Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ (СЕМАШКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иосиф (Семашко), митрополит Иосиф (Семашко) ( 1798 - 1868 ), митрополит Литовский и Виленский . В миру Иосиф Иосифович Семашко. Родился 25 декабря 1798 года в селе Павловка , Липовецкого уезда, Киевской губернии. Его отец был сыном униатского священника, но сам не стал принимать священного сана и занимался земледелием. Молодой Иосиф помогал отцу, ездил в Крым и на Дон за рыбой и солью. Семья будущего православного иерарха, хотя и принадлежала к униатам, но и не чуждалась Православия, поэтому мальчик ходил читать и петь в православный храм. Вообще, все условия домашнего быта и воспитания, а равным образом и отношение его родителей к Православию, положили начало развитию в будущем митрополите тех убеждений, по вопросам веры, которые впоследствии привели его самого к принятию Православия и подвигнули на труд воссоединения униатов с Православною Церковью. С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной чертой на всю его жизнь. Первоначальное образование он получил дома под руководством местного дьячка, который отмечал в юноше «не дюжие способности», хорошую память и трудолюбие. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу. В сентябре 1809 г. Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением. Все преподавание велось на польском языке. По своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников школы. В 1816 г. он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной семинарии, поражали даже его учителей.

http://drevo-info.ru/articles/6368.html

Инициатива и заслуга составления постановления 7-го февраля всецело приписывается пр.Иосифу Семашке, решившемуся на этот шаг после того, как было отказано в его ходатайстве о подчинении униатской церкви Св. Синоду 441 . Кажется, дело обстояло несколько иначе и устроилось оно при косвенном участии пр.Смарагда. Нам оно рисуется в таком положении. Пр.Смарагд 9-го октября 1833 г. сообщил обер-прокурору Св.Синода о наблюдениях прот.Ремезова за богослужением в белорусских униатских церквях и за униатским духовенством. Первая часть сообщения пр.Смарагда, касающаяся униатского богослужения, уже нам известна 442 . Из жизни же униатского духовенства пр.Смарагд сообщал обер-прокурору такие факты, подмеченные Ремезовым: большая часть священников или сами католического происхождения, или имеют жен (нередко вдов) и детей католического обряда, и сами как в служении, так и в требоисправлениях всячески стараются соблюдать обычаи католические, гр.-униатские духовные «непрестанно укореняют вражду противу России и господствующей гр.-российской Церкви зловредными поучениями своими, публично на польском языке в церквях и каплицах своих проповедуемыми, что гр.-российская благочестивая вера есть ересь, что русские, отбирая униатские церкви, колют и выбрасывают образа, а ставят своих богов и тем самым, якобы, ниспровергают святыню; во всех почти приходах встречается множество праздношатающихся бродяг из униатских духовных, без всякого звания, должностей и мест проживающих» и т.д. Оберрокурор Св.Синода Нечаев доложил донесение пр.Смарагда Государю Императору. Последний из донесения пр.Смарагда заключил не только о богослужебных непорядках в униатских церквах, но и о нетактичности православного духовенства при присоединениях униатских приходов. На представлении Нечаева Государь 13-го января 1834 г. написал: «Снеситесь лично с министром внутренних дел и условьтесь: 1) написать секретную инструкцию епископам нашим, каким образом действовать осторожно, неторпливо, но с должной твердостью в деле присоединения униатов; инструкцию сию должно будет секретно же сообщить одним ген.-губернаторам для их руководства по своим ген.-губернаторствам, не дозволяя сообщения оной именем правительства далее. 2) Условиться министру внутренних дел с м.Булгаком, чтобы предписано было вновь по всем униатским епархиям строго и положительно, какие именно вкравшиеся католицкие обряды впредь отнюдь не исполнять» 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Содержание Введение Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Приложения Письма епископа Полоцкого Смарагда к обер-прокурору Св.Синода С.Д.Нечаеву о частных присоединениях униатов Исповедание веры Греко-Униатской церкви     Введение Вопрос о последнем (в 1839 г.) воссоединении Белорусско-Литовских униатов редко-счастливый вопрос: он сразу же привлек к себе внимание исследователей и в очень короткое время, – всего, ведь, 70 лет отделяет нас от года воссоединения, – успел собрать около себя значительную, литературу. Сейчас имеются десятки сочинений и статей обширных и коротких, самостоятельных и компилятивных, серьезных и легковесных, наших и иностранных, которые с разных сторон, в разных отношениях и в разных видах трактуют о воссоединении 1839 года. Несмотря на это, однако, ни в каком случае нельзя сказать, чтобы этот вопрос мог считаться окончательно исследованным. Правда, общий ход воссоединительного дела и те, ведшие из Петербурга, пути, по которым шло воссоединение, изучены подробно; личности главного униатского деятеля, пр.Иосифа Семашки, уделено еще больше внимания; но участие других, даже первостепенных деятелей, еще мало выяснено, – они пока остаются заслоненными личностью пр.Иосифа; происходившая на месте воссоединения, полная глубокого интереса жизненная борьба двух направлений «за» и «против» унии еще недостаточно рельефно представлена, и даже вопрос о первовиновнике последнего воссоединения, – вопрос, затронутый пр. Василием в «Записках» 1 , затем бывший предметом великого спора между М.О.Кояловичем и П.О.Бобровским и после них затихший, хоть и решается большинством исследователей в пользу пр.Иосифа, но не может считаться разрешенным окончательно. В частности, надо заметить, что последнее воссоединение литовских униатов обследовано гораздо детальнее, чем белорусских. Причина этого лежит в личности б.Литовского епископа пр.Иосифа, под непосредственным наблюдением и постоянным руководством которого шло воссоединение на Литве, почему исторические труды, посвященные пр.Иосифу, одновременно с этим являются посвященными и последнему воссоединению Литовских униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Иосиф, митрополит Литовский и Виленский (Семашко Иосиф Иосифович) Родился 25 декабря 1798 года в селе Павловке Липовецкого уезда Киевской губернии. Родители Иосифа происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались Православия, так что отец Иосифа посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь . С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной его чертой на всю жизнь. Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца. Уже в эти годы он превосходил успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу. В сентябре 1809 года Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением, все преподавание велось на польском языке. И здесь по своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников. В 1816 году он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной духовной семинарии, поражали даже его учителей. 6 июля 1820 года Иосиф окончил Главную духовную семинарию со степенью магистра богословия. Несмотря на воспитание учеников духовной семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем не угасла искра любви и сочувствия к России. По окончании духовной семинарии Иосиф прибыл в Луцк, где по предложению Луцкого униатского епископа принял сан священника без вступления в супружество. Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава I. Епархиальное Управление Пределы Литовской епархии. Епархиальные архиереи. Преосвященные викарии. Духовная консистория. Благочинные. Съезды благочиннические, училищные и епархиальные. Литовские епархиальные ведомости, как официальный орган епархии. В год воссоединения униатов, т.е. в 1839 году, в состав Литовской епархии входили, кроме тех частей, которые находятся в оном в настоящее время, еще части нынешних епархий – Минской, Волынской, Киевской и Каменец-Подольской, которые были приписаны от униатской Белорусской епархии к униатской же Литовской епархии, по представлению обер-прокурора Св. Синода, Протасова, в видах подготовки их, под руководством пр. Иосифа Семашки, к воссоединению с православною церковью. Впрочем, уже в следующем году, после воссоединения униатов, т.е. в 1840 году, произошла перемена в составе Литовской епархии, вызванная местными удобствами, а именно: воссоединенные церкви Минской губернии, принадлежавшие прежде к униатской Литовской епархии, перешли к Минской, а древле-православные церкви последней, расположенные по Гродненской губернии и Белостокской области, были причислены к Литовской епархии. Древле-православные церкви, состоявшие в Виленской губернии, были перечислены от Полоцкой к Литовской епархии, и последняя была поставлена во второй класс, после Херсонской, и пр. архиепископу Иосифу, получившему сей титул в день официального утверждения Императором Николаем Павловичем акта о воссоединении униатов, т.е. 25 марта 1839 года, было назначено 6 апреля 1840 года именоваться Литовским и Виленским и священно архимандритом Троицкого Виленского монастыря, а с 14 марта 1845 год – Св. Духовского, викарию же его, «Брестским», вместо «Пинского». Между тем в 1842 году произошли новые перемены в составе Литовской епархии. 18 декабря сего года, по Высочайшему повелению, в видах уравнения северо-западных губерний в пространстве и населении, была составлена из северных уездов нынешней Виленской губернии – Тельшевского, Шавельского, Россиенского, Ново-Александровского, Вилкомирского и части Ковенского, новая губерния, под названием Ковенской, с назначением г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Официальная хроника Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону Епископ Воскресенский Дионисий назначен управляющим делами Московской Патриархии Элладская Церковь фактически признала ПЦУ, Украинская Православная Церковь назвала это " ножом в спину " Архиерейский Собор Польской Церкви: Принятие в церковный организм раскольников нарушает евхаристическое единство всего Православия Грузинский Синод принял ряд важных решений Опубликован список митрополий Элладской Православной Церкви, нежелательных для посещения паломниками Патриарх Кирилл вручил главе Архиепископии западноевропейских приходов грамоту о восстановлении единства с Русской Православной Церковью Патриарх Кирилл прекратил поминовение предстоятеля Элладской Церкви Церковь и общество С 1992 года количество православных общин в Латвии выросло на 35% Проблема воссоздания храма на Сенной площади Петербурга исключительно финансовая Русская Православная Церковь предлагает отменить ограничения высотности для религиозных сооружений Петербурга Состоялось освящение нового здания социального отдела Калужской епархии От присоединения к РПЦ отказалось около 15% прихожан Русской архиепископии Власть и религия Росимущество передало Колпашевской епархии старинную церковь Минюст Латвии зарегистрировал " автономную церковь " в юрисдикции Константинополя Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях передан Церкви Новые издания В Издательстве Минской духовной академии вышел сборник материалов научной конференции, посвященной митрополиту Иосифу (Семашко) Происшествия Рязанская епархия на год запретила в служении священника, избивавшего жену Сторонники ПЦУ пытались захватить храмы в Ровенской и Винницкой областях В Северодонецкой епархии разгромлен и осквернен храм Во Львове телефонные террористы " заминировали " Свято-Георгиевский собор В Нигерии похитили католического священника Разное Папа Римский извинился за прихожан, выбросивших языческие статуи в Тибр Более 3 700 языков мира не имеют перевода Библии Пастырское агентство католической Итальянской епископской конференции опубликовало языческую молитву

http://drevo-info.ru/list/926.html

Семь проповедей синодального члена митрополита Литовского и Виленского Иосифа, говоренные при важнейших случаях служения, и о греко-унитской церкви в Западном крае России Источник Предисловия I Пятидесятилетие воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью будит много воспоминаний об этом важном русском, православном событии и вызывает многих русских делиться с другими своими знаниями и трудами по разъяснению его. Приготовляются к изданию и отчасти уже изданы письменные памятники этого события, исследования, статьи. В них раскрывается та историческая правда, которая вопреки всем расчетам и ожиданиям врагов Православия и русской народности, завершила успехом и в 1839 г. многовековые страдания русского народа Западной России, всегда стремившегося быть едино со всем русским народом, в едином русском государстве. Поведали нам эту правду в своих записках главнейшие двигатели этого великого дела: приснопамятный бывший митрополит Литовский и Виленский Иосиф Семашко , бывший архиепископ Полоцкий и Витебский Василий Лужинский и бывший архиепископ Минский и Бобруйский Антоний Зубко. Собственные рассказы этих лиц о воссоединении, сопровождаемые, как, например, записки митрополита Иосифа, многочисленными письменными памятниками, или могущие быть проверенными этими и другими памятниками, как записки Василия и воспоминания Антония, имеют великое значение. Это – открытое, торжественное пред лицом всего русского мира свидетельство ближайших очевидцев и деятелей по воссоединению униатов. К сожалению, не всем доступны даже важнейшие из этих записок – митрополита Иосифа – по своей обширности и дорогой цене. Они, как и предпринимаемые ученые издания памятников, могут быть достоянием лишь немногих. Чтобы доставить возможность большему числу читателей ознакомиться хотя с главнейшими мыслями самых выдающихся двигателей воссоединения униатов, в настоящем издании переиздаются «Семь проповедей или слов митрополита Иосифа» и «Воспоминания архиепископа Антония», а также почти все письмо его к одному знакомому римско-католическому священнику и краткое исповедание истины Православия, данное митрополиту Иосифу перед рукоположением автора в сан епископа в 1834 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В Минской духовной семинарии прошли XVI Чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко) 8 декабря 2023 г. 18:50 6 декабря 2023 года в Минской духовной семинарии начала свою работу международная научная конференция — XVI Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). Перед началом пленарного заседания была совершена лития по приснопамятному митрополиту Иосифу и его сподвижникам в деле воссоединения униатов с Православием. Заупокойное богослужение в Трехсвятительском храме Минской духовной семинарии возглавил архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , наместник Успенского Жировичского монастыря. Затем в читальном зале библиотеки семинарии состоялось открытие выставки, посвященной митрополиту Иосифу (Семашко). Работа форума началась в полдень в актовом зале. После молитвы «Царю Небесный» собравшихся приветствовал ректор семинарии протоиерей Виктор Василевич. Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий огласил приветствие участникам конференции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приветствие митрополита Минского и Заславского Вениамина , Патриаршего экзарха всея Беларуси. Приветствие Чрезвычайного и Полномочного посла Российской Федерации в Республике Беларусь Б.В. Грызлова озвучил советник Посольства В.И. Ваньке. Также с приветствием к участникам обратился Генеральный консул Российской Федерации в Гродно Ф.А. Владышевский. С основным докладом «Религиозно-культурное основание Союзного государства России и Беларуси» выступила президент Фонда изучения исторической перспективы, член Общественной палаты Российской Федерации доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая . Далее с докладами выступили: Антоний Миронович, доктор исторических наук, профессор (Польша, Белосток), — «Два жизненных пути: Иосафат Кунцевич и Афанасий Филиппович, игумен Брестский»; Зоран Милошевич, доктор социологии, профессор, заместитель директора Института политических исследований (Сербия, Белград), — «Фанар и Сербская Православная Церковь»; Дарина Григорова, профессор, доктор (PhD), Софийский университет «Св.

http://patriarchia.ru/db/text/6083286.ht...

Игнатий, епископ Брестский, викарий Литовской епархии (Желязовский Яков Леонтьевич) Родился 20 января 1802 года в семье священника села Сехновичи Кобринского уезда Гродненской губернии. С 1812 по 1821 год учился в Брестском дворянском училище. 26 октября 1824 года в Тороканском Троицком монастыре пострижен в монашество. В 1825 году поступил в Виленскую духовную семинарию. 27 мая 1826 года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая – во иеромонаха. В 1829 году окончил курс Главной духовной семинарии при Виленском университете со званием кандидата; 7 марта того же года назначен учителем в Лаврашский монастырь. 5 июля 1830 года переведен в Кобринское уездное училище. 21 марта 1832 года назначен смотрителем училища. 28 декабря 1833 года переведен в Супрасльское духовное училище. 12 февраля 1839 года подписал вместе с Иосифом Семашко (бывшим епископом униатским) и другим духовенством акт о воссоединении униатов с Православием; в том же году 4 марта назначен инспектором Литовской духовной семинарии, а 20 декабря возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Гродненского Коложского (Коложанского) Борисоглебского монастыря. 20 мая 1848 года хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. 27 июня 1870 года уволен на покой в Гродненский Борисоглебский монастырь. Скончался 31 марта 1872 года в г. Гродно, погребен в кладбищенскойцеркви. Преосвященный Игнатий, по воспоминаниям современников, человек кроткого и благородного характера, благонамеренный и благонравный. Он был из базилиан, но без их иезуитства. Всю свою жизнь он посвятил Церкви и родной Литовской епархии. Благоговейно преданный митрополиту Иосифу Семашко , он был его энергичным помощником в деле присоединения униатов к Православию и остался беззаветно преданным ему до смерти. Благодаря неустанной деятельности преосвященного Игнатия, духовенство и все население Гродненской епархии сбросило с себя все польское, католическое, униатское, что веками насаждалось усилиями врагов Православия. Во все время своего святительства и даже в старости, уже больной и изнемогающий епископ Игнатий с постоянной твердостью и настойчивостью требовал от духовенства деятельного и просветительного пастырского служения, аккуратного и правильного совершения богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Перед Божественной литургией владыка Павел совершил чин освящения крестильного храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира, также расположенного на территории Военного кладбища. Освящение храма было приурочено к празднованию 1030-летия Крещения Руси. Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Минской экзархии архимандрит Сергий (Брич), благочинный 3-го Минского городского округа, настоятель Александро-Невского храма протоиерей Николай Коржич, секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков и клирики Александро-Невского храма. За богослужением молились президент Международной академии связи, сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин», президент Фонда святых равноапостольных Константина и Елены А.П. Оситис, члены попечительского совета Александро-Невского прихода В.И. Федулов, И.В. Федулова и др. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением Сергея Смольского. Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Петровский. По окончании Божественной литургии владыка Павел возглавил заупокойную литию по митрополиту Иосифу (Семашко) и его сподвижникам, потрудившимся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Решением Синода Белорусского экзархата от 3 сентября 2012 года в Белорусской Православной Церкви установлено ежегодное заупокойное молитвенное поминовение блаженной памяти архипастырей, пресвитеров, диаконов и мирян, потрудившихся в деле уврачевания разделения Церкви Христовой. Днем совершения поминовения определена дата в день упокоения митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко). 6 декабря в нынешнем году исполняется ровно 150 лет со дня блаженной кончины митрополита Иосифа. По окончании заупокойной литии Патриарший экзарх и сослужащие священнослужители совершили чин славления святому благоверному князю Александру Невскому. По окончании богослужения с приветственным словом к митрополиту Павлу обратился настоятель храма протоиерей Николай Коржич. Владыка Павел поблагодарил отца Николая за теплые слова, поздравил духовенство и прихожан храма с освящением нового храма и престольным праздником и обратился к молящимся со словом назидания. Патриарший экзарх особо поблагодарил благотворителей, строителей и всех потрудившихся в деле созидания храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5319616...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010