И.П. Ювачев XXXI. Иордан и Мертвое море Поездка на Иордан. – Иерихонское шоссе. – Гостиница Милосердного Самарянина. – Иорданская пустыня. – Сорокадневная гора. – Иерихон. – Иорданская долина – Монастырь Иоанна Предтечи. – Река Иордан. – Священное купанье. – Мертвое море.– Возвращение в Иерусалим. Иисус Христос, прибыв из Галилеи в Иерусалим, все ночи Своей последней страстной седьмицы проводил в окрестностях города. Так и теперь многие из наших паломников обыкновенно расходятся по окрестностям Святого города до среды страстной седьмицы. Я тоже примкнул к небольшой компании, чтобы поехать на Иордан. Хорошо зная по рассказам паломников, что заиорданские бедуины до сих пор грабят, а иногда и убивают путешественников, мы попросили в конторе русских построек рекомендовать нам хорошего и надежного извозчика. Кавас, черногорец Марко, провожая наш экипаж, несколько раз повторял арабу-извозчику, чтобы он сначала ехал к Сорокадневной горе, ночевал в Иерихоне, а на утро отправился бы к Мертвому морю, а потом уже к Иордану. Это обычный маршрут почти всех паломников, и к нему извозчики давно привыкли. Довольно гладко укатанная шоссейная дорога в Иерихон сначала шла в обход Елеонской горы. К общему удовольствию оказался среди нас хороший знаток библейской истории, и в его образных рассказах оживлялся каждый уголок этой дикой пустыни. А пустыня была в полном смысле этого слова: голые скалы, местами усеянные камнями, и только. Ни деревьев, ни травы не заметно. Все, кажется, выжжено палящим солнцем. Недавно устроенное, ради приезда германского императора, иерихонское шоссе было отлично выглажено и представляло бы собою прекрасную дорогу, если бы не беловатая пыль, поднимавшаяся столбами от каждого пешехода. За Вифанией не встречается никаких селений. Только на полпути к Иерихону стоит гостиница, с которой связывают известный евангельский рассказ о милосердном самарянине. Восточная гостиница, или хан, – это большой огороженный двор со множеством стойл для скота. В одноэтажной пристройке для путешественников предлагали нам купить древнее туземное оружие и угощали кофе», но мы, купив только жестяную фляжку для вина на память о милосердном самарянине, поспешили отправиться дальше на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иудейство Глава I. Страна и народ иудейский Палестина, отечество народа иудейского, лежавшая на востоке от Средиземного моря, окруженная на севере Ливаном и примыкающими скалистыми горами, на восточной стороне – пустыней сирийской, а на южной – аравийской, от Дана до Вирсавии едва имела 160 римских или около 32 географических миль в длину, а в ширину – только около половины этого расстояния. По сю сторону Иордана (западную) страна эта заключала в себе приблизительно только 340 квадратных миль, а вместе с восточно-иорданской окрестностью – около 460 квадратных миль. И эта столь небольшая страна, по воле Промысла, должна была сделаться исходным местом религии, победившей мир. По своему физическому устройству Палестина вообще страна гористая. На ее северной границе, как мы сказали, возвышается хребет Ливанских гор, от которого идут две параллельные горные цепи даже по всей почти Галилеи; на юг от него также тянутся непрерывные незначительные возвышенности до самой южной границы страны; на запад отлого спускаются они почти до Средиземного моря, между тем как на востоке, по Иордану, именно в стране Мертвого моря они оканчиваются крутыми обрывами. По ту сторону Иордана – восточную также тянется длинный хребет скалистых гор с севера на юг. Между горами уютно стелются плодородные долины и равнины, каковы – у моря западная, на северо-востоке от Кармила – долина Ездрелонская. В высшей степени по местам идиллическая, долина Иорданская орошается единственной значительной рекой Иорданом, текущей с севера на юг, образующей многие озера, как, напр., Самохонитское и Геннисаретское, и впадающей наконец в Мертвое море.Таким образом Палестина с разнообразием своей поверхности, произведенным горами, равнинами и долинами, является страной, которая на небольшом пространстве объединяет самые разновидные почвенные образования и характеры местностей. В этой разновидности почвы для населения сама собой сказалась необходимость различного рода занятий. Узкая береговая полоса, отделенная горами от центра страны, указывала ему на море; долины и равнины были весьма годны для земледелия; к ним же можно отнести и черноземные предгорья, хотя более они были удобны для разведения винограда и смокв.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

По своему физическому устройству страна эта должна быть названа по преимуществу гористой и возвышенной. На севере мерно возвышается хребет Ливанских гор, от которых почти через всю Галилею тянутся параллельно две горные цепи – с одной стороны горы Нефалимовы во главе со своими скалистыми вершинами, а с другой – восточной – горная цепь Дже-бель-Генш, начинающаяся Болшим Ермоном и оканчивающаяся круглой, как шатер, горой Тель-ель-Фара. С юга на север почти непрерывно также тянутся до самой Галилеи две длинные цепи горных хребтов и как бы соединяются с горами галилейскими: с одной стороны (западной) идут горы Иудейская, Ефремовы, Кармильские, а рядом с ними, как бы выделившись от них, одиноко стоят Гевал и Гаризин; с другой (восточной) стороны по обоим берегам Иордана тянется новая масса гор, начинающаяся горами Амморейскими и доходящая до Тивериадского или Геннисаретского озера; между ними особенное внимание привлекают к себе своими высокими вершинами Фавор, Малый Ермон, Гелвуй, а по ту сторону Иордана – Гилеад и Навав. Среди этой-то массы иорданских гор, недалеко от Иерихона, находится и гора Сорокодневная с пустыней того же имени, в которой, по преданию, Иисус Христос был искушаем сатаной. Чем ближе к Мертвому морю, тем палестинские горы делаются все скалистее и обрывистее. Тем не менее, несмотря на гористую возвышенность, Палестина вовсе не производить тяжелого, гнетущего или подавляющего впечатления; среди ее гор есть прекрасный, плодородный, оживляющий всю местность, можно сказать – идиллические долины и обширные, также весьма плодородный, успокоивающие глаз путешественника равнины; такова долина Ездрилонская, простирающаяся на северо-восток от Кармильских гор; долина Иорданская, узкой полосой тянущаяся по обоим берегам Иордана; поле Иерихонское и поле Моавитское; равнины: Галилейская (Акрская), Сиронская и Сефела. Кроме того, через всю страну, начиная с Ливанской возвышенности и до самого Мертвого моря, протекает почти единственная во всей Палестине, но прекрасная и довольно значительная река Иордан 240 , образующая при своем течении несколько прекрасных озер, между которыми особенно замечательны: Самохонитское и Галилейское (Генисаретское, Тивериадское).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава 12 Перечисление ханаанских царей, побежденных при Моисее и Иисусе Навине. Нав.12:1 .  Вот цари той земли, которых поразили сыны Израилевы и которых землю взяли в наследие по ту сторону Иордана к востоку солнца, от потока Арнона до горы Ермона, и всю равнину к востоку: Владения восточно-иорданских царей, завоеванные израильтянами, простирались от потока Арнона, служившего южной границей Аморрейского царства ( Чис.21:13 ) до горы Ермона, которая составляет южный выступ Антиливана и носила еще у израильтян название Сион ( Втор.4:48 ). Под всей равниной к востоку разумеется равнина по восточной стороне Иордана, называемая в настоящее время Ель-Гор. Нав.12:2 .  Сигон, царь Аморрейский, живший в Есевоне, владевший от Ароера, что при береге потока Арнона, и от средины потока, половиною Галаада, до потока Иавока, предела Аммонитян, Об Есевоне (по-еврейски Хешбон) см. к Чис.21:25 . Город Ароер, принадлежавший потом Рувимову колену ( Нав.13:9,16 ), находился на северной стороне потока Арнона, где сохранились от него развалины, носящие название Араар. «И от средины потока». Последнему из этих слов в еврейском тексте соответствует «ганнахал», что значит не только «поток», но и «долина», или так называемая у жителей Палестины «вади», служащая руслом потока в дождливое время года и затем высыхающая; такое значение дано этому слову и в греко-славянском переводе: κατ μρος τς φραγγος – «от страны дебри». В этой средине долины, как видно из Нав.13:9,16 , Втор.2:36 (где употреблено то же выражение с дополнением к нему еврейского «гаир», переданного у LXX словом πλις – «град»), находился город, носивший название Ар-Моав ( Чис.21:15–28 ), служивший вместе с Арофом обозначением южной границы царства Сигона. О потоке Иавоке см. Чис.21:24 . О Хиннерофском море см. Нав.11:2 . Нав.12:3 .  и равниною до самого моря Хиннерефского к востоку и до моря равнины, моря Соленого, к востоку по дороге к Беф-Иешимофу, а к югу местами, лежащими при подошве Фасги; Город Беф-Иешимоф расположен был на восточной стороне северной оконечности «моря равнины», т.е. Мертвого; по Евсевию, Βηθασυμουθ, как он назван здесь, находился от Иерихона на расстоянии 10 римских миль (около 14 верст); место его указывается в развалинах Сувеме. К югу от него возвышается гора Фасги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обетованная земля, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собою ту небольшую гористую полосу, которая известна теперь под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Аравийской пустыни на юге, она имеет всего около 30 географических миль в длину и до двенадцати миль в ширину (считая в том и заиорданские уделы). Но, несмотря на свою внешнюю незначительность, она занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире. Страна эта в сущности была уединенная; она нигде не соприкасалась непосредственно с большими идолопоклонническими народами, и однако же не настолько была удалена от них, чтобы не иметь никаких сведений о них. Напротив, благодаря своему своеобразному положению, она находилась как раз посреди могущественнейших монархий, боровшихся между собою за преобладание, но так, что эта борьба не затрагивала неизбежно ее существования. Дороги купцов и воителей как по суше, так и по морю проходили по ее границам; караваны и полки, двигавшиеся с берегов Евфрата к берегам Нила и обратно, соприкасались с ее окраинами, но никакого важного пути не проходило чрез самую страну. Естественные преграды, отделявшие ее от окружающего мира, разобщали ее с этим миром, предоставляя ее населению свободу по своему желанию входить в сношения с чужими странами или сохранять свою отчужденную и полную самостоятельность и самобытность. Она соприкасалась как бы со всеми тремя частями тогдашнего света. Подле нее встречались между собой Азия, Африка и Европа. Это было средоточие, из которого в определенное время свет мог распространяться во все окружающие страны. Безопасность ее обеспечивалась самой природой: безводная пустыня на юге, непроходимые хребты гор на севере, безбрежное и негостеприимное у этих берегов море на западе и глубокая Иорданская долина с прилегающей к ней великой пустыней Сирийской на востоке – делали ее при некотором благоразумии и бдительности почти недоступной для завоевания. Там истинная религия, вдали от всяких чуждых влияний, могла беспрепятственно процветать среди избранного народа, который однако же сам имел все средства входить в сношения с окружающим миром и таким образом делиться с ним вверенным ему сокровищем. Так как земля обетованная занимала как раз серединное положение в древнем историческом мире, и около нее именно сходились и расходились те великие пути, по которым текла историческая жизнь этого мира и постепенно передвигалась с востока на запад, к великому бассейну Средиземного моря, то народ, которому выпало на долю владеть этой землей, не только становился наблюдателем всего хода исторической жизни окружающего мира, но в тоже время делался наследником всего исторического богатства старых народов востока и вместе с тем держал в своих руках лучшие надежды юного нарождавшегося мира – на западе. Выгоднее этого положения для народа, которому Промысл судил быть «светом для народов», не могла бы представить ни одна еще страна на земном шаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Пастбища Пастбища Палестины образуют три группы, соответствующие троякому физическому разделению и климату страны. В нагорной стране, как, например, в колене Иудином и Негебе, в низменностях (на юге), пастбища весной особенно после дождей покрываются роскошным ковром благоухающих цветов, но к осени вся Иорданская долина со своими прежде роскошно цветущими клумбами представляется почерневшей и пыльной пустыней. В равнинах вдоль приморского берега, густо покрытые весенней травой луга, скашиваются и затем вскоре опять покрываются роскошной зеленью, так что совершенно справедливо их можно назвать вечно зеленеющими. Анис ( Мф.23:23 ) 2 – небольшое растение из семейства зонтичных; разводится в огородах. Семена аниса ароматичны и употребляются как в медицине, так и для приправы к кушаньям. По Талмуду семена аниса, листья и стебли подвергались десятине. Бдолах ( Быт.2:12 ) 4 . Некоторые полагают, что это была красная горючая смола бальзамного дерева, которую иногда находили кусками в песках Аравии и Нубии; другие же считают бдолах драгоценным камнем. Манна походила своим видом на бдолах ( Числ.11:7 ). В настоящее время думают, что бдолах не более как индийская благовонная смола. Благовонный тростник, благовонная трость ( Исх.30:23 ; Иез.23:19 ) 5 – благовонное вещество, входившее вместе с миррой и киннамоном в состав мира для священного помазания. Кора дерева вывозилась Финикиянами из дальней страны, вероятно из Индии, изобилующей подобными благовонными растениями, и снималась с какого-либо душистого тростника, растущего в Индии, как, например, Andropogon schoenanthus. Бук ( Ис.41:19 ) 7 . Буковое дерево из семейства дубовых, очень тяжёлое и крепкое в отделке. Вместе с кипарисом и певгом бук служил материалом для постройки Иерусалимского храма. Из него делались скамьи и палубы Тирских кораблей и обивались слоновой костью ( Иез.27:6 ). Плодами букового дерева откармливали свиней и из листьев его добывали масло для кушанья и освещения. Он с кипарисом и певгом, по слову Пророка, обращает пустыню в рай и украшает место святилища Божия ( Ис.60:13, 41:19 ). Палестинский бук походит несколько на европейский, но выше и шире последнего, растёт на Ливанских и Галилейских горах. Из него делают столовые ложки, гребни и т. п. Другие же думают, что под словом бук в Библии разумеется особый вид можжевелового дерева, растущего на Ливанских горах вместе с кедром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Период пятый. От завоевания земли обетованной до учреждения царской власти XXIII. Земля обетованная. Внешнее ее положение и природа. Население, его язык, религия и гражданское состояние Земля обетованная, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собою ту небольшую гористую полосу, которая известна теперь под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Аравийской пустыни на юге, она имеет всего около 30 географических миль в длину и до двенадцати миль в ширину (считая в том и заиорданские уделы). Но, несмотря на свою внешнюю незначительность, она занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире. Страна эта, в сущности, была уединенная: она нигде не соприкасалась непосредственно с большими идолопоклонническими народами, и однако же не настолько была удалена от них, чтобы не иметь о них никаких сведений. Напротив, благодаря своему своеобразному положению, она находилась как раз посреди могущественнейших монархий, боровшихся между собою за преобладание, но так, что эта борьба не затрагивала неизбежно ее существования. Дороги купцов и воителей как по суше, так и по морю проходили по ее границам; караваны и полки, двигавшиеся с берегов Евфрата к берегам Нила и обратно, соприкасались с ее окраинами, но никакого важного пути не проходило чрез самую страну. Естественные преграды, отделявшие ее от окружающего мира, разобщали ее с этим миром, предоставляя ее населению свободу по своему желанию входить в сношения с чужими странами, или сохранять свою отчужденность и полную самостоятельность и самобытность. Она соприкасалась как бы со всеми тремя частями тогдашнего света. Подле нее встречались между собой Азия, Африка и Европа. Это было средоточие, из которого в определенное время свет мог распространяться во все окружающие страны. Безопасность ее обеспечивалась самой природой: безводная пустыня на юге, непроходимые хребты гор на севере, безбрежное и негостеприимное у этих берегов море на западе и глубокая иорданская долина с прилегающей к ней великой пустыней Сирийской на востоке – делали ее при некотором благоразумии и бдительности почти недоступной для завоевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Святыни Самарии и Галилеи Пути в Галилею Паломничество в Галилею, расположенную в северной части Палестины, можно совершить из Иерусалима по трем различным маршрутам. Любители быстрой автомобильной езды пользуются приморским шоссе, т.е. направляются сначала в сторону Тель-Авива, а затем поворачивают на север и через Герцлию, Нетанию, мимо развалин Кесарии мчатся до самой Хайфы, откуда уже рукой подать до любого из галилейских городов. Вообще расстояния в Израиле невелики: от Иерусалима 60 км до Тель-Авива, 34 км – до Иерихона, 140 км – до Назарета, 150 км – до Хайфы, 170 км – до Тивериады. Традиционных исторических дорог, связывавших Иудею с Галилеей, было две. Это либо дорога через Самарию, более короткая, но считавшаяся (и считающаяся доныне) более опасной, либо мимо Галилейского озера, вдоль Иорданской долины до Иерихона, а потом по Иудейской пустыне к Святому Граду. Обеими проходил Спаситель, когда направлялся с учениками на праздники в Иерусалим, но дорога через Самарию использовалась реже, поскольку правоверным иудеям запрещено было общаться с самарянами. Первым значительным пунктом на этом маршруте является Рамалла. Это арабский город с 12-тысячным населением, лежащий в Иудейских горах на высоте 870 м над уровнем моря (чуть выше Иерусалима), в 13 км к северу от него. Сама Рамалла не содержит каких-либо археологических достопримечательностей. Но на южной ее окраине расположена аль-Бира – библейский город Беероф, один из тех городов, жителей которых Иисус Навин сделал потомственными дровосеками и водоносами для жертвенника Божия (см. Нав. 9, 17, 27 ). По христианскому преданию, в Беерофе Мария и Иосиф спохватились, что потеряли отрока Иисуса (см. Лк. 2, 41 ). Возможно, с этим воспоминанием связаны руины храма крестоносцев. Сохранившиеся остатки древнего караван-сарая свидетельствуют, что здесь действительно была остановка торговых и паломнических караванов. В 11 км южнее находится на вершине холма Гиват Шаул (по-арабски Тель аль-Фуль) – библейская Гива, родина царя Саула (см. 1Цар. 26 ). Неподалеку, в 10 км на юго-запад, находится гора Наби Самвил (912 м над уровнем моря), на которой, по преданию, Соломон до постройки Иерусалимского храма приносил «жертвы и курения» и молился Господу, обратясь лицом к Иерусалиму – молился не о долгой жизни, не о богатстве, не о победе над врагами, но «о разуме, чтобы уметь судить». И в ночном видении Господь сказал ему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе ( 3Цар. 3, 2–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В.М. Дорошевич Глава XXXII. Иерихон А вот и Иерихон? – говорит проводник, и вы, конечно, встаете в коляске, чтобы увидать этот знаменитый город. Воображение моментально рисует вам грозную крепость со стенами, которые мог разрушить только звук священных труб, трубивших перед Кивотом Завета! И вы не можете не улыбнуться при виде этого крошечного городка, скорее деревушки, беленькие домики которой спрятались среди густо разросшихся тенистых садов. Эта крошка – Иерихон, выросший на развалинах старой, грозной, неприступной крепости. Что осталось от «того“ Иерихона? Конечно, ничего. Ни одного камня, на который бы хоть одно предание указывало, как на камень стен Иерихонских. Впрочем, нет! Настоятель греческого монастыря св. Иоанна Предтечи, монастыря, расположенного невдалеке от Иерихона, близ Иордана, спросил меня: – Видали ли вы план стен Иерихона? И когда я сказал, что нет, он, с полной верой, что это подлинный, несомненный, современный снимок, приказал служке принести мне план. – Вот! Нечто в роде лабиринта. По этому плану город был окружен семью стенами. Ворота стен были расположены так, что приходились в интервалах. Чтобы попасть в город, вы должны были долго колесить по этому лабиринту, по этим узким коридорам между высокими стенами. – Всякий, кто хотел бы ворваться в город, погибал в этих коридорах! – объяснял мне через переводчика настоятель, – стоявшие на стенах жители заливали врагов в этих коридорах кипящей смолой, закидывали каменьями. И всякое войско гибло в этом лабиринте семи городских стен, Грандиозная крепость была необходима здесь. Отсюда Палестина не могла не подвергаться нападениям племен, живших по ту сторону Иордана. Палестина кажется «землей обетованной“, именно, из Заиорданья. Если вы хотите видеть Палестину, поезжайте по Палестине, но если вы хотите видеть, именно, «землю обетованную“ переправьтесь через Иордан и взгляните на нее с гор, возвышающихся по ту сторону долины. Оттуда Палестина кажется, действительно, страной, текущей молоком и медом. Перед вами широкая Иорданская долина, где среди сочной, густой, темной зелени сверкает и вьется эта красивая, эта священная река.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вид горы Нево «Мемориал Моисея» («The Memorial of Moses»), расположенный в семи километрах от города Мадаба на вершине знаменитой библейской горы Нево, – наиболее посещаемое паломниками место в Иордании. Мемориал находится неподалеку от так называемого Царского пути, основного маршрута, пролегающего с севера на юг через всю Иорданию. Пророка Моисея высоко почитает и арабское население, называя его «Муса», а потому на горе Нево люди любят проводить свои семейные праздники. В ветхозаветные времена Нево называлась одна из вершин горы Аварима, или Фасги, с которой поднявшемуся сюда пророку Моисею Господь даровал бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Это также и название города вблизи одноименной горы, перешедшего при Моисее от моавитян к рувимлянам. Моавитяне, жившие к югу от реки Арнон, хотя и были через Лота (см.: Быт. 19: 37) родственным Израилю народом, но не позволили израильтянам через их землю пройти в Ханаан – землю, которую Бог обещал дать израильтянам. Страна Моав располагалась на плато высотой 900 м к востоку от Мертвого моря и была родиной Руфи. Моав часто воевал с Израилем, и в ветхозаветные времена моавитяне постоянно досаждали евреям. Гора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне во времена пророка Моисея расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Сама гора Нево также связана с приходом сюда израильтян, стан которых, по сохранившемуся преданию, находился неподалеку от нынешней иорданской деревни Кафрейн. Крытый домик - Источник Моисея под Петрой. У подножия горы Нево, называемой в некоторых арабских справочниках горой Джебель-Оша, в живописной долине находятся источники Моисея (Уан Муса) с целебной родниковой водой, а также руины древней крепости и развалины церквей византийской эпохи. Кстати, источники Моисея можно видеть и в других районах Иордании, например в районе знаменитой Петры находится Долина Моисея (Вади Муса), где, согласно преданию, тоже имеется источник Моисея (Айн Муса), из которого пили холодную воду Моисей и его спутники на пути из Египта в Ханаан.

http://pravoslavie.ru/3621.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010