Послания Иосифа Волоцкого Василию III Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Публикуемые ниже «Послания Иосифа Волоцкого Василию III» характеризуют завершающий этап борьбы воинствующих церковников с ересью конца XV—haч. XVI в. Они были написаны уже после разгрома московского кружка еретиков и после собора 1504 г. В них проявляется отчетливая тенденция Иосифа Волоцкого к союзу с великокняжеской властью. Волоцкий игумен в обоих «Посланиях» отстаивает идеи теократического происхождения самодержавия. Произведения интересны также как источники крупнейшего сочинения Иосифа Санина «Просветителя». «Второе послание на еретики», хотя и не публиковалось, но было известно в литературе (см. о нем у Хрущова и др.); об «Отрывке из послания великому князю» в литературе сведений не было. I. «Отрывок из послания великому князю» находится в сборнике произведений архиепископа новгородского Феодосия, составленном около 1543 г., а также в копии с этого сборника, составленной учеником Феодосия Ефимием Турковым. Этот отрывок идет без какого-либо заголовка непосредственно после «Послания Иосифа к Нифонту». После отрывка следует летописчик Иосифа в краткой редакции. Собственно говоря, частично это послание волоцкого игумена было уже опубликовано, хотя исовсем в другом контексте: оно составляло вводную часть послания архиепископа Феодосия Ивану Грозному о корчмах. В этом послании «Отрывок» помещен без каких-либо существенных изменений с начала до слов «от треволнения душевнаго и телеснаго». Вторая половина «отрывка из послания великому князю» входит в состав 16-го «слова» «Просветителя» (начиная со слов «подобает же ти, благочестивый царю», и до конца «Отрывка»). Хотя «Отрывок» не имеет ни заглавия, ни указания на адресат, следует предположить, что он принадлежит перу Иосифа Санина. Полагаем, что его автором не мог быть Феодосии. В его послании «Отрывок» носит характер вставки (он не имеет непосредственной связи с основным текстом произведения Феодосия, которое посвящено новгородским корчмам). В послании Феодосия отсутствует вторая часть «Отрывка», тесно связанная с его началом (развивается также мысль о назначении царя). Поэтому публикуемый «Отрывок» не может быть простой выпиской из послания Феодосия о корчмах. Не являлся он извлечением и из другого самостоятельного произведения Феодосия (в противном случае новгородский архиепископ не преминул бы поместить это свое произведение полностью в одном из своих сборников). Зато чувствуется несомненная связь «Отрывка» с сочинениями Иосифа Санина. Мы указали уже на близость второй части «Отрывка» к 16-му «слову» «Просветителя». Все разночтения между «Отрывком» и 16-м «словом» можно свести к следующему:

http://sedmitza.ru/text/443529.html

С.В. Иванов (К четырехсотлетнему юбилею пр. Иосифа Волоцкого ) 1 Анонимное житие преп. Иосифа Волоцкого представляет собой одно из любопытных явлений в древнерусской житийной литературе. По своему содержанию оно отчасти подтверждает и раскрывает сведения, заключающиеся в Саввином и Досифеевом житиях Иосифа, а отчасти дополняет их, причем носит на себе характер более мягкий и в общем стиле, и в отдельных выражениях, и в отношении к лицам другой, не «иосифлянской» партии. Издавалось анонимное житие дважды. В первый раз – К. И. Невоструевым , в 1865 г., по двум бывшим до него известным спискам библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (XVI в.) и собр. В. М. Ундольского (XVII в.); 2 во второй – С. А. Белокуровым , в 1903 г., по двум вновь найденным им спискам собрания П. А. Овчинникова (XVI и XVII в.). 3 Эти два издания жития представляют две его редакции. 4 Главная отличительная особенность их сказывается в своеобразном распределении материала. Именно, в списке П. А. Овчинникова (XVI в.) средняя часть жития изложена несколько в ином порядке, чем в списках, изданных К. И. Невоструевым . Для более наглядного представления редакторской особенности расположим отдельные эпизоды средины жития в сравнительном порядке. Изд. К. И. Невоструева . Изд. С. А. Белокурова. 1) О церковно-общественной деятельности преп. Иосифа, выразившейся в участии на московских церковных соборах (стр. 108–120). 1) О князе Андрее Голенине (стр. 26–29). 2) Об учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 120–123). 2) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 29–30). 3) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 120–123) 3) Об остальных учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 31–32). 4) О князе Андрее Голенине (стр. 127–132). 4) О пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 32–33). 5) О пребывании преп. Иосифа в своем монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 108–120). 5) Об участии преп. Иосифа на московских соборах (стр. 34–39). Трудно сказать сейчас с уверенностью, какая из двух редакций является наиболее первоначальной. Но, принимая во внимание большее соответствие заглавия жития самому тексту в списке XVI в. изд. Белокурова, 5 большую логичность здесь в распределении материала и, наконец, архаичность некоторых слов и выражений именно в списке Овчинникова, 6 можно предположить, что издание С. А. Белокурова передает житие ближе к протографу, чем изд. К. И. Невоструева .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание игумена Иосифа Волоцкого епископу Нифонту Суздальскому Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Иосифа Волоцкого Нифонту» — один из важнейших источников по истории новгородско-московской ереси, свидетельствующий о широте и размахе этой ереси. Послание это до сих пор издавалось только по одной редакции. В 1847 г. «Послание Нифонту» было издано по неизвестному списку в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» 1, отд. IV). Ввиду того, что в оригинале (как и во многих списках) за «Посланием Нифонту» следовало (без заголовка) «Послание к брату Иосифа Вассиану», текст последнего послания был включен в состав «Послания Нифонту». В 1880 г. «Послание Нифонту» было вновь издано А. С. Павловым (и переиздано в 1908 г.) в т. VI «Русской исторической библиотеки» 120). Павлов уже не включил в текст «Послание Иосифа к брату», опустив заодно (не оговорив этого в аппарате) и заключительные слова «Послания Нифонту», отмечающие переход к следующему посланию: «И сия о сих». И в «Чтениях» и в «Русской исторической библиотеке» «Послание Нифонту» было издано по спискам одной и той же редакции. Но в 1950 г. Н. А. Соколов обратил внимание на список ГПБ, Q.XVII.64, дающий иную редакцию «Послания Нифонту», в которой ничего не говорится о еретичестве митрополита (Зосимы). Эта редакция значительно короче ранее известной, и потому мы будем именовать ее краткой, а ранее изданную — пространной. В настоящее время нам известны следующие списки «Послания Иосифа Нифонту». Пространная редакция. Пространная редакция «Послания Нифонту» (соединенная с посланием брату Вассиану) читается прежде всего в сборниках, содержащих «Просветитель» Иосифа Волоцкого Рогожского извода краткой редакции и Синодального извода пространной редакции (см. ниже, стр. 445—446 и 457):

http://sedmitza.ru/lib/text/433607/

Полемическое «слово» против Иосифа Волоцкого Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Публикуемое «слово» представляет собой необычный, еще не известный в литературе, памятник из полемики «заволжских старцев» с «иосифлянами». Находится он в рукописи ГПБ, Соф. 1451. (Рукопись первой половины XVI века, писана полууставом, разными писцами, в 4-ю д. л., на 283 листах.) Статья на лл. 106—109 в нем озаглавлена: «Слово 12 на ересь новогородских еретиков, глаголющих, яко не подобает еретиков осужати, ни проклинати, ни заточати». Она была описана двумя лицами — проф. Петербургской духовной академии Д. И. Абрамовичем и Фл. Смирновым. В «Описании Софийской библиотеки» Д. И. Абрамовича (вып. III, стр. 213) относительно нее сказано, что здесь помещено 12-е «слово» из «Просветителя» Иосифа Волоцкого. Как будет видно из дальнейшего, Д. И. Абрамович не только не сверил этого слова с «Просветителем», но и не читал самого текста. У Фл. Смирнова относительно этой статьи сказано только следующее: «По содержанию это слово подходит к изданному в «Православном Собеседнике» 13-му слову «Просветителя» Иосифа Волоколамского, но по изложению разнится от него, представляя сокращение 13-го слова, притом довольно спутанное». («Описание 24-х рукописных сборников XVI века Новгородской Софийской библиотеки» («Летопись занятий Археографической комиссии 1864 года», вып. 3-й, СПб., 1865 г, стр. 22).) На самом деле, вопреки Д. И. Абрамовичу, 12-е «слово» «Просветителя» имеет совсем другое заглавие, и тема его иная: в нем идет речь о том, что проклятие, произносимое на православных еретиками, хотя бы и «святителями», не имеет никакой силы (см. «Просветитель», 2-е изд., стр. 290—296). Далее, по заглавию своему помещенное в настоящей рукописи «слово» действительно, как говорит Фл. Смирнов, подходит к 13-му «слову» «Просветителя»; с 13-м «словом» совпадают также (по смыслу, но не текстуально) и дальнейшие слова в начале статьи: «Мы же противу сему речем, яко подобает еретиков осужати, и проклинати, и заточати...» и т. д.

http://sedmitza.ru/text/443523.html

Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого Подготовка текста и комментарии Я. С. Лурье, перевод А. А. Алексеева «Слово об осуждении еретиков» было написано уже после составления краткой редакции основного противоеретического сочинения Иосифа Волоцкого – «Просветителя» и после расправы его над еретиками в 1504 г. «Слово об осуждении еретиков», написанное, по всей видимости, самим Иосифом Волоцким , было затем включено во вторую пространную редакцию «Просветителя», составленную в 1510–1511 гг., в качестве тринадцатого «слова». Один из самых ярких памятников религиозной нетерпимости господствующей церкви начала XVI в. «Слово об осуждении еретиков» был, очевидно, ответом на довольно широко распространенное в русском обществе того времени отрицательное отношение к массовым казням еретиков. До XVI в. казни еретиков на Руси были довольно редким явлением; до этого времени не существовало и достаточно разработанной системы инквизиционных процессов (недаром предшественнику Иосифа – Геннадию Новгородскому – приходилось в этом вопросе сослаться на опыт «шпанского» (испанского) короля). Сам Иосиф Волоцкий писал в шестнадцатом «слове» «Просветителя», что после того как еретиков осудили «на смерть, то християне православнии скорбятъ и тужатъ, и помощи руку подавають, и глаголють, яко подобает сих сподобити милости». В полемику эту включился и виднейший публицист нестяжательского направления – Вассиан Патрикеев, разобравший в своем «Ответе кирилловских старцев» (см. наст. т.) многие из примеров религиозной нетерпимости, на которые ссылался в «Слове» Иосиф Волоцкий . При включении в пространную редакцию «Просветителя» в «Слово» был вставлен ряд дополнительных примеров наказания еретиков и иноверцев из Библии и церковной практики. «Слово об осуждении еретиков» публикуется по списку: РНБ, F. I. 229, лл. 259–280, для исправлений привлекается список РГБ, ф. 247 (Рогожское собр.), 530. В списке F. I. 229 «Слово об осуждении еретиков» помечено как «Слово 10» – это связано с тем, что ему предшествует особая редакция «Просветителя», состоящая из девяти «слов» (точнее, из десяти «слов», но десятое и девятое «слова» слиты воедино). В списке РГБ, ф. 247, 530, пометы «Слово 10» нет; мы опускаем ее при публикации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Эпоха решительного подъема общественного значения литературы Волоколамский патерик Повесть о Петре, царевиче ордынском Повесть о царице Динаре Повесть о старце, просившем царскую дочь себе в жены Повесть о Луке Колочском Повесть о Тимофее владимирском Из хроники Константина Манассии Послание игумена Памфила Четыре послания и завещание Нила Сорского Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениной Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков Повесть о псковском взятии Из хронографа 1512 года Видение хутынского пономаря Тарасия Сказание о князьях владимирских Послания старца Филофея Сочинения Максима Грека Переписка Федора Ивановича Карпова с Максимом Греком Сочинения Федора Ивановича Карпова Поучение Даниила, митрополита всея Руси Тайная тайных Сказание об Аристотеле Сочинения Ивана Семеновича Пересветова Сочинения Ермолая-Еразма     Вступление. Эпоха решительного подъема общественного значения литературы Первая половина XVI века – эпоха, когда развивается вера в социальное переустройство общества на основе принципов «правды», то есть «истины-справедливости». На первый план начинает выступать новое сословие – сословие дворян – служилых людей, выдвигаемых не по родовитости и заслугам предков, а по личным достоинствам и стремящихся укрепить свое положение различными проявлениями преданности государству и его главе – великому князю московскому. Как и всякий новый общественный слой, дворянство стремится идеологически обосновать свои права и притязания, верит в силу разума. Впрочем, вера в доводы разума характерна не для одного дворянства. Во всем русском обществе поднимается вера не только в рассудок, логику, разумную целесообразность, но и в силу человеческого слова, в книгу. Роль и значение литературы поднимается необыкновенно. Сама литература меняет свой характер, становясь все более и более философичной, и проникается духом публицистической полемики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Иосифа Волоцкого его брату Вассиану Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Иосифа брату», «обличительное» произведение, написанное еще до разгрома еретического движения, до сих пор было издано только в составе «Послания Нифонту», как. часть этого «Послания» (Чтения ОИДР, 1847, I, отд. IV, стр. 9—10). Однако уже И. Хрущов обратил внимание на то, что содержащееся в этом памятнике указание на родство автора с адресатом и на молодость адресата по сравнению с автором никак не может относиться к епископу Нифонту, а имеет в виду, очевидно, младшего брата Иосифа — Вассиана. Предположение Хрущова, что нижеприводимый текст представляет собой отдельное самостоятельное послание (принятое и А. С. Павловым), получает подтверждение и в рукописной традиции, хотя и не особенно ранней. «Послание брату Вассиану» дошло до нас в тех же списках, что и «Послание Нифонту» в пространной редакции (кроме особого извода),— см. их перечисление в археографическом введении к «Посланию Нифонту», списки 1—20. Но, обратившись к одному из этих списков 20, — ГПБ, Дух. ак., А. II. 39), мы обнаруживаем, что в нем «Послание брату» («Аз же о любимый и сладчайший мой брате... в корабли церьковнем молитвам святыя богородици и всех святых. Аминь») читается отдельно от «Послания Нифонту», — их разделяет текст «От слова Филогона о преподобием Иосифе Волоцтем» (лл. 12 об.—-18) и выдержка из Степенной книги «О соборе на Москве на новгородския еретики» (лл. 18—20 об.). Это свидетельствует, во всяком случае, о том, что в конце XVII в. (время составления рукописи А. II. 39) приводимое «Послание» рассматривалось, как самостоятельный памятник по отношению к «Посланию Нифонту».

http://sedmitza.ru/lib/text/433610/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово о «благопремудростных коварствах». 1504-1505 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Публикуемое ниже «Слово» Иосифа Волоцкого о «благопремудростных коварствах» до сих пор в своем первоначальном виде не издавалось и не было известно исследователям. Являясь источником 14-го «слова» «Просветителя» (и в небольшой части 13-го), оно развивает тезис о том, что царям и инокам «подобает осужати и проклинати еретики и отступники» (тезис, выставленный уже в «Слове об осуждении еретиков» — будущем 13-м «слове» «Просветителя») и подробно описывает приемы, с помощью которых можно «испытовати» (расследовать) всевозможные ереси. Приемы эти сам автор характеризует как «благопремудростные коварства» (обман, выведывание тайного и т. д.). Таким образом, публикуемое ниже сочинение, являясь, по нашему мнению, прямым ответом на пропаганду нестяжателей, требовавших снисхождения к еретикам, вместе с тем может считаться ярким памятником тактики воинствующих церковников — их своеобразного иезуитизма. «Слово о благопремудростных коварствах» дошло до нас в тех же списках, что и «слово» об осуждении еретиков — см. их перечисление в археографическом введении к «Слову об осуждении еретиков», списки 1—8. Разбираемый памятник, таким образом, дошел до нас в составе полемических сборников (так называемые Рогожский и Троицкий изводы краткой редакции книги Иосифа по классификации Я. С. Лурье). Для понимания истории «Слова о коварствах» важно поэтому остановиться на происхождении и составе этих сборников. Прежде всего отметим, что Рогожский и Троицкий изводы содержат «книгу на еретиков» Иосифа Волоцкого в особой редакции—книга эта заканчивается 10-м «словом» (будущее 11-е «слово», еще не имеющее этого номера, помещено прежде 10-го). Нам представляется, что именно эта редакция в 10 «слов» является первоначальной редакцией книги Иосифа. В пользу этого можно привести следующие аргументы:

http://sedmitza.ru/lib/text/433622/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Плигузов А.И. Учение ранних «нестяжателей» в исторической перспективе Учение ранних «нестяжателей» в исторической перспективе: от «Предания» Нила Сорского до амортизационных мер правительства Ивана IV. Итак, мы теперь можем утверждать, что письменная полемика Вассиана Патрикеева с Иосифом Саниным началась по инициативе опального князя в июне 1511 - июне 1512 гг. и была подготовлена широкой церковно-светской полемикой о монашеском «обещании». Полемика эта отразилась в послании Иосифа И. А. Челяднину (июнь 1512 г.) (1) и послужила побудительным мотивом к написанию Иосифова 11 слова «Книги на еретиков» (1508-1513/14 гг.) (2). Сигналом к началу письменных прений волоколамских постриженников с опальным потомком Гедимина стало «челобитие» Иосифа Санина Василию III на новоявленных ки-рилло-белозерских еретиков (июль - август 1511 г.) (3). Этот демонстративный шаг волоцкого игумена наносил урон авторитету кирилло-белозерской корпорации, в защиту которой выступил ученик и духовный сын Нила Сорского (Нил умер 7 мая 1508 г.) Вассиан Патрикеев. Первый документ полемики - это вассианово Слово на «Списание Иосифа» (июль 1511 - июнь 1512 гг.) (4). В последующие годы, уже после смерти Иосифа Санина (9 сентября 1515 г.), Вассиан начинает работу по осмыслению исторических судеб православного монашества, как бы переписывая заново 11 слово «Книги на еретиков». Так появляются на свет 1 и 2 редакции «Собрания некоего старца», своеобразного указателя (Синтагмы) текстов священного писания и предания, обосновывающих необходимость строгого соблюдения монашеского обета как рядовыми иноками, так и церковными иерархами. Наиболее острые формы приобрело столкновение Вассиана с учениками Иосифа Санина, прежде всего с митрополитом Даниилом Рязанцем. «Стужение» Вассиана о церковных «винах» в полемической форме выразилось в «Слове ответном» (1523-1524 гг.). Спор с главой русской церкви заставил симоновского чернеца Вассиана ускорить работу по составлению собственного компендиума «нестяжательской» кормчей (3 последующие редакции 20-х гг. XVI в.). Внутри этого второго этапа полемики и сформировалось учение Вассиана о нестяжательности монашеских корпораций, причем Вассиан начал свои размышления о монашеском «обещании» с менее радикальной постановки вопроса, предусматривая сохранение монастырских сел и передачу управления ими в руки святительских кафедр. Постепенно наметилась эволюция учения Вассиана в более радикальную программу, не останавливающуюся перед изъятием монастырских населенных земель.

http://sedmitza.ru/text/1162527.html

Послание Геннадия Иоасафу Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Геннадия Новгородского Иоасафу Ростовскому – один из наиболее ранних и интересных памятников полемики против новгородских еретиков конца XV в. Написанное в 1489 г., после вынужденного ухода Иоасафа с архиепископского престола, оно отражало тот момент в борьбе Геннадия с еретиками, когда ему уже удалось добиться (в 1488 г.) наказания нескольких новгородских еретиков за иконоборчество, но не удалось вызвать доверия в Москве к более широким обвинениям против еретиков. Геннадию, по его словам, стало казаться даже, что «Новъгород с Москвою не едино православие». Смущала Геннадия и неожиданная и недостаточно мотивированная отставка его собрата по иерархии – Иоасафа Ростовского. Но главным предметом тревоги был для Геннадия вопрос ο конце мира, который русские книжники того времени, и в числе их сам новгородский владыка, ожидали в 1492 г. (7000-й год от «Сотворения мира»). Вера в неизбежное наступление конца мира в 1492 г. была настолько распространена в то время, что даже пасхалия (таблица для определения праздника Пасхи) была доведена только до 7000 года. Еретики не верили в конец мира и надеялись («себе надежно чинят») на торжество своих идей после 7000 года. Β послании Геннадий пытается уяснить основания этой еретической «надежды» и дать собственный ответ на вопрос ο ближайших судьбах мира и человечества. Прямой целью послания было также привлечение к борьбе с еретиками видных церковных деятелей того времени – Паисия Ярославова и Нила Сорского . По отношению к Нилу Сорскому эта цель была, по-видимому, достигнута: есть основания предполагать, что Нил Сорский участвовал в создании главного сочинения против еретиков, составленного в начале XVI в. – «Просветителя» Иосифа Волоцкого . Адресованное дружественному читателю и не имевшее такого однозначно «обличительного» характера, как более поздние сочинения Иосифа Волоцкого против еретиков, послание Геннадия Иоасафу было написано разговорным языком с просторечными оборотами и введением прямой речи упоминаемых в послании лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010