Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Арабаджиев Григорий; 8.02.1870, Севлиево - 13.03. 1939, Сливен), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). В родном городе окончил 5-классную гимназию, в Тырнове - ДУ (1891). В 1891-1894 гг. преподавал в уч-ще в Севлиеве. С 1894 г. студент КДА, в 1898 г. получил степень кандидата богословия. В 1898-1903 гг. преподавал в педагогическом уч-ще в Казанлыке. По благословению митр. Сливенского Гервасия 14 сент. 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен во диакона. В 1904-1908 гг. протосинкелл Сливенской митрополии. 15 сент. 1905 г. рукоположен во иерея, 15 янв. 1906 г. возведен в сан архимандрита. В этот период под его редакцией стал выходить ж. «Православный миссионер» (Православен мисионер. Сливен, 1907-). По приглашению Болгарского экзарха Иосифа I (Йовчева) в 1908-1909 гг. был ректором болг. ДС в К-поле. Протосинкелл Сливенской митрополии (1909-1917), преподаватель Сливенской муж. гимназии (1916-1917). 25 нояб. 1917 г. в кафедральном соборе вмч. Димитрия Солунского в Сливене хиротонисан во епископа Величского и назначен викарием митр. Сливенского Гервасия. 11 июня 1922 г. избран, 23 июля утвержден Св. Синодом Сливенским митрополитом. В 1933 г. купил участок земли и в 1934 г. начал строительство здания канцелярии митрополии (завершено после его смерти в 1939). В 1932-1938 гг. член Св. Синода БПЦ. Активно противостоял католич. пропаганде в митрополии. Написал ок. 20 брошюр религиозно-нравственного содержания. Похоронен в кафедральном соборе вмч. Димитрия Солунского в Сливене. Соч.: Отец Паисий Хилендарски: По повод 150-годишния юбилей от написване историята му, 1762-1912 г. София, 1912; Страданията и чудесата на вмч. св. Мина и св. Димитрий Солунски. Сливен, 1913; Завист. Сливен, 1920; Реч на панихидата на убитите офицери от Сливенския гарнизон в храма св. Димитрий. Сливен, 1920; Реч с присъдата над Иисуса Христа и мненията на членовете от синедриона. Сливен, 1920; Тридесетий септември 1919 г., траурния ден за бълг. народ. Сливен, 1920; Иисус на съд пред Пилата. Сливен, 1922.

http://pravenc.ru/text/389171.html

Церковь святителя Николая Чудотворца (София) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святителя Николая Чудотворца  — русский православный храм в Софии, построен в начале ХХ века. Является подворьем Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Первый проект [ править править код ] По окончании Русско-турецкой войны 1877—1878 годов в Софии образовалась значительная русская община, состоявшая в основном из русских экспертов. Тогда же появились планы устроить для неё отдельный храм. В 1882 году городские власти предоставили участок в 1400 квадратных метров на месте уничтоженной тогда же рыночной мечети. Созданный для строительства храма комитет начал собирать пожертвования. Закладка храма планировалась в 1902 году. Однако, по разным причинам (в основном, политическим), она откладывалась. Всё это время члены русской общины молились в зале, располагавшемся в дипломатическом агентстве. Современный храм [ править править код ] Закладка современной церкви состоялась 2 (15) сентября 1907 года в присутствии великого князя Владимира Александровича, болгарского князя Фердинанда с наследником престола Борисом. Автор проекта — Михаил Тимофеевич Преображенский. К 1911 году здание вчерне было готово, но отделка и роспиь продолжались ещё более двух лет. Освящение храма 11 (24) ноября 1914 года возглавил по просьбе Болгарского экзарха Иосифа (Йовчева) (тогда в схизме) митрополит Доростольский и Червенский Василий (Михайлов) в сослужении членов своего Синода и российского духовенства (что нарушало прежнюю линию российского Синода не допускать сослужения). По вступлении в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав (против России), дипломатические сношения между Болгарией и Россией были прерваны, дипломатическая миссия и русское духовенство эвакуированы в России, богослужение в храме прекращено. С 2 января 1920 года до начала 1923 года в Софии действовала русская дипломатическая миссия правительства генерала Антона Деникина во главе с Александром Петряевым; на неё возлагалась защита интересов русских беженцев и русской церкви в Болгарии. После закрытия миссии, её имущество вместе с имуществом церкви было опечатано комиссией, назначенной Министерством иностранных дел и исповеданий Болгарии.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

19 нояб. 1913 г. управление Н. е. было возложено на Дебарского митр. Косму, изгнанного из своей епархии в Македонии. В мае 1915 г. управляющим Н. е. был назначен митр. Струмицкий Герасим . 21 июня он организовал выборы Неврокопского митрополита, к-рым стал архим. Макарий (Стамов). Но по причине кончины Болгарского экзарха Иосифа I (Йовчева) и начала первой мировой войны Синод Экзархата утвердил его избрание 27 марта 1916 г., а хиротония состоялась 17 апр. Митр. Макарий стал инициатором обновления клира епархии, а также возведения и восстановления храмов и часовен; кроме того, он учредил неск. благотворительных фондов и культурно-просветительских организаций. В 1921 г. в состав Н. е. вошли Петричская и Свети-Врачская (бывш. Мелникская) духовные околии, а кафедра епархии перенесена в г. Горна-Джумая (с 1950 Благоевград), где оставалась до 1928 г., когда вернулась в Неврокоп. После смерти митр. Макария (7 июня 1934) Неврокопским митрополитом 24 марта 1935 г. был избран еп. Стобийский Борис (Разумов) . В 1941-1945 гг. кафедра епархии вновь находилась в Горна-Джумае. После убийства митр. Бориса 8 нояб. 1948 г., совершённого лишенным священнического сана И. Станевым, 4 янв. 1953 г. митрополитом стал еп. Стобийский Пимен (Енчев). Согласно принятому в 1951 г. Уставу БПЦ, кафедрой Н. е. стал г. Благоевград, но впоследствии ее вновь перевели в Неврокоп. После ухода на покой еп. Пимена (июль 1992) управляющим епархией с 9 июня 1992 по 17 дек. 1993 г. был еп. Драговитийский Иоанн (Николов) , а 24 апр. 1994 г. Неврокопским митрополитом утвержден еп. Крупникский Нафанаил (Калайджиев; 1952-2013). После его смерти с 17 нояб. 2013 до 19 янв. 2014 г. временно управляющим епархией был митр. Видинский Дометиан (Топузлиев) . Монастыри В Н. е. действуют 8 мон-рей: Роженский близ г. Мелник, в честь Рождества Пресв. Богородицы (основан в XIII в.); Горна-Брезницкий, женский, во имя прор. Илии, в 2 км от с. Горна-Брезница, близ Благоевграда (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1992, в 2004 построен храм); «Света Богородица» в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», женский, близ г. Гоце-Делчев (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1898-1901); «Свети Пантелеимон», женский, в с. Обидим близ г. Разлог (основан в 1914); «Свети Георги Победоносец», мужской, в г. Хаджидимово (храм построен в 1864, является резиденцией Неврокопского митрополита); Чуриловский (Игуменский, или Геговский) во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Чурилово близ г. Петрич (основан предположительно в XIV в., возобновлен в 1857-1858; периодически действует); «Света Петка» в г. Петрич (храм построен в 1912, впосл. при нем возникла монашеская обитель, в наст. время насельников нет); «Свети Косма и Дамиан» в г. Сандански (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1928, периодически действует).

http://pravenc.ru/text/2564820.html

für Musikforschung/Preußischer Kulturbesitz, 1971. B., 1972. S. 7-86; Τωμαδκης Ε. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 253-274; Шеламанова Н. Б. Славяно-рус. Октоих (ненотированный) XII-XV вв.//Метод. рекомендации по описанию славяно-рус. рукописей для Свод. каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 340-388; Petrovi D. Osmoglasnik u muzikoj tradicii junih slovena. Beograd, 1982. S. 18, 22, 78-83; Хевсуриани Л. Структура древнейшего Тропология: Канд. дис. Тб., 1984; Jeffery P. The Earliest Oktoechoi: The Role of Jerusalem and Palestine in the Beginnings of Modal Ordering//The Study of Medieval Chant: Paths and Bridges, East and West: In Honor of K. Levy/Ed.: P. Jeffery. Camb., 2001. P. 147-209; idem. A Window on the Formation of the Medieval Chant Repertoires: The Greek Palimpsest Fragments in Princeton Univ. Ms. Garrett 24//The Past in the Present: Papers Read at the IMS Intercongressional Symposium and the 10th Meeting of the Cantus Planus. Bdpst, 2003. Vol. 2. P. 1-21; Йовчева М. Солунският октоих в контекста на южнослав. октоиси до XIV в. София, 2004. (КМС; Кн. 16); Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента Охридского: По древнерус. и южнослав. спискам XIII-XV вв. М., 2006; Лозовая И. Е. Состав канонов в древнерус. Параклитах XII - 1-й пол. XV в.: Таблицы и коммент.//«Иду в неведомый мне путь...»: Пам. Е. Филипповой. М., 2006. С. 27-39; она же. О литургической функции молебных канонов Параклита//Науч. чтения пам. А. И. Кандинского. М., 2007. С. 379-385; она же. «Новый Октоих» св. Иосифа Гимнографа в собрании греч. рукописей Гроттаферраты//Россия - Афон: Тысячелетие духовного единства: Мат-лы междунар. науч.-богосл. конф. М., 2008. С. 431-437; она же. Древнерусский нотированный Параклит XII в.: Визант. источники и типология древнерус. списков. М., 2009; Плетнёва Е. В. Певческая книга Октоих в древнерус. традиции (по рукописям XI-XV вв.): Канд. дис. СПб., 2008. И. В. Старикова, С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/2578971.html

В древней церковной традиции к стихам песнопений, взятых из Свящ. Писания, обычно припевались короткие припевы. Для Б., согласно Часослову (Sinait. gr. 863) и более поздним памятникам, первоначальным припевом был стих: «Μνσθητι μν, Κριε, ταν λθης ν τ βασιλε σου» (                ). Процесс общего развития церковной гимнографии привел к значительному увеличению объема первоначальных простых припевов к стихам из Свящ. Писания и привязке их содержания к памятям церковного календаря; в результате возникли особые гимнографические жанры - такие, как канон, стихиры, и в т. ч. тропари на Б. Виды тропарей на Б. Существующие циклы тропарей на Б. можно разделить на 3 категории: воскресные, будничные и праздничные. Самые древние - циклы воскресных тропарей на Б. (известны уже по греч. рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами будничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью к-польских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного - Пентковский, Йовчева. С. 42) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе . Праздничные тропари на Б. посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на Б. была распространена меньше, чем первые 2; праздничные тропари на Б. встречаются только в нек-рых рукописях (Минеях и Триодях) и не вошли в печатные литургические книги. Кроме Октоихов, Триодей и Миней тропари на Б. встречаются в особом типе рукописного богослужебного сборника - Макаризматарии (Μακαρισματριον букв.- Блаженник), от XII-XIV вв. до нас дошли неск. подобных рукописей (Sinait. gr. 828, XIII в., Paris. gr. 352, XIII в., Crypt. Г. α. 27 - Пентковский, Йовчева. С. 48-49; Никифорова. С. 161; Bertoni è re. P. 167); 2 такие рукописи упомянуты в завещании 1135 г. игумена одного из сицилийских мон-рей. Помимо тропарей на Б. Макаризматарии нередко содержат светильны . Структура циклов тропарей на Б. Тропари на Б. относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из мн. небольших песнопений (ср. с каноном или кондаком ). Группы тропарей на Б. имеют структуру, сходную со структурой канона.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

переводчиков старца Иоанна, Иосифа и Закхея ( Попов. 1978; Йовчева. 2004). Кроме того, они имеют вкладную запись в Синайский мон-рь 1360 г. известного серб. церковно-политического деятеля и книжника Иакова , митр. Серрского. Среди восточнослав. рукописей следует отметить Бычковско-Синайскую Псалтирь кон. XI - нач. XII в. (Sinait. slav. 6 и 6/N), один из древнейших (XII в.) рус. списков Апостола-апракос - Sinait. slav. 39 ( Пентковский, Пентковская. 2003) с защитным листом из сборника того же времени, содержащим отрывок «Беседы трех святителей» ( Taube. 1988/1989), Пандекты Никона Черногорца раннего XIII в. (Sinait. slav. 34 и 18/N - СКСРК, XIV. Прил. 1. С. 567). Сборник богослужебный (Часослов?) новгородского происхождения (Sinait. slav. 13) кон. XIV или раннего XV в. (в лит-ре он обычно ошибочно считается серб. и датируется XII-XIII вв.) содержит один из древнейших списков слав. Молитвы Св. Троице с упоминанием имен зап. святых. Интерес для изучения связей Синая с Россией и Украиной в XVII - сер. XVIII в. представляет «милостинный» Синодик (Sinait. slav. 9b), с к-рым монастырские посольства путешествовали в Москву и С.-Петербург (см.: Altbauer M. An East-Slavic Sinodik from the Sinai. Köln; Weimar; W., 1992). Серб. часть фонда представлена рукописями XIII-XVI вв. Особого внимания среди них заслуживают сборник XIII в., содержащий ряд Житий и апокрифов, а также единственный список слав. перевода богослужебной части Евергетидского типикона (Sinait. slav. 14/N), 3 Псалтири того же времени (Sinait. slav. 7, 8/N, 26/N), Служебники XIV в. в форме свитков (Sinait. slav. 38/N, 1342 г., и 39-40/N). Ряд серб. рукописей (Евангелие-апракос - Sinait. slav. 3; Псалтирь с восследованием - Sinait. slav. 9а; Требник - Sinait. slav. 16; Сборник - Sinait. slav. 33; литургический свиток - Sinait. slav. 40/N) атрибутируются монахам-книгописцам Иакову и Иоанникию-Иоанну, работавшим непосредственно на Синае ( 1982. С. 19-21), а богослужебный сборник 3-й четв. XIV в. (Sinait. slav. 2 и 32/N) - Равуле, писавшему в сев.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Свт. Константин составил большой цикл великопостных канонов (трипеснцев и четверопеснцев, общим числом 35) с единым акростихом, содержащим свыше 400 букв и представляющим своеобразное поэтическое произведение ( Попов. (II) 1985). В Октоихе в последнее время обнаружено 26 канонов свт. Климента Охридского (покаянный 6-го гласа, написанный, возможно, для Требника, циклы из 8 канонов каждый св. Иоанну Предтече, апостолам Петру и Павлу и Св. Троице; канон Пресв. Богородице 4-го гласа), 8 канонов и цикл стихир Св. Троице с текстовым акростихом ( Йовчева. (II) 1999; Крашенинникова. (II) 2000; Федоскина. (II) 2000; Иванова. (I) 2003). Для Праздничной Минеи были написаны службы на двунадесятые праздники и избранным святым. Из них известны следующие (в календарном порядке): 8 окт.- канон арх. Михаилу свт. Константина Преславского ( Кожухаров. (I) 2004. С. 45-59); 21 нояб.- канон на праздник Введения Пресв. Богородицы во храм с анонимным текстовым акростихом (Там же. С. 80-96); 22 нояб.- служба Тивериопольским мученикам свт. Климента ( Vukanovi . (I) 1971); 25 дек.- служба на Рождество Христово, включающая цикл из 36 предпразднственных и такого же числа попразднственных азбучных стихир ( Иванова-Константинова. (I) 1971; (I) 1981), цикл из 6 предпразднственных трипеснцев св. Климента ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 160-169) и канон с текстовым метрическим акростихом свт. Константина Преславского ( Попов. (I) 1998); 6 янв.- служба на Богоявление, включающая циклы трипеснцев на предпразднство с анонимным текстовым акростихом и стихир того же Константина, циклы из 36 предпразднственных и 36 попразднственных азбучных стихир, и 2 канона с анонимным метрическим текстовым акростихом ( Попов. (I) 1982; Попов. (I) 1995) и свт. Климента Охридского (открыт в 2005 А. А. Туриловым в серб. Праздничной Минее рубежа XIII и XIV вв.- ГИМ. Муз. 2835); 20 янв.- канон иером. Евфимию Великому свт. Климента Охридского ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 170-181); 27 янв.- служба (канон с анонимным текстовым акростихом и 3 стихиры Климента (?) - Там же. С. 147-148) на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста; 3 февр.- канон прав. Симеону Богоприимцу с текстовым акростихом (Там же. С. 145-147); 17 марта - канон Алексию, человеку Божию, Климента ( Савова. (I) 2003); 23 июля - его же служба сщмч. Аполлинарию Равеннскому ( Йовчева. (I) 2002); 2 авг.- его же канон первомч. Стефану и папе сщмч. Стефану I ( Йовчева. (I) 2001); 6 апр.- общий канон Кириллу и Мефодию с текстовым акростихом; 30 авг.- канон на Положение ризы и пояса Богородицы Климента ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 182-188); 15 авг.- служба на Успение Богоматери: трипеснец Константина ( Попов. (I) 1995) и канон Климента ( Мошкова, Турилов. (II) 1998).

http://pravenc.ru/text/165013.html

А. Октоих и Параклит (к истории двух названий одной литург. книги)//ГДРЛ. 1993. Сб. 6. С. 398-406; она же. Ранневизант. и слав. источники по истории формирования слав. Октоиха IX-X вв.// Она же. Древнеслав. Октоих св. Климента, архиеп. Охридского: По древнерус. и южнослав. спискам XIII-XV вв. М., 2006. С. 290-382; Федоскина Е. Покаянный канон Климента Охридского в составе древнеслав. Октоиха//ВМУ: Филол. 2000. Вып. 3. С. 75-83; Пентковский А. М., Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Старобългаристика. София, 2001. Кн. 3. Вып. 25. С. 31-60; Святогорский устав церковного последования. Серг. П., 2002; Лозовая И. Е. Типология древнерус. Параклитов и их отношение к действующему литургическому уставу//Гимнология. 2003. Вып. 3. С. 64-73; она же. Древнерус. нотированный Параклит XII в.: Визант. источники и типология древнерус. списков. М., 2009; Fr ø yshov S. S. R. The Early Development of the Eight Mode Liturgical System in Jerusalem//SVTQ. 2007. Vol. 51. P. 139-178; idem. Byzantine Rite//The Canterbury Dictionary of Hymnology. Norwich, 2013; idem. Rite of Jerusalem//Ibid.; Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимногр. памятники VIII-XII вв. из собр. мон-ря св. Екатерины на Синае. М., 2013; Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters ca. 850-1350 AD. Plovdiv, 2014; Епифаний (Булаев), иеродиак. Воскресные стихиры 1-го гласа в древнейших синайских рукописях Октоиха//Вестн. Екатеринбургской ДС. 2017. 4(20). С. 11-26; Йовчева М. Текстовата история на октоиховите канони на св. Климент Охридски: типология на разночетенията//ГСУ, ЦВСП. 2017. Т. 99(18). С. 481-506; Епифаний (Булаев), иеродиак., Желтов М., свящ. Стихиры воскресного Октоиха в Древнем Тропологии//ХЧ. 2018 (в печати). Иеродиак. Епифаний (Булаев) Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

Значение И. как переводчика необходимо рассматривать отдельно по отношению к конкретным памятникам. В большинстве случаев он не переводил текст заново, а в соответствии со средневек. практикой редактировал более ранние переводы, иногда сверяя их с греч. текстами, к-рые, однако, могли отличаться от первоначальных, положенных в основу. Как показывают последние исследования, при работе с литургическими книгами И. прежде всего ставил задачу привести их в соответствие с требованиями Иерусалимского устава, дополняя в ряде случаев недостающими текстами ( Йовчева. 2004. С. 206-226). Древние переводы И. использовал и при создании новых редакций «Лествицы» Иоанна Синайского, Поучений аввы Дорофея и «Повести о Варлааме и Иоасафе». В последнем случае в качестве основы был использован домонг. рус. перевод; С. Николова пыталась доказать, что древнейший перевод «Повести...» представлен в среднеболг. списке (БАН Румынии. Слав. 132; см.: Николова. 2004. С. 35-41), игнорируя то несомненное обстоятельство, что в этом тексте исправлены ошибки, допущенные восточнослав. переводчиком XI-XII вв. Открытым является вопрос о распределении между И. и Закхеем 1-й и 2-й редакций перевода Слов постнических Исаака Сирина (см.: Гранстрем, Тихомиров. 2007. С. 138; ср.: ПЭ. 2008. Т. 19. С. 576); возможное его решение видится в сопоставлении языковых особенностей переводов обоих книжников. Судьба переведенных и отредактированных И. богослужебных и четьих книг сложилась по-разному: последние получили широкое распространение во всех ветвях кириллической рукописной традиции XIV-XVII вв., в т. ч. на Руси в период «второго южнославянского влияния», тогда как первые были положены в основу афоно-тырновской книжной справы сер.- 2-й пол. XIV в. Наметившаяся в последнее время в болг. филологической лит-ре тенденция относить деятельность И. ко 2-й четв. XIII в., к периоду правления царя Иоанна Асеня II ( Спасова. 2007; ср.: Йовчева. 2007. С. 12-14), не имеет под собой реальных оснований и является произвольной трактовкой записи иером. Мефодия.

http://pravenc.ru/text/469446.html

И. Соловецкий Служебник XIII в.//Казанский библиофил. Казань, 1921. Т. 2. С. 31–44. Огиенко, 1925 – I. Молитовник князя Володимира Великого 999 року//Стара Часопис i культури. Льbib, 1925. Т. 5. С. 81–87. Одинцов, 1881 – Одинцов Н. М. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века: Церковно-историческое исследование. СПб., 1881. С. 56–69, 93–102, 113–136, 193–243. Орлов, 1909 – Орлов М. И., прот. Литургия св. Василия Великого … 1-е критич. изд. СПб., 1909. Орлов, 1911 – Орлов М. И., прот. Как иногда проверяют изданный текст: Библиографическая заметка//ХЧ. 1911. Вып. 11. С. 1321–1335. Павлов, 1908 – Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права: Памятники XI–XV вв./2-е изд., доп. В. Н. Бенешевичем . СПб., 1908. (Русская историческая библиотека; 6). Кол. 83–140 . Пентковский, 2001 – Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. Пентковский, 2004 – Пентковский А. М. Евергетидский монастырь и императорские монастыри в Константинополе в конце XI – начале XII века//ВВ. 2004. Т. 63 (88). С. 76–88. Пентковский, 2005 – Пентковский А. М. Славянское богослужение и славянская гимнография византийского обряда в X веке//Liturgische Hymnen nach byzantinischer Ritus bei den Slaven in ältester Zeit/Hresg. von H. Rothe, D. Christians. Paderborn et al., 2005. S. 16–26. Пентковский, Йовчева, 2001 – Пентковский А., Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIII–XIII вв.//Palaeobulgarica. София, 2001. Т. 15: 3. С. 31–60. Пентковский, Пентковская, 2003 – Пентковский А. М., Пентковская Т. В. Синайский Апостол (Sin. slav. 39): История текста и история рукописи//Лингвистическое источниковедение и история русского языка 2002–2003. М., 2003. С. 121–171. Петровский, 1904 – Петровский А. В. Древний акт приношения вещества для таинства Евхаристии и последование проскомидии//ХЧ. 1904. 3. С. 406–431. Петровский, 1908 – Petrovskij A. Histoire de la rédaction slave de la Liturgie de s.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010