архим. Симеон (Гагатик) Старец Иосиф Исихаст относится к числу самых выдающихся святых подвижников и почитаемых духовных писателей последнего столетия. Его творения переведены на многие языки. Его писания и его житие со вниманием и любовью читают везде, где только есть православные христиане. В монастырях эти книги являются излюбленным чтением на трапезе. При этом сам Старец Иосиф считал себя малограмотным (он ведь закончил всего два или три класса начальной школы), может быть, поэтому он и не думал о том, чтобы публиковать свои писания. В то же время он понимал значимость написанного им. В одном из своих писем, говоря о разных степенях благодатных состояний, он пишет: «И третье состояние – осенение благодатью. Это…– бла­годать, приводящая к совершенству, которая есть дар великий… Если ты хочешь прочитать об этом, то я, несмотря на свою неграмотность, написал, когда происходили эти действия, рукописную книжечку «Духодвижная труба». Постарайся ее найти» 1 . Отсюда видно, что писания Старца Иосифа являются плодом личного благодатного духовного опыта и богодухновенны. Поэтому так важно изучать его духовное на­следие. В нем мы находим путь ко спасению, который для нас начертал наш, можно сказать, современник. Старец Иосиф родился в 1897 г. на острове Парос, в бедной благо­честивой семье. Бедность была такой, что с малых лет он должен был, оставив учебу в школе, работать сначала на своей малой родине, а за­тем в Афинах. Когда ему было двадцать лет, он прочитал жития святых подвижников и в его душе загорелся огонь любви к Богу и желание им подражать. В 1921 г. он прибыл на Афон и подвизался там с небольшой братией, в пустынных местах, пещерах и скитах до своего преставле­ния в 1959 г., то есть 38 лет. Его усердие было так велико, что Господь очень быстро подал ему множество благодатных даров: непрестанной умной молитвы, созерцания, рассуждения, любви. Именно эта лю­бовь не позволила Старцу Иосифу пользоваться дарами Божиими од­ному, он начал делиться ими в своих письмах, которые писал на про­тяжении всей жизни. Эти письма, адресованные монахам и мирянам в Греции, Европе и Америке, являются главным сокровищем, которое нам досталось от Старца Иосифа. Но и само его житие, описанное его учениками, также является источником вдохновения и примером для всех желающих трудиться ради своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Нельзя достаточно точно оценить богословскую и церковно-практическую идеологию пр. Иосифа Волоцкого, не сопоставив ее с контрастирующей с ней, даже полемизирующей идеологией его старшего современника, пр. Нила Сорского. Иосиф и Нил выступили на русское идейное поприще в эпоху и для обще-европейской и для нашей русской истории переломную. Это был момент смены креста полумесяцем на куполе св. Софии, открытие американского материка и канун Реформации. Физической китайской стены между Востоком и Западом все-таки не было. Сама механика, хотя и небойких, но никогда не прерывавшихся товарообменных связей Руси с Зап. Европой, открывала возможность и идейного обмена, и заражения модами вольномыслия. Через полосу более близкую к Западу, через Новгородско-Литовско-Киевскую области, товарное, техническое и идейное общение в XV в. нашло себе твердую почву и в новорожденном Московском государстве-царстве. Если целиком доморощенная душа и голова игумена Иосифа не вдыхала в себя воздуха не только Запада, но даже и канонизованной наставницы правоверия - горы Афонской, то совершенно понятно, что какая-то ищущая северно-русская голова и какое-то встревоженное русское сердце захотят вырваться из родной лесной пустыни на простор по крайней мере греческого Афона. Таков и был старец Нил Майков. Его привлекала доктрина исихастов, в общей форме с самого ее начала через Афон ставшая уже известной Москве. Самый утонченный ее теоретик, митрополит Солунский Грирорий Палама, был недавно (XIV в.) канонизован усердием цареградского патриарха Филофея. Культ св. Гр. Паламы, с посвящением ему 3-ей недели велик, поста, закреплен был в русской богослужебной практике митр. Киприаном, как иерархом греческой школы и греческих интересов. Но простое, бесшкольное афонское монашество было далеко от философских тонкостей системы Па-ламы. Оно знало, понимало и практиковало только систему и технику так называемой «умной молитвы» в форме непрестанного твержения формулы: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй мя грешнаго». И добивалось своим настойчивым молитвенным подвигом моментов восторга, тогда физически озарялось светом, именуемым Фаворским. То были редкие, не всем доступные моменты. Но они были путеводной звездой для каждого инока, обрекшего себя на такой подвиг. Создавшееся около этого утонченного для русских голов, слишком греческого, метафизического спора, движение передалось с Афона на Балканы, в Болгарию, Молдавию, дошло и до северной Руси. В каждой новой среде оно естественно переживалось и понималось применительно к ее вкусам и ее умственной культуре. Но факт тот, что в северной Руси, в глубине XV века нашелся для создания исихастического движения самородный талант, ни на вершок не снизивший этой доктрины, как случилось на самом Афоне в среде упростителей этого движения, бранчиво окрещенного именем «омфалопсихии».

http://sedmitza.ru/text/1162570.html

XVI век – один из самых сложных периодов в русском церковном искусстве. С одной стороны, век этот, особенно в первой своей половине, остается одним из самых блестящих, сохраняя в основном направлении духовную насыщенность, простоту, строгость и монументальность образа; с другой стороны, уже в середине века намечается сдвиг, определяющий в дальнейшем развитие течения, которое окончательно кристаллизуется в XVII веке и постепенно приведет к разрыву с традицией. Сдвиг этот обусловлен рядом внешних и внутренних причин, имеющих корни в предыдущей эпохе. Как мы уже отмечали, в послерублевский период начинает частично утрачиваться духовно-смысловая основа образа. Ослабевает исихастская напряженность, спадает духовный подъем. Происходит нечто подобное тому, что было в Византии, где «со времени официального торжества исихастов и канонизации самого Паламы, исповедание его учения стало иногда чисто казенным, без подлинного духовного и творческого усвоения его сущности» 431 . Вследствие этой ущербленности духовной сущности исихазма в Византии живая творческая традиция сменяется консерватизмом, бессильным противостоять в дальнейшем влияниям, идущим с Запада. В разбираемую нами эпоху исихазм постепенно перестает играть ведущую роль и на Руси. В духовной жизни получает перевес то направление, которое возглавлялось преподобным Иосифом Волоцким . Хотя сам св. Иосиф и был приверженцем исихазма, все же внешняя аскетическая жизнь и широкая деятельность занимали у него главное место, и молитвенное делание подчинялось социальному служению. У последователей же преподобного Иосифа первое место стало занимать поучение; духовная жизнь снижается и суживается; она обращается, главным образом, вовне. Параллельно этому переключению духовной жизни на внешнее, уставное благочестие, происходит переключение на внешность и в искусстве. Догматическое содержание образа начинает утрачивать свое доминирующее значение и не всегда ощущается как основное. Увлечение благообразием и благоустройством, свойственное иосифлянству, стимулирует количество в ущерб качеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Круг источников о жизни Давида Дисипата крайне узок и ограничивается периодом с 1337 по 1347 год. Знакомство Давида Дисипата с Варлаамом Калабрийским состоялось в Фессалонике . Давид Дисипат входил в группу монахов- исихастов , представителей известных аристократических родов, которую возглавлял Игнатий Исихаст . Около 1337 года Варлаам сблизился с этой группой, и Давид Дисипат был одним из монахов - учеников Игнатия, наставлявших его в методе исихастской молитвы, которому учил Игнатий. Во втором письме к Игнатию Исихасту Варлаам упоминает Давида Дисипата, а также Иосифа Калофета и монаха Луку , иронично замечая, что " научился от них многому хорошему " (πολλ κγαθ παρ ατν κδιδαχθες) . То, что Варлаам узнал об исихастской молитве, привело его в негодование, и он тотчас написал первое письмо к Игнатию (Ep. 4). Давид Дисипат сумел перехватить это письмо и вернуть его автору с просьбой заменить другим, менее резким и полемичным. Варлаам согласился написать второе письмо к Игнатию, в котором убрал явную критику в адрес старца, о чем впоследствии сожалел . Сохранилось два письма калабрийского философа непосредственно к Давиду Дисипату (Ep. 6, 8), написанные позднее писем Варлаама к Игнатию. Первое письмо носит явно полемический и иронический (κνζοντα - именно так охарактеризовал Давид Дисипат, по словам Варлаама, это письмо - Ep. 8. 3) характер по отношению к монахам-исихастам. Варлаам считает наилучшим и важнейшим точное постижение сущего, верхом которого является " познание Бога (Θεο γνσις), насколько это возможно, и благовидное, со знанием (γαθοειδς μετ πιστμης), расположение к людям посредством доступного подражания подлинному добру (κατ τν γχωροσαν το κυρως γαθο μμησιν) " (Ep. 6. 1-5; положение Варлаама о подражании (μμησις) как единственном пути к обожению было осуждено в 1340 Святогорским томосом). Что касается аскетических упражнений (воздержание, пост, бдение, сон на голой земле и т. д.), то, если они не приводят к " вышесказанному " , в них нет никакой пользы (Ep. 6. 5-10). В том же духе выдержано второе письмо Варлаама к Давиду Дисипату.

http://drevo-info.ru/articles/13680715.h...

Сортировать по Исключить новости За гранью «здравого смысла» Книга произвела во мне некий тектонический сдвиг: я увидела условность, относительность моих понятий о норме 24 марта, 2016 Книга произвела во мне некий тектонический сдвиг: я увидела условность, относительность моих понятий о норме Книга «Моя жизнь со старцем Иосифом» — это запись устных воспоминаний афонского старца Ефрема Филофейского (Мораитиса) о годах его послушничества у знаменитого старца Иосифа Исихаста (Коттиса). Когда я наконец дочитала ее и закрыла, мне казалось, что книга эта — если не перевернула, то, по крайней мере, изменила меня очень существенно и, главное, необратимо. Мое духовное и, как следствие, душевное состояние, мои реакции на всё, происходящее со мною и вокруг меня, стали совершенно иными. Другим стал угол зрения — книга подняла меня на некую, пусть небольшую — несравнимую с теми высотами, о которых в ней речь — но все-таки высоту. И я смогла увидеть всё, происходящее во времени — как предисловие к вечности… Но время, меж тем, делало свое дело: вечера, проведенные за книгой, уходили в прошлое, и я теряла высоту: угол моего зрения понемножку возвращался к прежнему градусу. И вот, созрело наконец восклицание: «Слушайте, да это же ужас! Это просто за гранью здравого смысла! Зачем?..» Чтобы объяснить, почему «ужас» и «за гранью», приведу две шокирующие цитаты. «Старец был очень строгим. Он меня разбивал наголову. Он, как говорит поговорка, каждый день обтесывал меня топором. Чего он только со мной ни делал! Чтобы ко мне обратиться, позвать меня, он употреблял всевозможные оскорбительные слова и все соответствующие эпитеты. Вот что было мучением! Все те годы, что я был рядом с ним, я только два раза услышал из его уст свое имя. Обычно он звал меня так: дурень, косорукий, вавулис (пренебрежительное обращение к человеку маленького роста.— М. Б. ), малой и другими подобными прозвищами. По имени — никогда. (…) Он не только меня ругал, но иногда даже и поколачивал. Я ему говорил: «Старче, бей меня, колоти. Пусть треснет моя гордость»».

http://pravmir.ru/za-granyu-zdravogo-smy...

Незадолго до своей смерти старец Ефрем переселился в скит святителя Василия Великого, где вскоре скончался. После его смерти Иосиф, уступая просьбе собрата, принял на себя обязанности главы общины, хотя отец Арсений был старше и годами, и по времени монашеского пострига. Оставшись вдвоём, Иосиф и Арсений продолжили путешествия по Афону, возвращаясь в свою каливу только на зиму, а затем приняли решение жить там постоянно, занимаясь резьбой по дереву. Согласно воспоминаниям Иосифа Исихаста, этот период жизни был связан для него с особенно тяжёлыми искушениями. Так, однажды старцу явился в видении длинный строй монахов, приготовившихся к сражению с бесами. Высокий и славный военачальник предложил ему встать в первый ряд бойцов, на что Иосиф с радостью согласился. За видением последовала жестокая духовная брань, продолжавшаяся 8 лет, в результате которой Иосиф Исихаст, по его словам, " вошёл во все прибежища врага и после жестокого единоборства вышел из них по благодати Господней " . Важным событием в жизни подвижника стало обретение духовника старца Даниила, безмолвника и почти полного затворника, монашествовавшего в келлии преподобного Петра Афонского в окрестностях Великой Лавры . От своего духовника Иосиф Исихаст перенял правило вкушать пищу (состоявшую из одной меры хлеба и небольшого количества овощей) лишь раз в день, не делая исключения для великих праздников. В период пребывания в скиту святителя Василия Великого вокруг Иосифа Исихаста стало формироваться небольшое монашеское братство. К старцу присоединились его родной брат Афанасий, отец Иоанн из Албании и отец Ефрем (впоследствии иеромонах, возглавивший движение старостильников в городе Волос). Послушником Иосифа Исихаста некоторое время был и известный подвижник монах Герасим (Менайас) , который, несмотря на то что здоровье не позволяло ему остаться в братстве надолго, всегда вспоминал о старце с глубоким почтением. С тех пор как подвижники стали постоянно жить в своей каливе, Иосиф Исихаст приобрёл большую известность, и к нему за советом приходило множество посетителей. Это обстоятельство нарушало уединённую обстановку, побуждая основателей братства искать новое место для монашеских подвигов.

http://drevo-info.ru/articles/13675635.h...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) 28 августа исполняется 52 года со дня преставления старца Иосифа Исихаста   28 августа исполняется 52 года со дня преставления старца Иосифа Исихаста     28 августа исполняется 52 года со дня преставления старца Иосифа Исихаста. Уже прошло полвека, а память о нем на Афоне так жива, что кажется совсем недавно можно было прийти к нему в пещерный храмик и послушать его огненные слова.   Старец подобен высокой горе, чем дальше отходишь - тем величественнее открывается вид на саму вершину. З начение Иосифа для Афона со временем видится в иной перспективе. Чем дальше время отодвигает его от нас, тем более величественным нам видится его подвиг. Целая эпоха обновления духовной жизни на Святой Горе связана с памятью старца Иосифа Исихаста.   Публикуем уникальные фотогорафии старца, историю желой жизни в фотографиях: Лучшая книга о старце: Ефрем Филофейский. " Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник " . Глава " В скиту Малой Анны " (перевод монаха Макария)   После блаженной кончины великого старца Иосифа Исихаста его братия недолгое время жила под руководством его духовного сподвижника, старца Арсения Пещерника (†1983). Со временем, однако, ученики старца Иосифа Исихаста стали жить порознь, собрав очень скоро каждый свою собственную братию.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=7...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Гимны афонского старца Иосифа Исихаста. О суетности мира Гимны афонского старца Иосифа Исихаста. О суетности мира   Продолжаем публикуацию гимнов афонского старца Иосифа Исихаста в переводе Олега Родионова.- Афон   О суетности мира   Мир этот суетен, и все мы это видим ясно. Взывает к нам Екклисиаст: всё суета — глаголет — И трижды суета сует, всё суета на свете. Мы все об этом слышали, и многие читали, Но враг обманывает нас, и нет в нас исправленья. Он суетной материей глаза нам закрывает, И потому не видим мы конец, что к нам так близок. К тому же враг покрыл наш ум как бы туманом неким, Чтоб мы не различали страсть, которая нас душит. Поистине я изумлен, душевный брат, знакомый. Далекий друг иль ближний мой, монах ли, христианин:  Я вижу как с готовностью всемерною всецело Ты утопаешь в веществе с безумством ненасытным. Страдаешь, проливаешь пот, без сна — все собираешь Материю, не думая, что под конец случится, Всё — суета, брат, ржавчина, одна лишь пыль и глина, И обращаются в ничто труды твои, старанья. Бранишься ты, тебя бранят, ты раздражен и гневен, И с ближними ругаешься, как будто ты бессмертен.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=4&iid=23...

Скачать epub pdf Аннотация Краткое руководство к аскетической жизни старца схимонаха Иосифа Ватопедского (род. 1921), одного из ближайших учеников старца Иосифа Исихаста († 1959), явившегося возродителем монашества на Святой горе Афон в XX в. Содержание К русскому изданию Предисловие Необходимость подвига Виды подвижничества о Господе Молитва Воздержание и пост Покаяние Право божественного сыноположения Долг и вера как его источник Деятельное благочестие. Законы и способы духовной войны по учению отцов Добродетели и страсти Трехчастное строение души и ее исцеление Помыслы и противостояние им Семь телесных дел покаяния Дела нового и ветхого человека Делание и созерцание. Полезные речения из опыта отцов Память смертная и памятование о будущем Всеобъемлющее злострадание и молитва Предлог домостроительства Бесцельные развлечения Весь живот наш Христу Богу предадим Внимание и усердие Взаимозависимость добродетелей и пороков Памятование о Боге Боговидное устроение человека Устранение причин ко греху Изменения к худшему Последовательное соблюдение духовного распорядка Смирение и самоукорение Уныние – наш коварный враг Занятие умной молитвой в миру Карает ли Бог человека? К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Автор настоящей книги, старец схимонах Иосиф Ватопедский (род. 1921) – один из ближайших учеников известного афонского старца Иосифа Исихаста († 1959). явившегося возродителем монашества на Афоне в XX в. Юноша, которому суждено было стать одним из птенцов безмолвнического гнезда Иосифа Исихаста , родился на о. Кипр. Его отец и мать были простыми крестьянами. Образование ограничивалось только первыми классами школы, но это не помешало ему впоследствии стать прекрасным знатоком и исследователем аскезы, ибо, по слову ап. Павла, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» ( 1Кор. 1, 27 ). Уже в ранней юности, в шестнадцать лет, будущий подвижник Афона принял ангельский образ в кипрской обители Ставровуни. В 1945 г., покинув родной остров, он прибывает на Святую Гору, где не сразу обретает своего духовного наставника, что свидетельствует о высоких духовных запросах будущего старца. Но подобно тому как сладкоголосая птица рано или поздно находит в бескрайних, тихих и уединенных лесах подобную себе, так и неугомонный скиталец нашел в пустыне афонской дивного духовного соловья безмолвия – старца Иосифа Исихаста . Словно расцветающий росистым вечером цветок, монах Иосиф воспринимает не для всех видные лучи заката солнца духовного сияния великого аскета, ибо «старец [ Иосиф Исихаст ] придерживался особого образа жизни и свидетелей, видевших его своими глазами и слышавших его речи, не так много» 1 . Иосиф ученичествует у старца Иосифа Исихаста в течение последних 12 лет его жизни, то есть застает духовный расцвет пустыннической маленькой общины великого подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

     О духовной традиции Святой Горы Афон – беседа корреспондента журнала «Покров» с афонским старцем, настоятелем одного из старейших святогорских монастырей, учеником старца Иосифа-младшего, архимандритом Ефремом Ватопедским. – Большинство читателей журнала «Покров» слышали про исихазм и связывали его, конечно же, с именем Григория Паламы. Расскажите, пожалуйста, об исихазме. Что это такое, через каких носителей это течение развивается и живет? – Конечно, исихазм развивается на Святой Горе. И в нашем монастыре в Ватопеде также. Блаженный старец Иосиф-исихаст своим благодатным присутствием на Святой Горе восстановил через опытное переживание паламическое богословие. Когда мы говорим о паламическом богословии, то имеем в виду не теорию, а святоотеческое богословие, то есть здесь мы употребляем только имя его, имея в виду, однако, общее богословие. И это богословие всегда исихастическое. Когда мы говорим, что у нас есть исихия, или мир, – то это не значит спокойствие на языке психологов. Это означает, что монах живет сильной сердечной настойчивой молитвой и достигает благодатью мобилизации внутренних сил души. И охранением заповедей Христа добивается полной внутренней полноты. Внутренняя душевная полнота – это то, что называют на Святой Горе покоем. «Когда доволен человек? Когда он покоится» – так говорят святые Афона. Тогда этот человек наслаждается, вкушая благодать. И через все это духовное делание монах-исихаст добивается онтологически опытного вкушения и переживания благодати. Как говорил пророк и царь Давид: «Вкусите и видите, что благ Господь». И в другом месте: «Усладися о Господеви, и Он даст по сердцу твоему». И монах-исихаст, который находится в постоянном общении со Христом, переживает сладость, радость и веселие от этого общения. И это все передать через тварный человеческий язык невозможно. Когда говорят, что это монах-исихаст, то это не значит, что он живет в пещере – то есть в уединении и одиночестве, это тот, кто постарается, подчинившись послушанию, через внутреннее делание постоянно общаться с Богом.

http://pravoslavie.ru/103722.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010