Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ [серб. Белградски Богословски факултет] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Идея создания высшего духовного учебного заведения СПЦ возникла еще в 60-е гг. XIX в. Принятый в 1905 г. закон о Белградском ун-те предусматривал и организацию Б. Б. ф., но из-за недостатка преподавателей и экономических трудностей, связанных с участием Сербии в балканских, а затем и первой мировой войнах, он открылся лишь осенью 1920 г. Основу преподавательского коллектива составили эмигрировавшие в Югославию из России рус. богословы и профессора духовных академий, среди к-рых были такие видные ученые, как А. П. Доброклонский , Ф. Н. Титов , М. Георгиевский, А. П. Рождественский , Н. Н. Глубоковский и др. 6 сент. 1920 г., считающегося днем создания Б. Б. ф., состоялось первое заседание ученого совета под председательством проф. церковной истории Доброклонского. На заседании был избран декан фак-та - проф. истории СПЦ прот. Стефан Димитриевич . Занятия начались 15 дек. 1920 г. Первоначально количество студентов было сравнительно небольшим. В 1930/31 учебном году приписных студентов было 226 чел., из к-рых 98 учились на 1-м курсе. В 1938/39 учебном году - 340 чел., в т. ч. 32 студентки. При фак-те была сформирована б-ка, фонды к-рой пополнялись во многом благодаря помощи добровольных жертвователей и меценатов. В наст. время библиотечный фонд содержит более 30 тыс. наименований и свыше 100 тыс. экз. книг, а также богатое собрание периодики. В 1926 г. на Б. Б. ф. начал издаваться ж. «Богословие», к-рый регулярно выходит и в наст. время. В первые годы существования фак-т неоднократно менял место своего пребывания. Наконец стараниями Патриарха Гавриила (Дожича) было получено место для строительства Дома студентов по проекту проф. П. Анагностия, строительство его осуществилось в 1940 г. Во время оккупации Югославии в помещениях, принадлежавших Б. Б. ф., были расквартированы нем. военнослужащие, и учебный процесс был прерван на неск. лет. Сильному разорению подверглась б-ка. Благодаря стараниям митр. Скопленского Иосифа (Цвийовича) сохранились часть б-ки и архив фак-та. Дом студента сгорел во время бомбардировки 6 апр. 1941 г.

http://pravenc.ru/text/77884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВАКУМ ДИАКОН [серб. Авакум (1794, Кнез-Поле, Босния - 1814, Белград), прмч. Сербской Православной Церкви (пам. серб. 17 дек). Оставил семью в юном возрасте и поступил в Миштаницкий мон-рь, где обучился чтению и Закону Божию и нес послушание под началом духовника свящ. Геннадия Шувака, принял постриг и был рукоположен во диакона. В результате поражения антиосманского выступления Йована Янчича Сарайлии (1809) А. Д. вместе со своей матерью, свящ. Геннадием, к-рый был одним из организаторов восстания, и его сыном Стояном покинул обитель и поступил в Трновский Благовещенский монастырь . В 1814 г. за участие в антиосманском восстании Хаджи Продана они вместе с игум. Трновского мон-ря Паисием (Ристовичем) были схвачены турками и доставлены в Белград. Игум. Паисий, твердо отказавшийся принять ислам, был казнен первым. Геннадий и его сын приняли магометанство и были освобождены. А. Д., несмотря на увещевания матери, не отрекся от веры и предпочел мучительную смерть на колу отказу от Христа. По пути к месту казни сам нес кол и пел: «Нема вере од С. 27). Бесстрашие А. Д. произвело на турок большое впечатление, и один из них, желая облегчить кончину мученика, заколол его кинжалом. После этого тело А. Д. было посажено на кол. А. Д. был канонизирован на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви 14 июня 1962 г. Изображения святого находятся в часовне Клисурского мон-ря (1950, худож. Й. Кратина по заказу митр. Сконского Иосифа (Цвийовича), администратора Жичской епархии), в ц. Ружицы в Белграде (икона с житийными клеймами) и ц. св. Петки (1975-1982, мозаика худож. Д. Радуловича) (см. Белград ). Лит.: М. Авакум //Поменик знаменитих у српског народа hobujer доба. Београд, 1868; Српска задруга. Београд, 1959. Тетр. 52. 349-350. С. 26-28; Д. М. Книга о Авакуму. Београд, 1968. И. И. Калиганов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/text/62580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Раич Любомир; 11.01.1882, Ужице - 14.02.1956, Призрен), еп. Рашско-Призренский. В 1907 г. окончил МДА со званием кандидата богословия. Вернулся в Сербию, преподавал в гимназии в Белграде. Овдовел, был пострижен в монашество Патриархом Варнавой (Росичем) в мон-ре Раковица. 10 мая 1937 г. рукоположен во иеродиакона, 13 мая - во иеромонаха. В том же году был назначен редактором «Вестника Сербской Православной Церкви» (СПЦ). 30 окт. 1938 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Прешовской епархии, входившей тогда в состав Сербской Православной Церкви. В марте 1939 г. территория епархии была оккупирована Венгрией. Новые власти, запретив В. поддерживать связь с Белградом, хотели переподчинить епархию К-польской Патриархии. После нападения Венгрии и Германии на Югославию В. 11 апр. 1941 г. был арестован в Мукачеве и заключен в резиденции католич. епископа в г. Вац (Венгрия), а 19 июля 1941 г. выслан в Белград. После окончания второй мировой войны Мукачево вошло в состав СССР, а Прешов - в состав Чехословакии. 22 окт. 1945 г. В. присутствовал на заседании Синода РПЦ в Москве, на к-ром зачитал письмо председателя Синода СПЦ, митр. Скопленского Иосифа (Цвийовича) и выразил собственное согласие на передачу Мукачевской епархии в ведение РПЦ. Во время визита в Москву В. встретился с Председателем Совета по делам религий Г. Г. Карповым для обсуждения открытия подворья СПЦ в Москве и возможности обучения серб. студентов в МДА. 20 мая 1947 г. был избран епископом Рашско-Призренским. Похоронен в г. Призрен. Лит.: Пребывание в Москве еп. Мукачевского Владимира//ЖМП. 1945. 11. С. 20-21; Дубинский А. Ю. Вифанская духовная семинария: Алф. список выпускников 1901-1917 гг. М., 1999. С. 31; Мукачевско-Ужгородская правосл. епархия// Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 263-264. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/159070.html

25 июня 1946 г. Синод СПЦ констатировал, что «положение епархий на юге нашей страны не претерпело существенных изменений в плане канонического устроения», поэтому 23 нояб. 1946 г. Архиерейский Собор СПЦ подтвердил решения Синода СПЦ от 22 сент. 1945 г. по македон. церковному вопросу. В дек. 1946 г. патриарх Сербский Гавриил V (Дожич) в Белграде на встрече с македон. делегацией заявил, что их требования о создании МПЦ и единой Югославской Церкви неприемлемы. СПЦ настаивала на возвращении на македон. кафедры митр. Иосифа (Цвийовича) и еп. Викентия (Проданова) . То же патриарх Гавриил изложил 10 мая 1947 г. на встрече с председателем Правительства Македонии Колишевским, настаивавшим на реализации решений македон. духовенства от 8 мая 1946 г. После этой встречи Собор СПЦ обратился с письмом к президиуму Югославии с просьбой принять меры для возвращения серб. архиереев на македон. кафедры. Но в силу антирелиг. политики югослав. властей эта просьба осталась без ответа. В сент. 1947 г. члены Инициативного комитета на встрече с патриархом Гавриилом предложили сделать Церковь в Македонии самоуправляемой при ее каноническом единстве с СПЦ и Югославской Патриархией, а титул патриарха изменить на «Сербский и всей Югославии». В мае 1948 г. в письме к Синоду СПЦ требования были сведены к внутреннему самоуправлению Православной Церкви в Македонии, находящейся в каноническом единстве с Сербским Патриархатом, и назначению в македон. епархии архиереев-македонцев. Следующий Сербский патриарх Викентий (Проданов) не возражал против назначения на македон. кафедры архиереев-македонцев, но предложил временно, до появления достойных кандидатов из македонцев, взять на себя управление македонскими епархиями. 1 июня 1955 г. Собор СПЦ согласился с этим предложением и разрешил в македон. епархиях на богослужениях использовать македон. язык (ранее богослужение шло на церковнослав. языке). В окт. 1955 г. патриарх Викентий посетил Македонию и провел переговоры с членами Инициативного комитета. 10 апр. 1957 г. в Белграде Синод СПЦ договорился с делегацией македон. Инициативного комитета о сохранении канонического единства. 27 мая 1957 г. Собор СПЦ констатировал, что в македон. епархиях восстановлен канонический порядок в соответствии с Уставом СПЦ. В марте-апр. 1958 г. патриарх Викентий вновь посетил Македонию. Но Собор СПЦ в июне 1958 г. отказался избрать архиереев-македонцев, что в Македонии расценили как нарушение соглашения, заключенного в апр. 1957 г. Инициативный комитет решил созвать II Церковно-народный Собор. Новый Сербский патриарх Герман (Джорич) оценил этот шаг как противоречащий Уставу СПЦ. Однако патриарший викарий, происходивший из Македонии еп. Топлицкий Досифей (см. в ст. Досифей (Стойковский), архиеп. Охридский и Македонский, † 1981), к-рому Инициативный комитет предложил возглавить одну из македон. кафедр, по настоянию гос. властей прибыл в Македонию для участия в Соборе.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Все политические нации югославской программы (а также политические нации Советского Союза) были созданы католическим колониализмом или под османской оккупацией, позже были легализованы коммунистической югославской политикой, и сегодня служат инструментом евроатлантического и исламского империализма. Поэтому стратегической ошибкой Русской Православной Церкви является присвоение или принятие названия Украинская Православная Церковь, вместо термина Русская. Этим узаконена советская модель создания социалистических политических наций, которые по самой своей природе являются средством деконструкции государства и народа. Коммунистическая диалектская племенная «Македонская Православная Церковь» Во Второй мировой войне нацистская Германия оккупировала Королевство Югославия, а Болгария, в составе Вермахта, оккупировала юго-восточную часть Королевства Югославии – Вардарскую Сербию. Оккупационное правительство одну часть сербского духовенства ликвидировало а другую часть изгнало, как, например, митрополита Скопского Иосифа (Цвийовича) и епископа Злетово-Струмицкого Викентия (Проданова). Болгарская православная церковь установила на оккупированной территории администрацию с болгарскими епископами и духовенством. Западная часть Вардарской Македонии была оккупирована войсками фашистской Италии и присоединена к Итальянской Албании. После освобождения от нацистской оккупации была образована Социалистическая Югославия, а в её составе Социалистическая Республика Македония. В октябре 1944 года Синод Сербской Православной Церкви принял решение о возвращении изгнанных епископов и священников в свои епархии и приходы, но коммунистическое правительство не допустило возвращения сербского духовенства и народа, так же как и в той же программе преследования сербского народа не допускалось возвращение сербского населения и духовенства в Косово и Метохию после преследований со стороны гитлеровских оккупантов и албанской армии Вермахта. Это было началом коммунистических преследований церкви в СР Македонии и начало работы коммунистического правительства по формированию так называемой «Македонской православной церкви» Социалистической Республики Македонии. Такой системой Социалистическая Югославия создала социалистические республики и, в соответствии с границами республик, создала новые нации и религиозные «церковные» общины.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/di...

Информация о возможной причастности рус. архиереев-эмигрантов к неканонической организации в Хорватии автокефальной Церкви была с тревогой встречена в Сербской Православной Церкви. Скопский митр. Иосиф (Цвийович) , замещавший арестованного нем. властями Сербского Патриарха Гавриила V (Дожича) , обратился за разъяснениями к Предстоятелю РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) . В ответ на запрос митр. Анастасия о возможном участии Е. или также находившегося в Хопово архиеп. Феофана (Гаврилова) в создании неканоничной ХПЦ Е. в письме от 29 апр. попросил успокоить митр. Иосифа и сообщил, что «мы, ценя услуги Сербской Патриархии для Церкви нашей заграничной, не сделаем ничего для подобного». При этом Е. уточнил, что такие действия возможны только по указанию Архиерейского Синода РПЦЗ и с согласия СПЦ. Через неск. недель состоялась 2-я встреча Е. и Оберкнежевича. Выслушав заверения Оберкнежевича, что Патриарх Гавриил негласно одобрил выбор Е. главой Хорватской Церкви и лишь высказался против его титулования патриархом, Е. дал согласие возглавить ХПЦ. Документы свидетельствуют, что нем. и хорват. власти оказывали на Е. давление, угрожая дальнейшим преследованием правосл. сербов. В сообщении герм. посольства из Загреба от 26 июня 1942 г. о переговорах с Е. было сказано: «Ему дали понять, что православным придется плохо, если он не примет должности». В сообщении посольства от 28 июля 1942 г. подчеркивалось, что Е. согласился возглавить ХПЦ «только под давлением и чтобы, насколько возможно, избавить православное население от дальнейших жестоких преследований». 29 мая 1942 г. Е. был принят Павеличем. 5 июня руководитель НГХ утвердил устав ХПЦ и назначил Е. главой Церкви в сане митрополита Загребского. 7 июня состоялась интронизация в Свято-Преображенской ц. Загреба. В сан митрополита Е. возвел настоятель храма свящ. Серафим Купчевский. 8 июня, в ходе торжественной церемонии, Е. принес перед Павеличем присягу в верности НГХ и его руководителю. СПЦ подала жалобу митр. Анастасию на действия Е.

http://pravenc.ru/text/190199.html

Могила прп. Иустина (Поповича) в мон-ре Челие, Сербия Могила прп. Иустина (Поповича) в мон-ре Челие, Сербия В 1927 г. в семинарии в Сремски-Карловци И. защитил дис. «Гносеология св. Исаака Сирина» (Гhoceoлoruja св. Исака Сирина//Пут. Београд, 1934. С. 269-280, 335-350; из-за многочисленных ошибок публикация диссертации была не признана автором). С авг. 1927 по июнь 1928 г. преподавал в семинарии в Призрене, затем вновь в семинарии в Сремски-Карловци, с окт. 1929 по март 1930 г. исполнял обязанности ректора. В 1928 г. И. согласился возглавить кафедру догматического богословия Варшавского ун-та, но перед отъездом узнал, что вместо этой кафедры начальство ун-та хочет предложить ему кафедру нравственного богословия, от чего он отказался. В дек. 1930 г. по решению Синода СПЦ направлен с правосл. миссией в Закарпатье в качестве помощника еп. Битольского Иосифа (Цвийовича) . Вдвоем они посетили Ужгород, Хуст, Изу, Мукачево, Прешов (Пряшев) и мн. села в Карпатах и способствовали возвращению верующих из унии в Православие. И. предлагали принять епископский сан и занять кафедру восстановленной Мукачевско-Пряшевской епархии СПЦ (см. ст. Мукачевская и Ужгородская епархия (УПЦ)), но он отказался и в кон. 1931 г. вернулся в Сербию. С авг. 1932 г. преподавал в семинарии в г. Битола вместе с иером. Иоанном (Максимовичем ; впосл. епископ Шанхайский). 1 февр. 1934 г. избран доцентом кафедры сравнительного Богословия богословского фак-та Белградского ун-та, вступил в должность 21 дек. того же года. Позднее был избран профессором догматики. Один из основателей Сербского философского общества (1938). Когда после начала второй мировой войны Белградский ун-т временно был закрыт, И. проживал в мон-рях Каленич, Раваница и др. и продолжал переводить патристические и агиографические сочинения, занимался толкованием НЗ, участвовал в подготовке «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей» (нач. июля 1941). В 1944 г.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

После возвращения на родину Г. старался избежать резкого обострения отношений с властями, к-рые в свою очередь стремились использовать его авторитет как борца против фашизма и патриота. После Собора Г. известил председателя Правительства ФНРЮ И. Б. Тито о возвращении на родину и вступлении на престол Сербской Церкви. 6 дек. 1946 г. Г. вместе с митр. Скопленским Иосифом (Цвийовичем) и еп. Зворницко-Тузланским Нектарием (Крулем) посетил Тито. 8-12 дек. 1946 г. в Белграде при участии Г. и Тито прошел Славянский конгресс, провозгласивший единство слав. народов. В янв. 1947 г. Тито посетил первоиерарха и обсудил проблемы Сербской Церкви. 25 янв. 1947 г. Г. в сопровождении митр. Иосифа и еп. Нишского Иоанна (Илича) посетил Президиум Народной Республики Сербии, а 31 янв.- председателя Правительства Народной Республики Сербии Б. Нешковича. После этих встреч 3 февр. 1947 г. председателю правительства было направлено представление с 9 пунктами для урегулирования отношений Сербской Церкви и гос-ва. Также Тито был направлен меморандум Свящ. Синода со списком деяний со стороны властей, негативно отразившихся на положении Церкви в гос-ве. В Пасхальном послании 1947 г. Г. подчеркивал, что «коммунистическая власть разными способами старалась воспрепятствовать нормальному течению церковной жизни, совершению церковных служб и обрядов... Я призываю вас,- обращался Г. к верным чадам Церкви,- проявить христианское мужество и твердость духа, которые смогли бы противостоять массовой антирелигиозной коммунистической пропаганде и организованной силе и власти безбожников» (Гласник СПЦ. 1947. 4. С. 135). 21 апр. 1947 г. состоялось заседание Собора СПЦ, на к-ром был принят новый Устав Церкви, учитывавший отделение Церкви от гос-ва и школы от Церкви. Но гонения на Церковь со стороны властей продолжались. 29 марта 1949 г. Г., несмотря на перенесенные заболевания и преклонный возраст до последних дней жизни управлявший Церковью, направил Тито письмо, в к-ром просил прекратить аресты и изгнания духовенства, разрушение храмов, экспроприацию имущества, ущемление прав на получение духовного образования. Но ответа на это письмо не последовало.

http://pravenc.ru/text/161343.html

Монография «Ватикан, католическая Церковь и новая власть, 1941-1958» (Ватикан, Католичка црква и нова власт, 1941-1958. Београд, 1994), единственное фундаментальное исследование политики Ватикана на Балканах после второй мировой войны, содержит анализ ранее неизвестных документов из архивов США и Европы. Анализируя взаимоотношения США, Великобритании и Ватикана с Балканскими гос-вами в послевоенный период, Ж. пришел к выводу, что Ватикан планировал обеспечить сохранение НГХ благодаря переходу этого искусственно созданного гос. образования на сторону союзников. Включение Хорватии в состав Югославии спровоцировало конфликт католич. иерархов, проводивших политику Ватикана, с коммунистической властью и вызвало репрессии среди католиков. Последовавший в 1948 г. разрыв отношений между СССР и Югославией способствовал сближению Белграда с США и Великобританией, что привело к оттеснению Ватикана на периферию внешней политики Балкан. Ж. первым из историков обратился к истории СПЦ в послевоенный период. В кн. «Сербская Православная Церковь и новая власть, 1944-1950» (Српка Православна Црква и нова власт, 1944-1950. Београд, 1998) он сравнил позиции 2 предстоятелей СПЦ, Скопского митр. Иосифа (Цвийовича) , до 1946 г. осуществлявшего фактическое управление СПЦ, и вернувшегося в нояб. 1946 г. из вынужденной эмиграции Патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) по отношению к коммунистическим властям Югославии. По мнению Ж., хотя Патриарх Гавриил во многом и продолжил политику митр. Иосифа по вопросам Македонской Православной Церкви, раскола в Черногории, создания ассоциаций священников, но в отличие от бескомпромиссности своего предшественника и католич. иерархов он был далек от прямой конфронтации с властями, что способствовало укреплению Церкви. В статье об истории и совр. состоянии ислама (Islam in The Balkans: Origins and Contemporary Implications//Mediterranean Quarterly. Wash., 1992. Vol. 3. N 4. P. 51-65) на основании исследования книги президента Боснии и Герцеговины А. Изетбеговича (Islam Between East and West. Indianapolis, 1984; Islamska deklaracija. Sarajevo, 1990) Ж. высказал мнение, что амбиции исламских орг-ций на Балканах, особенно в Боснии и Герцеговине, таят в себе угрозу стабильности не только в Европе, но и во всем мире. Он предсказал начало межконфессиональных столкновений в Боснии и Герцеговине в 90-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/182255.html

В своем письме от 16 апреля с[его] г[ода] я имел честь довести до ВАШЕГО сведения и очень определенно изложить, каких епископов-эмигрантов мы считаем в расколе с Российской Церковью. Во-первых: Митрополита Анастасия (Грибановского) , во-вторых: всех входящих в состав и юрисдикцию так называемого] «Архиерейского Синода» зарубежных иерархов-эмигрантов. Русская Православная Церковь надеется, что ВЫ, ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО и СВЯТЫЙ СИНОД Сербской Православной Церкви, согласно выражению ВАШЕГО волеизъявления, в ВАШЕМ высоком письме от 18 апреля с[его] г[ода] порвете всякое каноническое и евхаристическое общение с так наз[ываемым] «Архиерейским Синодом» в целом и Митрополитом Анастасием (Грибановским) в частности как раскольниками, а также с ее последователями как на территории Югославии, так и во всех странах, где бы они ни находились. О чем прошу уведомить Предстоятелей Автокефальных Церквей. ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА Имею честь быть собратом, сослужителем, богомольцем и покорнейшим слугой Епископ Кировоградский Представитель ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ Архив ОВЦС. Дело «Сербская Православная Церковь ». Папка «1945 год. Визит делегации РПЦ». Л. 5455. Машинопись, копия. 14. Письмо митрополита Иосифа (Цвийовича) Святейшему Патриарху Алексию с сообщением о прекращении общения между Сербской Церковью и Русской Зарубежной Церковью 24 апреля 1945 г. Ваше Святейшество! По поводу письма Представителя ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, Его Преосвященства Епископа Кировоградского и Управляющего Одесской епархией Господина Сергия от 21 апреля 1945 года, в котором Его Преосвященство, в связи с нашим письмом от 18 апреля 1945 года, Син. 664/зап. 175 из 1945, напоминает, что из русских епископов-эмигрантов, находящихся в расколе с Русской церковью, прежде всего нужно считать Митрополита Анастасия (Грибановского) и всех тех, кто находится под юрисдикцией так называемого Архиерейского Синода зарубежных иерархов-эмигрантов, – имею честь ответить ВАШЕМУ СВЯТЕЙШЕСТВУ нижеследующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010