На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии 31.12.2021 12:06:20 МОСКВА 29 декабря 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Архиерей-воссоединитель Иосиф (Семашко): штрихи к портрету» выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик предложил выделить те аспекты личности и служения митрополита Иосифа (Семашко), которые в настоящее время остаются малоисследованными. «Митрополит Иосиф (Семашко) — человек, благодаря которому прекратила существование брестская церковная уния в пределах Российской империи в 1839 году. Значение его личности и деятельности для современной Белорусской Православной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого собора 1839 года  количество белорусов, насильственно переведенных в униатство, составляло более 70%. После Полоцкого собора, который был подготовлен митрополитом и его единомышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь вернулась в Православие. Сегодня в Республике Беларусь 85 % верующих относят себя к Православию», — подчеркнул отец Александр. Говоря о личных качествах воссоединителя, который инициировал, реализовал и закрепил изменения в конфессиональной принадлежности 1 миллиона 600 тысяч верующих, докладчик отметил, что личность владыки в преимущественной мере повлияла на выбор униатского духовенства в сторону Православия. «Об этом без обиняков пишет архиепископ Антоний (Зубко), который занимался убеждением униатских священников в необходимости переходить в Православие. Он свидетельствует, что как только униатские священники и благочинные узнавали, что их перехода в Православие ждет сам митрополит Иосиф, они с удовольствием давали согласие на воссоединение, поскольку были уверены, что от владыки не может поступить негативное предложение, которое приведет к духовной катастрофе. Во-вторых, сам митрополит Иосиф в своих записках пишет: " Меня всего поглотило великое дело, которого судил мне Господь быть орудием. Я ему предался всей душой, тут не было места для личных видов, для личных удовольствий и предположений " », — отметил докладчик. 

http://radonezh.ru/2021/12/31/na-zasedan...

Фигура митрополита Иосифа (Семашко) раздражает националистов, ими было написано несколько статей против канонизации, но все эти статьи в основном базируются на фальсификациях. Уровень критики можно проиллюстрировать несколькими примерами. Так, митрополита Иосифа обвиняют в борьбе против белорусского языка и белорусской культуры. На самом деле митрополит боролся против засилья польского языка в проповедях униатского духовенства. Известны его требования произносить проповеди не на польском, а на русском литературном или народном, последнее как раз обозначало все вариации восточнославянских говоров, в том числе и белорусские. Митрополит вообще-то требовал, чтобы проповеди вели в том числе и по-белорусски. Также в вину митрополиту ставят сожжение рукописного памятника XI века – Туровского Евангелия. Но это является ложью, поскольку Туровское Евангелие до сих пор хранится в Вильнюсе. Помимо того, ряд противников канонизации митрополита Иосифа утверждают, что по его приказу был сожжен Смоленский церковно-археологический музей. При этом стоит понимать, что митрополит умер в 1868 г., а пожар в смоленском музее произошел в 1898 г., то есть через 30 лет после смерти владыки. Еще одной виной митрополита белорусские националисты называют уничтожение в 1839 г. Белорусской митрополии. На самом деле никакой Белорусской митрополии ни во времена митрополита Иосифа, ни ранее не существовало. Она появилась лишь в начале 20 х гг. ХХ века, но просуществовала недолго. Таким образом, противники канонизации оперируют фальсификациями вместо фактов и на этом строят свою критику. Украинский церковный раскол также отразился на Православии в Белоруссии. В 2018 г. стали появляться устойчивые слухи о том, что за Украиной раскол ждет и Белоруссию. Эти слухи поддерживались белорусскими националистами. На Церковь оказывалось давление, ее обвиняли чуть ли не в работе на Кремль. Однако массовая поддержка простым народом канонической Церкви на Украине и поведение большинства украинских священнослужителей, оставшихся верными канонической Церкви, способствовали затуханию призывов к белорусской автокефалии. Хотя националистами этот вопрос со счетов по сей день не сброшен. Уже давно распространяется информация, что в Белоруссии существует " настоящее " православие, а в России – " московская вера " , лишь пародирующая Православие. Естественно, что знание Церковной истории лишает националистов почвы для таких заявлений, однако идеологически зашоренные последователи этого учения игнорируют любые логичные доводы и факты и продолжают верить в свое придуманное великое прошлое.

http://religare.ru/2_117819.html

Протоиерей Александр Романчук назвал митрополита Иосифа (Семашко) человеком служения. «Еще будучи униатским епископом никого не обманывал и поступал всегда честно, открыто и бескорыстно. И это все видели. И поэтому все знали, что от него нельзя ждать какого-то подвоха или того, что он поведет не туда. Не обращал владыка внимания и на личный риск, который был велик особенно во время проведения Полоцкого собора: дело в том, что план окончательного упразднения унии, который был принят секретным комитетом по польским делам в январе 1839 года, был составлен так, что в случае народных волнений, российское правительство заняло бы нейтральную позицию, а вся вина в случае возникновения беспорядков должна была лечь на того, кто являлся вдохновителем и организатором прошения униатов о присоединении к Православной Церкви. Поэтому, согласившись на выполнение этого плана, решительно идя на воссоединение, преосвященный Иосиф (Семашко) и его сподвижники балансировали над пропастью: в случае силового сопротивления решениям Полоцкого собора и он, и его окружение были бы принесены в жертву внутренней и внешней политической стабильности империи. Правительство оказалось бы в стороне, а виновниками беспорядков становились те униаты, которые организовали Собор. Митрополит прекрасно понимал все и сознательно шел на этот риск. На это мог идти только человек, который абсолютно уверен в справедливости своих действий: это вне всякого сомнения говорит о том, что он не был ренегатом, это было человек искренний и абсолютно уверенный в своей правоте», — заявил отец Александр. Примечательным докладчик считает тот факт, что митрополит Иосифа (Семашко) предлагал униатским священникам гораздо более трудный путь к спасению, о чем свидетельствует его гомилетическое наследие. В нем прослеживается мысль, что исповедание Православие само по себе не ставит человека в привилегированное положение с религиозной точки зрения, но наоборот: митрополит считал, что обладание истинной верой предполагает большую, нежели в других христианских конфессиях, ответственность творения перед Творцом.

http://radonezh.ru/2021/12/31/na-zasedan...

Протоиерей Александр Романчук считает, что уважение к архиерею-воссоединителю и решение следовать за ним укреплялась у священников также и благодаря тому обстоятельству, что митрополит Иосиф без предупреждений относился католическому духовенству и католическому высшему обществу на белорусско-литовских и украинских землях. Историк отметил, что известно о трех попытках запугать митрополита Иосифа угрозами убийства. Однако в каждом из таких случаев Высокопреосвященный Иосиф просил власти не придавать широкой огласке эти факты не проводить по ним расследования. «Ожидая смерти от рук мятежников в 1863 году, владыка написал письмо императору Александру II, в котором виновных в его возможном убийстве он просил наказать единственно тем, чтобы чудотворную Остробрамскую икону Божией Матери, которая находилась в костеле Вильно, передать в Виленский православный Свято-Духов монастырь. Испрашивать такое наказание для своих убийц — мысль высокодуховного человека, свидетельство религиозной убежденности и моральной силы Иосифа (Семашко). Такое поведение убеждало священников в духовной справедливости отказа от унии воодушевляло их следовать за своим архипастырем» — отметил отец Александр. По мнению докладчика, важным подходом, который реализовал митрополит Иосиф после Полоцкого собора и который в значительной степени повлиял на развитие православной церковной жизни воссоединенной паствы, была его позиция во взаимоотношениях с чиновниками. «В своей архипастырский деятельности владыка поступал вопреки сложившимся в синодальную эпоху стереотипам поведения православного епископата. Сам митрополит объяснял это тем, что у него была «непривычка к смиренным манерам православного духовенства». Действительно, митрополит Иосиф, когда речь шла в интересах Церкви, никогда не терялся перед людьми с высокими чинами», — считает отец Александр. Говоря о наследии митрополита Иосифа, докладчик привел слова протоиерея Павла Крюковского, который был униатом и перешел в 1839 году в Православие: «Без него не подымется к новой жизни наш край, не будет уже в Белоруссии такого митрополита, никто уже не направит новое поколение духовенства к заветам вечной правды, никто не вдохнет живой веры в святое дело народного обновления». В 1859 году архимандриту Заиконоспасского монастыря, будущему епископу Дмитровскому Леониду (Краснопекову) митрополит Иосиф сказал: «не знаю, примет ли от меня Бог это дело, но знаю, что я действовал искренно, без всяких посторонних видов». «В этих словах звучит настоящее православное смиренное —  понимание того, что нельзя предугадать суд Божий, а также указание на главное религиозное и нравственное основание деятельности Иосифа (Семашко) — стремление к истине, искренность и бескорыстие», — заключил протоиерей Александр Романчук.

http://radonezh.ru/2021/12/31/na-zasedan...

Более активны грекокатолики, или, как их еще называют, униаты. Приверженцы унии появились в стране в период перестройки, но свое появление они рассматривают как возрождение. Дело в том, что земли нынешних Белоруссии и Украины в середине XVI века вошли в состав первой Речи Посполитой, в которой доминирующей конфессией был римокатолицизм. В конце XVI века ряд православных иерархов захотели повысить свой статус, поэтому решили перейти в подчинение римскому папе, приняв унию. Несмотря на массовое недовольство клира и прихожан, уния была заключена, а Православная Церковь запрещена. Но через два десятка лет польские власти были вынуждены легализовать Православие. Тем не менее положение старейшей христианской конфессии на этих землях оставляло желать лучшего. В 1839 г. белорусские униаты вернулись в Православие. Но в конце 80-х гг. ХХ века группа белорусских националистов решила, что уния является " национальной белорусской религией " , поэтому она стала навязываться как единственно правильная вера настоящих белорусов. Белорусские униаты имеют тесные связи с украинскими братьями, но ничто не может им помочь завоевать сердца простых людей. Хотя проуниатски настроенные белорусские интеллектуалы и ученые существуют, но они влияют только на узкий круг лиц. Тем не менее униатская идея иногда рекламируется даже официальными чиновниками. Существование униатов создает проблемы в отношении православных и римокатоликов. Как говорят православные батюшки, между православным и римокатолическим клиром практически нет разногласий и налажены добрые отношения, но все это существует, пока не вспоминают об униатском факторе. На 2017–2019 гг. выпали три юбилея, связанные с униатской проблемой. В 2017 г. отмечалось 300-летие архиепископа Могилевского Георгия (Конисского). Он начал процесс перевода униатов в Православие. В 2018 г. были годовщины со дня рождения (220 лет) и смерти (150 лет) митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), это он закончил перевод униатов в Православие на Полоцком Церковном Соборе в 1839 г. А на 2019 г. выпал юбилей самого Полоцкого Собора. Православная общественность столкнулась как с явным, так и со скрытым противодействием со стороны белорусских националистов. Тех, кто рассматривал унию в качестве национальной религии, раздражали торжества, посвященные лицам, поспособствовавшим возвращению униатов в Православие. И если архиепископ Георгий в 2017 г. был канонизирован, то митрополит Иосиф – пока нет (как минимум, на время публикации этой статьи), хотя разговоры о его канонизации начались не сегодня.

http://religare.ru/2_117819.html

В статье «Гродненский нарратив в контексте современной политической посттеологии» на примере неудавшегося белорусского майдана анализируются феномен превращения революционных политических доктрин в псевдорелигию и негативные экклезиологические последствия теологизации политических дискурсов. Учредитель журнала «Ортодоксия» — Русская экспертная школа. Журнал выпускается в сотрудничестве с Русским православным университетом святого Иоанна Богослова, Всемирным русским народным собором и телеканалом «Спас» . Второй номер научного православного журнала «Ортодоксия» доступен в электронном варианте: www.journal-orthodoxia.ru/jour . Содержание нового номера: Теплова В.А. Православие на землях Беларуси: страницы истории Романчук А.А. К вопросу о значении упразднения Брестской церковной Унии в пределах Российской империи для Русской Православной Церкви и белорусского народа Хотеев А.С. Штрихи к духовному портрету униатского архиепископа Иосафата Кунцевича Романчук А.А. Штрихи к портрету архиерея-воссоединителя митрополита Иосифа (Семашко) Гронский А.Д. Белорусская автокефальная православная церковь и ее участие в политике (2014-2021 гг.) Антоненко А.П. Проект Союзного государства России и Белоруссии: факторы развития, стагнации, возрождения Шимов В.В. Общерусская идея против белорусского национализма: варианты национального самоопределения белорусов Безнюк Д.К. Развитие и состояние современной религиозной ситуации в Беларуси Щипков А.В. Гродненский нарратив в контексте современной политической посттеологии Шевченко К.В. К вопросу о роли Церкви в Древней Руси: взгляд из современной Чехии Главный редактор журнала «Ортодоксия» — А.В. Щипков, заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктор политических наук. Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/2022/04/18/vyshel-v-s...

Платон (Городецкий), архиеп. Рижский и Митавский. Литография А. Траншеля. 2-я пол. XIX в. Церковное руководство оценило незаурядные способности архимандрита Платона, его усердие и исполнительность и в 1837 г. определило его на должность ректора Костромской духовной семинарии и профессора богословия, тогда же он стал и настоятелем костромского Богоявленского монастыря, первоприсутствующим членом духовной консистории, цензором проповедей и членом ревизионного комитета. Первым местом церковно-административного служения архимандрита Платона в Прибалтийском крае был город Вильно. 28 апреля 1839 г. его назначили настоятелем виленского Свято-Духова монастыря. Незадолго перед этим в этой епархии совершился переход из униатства в лоно Русской Православной Церкви митрополита Иосифа (Семашко) с двухмиллионной паствой. Архимандрит Платон стал одним из его ближайших помощников по воссоединению униатов. Митрополит Иосиф любил его как преданного сына, «ценил высоко как сотрудника и предрек ему славную будущность» . Архимандрит Платон состоял членом консистории, благочинным всех православных монастырей Виленской и Ковенской губерний. 3 июня 1843 г. он был назначен вторым викарием Литовской епархии в сане епископа Ковенского и 9 лет подвизался в западно-русском крае. «Здесь он преимущественно заботился о том, чтобы утвердить в воссоединенном духовенстве и пастве преданность православной Церкви, ее богослужению и постановлениям и усилить любовь к русскому отечеству» . 6 ноября 1848 г. епископ Платон был назначен епископом Рижским, викарием Псковской епархии. Одновременно в течение 7 лет он управлял также Псковской епархией после смерти Псковского архиепископа Нафанаила (Павловского, † 28.07.1849) и до назначения на эту кафедру в апреле 1856 г. архиепископа Евгения (Бажанова). Большой организаторский и административный талант архиепископа Платона особенно проявился в приведении в порядок расстроившихся дел Псковской епархии и устройстве дел своей епархии. Ему приходилось работать во враждебном немецко-лютеранском окружении, встречать непонимание и в лучшем случае безразличие со стороны русского генерал-губернатора, и только мудрость и исключительная твердость характера помогали ему неуклонно идти к своей цели .

http://sedmitza.ru/lib/text/430289/

Еще в 1844 г. Святейший Синод передал в распоряжение семинарии здания бывшего Витебского базилианского монастыря на Успенской горке ,но губернские учреждения, расположившиеся в них, не спешили выезжать, несмотря на ходатайство в Святейший Синод епископа Василия (Лужинского) 4 февраля 1849 г. В 1850 г. митрополит Иосиф (Семашко), принимая во внимание крайнюю ветхость полоцкого здания семинарии, принял решение о переводе ее в Витебск. В 1852 г. ректор семинарии архимандрит Поликарп (Пясецкий) констатировал аварийное состояние семинарского и ходатайствовал перед архиепископом Василием (Лужинским) о перемещении семинарии в Витебск, но только летом 1856 г. семинарское имущество погрузили на речные суда и перевезли вверх по Двине на новое Витебское здание не давало учащимся того простора и удобств, какие были в Полоцке, преподаватели утратили возможность иметь казенные квартиры, здание пришлось несколько раз увеличивать пристройками. В 1876 г. духовное ведомство приобрело для семинарии двухэтажный корпус по соседству, построенный в 1803 г. для мужской гимназии. В 1867 г. начался большой ремонт главного корпуса семинарии, но многие недостатки остались не устранены: очень небольшое помещение для семинарской больницы в главном корпусе, отсутствие изолятора для заразных больных, неудобные спальные помещения и учебные Во главе семинарии стоял ректор, он же был и председателем правления семинарии. С 1867 г. состав правления по педагогическим делам входили: ректор, инспектор, один профессор и члены из духовенства. С 1870 г. все преподаватели семинарии вместе с 3 членами от духовенства составляли педагогическое собрание, а распорядительное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя и двух членов от духовенства. С 1892 г. состав правления вновь изменился: в него вошли ректор, инспектор, 2 преподавателя, секретарь и 2 члена от духовенства. К 1907 г. в состав педагогического собрания входили все преподаватели и 2 члена от духовенства, а распорядительное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя по назначению местного епископа, секретаря, члена от духовенства и

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

Операторы: Александр Запорощенко, Роман Чумак, Роман Тимошенко, Дмитрий Селезнёв   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За редкий сплав поэзии и изобразительного ряда в глубоком христианском осмыслении темы новомучеников ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «БУТОВСКИЙ РЕКВИЕМ» (Россия, Калуга, 2020) Автор сценария, режиссёр и оператор: Катерина Кричко Производство: ООО ТРК «НИКА»   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За стремление к созданию киножития современного старца ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ СТАЛИНГРАДСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ИВАНА ПАВЛОВА. ФИЛЬМ ВТОРОЙ (Россия, Москва, 2019) Автор сценария и режиссёр: Владимир Шуванников Операторы: Владимир Шуванников, Александр Сурков, Михаил Литвинчев Производство: ОАО « ТРК ВС РФ «Звезда»   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За художественное изображение проявления веры простых людей в непростых обстоятельствах ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ОБЩИНА (Россия, Екатеринбург, 2020) Режиссёры: Павел Фаттахутдинов, Светлана Боброва Автор сценария: Павел Фаттахутдинов Оператор: Анатолий Алексеев Производство: ООО «Кинотехнологии» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За жизнеутверждающий портрет наших современников, живущих по зову совести ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ РОДИНЫ? ( Россия, Москва, 2019) Режиссёр: Сергей Босенко Автор сценария: Ирина Семашко Оператор: Константин Мироманов Производство : ООО «Студия «РискЕФильм» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За проникновенный рассказ о судьбе поистине уникального человека ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ Я НЕ ЗНАЮ БУКВУ «ДВА» ( Россия, Москва, 2020) Автор сценария и режиссёр: Олеся Корепанова Оператор: Павел Шиповалов Производство: ООО «Кинокомпания «ФильмОКей» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За раскрытие неизвестных страниц трагической истории Албанской Православной Церкви ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ПРАВОСЛАВИЕ В АЛБАНИИ (Россия, Москва, 2019) Автор: митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Ведущий: митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Режиссёр: Мария Вилкасте

http://fest.radonezh.ru/2020/11/28/sosto...

Светлана Боброва Автор сценария: Павел Фаттахутдинов Оператор: Анатолий Алексеев Производство: ООО «Кинотехнологии» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За жизнеутверждающий портрет наших современников, живущих по зову совести ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ РОДИНЫ? ( Россия, Москва, 2019) Режиссёр: Сергей Босенко Автор сценария: Ирина Семашко Оператор: Константин Мироманов Производство : ООО «Студия «РискЕФильм» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За проникновенный рассказ о судьбе поистине уникального человека ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ Я НЕ ЗНАЮ БУКВУ «ДВА» ( Россия, Москва, 2020) Автор сценария и режиссёр: Олеся Корепанова Оператор: Павел Шиповалов Производство: ООО «Кинокомпания «ФильмОКей» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За раскрытие неизвестных страниц трагической истории Албанской Православной Церкви ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ПРАВОСЛАВИЕ В АЛБАНИИ (Россия, Москва, 2019) Автор: митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Ведущий: митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Режиссёр: Мария Вилкасте Оператор: Константин Голенчик Производство: ООО Студия «Неофит»   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За создание фильма о трагическом переплетении судьбы России и судьбы великого писателя ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ « БЕЛАЯ ГВАРДИЯ». РОЖДЕНИЕ РОМАНА ( Россия, Москва – Беларусь, Минск, 2019) Режиссёр: Кирилл Захаров Авторы сценария: Наталья Репина, Кирилл Захаров Оператор: Марк Келим   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За создание фильма о Поэте и Гражданине ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ МЕЖДУ РОДИНОЙ И НЕБОМ ( Украина, Киев, 2019) Режиссёр: Денис Галушка Авторы сценария: Денис Галушка, Сергей Галушка Оператор: Сергей Галушка Производство: Студия «Fotoword» при поддержке Чичибабин-центра, Харьков   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За создание фильма о подвиге врачей, спасающих жизни новорожденных ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ НЕ В СРОК (Россия, Москва, 2020) Автор сценария и режиссёр: Наталья Лобко Операторы: Михаил Вихров, Ваге Тертерян

http://fest.radonezh.ru/2020/11/29/proto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010