По мнению Алексеева, послание адресовано родному брату И.- архим. Симонова монастыря Вассиану (Санину) и написано не ранее 1502 г. ( Алексеев. О «Просветителе». 2008. С. 149-150). Послание еп. Нифонту Суздальскому (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 160-168) содержит призыв к борьбе с митрополитом-еретиком и традиционно датируется 1490-1494 гг., когда митрополичий престол занимал Зосима ( Плигузов. 1992. С. 1048-1049). По мнению Алексеева, Послание зависит от 12, 13, 14-го Слов «Просветителя» и его следует датировать 1502-1504 гг. ( Алексеев. О «Просветителе». 2008. С. 161-180). Послание брату Вассиану (Санину) (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 173-175) традиционно датируется 1493-1494 гг. ( Плигузов. 1992. С. 1049). Однако, по мнению Алексеева, оно восходит к «Сказанию о новоявившейся ереси» и было написано в 1502-1504 гг. ( Алексеев. 2008. С. 139-140). Послание архим. Евфимию датируется 1490-1494 гг., а его наиболее вероятный адресат - архимандрит Рождественского суздальского мон-ря ( Кобрин. 1966. С. 232, 236-239). «Послание иконописцу» ( Казакова, Лурье. 1955. С. 323-325) предваряет 3 Слова о почитании икон (5, 6, 7-е Слова «Просветителя»). Совпадение этого текста с «Посланием некоему брату» дало возможность М. С. Боровковой-Майковой предположить, что его автором является Нил Сорский. По мнению Н. К. Голейзовского, «Послание иконописцу» И. адресовал иконописцу Дионисию ( Голейзовский. 1965; о н же. 1969). Послание архим. Митрофану написано, вероятно, до Пасхи 1504 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 175-178; Плигузов. 1992. С. 1050-1051); Послание Иоанну III о еретике Кленове - в дек. 1504 - окт. 1505 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 178-179; Плигузов. 1992. С. 1051); Послание Василию III о еретиках - ок. 1511 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 229-232; Плигузов. 1992. С. 1055-1056). «Послание о соблюдении соборного приговора» датируется 1504-1505 гг. ( Казакова, Лурье. 1955. С. 506-510). Зимин показал его связь с другими посланиями И. (Там же. С. 504-505); сомнения в авторстве И. высказывал Лурье (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 290). С большой долей вероятности можно считать И. автором «Послания ...»: оно текстологически связано с 15-м и 16-м Словами «Просветителя», Посланием архим. Митрофану и Посланием вел. князю ( Алексеев. О «Просветителе». 2008. С. 180-190).

http://pravenc.ru/text/578410.html

С.В. Иванов (К четырехсотлетнему юбилею пр. Иосифа Волоцкого ) 1 Анонимное житие преп. Иосифа Волоцкого представляет собой одно из любопытных явлений в древнерусской житийной литературе. По своему содержанию оно отчасти подтверждает и раскрывает сведения, заключающиеся в Саввином и Досифеевом житиях Иосифа, а отчасти дополняет их, причем носит на себе характер более мягкий и в общем стиле, и в отдельных выражениях, и в отношении к лицам другой, не «иосифлянской» партии. Издавалось анонимное житие дважды. В первый раз – К. И. Невоструевым , в 1865 г., по двум бывшим до него известным спискам библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (XVI в.) и собр. В. М. Ундольского (XVII в.); 2 во второй – С. А. Белокуровым , в 1903 г., по двум вновь найденным им спискам собрания П. А. Овчинникова (XVI и XVII в.). 3 Эти два издания жития представляют две его редакции. 4 Главная отличительная особенность их сказывается в своеобразном распределении материала. Именно, в списке П. А. Овчинникова (XVI в.) средняя часть жития изложена несколько в ином порядке, чем в списках, изданных К. И. Невоструевым . Для более наглядного представления редакторской особенности расположим отдельные эпизоды средины жития в сравнительном порядке. Изд. К. И. Невоструева . Изд. С. А. Белокурова. 1) О церковно-общественной деятельности преп. Иосифа, выразившейся в участии на московских церковных соборах (стр. 108–120). 1) О князе Андрее Голенине (стр. 26–29). 2) Об учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 120–123). 2) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 29–30). 3) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 120–123) 3) Об остальных учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 31–32). 4) О князе Андрее Голенине (стр. 127–132). 4) О пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 32–33). 5) О пребывании преп. Иосифа в своем монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 108–120). 5) Об участии преп. Иосифа на московских соборах (стр. 34–39). Трудно сказать сейчас с уверенностью, какая из двух редакций является наиболее первоначальной. Но, принимая во внимание большее соответствие заглавия жития самому тексту в списке XVI в. изд. Белокурова, 5 большую логичность здесь в распределении материала и, наконец, архаичность некоторых слов и выражений именно в списке Овчинникова, 6 можно предположить, что издание С. А. Белокурова передает житие ближе к протографу, чем изд. К. И. Невоструева .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание игумена Иосифа Волоцкого епископу Нифонту Суздальскому Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Иосифа Волоцкого Нифонту» — один из важнейших источников по истории новгородско-московской ереси, свидетельствующий о широте и размахе этой ереси. Послание это до сих пор издавалось только по одной редакции. В 1847 г. «Послание Нифонту» было издано по неизвестному списку в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» 1, отд. IV). Ввиду того, что в оригинале (как и во многих списках) за «Посланием Нифонту» следовало (без заголовка) «Послание к брату Иосифа Вассиану», текст последнего послания был включен в состав «Послания Нифонту». В 1880 г. «Послание Нифонту» было вновь издано А. С. Павловым (и переиздано в 1908 г.) в т. VI «Русской исторической библиотеки» 120). Павлов уже не включил в текст «Послание Иосифа к брату», опустив заодно (не оговорив этого в аппарате) и заключительные слова «Послания Нифонту», отмечающие переход к следующему посланию: «И сия о сих». И в «Чтениях» и в «Русской исторической библиотеке» «Послание Нифонту» было издано по спискам одной и той же редакции. Но в 1950 г. Н. А. Соколов обратил внимание на список ГПБ, Q.XVII.64, дающий иную редакцию «Послания Нифонту», в которой ничего не говорится о еретичестве митрополита (Зосимы). Эта редакция значительно короче ранее известной, и потому мы будем именовать ее краткой, а ранее изданную — пространной. В настоящее время нам известны следующие списки «Послания Иосифа Нифонту». Пространная редакция. Пространная редакция «Послания Нифонту» (соединенная с посланием брату Вассиану) читается прежде всего в сборниках, содержащих «Просветитель» Иосифа Волоцкого Рогожского извода краткой редакции и Синодального извода пространной редакции (см. ниже, стр. 445—446 и 457):

http://sedmitza.ru/lib/text/433607/

Но этим совпадение с 13-м «словом» и ограничивается. На обоооте того же л. 106 идет речь уже совсем не о том, о чем в 13-м «слове» («Просветитель», стр. 297—313), и по духу своему совершенно противоречит всем взглядам Иосифа Волоцкого. На основании многих примеров «от писания и св. отец» здесь категорически утверждается, что еретиков «обращающихся и приходящих на покаяние волею или неволею — принимати подобает», что «еретиков молитвою обращали ко Христу, а не оружием убивали». «Тако ж и ныне подобает [поступать] митрополитом, и епископом, и архимандритом, и игуменом» (Иосиф, как известно, был игуменом). Приводится правило: «Аще пастырие церковнии не обращают еретиков или леностию, или нерадением, или грубостию, или по коему любоковарству, таковыя изврещи повелевает» (т. е. лишить священнического сана). «Аще ли кто речет, приведуя [приводя] от ветхого закона к новому закону Христову, что еретиков казнили лютыми казньми и убивали, — и мы противу речем сему:.... понеже апостол свидетельствует: ветхая мимо идоша и вся быша нам нова Христовым пришествием». «Аще ли кто речет: едино есть — еже молитвою или оружием убивати супротивляющияся закону Христову» [это — буквальные слова Иосифа Волоцкого из 13-го слова, —см. «Просветитель», стр. 309], — «и мы ж противу сему речем: молитвою убивати — се от святых есть, а оружием убивати — от царского повеления есть и от человеческого сие обычая бывает». Заканчивается статья следующими словами: «Понеже свидетельствует правило святых: аще который пастырь единого ударит верна или неверна согрешающа, да извержется сана своего, и аще кто тему писанию супротивляется от своего разума [ясный намек, на «домыслы» Иосифа Волоцкого], то таковые не должны быть в христианской церкви». В данном произведении налицо очень интересный и исключительно редкий пример (если так можно выразиться) «литературной контрабанды» XVI в.: под вывеской «слова» известного фанатика, жестокого гонителя «еретиков» Иосифа Волоцкого высказываются взгляды, совершенно противоположные ему.

http://sedmitza.ru/text/443523.html

В Ж. обобщен историко-литературный материал, противостоящий иосифлянской концепции в изображении церковно-политических событий начала XVI в. Иосифлянам, стремившимся утвердить культ Иосифа, постепенно пришлось все более и более отступать от позиции, занятой самим Иосифом. В Житии Иосифа Волоцкого , написанного Саввой Черным и включенном в 1546 г. в ВМЧ, в несколько неопределенной форме было сказано о якобы состоявшемся примирении между Иосифом и Серапионом: «Пакы мало преиде, архиепископ Серапион со игуменом Иосифом межи собя общее прощение получишя» (ВМЧ, Сентябрь, дни 1–13, СПб., 1868, стб. 482). Позднее Евфимий Турков, редактируя Ж., написанное Саввой, конкретизировал вымысел о примирении, сообщив, что якобы сам Серапион обратился в адрес Иосифа с просьбой о прощении (ЧОИДР, 1903, кн. 3, с. VIII). Я. С. Лурье отметил, что весь план этой иосифлянской легенды определен был легендарным рассказом Ж. о том, как бывший новгородский архиепископ предугадал кончину своего обидчика (Послания Иосифа Волоцкого , с. 280). В Житии Иосифа, написанном «неизвестным», эта тема о примирении тоже затронута, но в иной версии – Иосиф незадолго до смерти сам написал Серапиону – и «любовь множая первыя утвердися» между ними (ЧОИДР, 1903, кн. 3, с. 42). Вопрос о соотношении между Ж. и Житием Иосифа Волоцкого, написанным «неизвестным» (или, как некоторые исследователи полагают, Львом Филологом), остается нерешенным. Сопоставительное изучение этих двух произведений должно помочь выявить и характер зависимости между ними, и решить точнее вопросы датировки и атрибуции их конкретным лицам, или, по крайней мере, уточнения литературной среды, где они были написаны. Изд.: Моисеева Г. Н. Житие новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. М.; Л., 1965, т. 21, с. 147–165.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

По характеру своих сочинений преп. Иосиф принадлежит к школе древнерусских книжников, начетчиков, и не может быть назван богословом в строгом смысле. Мерилом истинности всякой религиозной мысли он признает «Божественное писание», под понятие которого у него подходит не одно в строгом смысле богодухновенное писание, но вся вообще письменность с религиозным содержанием; в его сочинениях встречаются ссылки и на Священное Писание в тесном смысле, и рядом – на сочинения апокрифического характера и даже сочинения несомненно подложны. В сочинениях преп. Иосифа не видим оценки сравнительной важности того или другого приводимого им церковного авторитета: у него подводится под одну категорию и учение апостольское, безусловно истинное и обязательное для всех, и единичное мнение какого либо отца церкви или даже простого церковного писателя, которое вовсе не может иметь безусловно обязательного значения. Мало того – в его глазах гражданские законы и постановления византийских императоров имели одинаковое достоинство с постановлениями соборов и правилами св. отцов. В борьбе с еретиками Иосиф высказал и несколько довольно оригинальных воззрений. Таково например его догматическое учение о «прехищрении и коварстве Божием», выразившихся в сошествии на землю Сына Божия. Безусловное и равностепенное доверие ко всякому церковному авторитету и в области нравственных воззрений заставляло Иосифа, защищать и оправдывать всякий и единичный поступок какого либо святого мужа, хотя бы он находился в противоречии с самым духом христианского учения. Вообще все мировоззрение Иосифа Волоцкого отличается строго консервативным характером. «Быть тому, что уже есть, но быть ему так, как ему должно быть согласно давнопризнанным авторитетам» – вот дух понятий преп. Иосифа. Он был против всякой новой мысли, всякой новой меры; он признавал их опасными для чистоты веры и нравственности. В этом характере воззрений Иосифа Волоцкого лежит объяснение всей его деятельности, в которой он всегда является борцом за сохранение созданного временем и освященного авторитетом старины строя церковно-общественной жизни русского народа. Не без некоторого основания один исследователь о сочинениях Иосифа говорит, что учение его сделалось достоянием той массы книжников, которая полтора века спустя после Иосифа воспротивилась новшествам Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

По характеру своих сочинений преп. Иосиф принадлежит к школе древнерусских книжников, начетчиков, и не может быть назван богословом в строгом смысле. Мерилом истинности всякой религиозной мысли он признаёт «Божественное писание», под понятие которого у него подходит не одно в строгом смысле богодухновенное писание, но вся вообще письменность с религиозным содержанием; в его сочинениях встречаются ссылки и на Священное Писание в тесном смысле, и рядом – на сочинения апокрифического характера и даже сочинения несомненно подложные. В сочинениях преп. Иосифа не видим оценки сравнительной важности того или другого приводимого им церковного авторитета: у него подводится под одну категорию и учение апостольское, безусловно истинное и обязательное для всех, и единичное мнение какого-либо отца церкви или даже простого церковного писателя, которое вовсе не может иметь безусловно обязательного значения. Мало того- в его глазах гражданские законы и постановления византийских императоров имели одинаковое достоинство с постановлениями соборов и правилами св. отцов. В борьбе с еретиками Иосиф высказал и несколько довольно оригинальных воззрений. Таково например его догматическое учение о «прехищрении и коварстве Божием», выразившихся в сошествии на землю Сына Божия. Безусловное и равностепенное доверие ко всякому церковному авторитету и в области нравственных воззрений заставляло Иосифа защищать и оправдывать всякий и единичный поступок какого-либо святого мужа, хотя бы он находился в противоречии с самым духом христианского учения. Вообще всё мировоззрение Иосифа волоцкого отличается строго консервативным характером. «Быть тому, что уже есть, но быть ему так, как ему должно быть согласно давно признанным авторитетам» – вот дух понятий преп. Иосифа. Он был против всякой новой мысли, всякой новой меры; он признавал их опасными для чистоты веры и нравственности. В этом характере воззрений Иосифа волоцкого лежит объяснение всей его деятельности, в которой он всегда является борцом за сохранение созданного временем и освященного авторитетом старины строя церковно-общественной жизни русского народа. Не без некоторого основания один исследователь о сочинениях Иосифа говорит, что учение его сделалось достоянием той массы книжников, которая полтора века спустя после Иосифа воспротивилась новшествам Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Сопоставление содержания Волоколамского патерика Досифея Топоркова с текстом произведения в сборнике из Синодального собрания позволяет сделать вывод о том, что Вассианом Кошкой была создана новая редакция памятника, в которой первоначальный замысел Досифея Топоркова был развит и укрупнен. Весь сборник Вассиана Кошки представляет собой патериковый ансамбль. Иосифлянское начало в сборнике усилено путем введения в него Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого и публицистических сочинений самого Иосифа. Пафнутьевский же цикл произведения предельно сокращен (нет жития святого) и выступает как часть Иосифова, повествуя об истоках иосифлянства. Идея духовной и литературной преемственности реализуется через введение в сборник сочинений, посвященных ученикам и последователям Иосифа (жития Фотия Волоцкого, Кассиана Босого). Дорожа идейно-тематическим единством сборника, Вассиан Кошка нарушил хронологический принцип расположения материала в патерике, главный для Досифея Топоркова. Однако оба патериковых сборника имеют и много общих черт: открытость жанровой структуры, мысль о преемственности в духовной жизни народа и культ наставничества-ученичества, рассмотрение монастырской истории как части общерусского процесса развития. патерик является ценным историческим источником. Его рассказы в образной форме обосновывают союз «царства» и «священства» в борьбе за единение страны, консолидацию русских земель вокруг Москвы, централизацию власти. В патерике нашла отражение ожесточенная борьба официальной церкви с пережитками язычества, с еретическими движениями, обосновывалась необходимость самых суровых мер по искоренению инакомыслия в стране. Ярко выраженное полемическое начало в патерике Досифея Топоркова сближает памятник с произведениями русской публицистики XV—XVI вв., сочинениями Иосифа Волоцкого и писателей иосифлянского круга.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4133...

С. 215-216); Смолич И . К . Русское монашество: 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к «Истории русской Церкви». М., 1997. С. 63-64; Vasilij Grolimund. Il ruolo di Nil Sorskij per imonachesimo del XXI secolo// http://www.esicasmo.it/ESICASM/nil2.htm [Доклад, прочитанный на II Colloque international de orthodoxe. «Nil Sorsky et l dans l histoire spirituelle et culturelle de la Russie». Bose, 21-24 septembre 1994]. Обзор оценок личности и творчества преподобного Иосифа Волоцкого, высказанных в научной и публицистической литературе прошлого и настоящего, предпринят в работе: Зуев А. «Оценка литературных трудов преподобного Иосифа Волоцкого в церковной и светской историографии»/Диссер. на соиск. уч. степ. кандидата богословия. Сергиев Посад: МПДА, 2004. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 3: Национализм и общественное мнение. Вып. 1. СПб., 1901. С. 51. Пыпин А. Н. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский//Вестник Европы. 1894. Кн. 6; Довнар- Запольский М. В. Московские гуманисты и обскуранты XVI в.//«Москва в ее прошлом и настоящем». Т. II. М., б. г. [отд. оттиск]. Denisoff E. Aux origins de l eglise russe autocephall//Revue des etudes slaves. Paris. T. XXIII, f. 1-4, 1947. С. 83-87 (По изложению в кн.: Лурье Я. С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель//Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 24); Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М., Юрид. Лит., 1981. С. 81. Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущова «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1870. С. 25. Костомаров Н. И. Рецензия на соч. И. Хрущова//«Вестник Европы». 1868. Т. II. Кн. 4. С. 969-972 (стб.

http://bogoslov.ru/article/362342

«И обличаше мя совесть еже слышах, а иное и видех своима очима, дабы в забвении не было в сем маловременнем житии. Аз же грешный, пряхся в помыслех: откуда и како дерзнути ми на сие великое дело, предлагая свою грубость и неразумие и в глаголех неискусна и свития слову не учена и божественнаго писания в конец не знающа, но паки помысл безпрестанный понуждаше мя, яже слышах и видех на среду изъявити. По семь терпети ми не могущу, известих сия великому святителю, преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси – дрьзнух по благословенно и по повеленю великаго святителя, мало нечто изъявити, яко же и преже рех, елико слыша и видех своима очима». Тут автор говорит, что пострижен был в обители Иосифа и был у него в послушании до самой кончины преподобного. «Не вем, како сподоби мя Бог , еже своима рукама преподобное его тело и во гроб положити и святым его ногам коснухся и целовах со слезами». После предисловия начинается само житие, озаглавленное так: «Житие и пребывание вкратце преподобнаго нашего игумена Иосифа града Волоколамска». Житие отличается, говорит Невоструев в предисловии к изданию, полнотою в изложении, точностью и отчетливостью, а также простотою и глубоким чувством благочестия. Это одно из лучших и замечательных житий русских святых. В конце жития находится отдельная статья об отношении Иосифа к князю Юрию Ивановичу, послание Иосифа к великому князю Василию, отдельный рассказ о подвигах инока Андрея Голенина и, наконец, три случая чудес Иосифа – все имеют характер карательный за недоброжелательство к Иосифу и неверие в его святость. Надгробное слово Досифея Топоркова 15 издано по Синодальной рукописи списанной рукою того же Вассиана, архимандрита на Возьмище. Слово это явилось чрез несколько лет после смерти Иосифа. Современность автора видна из слов его: «аще бо и во дни наша произыде Иосиф и узрасть плотию от среды нас». После сетований о смерти духовного отца и святого мужа, автор вкратце излагает житие его. Более чем другие списатели жития, Досифей останавливается на родителях преподобного и представляет их угодившими Богу до конца. Об участии Иосифа в церковных делах и об одном из важнейших событий в жизни Иосифа, о борьбе его с князем Волоцким, следствием которой была распря с архиепископом Новгородским Серапионом, он ничего не рассказывает. В конце однако он говорить, что многие враждовали на Иосифа и что те, которые по-хулили его сочинения, были посрамлены от Бога и великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010