Иосиф Вриенний (1359 - ок. 1436 или 1438) Письма Проповеди Иосиф Вриенний Византийский монах, писатель и антилатинский полемист. Биография Греч. Ιωσφ Βρυννιος. В Константинполе получил прекрасное образование, был знаком с сочинениями Фомы Аквинского. Иосиф Вриенний довольно рано принял монашеский постриг, вероятно, в Студийском монастыре. В 1382 или 1383 г. Иосиф Вриенний был отправлен патриархом Константинопольским Нилом в качестве миссионера на остров Крит, находившийся под властью венецианцев со времени 4-го крестового похода. Миссионерская деятельность Иосифа Вриенния продолжалась 20 лет в сфере взаимодействия с населявшими остров православными греками, антилатинской полемики, духовного образования и дисциплинарной реформы для православного клира, монашества и церковного народа. Однако присущее Иосифу Вриеннию чрезмерное рвение, с которым он обличал критский клир, особенно монахов, вызвало неприязнь к нему православных греков. Иосиф Вриенний был заключен под стражу и вынужден вернуться в Константинополь в 1402-1403 гг. После возвращения в Константинополь, пребывая в Студийском монастыре, Иосиф Вриенний занимал должность проповедника имп. двора. В 1406 г. патриарх Константинопольский Матфей I (1397-1410) назначил Иосиф Вриенний своим местоблюстителем (τοποτηρητς) во главе делегации, уполномоченной подробно исследовать запрос греч. клириков Кипра, официально подчинявшихся лат. иерархии (греч. архиепископская кафедра была упразднена папой Александром IV в 1260), но желавших тайно соединиться с Константинопольской Церковью. 8-29 июля 1406 г. Иосиф Вриенний в Фамагусте возглавил синод кипрских епископов. Предприятие не увенчалось успехом по причине строгих православных установок Иосифа Вриенния. Он полагал, что это объединение бессмысленно и может лишь принести вред, поскольку киприоты живут в теснейшем единении с латинянами и даже в случае присоединения к Великой церкви не собираются разрывать церковное общение с католиками, а значит, и дальше будут следовать еретическим догматам. Со своей стороны латиняне и визант. латинофроны воспользуются фактом объединения с киприотами в своих целях и будут считать, что уния Церквей уже состоялась. Соч. «Выступление (Μελτη) о воссоединении киприотов с православной Церковью», произнесенное Иосифом Вриеннием через 7 лет после его поездки на Кипр на заседании Константинопольского синода, является единственным известным источником, сообщающим об этом событии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vriennij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АРГИРОПУЛ [греч. Ιωννης Αργυρπουλος; итал. Giovanni Argiropulo] (ок. 1393/94 или ок. 1415, К-поль - 26.06.1487, Рим), визант. ученый, гуманист, филолог, сторонник унии К-польской и Римско-католической Церквей. Мн. детали его биографии, особенно до переселения И. А. в Италию, остаются не вполне ясны и вызывают дискуссии у совр. исследователей. Отца И. А. звали Мануил, мать происходила из рода Хрисовергов, возможно была родственницей братьев Максима , Феодора и Андрея Хрисовергов из К-поля, позднее принявших католичество. Родители И. А. умерли, когда ему было ок. 10 лет; он воспитывался в семье дяди в Фессалонике, где начал учиться под рук. местного нотария Алексея Форбена. Ок. 1410 г. вернулся в К-поль и обучался там у лучших визант. интеллектуалов, вероятно у Иоанна Хортазмена , Георгия Гемиста Плифона и Иосифа Вриенния. Ок. 1420 г. И. А. был возведен в сан диакона и поступил на службу в патриаршее ведомство Великой ц.; в 1421 г. получил разрешение от визант. имп. Мануила II открыть собственную школу и начал преподавать основы древнегреч. философии. В 1423 г. И. А. переехал на Крит, принадлежавший Венеции, для совершенствования познаний в «латинской науке»; при этом продолжал преподавать. На Крите И. А. познакомился с Георгием Трапезундским , к-рый в то время занимал пост ректора школы в Кандии. Однако их взаимоотношения ухудшились после диспута 1424 г. Через год, вернувшись в К-поль, И. А. восстановил свою школу и работал в ведомстве Великой ц.; вскоре был рукоположен во иерея. Уже в это время среди его учеников были и ромеи, и итальянцы, в т. ч. сын гуманиста Франческо Филельфо, который вскоре стал переводчиком при дворе имп. Иоанна VIII Палеолога . В 1438-1439 гг. И. А. в составе визант. делегации участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе , принял Флорентийскую унию. Поскольку сторонники унии в визант. обществе оказались в меньшинстве и часто считались фактически отлученными от Церкви, принятие унии для И.

http://pravenc.ru/text/469810.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЕВГЕНИК [греч. Ιωννης Εγενικς] (ок. 1400, К-поль - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника , митр. Эфесского. Род. в происходившей из Трапезунда семье известного гимнографа и руководителя одной из школ диакона, затем сакеллия ц. Св. Софии Георгия. Рано осиротел, воспитывался у брата в К-поле; посещал знаменитую школу Иосифа Вриенния , затем отправился в Мистру , где его учителем был Георгий Гемист Плифон , а ближайшим другом - Виссарион Никейский. Стал патриаршим нотарием, с 1435 г.- диакон и номофилакс. Был тесно связан с Георгием Схоларием (впосл. патриарх К-польский Геннадий), с визант. правящими и знатными семействами Палеологов , Великих Комнинов , Асанов, Гавров , Филантропинов, с князьями Феодоро (Мангупа) и др., мн. представителям к-рых посвятил монодии и эпитафии. Участник Ферраро-Флорентийского Собора , покинувший Феррару в сент. 1438 г. из-за нежелания участвовать в заключении унии. Корабль, на к-ром возвращался И. Е., попал в страшную бурю в Адриатике, и он едва спасся, перезимовал в Анконе и возвратился в К-поль в мае 1439 г. В столице не скрывал антиуниат. взглядов, за что подвергся опале со стороны патриарха Митрофана II. В 1440 г. отправился на Пелопоннес, деспоты к-рого подарили ему дер. Петрина близ Мистры. В 1446-1450 гг. жил в К-поле. Настойчиво добивался отвержения унии и покинул город в результате гонений. Посещал Афины и Трапезунд, император и митрополит к-рого не приняли унию. После 1450 г. управлял делами Лакедемонской митрополии. Точно не установлено, был ли И. Е. свидетелем взятия османами визант. столицы, но в 1453 г. он написал монодию «На падение Великого Города». С. П. Карпов Сочинения Лит. наследие И. Е. обширно. На сегодняшний день известно собрание из 32 писем и 87 сочинений И. Е., написанных в разных жанрах: это богословские трактаты, гимнография, гомилии, речи, экфрасисы (описания), монодии, эпитафии, метрические стихи. Значительная часть произведений И. Е. не издана (роспись сочинений И. Е. см. в: P é trid è s. 1910; Stiernon. 1974).

http://pravenc.ru/text/471171.html

Предисловие. Восприятие общественных проблем ортодоксально-православным мыслителем (Иосиф Вриенний) В специальной исторической литературе дается неоднозначная оценка деятельности византийского философа-богослова, миссионера-проповедника, одного из ведущих лидеров ортодоксально-православной политической группировки Иосифа Вриенния (1350–1432). Его судьба 1 необычайно трудна и странна. Многие годы и даже десятилетия ему приходилось пребывать на периферии икумены, но всюду, где бы ни находился, он считал себя ромеем и предназначал свои сочинения «ромейскому роду». Вследствие этого труды Вриенния, созданные в том или ином уголке «вселенной», следует рассматривать не только как исторический источник для характеристики той конкретной части икумены, где осуществлялась проповедническая миссия философа, но и более широко – как источник для изучения византийского общества в целом. И. Шевченко, ставя Вриенния в ряд с патриархами Афанасием I и Филофеем Коккиным, считает, что Иосиф стремился к действительной социальной перемене 2 . К.-П. Мачке, однако, намеревался доказать, что цель Вриенния – «защита идеального образа отбалансированного социального порядка, которому не соответствовала действительность» 3 . Тем самым концепция Иосифа Вриенния уподоблена позиции ряда английских проповедников XIV в. Ссылаясь на третью речь Иосифа Вриенния по поводу спасительного распятия от 14 апреля 1419 г., исследователь полагает, что она является типичной во всех отношениях для оценки мировоззрения Иосифа. Насколько велик Вриенний в своих обвинениях при разборе конкретных случаев, настолько бесцветна и лишена общественного звучания его мысль там, где он предстает с собственными предложениями об изменении общественной ситуации 4 . Так, в упомянутой речи он «после крайне критической оценки положения империи требует издания различных церковных и светских законодательных актов, синодального томоса и церковной новеллы или хрисовула, которые должны обратиться против ростовщичества, в том числе с церковной стороны, против злоупотреблений товариществ, против перегибов налоговых чиновников и против общения с преступными священниками» 5 . Важным представляется наблюдение К.-П. Мачке о том, что Иосиф Вриенний надеялся возвратить греховный мир в состояние первоначальной омонии – согласия, единодушия, взаимного понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vriennij...

Имя Иосифа Вриенния не пользуется большою известностью в литературном мире; действительно, он и не принадлежит к числу первоклассных писателей по дарованиям, ни в особенно памятным потомству общественным деятелям своего времени. Но его сочинения все-таки заслуживают внимания интересующихся историей греческого народа и греческой церкви в конце XIV и начале XV столетия, в период крайнего политического упадка и можно сказать вымирания греческой империи. Несмотря на лежащую на них в некоторых случаях печать ограниченности миросозерцания и скудости Философского и богословского образования, они всегда будут интересовать пытливость читателя не без удовлетворения любознательности, как по важности предметов и обстоятельствам, при которых писаны, так и по личности писателя и отношениям его к современному ему ходу дел. «В его сочинениях», говорит Евгений Булгарис, «встречается многое достойное уважения и изучения; многое сказано сильно и отменно против разномыслящих с нами относительно некоторых догматов. Всюду с возвышенностью и высотою созерцания соединены и прекрасные приспособления нравственные, относящиеся к жизни христианской. И слог вообще ясный, хорошо и расположение, хоть иногда, применительно к большинству слушателей, слог понижается до обыденной речи. Во всех творениях приличное приспособление (οικονομα) доказательств, и слово без всякой шероховатости идет плавно и свободно, а по местам выступая небрежно заимствует приятность от самой необработанности и заставляет забывать о выработанности речи, привлекая естественностью. А если кое-что иногда сказано слабо и недостаточно или страдает излишеством, даже школьнически и ребячески понято и не весьма согласно с правилом истины: то ничто не мешает читателям, избирая полезное, не обращать внимание на встречающиеся недостатки. К этому отзыву просвещенного издателя сочинений Вриенния мы можем прибавить только в похвалу его, что Иосиф, пребывши верным духу православной церкви, одушевленный глубоким смыслом православия и патриотизма, свои наличные дарования и с трудом приобретенную в тогдашние бедственные времена ученость посвящал истинным нуждам своего народа и церкви, от худого течения дел не впадал в уныние или сомнение относительно правоты своего исповедания, не увлекался опасными мечтами единения в вере с латинским Западом и всеми силами старался поддерживать в своих соотечественниках бодрость духа и достойную христиан нравственную доблесть. Поэтому его деятельность приобретает ему место между известнейшими народными учителями и охранителями православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК IV Патриарх Александрийский (1385(?)-1389(?)). В т. н. Дионисиевском каталоге, изданном еп. Порфирием (Успенским) , начало Патриаршества М. (назван Марком III) отнесено к 1385 г., а его продолжительность определена в 4 года. В. Грюмель и вслед за ним Ж. Насралла приняли эти датировки, хотя не считали их надежными. Возможно, именно М. адресован указ мамлюкского султана об утверждении в должности, который египетский ученый аль-Калькашанди (1355-1418) привел в своем энциклопедическом сборнике как образец соответствующей офиц. документации. Указ, данный «мелькитскому патриарху Александрии», не содержит даты и имени, однако по ряду признаков может быть отнесен к 80-м гг. XIV в. В тексте документа помимо перечисления стандартных прав и обязанностей духовного предстоятеля правосл. общины содержится прямой запрет патриарху на несанкционированные внешнеполитические контакты. Это требование появляется в мамлюкском делопроизводстве в посл. четв. XIV в. как реакция на недавнее военное противостояние с Кипрским королевством (1365-1370), ставшее причиной возникновения подозрений в отношении политической лояльности христ. подданных. Тем не менее известно, что М. поддерживал контакты с Византией. Сохранилось письмо патриарху визант. церковного деятеля Иосифа Вриенния , из к-рого следует, что между ним и М. были дружеские отношения и велась регулярная переписка, а их знакомство произошло во время пребывания М. в К-поле, т. е. до 1382/83 г., когда Иосиф покинул столицу. Текст не позволяет судить о происхождении М., очевидно только, что он не принадлежал к столичному духовенству, однако был глубоко интегрирован в грекоязычную культуру. Известна рукопись, содержащая некий совместный акт 4 правосл. патриархов, в т. ч. М., от янв. 1388 г. (RegPatr, N 2833). Запись фрагментарна, что не дает возможности восстановить ее исторический контекст. М. упоминается также в колофоне, принадлежащем свящ. Юсуфу аль-Мисри, ведущему канонисту Александрийской Церкви кон. XIV в.: автор сообщает о своей хиротонии, совершенной М. 14 сент. 1388 г. в ц. арх. Михаила в Каире.

http://pravenc.ru/text/2562228.html

“И он тотчас выздоровел” (Ин.5:9) Читая Евангелия, мы видим, что большую часть Своих чудес и самые значительные Свои чудеса Христос совершил в важные для иудеев дни. То же самое можно сказать и о Его проповеди. Чаще всего Он проповедовал по большим праздникам, на которые стекалось много людей. В дни Пасхи, Суккота, Пятидесятницы и других великих праздников в Иерусалиме, являющемся, по сути, иудейской митрополией, собиралось много народу. Среди собравшихся было и много больных, надеявшихся на Божественное исцеление. Но это стремление людей к исцелению был не столь великим, сколь желание Христа помочь им.    Присутствие Христа всегда было благодетельным для всех Святой Кирилл Александрийский пишет: “Где Иисус, там – спасение”, то есть где бы ни появился Христос, Он всюду несет с Собой спасение. Он входит в дом Закхея и приводит мытаря к покаянию. Приходит к мытарю Матфею и тотчас же обращает его в Евангелиста. Погребается среди мертвых, и мертвые воскресают. Спускается во Ад, и жители его оживотворяются. Христос дарит зрение слепым, слух – глухим, приходит к купальне в Вифезде и исцеляет расслабленного. Христос становится хлебом голодных, живой водой для жаждущих, воскресением мертвых, врачом болящих и искуплением для грешников. Все это Иисус делает для спасения людей. Он Сам говорит о Себе: “Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его” (Ин. 4:34). Приведем здесь и слова Иосифа Вриенния. Всем нам известно слово “скиталец”, которое характеризует человека странствующего и бесприютного. Иосиф говорит, что “ради нас Христос сделался скитальцем”, то есть человеком, странствующим и делающим все для спасения людей. Христос дает больше, чем Его просят Действительно, Христос делает гораздо больше, чем люди просят Его. В частности, болящий, видя перед собой Иисуса, вероятно, думал и надеялся на то, что Господь поможет ему окунуться в освященные воды в момент их возмущения. Возможно, в лице Христа он видел одного из забывших его родственников. Расслабленный просил одно, а Господь дал ему в десять раз больше. Он исцелил его, и человек, который целых тридцать восемь лет не мог двигаться, сейчас поднимает свой одр и уходит на глазах у изумленных очевидцев. Нам известны и другие подобные случаи. И всякий больной, согласно святому Кириллу, даже всеми покинутый, “имеет помощником Сына Божьего Единородного”.

http://pravoslavie.ru/71005.html

святитель Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский (1403/05–1472/73) Письма Священное Писание Нового Завета Догматическое богословие Слова Нравственно-аскетические труды Беседы и проповеди святитель Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский Выдающийся богослов, писатель и общественный деятель. Первый патриарх Константинопольский после падения Византийской империи. В миру Георгий Куртесий (греч. Κουρτσης, Κουρτσιος). Родом из богатой семьи, прозвище Схоларий, возможно, говорит о его ученых занятиях, хотя не исключено, что это фамильное имя. Учителями Георгия были свт. Марк Эфесский , Иоанн Хортазмен, Иосиф Вриенний и Макарий Макрис; он изучал логику, физику и право, самостоятельно занимался философией, латинским языком. В начале 1430-х годов открыл в Константинополе собственную школу, написав несколько учебников, в том числе «Грамматику». При императоре Иоанне VIII Палеологе стал судьей и членом верховного совета. В 1443-52 гг. он занимал пост «вселенского учителя», регулярно произнося торжественные проповеди по поводу церковных праздников. Был в свите императора Константинопольского Патриарха Иосифа II во время Ферраро-Флорентийского собора 1438-39 годов, где поддержал унию, произнеся в ее защиту несколько речей. Однако по возвращению под воздействием резкой критики свт. Марка и изменившихся политических обстоятельств Георгий выступил с серией полемических антилатинских трактатов. Его выступления и сочинения против унии навлекли на него гнев императора Иоанна VIII, а сменивший его Константин XI Палеолог (1449-1453) вынудил удалиться в монастырь Харсианит в Константинополе, где он принял монашество с именем Геннадий (1450). 29 мая 1453 Константинополь был взят войсками османского султана Мехмеда II. Геннадий, как и многие жители Константинополя, попал в рабство и был увезён в Адрианополь. Приблизительно в конце 1453 года султан велел христианам избрать патриарха «сообразно своей вере». Вероятно, этот поворот политики султана и привёл к освобождению Геннадия из рабства. На Богоявление 1454 года он единодушно был избран Константинопольским патриархом. За время непродолжительного патриаршества Геннадий Схоларий был вынужден заниматься проблемой организации церковной жизни в новой политической обстановке. Используя уважение султана, он смог добиться некоторого смягчения участи завоеванных греков, но общее положение их оставалось тяжелым. Уже в 1454 г. Геннадий Схоларий решил отречься от кафедры, но был удержан султаном. Через 2 года он отрекся от престола и удалился сначала на Афон в Ватопедский монастырь, а затем в монастырь Продрома (св. Иоанна Предтечи) на горе Меникио близ Серр, где провел остаток дней и был похоронен. Дважды, в 1463-1465 гг., по приказу султана он на короткое время возвращался на Патриарший престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Вернувшись в столицу империи, Иосиф поселился в Студийском монастыре (около 1402–1406), был назначен придворным проповедником (1403/04–1406), стал профессором (cathegetes) и главой патриаршей академии. Он предстает в Константинополе как «учитель научных дисциплин», «истолкователь богословия», «учитель священного богословия», «учитель великой церкви», «учитель учителей». Во время пребывания на Крите Вриенний вряд ли был экзархом патриаршего престола, его называли лишь «иерокатигором» («священным обличителем») и «учителем» (1400). В качестве топотирита (местоблюстителя) патриарха Иосиф Вриенний был направлен в 1406 г. 18 на Кипр ради объединения кипрской церкви с константинопольской и пребывал в 1406–1407 гг. в Асоматском монастыре, расположенном в гористой части острова. Его сопровождали в поездке игумен Космидийского монастыря Антоний и диакон великой церкви (св. Софии) Константин Тимофей. В 1416–1427 гг. Вриенний был монахом Харсианитского монастыря в Константинополе. Именно в то время (1421) он завещал свою библиотеку церкви св. Софии. Известно также, что Иосиф Вриенний был представителем Византии на Констанцском соборе, когда встретился с итальянскими гуманистами Поджо Браччолини, Бартоломео да Монтепульчано и Агапито Ченчи. Иосиф Вриенний постоянно был в курсе дел, происходивших в империи. Это «очевидец, достойный доверия» 19 . Ценным источником информации для Вриенния были не только личное знакомство с тем городом, где он проживал, беседы с его жителями и гостями, но и яркие впечатления от поездок, встреч с новыми людьми. Иосиф принимал участие в совещаниях высокопоставленных лиц. Так, император Мануил II Палеолог приглашал на совещания, наряду с патриархом, великим сакелларием и великим скевофилаксом, также Иосифа 20 . Накопившиеся впечатления Иосиф Вриенний обстоятельно обдумывал, а затем воплощал в устном или письменном слове. Его можно было часто видеть в православных церквах Кандии, а позже – в различных залах имперского Влахернского дворца (триклине, секрете, императорском китоне) и в апостольской церкви Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vriennij...

373-Р. Сборник аскетический 1790 г. 15.5х20. II+158 л. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Нумерация буквенная писца, киноварью. На полях сноски руки писца, иногда в прямоугольных рамках. Имеются исправления. Переплет картон в коже. Блок отстает от корешка. Обрез красный. Жучком порчен мало. Полуустав аккуратный одного почерка. Писец – схимонах Митрофан из Нямецкого монастыря. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Записи На лл. 2-15 по нижнему колонтитулу владельческая запись: «Сия книга Марка Постника дана общежителному скиту Пояне Мерулуй на общую ползу отцем Митрофаном схимонахом». На л. 122 об. запись писца: «Слово же еже сотвори святый сей на еретики о Мелхиседеце, несть зде. 1790 года, писана монахом Митрофаном». Содержание л. I-II об. Предисловие к поучениям Марка Постника патриарха Фотия. «Святейшаго Фотия патриарха Константинополскаго свидетельство о книзе преподобнаго отца нашего аввы Марка». Нач.: «Прочтеся книга Марка инока во осмии словесех, ихже первое убо, надписание получи о законе духовне». л. 1-122 об. Марка Постника слова (1-10). «Преподобнаго и богоноснаго (безсмертнаго) отца нашего Марка о покаянии всем всегда приличествующем, егоже силу действия вернии и прежде делания благодатию Крещения прияша». Нач.: «Слово 1. Господь наш Иисус Христос Божия сила и Божия премудрость». л. 123 об.-149. Иоанна Карпафийского слова (1-100). «Преподобнаго отца нашего Иоанна епископа Карпафийскаго ко иноком иже во Индии, писавшим ему. Утешительны главы 100». Нач.: «Сущим на земли царем весенны цветы приносяще нецыи просители, не токмо отвержени не быша множицею, но убо и некия восприимаху дары». л. 149-154. Св. Иоанна Карпафийского слово. «Тогожде блаженнаго Иоанна Карпафийскаго, слово постническо и зело утешительно к побудившим и от Индии иноком». Нач.: «Никогда же да восхощеши паче инока, мирянина ублажити, имуща жену и дети, и радующася за еже благотворити мнозем». л. 155-158 об. Иосифа Вриенния слово. «О тричастии души: уме, слове и дусе, еже есть образ Пресвятыя Троицы».

http://bogoslov.ru/article/6194663

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010