напр., фарисеи) даже в начале христианской эпохи ( Ин. 9:2 ). Понятие о Боге у древних язычников, как и у нынешних хлыстов, было не чуждо, в большей или меньшей степени, пантеистического характера: вся природа признавалась божественной, хотя носителями Божества были объявляемы только некоторые из людей, животных и сил природы. В древнеязыческом мире, как и у хлыстов, было распространено убеждение, что Божеству можно угодить неистовыми плясками и гнусным развратом. У финикиян, напр., празднества в честь Молоха и Астарты сопровождались самоистязанием и кровопролитием верующих, а в честь Адона и Ашеры – оргиями, т. е. грубым, чувственным весельем, плясками и пиршествами. От финикиян этот культ перешел и к халдеям. У греков первая половина элевсинских мистерий состояла в посте и пении грустных гимнов, а вторая сопровождалась оргиями и половым развратом в честь Диониса или Вакха. В плясках и разврате состоял культ Венеры и Бахуса в древнеримском мире. Здесь девицы приносили в жертву богине свое целомудрие, участвуя в так называемых «вакханалиях». Некоторые язычники не отказались от этого верования, даже приняв христианство . По крайней мере, николаиты думали угодить Богу, «умерщвляя» свою плоть развратом и языческими оргиями. По свидетельству св. Иринея, епископа Лионского, Симон волхв, подобно нашим хлыстам, учил, что он есть истинный Сын Божий, Бог Слово, Дух Святый, а свою спутницу Елену называл своею матерью, то есть «богородицей».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Предисловие Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея 2. Время рождения св. Иринея Глава II. Ранние годы св. Иринея 1. Место жительства и среда, где вращался Ириней в ранние годы 2. Светское образование св. Иринея 3. Знакомство св. Иринея с Поликарпом и «пресвитерами» 4. Поездка св. Иринея в Рим в 154–155 г. Глава III. Галльская церковь в эпоху св. Иринея 1. Краткие географические и исторические сведения о Галлии 2. Христианство в Галлии 3. Гностицизм 4. Монтанизм 5. Пасхальные споры Глава IV. Жизнь и деятельность св. Иринея в Галлии 1. До 177 г. 2. Лионское гонение 177 г. 3. Поездка св. Иринея в Рим по поводу раскола монтанистов 4. Посвящение св. Иринея в сан епископа 5. Борьба с гностиками 6. Участие св. Иринея в пасхальных спорах 7. Борьба с ересью Флорина 8. Раскол Власта 9. Пастырско-проповедническая деятельность 10. Ученики св. Иринея 11. Мученическая кончина св. Иринея Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Содержание «Против ересей» 3. Источники «Против ересей» 4. Время появления латинского перевода «Против ересей» 5. Греческий подлинник «Против ересей» в Новое время 6. Подлинность «Против ересей» 7. Значение «Против ересей» Глава II. «Доказательство апостольской проповеди» 1. Свидетельства древности и открытие сочинения 2. Армянский перевод 3. Первоначальное заглавие сочинения 4. Адресат «Доказательства» 5. Время написания «Доказательства» 6. Содержание «Доказательства» 7. Подлинность «Доказательства» 8. Значение «Доказательства» Глава III. Несохранившиеся и сомнительные сочинения 1. «О единоначалии, или О том, что Бог не виновник зла» ( Περ μοναρχας) 2. «Книга о восьмерице» ( Περ γδοδος) 3. «О расколе» ( Περ σχσματος)   4. Письма к папе Виктору 5. Письма к разным епископам по поводу пасхального спора 6. «О познании» ( Περ πιστμης) 7. «Книга разных проповедей» ( Βιβλον διαλξεων διαφρων) 8. «Книга против Маркиона» 9. Письмо Лионской и Виеннской церквей о мучениках лионских 10. «О вере» ( Περ πστεως) 11. Комментарии на разные книги Св. Писания 12. «О сущности всего» ( Περ τς το παντς οσας) 13. «О Св. Троице» ( Περ τς γας τριδος) 14. «Слово против Саторнина» 15. «Слово против Колорваса» 16. «Слово о домостроительстве Спасителя» 17. Фрагменты Пфаффа Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

иером. Макарий Симонопетрский Память свят. Каллиника I, патриарха Константинопольского. Память свщмч.Иринея, епископа Лионского 721 Память свщмч.Иринея, епископа Лионского Богоносный Ириней, который промыслительно получил имя, созвучное слову «мир» (по-греч.«ирини»), дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии ок.140 г. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского фев.], который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви. «Именно в Церкви, – учил св. Ириней Лионский , – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь , пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина» 722 . Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок.177). Как на пресвитера 723 этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии. В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов 724 . Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение. Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником св. Пофина ин.], который незадолго перед этим принял мученичество, и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей. Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он 725 . Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь . Так, например, св. Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана. Св. Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере» 726 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Глава 3. Особенности пневматологии Апостола Иоанна 3.1. Современные подходы к исследованию евангелия от Иоанна Для современной библеистики обычной практикой при исследовании Четвертого евангелия является выделение нескольких аспектов, которые необходимо отметить перед началом раскрытия темы исследования. Это, как правило, вопросы авторства, историчности, времени и цели написания; внутренние и внешние свидетельства об этом и, что является специфичным для Евангелия от Иоанна, – отличия от синоптических Евангелий. Рассмотрим кратко эти и некоторые другие вопросы предварительного характера, учитывая замечания епископа Кассиана (Безобразова) 132 , а также отчасти опираясь на работу Стивена Смолли 133 , процитированную во введении к комментарию на Евангелие от Иоанна, написанному Холлом Харрисом, профессором семинарии в Далласе 134 , и, в основном, на книгу Дональда Гатри 135 , в которой систематично рассматриваются именно вводные вопросы. При работе с неправославными источниками будем, конечно, стараться использовать их адекватно, избегая чуждых для православного догматического сознания умозаключений. Практически невозможно как-либо сгруппировать различные теории и мнения относительно происхождения Четвертого Евангелия. Самое раннее упоминание о Четвертом Евангелии во внешних источниках встречается у сщмч. Иринея Лионского 136 , авторитетом для которого был сщмч. Поликарп Смирнский , наученный истине от апостолов 137 . В сочинении «Против ересей» находим, что Иоанн, ученик нашего Господа, написал Евангелие в Ефесе и оставался в этом городе до царствования Траяна 138 . В другой ссылке на Поликарпа из письма сщмч. Иринея к Флорину он напоминает своему другу детства воспоминания Поликарпа о его беседах с Иоанном и другими, кто видел Господа 139 . Хотя и существует значительное количество теорий, критически настроенных в отношении свидетельства сщмч. Иринея 140 , однако доверие этому свидетельству подкрепляется тем, что именно после него апостольское авторство Евангелия стало восприниматься беспрекословно 141 . Поводом же для обращения к Евангелию от Иоанна сщмч. Иринея Лионского , вероятно, было стремление доказать, что, несмотря на широкое использование гностиками 142 , оно не имеет ничего общего с гностицизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010