Как отметил редактор переиздания и автор предисловия Дмитрий Степанов, «Синопсис» является венцом череды произведений киевских, львовских и других православных авторов Юго-Западной России, которые доказывали, что они и русские Москвы являются одним русским народом, который должен воссоединиться. Наиболее известные из них – это «Патерикон Киево-Печерский» предшественника Иннокентия (Гизеля) киево-печерского архимандрита Иосифа (Тризны), и его предшественника киево-печерского архимандрита Захарии (Копыстенского) «Палинодия, или Книга Обороны». Эти труды не могли быть инспирированы Москвой, потому что во времена Захарии Москва была ещё слишком слаба после отопления Смуты. Эти труды свидетельствуют об общерусском самосознании киевлян той эпохи, что никакого украинского самосознания, никакой украинской идеи и в помине не было. Импульс воссоединения с Москвой исходил из Киева, а украинство является великой ложью нашего времени. Дмитрий Степанов в предисловии особенно отметил выдающуюся роль православного малороссийского духовенства в лице Черниговского митрополита Лазаря (Барановича), архимандритов Иоанникия (Голятовского), Иннокентия (Гизеля), воспитавшего великого русского святого Ростовского митрополита Димитрия (Туптало). Эти великие отцы не только писали апологии православного русского воссоединения, но и в прямом политическом смысле ковали это воссоединение, в частности, пресекали измены казачьей старшины. «Синопсис» и другие перечисленные труды являются осиновым колом в гробу «историософской ереси украинства», и основная проблема в том, что презентация «Синопсиса» происходила в камерной обстановке среди единомышленников, а должна была произойти на крупнейшей площадке и показана на федеральных каналах». Книга только вышла, и все это не поздно сделать. Необходимо масштабировать её тираж, раздать по экземпляру каждому украинскому военнопленному, и тогда они увидят, как жестоко их обманули, навязав ложную идентичность. И тогда, как писал знаменитый киевский профессор Андрей Стороженко, «украинский туман рассеется, и русское солнце взойдёт».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/vy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОН (Леонт, Леонтий), по церковной традиции (начиная с XIV-XV вв.), митр. Киевский в кон. Х - нач. XI в. (?). В древнейших рус. источниках о Крещении Руси («Повести временных лет», Новгородской первой летописи младшего извода, «Памяти и похвале» св. равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу Иакова Мниха ) имени 1-го Киевского митрополита (митрополитов?) времен кн. Владимира нет. Самые ранние упоминания о Л. относятся к XIV-XV вв. В нек-рых редакциях Церковного устава князя Владимира в преамбуле значится, что Владимир «от Фотия патриарха царегородьского взяхъ пьрваго митрополита Леона Киеву» (Древнерус. княжеские уставы XI-XV вв./Изд. подгот.: Я.Н. Щапов. М., 1976. С. 18, 22, 30, 72, 76); древнейший список с такой формулой относится к XIV в. (приложения к Новгородской (Климентовской) Кормчей 1280-х гг.: ГИМ. Син. 132. Л. 628). Затем текстуально близкий оборот фиксируется в поновленной редакции рассказа о крещении новгородцев, к-рая появляется в т. н. Новгородско-Софийском своде 1-й пол. XV в. (по А. А. Шахматову ), т. е. в Новгородской Карамзинской, Новгородской Четвертой, Софийской 1-й летописях, а также в Русском хронографе (1516-1522), где Л. также выступает как «первый митрополит Киеву», взятый Владимиром «у Фотея патриарха» (ПСРЛ. Т. 42. С. 55; Т. 4. Вып. 1. С. 90; Т. 6. Вып. 1. Стб. 105; Т. 22. С. 367). В перечне рус. митрополитов из приложения к Комиссионному списку сер. XV в. Новгородской первой летописи младшего извода Л. значится в самом начале, перед Михаилом , Иоанном I и Феопемптом , хотя аналогичный перечень в самой летописи открывается именем Феопемпта (НПЛ. С. 163, 473). Налицо коллизия с традицией о св. Михаиле как 1-м рус. митрополите, к-рая разрешается по-разному. Если, напр., в Печерской редакции Устава Владимира (включенной в Киево-Печерский патерик редакции архим. Иосифа Тризны в сер. XVII в.) Михаил, как и в перечне митрополитов из Комиссионного списка, отодвинут на 2-е место, то в Троицкой редакции, связанной с Московской митрополией (древнейший список - РГБ.

http://pravenc.ru/text/2463391.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в янв. 1900 г. как Гродненская и Брестская, в 1923-1939 гг.- Гродненская и Новогрудская (в 1925-1939 в составе Польской правосл. автокефальной Церкви), в кон. 1939 г. упразднена, в 1940-1941 гг.- Гродненская и Вилейская, в 1942-1944 гг. Гродненская и Белостокская (в составе Белорусской правосл. автокефальной Церкви), в 1945-1948 гг.- Гродненская и Барановичская, в 1949-1950 гг.- Гродненская и Лидская, в 1951 г.- Гродненская и Брестская, в том же году упразднена, 18 февр. 1992 г. восстановлена в составе Белорусского Экзархата РПЦ с совр. названием. Г. и В. е. занимает зап. часть Гродненской обл. Республики Беларусь, разделена на 8 благочиннических округов: Берестовицкий, Волковысский, Гродненскийгородской, Гродненский районный, Зельвенский, Мостовский, Свислочский, Щучинский. Кафедральный город - Гродно. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - еп. Артемий (Кищенко ; с 4 февр. 1996). К янв. 2006 г. в епархии действовало 87 приходов, служили 87 священников и 6 диаконов. Христианство на гродненских землях в X-XIX вв. X - кон. XVI в. Согласно Туровскому уставу (XIV в.) и Киево-Печерскому Патерику в редакции архим. Иосифа (Тризны) (XVII в.), города Понеманья (Чёрной Руси) Городно (Городня, Городень, с XVI в. Гродно) и Волковыск (Волковыеск) первоначально входили в состав Туровской епархии, учрежденной в кон. XI или в 1-й четв. XII в. Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) По археологическим данным, Городно возник в кон. X - нач. XI в. на высоком мысе Замковой горы, у впадения р. Городничанки (Городни) в Неман как укрепленный пункт слав. племен дреговичей и волынян на балтско-ятвяжских землях. Город быстро развивался. В XI - 1-й пол. XII в. укрепленный детинец имел деревянную жилую застройку, неск. улиц, выходивших на площадь; не исключено, что на ней располагался деревянный правосл. храм. Вокруг детинца (Старого замка) позднее был построен укрепленный окольный ремесленно-торговый город (Новый замок). В нач. XII в. город стал столицей Городенского княжества, правители к-рого были связаны политическими и династическими узами с владимиро-волынской ветвью Мономашичей, поддерживали последних в борьбе за обладание Киевом.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Н.И. Милютенко Приложения Похвала св. Ольге из «Памяти и похвалы» Иакова Мниха по списку Сол. 518/537, л. 344 об. – 345 с разночтениями по спискам Ег. 637, л. 532 об. – 534 (Ег.); Б. 1. 295, л. 6 об. – 7 об. (М-П). Проложное чтение на 12 июля мученикам-варягам по спискам РНБ, ОР, ПДА А1/264,2, Прилуцкий пролог, л. 186–186 об. с разночтениями по списку: РНБ, ОР, (3. п. 1.63, л. 3–5 об. (Б). Сказание о славянской грамоте по спискам Полной Хронографической палеи РНБ, ОР, Пог. 1435 (XV в.) с разночтениями по «Прению с жиды» из Толковой Псалтири Пог. 101 .(XVI в.). Житие св. Владимира из Зеленецкого конволюта РНБ, ОР, Соф. 1504,1694–1696 гг., составленное по Киево-Печерскому патерику в редакции Иосифа Тризны. Сведения о рукописи, содержание памятника и фрагменты, отличающиеся от Киево-Печерского патерика. Благодарю сотрудников рукописных отделов Библиотеки Российской Академии наук, Российской Национальной библиотеки и Российской Государственной библиотеки за постоянную помощь. Памть 941 и похвала кнзю рсском Володимиру, 942 како с Володимиръ и дти сво крести и всю Русскю конца до конца, и како с баба лга Списано мнихомъ 943 Паулъ 944 свтыи апостолъ, и свтило мира, посыла къ Тимофю «Чдо Тимофю, многы 945 послухы врнымъ доволни будт и ины научити» 946 И апостолъ Лука къ гллгол: мнози начаша повсти дти извстныхъ 947 бывших въ нас, изволи с и мн, ходившю и по всх писати дл нихъ начатъ творити н чити». 948 Rъ том написа Дан апостольска н свтыи апостолъ Лка, потомъ многых свтых писати начаша жита н Тако н азъ худыи мнихъ слышавъ многых кнзи Рска сын Свтославл, 949 и мало събравъ многы, го написах и сын свтою славню 950 Бориса н Глба: 951 како просвти благодать Божа кнзю рском сын Свтославлю, внк и възлюбивыи 952 Богъ, «хоти спасти вскаго и в размъ истинныи прити», 953 и вжада свтаго «ко на источникы водныа», 954 тако вжада благоврныи кнзь Володимиръ свтаго и Богъ сътвори го. с 955 : «Волю бощих с г творить 956 н молитв ихъ слышит и ». 957 И самъ Господь: и н н с вамъ. Вскъ проси ищаи 958 с». 959 И пакн вр и с, и а вры имать, с, 960 Взиска и при баб лз, како къ Царюгород, 961 н прала свто и пожи добр 962 Богомъ, 963 всми добрыми длы красившн с и почи с миромъ Христ 964 и въ блаз вр. То слышавъ кнзь баб лз, 965 въ свтомъ 966 то и жизни 967 подража, свты царица 968 кнгыни лги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В янв. 1655 г. И. присутствовал на собрании духовенства и мирян Киевского воеводства, где была объявлена грамота о победах царя в Белоруссии, затем в Софийском соборе был отслужен благодарственный молебен. В янв. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел И. отправить в Москву жившего в Киево-Печерском монастыре певца мон. Иосифа (Загвойского), который должен был обучать москвичей партесному пению. 9 февр. 1656 г. киевский воевода кн. Ф. Ф. Волконский доложил царю, что мон. Иосиф (Загвойский) по благословению И. покинул Киево-Печерский монастырь и удалился в неизвестном направлении. Впосл. выяснилось, что Иосиф скрывался от властей, не желая ехать в Москву. Более поздние сведения об И. отсутствуют. И. В. Жиленко, В. Г. Пидгайко Труды в области книжности Наиболее значительным лит. трудом И. является новая редакция Киево-Печерского патерика. Книжник опирался на труд Сильвестра (Косова) «Paterikon, abo ywoty witych oyców Pieczarskich» (Патерик, или Жития святых отцов Печерских) (К., 1635) и на более ранние редакции, содержавшие помимо агиографических повествований летописные сообщения. В результате работы И. древний патерик, существенно дополненный агиографическими материалами, вероятно из б-ки Киево-Печерского мон-ря, оказался частью обширного исторического сочинения. Единственный сохранившийся список труда И. принадлежал бывш. келарю Троице-Сергиева мон-ря Симону (Азарьину) , рукопись была создана, по-видимому, при жизни И.: «Патерикон Киево-Печерский. Жития и подвизи преподобных отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, рускаго летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. отец Печерских боголюбивый епископ Симон Суждалский и Владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрит печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (РГБ. Ф. 304.I. 714, 390 л.). На нижних полях первых листов имеются записи: «Лета 7173 года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Лета 7164 мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина».

http://pravenc.ru/text/578555.html

1990. 7. С. 164-166; Рус. Церковь во 2-й пол. XIII-XV в.//Правосл. Церковь в истории России. М.. 1991. С. 23-54; Русь под игом: как это было? М., 1991; Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92; Дмитрий Донской//Там же. 1995. 5/6. С. 62-83; Начало московского Симонова мон-ря//Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. М., 1995. С. 113-122; «Съ тоя же Каялы Святоплъкь...»//RM. 1995. T. 8. N 1. P. 87-113; Александр Невский - гос. деятель и полководец средневек. Руси//ОИ. 1996. 5. С. 18-33; Древнейшая ред. Сказания о Владимирской иконе Богоматери//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 476-509 (совм. с Т. А. Сумниковой); Юрий Долгорукий//ВИ. 1996. 10. С. 35-56; История Москвы с древнейших времен до наших дней. М., 1997. Т. 1 (в соавт.); Княжеский помянник в составе Киево-Печерского патерика Иосифа Тризны//ДГВЕ, 1995. М., 1997. С. 166-233; Московская ц. всех святых на Кулишках//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 36-39; Сергий Радонежский и борьба за митрополичью кафедру всея Руси в 70-80-е гг. XIV в.//Культура славян и Русь. М., 1998. С. 353-360; Сергий Радонежский и «филофеевский крест»//ДРИ. СПб., 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 16-24; Происхождение рус. двуглавого орла. М., 1999; Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 116-163; Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в ср. века и новое время. М., 1999. С. 50-82; Гибель в Орде Михаила Ярославича Тверского и его канонизация//Ист. вестн. М.; Воронеж, 2000. 7(11). Ч. 2. С. 102-108; Монголо-татарское иго и судьбы культуры средневек. Руси//Россия и мировая цивилизация. М., 2000. С. 95-104; Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 2(8). С. 113-123; 3(9). С. 121-129; 4(10). С. 98-113; 2003. 1(11). C. 112-118; 2(12). С. 127-133; 3(13). С. 112-130; 4(14). С. 100-122; Зачем митр. Алексей в 1357 г. ездил в Орду?//«А с его сребро»: Сб. ст. К., 2002. С. 177-184; О древнейшем списке Жития Сергия Радонежского//Поволжье и сопредельные территории в Ср.

http://pravenc.ru/text/2462357.html

Обо все этом в “Летописи” Величко не сказано ни слова. Тема положения православных в Речи Посполитой появилась в его сочинении в связи с рассказом о событиях 1680 г., когда по указанию короля Яна Собеского в Люблине был организован съезд православных и униатов для заключения новой унии. Величко включил в свое повествование универсал Яна Собеского от 9 октября 1679 г., содержавший угрозу лишить земельных владений тех, кто откажется участвовать в съезде 17 . Как известно, еще до созыва съезда православные иерархи Антоний (Винницкий) и Гедеон (Четвертинский) отправили в Киев игумена Преображенского монастыря в Люблине Иннокентия (Монастырского) с просьбой о помощи, обращенной к русскому правительству 18 . Съезд собрался в Люблине в январе 1680 г., но уже начало заседаний показало, что намеченный план вряд ли удастся реализовать, и съезд был отложен до июня, а затем от него вовсе отказались 19 . 15 августа 1681 г. под председательством игумена виленского Духова монастыря Климента (Тризны) состоялось совещание с участием представителей братств и православного Луцкого епископа Гедеона (Четвертинского), где обсуждалось, как следует действовать, если снова встанет вопрос о созыве такого съезда 20 . Величко явно интересовали события, связанные со съездом, но он мог разыскать лишь отрывок дневника (диариуша) съезда 21 . Отметив, что православные 3 февраля 1680 г. обратились к королю, он далее записал, что не знает, каков был ответ короля и “як тот зъезд Люблинский зкончился и розъехался” 22 . Несмотря на то что об этом, как бы то ни было, важном событии Величко был проинформирован недостаточно, в его повествовании о последующих событиях обнаруживаются материалы, связанные с закулисными сношениями униатов и сторонников унии в рядах православного духовенства. Так, в “Летописи” приведено послание папе епископов Иосифа (Шумлянского) и Иннокентия (Винницкого) и ряда других духовных лиц от 27 марта 1681 г. В послании говорилось об их присоединении к католической Церкви и содержалась просьба подтвердить их “права и вольности” 23 . Другой текст содержал условия соглашения между Иосифом (Шумлянским) и главой униатской Церкви Киприаном Жоховским 24 . Второй документ Величко снабдил комментарием: он показывает, “для яких причин и респектов” Иосиф (Шумлянский) захотел принять унию. Этими документами сведения Величко и ограничивались. Он так и записал, что не знает, как реагировал король на выработанный проект соглашения: Шумлянский “чи одержал ласку королевскую, чи нет, о том неизвестно” 25 . (Как известно, первоначально был составлен проект соглашения о принятии Иосифом и Иннокентием унии, 26 марта 1681 г. в королевской капелле варшавского замка состоялось торжественное присоединение епископов к католической Церкви, и лишь затем было отправлено послание папе 26 .)

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

Список Киево-Печерского патерика в редакции архим. Иосифа (Тризны) (РГБ. Ф. 304.I. 714. Л. 1) Список Киево-Печерского патерика в редакции архим. Иосифа (Тризны) (РГБ. Ф. 304.I. 714. Л. 1) Памятник состоит из 3 частей: летописной (общеисторической), существенно отредактированного патерика с вкраплениями летописной информации и др. материалов. Исследователи излагали разные т. зр. на то, какими летописными сводами пользовался И. Наиболее обоснованная т. зр. была высказана В. А. Кучкиным . Историк определил, что летописные добавления в патерик, сделанные И., обнаруживают наибольшую близость к тексту т. н. Тверского сборника (составлен между сер. XVI и 1-й третью XVII в., содержит значительные фрагменты тверского летописания с кон. XIII по кон. XV в.), но не тождественны ему. Кроме того, по мнению Кучкина, в патерик вошли сообщения из Ипатьевской летописи и Никоновского свода (др. следы знакомства с Никоновской летописью на Украине в сер. XVII в. отсутствуют). Ипатьевская летопись использовалась редактором в виде неизвестного в наст. время текста, соединявшего особенности Ипатьевского, Хлебниковского и Погодинского списков. Кучкин также установил, что в патерике прослеживаются заимствования из Хронографа и какой-то белорусско-литов. летописи. Значительная часть приведенного И. исторического материала не имеет параллелей в летописных сводах. Особенностью патерика в редакции И. является наличие в нем церковно-юридических документов. Можно предположить, что И. пользовался не мн. летописными сводами, но одним источником, к-рый в заглавии патерика назван «Летописцем русским», созданным на западнорус. землях и объединившим черты указанных летописей. И. является автором предисловия «Предмова до освященнаго клиру» к изданию «Литургиарион, си есть Служебник» (К., 1653). Не исключено, что киево-печерский архимандрит между 1651 и 1653 гг. составил основу для 1-го восточнославянского исторического соч. «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначалных князех богоспасаемаго града Киева», опубликованного Киево-Печерским монастырем в 1674 г. Патерик в редакции И. был использован при подготовке 2-й печатной редакции памятника (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661).

http://pravenc.ru/text/578555.html

Прп. Варлаам в житии. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1702. Мастер Л. Тарасевич (РГБ) Прп. Варлаам в житии. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1702. Мастер Л. Тарасевич (РГБ) В композиции «Древо Киево-Печерских святых» В. изображен по пояс, в числе преподобных иноков (в чашечках цветов): на рамке титула Патерика (К., 1661); на гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» работы мастера Акима (К., 1643-1676 гг.; ДМКДУ); на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на серебряной панагии, исполненной в 1655 г. киевским серебряником и гравером Феодором для печерского архим. Иосифа Тризны (НКПИКЗ); на окладе Евангелия (1701, НКПИКЗ), где стволом древа служит ц. Воздвижения Креста Господня Киево-Печерской лавры. На деревянном резном кресте в серебряной оправе (1690, НКПИКЗ; донатор иером. Самуил) с образом Богоматери Печерской в центре В. представлен вместе с преподобными Василием, Феодором, Никоном, Агапитом, Марком в медальонах на ветвях креста. В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» (известен в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) изображен, как правило, в ряду иноков, почивающих в Ближних пещерах (в группе слева за прп. Антонием). Оглавное изображение В. с надписью на нимбе «Пре Варлаамъ Игуменъ» (в 3-м ряду 2-й слева) представлено на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), происходящей предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры; на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской Ф. Абрамова (ГРМ; в 3-м ряду 1-й слева). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-621, 1505-1518; Т. 4. С. 761-763, 1505а, 1517; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 67; Канон преподобным отцем печерским, творение Мелетия Серига//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 146; Рус. монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169; Мишнева О. Зображення печерських св " ятих на золотарських пам " ятках доби бароко//Moriляhcьki читання: Мат-лы iзm. наук. конф. К., 1999. С. 93. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/154149.html

И. неоднократно упоминается в Киево-Печерском патерике (сложился в 20-х гг. XIII в.). В повествовании об Успенском соборе рассказывается, что на его освящение 14 авг. 1089 г. чудесным образом прибыли епископы, в т. ч. И., к-рые не были приглашены митрополитом. При перечислении имен архиереев - выходцев из Киево-Печерского мон-ря в основном соблюден хронологический порядок. И. назван после Переяславского митр. Ефрема , поставленного на кафедру между 1073 и 1076 гг., и ранее Новгородского еп. Германа , хиротонисанного в 1078 г. В патериковом Слове о Никите Затворнике (см. Никита , свт., еп. Новгородский) И. назван среди печерских монахов, принявших участие в изгнании из Никиты беса (Древнерусские патерики. 1999. С. 17-18, 21, 37, 38, 396, 397, 401). И. находился в мон-ре в то время, когда Никите стало известно о гибели в Заволочье новгородского кн. Глеба Святославича, что произошло в 1078 г. (НПЛ. С. 18; ср.: Там же. С. 201; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199-200; обоснование датировки см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 217, 221). Дата кончины И. неизвестна. В Проложной редакции Жития святителя кон. XVI - нач. XVII в. сказано, что он скончался «на второе лето по освящении церкве печерския», т. е. в 1090 г., такое же указание содержится и в редакции Жития И., составленной в 1647-1656 гг. для Киево-Печерского патерика в редакции архим. Иосифа (Тризны) (РГБ. Ф. 304.I. 714). Эта дата, заимствованная церковными историками XIX в. из позднейших источников, представляется сомнительной. Следующий Ростовский епископ, о к-ром сообщают источники,- Нестор , был поставлен ок. сер. XII в. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347). Мощи Согласно Житию свт. Леонтия Ростовского (старшая редакция создана во 2-й пол. XII - нач. XIII в.; см.: Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 159; Семенченко Г. В. Житие Леонтия, еп. Ростовского//Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный кат.-справ./Ред.: Я. Н.

http://pravenc.ru/text/674806.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010