Давид Острик Скачать epub pdf (сравнительный анализ) Божественное Откровение традиционно неразрывно связано с таким явлением как Священное Предание, развитие учения о котором обращает на себя внимание в контексте изучения святоотеческой письменности. Как мыслилось Священное Предание в доникейскую эпоху истории Христовой Церкви можно оценить, последовательно изучив творения церковных писателей того времени. В рамках данного выступления постараемся сопоставить учение о Священном Предании священномучеников Иринея Лионского и Ипполита Римского . Св. Ириней (род ок. 130 года по Р.Х.) был епископом города Лион, получил образование в Малой Азии. Его сочинения свидетельствуют о хорошей образованности автора, о знании им древних поэтов, философов, всех современных мнений. Св. Поликарпом, св. Ириней был послан в Галлию, где в то время не хватало проповеди одного св. Пофина. 1 Епископом Лиона, Св. Ириней был поставлен в 178 году. Известный франкский историк Григорий Турский свидетельствовал: “В короткое время он проповедию преобразовал весь город в город христианский”. 2 В то время на берега Роны принесли с собою еретические учения последователи Валентина. Тогда то Св. Ириней и написал свой труд “Обличение лжеименного разума” или “Пять книг против ересей” Учение о Священном Предании в произведении св. Иринея раскрывается как опровержение учения гностицизма, его частного представителя Валентина. В книгах против ересей св. Иринея довольно обстоятельно очерчен круг предметов, входящих в состав Предания. Он, как известно, обличал ересь гностицизма, сущность которого можно выразить так: гностики считали, что Господь Иисус Христос одним сообщал несовершенное учение, другим – более совершенное в зависимости от уровня их восприятия. Учеников же своих Он сподобил высшего ведения (гносиса). Еретики были обличаемы за дуализм, произвольное толкование Св. Писания, несообразную нравственную практику: обычай требовать деньги за таинства. Здесь св. Ириней приводил в пример Симона волхва, который предлагал деньги апостолу Петру за таинства ( Деян.8:9–11 ). От него и “произошли все ереси” 3 , – писал св. Ириней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Православное вероучение В ранней Церкви не существовало точного аналога термину " вероучение " : истины христианской веры, данные в Откровении , именовались " апостольским преданием " (св. Ириней Лионский . Против ересей III, 3, 2) или " преданием истины " (св. Ириней Лионский. Против ересей III, 4, 1). Данные наименования предполагали не просто сумму знаний, передаваемых от апостолов, но полноту благодатной жизни во Христе, харизматическое " помазание истины " (св. Ириней Лионский. Против ересей IV, 26, 2; ср. 1 Ин. 2, 27), полученное Церковью в день Пятидесятницы (см. Деян. 2, 1-4) и обретаемое христианами в опыте веры. Св. Игнатий Антиохийский ( II век) противопоставляет хранимое в кафолической Церкви полное и неприкосновенное " предание истины " заблуждениям еретиков, которые по собственному произволу дробили " апостольское предание целостной истины " и на его осколках строили свои лжеучения . Лишь на пороге средневековья в Западной Церкви для обозначения основных положений христианства, постепенно выстраиваемых в систему четких понятий, стали употреблять словосочетание " христианское вероучение " (лат. doctrina christiana). В условиях борьбы с ересями вероучение Церкви выражалось в словесных формулировках различных символов веры - кратких вероучительных исповеданиях; " предание истины " получало таким образом внешние очертания и становилось " правилом веры " (лат. regula fidei) или " законом веры " (лат. lex credendi). Отделяя ортодоксию от ереси и будучи обязательным условием церковного общения, символы служили своего рода средством самоидентификации для членов кафолической Церкви и являлись исповеданием веры для вступающих в нее через крещение. На основе некоторых, по всей видимости, Палестинских Крещальных Символов IV в. на Первом ( 325 г.) и Втором ( 381 г.) Вселенских Соборах был сформирован Никео-Константинопольский Символ , имеющий в Православной Церкви непререкаемый вероучительный авторитет. Вместе с уточняющими его определениями последующих Вселенских Соборов Символ веры представляет собой общеобязательное " правило веры " . Однако это не означает, что сформулированными догматическими положениями исчерпывается весь объем вероучения, жизненно содержимого Церковью. Следует различать вероучение, изначально полученное Церковью, и вероучение, формально определенное ею в силу исторической необходимости. Догматически сформулированное вероучение есть лишь " конспект " целостной и неделимой христианской истины, хранимой в церковном опыте.

http://drevo-info.ru/articles/109.html

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Приложение. Рекомендации по чтению четырех отцов церкви Как я упоминал в предисловии к этой книге, на мое мировоззрение оказали наибольшее влияние четыре крупных мыслителя патристической эпохи: Ириней, Афанасий, Августин и Кирилл Александрийский . В начале книги я привел использовавшиеся для цитирования переводы этих Отцов, однако в подавляющем большинстве случаев они недоступны, непомерно дорого стоят, либо слишком трудны для чтения; в нескольких случаях переводов нет вообще. В связи с этим я хотел бы предложить небольшие пояснения к творениям этих четырех Отцов и дать ряд рекомендаций тем, кто хочет самостоятельно читать эти источники на английском языке. (От переводчика также предоставлен аналогичный список наиболее доступных русскоязычных изданий и краткие пояснения к ним. – Прим. перев.). Если в числе читателей окажутся студенты, желающие взглянуть на греческий или латинский текст этих творений, они смогут найти ссылку на интересующий их первоисточник во введении к этим творениям. Ириней Лионский На сегодняшний день у нас есть лишь две работы Иринея: его фундаментальное опровержение гностицизма под названием «Против ересей» и более короткая работа в виде назидательного эссе «Доказательство апостольской проповеди». Его работа «Против ересей» дошла до нас в полном объеме лишь в латинском переводе (сам же Ириней писал по-гречески), но также сохранились и значительные фрагменты этого творения в греческом письме. Наиболее полным переводом этой работы на английский до сих пор был перевод, выполненный в девятнадцатом веке с латинского в ANFy т. 1, 315–567, хотя кн. 1 этого творения также доступна в более современном переводе в ACWy т. 55. «Доказательство апостольской проповеди» сохранилось лишь в армянском языке в единичном экземпляре, обнаруженном в 1904 г. Это короткое творение позволяет гораздо лучше познакомиться с мыслью Иринея, чем его более пространный труд «Против ересей». Перевод, который я цитирую в настоящей книге, считается самым современным и лучшим переводом на английский:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Канон ветхозаветный Канон ветхозаветный . По общепринятому в православно-богословской литературе определению, канон ветхозаветных книг есть собрание богодухновенных писаний, унаследованное христианскою церковию от церкви иудейской и содержащее в себе слово Божие, возвещенное ветхозаветному Израилю чрез богодухновенных мужей. Слово канон, по-греч. κανν, означает трость, правило, а потом: правило, образец, предписание; далее: собрание образцовых произведений; в Новом Завете: правило жизни ( Гал. 6, 16 . 2Кор. 10, 13–16 ). То же значение этому слову придается у отцов церкви (Ириней лионск. Пр. ерес. 3, 11. 1. Климент ал. Стром. 6, 15. 7, 16) и в соборных вероопределениях, называемых канонами. У отцов церкви (Ириней, Прот. ерес. 3. 11. 4. 35. И. Златоуст, Бес. на Быт. 58, 3 . Феодорит, Толк. на П. П. 2, 1. 3) и в соборных определениях (Лаод. соб. 60 прав.) каноном называется собрание священных богодухновенных писании, а входящие в канон писания называются каноническими (Афанасий. 39 пасх. посл.: Βιβλα κεκανωνισμνα). [Для выяснения самых понятий „канонический“, „апокрифический“ и пр. см. Prof. Theodor Zahn: Geschichte des neutestamentlichen Kanons, I, 1 (Erlangen 1888), 122 сл.; Grundriss der Geschichte des neutestamentlichen Kanons (Lzpg 1 1901), 1 сл., а с точки зрения так назыв. прогрессивного богословия см. и у Lic. Edgar Hennecke: Neutestamentlichen Apokryphen in deutschen Uebersetzung (Tübingen und Leipzig 1904), 3 сл.; Handbuch zu den neutestamentlichen Apokryphen (ibid. 1904), VII-IX. 1. – 4. G. Hölscher, Kanonisck und Apokryph: ein Kapitel aus der Geschichte des almmesmamenmlichen Kanons, Lpzg 1905 (и op. к сему Prof. E. Sckürer в „Theolog. Literaturzeitung» 1906, 4, Sp. 98–101). – Н. Н. Г.] Соединяемое с термином канон понятие о богодухновенности ветхозаветных писаний основывается на ясном признании Иисусом Христом ( Мрк. 12, 36 ­ Пс. 109, 1 ) и Апостолами ( Деян. 1, 16 ­ Пс. 40, 10 . 2Петр. 1, 20 . 2Тим. 3, 15–16 ) ветхозаветных канонических писаний богодухновенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Эти мученики, почитаемые и нашей православной церковью, не помещения в наших месяцесловах. В западной церкви память их совершается 2 июня. У Евсевия, в его церковной Истории (кн. V. гл. 1. 39), сохранилось послание церквей в Виене и Лионе к нашим братьям в Азии и Фригии, соблюдающим одну с нами веру и надежду 1 . Послание это, написанное в Апостольском духе, имеет весьма важный интерес для истории мученичества христиан. Оно написано свидетелями очевидцами. Жестокое гонение христиан Гальской церкви, описанное в этом послании, было при императоре Марке Аврелие в 177 году. Преследование началось сильным обнаружением народной ярости против христиан. «Великость здешних бедствий, пишет св. Ириней в означенном послании, чрезвычайное озлобление язычников против святых и то, что претерпели блаженные мученики, – ни пересказать подробно, ни описать мы не в состоянии».– Христиане нигде не могли показаться без опасения за свою жизнь. «Для нас были закрыты дома, бани, народные площади, – каждому из нас запрещено было вообще показываться в каком бы то ни было месте». Христиан злословили всячески, били, влачили по улицам, бросали в них камни, заключали в темницы, и дома их грабили. Несколько рабов язычников, живших у христиан, взято было под стражу, потому что проконсул приказывал отыскивать всех, живущих с христианами. Эти то слуги, страшась мучений, которые пред их глазами терпели мученики, обвиняли христиан в безнравственной жизни, в тиэстовских пиршествах; 2 «взводили, говорит св. Ириней, на нас много такого, чего нельзя ни выговорить, ни помыслить, и что невообразимо даже между какими бы то ни было людьми». По поводу подобных рассказов все рассвирепели против вас и ожесточились на христиан. (Там же стр. 230). Правитель города разделяет с народов слепую ярость против христиан и начал жестоко мучить их. На его судилище подвергались тяжким пыткам не только св. исповедники, мужественные в вере и получившие мученический венец, но и те, которые, удрученные сильной печалью, отрекались от имени Христа, потому что мучили не столько за то, что они были христианами, сколько за то, что подозревали в развратной жизни и ядении человеческого тела. 3 Пристрастный суд проконсула. жестокие и несправедливые казни, коим предавали судьи христиан, вызвали благородное негодование в одном молодом христианине Веттие Епагафе. Он попросил у проконсула дозволение сказать в защиту христиан и доказать, что у них нет ничего безбожного, и нечестивого. Проконсул, не терпевший подобных заявлений, особенно во время судопроизводства, спросил Веттия: не христианин ли он сам? и когда тот публично исповедал себя христианином, приказал схватить его и затем казнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Глава XXX. О летах царства антихристова I. Блаж. Иероним Стридонский а) В толк. кн. пр. Даниила: «И они преданы будут в руку его до времени, и времен и полувремени. Время означает год. Времена, по свойству еврейскаго языка, имеющего также двойственное число, предъизображают два года. А половина времени шесть месяцев, в течение которых святые будут преданы власти антихриста, чтобы были осуждены иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорить в Евангелии: аще не быша прекратилися дние они, не бы убо спаслася всяка плоть (ч. XII, стр. 67). б) «При антихристе же запустение и разрушение святого храма будет продолжаться не три, а три с половиной года, то есть тысячу двести девяносто дней» (ч. XII, стр. 137). II. Бл. Августин: а) «Он (антихрист) будет свирепствовать, по словам Писания, в течении трех лет и шести месяцев» (ч. VI, стр. 198). б) «Следует ли время антихристова гонения полагать в число тысячи лет? Это последнее гонение, имеющее быть от антихриста, как мы уже говорили (потому что так сказано и в этой книге выше, и в книге пророка Даниила), продолжится три года и шесть месяцев» (ч. VI, стр. 211). в) «Что временем, временами и полувременем обозначается год, два года и полгода, и следовательно три с половиной года, это видно и из приводимого несколько ниже числа дней, и поясняется иногда в писаниях числом месяцев. На латинском языке выражение – времена представляется в этом месте неопределенным; но оно употреблено в двойственном числе, которого у латинян нет. Как есть оно у греков, так, говорят, имеют его и евреи. Выражение – времени употреблено, следовательно, так, как если бы было сказано – два времени» (ч. VI, стр. 241–242). III. Св. Ефрем Сирин : «По исполнении же трех с половиною лет власти и действий нечистого, и когда исполнятся все соблазны всей земли, приидет, наконец, по сказанному Господь» (т. II, изд. 1895 г., стр. 259). IV. Св. Ириней Лионский : а) «И все дано будет в его (антихриста) руки до времени, времен и половины времени, т. е. на три года и шесть месяцев, в продолжении которых он будет царствовать на земле... Означает и время его (антихриста) тиранства, в которое признаны будут святые приносяпце Богу чистую жертву: «и в пол седьмицы, говорит, уничтожится жертва и возлияние, и будет в храме мерзость запустения, и до окончания времени будет полное запустение, пол седьмица же означает три года и шесть месяцев» (кн. 5, гл. 25-я, стр. 649–650).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно Источник Содержание Введение Степень раскрытия и формулирования догматического учения о таинствах в св. Писании Обстоятельства, которыми условливалось раскрытие учения о таинствах отцами и писателями церкви первых трех веков Апостольские мужи II. Св. Иустин мученик Св. Ириней лионский IV. Климент александрийский V. Ориген VI.Tepmyллuah VII. Св. Киприан Заключение Приложение     Введение Существующие на западе римско-католический и протестантский взгляды на исторические данные для догматического учения о семи церковных таинствах, при всем существенном различии между собою, представляют однакож несколько точек взаимного соприкосновения. Протестанты утверждают 1 , что учением о седмеричном числе таинств богословская мысль привнесла несколько новых не данных в откровении истин. В св. Писании, по мнению протестантов 2 , дано учение о двух только таинствах: крещении и евхаристии. К этим двум священнодействиям по преимуществу и прилагалось в начале название таинств, хотя оно имело в древней церкви весьма обширный смысл. Постепенно, говорят они, утрачивалась чистота апостольской веры в таинства 3 , потому что с очень раннего времени начали, хотя на первых порах и довольно медленно, умножаться таинства; слово таинство (sacramentum = μυστριον) стали прилагать и к другим священнодействиям; причем оно сохраняло, однакож, по-прежнему весьма обширный смысл. Эти новые священнодействия от времени до времени то поставлялись в один ряд с богопреданными таинствами, то не поставлялись 4 . Так продолжалось, по словам протестантов, до тех пор, пока со времен Августина не началось быстрое увеличение таинств 5 и их появилось с началом XI в. так много 6 , что оказалось нужным разделить их на классы; плодом этой классификация было то, что выделены, наконец, семь священнодействий из массы всех таинств. Эта последняя работа принадлежит западу, именно знаменитому схоластику Петру Ломбарду 7 , а с запада это учение о седмеричном числе таинств перенесено и на восток 8 . Такова в кратком изложении протестантская теория образования учения о семеричном числе таинств, в том законченном ее виде, какой она получила в недавнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Доказательство апостольской проповеди в аудиоформате   1. Так как я узнал, мой дорогой Маркиан, твою склонность к хождению в богопочтении – а оно одно приводит человека к вечной жизни, – то я как разделяю с тобой твою радость, так и прошу тебя непоколебимой твердостью в вере быть угодным Богу, твоему Творцу. О, если бы мы могли постоянно быть вместе и взаимно приносить пользу и облегчать здешнюю жизнь, проводя ее в непрерывной общей беседе о полезных предметах! Но так как в настоящее время мы телесно отделены друг от друга, то я хотел бы не упустить случая по моим силам поговорить с тобой письменно и в кратких словах изложить проповедь истины, чтобы укрепить твою веру. Я посылаю тебе это (произведение) в качестве важного письменного напоминания, чтобы ты в немногом получил многое и в малом познал все члены тела истины и в кратком услышал доказательства божественного. Ибо таким образом и твое спасение сделается плодоносным, и ты заставишь потупить взоры всех ложно верующих и всякому, кто захочет узнать, ты со всей решительностью изложишь наше здравое и неукоризненное слово (ср. Тит 2.8 ). Ибо один путь, доступный всем видящим, который освещен небесным светом; но многочисленны и темны, и противоположны пути невидящих, и первый ведет в небесное царство, соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога. Поэтому как тебе, так и всем, заботящимся о собственном спасении, необходимо неуклонно и твердо, и уверенно совершать свое хождение в вере, чтобы, сделавшись беспечными и выбившись из колеи, не остаться погрязать в вещественных похотях или даже заблудившись не потерять правильного пути. 2. Так как человек – живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии; и так как из них обоих происходят прегрешения, то и чистота тела служит предохранительным средством, которым люди удерживаются от всего вредного и от всяких неправедных дел, и чистота души является средством соблюсти веру в Бога неповрежденною, ничего не прибавляя и не отсекая от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Хилиазм и николаитство в прошлом и настоящем 06.10.2022 571 Время на чтение 8 минут Альбрехт Дюрер. Апокалипсис. Фрагмент     Источник: Православие.ру Запад, по собственному признанию его идеологов и апологетов, включая рекламную обслугу, вступил в фазу постхристианства. На этот счет сделаны официальные декларации: так, когда в начале 1990-х гг. готовили акт об учреждении Евросоюза, робкие предложения упомянуть в нем христианские корни европейской цивилизации были отвергнуты с порога. Чтобы поставить верный диагноз духовному состоянию современного Запада, требуется адекватный анамнез. Ключевое значение в подходе к нему имеет сама эта характеристика – постхристианство.   В ней содержится не только указание на хронологическую последовательность исторических фаз – духовный недуг, поразивший Запад, коренится в тех отступлениях от аутентично христианского – или, что то же, – православного вероучения, которые имели место в прошлом, в еретических уклонениях от истины, преподанной в Евангелии. Он восходит к древним ересям: гностицизму, хилиазму, николаитству. Гностицизм – слишком пестрый феномен, чтобы его обсуждать в рамках одной статьи, а вот хилиастические заблуждения и николаитская ересь – темы более узкие и определенные. Хилиазм – это учение о тысячелетнем земном царстве Христа, которое откроется со Вторым Его пришествием и пребудет тысячу (хилиа) лет, до кончины мира. В основе этого учения лежит превратное толкование одного места из Апокалипсиса: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20, 2). Одним из первых хилиастов был гностик Керинф. Хилиастические идеи разделял также и Тертуллиан, в конце жизни впавший в монтанистскую ересь. Их приверженцами были древние святые Иустин Философ, Папий Иерапольский, Ипполит Римский, Мефодий Патарский и даже Ириней Лионский, каталогизатор и обличитель ересей. Суть хилиастической апокалиптики особенно красочно изложена у Папия Иерапольского, писателя II века:

http://ruskline.ru/opp/2022/10/06/hiliaz...

Книга вторая Предисловие 1. В первой книге, предшествующей этой, обличая «лжеименное знание» ( 1Тим. 6:20 ), я показал тебе, мой возлюбленный, что все, что многими и противоположными способами измышлено последователями Валентина, есть ложь; изложил также мнение их предшественников, доказывая, что они разногласят друг с другом, а еще прежде с самою истиною. Представил также со всею тщательностью учение и образ действие принадлежащего к ним волхва Марка и точно показал, что они выбирают из Писаний и стараются приспособить к своему вымыслу. Я подробно рассказал, как они смело пытаются подтверждать истину посредством чисел и двадцати четырех букв алфавита. Показал также, как они говорят, что творение произошло по образу их невидимой Полноты, и что они думают и учат о Создателе (Демиурге), и обнаружил учение их родоначальника, самарянина Симона волхва и всех его последователей. Также привел множество появившихся от него гностиков, заметил различие их между собою, учение и порядок их преемства и упомянул о всех основанных ими ересях. Далее я показал, что все сии еретики, получив начало от Симона, внесли в эту жизнь свои безбожные и нечестивые учения; представил их «искупление» и способ посвящения всех, которые сделались «совершенными», а также их призывание и таинства, и показал, что един есть Бог Творец, и что Он не плод недостатка, и что ничего нет выше Его, и ниже Его. 2. В настоящей же книге я изложу то, что мне удобно и что позволяет время, и опровергну во многих главах все их учение; по этой причине так и озаглавил я это сочинение, так как оно есть обличение и опровержение их учения. Ибо надлежит открыть и опровергнуть их сокровенные сочетание и самую Глубину, и доказать, что она никогда не была и теперь не существует. Глава I. О том, что един есть Бог, и что ни выше, ни ниже Его не может быть другого Бога, Начала, Полноты или Силы. 1. Надлежит начать с самой первой и важнейшей главы, с Бога Творца, Который сотворил небо и землю и все, что в них, и Которого они богохульно называют плодом недостатка, и показать, что нет ничего ни выше, ни ниже Его: что Он, не принужденный кем-либо, но по своей воле и свободно сотворил все, так как Он един есть Бог, един Господь, един Творец, един Отец, и един содержит все и всему дает бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010