Митрополит Иосиф (Чернов)      Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; 1893–1975) — выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий. Митрополит Иосиф (в миру — Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года в Белоруссии, в Могилеве. С 1912 по 1917 год иподиакон Иван Чернов проживал в Тверском Успенском Отрочем монастыре. В феврале 1918 года он был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона, в 1920 году — во иеромонаха, а в 1924 году возведен в сан игумена. Игумен Иосиф служил в Никольском соборе Таганрога. Ему приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме Никольского собора. В результате обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. Это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ в 1925 году. В 1932 году в Ростове архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского. 3 февраля 1933 года он был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Владыка Иосиф был тогда единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от обновленческого соблазна. В 1935 году епископ Иосиф был осужден на пять лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом)», который явился в Таганрог после отбытия им ссылки. Для отбытия срока наказания владыка был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР. Владыка Иосиф рассказывал, как они встречали Пасху в лагере. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах — ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мертв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.

http://pravoslavie.ru/94941.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иосиф (Чернов): неизвестные воспоминания 31.05.2013 852 Время на чтение 8 минут Старец и исповедник веры, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Иван Михайлович Чернов) родился ровно 120 лет назад в Белоруссии, в Могилеве-на-Днепре в семье военного 2 июня 1893 года, в день памяти великомученика Иоанна Нового, Сочавского. Владыка отсидел двадцать лет в советских лагерях, чудом избежал фашистского расстрела. При этом, по словам очевидцев, он никогда не унывал, охотно утешал других и даже юродствовал. Первый арест таганрогский епископ Иосиф (Чернов) пережил в 1935 году, когда особым совещанием при НКВД СССР его осудили на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию». Владыка был освобожден в декабре 1940 года и направлен обратно в Таганрог. В этом период владыка Иосиф принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. После того, как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года он возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа. С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Однажды он был кратковременно арестован. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства он не стал. Более того, отец Иосиф помог некоторым евреям спастись от фашистов, а также активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в окормляемых владыкой Иосифом областях. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую. Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск из Умани 11 января 1944 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

5 шагов к Богу митрополита Иосифа (Чернова) Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) около восемнадцати лет провел в тюрьмах и лагерях, пострадав и от советской власти, и от нацистов. Но по многочисленным свидетельствам, он не терял радости ни во время гонений, ни на свободе. 28 января, 2012 Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) около восемнадцати лет провел в тюрьмах и лагерях, пострадав и от советской власти, и от нацистов. Но по многочисленным свидетельствам, он не терял радости ни во время гонений, ни на свободе. 26 января в Сергиевском зале состоялась презентация фильма о Митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове) (1893-1975) «Свет радости в мире печали». Картина снята по благословению Митрополита Пермского и Соликамского Мефодия, с 2003 по 2010 год возглавлявшего Алма-Атинскую кафедру. Документальный фильм режиссера Ларисы Соколовой «Свет радости в мире печали» о Митрополите Иосифе состоит из двух частей: «Восхождение» и «Святитель». Текст читает народный артист СССР Владимир Лановой, повествование перемежается рассказами современников архипастыря. Фильм хочется смотреть и пересматривать — так по-доброму и без слащавой сентиментальности рассказывается об архипастыре-исповеднике. …После тропаря Богоявлению (хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) — на два голоса пушкинский «Пророк» (руководители театра «Глас» Никита Астахов и Татьяна Белевич), потом — теплые приветствия (Митрополита Пермского Мефодия, Митрополита Казахстанского Александра и Митрополита Волоколамского Илариона), а затем — погружение в святость на два с половиной часа. А потом возвращение к этой святости и бесконечная благодарность организаторам презентации, подарившим всем приглашенным не только диск с фильмом, но и книгу сотрудника епархиальной комиссии по канонизации Алма-Атинской епархии Веры Королевой, по которой он был снят. Митрополит Иосиф (Чернов) два года (с 1925 по 1927) пробыл в заключении в Коми, пять лет (с 1935 по 1940) провел в лагерях за «антисоветскую агитацию», больше двух месяцев (с ноября 1943 по января 1944) находился под арестом гестапо по подозрению в агитации в пользу СССР, с июня 1944 по февраль 1945 сидел в советских тюрьмах, с февраля 1945 больше 10 лет провел в лагерях. По многочисленным свидетельствам, он не терял радости ни во время гонений, ни на свободе. Первая любовь

http://pravmir.ru/5-shagov-k-bogu-mitrop...

Жизнеописание Митрополита Иосифа Владыка Иосиф родился в 1893 году и при крещении был назван в честь великомученика Иоанна Нового († 1330–1340). Его детские годы прошли в Могилеве. Родители – Михаил и Евдокия, сестра – Анна; брат – Алексий. Мать скончалась, когда Ване было три года. Отец, «занимавший одну из низших военных должностей, вынужден был брать сына с собой в казармы, где среди солдат преимущественно и проходило детство мальчика» 1 . Со своими сверстниками он «играл» в богослужения. У него рано возникло желание уйти в монастырь. Поступлению в монастырь предшествовал знаменательный случай. В 1910 году в мае месяце в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой († 23.05.1173 г.), которые переносили из Киева в Полоцк 2 . Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к ее святым мощам. На следующую ночь он видел во сне, как преподобную уже выносили из собора, и в это время она приподнялась и благословила юношу. По благословению преподобной Ваня был принят в Белыничский монастырь под Могилевом, еще не дойдя до него. Их догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленец; 1907–1910), который поинтересовался, куда идут мальчики. Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а брат его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии Свирелина, отец архимандрит сказал: «Мальчик, ты уже принят в монастырь». Дойдя до монастыря, Ваня со слезами поклонился находящемуся в этой обители чудотворному образу Белыничской Богоматери 3 . Эта встреча на многие годы определила жизненный путь будущего Митрополита. На фотопортрете Архиепископа Арсения, хранившемся у Владыки, было написано его рукой: «(Судьба) Промысл подарил мне встречу на моем жизненном пути с этим человеком, которого жизнь была почти легенда, но – реальность». Не имея школьного образования, Владыка Иосиф многое получил от Архиепископа Арсения (Смоленца; † 6.12.1937 г.) 4 , под руководством которого послушник Ваня Чернов, начиная с послушника, со временем был возведен и в архиерейский сан. Владыка Арсений происходил из польской семьи и имел светское юридическое образование. В 1902 году он кончил Казанскую Духовную Академию, еще через год он инспектор Киевской Духовной Семинарии, через год – ректор Александровской Духовной Семинарии в Ардонске 5 , а с 1907 года – настоятель Белыничского монастыря 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В. Чернов Рождество Христово События праздника Православная Церковь празднует Рождество Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января. Этому празднику предшествует пост, который хотя и не так строг, как пост Великий, однако так же продолжается сорок дней. По словам блаженного Симеона Солунского (ум. 1429), «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». О рождении Христа Спасителя и о событиях, связанных с ним, повествуют только два евангелиста: Матфей и Лука. Матфей сообщает об откровении тайны воплощения праведному Иосифу, о поклонении волхвов и бегстве святого семейства в Египет и об избиении вифлеемских младенцев, а Лука более подробно описывает обстоятельства, при которых родился Христос Спаситель в Вифлееме, и рассказывает о поклонении пастырей. Откровение Иосифу тайны Воплощения Евангелист Матфей ( Мф. 1:18–25 ) сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы со старцем Иосифом, «прежде, нежели сочетались они», то есть прежде заключения полноценного брака между ними, Иосифу стало ясно, что Обрученная ему Девушка носит в Себе Дитя. Будучи праведным, то есть справедливым и милосердным, Иосиф не захотел обличить мнимого Ее преступления перед всеми, чтобы не подвергать Ее позорной и мучительной смерти согласно закону Моисея ( Втор. 22:23–24 ), а намеревался тайно отпустить Ее от себя без оглашения причины. Но когда он помыслил это, явился ему ангел Господень и объяснил, что «Родившееся в Ней есть от Духа Святого», а не плод тайного греха. Далее ангел сказал: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»; имя Иисус, по–еврейски Йешуа, значит – Спаситель. Чтобы Иосиф не сомневался в истинности сказанного, ангел указал на древнее пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына» ( Ис. 7:14 ). Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит «нарекут Ему имя Эммануил», а

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Чернов Сретение Господне События праздника «Сретение» по-церковнославянски значит «встреча». В этот день вспоминается первое принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и Его встреча со старцем Симеоном. Праздник Сретения совершается Церковью на сороковой день после Рождества, 2/15 февраля. Исполнение Закона Моисеева По закону Моисея, женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой в течение сорока дней. На сороковой день она должна была принести в храм жертву всесожжения – годовалого ягненка, и жертву за грехи – молодого голубя или горлицу, в случае же бедности – двух горлиц или голубей, для каждой жертвы по одному. Подчиняясь этому закону, Пресвятая Дева и Иосиф принесли в Иерусалим также и Младенца, чтобы заплатить за Него по закону пять сиклей. Закон этот существовал с давних времен, когда в ночь перед исходом евреев из Египта ангел Господень истребил всех египетских первенцев, а все еврейские первенцы были посвящены служению при Скинии. С течением времени, когда на служение это было выделено только одно колено Левиино, первенцы были освобождены от служения за особый выкуп в пять сиклей серебра ( Чис. 18:16 ). Из евангельского повествования видно, что Пресвятая Дева и Иосиф принесли жертву людей бедных: двух голубей. Старец Симеон и Анна-Пророчица В храме при принесении Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утешения Израиля,» то есть обещанного Богом Мессию, явление Которого должно было принести утешение израильтянам. Евангелист сообщает только то, что ему, Симеону, Святым Духом было предсказано не увидеть смерти своей до того дня, пока он не сподобится узреть ожидаемого им «утешения», то есть Христа Господня. Однако, по древнему преданию, Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя Птолемея переводили священные книги с древнееврейского языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исайи, и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы ( Ис. 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Чернов Введение во храм Пресвятой Богородицы События праздника Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм отмечается в православной Церкви 21 ноября/4 декабря. О его истории нам известно из древнего церковного предания. Когда родители Пресвятой Девы Марии молились о даровании им младенца, Анна, матерь Богородицы, дала Богу обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Когда Деве Марии исполнилось три года‚ Ее родители решили выполнить свое обещание. В окружении родственников и знакомых, с пением псалмов, с зажженными свечами в руках, юную Марию привели в Иерусалимский храм. Там Ее встретил иудейский первосвященннк со множеством служителей. В храм вела высокая лестница, но маленькая Мария, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела ступени и взошла наверх. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей раз в году входил лишь он сам с очистительной жертвой за народ Израильский. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Мария осталась в помещении для дев, находившемся при храме. Вокруг храма тогда имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу. Пресвятая Дева воспитывалась вместе с другими благочестивыми девочками, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и предавалась молитве. По преданию, Пресвятая Дева Мария оставалась при храме до двенадцати лет – в те времена это считалось совершеннолетием. Обычно по достижении такого возраста живших при храме девушек либо возвращали родителям, либо выдавали замуж. Иоаким и Анна к тому времени уже умерли, однако Мария желала принадлежать лишь Богу и сохранить Свое девство. Тогда первосвященник избрал Ей обручника и хранителя – вдового плотника по имени Иосиф, который был уже в преклонных летах и вел благочестивую и праведную жизнь. Из богослужения праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы На великой вечерне на «Господи, воззвах», стихиры, глас 1:  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать вторая. Раскол Православной Церкви в России Трудно сказать, кто кому подражал: Митрополит ли Сергий Евлогию или, наоборот, Митрополит Евлогий Сергию, скорее всего ни то ни другое, не было простого подражания, но сходство было. Недаром же обновленцы-живоцерковники российские и одного, и другого считали «своими». Роль Митрополита Евлогия за границей очень похожа на ту роль, которую сыграл Митрополит Сергий в подсоветской России. И если бы Митрополит Евлогий не оказался за границей, то нет сомнения, что он был бы рядом с Митрополитом Сергием. Настолько они оба схожи. Недаром же Митрополит Евлогий одобрил и принял всю программу Митрополита Сергия. В жизни Православной Российской Церкви совершилось то, что предвидел Святейший Патриарх Тихон. Он на собственном тяжелом опыте убедился, что политические требования большевистской власти, предъявляемые Церкви, таковы, что исполнение их означает измену Христу и святотатственное предательство Его Святой Церкви. Власть это хорошо понимала и потому диктаторски настаивала на своем требовании. Большевистская власть, будучи антинародной диктатурой, требовала от Церкви официального признания, что она – «народная», «законная» и, с точки зрения Церкви, – «Богом установленная». Для Святейшего было ясно, что Церковь , признавшая советское богоборное, антихристианское государство, тем самым отрекается от верности Христу. Власть предлагала Патриарху Тихону неоднократно издать декларацию, подобную той, которую впоследствии выпустил Митрополит Сергий, взамен на «легализацию Церкви». Но Патриарх отказался это сделать. И его в конце концов отравили 23 ... После смерти Патриарха опубликовать декларацию предлагали Местоблюстителю Митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) . Он со всею решительностью отверг это предложение. За этот отказ его приговорили к медленной смерти в Заполярье. Далее возглавление переходит к Заместителям Местоблюстителя. Но и Заместители Местоблюстителя Митрополит Петроградский Иосиф и Архиепископ Угличский Серафим, сохраняя святую преемственность исповедничества, погибли мученически: их расстреляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

4 сентября 1975 года в возрасте восьмидесяти двух лет скончался митрополит Алма-атинский и Казахстанский Высокопреосвященнейший Иосиф (Чернов). В лице отшедшего ко Господу, Русская Православная Церковь понесла тяжёлую невозвратимую потерю. Покойный был не только человеком святой жизни, выдающимся иерархом, яркою своеобразною личностью, но и стойким исповедником веры. Митрополит Иосиф провёл в общей сложности около двадцати лет в советских ссылках и лагерях. Об этом замечательном человеке мне хотелось бы сказать несколько слов, преимущественно по личным воспоминаниям. Нам пришлось встретиться с ним и много беседовать на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре в мае 1971 года. Для подробной и систематической его биографии у меня нет, к сожалению достаточных данных, поэтому мой рассказ о его жизни основан на личных разговорах с митрополитом Иосифом. Будущий митрополит родился в 1893 году в городе Могилёве. Трудно в точности сказать из какой среды он происходил, но, судя по тому, что все его светское и духовное образование ограничилось " Образцовым Начальным Училищем " , можно думать, что его родители были малосостоятельными городскими жителями. Но если митрополит Иосиф и не имел специального богословского образования, это не помешало ему впоследствии восполнить этот недостаток большой начитанностью, как аскетической, так и вообще святоотеческой письменности. В 1906 году, в возрасте тринадцати лет, будущий митрополит поступил послушником в общежительный монастырь в Могилёве, где в 1915 году был рукоположен во иеромонахи. В связи с наступлением немцев в первую мировую войну, этот монастырь был эвакуирован в Донскую область, где с тех пор в течение ряда лет, стала протекать дальнейшая церковная жизнь будущего митрополита. Будучи ещё молодым иеромонахом, о. Иосиф находился под старческим руководством одного известного своей духовной жизнью и опытностью архиерея, которого он обслуживал в качестве келейника. В 1925 году иеромонах Иосиф был арестован, сослан и пробыл в ссылке два с половиной года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/131/...

Гомилетическое наследие Митрополита Иосифа С 16 августа 1920 г., после иерейской хиротонии, иеромонах Иосиф начал свое пастырское служение, при этом очень часто проповедуя. Владыка Иосиф стремился произносить проповедь на Литургии после чтения Евангелия. Говоря о проповедническом служении, он всегда подчеркивал священность того места, с которого произносятся проповеди, и что с амвона можно говорить только «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Рукополагая ставленников, Владыка всегда обращался к ним со словом назидания в конце Литургии, нередко обращая внимание на шесть слов о священстве святителя Иоанна Златоуста . «Правда, он там очень пугает, потому что сам этого пугался, он сам этого боялся, боялся благодатных полномочий священнослужения. Но во всяком случае, Иоанн пошел и во пресвитера, и в патриарха, а поэтому все за Иоанном Златоустом идем и по нравам, и в обычае, и в осторожности...». Будучи очевидцем многих бед, которые перенесла страна в XX веке, Владыка Иосиф не был безучастен к проблемам сохранения мира на земле 57 . Его миротворческие призывы с особой силой звучали в Рождественских посланиях и проповедях в начале наступившего года. В последнем его Пасхальном послании к Алма-Атинской пастве мы читаем: «Люди разных вероисповеданий, населяющие Казахстанскую землю, имеют свои храмы и молитвенные дома. Каждый человек по своей вере, по своему убеждению имеет возможность исполнить свой религиозный долг и получить духовное удовлетворение. Молясь «о мире всего мира...» будем прилагать к молитве и лепту от трудов своих, дабы имя Господне прославлялось во всех концах земного шара в мирной благословенной обстановке во веки веков». Посещая приходы обширной Казахстанской епархии, «Владыка Иосиф произносил поучения» 58 . Наряду с некрологом в «Журнале Московской Патриархии», своеобразной летописи церковной жизни нашего времени, опубликовано «Слово в день Рождества Христово» 59 . Несколько проповедей было опубликовано в последующее время в казахстанской церковной прессе 60 . Митрополит Куйбышевский Мануил сказал по этому поводу: «Проповеди его отличаются образностью, поэтичностью и живостью» 61 . Очень часто Владыка, говоря о высоте проповеднического служения, указывал на священность возвышенного места, с которого произносится слово Божие. Основу такого благоговейного отношения к амвону Владыка получил еще у себя на родине в Могилеве 62 . В своей проповеди он однажды сказал: «И мы все, служители и проповеди яко, поставленные на эту опасную и ответственную возвышенность, должны вам говорить и проповедовать, чтобы потом Христу Спасителю сказать: «Да! Мы все дни – говорили, проповедали; а так как они приняли, то Ты ведь Сердцеведец, Господи, ниспослал им открытое сердце, о котором и они, и Церковь , и мы всегда молились: о даровании нам чистого сердца и обновления благодатного во всем нашем организме, и разума в нашем интеллекте».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010