Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75, Нерехта - 21.03.1720, Н. Новгород), старообрядец-поповец (см. Поповцы ), глава одного из нижегородских скитов, основатель диаконовского согласия , из посадских людей. В 1701-1702 гг. А. д. служил диаконом ц. Владимирской иконы Божией Матери в Нерехтском жен. мон-ре. В 1703 или 1704 г. после чтения старопечатных богослужебных книг А. д. усомнился в истинности обрядов и вероучения правосл. Церкви и вместе с женой ушел в старообрядческие скиты в чернораменских лесах (см. Керженец ), жена А. д. постриглась в одном из скитов. А. д. остановился у старца Ионы и учился у него «разумению в вере», затем, «переходя, жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 г. А. д. со своим единомышленником попом Дмитрием был допрошен главой ветковских (см. Ветка ) поповцев Феодосием в связи с тем, что А. д. порицал ветковских старообрядцев за употребление незаконного мира , сваренного Феодосием, а также за неправильное троекратное каждение , между тем как следует кадить крестообразно; в результате появилось «Послание на Керженец» ( Иоаннов. С. 271-278), в к-ром признавалась правильность каждения А. д. В 1709 г. А. д. был пострижен в монашество наставником керженского Лаврентьевского скита свящ. Лаврентием и в том же году, после смерти последнего, занял его место. К А. д. помимо уже названного попа Дмитрия примкнули иеромонахи Герасим, Тихон и Андрей , старец Никодим, В. Власов, И. Иларионов, а также Т. М. Лысенин , ставший идеологом диаконовского согласия. 1709 год можно считать временем возникновения данного согласия, когда сторонники А. д. обособились от др. керженских поповских скитов. Помимо способа каждения диаконовцы отличались от др. направлений поповщины и беспоповщины (см. Беспоповцы ) учением о кресте: они признавали истинным не только восьмиконечный, но и «никонианский» четырехконечный крест, чтением молитвы Иисусовой со словами «Боже наш» вместо «Сыне Божий», считали возможным исправление опечаток в книгах дониконовской печати. Все эти особенности нашли отражение в компилятивных сочинениях и сборниках 1-й четв. XVIII в., составленных преимущественно Лысениным, в переписке с ветковскими наставниками, в постановлениях ветковских соборов и, в наиболее полном виде, в «Диаконовских ответах» - коллективном труде диаконовцев, проделавших основную работу по его составлению, и поморцев (см. Поморское согласие ), по-видимому отредактировавших текст.

http://pravenc.ru/text/64352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 145 а (РГБ) Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 145 а (РГБ) (XI в.), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый. И. упоминается в ПВЛ под 6582 (1074/75) г. со ссылкой на несохранившееся Житие прп. Антония Печерского XI в. Рассказ об И. в летописи в свою очередь стал основой Слова в Киево-Печерском патерике «О первых чернецах печерских». По свидетельствам летописи и патерика, И. помнил Крещение Русской земли, имел дар прозорливости: «Если что кому предсказывал: доброе ли, злое ли,- сбывалось сказанное старцем» (Древнерус. патерики. 1999. С. 181). Святой, зная тайные помыслы людей, наставлял монахов, намеревавшихся покинуть мон-рь. В кратком Житии И., содержащемся в «Алфавите» мон. Ионы Керженского 1807-1811 гг., сказано, что И., крестившись во время Крещения Руси равноап. вел. кн. Владимиром (Василием) Святославичем , позднее пришел в Киево-Печерский мон-рь и умер здесь в глубокой старости (ЯМЗ. 15544. Л. 63 об.- 64). Местонахождение мощей И. отмечено в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Имя И. под 5 окт. указано в «Анфологионе, или Избранной Минее на весь год» (К., 1619); данное издание стало 1-й попыткой прославления Печерских святых. Местная канонизация преподобного совершилась в 1643 г., когда по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». И. как имеющий дар предвидения прославляется в 4-м тропаре 3-й песни канона. Отдельный день памяти И.- 5 окт.- указан в месяцеслове «Полуустава» (К., 1643).

http://pravenc.ru/text/293632.html

(† 5.05.1642), блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Христа ради юродивый, Сольвычегодский. Согласно позднему «Летописцу о граде Сольвычегодске», М. появился в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в кон. XVI в., умер 5 мая 1642 г. и был погребен в сольвычегодском Введенском мон-ре, основанном в 1565 г. братьями Строгановыми: «В 7100 лето объявися у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре с Фомою и Родионом блаженными». М. упоминается еще раз в том же «Летописце» под 1669 г. и в Житии сольвычегодского юродивого Иоанна Самсоновича в связи с преставлением последнего 28 янв. 1669 г., 29 янв. погребенного «с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) имя М. помещено в перечень Сольвычегодских святых. В «Иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы во Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий иже Христа ради юродивые в Введенском монастыре в городе Соли Вычегодской новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». А. И. Соскин, 1-й историк Соли Вычегодской, составивший в 1789 г. описание города, уточнил место погребения юродивых: в Введенском мон-ре «близ нынестоящей соборной, каменной церкви, на северной стране между притвором и колокольнею» ( Соскин. 1997. С. 169). Он также отметил, что «из народа некоторые над ними поминовение творят, и частию понахиды отправляют». Память святых отмечена в «Алфавите русских святых» (ЯИАМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819) старообрядческого мон. Ионы Керженского . Еп. Евгений (Болховитинов ; впосл. митрополит) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. В. Попов в своем соч. «Сольвычегодская старина» (1865-1870 (?)) отметил местное почитание юродивых, в его время память о месте погребения святых уже была утрачена: «Из лиц памятных по богоугодной жизни в Введенском монастыре во время его трехсотлетнего существования именуют блаженнаго Фому и неизвестно, где опочивших Иродиона, Михаила, Иоанна и Василия, почитаемых в народе за святых, хотя церковь и не признала еще их таковыми» ( Попов. 1994. С. 103). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/2563618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ И АНАСТАСИЯ ВАСИЛЕВСКИЕ (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в.?), прав. (пам. 26 мая). Место и время подвигов святых установить затруднительно из-за скудости сохранившихся сведений. В «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.) сказано: «Святый и праведный Гавриил и святая и праведная Анастасия, сестра бысть по плоти святому Гавриилу, Василевские чудотворцы» (С. 205). В нек-рых списках «Описания» время жизни святых обозначено условно под 7000 (1492) г. Со ссылкой на «древлеписменные месяцесловы» Г. и А. В. упоминаются как князь и княгиня «града Василева» в «Месяцеслове» и в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского (1807-1811; ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 13 об., 349-349 об.). Архиеп. Димитрий (Самбикин) предположительно отождествлял «град Василев» с г. Васильсурском (Василем, в 170 км от Н. Новгорода), основанным 1 сент. 1523 г., во время похода вел. кн. московского Василия III Иоанновича на Казань. Если это предположение верно, то время жизни святых можно отнести приблизительно ко 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. Судя по упоминаниям святых в «Описании о российских святых» и в «Иконописном подлиннике», к рубежу XVII-XVIII вв. существовало их местное почитание. Описания внешнего облика Г. и А. В. (изображения не сохр.) приводятся под 26 мая в неск. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв., напр. в принадлежавшем С. Т. Большакову : «И память преподобнаго отца нашего князя Гавриила и сестры его Анастасии, Василевских чудотворцев, Гавриил сед, в схиме, брада Богословля, ризы преподобническия, Анастасия же аки Пятница» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102). С нек-рыми вариантами текст повторяется в рукописях из собраний С. Г. Строганова , Г. Д. Филимонова , В. Н. Перетца ; в подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 162) добавлено: «Анастасия: на главе плат бел, риза киноварь, испод лазорь, руце молебны». Погрудное изображение А. В. в монашеском одеянии и куколе, с надписью на нимбе: «П[реподобная] Анастасия Василевска[я]» - помещено в группе преподобных и праведных жен (между прп. Анной Кашинской и прав. Иулианией Муромской) на прориси с иконы Собора рус. святых 1814 г., хранившейся в музее СПбДА ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463. 231; Т. 2. С. 79-80).

http://pravenc.ru/text/161359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), иерей (?), Шенкурский. Подвизался в Шенкурске на р. Ваге. В «Описании о российских святых» о З. говорится: «Святый блаженный Захарий, Христа ради юродивый, в Шенкурском граде на Ваге реце, преставися в лето 7000 сентября 5 дня» (РНБ. Q.I.603. Л. 64; Мих. Q.351. Л. 37 об.; Q.532. Л. 214, все списки XVIII в.; ср.: Описание о российских святых. С. 146). Год кончины, очевидно, недописан; память З., вероятно, приурочена к дню памяти прор. Захарии . Память З. под 5 сент. отмечена также в старообрядческой рукописи нач. XIX в.- «Бабушкинских святцах» (БАН. Дружин. 131(164). Л. 7 об.), в «Алфавите российских чудотворцев» Ионы Керженского (ЯИАМЗ. Инв., 155544, 1807-1811 гг.), в иконописных подлинниках, в частности в рукописи 20-х гг. XIX в. под 5 сент., где облик З. уподоблен облику прор. Захарии: «на главе шапка» (РНБ. Погод. 1931. Л. 28 об., см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110-111). Встречающаяся в литературе дата кончины З. (1325) не имеет оснований в источниках. Исследователи пытались определить время, когда жил святой (XV в.- Н. П. Барсуков , архиеп. Сергий (Спасский) , XVI в.- архим. Леонид (Кавелин) ), но их гипотезы неубедительны. Сщмч. Никодим (Кононов) в «Архангельском патерике» назвал прав. свящ. Захарию, сообщение о почтании к-рого в окрестностях Шенкурска было зафиксировано в XIX в. По преданию, в XVII в. в Слободско-Благовещенском приходе (центр - в с. Благовещенском, в 90 верстах от Шенкурска) новгородцы устроили ц. во имя прав. Захарии, бывшего приходского священника, мощи которого находились в этом храме, но впоследствии были утрачены во время пожара, поскольку один прихожанин не дал их вынести на том основании, что св. мощи сгореть не могут. Однако в описи Слободско-Благовещенского прихода 1781 г. приводятся сведения об освящении в приходе ряда храмов, в т. ч. в 1683 г. Преображенской ц. с приделом во имя прор. Захарии (Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 96-97). Т. о., в кон. XVII-XVIII в. следов почитания здесь свящ. Захарии не было.

http://pravenc.ru/text/182687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ († после 1492), блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Христа ради юродивый, Устюжский. Святой упоминается в разных редакциях «Книги глаголемой Описание о Российских святых»: «Святый блаженный Леонтий иже Христа ради юродивый преставися в лето 7000»; в нек-рых списках память святого указана под 18 июня, в других - под 18 июля ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 565). В списке Савваитова имя Л. значится среди святых «града Устюга»: сказано, что «святой положенъ у Троицы на посаде. Преставися въ лето 7000 июня въ 8 день» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 330). «Леонтий, юродивый Устюжский» указан в «Перечне Вологодских святых», составленном в 1811 г. еп. Евгением (Болховитиновым) на основании списка «Книги глаголемой...», происходящего из вологодского Софийского собора. Е. Е. Голубинский в 1-м издании своего труда посчитал канонизацию святого состоявшейся, однако во 2-м заметил: «...на месте, в Устюге, он вовсе не известен (и нет его у о. Верюжского), а лишь записан он между святыми града Устюга в Книге о святых» ( Голубинский. Канонизация святых. 19032. С. 360). Имя Л. упомянуто в Иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в.: ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 124 об. В Сводном подлиннике Г. Д. Филимонова Л. упомянут с примечанием, что «положен у церкви святых апостол Петра и Павла» ( Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 2. С. 155). Память святого указана в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского: «Еще в древлеписменных месяцесловах июля в 18 день положена память святому блаженному Леонтию, Христа ради юродивому, устюжскому новому чюдотворцу, иже погребен у церкви святых апостол Петра и Павла, а в других повествует, яко положен он у Троицы на посаде» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 357; 1813-1819 гг.). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ист.: Описание о российских святых. С. 151; Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение о вологодских святых//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18.

http://pravenc.ru/text/2463503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых). Время жизни и место погребения неизвестны. По мнению архим. Леонида (Кавелина) , Г. мог жить в кон. XIV в., т. е. быть современником Новгородских блаженных Николая Кочанова и Феодора ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 54-55). В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) эти 3 святых упоминаются вместе (С. 46). В «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского отмечена память «святых и праведных Христа ради юродивых трех Георгиев - единаго Шенкуръскаго, а двух Новогородъских чюдотворцов. В древнеписьменных месяцесловах память им положена: первому ноября 3, второму апреля 22, а третьему апреля 23 дня... Время бытия их полагается по седмитысящных летех (т. е. после 1492.- М. П.)» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 351, 1807-1811). Имя Г. включено в Собор Новгородских святых (установлен ок. 1831), празднование к-рому было подтверждено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 458). Иконография По описанию в иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , Г. «подобием рус, аки Козма; ризы как на Иоанне Устюжском» (под 23 апр.). Так же и с тем же днем памяти Г. упоминается в подлиннике XVIII в. собрания С. Т. Большакова 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 150). Поясное изображение святого как средовека с небольшой бородой и волнистыми волосами имеется на иконе «Собора русских святых» 1814 г. мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и выполненной с нее прориси ( Маркелов. Т. 1. С. 461). Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 52; Большаков. Подлинник иконописный. С. 91; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. 230; Т. 2. С. 81. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский

http://pravenc.ru/text/164231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. Основным источником сведений об И. С. является его Житие, написанное современником святого и вошедшее в «Историю города Соли Вычегодской древних и нынешних времен» А. И. Соскина (1789). И. С. «родом бе двинянин», в Соль Вычегодскую (ныне Сольвычегодск) пришел в молодости; имел обычай «бегати» зимой и летом «в единой срачице и не обувен, босыми ногами», никогда не принимал милостыню. Он нередко посещал сольвычегодский Введенский мон-рь (основан в 1565 братьями Строгановыми), ночевал здесь в «поваренной келии». Юродивый часто бывал в роще, где свивал кольца из тонких березовых ветвей «и по три кольца, вместе связываемыя, меташе по земли». Пророчества И. С. излагал «прикровенными речьми». Святой предсказал опустошительный пожар в Соли Вычегодской 25 сент. 1656 г., смерть в 1664 г. внука боярыни М. И. Строгановой (в монашестве Марии) и др. события. Перед кончиной он исповедался архим. Введенского мон-ря Герасиму «не яко юрод, но в целости умней со многими слезами», причастился Св. Христовых Таин; завещал похоронить себя рядом с др. сольвычегодскими блаженными. В «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. сообщается: «7177 года генваря на 28 число ночью преставися Иван Самсонович блаженный, а погребен 29 числа с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». И. С. упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В «Иконописном подлиннике» Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы в сольвычегодском Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий, иже Христа ради юродивые, в Введенском монастыре, новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». Память святых отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 гг.). Митр. Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Канонизация И. С. совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/471492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. В «Летописце о граде Сольвычегодске» сообщается: «В 7100 лето объявился у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре, с Фомою и Родионом блаженными». И. упоминается в Житии блж. Иоанна Сольвычегодского (см. Иоанн Самсонович ) и в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Память святого отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819 гг.). Еп. (впосл. митрополит) Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Святой не назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). Э. П. Р. Иконография Сольвычегодские юродивые, в т. ч. И., упомянуты без описания облика в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 168, 180 об., под 1 июня и 3 июля). На современной иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной А. Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы бывш. Введенского монастыря в Сольвычегодске, И. представлен вместе с блаженными Фомой, Иоанном, Михаилом и Василием, в молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере. Фигуры располагаются на поземе с условной растительностью, на заднем плане - Введенский собор, близ которого святые были погребены; И. представлен вторым слева, средовеком с каштановыми волосами и небольшой бородой, в длинной охристой рубахе, руки сложены в молении.

http://pravenc.ru/text/674101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМ Преподобные Галактион и Герасим Вологодские. Икона. 1-я пол.-сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Галактион и Герасим Вологодские. Икона. 1-я пол.-сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) († 1178, Вологда), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель вологодского во имя Св. Троицы муж. мон-ря на Кайсаровом ручье. Основной источник сведений о Г.- Сказание о чудесах святого, созданное ок. 1666 г.; описанные в нем чудотворения относятся к 1-й пол.- сер. XVII в., т. е. к времени восстановления мон-ря после разгрома Вологды в 1612 г. польско-литов. отрядами. Списки Сказания немногочисленны: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (ГИМ. Увар. 107. 1°. Л. 69-81 об., нач. XVIII в., содержит 25 чудес; 19 авг. считалось днем пришествия Г. в Вологду), «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского - ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807-1811 гг.). Ионе Керженскому была известна «особенная книжица древняго письма», в к-рой чудеса святого излагались в 37 статьях, выбранные «вкратце» из нее чудеса он внес в «Алфавит». Во вступлении к Сказанию сообщается, что древнее Житие Г. сгорело во время разорения Вологды польско-литов. отрядами. Ссылаясь на запись в «старых вологодских летописцах», Сказание повествует о том, что святой пришел из Киева на р. Вологду в 1147 г. И. М. Верюжскому был известен список Сказания из б-ки вологодского Софийского собора, в к-ром местом монашеского пострига Г. назван Глушенский мон-рь близ Киева, по предположению еп. Амвросия (Орнатского) , речь идет о Гнилецкой Успенской пуст. близ Киево-Печерского мон-ря. В 1-й редакции «Летописца» И. Слободского (1716) сказано, что Г. был пострижеником Глушицкого мон-ря, что является анахронизмом (мон-рь основан в XV в.).

http://pravenc.ru/text/164545.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010