Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ХАЗЗАЯ [сир.    ] (VIII в.), восточносир. писатель. Прозвище Хаззая нек-рые ученые (Й. Хофман, У. Райт) считали производным от топонима Хазза (близ Арбелы, ныне Эрбиль, Ирак); совр. исследователи интерпретируют его как сир. отглагольное имя со значением «зрящий» и связывают его с учением И. Х. о мистическом зрении. Основным источником сведений об И. Х. является «Книга целомудрия» Ишоднаха , еп. Басрского (IX в.), который, вероятно, опирался на упоминаемое им Житие И. Х., написанное современником последнего Несторием из Бет-Нухадры. И. Х. род. в семье перса-зороастрийца в «городе Нимрода» (по-видимому, речь идет о Тарсе Киликийском). В 7 лет он попал в плен к арабам, посланным в город халифом Умаром II (717-720). Сначала он был куплен арабом-мусульманином из Синджара (на северо-востоке совр. Ирака), через 3 года - христианином из Карду. Под впечатлением от жизни монахов соседнего мон-ря Иоанна Камульского И. Х. крестился; он был освобожден из рабства и принял постриг в обители Мар-Слива в обл. Бет-Нухадра (ныне Сев. Ирак). После того как И. Х. провел нек-рое время в общежительном мон-ре, он мн. годы подвизался отшельником в мест. Араба в Карду, затем был избран настоятелем обители Мар-Бассима, жил в уединении на горе Зинай в Адиабене (на северо-востоке Ирака) и, наконец, стал настоятелем местного монастыря Раббан-Бохтишо. Дожил до глубокой старости, похоронен в монастыре Мар-Аткен. В 786/7 г. (по мнению еп. Аддая Шера, в 790) на Соборе под председательством католикоса-патриарха Тимофея I И. Х. вместе с Иоанном Дальятским (см. Иоанн Саба ) и Иоанном Апамейским подвергся осуждению гл. обр. за приверженность к учению Оригена о предсуществовании душ и к мистико-аскетическому учению о созерцании Света Божества человечеством Христа, хотя Собор представил и традиц. антимессалианские обвинения ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 100). При следующем католикосе, Ишо бар Ноне (823-828), осужденные были реабилитированы.

http://pravenc.ru/text/673711.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский; сир.    ,    /    ] (ок. 690, сел. Ардамут, ныне Каваши, Сев. Ирак - ок. 780, мон-рь Мар-Йозадак), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения (свт. Исаак Сирин , Иосиф Хаззая , Дадишо Катрая и др.). Жизнь Сведения об И. С. восходят к «Книге целомудрия» Ишоднаха , еп. Басрского (IX в.), и к небольшой анонимной биографической заметке (BHO, N 510). Начальное религ. образование И. С. получил в родном селе (изучал Свящ. Писание с комментариями прп. Ефрема Сирина и Феодора Мопсуестийского). В юные годы посещал мон-рь Мар-Афнимаран, в 20 км от села. Обитель считали «мессалианской» (этот термин еще не получил в науке однозначной оценки, дискуссию см. в: Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: Ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Gött., 1998; как полагают нек-рые исследователи, в данном случае он означал ориентацию на мистическое созерцание и христологию, близкую к халкидонской ( Beulay. 1990. P. 16)). Ок. 700 г. И. С. вступил в мон-рь Мар-Йозадак в Бет-Карду, также известный как «мессалианский». Стефан, наставник молодого И. С., был воспитанником Афнимарана и бывш. иноком мон-ря Бет-Аве (Бет-Абе). Через 7 лет после пострига И. С. по благословению настоятеля оставил обитель и удалился на север, в горный массив, получивший название Дальята (сир.- побеги, лозы) по селу виноделов, расположенному у его подножия. Там И. С. провел большую часть жизни. В старости он вернулся в Бет-Карду, будучи не в состоянии переносить суровые условия Дальяты. В рукописи Harvard. syr. 30 и у некоторых авторов Нового времени (таких, как яковитский патриарх Игнатий Ефрем II Рахмани, А. Мингана, А. Шер) И. С. отождествляется с Иоанном бар Пенкайе , но это мнение не выдерживает научной критики ( Idem. 1978. P. 259). Осуждение

http://pravenc.ru/text/471487.html

По мнению А. Гийомона ( Guillaumont. 1958), мистико-аскетическое учение И. Х. основано на оригенизме и мессалианстве, под к-рым в данном случае следует понимать специфический опыт сир. аскетов, макариевскую, или экспериментальную (термин Гийомона), мистику. Вслед за Евагрием Понтийским и «Ареопагитиками» И. Х. выделяет 3 этапа аскетики, ведущие к мистическому прозрению: телесный, душевный (психический) и духовный. На телесном этапе бесы искушают подвижника эгоизмом, унынием, стремлением к бродяжничеству, чревоугодием, блудной похотью, гневом и тщеславием; на душевном - посредством мыслей и образов, и только на духовном этапе происходят освобождение от страстей и просвещение Божественной благодатью. На душевном этапе подвижник проливает слезы печали о людях или слезы радости при созерцании Божия творения; на духовном этапе для слез уже не остается места. Найти Бога человек может через любовь, но, чтобы получить любовь, необходима молитва: «Непрестанная молитва - это свет души, исполнение всех заповедей и умопостигаемый крест, о котором Господь наш сказал, что всякий, кто взял свой крест и следует за Ним, наследует жизнь вечную» (Early Christian Mystics. P. 259). «Тишину» И. Х. рассматривает как промежуточное состояние (сферу) в восхождении к сфере духовной. Говоря о состоянии совершенства, И. Х. употребляет оригинальное понятие «огненный импульс» (    ; Ibid. P. 262): он действует в душе во время созерцательного экстаза, от него исходит благовоние, от к-рого душа пробуждается от смерти к жизни, становится бесстрастной и опьяняется, как будто от крепкого вина. О приверженности И. Х. к учению Оригена можно говорить лишь с большой долей условности. Он признавал, что души были сотворены до тел, однако, по-видимому, не разделял ошибочных мнений Оригена о предсуществовании миров и апокатастасисе . Согласно И. Х., все души, как праведных, так и нечестивых, обитают в преддверии рая (букв. - «умопостигаемом саду») до момента всеобщего воскресения, после чего для нечестивых видение Бога станет источником страданий. Вопрос о вечности мучений решается неоднозначно: подобно Оригену, И. Х. считает пределом мучений грешников милосердие Божие.

http://pravenc.ru/text/673711.html

Соч.: A Letter of Philoxenus of Mabbug Sent to a Friend/Ed., transl. G. Olinder. Göteborg, 1950 [изд. под именем Филоксена Маббугского]; Early Christian Mystics/Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1934. P. 148-184 [англ. пер.], 256-281 [сир. текст]. (Woodbrooke Stud.; 7); Joseph Hazzaya. Lettre sur les trois étapes de la vie monastique/Éd., trad. P. Harb, F. Graffin, M. Albert. Turnhout, 1992. (PO; T. 45. Fasc. 2); La collection des lettres de Jean de Dalyatha/Éd., trad. R. Beulay. Turnhout, 1978. P. 500-521. (PO; T. 39. Fasc. 3) письма под именем Иоанна Дальятского]; Rabban Jausep Hazzaya. Briefe über das geistliche Leben und verwandte Schriften: Ostsyrische Mystik des 8. Jh./Eingel., überz. G. Bunge. Trier, 1982. Ист.: J é susdenah, é v ê que de Baç rah. Le livre de la chasteté/Publ., trad. J.-B. Chabot//Mélanges d " archéologie et d " histoire. P., 1896. Vol. 16. P. 278-279. Лит.: Райт. Очерк. С. 88-89; Scher A. Joseph Hazzaya, écrivain syriaque du VIIIème siècle//CRAI. 1909. Vol. 53. N 4. P. 300-307 (Idem//RStO. 1910. Vol. 3. P. 45-63); Baumstark. Geschichte. S. 222-223; Guillaumont A. Sources de la doctrine de Joseph Hazzaya//L " Orient syrien. 1958. Vol. 3. Fasc. 1. P. 3-24; Sherry E. J. The Life and Works of Joseph Hazzaya//The Seed of Wisdom: Essays in Honour of T. J. Meek/Ed. W. S. McCullough. Toronto, 1964. P. 78-91; Ortiz de Urbina. PS. P. 147-148; Harb P. Faut-il restituer à Joseph Hazza  ya   la «Lettre sur les trois degrés de la vie monastique» attribuée à Philoxène de Mabbug?//Melto. Kaslik, 1968. Vol. 4. N 2. P. 13-36; Beulay R. Des Centuries de Joseph Hazzaya retrouvées?//PdO. 1972. Vol. 3. P. 5-44; idem. Joseph Hazzaya//DSAMDH. 1974. Vol. 8. Col. 1341-1349; idem. La Lumière sans forme: Introd. à l " étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne, Blum G. G. Nestorianismus und Mystik//ZKG. 1982. Bd. 93. S. 286-290; Bunge G. Le «lieu de la limpidité»: A propos d " un apophtègme énigmatique: Budge II, 494//Irénikon. 1982. Vol. 55. P. 7-18; Sed N. La Shekhinta et ses amis «araméens»//Mélanges A. Guillaumont: Contributions à l " étude des christianismes orientaux. Gen., 1988. P. 233-242; Albert M. La doctrine spirituelle de Joseph Hazzaya//De la conversion/Ed. J.-Ch. Attias. P., 1997. P. 205-215; Olickal Th. The Three Stages of Spiritual Realization According to Joseph Hazza  ya  . Changanassery, 2000. (Catholic Theological Studies of India; 4).

http://pravenc.ru/text/673711.html

В 1934 г. А. Мингана опубликовал по рукописи Mingana. syr. 601 сочинения И. Х. «О духовном умозрении», «О безмолвной молитве», «О действии движений, появляющихся в уме во время молитвы», «Письмо к другу, попросившему рассказать, какими упражнениями приблизиться к Богу» («Пятое письмо Иосифа Хаззаи»; более полную версию см. в: Khalif é -Hachem E. Deux textes du Pseudo-Nil identifiés//Melto. Kaslik, 1969. Vol. 5. N 1. P. 24 ss.) и «Письмо к другу о действии благодати», к-рое вместе с др. письмом на ту же тему ошибочно приписывается в рукописях Иоанну Сабе. В наст. время считается доказанным, что И. Х. принадлежит письмо «О трех степенях иноческой жизни», сохранившееся в краткой и пространной редакциях; в рукописях оно атрибутируется Филоксену , еп. Маббугскому ( 523). В слав. традицию это произведение вошло под именем прп. Исаака Сирина (в рус. пер. Слово 55). Отдельные трактаты И. Х. содержатся в рукописях Vat. syr. 509; Vat. Borg. syr. 88; Lond. Brit. Lib. Add. 17262; Mingana. syr. 47, 566 и др., а также в нек-рых рукописях из собрания мон-ря Зачатия Пресв. Богородицы близ сел. Алкош в Ираке (подробнее см.: Sherry. 1964; Beulay. 1974). Учение Пока не опубликованы все произведения И. Х., невозможно дать исчерпывающее описание его богословских взглядов. В вопросах христологии И. Х. является представителем антиохийской школы: он исповедует Христа в двух естествах, двух ипостасях и одном лице. Наиболее яркую черту богословия И. Х., за к-рую его и осудил Собор 786/7 г., составляет его отношение к возможности созерцать Божество: «Кроме человечества Христова, ни ангелы, ни люди не могут зреть Бога ни в этом веке, ни в будущем. Человечество Христово как зеркало, в котором все разумные существа, видимые и невидимые, увидят Бога Слова, обитающего в нем [человечестве]» («Главы о ведении» XXVII 30; Scher. 1910. P. 57). Круг чтения И. Х. (Священное Писание, сочинения Евагрия Понтийского, «Ареопагитики», Макариевский корпус (см. в ст. Макарий Великий )) предопределил его интерес к аскетике и мистике. В аскетике он следует Евагрию; в соответствии с восточносир. мистической традицией И. Х. считал его святым. В произведениях И. Х. встречаются мн. темы сочинений прп. Исаака Сирина: напр., он уделяет большое внимание «светоносному зраку» (особой способности просвещенного ума), к-рый составляет твердь сердца, подобную «сапфировому небу». Учение И. Х. близко также к взглядам Иоанна Дальятского и Симеона д-Тайбуте (VII в.).

http://pravenc.ru/text/673711.html

С IX в. известно о существовании ц. во имя И. Х. в халд. дер. Иши (ныне Онбудак, Юго-Вост. Турция), жители к-рой считали его своим покровителем и совершали его память в воскресенье, ближайшее к нач. нояб. В 80-х гг. XX в. халд. население деревни было вытеснено курдами и эмигрировало во Францию, в 90-х гг. деревня была разрушена. О совр. почитании И. Х. сведений нет. Сочинения И. Х. оставил большое лит. наследие; часть текстов подписывал именем брата Авдишо, также принявшего крещение и монашество. Согласно «Каталогу», который составил Авдишо бар Бриха ( 1318; Ibid. P. 102-103), И. Х. написал 1900 трактатов, в т. ч. «О созерцании и практике», «О значении великих праздников», «Книгу ризничего» (предположительно отождествляется с сохранившимися «Вопросоответами»), историческое соч. «Рай восточных» в 2 томах, «Письма о возвышенности иноческой жизни», а также ряд толкований: на «Книгу купца» (имеется в виду сочинение аввы Исаии Скитского), на видение прор. Иезекииля, на «Главы о ведении» (очевидно, «Умозрительные главы» Евагрия Понтийского ), на видение Мар Григория (об апокрифическом видении, приписываемом свт. Григорию Богослову, см.: Ibid. P. 103. Not. 3), на «Ареопагитики» . Все эти сочинения, за исключением небольших фрагментов, утрачены. В собрании монастырской б-ки Сеерта хранились рукописи, включавшие сочинения И. Х. «Главы о ведении» (Seert. 78) и «Вопросоответы» (Seert. 79); они считаются пропавшими во время первой мировой войны, их содержание известно из описаний еп. Аддая Шера. «Вопросоответы» - одно из самых больших произведений И. Х. На основании того что его 5-я гл. посвящена, в частности, теме наказаний человека, о чем, как сообщает Авдишо бар Бриха, говорится и в «Книге ризничего», еп. Аддай Шер и вслед за ним Р. Бёле считали, что речь идет об одном и том же произведении. Значительная часть «Глав о ведении» идентифицирована в одноименном корпусе Иоанна Дальятского ( Beulay. 1972). Ряд сочинений из рукописи Seert. 78, к-рые еп. Аддай Шер считал разделами «Глав о ведении», И. Ортис де Урбина отнес к самостоятельным произведениям И. Х.

http://pravenc.ru/text/673711.html

1962. P. 259-297). Для сир. писателей Е. П. был прежде всего духовным учителем, или, по выражению свт. Исаака Сирина , «величайшим из гностиков», «мудрецом среди святых», «одним из святых отцов» ( Bedjan. 1909. P. 106, 572-573, 614). Мистико-аскетическое учение Е. П. оказало огромное влияние на таких сир. писателей-мистиков VII-VIII вв., как Сахдона (Мартирий), Дадишо Катрая , Иоанн Дамиафский, свт. Исаак Сирин; Иосиф Хаззая в подражание «Умозрительным главам» Е. П. написал трактат «Главы о ведении», мн. из к-рых представляют собой парафраз или переделку соответствующих глав Е. П.; 8-я глава «Жития монаха Раббана Иосифа Буснайя», составленного Иоанном бар Халдуном (X в.), представляет собой отдельный мистико-аскетический трактат, вдохновленный идеями Е. П. (см.: Guillaumont A. 1962. P. 197-199; Guillaumont A. et C. 1960. Col. 1743; Beulay B. La Lumière sans forme: Introd. à l " étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne, 1986; P. 16-34). Яковитский философ и богослов XIII в. Григорий (Бар Эвройо), на духовное становление которого оказало глубокое влияние чтение нравственно-аскетических трудов Е. П., в философско-богословском трактате «Светильник святилища» часто привлекает авторитет Е. П. наравне с др. отцами Церкви (см.: Guillaumont A. 1962. P. 298-300). А. Г. Дунаев, А. Р. Фокин Соч.: CPG, N 2430-2483; ИАБ, 4. 757-869; Лит.: ИАБ, 4. 870-1012 (см. также по именному указателю); Ceillier R. P. Dom Remy. Évagre de Pont, archidiacre de Constantinople et abbé dans le désert des Cellules//Histoire Générale des Auteurs sacrés et ecclésiastiques. P., 1860. Vol. 6. P. 110-119; Tischendorf C. Notitia editionis codicis bibliorum Sinaitici. Lpz., 1860. P. 76-122; Z ö ckler O. Evagrius Pontikus: Seine Stellung in der altchristlichen Literatur und Dogmengeschichte// Idem. Biblische und Kirchenhistorische Stud. Münch., 1893. H. 4; Ven P., van den. Un opuscule inédit attribué а S. Nil//Mélanges Godefroid Kurth. Liège, 1908. Vol. 2. P. 73-81; Bedjan P., ed. Mar Isaacus Ninivita de perfectione religiosa.

http://pravenc.ru/text/180865.html

е. различные проявления гордыни; царь Озия и военачальник Сисара - тщеславие, порождающее властолюбие; Девора и Варак - согласие и единомыслие; Навуходоносор - властолюбие, порождающее жадность; Седрах, Мисах и Адвенаго - троица тела, души и ума - образ простоты; Адония - жадность, мать гортанобесия; Соломон - мудрость и миролюбие (намек на этимологию имени); Валтасар - гортанобесие, мать похоти; Кир - символ ума, побеждающего чревоугодие; Сеннахериб и Навузардан - похоть; Езекия - покаяние и слезы ( Nil. De sept. passion. 27-32). Автор сирийских трактатов, по-видимому, не знаком с предложенной Евагрием классификацией 8 главных страстей, которая частично представлена также в безусловно подлинном сочинении Н. А. «Слове подвижническом» ( Nil. Exerc. 55//PG. 79. Col. 788). Во многих местах автор сирийских трактатов упоминает страсти из «евагрианского» списка, однако центральное место в его сочинениях занимает учение о самолюбии (φιλαυτα), к-рое также представлено в трудах Евагрия и через последнего перешло в восточносир. аскетическую традицию (прп. Исаак Сирин , Иосиф Хаззая и др.). 4. «Об учителях и учениках» (Περ διδασκλων κα μαθητν; De magistris et discipulis; CPG, N 6053, 2449; изд.: Ven. 1908. P. 76-81 (с лат. пер.)). Небольшой трактат, написанный в стиле кратких сентенций Евагрия Понтийского, посвящен вопросу духовного руководства монахов, тематически совпадает со 2-й частью «Слова подвижнического» Н. А. Трактат сохранился также в лат., сир., арм. (с греческого и с сирийского) и араб. переводах. В сир. и араб. традиции приписывается Евагрию ( Muyldermans. 1942). Греч. текст издан по 2 рукописям XI в.: Paris. gr. 1188. Fol. 237, и Paris. gr. 1066. Fol. 59. Он также сохранился в 6 манускриптах, не учтенных издателем: Ath. Laur. Γ 017 (Eustr. 1827), 1095 г. Fol. 236-287; Bodl. Auct. T. 2. 04 (Misc. 204), XI в. Fol. 75v - 76v; Ath. Laur. Г 121 (Eustr. 361), XII в. Fol. 159; Hieros. Sab. 66, XII в. Fol. 3-5; Scorial. Х. III. 02 (Andres. 272), XIII в. Fol. 61v - 62; Bodl.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Наиболее активная борьба с мессалианством в Византийской империи имела место между К-польским Собором (426) и III Вселенским Собором (431). 30 мая 428 г. имп. Феодосий II издал закон, в соответствии с к-рым М. и др. еретики подлежали изгнанию из Византии (CTh. 15. 5. 65). По всей видимости, с М. были связаны лампетиане (сторонники Лампетия, основателя смешанных мон-рей в пров. Исаврия на территории Киликии , осужденного во 2-й пол. V в.) и маркиане, получившие свое название от имени Маркиана, к-рый действовал в К-поле при императорах св. Юстиниане I (527-565) и Юстине II (565-578). По всей видимости, к VI в. собственно мессалианство прекращает свое существование на территории Византийской империи, в результате чего значительное число М. переселилось в Персию. О мессалианской опасности говорится в постановлениях Соборов Церкви Востока, созванных при католикосах Акакии I (486; см. Акакий Селевкийский ), Иезекииле I (576), а также при Ишояве I (585). М. представляло угрозу и позднее, как показывает деятельность Баввая Великого. В 786/7 г. (либо в 790) католикос Тимофей I (780-823) созвал Собор, на к-ром по обвинению в мессалианстве были посмертно осуждены Иоанн Апамейский (кон. IV - нач. V в.), Иоанн Дальятский († ок. 780; см. Иоанн Саба ) и Иосиф Хаззая (VIII в.). Возникает, однако, вопрос, в какой степени обвинения в мессалианстве, выдвигавшиеся против нек-рых представителей Церкви Востока вплоть до кон. VIII в., позволяют говорить о наличии в ней М. в точном значении этого термина (проблема до сих пор не имеет окончательного решения). Упоминания о М., отождествлявшихся с богомилами, вновь появляются в визант. источниках лишь с кон. XI в. Следует отметить судебные процессы против ряда лиц, считавшихся М., в т. ч. посмертное осуждение на К-польском Соборе 1140 г. мон. Константина Хрисомала (кон. XI - 1-я пол. XII в.), обвиненного в мессалианстве или богомильстве (подробнее см.: Parrinello. 2008). Вопрос о возможном влиянии М. на богомилов решается исследователями по-разному: от полного отрицания исторической связи между двумя ересями и характеристики обвинений в мессалианстве лишь как общих мест, характерных для визант. лит-ры ( Rigo. 1989), до признания того, что мессалианство могло опосредованно - через павликианство - влиять на богомильство ( Дунаев. 2015. С. 142-146). Открытым остается и вопрос о возможном влиянии нек-рых мессалианских идей и практик на исихазм (Там же. С. 147-179). Учение

http://pravenc.ru/text/мессалиан.html

Отметим также, что в подлинных творениях преп. Исаака, переведенных на греческий язык, часть сочинений преподобного считается в мирской науке принадлежащими монофизиту Филоксену Маббугскому (слово 54 и часть слова 55 (кроме некоторого отрывка) по нумерации русского перевода 1911 года, это будет подробно рассмотрено ниже) и Иоанну Дальятскому (слова 8, 9, 20 и 68 указанного русского перевода) 99 . Иоанн Дальятский (также известный как Иоанн Сава 100 ) родился в северном Ираке около 690 года, в юности посещал монастырь Афнимарана, а около 700 года поступил в монастырь Йозадака 101 . Оба монастыря считались несторианами “мессалианскими” 102 . После 7 лет пребывания в монастыре Йозадака Иоанн удалился в горы Дальята, где и провел большую часть своей жизни 103 . В 786/7 году на несторианском соборе во главе с католикосом Тимофеем I 104 были осуждены Иосиф Хаззая, Иоанн Дальятский 105 и некий Иоанн Апамейский 106 . Сочинения всех трех авторов запрещалось держать в несторианских монастырях 107 . Преемник Тимофея католикос Ишо бар Нун предпринял попытку реабилитации Иоанна Дальятского 108 , которая, видимо, не увенчалась успехом, поскольку несторианских рукописей с текстами Иоанна практически не сохранилось, а переписчики избегали упоминания имени Иоанна, называя их автора просто Сава 109 . Корпус сочинений, атрибутируемый Иоанну Дальятскому, дошел до нас преимущественно в монофизитских рукописях 110 . Четыре указанных выше трактата, атрибутируемые в греческом переводе преп. Исааку (слова 8, 9, 20 и 68 русского перевода 1911 года), находятся в монофизитских рукописях среди гомилий Иоанна Дальятского (гомилии 1, 8 111 , 22 и 20 соответственно по нумерации Ассемани 112 ). Однако наиболее ранними свидетелями текстов этих гомилий являются не монофизитские списки, а две уже названные православные рукописи Vat. syr. 125 113 и Sinai syr. 24 114 , где эти гомилии идут после текстов преп. Исаака и атрибутируются некоему святому 115 , подвязавшемуся на горе 116 . Однако, митр. Иларион (Алфеев) утверждает, что в рукописи Vat. syr. 125 рассматриваемые гомилии атрибутируются Иоанну Дальятскому 117 . Как мы сказали выше, имя Иоанна в явном виде в рукописи отсутствует, но на полях, стоит маргиналия: “Святой Сава” 118 . Во-первых, так (т. е. “Сава”) именовался не только один Иоанн Дальятский 119 , а, во-вторых, эта подпись, судя по всему, была сделана позже каким-то монофизитом 120 (неудивительно, что монофизит делал пометки в православной рукописи, поскольку до того как Ассемани привез этот манускрипт в Ватикан, он находился в монофизитском монастыре Deir al-Suriani в Египте 121 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010