В Древней Руси получило распространение житие свт. Афанасия, представляющее собой соединение отрывков из Церковной истории Руфина Аквилейского и Хроники Георгия Амартола (Творогов. С. 204). Эпизод из детства святителя, в к-ром описано избрание свт. Афанасия в епископы детьми и их игра в таинство крещения (Rufinus. Hist. eccl. I 14), был включен Иоанном Мосхом († ок. 620) в “Луг духовный” (Глава 197), позднее попал в состав “Синайского Патерика” (Слово 278) и оттуда, видимо, был взят составителем пространного древнерусского жития (Щеголева. С. 12–15, 18). Данное житие помещено под 2 мая в Успенском сборнике кон. XII — нач. XIII в. (Л. 5–8), в Четиих Минеях кон. XV в. (РГБ. Вол. 597) и ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 138 (2-я паг.)); под 18 янв. в Милютинских Четиих Минеях и др. Житие свт. Афанасия., написанное Симеоном Метафрастом (BHG, N 183), переведено, по-видимому, в Тырнове в послед. четв. XIV в. в составе Студийского гомилиария, оно встречается в рус. сборниках XV в. (Hannik. Maximos Holobolos. S. 185; Творогов. С. 204) и в ВМЧ под 18 янв. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 404 (1-я паг.)). Известны факты особого почитания свт. Афанасия в Новгородской земле. В 1-й Новгородской летописи поворот монг. войска у Игнача креста и спасение Новгорода (март 1238 г.) объяснены так: “Новъ же град заступи Богъ и святаа и великая сборная и апостольская церковь святыя Софея и святыи преподобнии святители Кирилл и Афанасеи...” (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 289). На Руси свт. Афанасию молились о прекращении эпидемий. В летописях неоднократно рассказывается о том, что по заступничеству этого святого прекратился мор в Новгороде (1390 г.), во Пскове (1407 г.) и в Торжке (1417 г.). Это происходило после торжественных молебнов святому и сооружения за один день “обетных” церквей в честь свт. Афанасия (в новгородском Детинце, в Домантовой стене во Пскове и в Торжке) (ПСРЛ. Т. 3. С. 384, 408; Т. 5, вып. 2. М., 2000. С. 33). Церкви во имя свт. Афанасия находились также в Твери и в Москве. Деревянный храм в Твери был построен в 1297 г. (ПСРЛ. Т. 10. С. 171). Видимо, это летописное известие относится к постройке собора Афанасьевского мон-ря, основанного в кон. XIII в. (не ранее 1293 г.) св. кнж. Софией Ярославной в память об отце — Ярославе-Афанасии Тверском. В 1399 г. мон-рь упоминается как лавра в связи с принятием там монашеского пострига кн. Михаилом Александровичем Тверским (ПСРЛ. Т. 11. С. 181; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 460). Церковь, построенная в Московском Кремле, сгорела в 1389 г. (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 157).

http://sedmitza.ru/text/413192.html

Наиболее ранним свидетельством почитания А. В. на Руси является упоминание его памяти в месяцесловах Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (18 янв. и 2 мая, Л. 263, 272) и Реймсского Евангелия XI в. (18 янв., Л. 13об.). Служба А. В. с каноном Феофана включена в служебные Минеи под 18 янв. (РГАДА. Тип. 99. Л. 64об.- 72об., XI/XII вв.) и под 2 мая (Путятина Минея РНБ. Соф. 202. Л. 4об.- 9, XI в.). В Др. Руси получило распространение житие А. В., представляющее собой соединение отрывков из Церковной истории Руфина Аквилейского и Хроники Георгия Амартола (Творогов. С. 204). Эпизод из детства святителя, в к-ром описано избрание А. В. во епископы детьми и их игра в таинство крещения (Rufinus. Hist. eccl. I 14), был включен Иоанном Мосхом († ок. 620) в «Луг духовный» (гл. 197), позднее попал в состав «Синайского Патерика» (Слово 278) и оттуда, видимо, был взят составителем пространного древнерусского жития (Щеголева. С. 12-15, 18). Данное житие помещено под 2 мая в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 5-8), в Четиих Минеях кон. XV в. (РГБ. Вол. 597) и ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 138 (2-я паг.)); под 18 янв. в Милютинских Четиих Минеях и др. Житие А. В., написанное Симеоном Метафрастом (BHG, N 183), переведено, по-видимому, в Тырнове в посл. четв. XIV в. в составе Студийского гомилиария, оно встречается в рус. сборниках XV в. (Hannik. Maximos Holobolos. S. 185; Творогов. С. 204) и в ВМЧ под 18 янв. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 404 (1-я паг.)). Известны факты особого почитания А. В. в Новгородской земле. В 1-й Новгородской летописи поворот монг. войска у Игнача креста и спасение Новгорода (март 1238) объяснены так: «Новъ же град заступи Богъ и святаа и великая сборная и апостольская церковь святыя Софея и святыи преподобнии святители Кирилл и Афанасеи...» (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 289). На Руси А. В. молились о прекращении эпидемий. В летописях неоднократно рассказывается о том, что по заступничеству этого святого прекратился мор в Новгороде (1390), во Пскове (1407) и в Торжке (1417). Это происходило после торжественных молебнов святому и сооружения за один день «обетных» церквей в честь А. В. (в новгородском Детинце, в Домантовой стене во Пскове и в Торжке) (ПСРЛ. Т. 3. С. 384, 408; Т. 5, вып. 2. М., 2000. С. 33). Церкви во имя А. В. находились также в Твери и в Москве. Деревянный храм в Твери был построен в 1297 г. (ПСРЛ. Т. 10. С. 171). Видимо, это летописное известие относится к постройке собора Афанасьевского мон-ря, основанного в кон. XIII в. (не ранее 1293) св. кнж. Софией Ярославной в память об отце - Ярославе-Афанасии Тверском. В 1399 г. мон-рь упоминается как лавра в связи с принятием там монашеского пострига кн. Михаилом Александровичем Тверским (ПСРЛ. Т. 11. С. 181; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 460). Церковь, построенная в Московском Кремле, сгорела в 1389 г. (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 157).

http://sedmitza.ru/text/693818.html

Согласно др. традиции, представленной в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., К. был мудрым и ученым мужем, проповедовавшим христ. веру сначала в Афинах, затем в Магнесии (возможно, здесь речь идет о г. Магнесия в Фессалии). В Афинах его истязали, в т. ч. подвергли побиванию камнями. Он принял мученическую кончину при имп. Адриане (117-138), что позволяет относить деятельность этого К. ко времени проповеди апостолов. Во 2-м сказании о епископстве К. не упоминается. Именно это сказание приводит в «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец. Болландисты , поместившие сведения о К. в «Acta Sanctorum» , считали, что К. Афинский не мог быть Кодратом, еп. Магнесийским. Вторая традиция представляет собой смешение сказания об ап. К. и апологете по имени Кодрат , о котором известно из «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской ( Euseb. Hist. eccl. IV, XXIII). Дошедшие до нас синаксарные традиции позволяют сделать вывод о существовании епископа Магнесийского по имени Кодрат, вероятно, принявшего мученический венец. Почитание К., еп. Магнесийского, в К-поле на протяжении последующих веков засвидетельствовано в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., где сказано, что память К. совершалась в ц. Св. Софии, там же хранилась и его глава. В каноне Иосифа (IX в.) К. тоже называется апостолом, говорится также, что его чудотворные мощи находились в Магнесии, и есть фраза о том, что он своей мудростью победил эллинских мудрецов. Последнее сообщение архиеп. Сергий (Спасский) рассматривал как указание на афинское происхождение К. и не разделял К., еп. Магнесийского, и К. Афинского, как предлагали болландисты. В ВМЧ сказание об ап. К., еп. Магнесийском, пострадавшем при Деции и Валериане, и о его дружине содержится под 21 сент. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 49). К. значится как апостол от 70 в совр. календаре РПЦ. Ист.: ActaSS. Sept. Vol. 1. P. 181-182; SynCP. Col. 65-66, 67-68; PG. 117. Col. 64 [Минологий Василия II]; ЖСв. Сент. С. 396-397. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 388; Sauget J.-M. Quadrato//BiblSS. Vol. 10. Col. 1269-1270; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 253-254; Νικδημος. Συναξαριστς. τ. 1. Σ. 178.

http://pravenc.ru/text/1841648.html

А. способствовал строительству новых церквей в К-поле, а также перенесению мощей мучеников. С помощью императрицы св. Пульхерии он выстроил в 452 г. храм в честь 40 мучеников Севастийских, перенеся в него мощи из храма св. Фирса. В 450 г. состоялось перенесение ризы и пояса Богоматери из Иерусалима в К-поль, в храм Пресв. Богородицы Халкопратийской. В том же году А. восстановил храм Богоматери Влахернской, а в 456 г. выстроил храм св. Фомы. В 458 г. по повелению Патриарха состоялось перенесение мощей мц. Анастасии Узорешительницы из Сирмия в посвященный ей храм в К-поле. А. приписывалось авторство ряда стихир . Минейные стихиры с надписанием «Анатолия» (Ανατολου) могут принадлежать гимнографу- студиту (2-я пол. VIII в.) или митрополиту Фессалоникийскому (кон. IX в.). О значении греч. надписания воскресных стихир Октоиха (νατολικ) см. ст. «Восточны» . Сохранилось пространное житие А., написанное неизвестным автором ранее X в. (BHG, N 91, 92), и краткое житие в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 92е). Согласно Типикону Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. P. 108-109) и Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 240) 20 нояб. праздновалась память 4 Патриархов, последовательно занимавших К-польскую кафедру: Максимиана, Прокла, Анатолия и Геннадия. Однако в большинстве визант. календарей память А. отмечена 3 июля - в день кончины святого. 3 июля память А. зафиксирована в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 330-331), Минологии Василия II ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 580), Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 795-796), Императорском Минологии 1034-1041 гг. ( Menol. T. 2. P. 143-145), Петровом Прологе XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 198). В ряде рукописей XII в. память А. встречается под 7 июля (Там же. Т. 2. С. 204). В совр. церковном календаре память А. указывается 3 июля. Древнейшие рус. месяцесловы относят празднование А. к 20 нояб.: Реймсское Евангелие 1-й пол. XI в. (Л. 1об.), Архангельское Евангелие 1092 г. (Л. 138) и др. Под 3 июля А. упоминается в рус. календарях с XIV в. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-ром 3 июля приводится краткое житие А., а 20 нояб.- память А. без жития. ВМЧ также помещают 3 июля житие А., а 20 и 22 нояб. память А. без жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 194, 196 (1-я паг.); 296 (2-я паг.)). Гимнография

http://pravenc.ru/text/патриарх ...

В стишных синаксарях (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 912) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 6. Σ. 251) сведения о Л. приведены под 20 авг., в большинстве визант. синаксарей (в т. ч. в синаксарях семьи В - PG. 117. Col. 593-596) и в Типиконе Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 108; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 380) - под 21 авг., в рукописи Vindob. hist. 45 и в Синаксаре К-польской Церкви (SynCP. Col. 916) - под 22 авг. В 2007 г. по заказу Кипрского архиеп. Хризостома II гимнограф Александрийской Церкви Х. Бусьяс составил службу в честь Л., к-рая в 2008 г. была включена в «Кипрскую Минею» (Κπρια Μηναα. 2008. Σ. 151-160). Л. также входит в число Киринских святых, празднование Собора к-рых было установлено в 2013 г. В ВМЧ под 21 авг. содержатся 2 кратких жития Л.- из нестишного и стишного Прологов ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 431 (2-я паг.)). В совр. календарь РПЦ память Л. не включена. Память Л. указана под 21 авг. в позднем сир. Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) ( Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 192). В XVI в. имя этого святого было внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 20 авг. (MartRom. P. 348). Ист.: BHG, N 2243, 2428; SynCP. Col. 797, 912, 916; Laty ev. Menol. T. 2. P. 138-140; Halkin F. St. Lucius de Cyrène en Libye//AnBoll. 1985. Vol. 103. P. 231-232; Κπρια Μηναα. Λευκωσα, 2008. Τ. 10. Σ. 151-162. Лит.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 28-29; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 252-253; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 161-301; Lucchesi G. Lucio, santo, martire a Cipro//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 280-281; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 280; Μακριος Γ, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 37-38; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2009. Τ. 12. Σ. 215; Αθανσιος (Κυκκτης), μητρ. Πρλογος// Μποσιας Χ. Μ. Ιερα κολουθαι το γου νδξου ερομρτυρος Θεοδρου πισκπου Κυρνης κα πντων τν ν Κυρν γων. Αθναι, 2014. Σ. 31-32, 36.

http://pravenc.ru/text/2110859.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14 [греч. Αλφεις, Αλφαος] († ок. 251), Кирин [Киприн, Киприан, Кирилл], мученики Бастийские (пам. 10 мая). Происходили из Васканской обл. (возможно, совр. г. Васто в Юж. Италии). Онисим обратил ко Христу сыновей знатного архонта Виталия братьев А., Филадельфа и Кирина, а также сына их покойной сестры Еразма. Во время одного из гонений (вероятнее всего, при имп. Деции ) они вместе с др. 14 христианами были преданы суду наместника Лициния. Он приговорил к казни Онисима, к-рый был задавлен положенным ему на грудь камнем, и Еразма с 14 мучениками, к-рых усекли мечом; трое же братьев были отправлены в Рим, а оттуда на о. Сицилию, где они были замучены наместником Тертиллом (в Месополе Леонтинском): А. умер от кровоистечения после урезания языка, Филадельф был сожжен на решетке, а Кирин - на сковороде. При виде их мучений обратились ко Христу многие жители Италии и Сицилии, в т. ч. иудеи. В 1517 г. мощи святых братьев были обретены в г. Лентини, покровителями к-рого они почитаются. Их культ распространился по всей Сицилии. Сохранилось обширное повествование об их мученичестве со многими поздними интерполяциями. Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. оно вошло под 10 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 157). Гимнография Память этих мучеников редко встречается в месяцесловах богослужебных книг. Она зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.- Mateos. Typicon. Vol. 1. Р. 286), а также в Минологии Василия II и Петровом синаксаре (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 138), однако отсутствует в большинстве списков Студийского, Мессинского и Иерусалимского уставов; в совр. практике греч. и рус. правосл. Церквей последование святых не поется. В греч. печатной Минее выписан краткий Стишной Пролог по 6-й песни канона (Μος. Σ. 101). Из греч. рукописей христ. Востока (Ath. Lavr. Г 19. Fol. 28-32v, 1047 г.) известен канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни с акростихом «Я почитаю подвиги трех родных братьев. Иосиф» (Τριν δελφν γνησων θλους σβω. Ιωσφ).

http://pravenc.ru/text/Алфий Филадельф ...

Священномученик Антипа Пергамский 24 апреля - память священномученика Антипы, епископа Пергамского (I в.), одного из первых мучеников Христианской Церкви. Фрагмент статьи из 2-го тома " Православной Энциклопедии " с. 542 - 543   Мученичество Антипы, пострадавшего в Пергаме (М. Азия), упоминается в Апокалипсисе (Откр 2. 13), поэтому вопрос о времени его кончины связан с датировкой Апокалипсиса: одна традиция относит мученичество А. ко времени правления императоров Нерона и Веспасиана, др.- ко времени имп. Домициана. А., проповедовавший христ. учение, был обвинен местными жрецами в том, что из-за него языческие боги оставили Пергам без своего покровительства. Правитель города потребовал, чтобы А. отрекся от Христа, обещая ему почет и безбедную старость, но тот остался верен Господу и был брошен внутрь раскаленного медного быка, где после долгих мучений умер с молитвой на устах. Был похоронен в Пергаме, над его могилой в V в. построен храм. Мироточивые мощи А. исцеляли больных, медный бык, в к-ром А. принял мученическую кончину, по свидетельству визант. историка Георгия Кедрина, при имп. Феодосии I Великом был перевезен в К-поль. Там с IX в. существовал храм в честь А., однако синаксари фиксируют почитание памяти святого в ц. св. ап. Иоанна Богослова близ храма Св. Софии. Память А. содержится во всех визант. календарях. В греч. синаксарях говорится об А. как о целителе зубных болезней: Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 595-598), Минологий Василия II (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 572). Память А. указывается также в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 418, 423) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 121). О почитании А. на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцесловах Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 270 об.) и Архангельского 1092 г. (Л. 161) Евангелий. Служба А. содержится в Минее (РГАДА. Син. тип. 110. Л. 36 об.- 40, кон. XI - нач. XII в.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог. Это житие является дополненным вариантом перевода из Минология Василия II (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 572). Из греч. источников представление об А. как о святом, молитвы к-рого помогают при зубных болезнях, перешло в рус. богослужебные книги («благодать от Бога имат целити болезнь зубную» - Апостол РГБ. Фад. 56. Л. 267 об., ок. 1417 г.) и впосл. укоренилось в народном религ. сознании. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещено пространное житие А. (BHG, N 138) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 75 (2-я паг.)).

http://sedmitza.ru/text/1113499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ [греч. Ακτος - приумноженный, Ταυρων - бычий, Θεσσαλονκη - фессалопобедительница], мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.). Св. Фессалоникия, дочь Клеона, знатного и богатого жреца бога Диониса, обратилась ко Христу. Когда отец, стараясь вернуть ее к языческой вере, ничего не добился, он высек ее воловьими жилами, разбил ребра палками и, лишив наследства, выгнал из дома. Св. дева поселилась в маленьком имении, доставшемся ей от покойной матери. Христиане А. и Таврион вступились за нее, обличая жестокость Клеона. Тогда тот выдал их наместнику Торибию, к-рый приказал бить их палками, затем камнями; печь, в к-рую кинули мучеников, чудесно погасла от дождя; пускали в них стрелы, рвали тела железными орудиями и, наконец, бросили в залив. Когда святые спаслись от этих пыток, наместник приказал усечь их мечом. Тела А. и Тавриона были погребены вместе с др. мучениками на месте их казни, в г. Амфиполь (Македония). Св. Фессалоникия исповедовала Христа и почила в мире, по др. версии, скончалась от мучений. Краткое житие святых переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, в XVI в. под 7 нояб. включено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 138-139). Иконография Мученичество святых представлено: на миниатюре Минология Василия II - перед Фессалоникией мавр усекает средовека А., юноша Таврион стоит в ожидании казни рядом (Vat. Gr. 1613. P. 167, 976-1025 гг.); в настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- А. и Таврион изображены на крестах, их расстреливает лучник, погрудное изображение Фессалоникии представлено в верхнем регистре, над мучениками; святая в мафории, в правой руке крест, левая - в жесте приятия благодати. В настенном минологии ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г., представлено погрудное изображение 3 мучеников. Лит.: SynCP. P. 202-204; ЖСв. Ноябрь. С. 143-144; Bardy G. Auctus//DHGE. T. 5. Col. 293; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 63; НКС. Т. 2. С. 253. Иконогр.: Menol Bas. Tav. 167; Kaster K. S.//LCI. Bd. 5. Sp. 291; Менолог. C. 325, 348. А. Ю. Виноградов, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/Авкт Таврион и ...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (60) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2016-11-30) Описание: Мчч. Авкт, Таврион и Фессалоникия. Миниатюра Минология императора Василия II. Константинополь. --- АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ [греч. АВКТ - приумноженный, ТАВРИОН - бычий, ФЕССАЛОНИКИЯ - фессалопобедительница], мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.). Св. Фессалоникия, дочь Клеона, знатного и богатого жреца бога Диониса, обратилась ко Христу. Когда отец, стараясь вернуть ее к языческой вере, ничего не добился, он высек ее воловьими жилами, разбил ребра палками и, лишив наследства, выгнал из дома. Св. дева поселилась в маленьком имении, доставшемся ей от покойной матери. Христиане А. и Таврион вступились за нее, обличая жестокость Клеона. Тогда тот выдал их наместнику Торибию, к-рый приказал бить их палками, затем камнями; печь, в к-рую кинули мучеников, чудесно погасла от дождя; пускали в них стрелы, рвали тела железными орудиями и, наконец, бросили в залив. Когда святые спаслись от этих пыток, наместник приказал усечь их мечом. Тела А. и Тавриона были погребены вместе с др. мучениками на месте их казни, в г. Амфиполь (Македония). Св. Фессалоникия исповедовала Христа и почила в мире, по др. версии, скончалась от мучений. Краткое житие святых переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, в XVI в. под 7 нояб. включено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 138-139). Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " • Разное (Святые) • " .

http://pravicon.com/image-28458

5. Стб. 379-394; Вып. 6. Стб. 489-497; 1865. Т. 5. Вып. 1. Стб. 1-12; Вып. 2. Стб. 65-80) и приложения к ней. Общая археология, от каменного века до вост. средневековья, была представлена в ИРАО в основном сводками по уездам: «О насыпях и кургане в Петербургской губ.» А. И. Савельева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 56-60), «Древние курганы и укрепления в Семипалатинской и Семиреченской области» Абрамова (Там же. Стб. 60-64), «Курганы Вотской пятины Новгородской земли» Л. К. Ивановского (Там же. Вып. 3. Стб. 225-230; 1880. Т. 9. Вып. 1. Стб. 93-101), «Краткие сведения о деревянных старинных храмах и некоторых при них достопримечательностях, также - курганах и насыпях, по Весьегонскому у. Тверской губ.» А. Н. Виноградова (1880. Т. 9. Вып. 1. Стб. 71-83), «Покутье в отношении археологическом» И. П. Боричевского (Там же. Стб. 108-114), «Белгородка и найденный в ней змеевик» И. П. Хрущова (Там же. Стб. 131-135), «Значение курганов как исторических источников» Д. Я. Самоквасова (Там же. Вып. 2/3. Стб. 181-201), «Донесение о кладах» П. Н. Петрова (Там же. Вып. 4. Стб. 380-381), «Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского у., Санкт-Петербургской губ.» М. Быстрова (Там же. Стб. 389-393). Как и в ЗРАО, в ИРАО целыми сериями печатались статьи по визант., древнерус., монг., среднеазиат., тур. нумизматике: «Куны» (1872. Т. 7. Вып. 2. Стб. 128-162) и «О ливонезах» (Там же. Вып. 3. Стб. 249-255) Прозоровского, статьи И. А. Бартоломея, Бычкова, Вельяминова-Зёрнова, Григорьева, А. А. Куника , В. К. Савельева, А. С. Уварова и др. Публиковались каталоги монет и медалей (в т. ч. каталог коллекции минц-кабинета РАО), 9-й и 10-й тома в качестве приложения содержали труд «Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц» Ю. Б. Иверсена, также бывшего автором мн. статей и заметок в этой области. Выходили статьи по эпиграфике: «Восточные надписи на старинных русских грамотах» М. А. Оболенского (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 22-24), работы М. И. Броссе и др. В томах 4 и 6 публиковались библиографические обзоры кон.

http://pravenc.ru/text/293864.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010