(Георгиевский Василий Семенович; 10.04.1868, с. Сомово Одоевского у. Тульской губ.- 8.08.1946, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов . Сын священника. С детских лет посещал Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. , был духовным сыном прп. Амвросия (Гренкова) . Окончил первым учеником Белёвское ДУ (1882) и Тульскую ДС (1888). Поступил по совету прп. Амвросия волонтером в МДА, к-рую окончил в 1892 г. кандидатом богословия за соч. «Св. Тихон Задонский. Его жизнь и деятельность (1724-1783)». С окт. 1892 г. домашний учитель в семье товарища тульского губ. прокурора С. А. Лопухина. С 12 марта 1893 г. помощник смотрителя Ефремовского ДУ. 29 дек. 1894 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка. 3 февр. 1895 г. Тульским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с именем Евлогий. 5 февр. рукоположен во диакона, 12 февр.- во иерея. С 5 авг. 1895 г. инспектор Владимирской ДС. Указом Синода от 4/17 нояб. 1897 г. назначен ректором Холмской ДС, 23 нояб. возведен в сан архимандрита. По инициативе Е. в ДС было введено преподавание медицины и обучение музыке. 4 февр. 1898 г. назначен председателем Издательского совета Богородицкого братства (до 11 янв. 1903), цензором Холмского народного календаря и всех изданий, осуществляемых Богородицким братством. Состоял исполняющим должность председателя Епархиального Училищного совета. Постоянный член, председатель (с 1899) Совета холмского Богородицкого братства. Состоял благочинным муж. и жен. мон-рей на Холмщине. С 1899 г. председатель историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов Холмско-Варшавской епархии. Выступал на публичных чтениях в Холмской ДС с лекциями: «Об отношении христианства к искусству», «О значении монашества для современной общественности» (1898-1899), «О влиянии христианства на рабство» (1900), «О влиянии христианства на культуру христианских народов» (1901), «О свободе совести» (1902), «О воскрешении в сознании публики образа старца Серафима Саровского» (1903).

http://pravenc.ru/text/187191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Карпинский Аркадий Константинович; 26.01.1851, Новоград-Волынск Волынской губ.- 17.08.1913, Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь в Новгородской губ.), еп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. Обучался в Дерманском ДУ, в Волынской ДС, МДА окончил 28 июня 1877 г. со степенью канд. богословия. В 1879-1889 гг. преподавал пространный катехизис и литургику (в 1881-1885 также географию) в 3-м и 4-м классах Клеванского (бывш. Дерманского) ДУ. В сент. 1879 г. устроил общежитие для епархиально-коштных учеников, 1 нояб. 1879 г. открыл больницу для учащихся, привел в порядок и пополнил б-ку. По ходатайству собрания преподавателей Клеванского ДУ от 10 сент. 1881 г. А. К. Карпинскому была объявлена благодарность, утвержденная резолюцией архиеп. Волынского Димитрия (Муретова) . В 1879 г. указом Сената утвержден в чине надворного советника, в 1883 г.- коллежского советника, в 1887 г.- статского советника. В 1884-1889 гг. являлся председателем строительного комитета Клеванского ДУ, в 1888 г. устроил при уч-ще храм. В 1889-1891 гг. инспектор Могилёвской ДС, одновременно преподавал Свящ. Писание в 5-м классе семинарии, в 1891-1893 гг. ректор Могилёвской ДС. Аркадий (Карпинский), еп. Рязанский Аркадий (Карпинский), еп. Рязанский В нач. 1887 г. овдовел (четверо его детей умерли ранее). 20 марта 1893 г. в крестовой архиерейской церкви Могилёвским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Аркадия К-польского. 21 марта рукоположен во иеродиакона, 25 марта - во иеромонаха, 17 окт. возведен в сан архимандрита. С 20 марта по 6 сент. 1893 г. являлся членом Могилёвского епархиального училищного совета, с 25 окт. 1893 по май 1895 г.- председателем совета. В 1895-1896 гг. настоятель Антония Римлянина новгородского мон-ря , ректор Новгородской ДС, цензор Новгородских ЕВ, товарищ председателя совета Новгородского епархиального братства Св. Софии.

http://pravenc.ru/text/76044.html

архимандрит Порфирий (Виноградов) (ок. 1864–21.03.1905) Стихотворения Церковная археология архимандрит Порфирий (Виноградов) Церковный историк, духовный поэт. Председатель Таврического епархиального цензурно-проповеднического комитета. Биография В миру Виноградов Павел Александрович, родился около 1864 года во Владимирской губернии в семье священника Александра и Павлы Сергеевны (урожд. Лебедевой) Виноградовых. Родной брат прот. Сергия Виноградова (1869-1937). В 1885 году окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1889 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 24 февраля 1890 года пострижен в монашество с наречением имени Порфирий. Постриг в домовой церкви Митрофаниевского Синодального подворья совершил архиеп. Владимирский Феогност (Лебедев). 25 февраля 1890 года рукоположен во иеродиакона, а 4 марта - во иеромонаха и причислен к братству Владимирского архиерейского дома. 16 марта 1890 года был назначен на должность преподавателя всеобщей и русской гражданской истории во Владимирскую духовную семинарию. 22 августа 1890 года назначен инспектором Орловской духовной семинарии. Одновременно состоял членом Орловского Петропавловского братства и товарищем председателя Иоанно-Богословского попечительства при семинарии. 18 марта 1893 года перемещён на должность инспектора Тульской духовной семинарии. 19 сентября 1894 года назначен на должность ректора Таврической духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Посвящен епископом Тульским Иринеем (Ордой). Состоял председателем Таврических епархиальных: миссионерского и цензурно-проповеднических комитетов. В июне 1898 года, вследствие болезненного состояния, был перемещён на должность члена Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. Вскоре был освобождён от этой должности и направлен в число братии Херсонесского Владимирского монастыря. По поручению епископа Таврического Николая (Зиорова) повторно состоял председателем Таврического епархиального цензурно-проповеднического комитета. В мае 1904 года был перемещён в Боголюбов монастырь Владимирской губернии. 18 марта 1905 года, желая навестить свою сестру Манефу, бывшую замужем за священником Форосской Воскресенской церкви Павлом Ундольским, направился в Крым. На пути к месту следования, он упал с поезда и сильно расшибся. В бесчувственном состоянии был доставлен на станцию Харьков, и помещён в железнодорожную больницу. Здесь пришёл в сознание и попросил пригласить священника. Скоропостижно скончался 21 марта 1905 года. Чин погребения совершил викарий Харьковской епархии Алексий (Дородницын) в сослужении архим. Иосифа, ректора Харьковской духовной семинарии Иоанна Знаменского, благочинного о. П. Фомина и другого харьковского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Еп. Новомиргородский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1903 г. Еп. Новомиргородский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1903 г. Стремясь достичь интеграции всего населения метрополии, российское правительство проводило в Грузии политику обрусения как грузин, так и горцев. Программа освоения национальных языков запоздало была начата во 2-й пол. XIX в.; в это время в Грузии вопросы о богослужебном языке, о языке преподавания в духовных и светских школах стали составной частью т. н. лингвистической проблемы, которая превратилась в политическое знамя груз. национально-освободительного движения. Активная деятельность К. по возобновлению функции груз. языка, по восстановлению автокефалии ГПЦ привлекла внимание охранного отд-ния жандармского управления Российской империи; за архиереем был установлен тайный надзор. К. подвергался обструкции и со стороны духовных властей ( Абрамишвили. 1971. С. 358). 10 февр. 1902 г., как политически ненадежный, он был отстранен от служения в Грузии. С 10 марта 1902 по 3 мая 1903 г. он управлял кафедрой Балтского викариатства Подольской и Брацлавской епархии РПЦ (Подольские ЕВ. 1902. 12. С. 1). По мнению проф. Н. Н. Дурново , перемещению К. во внутренние епархии России содействовал сщмч. Иоанн Восторгов , занимавший в то время должность попечителя учебной области Грузинского Экзархата и сильно критиковавший деятельность К. В письме другу, свящ. Иосифу Чиджавадзе, К. отмечал, что он никогда не заботился о личном успехе и для него священна цель, к к-рой он стремится,- автокефалия ГПЦ (НЦРГ. Личный фонд Кириона II. Д. 199. Л. 1-2; Абрамишвили. 1971. С. 359). Еп. Орловский и Севский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1904 г. Еп. Орловский и Севский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1904 г. С 3 мая 1903 г. К.- Новомиргородский викарий Херсонской епархии, с 23 апр. 1904 г.- епископ Орловский и Севский. К. завершил дело создания орловского Церковно-археологического музея, начатое его предшественниками, епископами Никанором (Каменским) и Иринеем (Ордой) . 23 авг. 1905 г. при непосредственном участии К. орловский Церковно-археологический комитет был преобразован в орловское Церковное историко-археологическое об-во, в сент. того же года об-ву были отведены 3 комнаты в старом архиерейском доме рядом со зданием консистории: в них расположились сотрудники, были размещены экспозиция и фонды музея, б-ка. К. принимал активное участие в работе об-ва (Орловские ЕВ. 1904. 20. С. 35; 1905. 5. С. 41; 38. С. 987; 39. С. 1029).

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Крестный ход с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Алексин, пер. четв. XX века. Священник с крестом в руке — отец Иоанн Лунев, за ним справа – предположительно отец Петр Воскресенский      Воскресенские В 1904 году настоятелем Смоленского храма в Буныреве стал священник Петр Григорьевич Воскресенский (1870–1931). Отец Петр был потомком старинного священнического рода, впитавшим, как говорится, с молоком матери благочестие своих предков. Его родитель протоиерей Григорий Воскресенский (1845–1917), прослуживший на приходе в алексинском селе Ненашево-Ситниково около 50 лет, был образцом православного пастыря. Его неустанные труды по храмостроительству и народному просвещению были отмечены не только церковными наградами, но и высочайше пожалованным орденом святой Анны 3-й степени, что было крайне редким случаем в среде сельского духовенства. Добрый пример отца-священника, очевидно, не оставил в душе Петра Григорьевича сомнений в выборе жизненного пути. По окончании духовного училища он поступил в Тульскую семинарию. В 1895 году Петр Воскресенский женился на девице Анне (1873–1939), дочери священника Петра Васильевича Сахарова из села Протасово Одоевского уезда. Священник Петр Воскресенский с женой Анной. После рукоположения. 1895 г.      17 октября 1895 года Тульским епископом Иринеем (Ордой) Петр Григорьевич был рукоположен в сан священника к Покровской церкви села Андреевка Ефремовского уезда, где прослужил девять лет. Весной 1904 года безвременно умер служивший в Смоленской церкви села Бунырево Алексинского уезда младший брат Петра Григорьевича – священник Михаил Воскресенский. Отец Петр подал прошение о перемещении его на освободившееся место, поближе к родным. Прошение было удовлетворено. Священник Петр Воскресенский. Около 1905 г.      Новое место служения священника Петра Воскресенского – село Бунырево – располагалось в пяти верстах от Алексина. Приход был небогатым, но старинным, благоустроенным и большим. В приходе действовало церковно-приходское попечительство, председателем которого был местный священник. Трудами попечительства были благоустроены церковные кладбища, приобретен новый колокол, увеличена приходская библиотека. Большинство книг в ней были религиозно-нравственного содержания, однако имелись и художественные. Постоянной статьей расходов попечительства была статья «на бедных». При этом еще отец Михаил Воскресенский отмечал, что для помощи бедным каждый прихожанин «охотно делится, чем может» – и деньгами, и продуктами. Отец Петр продолжил труды своего брата.

http://pravoslavie.ru/105674.html

24 и 29 мая 1855 г. Тульский и Белёвский еп. Димитрий (Муретов) освятил 3-престольный Никитский храм с широкой трапезной и колокольню (при этом одноименная деревянная церковь 1696 г. сохранялась как кладбищенская). В 60-х гг. XIX в. на средства А. И. Тупицыной (в схиме Анны; † 1903), тульского почетного гражданина Н. Н. Добрынина, купца А. М. Василькова и др. благотворителей в Никитской ц. проводились ремонтные работы: перестелены полы, вставлены новые рамы, в Георгиевском приделе поставлен новый иконостас с позолоченной резьбой, в Ильинском приделе обновлен старый иконостас. Весной 1888 г. на средства московского фабриканта М. В. Моргунова храм был заново оштукатурен. Вероятно, после ремонтных работ Никитская ц. была вновь освящена (хранившиеся в алтаре атласные антиминсы были подписаны: в юж. Георгиевском приделе - архиеп. Никандром 27 марта 1888, в Ильинском - архиеп. Никандром 11 июня 1891, в Никитском приделе - еп. Тульским и Белёвским Иринеем (Ордой) 28 нояб. 1893). Храм во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г. Храм во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г. К 1900 г. основной придел Никитского храма украшал резной позолоченный 6-ярусный иконостас (1848) с чтимыми Печерской иконой Божией Матери (в медной посеребренной ризе с 4 серебряными позолоченными венцами), Казанской иконой Божией Матери (чеканной работы, в сребропозлащенной ризе, с позолоченными венцами, в серебряном окладе) и др. В Георгиевском и Ильинском приделах стояли 3-ярусные резные позолоченные иконостасы (1865) с иконами, в т. ч. прор. Илии («в медно-посеребренной ризе, с крупными французскими стразами и в золоченном венце»), преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, свт. Льва Катанского и прп. Макария Египетского, а также образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (в вызолоченных ризе, венцах и короне). Среди др. святынь Никитского храма - Ярославская икона Божией Матери, иконы св. равноап. кн. Владимира (подарена в 1888 В. К. Саблером), вмч. Феодора Стратилата и прп. Иоанна Рильского, святых Космы и Дамиана («на цынке»), а также живописный образ вмч. Димитрия Солунского, выполненный насельницами ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 128-138).

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Церковь в честь Преображения Господня. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Преображения Господня. Фотография. 2012 г. 17 авг. 1889 г. по инициативе игум. Тихоны (Ладыженской) был заложен собор, освященный в честь Преображения Господня 7 июля 1894 г. еп. Тульским и Белёвским Иринеем (Ордой) в сослужении настоятелей Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресв. Богородицы монастыря архим. Иннокентия и задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря архим. Прокопия (Тенеровского). 8 июля того же года был освящен правый придел в честь Казанской иконы Божией Матери, 10 июля - левый придел во имя свт. Тихона Задонского. К торжеству освящения прислали поздравительные телеграммы тульский губернатор В. К. Шлиппе, Оптинский архим. прп. Исаакий (Антимонов) настоятельница белёвского монастыря игум. Магдалина, а также задонский архим. Прокопий, к-рый в эти дни передал в собор икону свт. Тихона Задонского и часть его облачения. На церемониях закладки и освящения собора присутствовал сенатор (впосл. обер-прокурор) В. К. Саблер , приехавший в Каширу из находившегося неподалеку имения своей бабушки с. Колтова. Саблеру настолько понравилась обитель, что он впосл. оказывал ей особое покровительство. Четырехстолпный 3-апсидный 5-главый кирпичный Преображенский собор выстроен в русско-визант. стиле по проекту московского архит. В. О. Груздина на средства М. В. Моргунова. Храм украшал 5-ярусный иконостас «в стиле рококо с роскошною позлащенною резьбою и колоннами в дорическом стиле», резные позолоченные царские врата «с гирляндами из цветов и листьев изящной работы». В 1-м ярусе располагались среди прочего иконы Спасителя (высота 21/2 аршина), Иоанна Предтечи и арх. Михаила (небесного покровителя фабриканта М. В. Моргунова), св. Александра Невского и св. равноап. кн. Владимира; во 2-м ярусе - иконы «Тайная вечеря» в золотой раме «в виде гирлянды из золотых цветов», Двунадесятые праздники, «Явление Спасителя равноап. Марии Магдалине» и «Господь, спасающий тонущего ап. Петра»; в 3-м ярусе были помещены иконы свт. Амвросия Медиоланского и прп. Макария Египетского. В Казанском приделе находился резной позолоченный 3-ярусный иконостас, украшенный колоннами, с иконами преподобных Сергия Радонежского, Макария Жабынского, сщмч. Кукши и чтимым Казанским образом Божией Матери; в Тихоновском приделе - резной позолоченный 3-ярусный иконостас с иконами святителей Тихона и Митрофана Воронежского, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Относительно недавно была сформулирована гипотеза о принципиально разном отношении к Орде сторон, противоборствующих в так называемой «феодальной войне» в Московском великом княжестве второй четверти XV в. По мнению А.А. Зимина, Василий II был верным вассалом Орды, в то время как Юрий Дмитриевич «сознавал, что только в борьбе с Ордой можно добиться создания мощного единого государства», а Дмитрий Шемяка «сделал все, что в его силах, чтобы объединить русские земли и нанести решительный удар ордынским царям», «прочно держал в своих руках» «знамя борьбы с татарскими насильниками» 839 . Прозвучавшие в литературе критические оценки такого взгляда 840 представляются вполне справедливыми. Юрий Дмитриевич – фигура, несомненно, яркая, но никакого осознания необходимости борьбы с Ордой в его деятельности не просматривается: в 1431–1432 гг. он не «поднимает знамя борьбы», а пытается получить от хана ярлык на великое княжение. Еще менее годится на роль борца с игом Дмитрий Шемяка. Воевал он с татарами всего однажды, в 1437 г. под Белевым, причем по повелению Василия II. В 1439 и 1445 г. Шемяка не помог великому князю против Улуг-Мухаммеда, после пленения Василия добивался ярлыка на великое княжение, а в 1447 г. заключил союз с Мамутяком. Василий II, напротив, много воевал как с ордой Улуг-Мухаммеда, так и с ордой Сеид-Ахмета. Оба князя соперника признавали сюзеренитет «главного царя» – до 1437 г. Улуг-Мухаммеда, позже Кичи-Мухаммеда; в этом отношении разницы между ними не было 841 . В 1460 г. «царь Ахмут, Болшые орды Кичи-Ахметев сын (хан Махмуд, воцарившийся после смерти в 1459 г. своего отца Кичи-Мухаммеда 842 . – А.Г.), приходил ратью к Переяславьлю к Рязаньскому и стоал под городом три недели, на всяк день приступая ко граду, бьющеся, граждане же, милостью Божиею и пречистыя его Матери, одолеваху ему и много у него татар побили, а от гражан ни един врежден бысть; и поиде прочь с великим срамом, а на Казат улана мирзу велико нелюбие држа, тот бо бяше привел его, не чающе от Руси ничего съпротивления» 843 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, в историографии нет единого мнения о том, что следует понимать под терминамя «Белая Орда» и «Синяя Орда», так как в средневековых источниках по этому вопросу содержатся противоречивые указания. Здесь приведена традиционная точка зрения, распространенная в России , и восходящая к русским летописям. Часть историков считает, что Ак Орда, наоборот, соответствует восточной части улуса Джучи, а Кок Орда — западной. В Казахстане общепринятой является третья точка зрения, согласно которой деление на Ак и Кок Орду относится только к восточной части улуса Джучи. Соответственно, под Ак Ордой понимается улус старшего сына Джучи Орды Ичэна на территории между Иртышом и Сырдарьей, и она рассматривается как ядро современного Казахского государства. Под Кок-Ордой понимается улус сына Джучи Шибана , расположенный между западным крылом Золотой Орды и улусом Орды Ичена, на территории современного западного Казахстана. Датой составления Яссы Рашид-ад-дин и Джувейни считают курултай 1206 года. Законы Яссы были чрезвычайно суровы, за неисполнение их, за малейшее нарушение правил виновнику часто грозила смертная казнь. Из «Истории завоевателя мира» Ала-ад-дин Ата-мелик Джувейни (1226 – 1283 гг.). Джувейни с молодых лет находился на службе у монгольских правителей Хора­сана, которым служил уже его отец; несколько раз он ездил в Монголию, Уйгурию и Мавераннахр. С 1256 г. был губернатором Багдада, Ирака и Хузистана. «Житие святых мучеников и исповедников благоверного князя Михаила и болярина его Феодора, черниговских чудотворцев», М., 1918 г. Кангиты (кангалы) – кочевое племя, входившее в состав Дешт-и-Кыпчак. В XIII веке кангиты обитали на восток от реки Яик (р. Урал). При хане Мункэ, правившим Ордой в 1251 по 1259 гг., была введена государственная налоговая система «число», сменившая откупную систему налогов с завоеванных татарами земель. «Число» было распространено и на русские земли (Северо-Восточная Русь, Рязанское и Муромское княжества, Новгород Великий). При переписи населения было деление на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 тыс.). . Лица, проводившие «Число», назывались численниками или писцами.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/16/...

Александр Невский смирил себя и преклонился перед волей Божией. Это послужило для многих соблазном, но подняло Русь из развалин и вывело на правильный исторический путь. И в этом смирении был б о льший подвиг, чем славная смерть в неравной борьбе. Политика святого князя по отношению к татарам была самым великим, но и самым тяжелым историческим делом. Александр Невский глубоко верил в свой народ и духовным взором, проникающим сквозь внешние явления, прозревал в Руси внутреннюю мощь, которой нужно время, чтобы возрасти. Поэтому все действия князя сводились к предотвращению нашествий, предупреждению мятежей, сдерживания народного возмущения. Он шел на все уступки, лишь бы предотвратить гнев на Русь Кипчацкого хана и не допустить новых разрушений и погромов, которые могли окончательно подорвать ее силу. Несмотря на все ужасы татарщины, взаимоотношения с Ордой были таковы, что Русь могла при этом сохранить свою, пусть и ограниченную, государственность, сберечь Православную веру и национальную культуру. Именно это давало в перспективе надежду на возрождение Руси. В этот период, когда Русь стояла между двумя опасностями - с Запада и с Востока, другой сильнейший русский князь сделал противоположный выбор. Князь Даниил Романович Галицкий не мог забыть «злой чести татарской» и всех унижений, перенесенных в Орде и, отказавшись от союза с Ордой, выбрал Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. В 1253 году Галицкий князь получил от папы Римского корону и обещание помочь в борьбе с монголами, разумеется, в обмен на обязательство перейти со своим народом в католичество. Но попытка Даниила заключить союз с Папой путем измены Православию - унией с Римом, влекла за собой потерю самобытной силы страны. Запад ему не помог. Вместо воинов и оружия папа засыпал Галич грамотами, прислал проповедников и своего легата. На проповедь папы о крестовом походе против татар никто в Европе не откликнулся, и Даниил, разгадав наглость папы, порвал с ним всякие сношения. Лавирование между Польшей, Венгрией, Литвой и Золотой Ордой в конечном итоге кончилось неудачей. В результате князь Даниил окончательно ослабил Галич, попал в полную зависимость от татар, и его полки ходили под начальством татарских воевод против прежних западных союзников.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/16/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010