Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНГРЫ [Гангра; греч. Γγγρα, Γγγραι; совр. Чанкыры, Турция], г. в бассейне р. Галис (Кызылырмак) в Анатолии, историческая обл. Пафлагония . Наиболее ранние сведения о Г. содержатся у Страбона (Geogr. XII 3. 41) и относятся к рубежу III-II вв. до Р. Х., когда в Г. находилась резиденция царя Пафлагонии Морсия. В 189 г., после победы римлян над Селевкидской державой, Морсий был признан ими царем и союзником Рима. Во II в. Пафлагонское царство соперничало в Анатолии с Пергамом и Понтом. Ок. 90 г. до Р. Х. под давлением рим. сената царь Никомед IV, наследник Морсия, был вынужден покинуть Пафлагонию и Г., к-рые были объявлены свободными. До кон. I в. до Р. Х. здесь еще правила местная династия под контролем Рима, после чего Г. и Пафлагония были присоединены к империи. Г. вошли в состав пров. Галатия. Ок. 297 г. в результате адм. реформы имп. Диоклетиана Г. стали митрополией вновь организованной пров. Пафлагония в составе диоцеза Понт. О христ. общине в Г. до IV в. известно мало. Среди мучеников наибольшее значение в позднейшей традиции приобрел св. Каллиник, время мученичества к-рого неизвестно (BHG, N 286y-287e). При имп. Максимиане известны мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий (BHG, N 2139); при имп. Лицинии - Гордиан (SynCP. P. 40). Оживление христианства в регионе связывается с деятельностью еп. Ипатия Гангрского, занимавшего престол в 1-й пол. IV в. (BHG, N 759-759f; Auct. 759b, 759f; SynCP. P. 223). В житиях рассказывается о его участии в Никейском Соборе 325 г., но в списках присутствовавших на Соборе он не упомянут. Др. обстоятельства его жизни также несопоставимы в разных версиях жития и остаются неясны. Сообщается, что св. Ипатий пострадал при некоем имп. Лукиане (возможно, Лицинии). Церковные историки V в. упоминают св. Ипатия среди участников Гангрского Собора ок. 340 г. ( Sozom. Hist. eccl. III 14; Socr. Schol. Hist. eccl. II 43). В ранневизант. эпоху Г. так и не стали значительным центром церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/161639.html

Скачать epub pdf Память святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского Память 31 марта Святой великий угодник Божий Ипатий, епископ города Гангры, в Пафлагонии 2285 , был один из триста восемнадцати святых отцов, участвовавших на I Вселенском Соборе, собранном в царствование Константина Великого . Здесь он с прочими святыми отцами, исполненный Святого Духа и одушевленный ревностью к православию, изобличил Ария в ереси и предал его анафеме. Святой Ипатий имел от Бога великий дар чудотворения; он исцелял различные недуги и изгонял бесов. В одном селении он претворил текущий с гор источник горькой воды в сладкий; а в другом месте, по его молитве, потек из земли источник теплой воды, имеющий целебные свойства. Однажды в темную ночь он ходил возле реки, и вот из воды появлялись огни, указывавшие ему дорогу, чтобы он не сбился с нее и не попал в реку. Он умертвил также страшного змея. При Констанции 2286 , воцарившемся по смерти брата своего Константина 2287 , к царскому дворцу неизвестно откуда приполз очень большой змей. Окружив царскую сокровищницу, где лежало много золота и другого богатства, он положил голову при входе в эту комнату и никому не давал войти в нее. Царь Констанций пришел от этого в ужас и послал сказать святителю Божию Ипатию, чтобы он пришел в Царьград, ибо имя святого было славно благодаря чудесам, совершаемым им благодатию Христовою. Царь с честью встретил святого, поклонился ему до земли и просил его своею молитвою прогнать от царской сокровищницы змея, которого не могла изгнать никакая сила человеческая, – так как даже многие духовные лица, вооружившись молитвою, пытались изгнать его, но без всякого успеха; некоторые же из них при этом даже пострадали. Святой же сказал на это царю: – Царь! Если наша молитва и будет бессильна, то не тщетна будет твоя вера пред Богом. Затем, пав на землю, он молился довольно долго. Потом, поднявшись, Ипатий сказал царю: – Среди конского ристалища 2288 , где находится статуя твоего отца, вели поставить печь и накалить ее как можно сильнее, в ожидании когда я приду туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть День памяти Святителя Ионы Сегодня мы также чтим память св. блгв. Великого князя Ивана Калиты, вспоминаем поэта А.Д.Кантемира, адмирала С.О.Макарова, художника В.В.Верещагина, архиепископа Варнаву (Накропина), артиста Н.А.Крючкова и других 13.04.2024 3 Время на чтение 14 минут Фото: drevo-info.ru Сегодня Церковь чтит память сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Прп. Аполлония, пустынника Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418-424). Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446). Прп. Ипатия целебника, Печерского (XIV). Прп. Филарета Глинского (1841). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Святитель Иона родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии. В 1432 г. был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416-1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445-1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИНЕШЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Костромской епархии, названо по г. Кинешма (ныне Ивановской обл.), существовало в 1866-1936 гг. К. в. было образовано 11 мая 1866 г. Комментируя это событие, свт. Игнатий (Брянчанинов) , живший на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату П. А. Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям.- Н. З.) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 451). Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен костромской Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая ц. во имя сщмч. Ипатия, еп. Гангрского, и ап. Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь неподалеку от Костромы. Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев) , в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже XIX и XX вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский еп. Вениамин (Платонов ; 1883-1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний. В 1917 г. была предпринята попытка упразднения К. в. По ходатайству Костромского и Галичского еп. Евгения (Бережкова) Святейший Синод 25-30 мая 1917 г. постановил переименовать Кинешемского еп. Севастиана (Вести) в епископа Макариево-Унженского «с назначением ему местожительства в г. Макарьеве и с поручением ему управления Макарьевского, Кологривского, Ветлужского, Варнавинского и Юрьевецкого уездов». Это решение вызвало недовольство в Кинешме, городская дума, духовенство и жители города обратились к еп.

http://pravenc.ru/text/1684652.html

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария. Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. 13 апреля, ПРАВМИР. Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.  Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался. Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря. После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней. С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми — апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени. Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542 — 1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В XIX веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > 12 апреля 2024 г. в день 120-летия гибели броненосца «Петропавловск» состоится лития и молебен 09.04.2024 1 Ганзен Алексей Васильевич. " Гибель " Петропавловска " 31 марта 1904 г. " 12 апреля 2024 г. в московском храме Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами будут отслужены лития и молебен в связи со 120-летием гибели эскадренного броненосца «Петропавловск» 31 марта/13 апреля 1904 г. 31 марта/13 апреля 2024 года, в день памяти Священномученика Ипатия Епископа Гангрского, исполнится 120 лет со дня гибели флагмана Тихоокеанской эскадры эскадренного броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на японской мине и затонувшего с большей частью команды во время Русско-японской войны (1904). Икона " Чудо святого Ипатия Гангрского 31 марта 1904 г. " Храм Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами Канцелярия Главы Российского Императорского Дома извещает, что в связи с этим В ПЯТНИЦУ, 12 АПРЕЛЯ 2024 ГОДА, в московском храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами по окончании парастаса будет совершена заупокойная лития по командующему Тихоокеанской эскадрой вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, судовому священнику иеромонаху Алексию (в миру Александру Васильевичу Раевскому), художнику Василию Васильевичу Верещагину и всем офицерам и матросам, павшим за Россию во время катастрофы «Петропавловска», а также по чудесно спасшимся Великому Князю Кириллу Владимировичу (будущему Императору в изгнании), командиру «Петропавловска» капитану I ранга Николаю Матвеевичу Яковлеву (будущему адмиралу, казнённому большевиками в числе заложников в Орле в конце сентября 1919 г.) и другим офицерам и матросам эскадренного броненосца «Петропавловск», выжившим 31 марта/13 апреля 1904 г. и почившим или убиенным позже. По окончании литии будет отслужен молебен одному из главных небесных покровителей Российского Императорского Дома Романовых Священномученику Ипатию Гангрскому. Богослужение возглавит настоятель храма протоиерей Константин Татаринцев, первый заместитель Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/09/...

1. Вторник 3-й седмицы. Прмц. Евдокии. Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября) . Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . На великом повечерии в понедельник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (с 31 марта). Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 15 февраля. На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На вечерне – кафизма 18-я. Если в среду 3-й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ) : На вечерне (во вторник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 3-й и глас 2-й – 3, и стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 3-й: «Велий Господь, и хвален зело...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 2-й: «Уста моя возглаголют премудрость...», со стихом) и чтение трех паримий Богородицы (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси...» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). «Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе певцы поют – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-14/

Новости 14 апреля, 2013 Митрополит Рязанский и Михайловский Павел наградил полицейских Митрополит Рязанский и Михайловский Павел в воскресенье наградил полицейских, раскрывших убийство продавщицы церковной лавки в храме города Ряжска. 14 апреля, 2013 В Бельгии в автобусной аварии погибла гражданка России В автобусной аварии на севере Бельгии погибли четыре человека, среди них одна россиянка. Всего в автобусе, по предварительным данным, было 39 россиян - все они из Волгоградской области. 14 апреля, 2013 Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. 13 апреля, 2013 В Москве состоится конференция учителей православной культуры Во вторник, 16 апреля 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоится первая Московская городская конференция учителей православной культуры на тему «Преподавание модуля " Основы православной культуры " : результаты и перспективы». 13 апреля, 2013 Церковь чтит память священномученика Ипатия Гангрского Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария. Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. 12 апреля, 2013 Митрополит Чешский Христофор отрекся от престола Блаженнейший Христофор, митрополит Чешских земель и Словакии, отрекся от престола, об этом он заявил на сегодняшнем заседании Священного Синода Православной Церкви в Чешских землях и Словакии - 12 апреля, 2013 Документы Архиерейского Собора РПЦ опубликованы на украинском языке Опубликованы, в частности, Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблем ювенальной юстиции и Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии.

http://pravmir.ru/category/news/page/450...

     Классическая эпоха мученичества в течение первых трех веков христианской истории стала своеобразной закваской христианского самосознания в эпоху Византии. В трудах Оригена (III в.) находим такое определение мучеников: «живут в дерзновении о кресте Христовом и свидетельствуя об истинном свете». О мучениках-светочах в византийской традиции размышляет игумен Дионисий (Шленов). Начало Византии в IV в. это одновременно и начало монашества, которое в «Житии преподобного Антония» начинает осмысляться как добровольное постоянное мученичество. Конец гонений не означает прекращения подвигов. Мученичество вбирает в себя любые типы святости, ибо достижение святости невозможно без крайнего подвига, без полного преодоления себя, без смерти для мира. Святой – это герой, который продолжает воевать с самим собой и окружающими его духами злобы поднебесной. По выражению современного греческого богослова Сотириопула, «для подвижника вся жизнь это одно постоянное мученичество». В этой связи богословие святости и богословие мученичества неразрывно связаны друг с другом. Каковы же основные богословские идеи мученичества? Крещение кровью Одна из главных святоотеческих мыслей о мученичестве представляет его как предсмертное крещение: крещение водой может быть заменено или повторено в крещении кровью. Мучения святых Поликарпа Смирнского и Ипатия Гангрского      В 15-м фрагменте святителя Амфилохия Иконийского сказано: «Крещение является двойным: одно кровью, другое водою. Посему Господь, будучи раненым, испустил кровь и воду. Воду, чтобы, крестивши грешников, освободить их, а кровь, чтобы, оправдав мучеников, увенчать их…» И далее святитель Амфилохий говорит и о том, что крещение «собственной кровью» стало подлинной крещальной купелью, т.е. заменило крещение. Стала «кровь как вода». Прямое дословное понимание позволяет представить мученичество как вступление в христианскую жизнь, что и происходит в Таинстве Крещения. Но пролитая кровь – по аналогии с пролитой кровью Христовой – имеет еще большее значение: она делает человека не просто более чистым, но омывает, освобождает, «искупает» от грехов как самого мученика, так и тех, кто ему молится, вступив на его путь без пролития крови. Крещение кровью является не столько прощением, сколько наградой, не трагическим событием жизни, а праздником.

http://pravoslavie.ru/97311.html

Глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Константино-Еленинском соборе Костаная 13 апреля 2022 г. 14:49 13 апреля 2022 года, в день памяти священномученика Ипатия, епископа Гангрского, святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, и святителя Иннокентия, митрополита Московского, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию святителя Иоанна Златоуста в главном храме Костанайской епархии — Константино-Еленинском соборе г. Костаная. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), настоятель храма равноапостольной царицы Елены в селе Пешковка протоиерей Георгий Левинца, клирик Константино-Еленинского кафедрального собора протоиерей Андрей Корчажников, настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского города Лисаковск протоиерей Олег Калмыков, настоятель Михаило-Архангельского храма города Костаная протоиерей Виталий Клеба, настоятель Никольского храма города Костаная протоиерей Виталий Гуцан, настоятель прихода святителя Николая Чудотворца села Федоровка Костанайской области протоиерей Алексий Мостовщиков, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона города Житикара игумен Максим (Бойков), клирик Константино-Еленинского храма епархии игумен Иннокентий (Помогалов), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), настоятель храма Казанской Божией Матери поселка Затобольск иерей Андрей Крутин,  руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, клирик Успенского кафедрального собора столицы Казахстана диакон Илия Давыдов, диакон Сергий Неверов, духовенство Костанайской епархии. Богослужебные песнопения исполнил хор Константино-Еленинского собора под управлением Т. Жебрак. К началу богослужения в главный храм Костаная был доставлен ковчег с мощами блаженной старицы Матроны Московской, хранящийся в Иверско-Серафимовском женском монастыре Южной столицы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010