Признавая кн. Ионы строго исторической, православная экзегетика написание ее усвояет самому пророку. Занимаемое кн. Ионы место в каноне подтверждает справедливость этого мнения. Те же данные, которые выставляются представителями отрицательной критики против принадлежности кн. Ионы самому пророку и в доказательство ее позднейшего происхождения, не могут быть признаны убедительными. Признаки позднейшего, послепленного времени в книге Ионы усматривают а) в выражении «Ниневия же была город великий у Бога» ( Иона.3:3 ), б) в имеющихся в книге арамаизмах, в) в сходстве молитвы Ионы (гл. 2) с псалмами и, наконец, г) в универсалистической точке зрения автора (см. у Cornely, Introductio II, 2, р. 565). Но эти признаки не имеют того значения, которое им придают. Выражение «Ниневия же была город великий у Бога» не свидетельствует о том, что книга написана уже после разрушения Ниневии: форма (была) есть imperf. synchronisticum, и все выражение имеет только в виду характеризовать Ниневию времени Ионы. Арамаизмы книги немногочисленны (их 12 и между ними наиболее характерно арам. употребление сокращ. относительного местоим. вместо ). Присутствие их в кн. Ионы не доказывает ее послепленного происхождения, так как подобные арамаизмы встречаются и в книгах допленных (см. у Соловьева, О книге пр. Ионы, стр. 160–164). Сходство молитвы Ионы с псалмами также не говорит в пользу защитников мнения о позднейшем происхождении кн. Ионы, так как мы не можем утверждать с несомненностью, что сходные места заимствованы из псалмов писателем кн. Ионы (а не наоборот). При том же, молитва Ионы преимущественно совпадает с изречениями псалмов древних, происшедших. до времени Ионы (ср. Иона.2:3 и Пс.17:7 ; Иона.2:4 и Пс.68:3 ; Иона.2:5 и Пс.30:23 ; Иона.2:6 и Пс.17:5–6 ; Пс.68:15–16 ). Что касается универсалистической точки зрения кн. Ионы, то и она не идет против мнения о принадлежности книги допленному периоду: раскрываемая у пр. Ионы мысль о принадлежности всех людей к царству Божию выступает также у пр. Осии ( Ос.1:10–11 ; ср. Рим.9:25–26 ), у Исаии ( Ис.2:2–4 ) и вообще не может считаться чуждою допленной письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

И тут наступает время Господу действовать (Пс. 118:126), Бог дает смиренному рабу намного больше, чем тот мог бы и просить: вместо одного помощника — семьдесят, а вместо одного котла мяса — пресыщение всего народа в течение месяца: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, Я сойду и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным» (Числ. 11:16-21). До смерти опечалился из-за растения Пророк Иона был готов на все, даже утонуть в пучине морской, только бы не идти в Ниневию к развращенным язычникам с обличительной проповедью. Корабельщиков, узнавших, что именно из-за его непослушания началась буря, Иона уговаривает принести его в жертву: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Ион. 1:12). Но Богу оказывается не нужна такая жертва, Ему намного важнее, чтобы Иона дошел до Ниневии и там проповедовал. Спасенный из пучины морской и чрева кита, Иона не верит в спасение язычников, которое кажется ему невозможным и ненужным: «Ч ерез сорок дней Ниневия будет разрушена , — проповедует он с полной уверенностью, — ибо злодеяния ее дошли до Господа !» Когда же после глубокого раскаяния ниневитян Господь не навел на них бедствие, Иона начинает снова пререкаться с Богом: «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Ион. 4:2-3). Требование уничтожить город лишь ради того, чтобы пророчество исполнилось, заставляет Господа дать Ионе небольшой урок милосердия. Возле Ионы, пока тот сидит и продолжает ждать разрушения Ниневии, вырастает некое растение, которое становится его единственной отрадой и утешением, закрывая от палящего солнца.

http://pravmir.ru/prizvavshie-smert/

Последними крупными строительными начинаниями игум. Ионы стали сооружение 4-этажного корпуса на 87 келий (строительство обошлось в 100 тыс. р. и велось на средства благотворителей) и оформление разрешения властей на возведение колокольни. Монастырская усадьба «находилась в черте эспланады Киевской крепости, почему всякий раз при возведении каменных построек необходимо было испрашивать Высочайшее соизволение»; когда подавали на утверждение проект келейного корпуса, «дабы не утруждать два раза священную особу государя», главное инженерное управление потребовало предоставления и проекта колокольни, к-рый срочно подготовил Николаев (Там же. Ф. 127. Оп. 781. Д. 20). Разрешение было получено в 1901 г., но начало строительства откладывалось: колокольня должна была стать самой высокой в России, выше лаврской. Высота колокольни предполагалась 110 м, высота каменной кладки - 75, диаметр в основании - 30, толщина стен 1-го яруса - 9 м. На каждом из 4 ярусов решено было устроить круглый зал диаметром 11 м и высотой 17 м, для подъема колоколов в перекрытиях оставляли круглые отверстия диаметром 4,5 м, на 1-м ярусе запланировали устроить двое ворот, а для подъема на колокольню спроектировали не лестницу, а винтовую дорожку длиной 370 м и шириной 1 м. 27 июля 1903 г. состоялась торжественная закладка колокольни, но к 1917 г. возвели только 1-й ярус. Игум. Иона отличался странноприимством и заботой о нищих. Ежедневно в К. И. м. ок. 400 паломников могли получить 2-разовое горячее питание и ночлег в 3 гостиницах. В обители для богомольцев имелось 19 деревянных помещений и летняя столовая с кухней. Школа-приют для мальчиков-сирот и больница со странноприимным домом содержались исключительно на монастырские средства, без дотаций из казны. Всего на плане 1900 г. обозначено 125 строений. В нач. XX в. монастырские постройки занимали 10 дес., а огород, сад и виноградник - более 2 дес. (Там же. Ф. 922. Оп. 1. Д. 18). Игум. Иона разрешал сажать в К. И. м. только плодовые сады, причем «деревья, не приносившие плодов, он вырубал собственноручно». В 1917 г. в мон-ре было 45 жилых помещений: 39 занимали насельники, 5 корпусов отводилось для странников и богомольцев, в 1 корпусе располагалась больница. За оградой находилось 5 жилых помещений, в 2 из них размещались школа-приют для мальчиков, в остальных проживали монастырские рабочие. Кроме того, в мон-ре были устроены мастерские: живописная, переплетная, столярно-плотницкая, бондарная, сапожная, портняжная, кузнечно-слесарная; отдельное здание было построено для башенных часов.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

К тому же, некоторые ссылки 3 и 4 книги Царств имеют в виду людей и/или книги, которые были источниками изложенной информации. Елихореф и Ахия названы в 3Цар.4:3 секретарями (ивр., соферим), а Иосафат назван писцом (ивр., хаммацкир) 449 во времена царствования Соломона. 450 Позднее, во время царствования Езекии, Севна назван секретарем, а Иоах писцом ( 2Цар.18:18:37 ). При Давиде были люди, исполнявшие ту же работу (ср. 2Цар.8:1617, 20:2425 ), откуда следует, что их обязанности были хорошо определены. Понятно, что такие люди занимались записью официальных документов. Дополнительное ведение записей подразумевается в специфике датировке различных событий, изложенных в 3 и 4 Царств. Среди них ссылки на строительство иерусалимского храма ( 3Цар.6:3738 ) и рассказ о нападении Сусакима на Израиль и Иудею ( 3Цар.14:25 ). Начиная с 4Цар.14 , появляется серия ссылок на международные контакты, особенно с ассирийцами, которые идут войной на Израиль и Иудею. Временные рамки этих событий можно было бы легко определить, если сравнивать их с теми же военными походами, о которых рассказывают ассирийские источники. Наконец, разрушение иерусалимского храма точно датируется девятнадцатым годом правления Навуходоносора( 4Цар.25:8 ). Некоторые, позднейшие события могли еще оставаться в памяти очевидцев, но будем помнить, что 3 и 4 книги Царств охватывают период в 400 лет, и на все события очевидцев не наберешь! Пророки могли быть еще одним источником информации, особенно в свете их пристального внимания к отношениям Израиля и Иуды с Яхве. Автор книги Паралипоменон сообщает своим читателям о том, что информацию об описанных событиях и царях можно найти у некоторых пророков ( 1Пар 29:29 ; 2Пар. 9:29, 12:15, 20:34, 26:22, 32:32 ). 3 и 4 книги Царств ссылается на ряд пророков, среди которых Нафан ( 3Цар.1 ), Ахия ( 3Цар.11:2938, 14:118 ); Иуй, сын Ананиев ( 3Цар.16:14:7 ), Илия ( 3Цар.1719, 21 ; 4Цар.1:12:18 ), Елисей ( 4Цар.2:1925, 2:29:13, 13:1421 ), Михей, сын Иемвлая ( 3Цар.22:238 ), Иона ( 4Цар.14:25 ), Исайя ( 2Цар.1920 ), пророчица Олдама ( 4Цар.22:1320 ) и несколько пророков, имена которых не называются ( 3Цар.13:132, 20:1314,22,28,3543 ; 4Цар.21:1015 ). Текст 3 и 4 книг Царств почти ни разу не указывает на то, что пророки сами писали книги; более того, странно, что 3 и 4 книги Царств вообще не содержит цитат из большинства пророческих книг. История толкования

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

«Ни от одного из комиссаров дивизий не было получено сведений о количестве расстрелянных... В тылу наших войск и впредь будут разгораться восстания, если не будут приняты меры, в корне пресекающие даже мысли о возможности такового. Эти меры: полное уничтожение всех, поднявших оружие, расстрел на месте всех, имеющих оружие, и даже процентное уничтожение мужского населения. Никаких переговоров с восставшими быть не должно», - как и все его подельники, требовал исполнения приказа от подчинённых ему наёмных отрядов член РВС 8-й армии Иона Якир. (ЦПА ИМЛ, ф.17, оп. 65, д. 34). Показательно в этом плане предписание Донбюро РКП(б): «В целях скорейшей ликвидации казачьей контрреволюции и предупреждения возможных восстаний Донбюро предлагает провести через соответствующие советские учреждения следующее: 1) Во всех станицах, хуторах немедленно арестовать всех видных представителей данной станицы или хутора, пользующихся каким-либо авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях, и отправить как заложников в районный революционный трибунал. (Уличенные, согласно директиве ЦК, должны быть расстреляны.) 2) При опубликовании приказа о сдаче оружия объявить, что в случае обнаружения по истечении указанного срока у кого-либо оружия будет расстрелян не только владелец оружия, но и несколько заложников. 3) В состав ревкома ни в коем случае не могут входить лица казачьего звания, некоммунисты. Ответственность за нарушение указанного возлагается на райревкомы и организатора местного ревкома. 4) Составить по станицам под ответственность ревкомов списки всех бежавших казаков (то же относится и к кулакам) и без всякого исключения арестовывать и направлять в районные трибуналы, где должна быть применена высшая мера наказания» (Партархив Ростовской области (ПАРО), ф. 12, on. 23, д. 51, л. 11). Несмотря на команду о прекращении репрессивных мер, по сути, запрет подписанного Свердловым Постановления, выполнение данных в нём указаний продолжалось. Донбюро РКП(б), невзирая на запреты Пленума, продолжало работать в раз заданном императиве. Резолюция , принятая им 8 апреля, рекомендовала донским органам рассматривать донское казачество как базу контрреволюции. «Все это, - говорилось в ней, - ставит насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, активно контрреволюционных, распыление и обезвреживание рядового казачества и о формальной ликвидации казачества» (ЦПА ИМЛ, ф.17, оп. 65, д. 34, л. 163-165).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/24/sv...

1 я Еврей. Иона идентифицирует себя в этническом смысле. Понятие «еврей» использовалось как израильтянами, чтобы отличить себя от иноплеменников ( Быт. 40,15 ; Исх. 1,19; 2,7; 3,18; 5,3; 7,16; 9,1.13; 10,3 ), так и неизраильтянами (филистимлянами, египтянами), как этническое название в противоположность им самим ( Быт. 39,14.17;41,12 ; Исх. 1,16; 2,6 ; 1Цар. 4,6.9; 13,3.19; 14,11; 29,3 ). чту Господа. Иона идентифицирует себя в религиозном смысле. Господь Бог его не просто личное, семейное или племенное божество. В действительности Он даже выше, чем Бог одного народа. Он Всевышний и Всемогущий Бог, Творец моря и земли. Бога небес. Древний эпитет ( Быт. 24,3.7 ), обычно использовавшийся в эпоху персидского господства после Вавилонского пленения ( 2Пар. 36,23 ; Езд. 1,2 ; Неем. 1,4.5; 2,4 ). Глава 2 2 три дня и три ночи. Иисус обращается к истории Ионы, чтобы сообщить людям истину о Своей миссии ( Мф. 12,39–42; 16,4 ; Лк. 11,29–32 ). Говоря о «знамении пророка Ионы», Он имеет в виду не только те три дня и три ночи, которые Иона провел во чреве кита ( Мф. 12,40 ), но также то, как подействовала проповедь Ионы на язычников ассирийцев ( Мф. 12,41 ; Лк. 11,30.32 ). Без всяких чудесных знамений ниневитяне признали пророчество Ионы исходящим от Бога и раскаялись. 2:2–11 Ответ на кару, ниспосланную Богом на непокорного пророка, выражается в благодарственном псалме. В своем отчаянном положении Иона устремляется к Господу, находящемуся в Его Святом Храме, материальном символе присутствия Господа среди Своего народа. Пророк близок к смерти и вспоминает обещания завета Господня. После этого Господь повелевает киту извергнуть его на берег. Псалом Ионы ярчайшее свидетельство веры Израиля. Иона испытывает благодарность за то, что Господь избавил его от смерти, но его понимание Бога все еще узко. 2 помолился Иона. Прозаическое повествование о происходившем с Ионой прерывается псалмом, в котором возносятся благодарение и хвала Господу за Его милость и спасение. 2 воззвал я... Он услышал меня. Иона признает, что он был спасен «из чрева преисподней» из водной могилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 575-576, 579; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 127-128; Верюжский. Вологодские святые. С. 342-346; Дмитриев А. А. Пермская старина: Сб. ист. статей и мат-лов преимущественно о Пермском крае. Пермь, 1889. Вып. 1. С. 144-145; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 112-113; Красов А. В., свящ. Зыряне и просветитель их св. Стефан, первый еп. Пермский и Устьвымьский. СПб., 1896. С. 39; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 205-207; Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122; Зубарев Л. В. Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона//Изв. Перм. епарх. церк.-археол. об-ва. 1917. Вып. 2. С. 96-108; Грибова Л. К истории Перми Великой: 500 лет христианизации//Наш край: Мат-лы для изучения. Пермь, 1964. Вып. 1. С. 50-59; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 228-229, 231; Оборин В. А. Возникновение и ранняя история г. Чердыни: XV-XVII вв.//Из прошлого Чердынского края. Пермь, 1974. С. 11-15; Соловьев. История. 1989. Кн. 3. С. 71; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 178-179; Вершинин Е. В. И еще раз о князьях вымских и великопермских//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2000. Вып. 3. С. 285-305; Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы. Прил. к ст.: Чагин Г. Н. Северная Русь и Пермские земли в XI-XV вв.//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2000. Вып. 3: Новгородская Русь: Ист. пространство и культурное наследие. С. 282; он же. Христианизация Перми Великой и Чердыни и ее роль в развитии государственности и культуры в XV-XVII вв.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чтений, посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 5-18; Мацук М. А. Святители Великопермские (Усть-Вымские) Герасим, Питирим, Иона//Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001. С. 12-23; Алексеев Ю. Г. Устюжская летопись и поход 1462 г.//Вестн. СПбГУ. Сер. 2. 2002. Вып. 4. 26. С. 19-28; Романова А. А. Чудеса Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 233-235; Преображенский А. С. Урок язычникам: Икона «Чудо в Хонех» из с. Комарицы и христианизация зырян//Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. М., 2005. С. 93-121; Тарасов А. Е. Религиозные аспекты политики моск. князей во 2-й пол. XV - 1-й тр. XVI в.: Дис. М., 2007. С. 225-229; Власов А. Н. Поздние Повесть о Стефане Пермском и Сказание о Пермских епископах: Проблемы лит. преемственности//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 710-731; Мальцев Г. И., Лалаян М. С. Христианизация Перми Великой. Чайковский, 2007. С. 57-58; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 64-65; Абеленцева О. А. Митр. Иона и установление автокефалии Рус. Церкви. М.; СПб., 2009. С. 268-270, 276.

http://pravenc.ru/text/578252.html

истории России 1-й трети XVI в. М., 1972. С. 256-257, 290; Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III // ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 143; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и социально-полит. борьба в России: Кон. XV-XVI вв. М., 1977. С. 286, 292, 293, 295; Митр. Макарий. История Русской Церкви. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 123-124; Архим. Макарий (Веретенников). Еп. Суздальский Иона (Собина; 1544-1548) // АиО. 2004. 1(39). С. 143-154; Архим. Макарий (Веретенников). Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 280-294. Использованные материалы Архим. Макарий (Веретенников), Э. П. Р. " Иона (Собина) "http:// Православная энциклопедия, т. 25, с. 466-467 http://www.pravenc.ru/text/578322.html   ПСРЛ. Т. 8. С. 265, 267; Т. 13. Ч. 1. С. 31, 33; Т. 21. Ч. 2. С. 380-383   Антонов А. В., Баранов К. В. Неизвестные акты XIV-XVI вв. из архива московского Чудова мон-ря // РД. 1997. Вып. 2. С. 20-21; Кистерев С. Н. Акты московского Чудова монастыря 1507-1606 гг. // РД. 2003. Вып. 9. С. 63-64, 71-74, 75-84, 86-88, 89-90   АИ. Т. 1. С. 380. 204; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172-173, 357; БЛДР. Т. 11. С. 142   Зимин. 1977. С. 286   Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: Службы и жития святого // ДРВМ. 2002. 3(9). С. 47   РГБ. Ф. 304/I. 802. Л. 38 об.- 39   Белокуров С. А. О библиотеке моск. государей в XVI ст. М., 1899. Прил. С. LIX   Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца; Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908. С. 64   ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 64-65   ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 65   Смирнов. Житие прп. Даниила. 1908. С. 66   Голубинский. Канонизация святых. С. 86   Государственный архив России XVI ст.: Опыт реконструкции / Подгот. текста и коммент.: А. А. Зимин. М., 1978. Ч. 3. С. 513 Редакция текста от: 24.02.2019 12:50:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ИОНА (СОБИНА) " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/13678594.h...

Из русских святых здесь отмечены: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 19 и марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 и февраля 14 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 1 – Савва Вишерский; октября 4 – Гурий архиепископ Казанский и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – Петр, Алексий и Иона митрополиты; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; ноября 27 и февраля 11 – Всеволод князь Псковской, в крещеяии Гавриил; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий, февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – Димитрий Царевич; июня 9 – Кирилл Белоезерский; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 21 – Аврамий Смоленский; августа 30 – Александр Свирский . Славянские святые отмечены: октября 28 – Арсений Сербский; мая 26 – Георгий новый Болгарский; июня 2 – Иоанн инок Сачавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, после преставления иерарха на Вологде ждали ростовского владыку. 29 апреля 1663 г. «к приезду» митрополита Ростовского и Ярославского Ионы купили свежую рыбу, а 1 мая состоялось аналогичная покупка уже «к столу», это говорит о том, что иерарх прибыл в Вологду Отпевание архиепископа Маркелла состоялось 2 мая, а 3 мая митрополит Иона отправился в Ростов, «на дорогу» ему отнесли рыбы Похоронен вологодский владыка был на Соловках, куда доставили его тело 5 июня 1663 г. Соловецкий архимандрит Варфоломей отписал царю Алексею Михайловичу о том, что «в твое государево богомолье в Соловецкий монастырь привезли тело твоего государева богомольца бывшего преосвященнаго Маркелла архиепископа Вологодскаго и Белоозерскаго. И я, богомолец твой, со священницы и диаконы, и с братиею, со кресты вышед, встретили на морской пристани, и принесли в соборную церковь, и надгробная над ним совершили, и погребли в часовне, где опочивает чудотворец Герман. А от преставления его до того времени, как ныне привезен к нам в монастырь, одиннацать недель. А тело его ничим же рушимо и лице светло, дух же исходит от тела его добровонен». Итак, незадолго до смерти Вологодского владыки и после нее возник уникальный комплект документов: 1) 15 марта была составлена опись келейного имущества (по распоряжению самого архиепископа); 2) 5 апреля – опись московского подворья (по распоряжению приказного В. Г. Данилова-Домнина); 3) 28 апреля – опись строений и имущества, а также вотчины Вологодского архиерейского дома Св. Софии (по царскому указу; опубликована Аналогичного комплекса источников для Вологодского дома Св. Софии за XVII в. не выявлено. Опись келейного имущества и опись московского подворья публикуются ниже.   1. Опись имущества архиепископа Вологодского и Белозерского Маркела 1663 г. Подлинник. ГА ВО. Ф. 883. Оп. 1. Ед. хр. 37. Л. 1–11. Рукопись в 4 (160х210 мм), скоропись одной руки. Переплета нет. Скрепы на нижнем поле: 1) «К сем книге архимарит Иона руку приложил»; 2) «К сей книгам прилуцкой келарь Селивестр руку приложил»; 3) «К сей книге Василей Данилов-Домнин руку приложил»; 4) «К сей книге казначей старец Исаия руку приложил»; 5) «К сей книге Данило Столбицкой руку приложил»; 6) «К сей книге Артемей Озеров руку приложил»; 7) «К сей книге Лукеян Аленин руку приложил»; 8) «К сей книге черной дьякон Лаврентей руку приложил». Рукопись ветхая, следы воздействия влаги на всех листах, левый нижний и верхний углы осыпаются, л. 8 выпадает. Часть листов 4 и 4 об. чистые, на л. 4 об. помета «Страница порожжая».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010