Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (Овсеп Аргутян-Долгорукий; арм. Hwvse3 A8xwu2jan-E8kajnabazwuk ) (23.05(3.06).1743, с. Санаин, ныне в черте г. Алаверди, Армения - 9(21).03.1801, Тифлис), архиеп. Армянской Апостольской Церкви , общественно-политический деятель, участник арм. национально-освободительного движения, сторонник союза арм. народа и Церкви с Россией. И.- выходец из армянского княжеского рода Закаридов, который претендовал на происхождение от древнеперсидского царя Артаксеркса I , носившего прозвище Долгорукий (греч. Μακρχειρ). Согласно преданию, в XII в. Саргис Закарян ( 1187) от груз. царя Георгия III получил прозвание Мхаргрдзели (Долгорукий; арм., Mha8g8dzeli ). Фамилия Аргутян (Аргуташвили, Аргутинский, Аргутов) восходит скорее всего к потомку этого рода кн. Аргуту (XIV в.). В XV-XVIII вв. одна из ветвей рода Аргутянов владела Санаинским монастырем близ Тбилиси, представители этой фамилии неизменно были его настоятелями. Архиеп. Иосиф (Аргутинский-Долгорукий). Гравюра по оригиналу К. Л. Христинека. Кон. XVIII – нач. XIX в. (ГРМ) Архиеп. Иосиф (Аргутинский-Долгорукий). Гравюра по оригиналу К. Л. Христинека. Кон. XVIII – нач. XIX в. (ГРМ) И. получил образование сначала в Санаинском мон-ре, затем в семинарии Эчмиадзина, где его наставником был арм. католикос Симеон I Ереванци. В 1771 г. И. рукоположен во епископа и направлен в Стамбул для сбора пожертвований на строительство новых храмов и зданий Эчмиадзина. В 1773 г. И. возведен в сан архиепископа и назначен духовным наставником армянской диаспоры в России (резиденция в Астрахани); с 1780 г. в сфере его ответственности также находились армяне Крымского ханства. В 1778 г. И. помог эмигрировать свыше 12,6 тыс. армян из Крыма и основал для них неск. селений (Чалтырь, Мец-Сала (Б. Салы), Покр-Сала (Султан-Сала), Топти (Крым) и Несветай); в 1780 г. участвовал в основании крупнейшего арм. поселения на территории России Нов.

http://pravenc.ru/text/578487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь. Епископат ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), архиеп. Армянской Апостольской Церкви, общественно-политический деятель НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт. НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС V АШТАРАКЕЦИ (1770-1857), католикос Армянской Апостольской Церкви (с 1843; ААЦ), видный деятель арм. национально-освободительного движения. Мирское имя Торос Шахазизян НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС АРКАЕХБАЙР [Ованнес Царебрат] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви, рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный) ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед

http://pravenc.ru/rubrics/121962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. ИОНА мон-рь, в средние века центр монастырской конгрегации; находится на о-ве Айона в архипелаге Внутренние Гебриды (у зап. берега Шотландии) ИОНАФАН (Елецких Анатолий Иванович; род. 1949), митр. Тульчинский и Брацлавский, рус. духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов ИОСИФ (Королёв Олег Геннадьевич; род. 16 сент. 1977), епископ Можайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИОСИФ Иванович Архаров (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОСИФ Фомич Сиков (1873-1918), свящ., сщмч. (пам. 14 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) ИОСИФ (1770 (?) - 1844), еп. Андрусский, церковный и политический деятель Элладской Православной Церкви ИОСИФ болг. мон. («святой старец»), переводчик, работавший в 1-й пол. XIV в. в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), архиеп. Армянской Апостольской Церкви, общественно-политический деятель ИОСИФ (Балабанов Игорь Анатольевич; род. 1954), митр. Улан-Удэнский и Бурятский, глава Бурятской митрополии ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 1635), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_132.htm...

св. Гаяне в Эчмиадзине. И. был одним из инициаторов создания 1-го русско-арм. изд-ва в Астрахани. Его усилиями в российских городах, где проживали армяне,- в С.-Петербурге, Нов. Нахичеване, Астрахани было издано более 40 наименований книг, среди к-рых были и сочинения И. Архиепископ состоял в переписке с рус. гос. деятелями, с арм. католикосом Гукасом I Карнеци, с представителями арм. диаспоры в России, Грузии и Индии, с груз. царями Ираклием II и Георгием XII, с меликами Карабаха и со мн. др. важнейшими общественными и политическими деятелями своего времени. Сохранились копии писем И., являющихся ценными источниками кон. XVIII в. 18 сент. 1999 г. установлен памятник И. в сквере на пл. Л. Н. Толстого в Ростове-на-Дону, созданный на средства Новонахичеванской арм. общины (скульптор Д. Р. Бегалов, архитектор С. И. Бегалова). Соч.: Слово на освящение Армянской церкви в С.-Петербурге. СПб., 1780; Историческое описание побудительных причин посольства Карабахских меликов к императору Петру Великому и о изданных именных Его указах на обстоятельства их. СПб., 1790; Краткая тетрадь под названием «Врата Милосердия». Нов. Нахичеван, 1792 (на арм. яз.); Проповеди. Нов. Нахичеван, 1795 (на арм. яз.); Слово, сказанное о воплощении Богородицы в Армянской церкви. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Кондак благословения. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Речь, говоренная на случай ему пожалования ордена св. Анны. СПб., 1799; Таинство крещения Армянской Церкви. СПб., 1799; Чин священные и божественные литургии Армянской Церкви. СПб., 1799, 1857; Исповедание христианской веры Армянской Церкви. СПб., 1799; Письма о Грузии (1795-1796 гг.)//Кавказская старина. 1872. 2. С. 29-34; Речи, произнесенные имп. Екатерине II в бытность его в С.-Петербурге в 1793 г.//ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 312-316. Лит.: АКавАК. 1866. Т. 1. С. 417, 538-545, 548, 632, 638; Кр. известия о жизни Армянского архиеп. кн. Иосифа (Аргутинского-Долгорукого)//Сев. архив. 1823. 10. С. 221-226; Аганянц Г. Архив арм. истории. Тифлис, 1911. Кн. 9 (на арм. яз.); История арм. народа. Ереван, 1951. Ч. 1; Бархударян В. История арм. колонии Нов. Нахичевана. Ереван, 1967 (на арм. яз.); Багдыков М. Г. Архиеп. Иосиф, кн. Аргутинский-Долгорукий, предводитель армян России: Штрихи к портрету. Р.-н/Д., 2002; он же. Загадки портретов Архиеп. Иосифа, кн. Аргутинского-Долгорукого: (Эпоха, события, годы). Р.-н/Д., 2005; Чобанян П. Армяно-русско-грузинские отношения во 2-й пол. XVIII в. Эчмиадзин, 2006 (на арм. яз.); Абрамян Р. М. К вопросу о происхождении рода Аргутинских-Долгоруких//commons.hayazg.info [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/578487.html

семей (1650 чел.) остались без крова. Благодаря усилиям И. в 1792 г. для них был основан новый город, названный им Григориополь (ныне в составе Приднестровья, Молдавия) в честь свт. Григория Просветителя. Жители нового города в знак признательности И. преподнесли ему меч и кинжал, по преданию, в древности принадлежавшие армянским царям и как реликвия передававшиеся в общине из поколения в поколение. В 1796 г. по поручению имп. двора И. участвовал в походе рус. войск против персов, помогая главнокомандующему В. А. Зубову советами и предложениями и призывая армян к содействию рус. армии. Благодаря усилиям И. союзниками России стали Ширванское ханство и мн. карабахские мелики, более 30 тыс. армян переселились в Россию. Указом имп. Павла I в 1799 г. для арм. поселений в Григориополе, Крыму, Астрахани, Кизляре и Моздоке были учреждены единые привилегии, в разработке к-рых И. сыграл большую роль. Во многом благодаря его деятельности была создана атмосфера взаимной толерантности между РПЦ и Армянской Церковью. Отмечая заслуги И., имп. Екатерина II подарила ему бриллиантовый крест для клобука и парадное облачение. В 1799 г. И. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. В 1800 г. род Аргутинских-Долгоруких - И. (как Иосиф Шиошевич) и его братья Моисей и Бежан с их детьми - был внесен в реестры рус. дворянских фамилий и удостоен княжеского титула с восстановлением старинного родового герба. 28 июля 1800 г. указом имп. Павла I И. был объявлен католикосом всех армян, однако его интронизация не состоялась. В нач. 1801 г. в Тифлисе И. принял активное участие в присоединении Грузии (царства Картли-Кахети) к России. Встречаясь с представителями местного груз. и арм. общества, убеждал их принять рус. подданство, был одним из влиятельных лиц, оказывавших давление на груз. правящую династию, в результате к-рого в кон. янв. 1801 г. царевич Давид отрекся от престола и власть в Тифлисе перешла в руки рус. администрации. Вскоре И. скончался в Тифлисе. Согласно завещанию, был похоронен в притворе ц.

http://pravenc.ru/text/578487.html

ИОСИФ Яковлевич Беспалов (1921), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОСИФ (ок. 762 - 832), архиеп. Фессалоникийский, исп., свт. (пам. 26 янв.; пам. греч. 14 или 15 июля) 593-594 594-601 601-602 602-603 ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) 603-604 606-607 ИОСИФ (1770 (?) - 1844), еп. Андрусский, церковный и политический деятель Элладской Православной Церкви 607-608 608-609 ИОСИФ болг. мон. («святой старец»), переводчик, работавший в 1-й пол. XIV в. в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне 609-610 610-614 ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 614-615 ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), архиеп. Армянской Апостольской Церкви, общественно-политический деятель 615-616 616-617 ИОСИФ (Балабанов Игорь Анатольевич; род. 1954), митр. Улан-Удэнский и Бурятский, глава Бурятской митрополии 617-618 ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 1635), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия) 618-620 620-621 ИОСИФ (Босаков Иван Благоев; род. 1942), митр. Американо-Австралийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 621-622 622-624 624-626 ИОСИФ (Квабулидзе; Кобулашвили; Хвабулов; Самебели, Самебельский, Самебский; 1676-1750), еп. Корельский и Ладожский РПЦ (1734-1740), груз. церковный деятель, книгоиздатель 626-628 628-629 629-631 ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 1653), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия) 631-634 ИОСИФ (Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич; 80-е гг. XVI в.- 1642), архиеп. бывш. Суздальский и Тарусский 634-636 636-637 ИОСИФ (Моржаков Иван Михайлович; 1885-1970), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви 637-638 ИОСИФ (Нелюбович-Тукальский Афанасий; † 1675), митр. Киевский и Галицкий (Западнорусская митрополия) 638-646 646-647 647-648 649-653 ИОСИФ (Саакадзе) [Тбилели] (1620-1688), митр. Тбилисский (1658-1688) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь), груз. поэт

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Прошло еще немного более месяца, и в самом исходе XVIII столетия, 28 декабря 1800 года, царь Георгий умер, передав в новом веке царство свое великой России. По этому поводу и издан был манифест Государя, столетняя годовщина которого истекает сегодня. Объявление манифеста в Тифлисе состоялось 16 и 17 февраля 1801 г. Все находившиеся в городе члены царского рода, духовенство, князья, дворяне и народ были приглашены в Сионский собор 16-го февраля. В празднестве приняли непосредственное участие и русские войска, возвратившиеся в Тифлис после геройского своего подвига. Прочтен был на русском и грузинском языках манифест и объявлено, что Грузия на вечные времена присоединяется к России. Католикос всея Грузии Антоний (из царского рода) после этого отслужил молебствие с коленопреклонением, и затем целый день торжественный колокольный звон возвещал народу о радостном событии. На другой день с необыкновенным торжеством праздновалось объявление манифеста в армянских церквах. В Тифлисе случайно был в это время проездом в Эчмиадзин патриарх всех армян князь Иосиф Аргутинский-Долгорукий, который и принял самое горячее участие в празднествах. Манифест и портрет Императора армянское духовенство несло торжественным крестным ходом в Ванкский собор из Георгиевской (крепостной) церкви. Вся знать, грузинские царевичи, высшее грузинское духовенство и множество народа, а также русские войска присоединились к крестному ходу. В ограде Ванкского собора крестный ход встретил патриарх Иосиф, окруженный восьмью епископами и многочисленным духовенством. Поклонившись и поцеловав Царский портрет, патриарх возгласил: «Да здравствует великий Августейший Монарх со всею своею Фамилией!» «Всенебесный Творец да возвысит и укрепит царство великого Павла, яко солнце и луну, вечным потомственным временам!» Кругом восторженно отвечали: «аминь, аминь!» Процессия вошла в собор, началась церковная служба; патриарх говорил воодушевленную речь и увещевал народ хранить навсегда верность русскому Престолу. Потом был прочитан манифест на русском, грузинском и армянском языках. По окончании молебствия и по выходе из храма патриарх угощал знатнейших лиц обедом, а народ продолжал празднество на улицах Тифлиса, при колокольном целодневном звоне и блистательной вечерней иллюминации города.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

42 . Иванов Н. А. Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях. СПб., 1837. 4 ч. [Изд. подписано: Ф. Булгарин. Действительный автор – Н. А. Иванов , произведение которого Булгарин издал под своим именем.] 43 . Извлечение из саги Олова, сына Триггвиева, короля Норвежского/Пер. с исл. прот. С. Сабинина/Русский исторический сборник/Общество истории и древностей российских. М., 1840. Т. 4. Кн. 1. С. 44 . Иннокентий (Борисов) , архиеп. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-российской Церкви. Киев, 1836. 45 . Иннокентий (Гизель), архим. Киевский Синопсис, или Собрание от различных летописцев о начале славено-российского народа и первоначальных князей богоспасаемого града Киева. 2-е изд., испр. Киев, 1823. 46 . Иннокентий (Смирнов) , архиеп. Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. 4-е изд. М., 1834. 2 т. 47 . Иосиф (Аргутинский-Долгорукий), патр. Армянский. Исповедание христианской веры Армянской Церкви/Пер. с арм. преосвященного Иосифа, архиепископа всего армянского народа. СПб., 1799. 48 . Иосселиани П. И. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843. 49 . Исторический взгляд на древнее образование славянских и преимущественно польских городов до XIII столетия/Русский исторический сборник/Общество истории и древностей российских. М., 1841. Т. 4. Кн. 2–3. С. 155–299. 50 . Калайдович К. Ф. Иоанн, ексарх Болгарский: Исследование, объясняющее историю словенского языка и литературы IX и Х столетий. М., 1824. 51 . Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1818. Т. 1. 52 . Карамзин Н. М. История государства Российского: В 3 кн., заключающих в себе 12 т. с полными примеч./Изд. И. Эйнерлинга. 5-е изд. СПб., 1842–1843. 3 кн. 53 . Кеппен П. И. Древности северного берега Понта. М., 1828. 54 . Кеппен П. И. Крымский сборник: О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. СПб., 1837. 55 . Кеппен П. И. Собрание словенских памятников, находящихся вне России. СПб., 1827. [Кн. I]. 56 . Киевлянин/Изд. М. Максимовым. Киев, 1840. Кн. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1773 г. Католикос всех армян Симеон учредил Российскую епархию Армянской Апостольской церкви (в 1780 г. переименована в Ново-Нахичеванскую) и направил в Россию архиепископа Овсепа Аргутяна (Аргутянца; в России был известен как князь Иосиф Аргутинский-Долгорукий (1743–1801)) – сначала в Астрахань как епархиального епископа «обитающих в России армян», а затем в Санкт-Петербург, где к молодому архипастырю весьма благоволили иерархи Православной Церкви – митрополит Московский Платон (Левшин) и митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). О. Аргутян и И.Л. Лазарев стали ключевыми фигурами в деле переселения армян в Россию. В феврале 1780 г. духовный предводитель российских армян архиепископ Овсеп Аргутян освятил в Петербурге на Невском проспекте армянскую церковь во имя св. вмц. Екатерины – небесной покровительницы императрицы. В 1783 г. в центре Ново-Нахичевана О. Аргутяном было начато строительство кафедрального собора св. Григория Просветителя. В 1781 г. в том же городе он учредил духовный суд, написав для него свод церковных канонов из 6 частей и 126 статей с приложением политических законов. В 1783 г. архиепископ Аргутян разработал проект армяно-русского договора из 18 пунктов, по которому предлагалось восстановить Армянское царство под протекторатом России. Право выдвижения кандидатуры (армянина или русского) на армянский престол предоставлялось русскому царю, однако предполагалось, что царь Армении должен быть армяно-григорианского вероисповедания и короноваться в св. Эчмиадзине. Для защиты Армении от внешних врагов на основе договора вечного союза в ней должен был находиться контингент русских войск. В 1790 г. владыка Овсеп и граф Иван Лазарев подали императрице «Записку о целесообразности заселения армянами юга России», которая получила положительный отзыв. Архипастырь всемерно содействовал обустройству армянских переселенцев, открытию школ, светскому образованию, за что удостоился высоких оценок русских и армянских политиков и историков. Овсеп Аргутян понимал, что единственная возможность освободить Армению – тесная связь с Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2003 г. был создан Одесско-Крымский экзархат УГКЦ. 13 февр. 2014 г. папа Римский Франциск утвердил предложение главы УГКЦ Святослава Шевчука об отделении от Одесско-Крымского экзархата УГКЦ Крымского верховно-архиепископского экзархата с центром в Симферополе. Временным администратором Крымского экзархата стал Тубурсико-Буренский еп. Михаил Бубний, его интронизация состоялась 12 апр. 2014 г. в Одессе. Центром Крымского деканата УГКЦ является Троицкий храм в пос. Отрадное Ялтинского горсовета (освящен в 2011). В 2012 г. в этот храм из Львова перенесли частицу мощей сщмч. Климента. Армянская апостольская Церковь (ААЦ). Посл. четв. XVIII - нач. XXI в. После вхождения К. в состав Российской империи в 1783 г. часть крымских армян вернулась в родные места, на полуостров также приезжали переселенцы из Вост. и Зап. Армении. Правительство создало армянам привилегированные условия: им были возвращены храмы, земли, городские кварталы; в Ст. Крыму и Карасубазаре созданы городские национальные самоуправляемые общины. Крымские армяне входили в Нахичевано-Бессарабскую епархию. Главой епархии в 1780-1801 гг. был Иосиф (Аргутинский-Долгорукий) , благодаря усилиям к-рого укрепилась арм. община К. В 1794 г. был возрожден Сурб-Хачский мон-рь близ Ст. Крыма, оставленный насельниками в 1778 г. В 1-й пол. XIX в. в К. было восстановлено 11 арм. церквей. В 1803 г. начало работу Карасубазарское духовное правление, в 1812 г. учреждено Карасубазарское наместничество Верховного патриарха-католикоса всех армян, в 1842 г. должность патриаршего наместника была заменена на должность главного попечителя арм. церквей Таврической губ. В 1820 г. архиеп. Иоаннес избрал местом своего пребывания Карасубазар, позднее кафедра была перенесена в Феодосию. В 1858 г. архиепископом Нахичевано-Бессарабской епархии стал Гавриил (Айвазян или Айвазовский, брат И. К. Айвазовского). Под его руководством были восстановлены мн. арм. храмы К. Епархиальная кафедра размещалась в церкви Рештакапетац (Архангелов) в Феодосии. Архиепископ добился открытия в Феодосии арм. уч-ща. В 1879 г. кафедра епархии переведена из Феодосии в Кишинёв. На рубеже XIX и XX вв. были построены новые храмы в Евпатории, Ялте, Симферополе, Феодосии, для 2 последних ряд икон написал И. К. Айвазовский. В 1897 г. в Таврической губ. насчитывалось 7494 армяно-григорианина и 1206 армяно-католиков.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

  001     002