Параграф I    Необходимость хр. апологетики, как научного самооправдания христианства. — Сравнение первых веков истории хр. Церкви с нынешним временем. — Материалистическое направление в современной жизни и в науке. — Проповедники монизма. — Критическое положение западно-богословских наук. — Общие выводы в отношении антихристианской научной полемики и её значение для практической жизни верующих. — Особенность этой полемики но сравнению с древне-языческими нападениями на христианство, — её отношение к простым классам. — Православная Церковь, как охранительница своих членов от неверия и её отношение к вероотступникам.    «Возлюбленнии, не всякому    духу веруйте, но искушайте духи,    аще от Бога суть: яко мнози    лжепророцы изыдоша в мир“    1 Ио. 4, 1.    «Слово ваше да бывает    всегда во благодати, солию    растворено» Кол. 4, б.    Не Господь всесильный «требует Себе служения рук человеческих» Деян. 17:25, а сам немощный человек постоянно нуждается в сторонней помощи для того, чтобы сохранить невредимыми святость своей жизни и чистоту мысли Ио. 14, 6. 1 Кор. 15:10. Кол. 2:18, 19. Поэтому, может быть, никто еще, как христианский апологет, не должен так неослабно переноситься своею мыслью к той памятной ночи, в которую один из самых первых и самых пламенных исповедников Христа решился было с оружием в руках защищать великого Страдальца. Тогда Господь сказал ап. Петру: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов» Мф. 26:52. 53? Сравнительно с такими защитниками Распятого не должен ли хотя бы и самый лучший апологет христианства исповедать свое ничтожество словами ветхо-заветного праотца: «аз же есмь земля и пепел“ Быт. 18:27, и с тем еще большим усердием отдаться заботам о немощных членах Христовой Церкви, раскрывая пред ними неизмеримую высоту и величие христианства, проявившиеся в нем высочайшую премудрость и благость Божию, и, тем самым утверждая верующих в истинности исповедуемой ими религии, с одной стороны, и, с другой, отражая многочисленные нападения на христианство со стороны его озлобленных врагов? «I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Лахис ( – по Фюрсту от =холм, возвышение, пригорок; Λαχς, Λαχες, Λαχς; V. и L: Lachis; Сл. Нав.10:3, 31, 33, 12:11, 15:39 . 4Цар.14:19, 18:14, 17, 19:8 . 2Пар.11:9, 25:2 ,. 32:9. Неем.11:30 . Ис.36:2, 37:8 . Иер.34:7 . Мих.1:13 . – Город ханаанский, в равнине Сефела, на запад от Хеврона к земле Филистимской. Царь этого города Иафие и 4-ре другие союзные цари аморрейские, услышав, что гаваонитяне перешли на сторону евреев, по возбуждению Адониседека, царя Иерусалимского, пошли войною против Гаваона и осадили город. И. Навин, по просьбе осажденных, выступив против неприятелей, поразил их и преследовал до Азека и Македа; взял города их и жителей истребил, и за один поход очистил всю нагорную и полуденную землю, весь южный край Палестины от хананеев ( Нав.10 гл.). При разделе земли обетованной Лахис достался колену Иудину ( Нав.15:39 ). По разделении царства, Ровоам укрепил его ( 2Пар.11:9 ). Впоследствии времени, здесь убит был царь Иудейский Амасия своими заговорщиками ( 4Цар.14:19 . 2Пар.25:27 ). После пророк Михей возвещал уже грядущее бедствие Лахису, упрекая его в том, что в нем начало греха дочери Сионовой, в нем первом появились преступления Израиля ( Мих.1:13 ), и от него распространились потом и на главный город, т. е. Иерусалим. Думают, что здесь разумеется то идолослужение, которое введено было между 10-тью коленами израильскими Иеровоамом; жители Лахиса первые увлеклись этим нечестием, и отступили от Господа, и потому им особенно возвещается наказание чрез Пророка (сн. Палл. Сар. на Мих.1:13–15 ). Бедствие вскоре постигло Лахис. Сеннахирим, царь Ассирийский, во время похода своего на Египет, осадил Лахис, и отсюда посылал послов к Езекии, царю Иудейскому, угрожая разрушением его царства ( 4Цар.18:13–37 . 2Пар.32:1–22 . Ис.36, 37 гл.). Бог спас на это время Иудею. Ио вскоре потом Навуходоносор, царь Вавилонский, напал на Иудею, и Лахис с Азекою и Иерусалимом оставались последними укрепленными городами, против которых воевал он; наконец и они взяты, и потом Иерусалим взят был и разрушен, и весь народ переселен в Вавилон (гл. Иер.34, 36–38, 39:1–10 ). По возвращении из плена, когда иудеи заняли свои отечественные земли, между разными другими городами колена Иудина упоминается и об Лахисе, и он снова занят и населен был иудеями ( Неем.11:20, 30 ). Но положение этого города доселе еще не определено. По указанным местам Писания, он полагается между Ливной, Еглоном, Марисой, Хевроном и Давиром ( Нав.10 гл.). Это, полагают, теперешний Ум-Лакис (Um. – Laks). Робинсон находит развалины его по дороге от Газы к Бейт Джибрину (Елевтерополю), налево от дороги, недалеко от Еглона, на круглом некоем холме со старинными каменными стенами, с обломками мраморных столбов, обросшими волчцами и кустарниками. Zell. 2. p. 3. Herz. VIII. p. 157. Keil и Del. на Нав. р. 77. сн. Атл. Менке VIII и III.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Разделы портала «Азбука веры» Хэрриот Джеймс Господь Бог сотворил их " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 200w, 189w " data-lazy-sizes=" (max-width: 95px) 100vw, 95px " title=" Господь Бог сотворил их " > Хэрриот Джеймс Господь Бог сотворил их " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 200w, 189w " sizes=" (max-width: 95px) 100vw, 95px " title=" Господь Бог сотворил их " > ( 13  голосов:  4.7 из  5) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Полный текст 26 Бык в шелковом котелке! Вот одна из ехидных острот, рожденных искусственным осеменением (ИО), когда оно только только появилось в послевоенные годы. А ведь ИО — замечательный шаг вперед. Пока не была введена регистрация производителей, фермеры случали своих коров с первыми попавшимися быками. Ведь корова, чтобы давать молоко, волей-неволей должна прежде произвести на свет теленка, хозяина же ее в первую очередь заботило молоко. Но, к сожалению, потомство таких беспородных отцов очень часто оказывалось хилым и во всех отношениях неудачным. ИО знаменовало дальнейший прогресс. Благодаря ему один элитный бык обеспечивает потомство множеству коров, владельцам которых приобрести в собственность такого чемпиона было бы не по карману. Это великолепно! Вот уже много лет я наблюдаю, как неисчислимые тысячи породистых телок и бычков заполняют загоны английских ферм, и сердце у меня в груди переполняется ликованием. Впрочем, все это — отвлеченные рассуждения. Личное же мое приобщение к ИО оказалось кратким и печальным. На заре этого нововведения ветеринары-практики не сомневались, что будут теперь метаться с фермы на ферму, от коровы к корове, и нам с Зигфридом не терпелось приступить к делу. Мы незамедлительно приобрели искусственную вагину (ИВ) цилиндр из твердой вулканизированной резины восемнадцати дюймов длиной с прокладкой из латекса. Цилиндр был снабжен краником, чтобы наливать в него теплую воду и создавать естественную температуру коровьего организма. К одному концу ИВ резиновыми кольцами крепился конус из латекса, завершавшийся стеклянным стаканом для приема спермы.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-bog-sotv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИСТИНА» газета и журнал старообрядцев-беспоповцев (1863-1868), единоверческий (см. Единоверие ) журнал (1868-1886) и ежегодник (1887, 1889). Издание было начато в янв. 1863 г. по инициативе Павла Прусского , настоятеля принадлежавшего к согласию федосеевцев Спасо-Троицкого Войновского мон-ря (в пос. Эккертсдорф в Вост. Пруссии, ныне пос. Войново в Польше), гл. обр. c целью полемики с федосеевцами, отрицавшими брак . Работу над «И.» Павел поручил своему ученику К. Е. Голубову (Голубеву) (1842-1889). Первый номер «И.» был напечатан в типографии издательства А. Гонсеровского в Иоганнисбурге (ныне г. Пиш, Польша). Женившись на дочери состоятельного старообрядца, Голубов купил типографию Гонсеровского, она стала называться «Типография Г[олубо]ва, в Ио[ганнисбу]рге», с 1867 г.- «Славянская типография». Голубов трудился в ней наборщиком, печатником, корректором, был автором ряда публикаций в «И.». В 1863-1865 гг. в Иоганнисбурге было напечатано 5 номеров газ. «И.» 1, 2 - янв., июль 1863, 3 - апр. 1864, 4, 5 - март, дек. 1865). В 1866 г. издание было преобразовано в журнал, в 1867-1868 гг. было издано 4 номера журнала, а также 19 книг и брошюр. «Истина». 1882 г. Кн. 80. Титульный лист «Истина». 1882 г. Кн. 80. Титульный лист «Истина». 1867 г. Кн. 2. Титульный лист В 1867 г. Павел Прусский уехал из Вост. Пруссии в Россию, где перешел в единоверие. За своим наставником последовал Голубов, в февр. 1867 г. обратившийся к обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой разрешить перевозку типографии из Войнова в Россию; Голубов обещал принять российское подданство и своими изданиями склонять старообрядцев к соединению с правосл. Церковью. Получение этого разрешения, а также дозволения привезти с собой обширную б-ку старообрядческих книг, запрещенных к ввозу в Россию, затянулось. 28 марта 1868 г. Голубов с семьей поселился в Пскове, 1 июля он приобрел в городской управе билет на торговое и промышленное заведение, 13 июля ему было разрешено использовать печатный станок типографии губернского правления под контролем назначенных Псковской консисторией надзирателей: протоиерея кафедрального Троицкого собора Михаила Кунинского и свящ. муж. гимназии Григория Тарасова.

http://pravenc.ru/text/675023.html

Сортировать по Исключить новости В Горловке будет объявлен однодневный траур 30 сентября. ПРАВМИР. Трое детей погибли при взрыве противопехотной осколочной мины под Горловкой в провозглашенной Донецкой народной республике. Еще один мальчик 10 лет получил ранения – он находится в больнице, сообщается на странице Twitter ио мэра города Ивана Приходько. Погибшие были учащимися 5-8 классов. Мина сдетонировала возле одного из блокпостов. По информации Донецкого агентства новостей , в районе инцидента нет позиций ополчения республики, поэтому никто не смог остановить подростков, направившихся в опасную зону. При этом по всей линии разграничения в указанном районе размещены информационные указатели о минировании территории. В связи с гибелью детей в Горловке будет объявлен однодневный траур. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 1 июня, 2014 29 июля, 2014 29 июля, 2014 6 марта, 2024 22 февраля, 2024 11 февраля, 2024 2 февраля, 2024 19 января, 2024 17 января, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-gorlovke-troe-detey-...

Новости 19.03.2019 3 марта 2019 г. в храме Рождества Христова г. Звенигорода состоялся конкурс чтецов на церковно-славянском языке. В мероприятии приняли участие юные прихожане от 10 лет до 14 лет. Для прочтения предлаг... 19.03.2019 19 марта в школе г. Шатура состоялась беседа учеников начальной школы с клириком Никольского храма г. Шатура священником Сергием Семченковым в рамках празднования Дня православной книги. Отец Серги... 19.03.2019 14 марта настоятель Спиридоньевского храма поселка Некрасовский священник Владимир Киров провел беседу с учениками Катуаровской  средней школы приуроченную ко Дню Православной книги. Оте... 18.03.2019 14 марта протоиерей Димитрий Колупаев посетил библиотеку поселка Подосинки. Там  рассказал собравшимся жителям посёлка о первой напечатанной книге и передал в дар библиотеке православную лит... 18.03.2019 14 марта протоиерей Димитрий Колупаев провел встречу с военнослужащими в/ч 51890, рассказал об истории праздника и передал в библиотеку части книги духовного содержания.... 18.03.2019 14 марта в Подосинковской школе настоятель Свято-Духовского храма деревни Дубровки протоиерей Димитрий Колупаев на уроке, посвящённом Дню Православной книги, рассказал о первопечатнике диаконе Ио... 18.03.2019 14 марта ученики Костинской школы познакомились с житием священномученика  Серафима, епископа Дмитровского, и его литературным наследием. Встречу с детьми провёл настоятель Тихвинского ... 18.03.2019 14 марта настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» поселка Некрасовский протоиерей Игорь Абрамов посетил Черновскую среднюю школу, где провел несколько уроков на тему «История Свящ... 18.03.2019 Подписка на новости При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров» Запрос на получение доступа для добавления своих мероприятий 1. Скачайте файл формы официального обращения для получения доступа в качестве представителя епархии в рамках " Дня православной книги " . Заполните его, распечатайте, подставьте подпись уполномоченного лица епархии и печать, отсканируйте. 2. Загрузите отсканированное подтверждение на получение доступа для публикации мероприятий вашей епархии в рамках " Дня православной книги " . После проверки ваших данных мы пришлем Вам на электронный адрес код, с использованием которого вы авторизуетесь на сайте, смените свой пароль и далее сможете публиковать мероприятия вашей епархии. Ваше имя (полное монашеское) Вы представитель епархии E-mail Ваш телефон Загрузить скан бланка подтверждения доступа Введите проверочный код

http://new.izdatsovet.ru/news/v-tashkent...

Эрик Нюстрем (протестант) Иегова Иегова имя, которым Бог называет Себя, как вечно верного заключенному союзу, Который называет Себя также Сущим ( Исх 3.14 ), Который есть, был и грядет ( Откр 1.4 ; См. Бог). Сокращенная форма слова Иегова есть Иа или Иах, например, в Исх 15.2 «Слава Моя – Иа» (евр. текст). Пс 62.5 Иа есть имя Ему (евр. текст); иногда он сложен с Иеговою ( Ис 26.4 евр. текст), или с «Элохим» ( Пс 67.19 (евр. текст). От слов Иегова и Иа образуется множество имен лиц и названий мест; разница при образовании от этих слов только в том, что Иегова обыкновенно ставится в начале сложного слова, Иа же ставится в конце. Например: «Иегова-ире» ( Быт 22.14 – Господь усмотрит), (то место, где Бог усмотрел жертву вместо Исаака). Иегова-Нисси ( Быт 17.15 ), т.е. Иегова – знамя мое (тот жертвенник, который Моисей устроил в память победы над амаликитянами в Рефидиме), «Иегова-Шалом», т.е. Господь мир ( Суд. 6.24 ), жертвенник, который устроил Гедеон; «Иегова-шамма», т.е. Господь там (имя нового города, который Иезекииль видел ( Иез 48.35 ). «Иегова-Пидкейну» ( Иер 23.6 ), т.е. Господь – оправдание наше (одно из имен Мессии и спасенного Им народа) Иер 33.16 . Иногда встречаются сложные слова с сокращенной формой слова Иегова – Иего, напр., «Иегоцадак», т.е. Иегова – праведен. «Иегошуа», т.е. Иегова – спасает, или только «Ие» или Ио», например, Иешуа, т.е. Господь спасает (от чего слово – Иисус), или Иошуа»; Иоганнан (Иоанн), т.е. «Иегова – милостивый», Ионатан», т.е. Иегова дает и т.д. «Иа» же употребляется на конце сложных слов, например, «Иедидиа», т.е. друг Иеговы. Такие слова иногда имеют форму окончания «иа», иногда «я» (евр.), например: Захариа и Захаря, Цефаниа и Цефаня и т.д. Часто встречаются имена одинакового значения, но разной формы, так, например, слова Иоцадок и Цедекия имеют приблизительно одно и то же значение (Иегова – праведен и праведность Иеговы). Хананиа обозначает то же, что Иоханан, Натаниа то же, что Ионатан и т.д. Также существует множество имен, соединенных со словом Эль (Бог), смотри, например, Эль-Вефиль ( Быт 35.7 ); Еммануэл или же Еммануил. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Проповедь Иисуса Христа о Царствии Божием сопровождалась непрерывными чудесами и знамениями. Господь исцелял множество больных, изгонял бесов, повелевал силами природы, воскрешал мертвых. Творимые Иисусом Христом чудеса были настолько необычайны, что вызывали или недоумение и страх, или восторг очевидцев. Это были таинственные, сверхъестественные явления, ничем необъяснимые, кроме действия сил Всемогущего Бога. Никодим, один из начальников иудейских, придя ко Христу, сказал: «Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ио. З, 1—2). Но Христос не только Сам имел эту власть, но и даровал ее Своим ближайшим ученикам – двенадцати и семидесяти Апостолам. Отправляя их на проповедь – «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь… и заповедал им говоря: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». (Мф.  10 :1-8). Ученики, благовествуя Царствие Божие, пользовались властью данною им Иисусом Христом, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мрк.  6 :13). Возвратившись с проповеди, они с радостью говорили: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем…» (Лк.  10 :17). Однако, по немощи, свойственной всякому человеческому естеству, сила чудотворения для Апостолов была ограничена, Так, например, они не могли исцелить бесноватого отрока-лунатика «по неверию» и по недостатку «поста и молитвы » (Мф. 17 :19-21), или – Ал. Петр начав идти по бурному морю, стал утопать, потому что «усомнился» и «испугался» (Мф. 14 :30-31). Но чудотворение Самого Христа было беспредельно. Всюду, где бы ни появлялся Господь, враждебные силы, поразившие человечество грехом, болезнью и смертью, отступали и бежали, как мрачные тени от лица Огня и Света, «И куда ни приходил Он», – говорит Ап. Марк, – «в селения ли, в деревни ли, в города ли, клали больных -на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя бы к краю одежды Его, и которые прикасались к Нему, исцелялись…» (Мрк.  6 :56).

http://pravmir.ru/chudo-2/

В Голосеево подвизались такие святые, как свт. Филарет (Амфитеатров; (1857), его духовник прп. Парфений(1855), прп. Алексий Голосеевский (1917), Христа ради юродивые Феофил ( 1853) и Паисий (1893). Пустынь упразднили в 1926 г. Все храмы и здания, кроме летнего дома митрополитов были разрушены. В 1993 г. обитель открыли как скит Лавры. В том же году были обретены мощи прп. Алексия Голосеевского, Киевского, и открыт храм в честь прп. Иоанна Многострадального. В 1996 г. обитель стала самостоятельной. Восстанавливается монастырское кладбище и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», службы в котором проходят с Пасхи 2005 г. Голосеевская пустынь выступила как возобновитель скита в Церковщине и как строитель самой молодой из киевских обителей — Николо-Тихвинского женского монастыря. Святыни - Мощи прп. Алексия Голосеевского,Киевского. Иконы с частицами мощей вмч. Ио-анна Сочавского и сщмч. Николая Искровского. В 1999 г. в храме обновились две иконы: икона Пресвятой Богородицы «Плачущая» и образ Господа с Богородицей, Архангелом Михаилом и вмч. Георгием. http://angela.org.ua/ Находится среди Голосеевского леса в долине Ореховатского ручья к юго-востоку от комплекса Национального аграрного университета. Местность Голосеево с небольшим хутором, принадлежавшим Выдубицкому монастырю, впервые упоминается под 1541 г. впоследствии переходит в собственность Киево-Печерского монастыря, архимандрит которого и одновременно Киевский митрополит Петр Могила основал здесь 1631 г. пустынь с небольшой деревянной церковью св. великомученика Иоанна Сочавского (перевезенная из Молдавии часть мощей этого святого хранилась в храме). В 80-е г.г. 17 в. архимандритом Варлаамом Ясинским сооружена церковь во имя Преподобных Варлаама и Иоасафа индийских, 1764 г. – третья деревянная церковь – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 18 в. в пустыне насаждается липовая роща и фруктовый сад, что превратило ее в излюбленное место летнего отдыха киевских иерархов. После секуляризации монастырских имений (1793) пустынь приходит в упадок и возрождается только во 2-й четверти 19 в. мероприятиями Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова). В 1840-х г.г. возведены кирпичные дома: митрополита, кухни и трапезной с глубоким сводчатым погребом для хранения продуктов и два деревянных корпуса келий. Кирпичная, однобанная Покровская церковь с западной колокольней (1848-1850) и Дом митрополита (1840) запроектированы епархиальным архитектором П. Спарро в переходных формах от классицизма к русско-византийскому стилю.

http://sobory.ru/article/?object=02896

(ок. 852-841 гг. до Р. Х.), 9-й израильский царь, сын Ахава и Иезавели, брат Охозии, последний представитель династии Амврия (4 Цар 1. 17 - 8. 16; 8. 25; 8. 28 - 9. 26; 9. 29; 2 Пар 22. 5-7). Ок. 850 г. до Р. Х. он попытался восстановить власть над Моавом, отложившимся от Израиля по смерти царя Ахава (4 Цар 1. 1, 3. 5; ср. также надпись моавитского царя Меши : ст. 4-9 - ANET. P. 320-321), его поддержали иудейский царь Иосафат и эдомитяне (вероятно, подконтрольные тогда иудеям; см. 3 Цар 22. 47; ср. 4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Несмотря на первоначальный успех, эта коалиция потерпела поражение. В 4 Цар 6. 8 - 7. 20 упоминается о военных действиях сирийцев против Израиля и об осаде ими Самарии в период царствования И. Ок. 841 г. до Р. Х. И. попытался воспользоваться моментом смены династий в Арам-Дамаске (Венадад II (см. в ст. Венадад ) был убит, а его убийца Азаил провозгласил себя царем), чтобы отнять у сирийцев при поддержке своего племянника, иудейского царя Охозии, Рамоф Галаадский. В ходе сражения И. был ранен и возвратился в Израиль, в г. Изреель; войска же оставались у Рамофа Галаадского под началом Ииуя , к-рый в то время был помазан на царство по повелению прор. Елисея, враждебно относившегося к И. (см.: 4 Цар 3. 13 сл., ср.: 6. 31 сл.). Ииуй поднял восстание против царя, целью к-рого должно было стать полное искоренение культа Ваала, широко распространившегося в Израиле в правление И. (прежде всего благодаря усилиям его матери, финикиянки Иезавели), и против чужеземного влияния в стране. Ииуй и его сторонники убили И., его мать и всю царскую семью, а также иудейского царя Охозию (4 Цар 9. 24-28; 2 Пар 22. 5-9; ср. Ос 1. 4-5; 3 Цар 19. 17; 4 Цар 9. 6-10, 30-37). Тело И. было брошено на поле Навуфея во исполнение пророчества прор. Илии об уничтожении дома Ахава (3 Цар 21. 21-24). О событиях, связанных с умерщвлением И. и Охозии, вероятно, говорится в арам. надписи на стеле из Тель-Дана (араб. Телль-эль-Кади) (2-я пол. IX - нач. VIII в. до Р. Х.), согласно которой виновником их гибели является сир. царь, предположительно Азаил: «[…Я убил Ио]рама (  ), сына [Ахава], царя Израиля, и [я] убил [Охоз]ию (  ), сына [Иорама, ца]ря (из) дома Давида. И я превратил [города их в руины и сделал] землю их [пустыней…]» (ст. 7-10A и 7-8B; такое прочтение см.: Biran, Naveh. 1995. P. 13, 16-17). Можно предположить, что Азаил рассматривал убийство И. и Охозии как прямое следствие своих успешных военных действий против Израиля и Иудеи, подтолкнувших Ииуя к восстанию. А. Биран и Й. Наве допускают также возможность того, что Азаил мог считать Ииуя своим агентом (Ibid. P. 16). Нашествие царя Азаила и его победу предрек Азаилу Елисей, к-рый свободно пророчествовал наряду с др. пророками Господа во времена И. (4 Цар 8. 7-15; ср. также: 3 Цар 19. 17; 4 Цар 10. 32-33).

http://pravenc.ru/text/578368.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010