Глава 42 1–6. Второй ответ Иова. 7–16. Эпилог. Иов.42:2 .  знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Описание бегемота и крокодила разъясняет Иову всю силу божественного всемогущества (ср. Иов 41.2–3 ). И если на данном свойстве покоится и правосудие ( Иов 40.3–9 ), то он обязан признать, что и посылаемые людям страдания – нормальное явление в деле божественного мироправления. Иов.42:3 .  Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. В зависимости от этого Иов признает свои прежние речи безосновательными рассуждениями о том, чего он не понимал, несправедливым отрицанием промысла (ср. Иов 38.2 ). Иов.42:4 .  Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Иов.42:5 .  Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; Иов.42:6 .  поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. Бог требовал от Иова ответа ( Иов 38.4 ), и он теперь дается страдальцем. Все ранее сказанное им – продукт несовершенного внешнего опыта ( «слышал... слухом уха»), истинное знание сообщено ему путем откровения, просветившего ум. Не сомневаясь в нем, Иов отказывается от своих прежних суждений, печалясь при этом о том, что они были им высказаны: «раскаиваюсь в прахе и пепле» (ср. Иов 2.8, 12 ). Иов.42:7–17 . Оправдание Иова Иов.42:7 .  И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Иов ошибался лишь в суждениях об отношении к себе Бога (ст. 2–3) и был безусловно прав, защищая свою невинность. Наоборот, друзья были неправы вдвойне: они без всяких оснований обвинили его в предполагаемых грехах ( Иов 22.5 и д.) и на предположении основывали факт – мысль о Божественном Правосудии. Как заведомо неискренние по отношению к Иову, они, особенно Елифаз, давший своими речами тон рассуждениям своих друзей, навлекают на себя божественный гнев (ср. Иов 13.7 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов , каноническая учительная книга, получившая свое название от имени лица, о котором она повествует ( β, от «преследуемый» или от «кающийся, обращающийся к Богу»). По своему содержанию кн. Иова разделяется на три части: 1) пролог (гл. 1–2), 2) рассуждение по поводу главного вопроса (3–42, 6) и 3) эпилог (42, 7–17). В прологе сообщаются сведения о лице Иова и повод к излагаемым ниже рассуждениям. Непорочный и боящийся Бога, наделенный всеми земными благами, Иов подвергается, по воле Божией, тяжкому испытанию. По действию сатаны он лишается всего своего имущества, теряет внезапно всех своих детей и, затем, поражается от подошвы ног до темени тяжкой проказой. Получив известие о несчастьях Иова, три его друга, Елифаз феманитянин, Вилфад савхеянин и Софар наамитянин пришли разделить скорбь его и утешить. Семь дней и семь ночей сидели они безмолвно пред Иовом, созерцая страшную картину его страданий. Но наконец Иов скорбною речью нарушил это молчание и начал рассуждение, излагаемое писателем далее. Это рассуждение, составляющее содержание главной части рассматриваемой книги (3–42:6), распадается на три отдела: 1) речи Иова и трех его друзей (гл. 3–31:40), 2) речи четвертого друга: – Елиуя (32–37) и 3) речи Иеговы (38–40:6) с краткими ответами на них Иова. Предметом этих речей служит вопрос о причинах страданий Иова, переходящий, с течением разговора, в более широкий вопрос о причинах страданий праведников вообще. Основные мысли, раскрываемые в намеченных выше отделах, таковы. 1) Под гнетом тяжких страданий, Иов проклинает ночь своего зачатия и день рождения ( Иов.3:1–10 ) выражает желание смерти ( Иов.3:1–10 ) и недоумение по поводу посылаемых людям от Бога страданий ( Иов.3:20–26 ). Разъясняя это недоумение, друзья Иова, говорящие в порядке возраста, стараются установить то общее положение, что в мире действует строгий закон мздовоздаяния, что невинный никогда не погибает, а наказанию подвергаются только нечестивые ( Иов.4:7–11 ; Иов.8:8–19 ), счастье которых не может быть продолжительным ( Иов.20:4–11 ). «Вспомни же», – говорит Елифаз – «погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы? Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» ( Иов.5:7–8 ). Неоднократным повторением указанного общего положения ( Иов.15:17–35 ) друзья желают навести Иова на мысль, что и его страдания являются последствием его грехов ( Иов.4: 12–21 ), и что средством избавления от этих страданий служит покаяние ( Иов.5:17–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Дочь (Daughter) В Библии женщины почти всегда идентифицируются как дочери своих отцов. Многие достаточно значительные действующие лица представлены просто дочерьми: например, дочери Лота ( Быт.19 ), дочь фараона ( Исх.2:5 ; Евр.11:24 ), Иеффая ( Суд.11:34 и далее), дочь Иова ( Иов.42:15 ), дочь Иродиады ( Мф.14:6 ), Иаира ( Мк.5:23 ) и сирофиникиянки ( Мф.15:22 ). Другие же называются по именам, но только в связи с делами, к участию в которых они привлекаются как дочери своего отца: Ревекка, к родителям которой Авраам послал слугу на поиски невесты для Исаака ( Быт.24 ); Мерова, дочь Саула, на которой женился Давид ( 1Цар.18:17 ); Рахиль и Лия, дочери хитрого Лавана, ставшие женами Иакова ( Быт.29 ). На память приходят также те женщины, которые вели себя как дочери: Руфь по отношению к Ноемини ( Руф.4:15 ), Есфирь по отношению к Мардохею ( Есф.2:7 ). Как в сыне, так и в дочери отражаются черты родителей; и ее личная репутация положительно или отрицательно влияет на будущее их имени. Дочь нуждалась в родительской опеке, и, за редкими исключениями, родители относились к ней как к своему сокровищу. Иеффай скорбел о данной им клятве, погубившей его дочь ( Суд.11:35 ); Иов дал своим прекрасным дочерям наследство ( Иов.42:15 ); Иаир и сирофиникиянка страстно умоляли Иисуса спасти их дочерей ( Мф.15:22 ; Мк.5:23 ). Иисус выразил мысль о высокой ценности и привилегированном положении исцеленной Им скорченной женщины, назвав ее «дочерью Авраамовой» ( Лк.13:16 ). Родители обычно заботились о безопасности дочери, относясь к этому как к первоочередной обязанности. Пророки называли дочь «нежною и роскошною» ( Ис.47:1 ), «дщерью Иерусалима» ( Плч.2:15 ), «девой, дочерью народа моего» ( Иер.14:17 ). Девственная дочь считалась уязвимой, и насилие над ней рассматривалось как бедствие ( Плч.2:13 ). Ожидалось, что благами праведности родителей должны пользоваться не только сыновья, но и дочери ( Иез.14:20 ). Будущее дочери нередко зависело от желаний или потребностей родителей: Лот и вениамитяне предлагали своих дочерей чужеземцам; Мелхола стала женой Давида в качестве награды Саула за победу в битве; дочь Иродиады по наущению матери плясала перед Иродом; Лия и Рахиль действовали в соответствии с планами Лавана. Дочь получала наследие, хорошее или плохое, от своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

37. Бог Правосуден «Праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его» ( Пс. 10:7 ). От Бога исходит всякая правда: «Мною... сильнии пишут правду» ( Притч. 8:15 ). Правосудие Божие обнаруживается чрез совесть – этот голос Божий, этот свет Божественный. Являясь на свет, человек приносить уже с собой этот свет Божественный. Это совесть наша: «повиноваться... за совесть» ( Рим. 13:5 ), может быть сказано о каждом виде нашего повиновения существующим законам. Совесть свою и можем мы признать волею Божиею в нас. Совесть – такая законодательная книга, которую нет нужды покупать, как покупают свод законов или же устав по обязанностям одного какого-либо рода, нет! каждый имеет эту книгу у себя даровою. Доступна для каждого эта книга законов и в том отношении, что нет нужды долго отыскивать в ней закон на тот или другой случай: она (берем совесть добрую, а не сожженную) скоро решает, – что хорошо и что худо, что законно и что преступно. Бог, как правосудный, награждает праведных и наказывает грешных. О наказаниях грешникам читаем напр. у псалмопевца: «Бог отмщения Господ, Бог отмщений не обинулся есть» (явися) ( Пс. 93:1 ). В смысле карателя грешников писатели откровения еще уподобляют Господа-Бога всеистребляющему огню ( Евр. 12:29 ) или гнев Его сильному пламени 42 ( Пс. 2:12 ; Чис. 11:10 ). Конечно, эти устрашающие картины взяты с современной человеческой жизни: но мысль, которую они выражают, вечна 43 . Все святые награждаются правосудным Богом или в этой жизни 44 как, например, Авраам, Иов и др. или в будущей жизни, где праведницы воссияют, как солнце в Царствии Отца Небесного 45 .   42 Примеч. Как должно пользоваться представлением о правосудии Божием? Яко Ты воздаси комуждо по делом ею. – «Ибо еюже мерою мерите, возмерится вам» ( Лyk. VI, 38 ). „Оскорбил ты брата? – вопрошает св. Василий В., – и отвечает: в себе ожидай равного. Грабил ты низших, бил бедных, срамил укоризнами, клеветал, лгал, посягал на чужое брачное ложе, нарушал клятву, перелагал пределы отцев ( Npum. XXII, 28 ), налагал руки на имущество сирот, оскорблял вдовиц, настоящее удовольствие предпочитал обетованным благам? Ожидай воздаяния за это. Ибо еже сеет каждый, тожде и пожнет ( Гaл. VI 7). Впрочем; если я доброе что сделано тобою, то и за это ожидай многократно большего воздаяния. Яхо ты воздаси комуждо по делом его. Всю жизнь памятуй сие изречение, возможешь избежать многих грехов» (Из Твор. Василия В., т. I. стр. 396).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Полнота (Fill, fullness) В самом позитивном смысле библейский образ полноты служит выражением образа наивысшего изобилия – максимальной степени насыщения, которую только можно себе представить. В этом положительном смысле полнота связана с идеалом или целью, к которым стремится или которых страстно желает человеческий дух. В ней подразумевается отсутствие недостатка и соответствие определенному образцу. Но могут быть и негативные проявления, превращающие идеал в видение ужаса и божественного суда. Полнота как избыток . Применительно к жизненному циклу человека идеал заключается в том, чтобы умереть «старым и насыщенным жизнью» ( Быт.25:8; 35:29 ; Иов.42:17 ), когда достигнута наибольшая вероятная продолжительность жизни. То же самое относится и к природе; так, например, годы изобилия во сне фараона изображаются в виде семи колосьев «тучных и полных» ( Быт.41:7 ). Что касается семьи, счастливым считается человек, который «наполнил колчан свой» стрелами, то есть детьми ( Пс.126:5 ). В аграрном обществе показателем избытка служили житницы, которые «полны, обильны всяким хлебом» ( Пс.143:13 ). На земле с частыми засухами идеалом был «поток... полный воды» ( Пс.64:10 ). Все эти положительные значения полноты соединяются в Книге Руфь, где образ полноты противопоставляется теме пустоты на уровне отдельного человека, семьи, общества и природы (Rauber). У физического качества полноты может быть и этическая сторона, выражающаяся в честности. Бог требовал, чтобы у Его народа была «полная и правильная» мера ( Втор.25:15 и Бог хотел, чтобы в «дом хранилища» приносились «полные десятины» ( Мал.3:10 Человек, совершивший кражу, должен был возмещать сполна ( Лев.6:5 ). Духовная полнота . В Писании полнота имеет и духовное значение. Она выражается в делах и личности Бога. Божья слава наполняет землю ( Пс.71:19 ; Иер.23:24 ; Ис.6:3 ; Иез.43:5 ). То же самое относится к Его любви ( Пс.118:64 Бог полон «милосердия» ( Пс.114:5 ) и «сострадания» ( Иак.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Псалом 13. Обличение господствующего в мире нечестия и утешение страждущим от нею праведникам В Пс.13 псалмопевец представляет картину повсюду господствующего, глубокого нравственного растления (ст. 1–3), подавляющего малочисленный остаток праведных (ст. 4), предвозвещая в будущем печальный конец нечестивых (ст. 5) и радостное от Господа спасение верующим в Него, истинным сынам Израиля (ст. 6–7). – По свидетельству надписания (ст. 1), сохранившегося также и в Пс.52 , составляющем, в несколько измененной редакции, повторение Пс.13 -го, псалом этот написан был Давидом и, по своему содержанию, вполне приличествует ему. Давид в своей жизни, действительно, видел, а на самом себе испытал страшную силу крайнего развития нравственного зла, сперва во время своего пребывая при испорченном дворе Саула и продолжительных со стороны последнего преследований, затем во время своего царствования в постоянной борьбе с внутренними врагами правды, порядка и спокойствия (ср. Пс.100:3–8 ) и непрерывных войнах с враждебными Израилю вероломными соседними народами и наконец в мятежном восстании собственного своего сына, – и при всех такого рода обстоятельствах не редко довольно сходно с этим Пс.изображал нравственное растление и преобладающую силу зла (ср. Пс.11:2 – 5; 34:11–16, 20; 35:2–5; 9:23 и сл. 5:5–7, 10; 54:10–12, 22; 57:2 – 5 ; 139:3–6 и др.). Некоторое сомнение в Давидовом происхождении псалма возбуждает только ст. 7-й, в котором, при буквальном понимании его, высказывается, по-видимому, мольба об освобождении Израиля из плена, которую естественно относить ко времени плена вавилонского. Но, а) если даже ст. 7 понимать в буквальном смысле, то возможно предположить, что он прибавлен к Пс.Давидову во время плена вавилонского; б) выражение 7 ст. «возвратить плен» может быть понято в переносном значении: «возвратить потерю», или «вознаградить за понесенное несчастие», в каком смысле оно употребляется в кн. Иов.42:10 ; а, при таком понимании, ничто не препятствует ст. 7 приписывать самому Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Музыкальные инструменты I. Библия свидетельствует о развитой, сложной музыке, как инструментальной, так и вокальной, поэтому, несомненно, оба эти вида музыки в первонач. форме восходят к пению, часто связанному с танцами – мужскими и женскими, преимущ. хороводными (⇒ Танец ). Для поддержания ритма пение и танец часто сопровождались хлопаньем в ладоши, о чем свидетельствуют древние рисунки. Поэтому первыми появились ударные, т.е. поддерживающие ритм, М.И. Позже появились струнные М.И., в т.ч. смычковые, а также духовые. Об оркестровой регулярно исполняемой инструментальной музыке в Библии упоминается редко; инструменты были призваны гл. обр. создавать соотв. эмоцион. настрой у поющих, а также сопровождать пение. кроме того, существовали спец. сигнальные инструменты. При археол. раскопках были найдены остатки некоторых М.И., именуемых в Библии «музыкальными орудиями» ( 1Пар. 16:42 ; 2Пар. 30:21 ; Неем. 12:36 ; Екк. 2:8 ; Пс. 67:26 ; Ис. 22:24 ; Ам. 6:5 ). Значит. больше материала предоставляют древние рисунки и рельефы. Однако не обо всех инструментах, упоминаемых в Библии, исследователи имеют сегодня четкое представление. Не много известно также и о том, каким был звуковой ряд в Древнем Израиле. Вопрос о гамме, впрочем, задается только в отношении струнных М.И.; по-видимому, первонач. использовалась одна из разновидностей пентатоники (как и в Междуречье, Сирии, Финикии и других центрах древнейших семит. цивилизаций), впоследствии же распространились диатонические лады, напоминающие древнегреч., и, возможно, им предшествовавшие (влияние др.-евр.-финик. культуры на др.-греч. отражено в предании о финикийце Кадме, давшем грекам алфавит). II. В качестве УДАРНЫХ М.И. в Библии упоминаются след.: 1) тимпан, т.е. бубен, или ручной барабан [евр. тоф], разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлич. раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок ( Исх. 15:20 ; Суд. 11:34 ; 1Цар. 18:6 ), использовали его гл. обр. во время народных увеселений ( Быт. 31:27 ; Иов. 21:12 ; Ис. 5:12 ; Ис. 24:8 ; Иер. 31:4 ), реже – храмовые музыканты при богослужении ( Пс. 80:3 ; Пс. 149:3 ; Пс. 150:4 ; ср. 1Цар. 10:5 ; 2Цар. 6:5 ). На небольших тимпанах играли большей частью женщины ( Пс. 67:26 ), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами: палочки, видимо, не использовались. Существовали и тимпаны более внушительных размеров, на которых играли только мужчины;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Книги неканонические Ветхого Завета Книги неканонические Ветхого Завета . В православно-библейской литературе неканоническими книгами признаются священные, чтимые и святые (по 85 апост. правилу) книги, входящие в состав библейских писаний по греко-славянскому библейскому кодексу, но не принятые в еврейский и православный 22-книжный священный ветхозаветный канон и не имеющие посему авторитета богодухновенности. Таковы следующие книги, входящие в состав славяно-русской Библии: Товита, Иудифь, 1, 2 и 3 Маккавейские, 2 и 3 Ездры, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Варуха, Послание Иеремии. Неканонический характер носят дополнения в канонических книгах, не существующие в еврейском тексте, а именно: в книге Есфирь ( Есф.1:1 . Есф.3:12 . Есф.4:17 . Есф.5:1–2 . Есф.8:12 . Есф.10:3 ), прор. Даниила ( Дан.3:24–90. 13–14 ), Паралипоменон ( 2Пар.36:23 ), Псалтири ( Пс.151 ) и Иова ( Иов.42:17 ). – Все вышеотмеченные отделы и книги, не существующие ныне в еврейском тексте и еврейской Библии, не были никогда приняты и в еврейский канон и не принимались православною Церковью в число канонически-богодухновенных писаний (см. „Канон ветхозав. книг в „Энц.“ VIII, 276 сл. 251 сл.). По своему происхождению в оригиналах, неканонические книги и отделы относятся к послепленной эпохе, по заключении ветхозаветного канона: с IV в. до р. Хр. до I в. по р. Хр. включительно, так как в некоторых книгах (напр., Ездры) признается ясное указание на новозаветные времена и книги. Все неканонические книги и отделы, кроме 3 Ездры (сохранившейся в латинском и сирийском переводах), – сохранились в греческом, для некоторых бесспорно оригинальном (Премудрости Соломона, 2 и 3 Маккав.), для большинства переводном, тексте. Происхождение последнего падает также на послепленную эпоху: с III века до р. Хр. по I и II вв. по р. Хр. Чрез греческий же текст, – можно думать, – эти отделы и книги вошли в состав библейских священных списков. Хотя все неканонические книги и отделы произошли от иудеев палестинских и александрийских, но иудеями не усвоялось им богодухновенно-канонического авторитета, а потому в библейские списки греческого перевода LXX толковников, распространенные среди иудеев александрийских, а потом и палестинских, – как можно судить по сочинениям Филона и И. Флавия, – эти книги и отделы не вносились, хотя некоторые из них (напр., Товита, 2 Ездры, 1 Маккав.) и были знакомы Флавию [а Сираха – Филону]. Вносить их стали в греческие библейские списки, принадлежавшие уже христианам из язычников, не всегда точно знавшим состав и объем ветхозаветного библейского канона. Причиной внесения их в библейские списки служили их поучительное религиозно-возвышенное содержание и имена (не всегда точные) их писателей (Ездры, Варуха, Соломона). Некоторые из неканонических книг (напр., Премудр. Соломона) были известны, будто бы, уже священным новозаветным писателям, но не цитуются ими, как богодухновенное „Слово Божие“, наравне с каноническими ветхозаветными писаниями 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иов Иов ( – по одним: обращающийся, раскаивающийся, по другим: враждебно преследуемый; β; Iob; L: Hiob): Иов.1:1 и далее. Иез.14:14, 20 . Иак.5:11 . – Известный своим благочестием и непорочностью жизни муж, испытанный от Бога всеми несчастьями, и среди всех своих несчастий оставшийся непоколебимым в вере и добродетели. Он есть действительное, а не вымышленное лицо. Это видно из самой книги Иова – из подробностей о нем в начале книги и. в конце ее, и в исторических частях ее (гл. Иов.29–31 ), и о том же свидетельствует предание, помещаемое у LXX .в конце этой книги. У пророка Иезекииля Иов поставляется вместе с Ноем и Даниилом ( Иез.14:14, 20 ). Св. ап. Иаков говорит об Иове, как о действительном лице ( Иак.5:11 ). Он жил во времена патриархальные, и даже до времен Моисея. Подтверждением сему служат: указание самой книги Иова – описание нравов и обычаев и религиозных обрядов и постановлений его времени; все здесь носит на себе печать времен патриархальных. Богатство составляют главным образом стада крупного и мелкого скота ( Иов.1:3, 42:12 ). Суды производятся в форме патриархальных времен ( Иов.29:7–14 ). Люди научаются мудрости и знанию или по непосредственному откровению Божию ( Иов.4:12–21, 33:14–16 ), или по устному наставлению и преданию отцов и старцев ( Иов.8:8–10, 12:12, 15:9–10 ), или из наблюдения явлений природы ( Иов.12:7–10 , гл. Иов.37 и др.). Жизнь продолжается более двух сот лет ( Иов.42:16 ). Нет и помину о чудесах Божиих при Моисее и о Законе писанном. Нигде не говорится об идолах и служении им, а упоминается только о сабеизме или почитании звезд, которое является древнейшим из родов идолопоклонства ( Иов.31:26–28 ). Семейные отношения, подобно общественным, описываются согласно с характером времен патриархальных: Иов, по примеру патриархов, представляется священником в своем семействе и сам приносит жертвы за детей своих ( Иов.1:5 ). Отечеством и местом жительства Иова представляется земля Уц ( – υστις), земля Авситидийская. Такое название ее, по одним, происходит от Уца, сына Дишана, внука Сеира Хорреянина, и так.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Покаяние (Repentance) Апостол Павел отмечает, что благочестивая печаль производит усердие, стремление загладить вину, негодование, тревогу, страстное желание и готовность к справедливому возмездию ( 2Кор.7:11 ). Павел выделяет разные стороны покаяния, а вот наиболее цельным библейским образом покаяния служит Пс.50 , в котором представлен как бы анатомический анализ души и эмоций грешника (Давида), когда пророк Нафан показал ему чудовищность соделанного, то есть прелюбодеяния с Вирсавией и убийства ее мужа ( 2Цар.11–12 ). В псалме выражается как глубокое понимание зла, которое может корениться в человеческом сердце, так и чувство уверенности человека, испытавшего последствия истинного покаяния – прощения и примирения с Богом. В нем также показаны четыре грани подлинного покаяния, упомянутые Павлом: осознание совершенного зла, искреннее желание восстановить справедливость, стремление войти в присутствие Бога и изменение поведения. Признание совершенного зла . Истинное покаяние начинается с ясного осознания совершенного зла. Давид сознает свой грех и причиненное им зло, а также справедливость суда над ним ( Пс.50:5–7 ); в его словах выражается добровольное признание, подкрепленное подлинным знанием. Иов тоже понимал, что для настоящего покаяния требуется искреннее осознание совершенного зла ( Иов.34:31–33 ). В конце концов Иов не только прекратил обвинять Бога ( Иов.39:34–35 ), но и ясно признал, что он говорил о Боге несправедливо, и раскаялся в этом ( Иов.42:3, 6 ). Готовность признать свой грех, подобно Давиду, проявляли многие: израильтяне, когда Ездра прочитал слова закона после возвращения из плена ( Неем.8:9 ), ниневиняне, когда Иона донес до них Божьи слова ( Иона 3:5–6, 8 ), и люди, которые «умилились сердцем», когда услышали Петра в день Пятидесятницы ( Деян.2:37 ). Покаяние блудного сына в притче Иисуса началось с того, что он «пришел в себя» ( Лк.15:17 ). Признание греха играет основополагающую роль в библейском покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010