В 1922 году в составе Ставропольской епархии было возобновлено Пятигорское викариатство. В ноябре 1922 года в Пятигорск назначается епископ Вольский, викарий (единоверческий) Саратовской епархии Иов (Рогожин, 1883-1933) с титулом «епископ Пятигорский и Прикумский». Викариатство просуществовало до 27 ноября 1925 года. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия, первым епископом которой был назначен архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский, 1872-1937). С марта 1933 года на кафедру был назначен епископ Мефодий (Абрамкин, 1883-1939). В 1936 году он был возведен в сан архиепископа Пятигорского и Буденновского; с октября 1937 года в заключении, расстрелян в 1939 году. С этого момента фактически прерывается существование Пятигорской епархии, приходы которой в 1943 году вошли в состав Ставропольской епархии. Пятигорская епархия была возобновлена решением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 13 ). В состав епархии включены приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края; городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск; республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Благочиния Пятигорской епархии, расположенные на территории Ставропольского края, решением Священного Синода от 7 июня 2012 года ( журнал 51 ) были включены в состав Ставропольской митрополии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси за темою Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви : Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4467349...

Петр (Соколов Павел Иоаннович), архп. Воронежский Родился 3 июня 1863 года. В l885 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Был учителем в школах г.Саратова. 23 февр.1886 года рукоположен в сан иерея. С 1886 года – священник-миссионер в Саратовской епархии. В «Самарских Епархиальных Ведомостях» за 1917 год отец Павел указывается, как член комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в с.Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда, Самарской епархии. В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о.Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей – священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов.О.Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого В.Ц.У. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону Уральскому, (проживавшему тогда в г.Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией. После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о.Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, вик. Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (фамилия неизвестна). О новомепископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы «проследовал в свои покои», в женском монастыре. Втечение 2–3 дней все Саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации: из других епархий – Астраханской, которой он управлял с 1923 по 1925гг. – и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пятигорская и Черкесская епархия 9 травня 2011 р. 16:00 Епархия сегодня 22 сентября 1910 года Император Николай II утвердил доклад Святейшего Правительствующего Синода об учреждении во Владикавказской епархии викариатства, с наименованием его Пятигорским. Викарным епископом был назначен настоятель Бельнического Богородицкого монастыря Могилевской епархии, кандидат богословия архимандрит Арсений (Смоленец, 1873-1937). 17 апреля 1912 года епископ Арсений становится епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Место архиерея Пятигорского викариатства замещает бывший епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии Давид (Качахидзе, 1872-1935). 14 февраля 1914 года епископ Давид был назначен на Винницкое викариатство Подольской епархии. После этого Пятигорское викариатство было упразднено. В 1916 году регион Кавказских Минеральных Вод вошел в состав преобразованной Кавказской и Ставропольской епархии (до того — Ставропольской и Екатеринодарской). В 1922 году в составе Ставропольской епархии было возобновлено Пятигорское викариатство. В ноябре 1922 года в Пятигорск назначается епископ Вольский, викарий (единоверческий) Саратовской епархии Иов (Рогожин, 1883-1933) с титулом «епископ Пятигорский и Прикумский». Викариатство просуществовало до 27 ноября 1925 года. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия, первым епископом которой был назначен архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский, 1872-1937). Но поскольку владыка Фаддей в это время находился под арестом в г. Кузнецке (Саратовская область), приступить к своим обязанностям он не смог. 27 ноября того же года на Пятигорскую кафедру был назначен архиепископ Димитрий (Добросердов, 1865-1937). Находясь под негласным надзором сотрудников ОГПУ, архипастырь не жил в Пятигорске. Он поселился в Кисловодске в одном из домов в Ребровой балке и служил в Пантелеимоновской церкви города. 31 января 1929 года архиепископ Димитрий был переведен на Костромскую кафедру. Его преемником становится епископ Вятский Никифор (Ефимов, 1888-1937). 15 декабря 1930 года епископ Никифор был уволен на покой (в связи с арестом). Власти осудили владыку на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. 26 августа 1937 года святитель был приговорен к смертной казни и 1 сентября 1937 года расстрелян.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1538410...

Святейший Патриарх Кирилл впервые посетит Кабардино-Балкарию 13 мая 2016 г. 13:10 15 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Пятигорскую епархию  впервые посетит Кабардино-Балкарскую Республику. В рамках поездки Предстоятель Русской Православной Церкви совершит освящение собора святой равноапостольной Марии Магдалины в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчике. Освящение собора святой Марии Магдалины станет одним из первых событий в ряду торжеств, посвященных 460-летию вхождения Кабарды в состав России, которое будет отмечаться в 2017 году. Собор был заложен 1 сентября 2004 года первым президентом Кабардино-Балкарской Республики Валерием Коковым и епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном . Храм активно строился до 2009 года. Затем строительство приостановилось и было возобновлено лишь два года назад. Храм посвящен святой Марии Магдалине, которая считается небесной покровительницей кабардинской княжны Марии Темрюковны — жены царя Ивана Грозного. Православные приходы Кабардино-Балкарии входят в состав Пятигорской епархии наряду с приходами Карачаево-Черкесии и нескольких районов Ставропольского края. 22 сентября 1910 года Император Николай II утвердил доклад Святейшего Правительствующего Синода об учреждении во Владикавказской епархии викариатства с наименованием его Пятигорским. Викарным епископом был назначен настоятель Бельнического Богородицкого монастыря Могилевской епархии, кандидат богословия архимандрит Арсений (Смоленец, 1873-1937). В 1916 году регион Кавказских Минеральных Вод вошел в состав преобразованной Кавказской и Ставропольской епархии (до того — Ставропольской и Екатеринодарской). В 1922 году в составе Ставропольской епархии было возобновлено Пятигорское викариатство. В ноябре 1922 года в Пятигорск назначается епископ Вольский, викарий (единоверческий) Саратовской епархии Иов (Рогожин, 1883-1933) с титулом «епископ Пятигорский и Прикумский». Викариатство просуществовало до 27 ноября 1925 года. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия, первым епископом которой был назначен архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский, 1872-1937). С марта 1933 года на кафедру был назначен епископ Мефодий (Абрамкин, 1883-1939). В 1936 году он был возведен в сан архиепископа Пятигорского и Буденновского; с октября 1937 года в заключении, расстрелян в 1939 году. С этого момента фактически прерывается существование Пятигорской епархии, приходы которой в 1943 году вошли в состав Ставропольской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4467081.ht...

Ермогеном (Голубевым ; впосл. архиепископ), свящ. А. Е. Жураковским и др. противниками обновленцев). Вскоре Н. был отправлен в Москву, где содержался в Бутырской тюрьме. В мае того же года был освобожден по решению Комиссии НКВД по адм. высылкам, вернулся в Киев, однако в июне (по др. данным, в июле) был вновь выслан в Москву, где проживал в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В окт. 1923 г. Н. получил от патриарха Тихона назначение на Саранскую викарную кафедру Пензенской епархии. Выехал в Саранск, однако вскоре был вынужден оставить кафедру. Как сообщал патриарху Тихону в письме от 20 нояб. того же года еп. Иов (Рогожин), назначенный правящим Пензенским архиереем, в уездах Пензенской епархии «вряд ли дело обстоит благоприятным, если судить по приему Преосвященного Назария в г. Саранске Пензенской губ.» (РГИА. Ф. 831. Д. 218. Л. 235). По возвращении в Москву Н. был назначен настоятелем Симонова мон-ря. Он отличался особой твердостью и преданностью патриарху. После издания циркуляра Наркомата юстиции от 8 дек. 1923 г., к-рым поминовение патриарха во время богослужения признавалось уголовно наказуемым деянием, Н. отдал распоряжение клирикам обители поминать патриарха Тихона «громогласно». 23 июля 1924 г. назначен правящим архиереем Тобольской епархии с возведением в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. К 1928 г. в подчинении Н. находились викарные епископы Ялуторовский Серафим (Коровин) и Курганский Георгий (Анисимов) . В нач. 1928 г. Н. ушел на покой и переехал в Москву, где вновь поселился в Симоновом монастыре. После закрытия последнего монастырского храма в мае 1929 г. Н. возвратился в Тобольск. Последние месяцы его архиерейского служения пришлись на период массового закрытия правосл. храмов. В Тобольске осталась единственная действующая кладбищенская ц. Семи отроков Эфесских, ставшая кафедральным собором. В апр. 1930 г. власти заставили немощного 78-летнего архиерея выступить с публичным заявлением в местной газете: «Ввиду того, что в Тобольском округе церквей, бывших в моем управлении, не существует, таковые ликвидировались по случаю отказа верующих, объявляю свое епархиальное управление распущенным, совершенно прекратив свои функции перемещения и назначения настоятелей приходов, и лично ухожу от управления Тобольской епархией, о чем и дается знать подведомственному духовенству» (Сов.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

Помимо помощи Саратовскому архиерею в общеепархиальном управлении Вольские епископы управляли храмами Вольска и Вольского у. Первоначально резиденцией Вольских архиереев являлся саратовский Спасо-Преображенский мон-рь. Первым Вольским епископом, поселившимся в Вольске, стал Палладий (Добронравов). Вольским архиереям в разное время подчинялись саратовский Спасо-Преображенский, петровский Никольский и хвалынский Свято-Троицкий муж. мон-ри. В нач. ХХ в. в Вольске действовали 6 правосл. храмов: собор во имя Иоанна Предтечи (заложен в 1747, перестроен в 1844, закрыт в 1929, уничтожен в 30-х гг. ХХ в.), церкви Троицкая (построена в 1793-1806, закрыта в 1929, уничтожена в 30-х гг. ХХ в.), Благовещенская (построена в 1908, закрыта в 1929), Покровская (построена в 1844, закрыта в 1930, уничтожена в 30-х гг. ХХ в.), Успенская (построена в 1904, закрыта в 1929, уничтожена в 1968) и кладбищенская во имя князей Феодора, Давида и Константина Смоленских (построена в 1833, закрыта в 1930, разрушена в 30-х гг. ХХ в.), 7 домовых церквей, 2 единоверческих храма, жен. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери (создан в 1892, закрыт в 1929), духовное уч-ще, епархиальное жен. уч-ще. В кон. 1917-1918 г. в Вольске закрылись ДУ, жен. уч-ще, домовые церкви при учительской семинарии, реальном уч-ще, кадетском корпусе, только что построенная церковь при заводе «Ассерин». В кон. янв. 1918 г. во епископа Вольского был хиротонисан Герман (Косолапов) , осенью того же года еп. Герман был арестован и вскоре расстрелян. Во исполнение решения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о создании в епархиях единоверческих вик-ств 9 мая 1920 г. в Вольского единоверческого епископа был хиротонисан архим. Иов (Рогожин). После ареста Саратовского еп. Досифея (Протопопова) в 1922 г. еп. Иов управлял Саратовской епархией, в том же году получил назначение на Пятигорскую кафедру. В 1922 г. в Вольске, как и по всей России, прошла кампания по изъятию церковных ценностей , в нач. марта была создана уездная комиссия по изъятию ценностей. Жители города просили о возможности заменять освященные предметы по весу золотом и серебром, первоначально в этом было отказано, разрешение было получено в кон. авг. 1923 г., когда основное изъятие было завершено.

http://pravenc.ru/text/155204.html

Имел много духовных чад, в т. ч. из образованных людей, к-рых привлекал своей глубокой начитанностью и остротой рассуждений по самым разным предметам. С простыми людьми говорил на их языке, часто употребляя придуманные им самим остроумные поговорки, разыгрывал действия с использованием фигурок животных, с которыми «беседовал» о проблемах приходящих к нему, что многие истолковывали как юродство. Давал духовные наставления многочисленным паломникам, помогал болящим молитвами. Часто к Н. обращались за помощью при недуге пьянства. Все, что ему приносили, Н. раздавал нуждавшимся. В Светлую седмицу ходил в свободное от служб время по богадельням, больницам и тюрьмам с пасхальными подарками, полученными им от состоятельных горожан. Был любим детьми, к-рые встречали его радостными возгласами: «Маленький батюшка! Маленький батюшка идет!», а он благословлял их и одаривал конфетами. В 1918 г. Н. ушел в затвор, жил в Николо-Тихоновском скиту или в Киновии. В нач. 20-х гг. возведен в сан игумена, затем архимандрита; был настоятелем монашеского скита. В июне 1922 г. за отказ признать обновленческое Высшее церковное управление был арестован Саратовский еп. Досифей (Протопопов ; впосл. архиепископ). Временно управлявший Саратовской епархией викарный Вольский еп. Иов (Рогожин), опасаясь репрессий со стороны властей, в июле того же года выехал из Саратова в Ставропольскую епархию, где занял викарную Пятигорскую кафедру. Борьбу с обновленчеством в епархии возглавлял общегородской церковный совет при кафедральном Александро-Невском соборе Саратова, к-рый продолжал действовать даже после захвата самого храма обновленцами. Церковный совет считал необходимым скорейшее рукоположение новых правосл. епископов. Были выбраны кандидаты - настоятель храма при саратовском Крестовоздвиженском женском мон-ре вдовый свящ. Павел Соколов (см. Петр (Соколов) , архиеп.) и Н., хотя в его отношении нек-рые члены церковного совета высказывали сомнения: «О. Николай был человек замечательный, имел славу прозорливца, к нему многие обращались за советами по разным жизненным вопросам...

http://pravenc.ru/text/2566004.html

К сожалению, о. Николай был слабенький, хворенький, к тому же уродец: он был горбунчик, ростом аршина полтора. Это не мешало ему пользоваться всеобщим уважением, но для управления епархией, да еще в такое, как тогда, время, он был, конечно, неподходящ» (Саратовская епархия в 1917-1930 гг.: Мемориальная записка А. А. Соловьева. 2010. С. 104). Для совершения хиротонии в Саратов были приглашены епископы Пятигорский Иов (Рогожин) и викарий Тульской епархии Ефремовский Варлаам (Пикалов ; впосл. архиепископ, бывш. настоятель саратовской Киновии). Из-за возможного вмешательства властей хиротонии совершались втайне в скиту Спасо-Преображенского мон-ря. На ночной хиротонии 18 марта 1923 г. Петр (Соколов) был хиротонисан епископами Иовом и Варлаамом во епископа Сердобского, а Н.- во епископа Аткарского, викариев Саратовской епархии (викарные кафедры получили названия по уездным городам Саратовской губ.). Кроме епископов на хиротонии присутствовали только монахи скита и 2-3 чел. из состава церковного совета (Там же. С. 105). По др. версии, тайная хиротония Н. и еп. Петра состоялась еще в сент. 1922 г., а 18 марта 1923 г. она была признана и узаконена находившимся под арестом патриархом Московским и всея России свт. Тихоном ( Руфимский. 2008. С. 183). Впервые о своем архиерействе еп. Петр открыто объявил только в мае 1923 г., вступив во временное управление Саратовской епархией, после чего в каноническую Церковь вернулись 17 из 19 ранее захваченных обновленцами приходов. После ареста еп. Петра 10 авг. того же года Н., видимо, вступил во временное управление Саратовской епархией. В кон. сент. 1923 г. состоялась хиротония Виссариона (Зорнина) во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. По нек-рым сведениям, еп. Виссарион был назначен временно управляющим Саратовской епархией, однако он пребывал в г. Вольске, и, очевидно, Н. продолжал архипастырское окормление епархиального центра до прибытия в Саратов Балашовского еп. Андрея (Комарова ; впосл. архиепископ), хиротонисанного в Москве 14 янв.

http://pravenc.ru/text/2566004.html

Никольский храм всегда оставался в Патриаршей Церкви, даже когда большинство храмов Саратова признали власть обновленцев. На общегородском собрании духовенства свящ. Павел Соколов выступил от имени сторонников канонической Церкви с речью, в к-рой убедительно доказал незаконность обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Никто из присутствовавших не решился возражать ему, и собрание, созванное по инициативе обновленцев, не приняло постановления в поддержку ВЦУ. После ареста в июне 1922 г. Саратовского еп. Досифея (Протопопова), осуществлявший управление Саратовской епархией свящ. Павел Петров по поручению общегородского церковного совета при кафедральном Александро-Невском храме выехал в Покровск к проживавшему там Уральскому еп. Тихону (Оболенскому) с просьбой взять под свое временное управление Саратовскую епархию, но тот отказался, опасаясь преследования со стороны властей. Тогда в сент. 1922 г. кандидатуры свящ. Павла и архим. Николая (Парфёнова) были выдвинуты представителями правосл. общин Саратова на епископские кафедры. Принял монашеский постриг с именем Петр. Для совершения хиротонии в Саратов были приглашены пребывавшие на покое епископы Пятигорский Иов (Рогожин) и Ефремовский Варлаам (Пикалов ; впосл. архиепископ). В ночь на 18 марта 1923 г. в скиту Преображенского монастыря близ с. Разбойщина (ныне пос. Соколовый Саратовского р-на и обл.) они тайно хиротонисали П. во епископа Сердобского, а иером. Николая - во епископа Аткарского (новоучрежденные викарные кафедры получили наименования по уездным городам Саратовской губ.). 26 мая 1923 г. П. впервые открыто объявил о принятии им епископского сана. После всенощной службы в Успенской ц. (бывш. крестовой церкви архиерейского дома) П. произнес проповедь в связи с началом его епископского служения. На следующий день в Троицком соборе совершил литургию и молебен, после чего при большом стечении народа проследовал в свою архиерейскую резиденцию в Крестовоздвиженском мон-ре. Появление в Саратове правосл. архиерея привело к массовому возвращению приходов в каноническую Церковь.

http://pravenc.ru/text/2580324.html

В 1927 г. в связи с арестом еп. Амвросия на Мстёрскую кафедру был переведен викарий Донской епархии Усть-Медведицкий еп. Иов (Рогожин). В Мстёре он жил сначала на Б. Миллионной, затем на Кузнецкой ул. 17 февр. 1930 г. был арестован. 21 июня того же года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Ивановской промышленной обл. по обвинению в «антисоветской деятельности» приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Скончался в заключении 20 апр. 1933 г. 22 дек. 1933 г. указом заместителя патриаршего местоблюстителя Горьковского митр. Сергия (Страгородского) викарию Уфимской епархии единоверческому Саткинскому еп. Вассиану (Веретенникову) было поручено управлять «Керженской и Мстёрской епархиями». Т. о., в его ведение передавались все единоверческие приходы РПЦ. 2 марта 1936 г. еп. Вассиан был арестован сотрудниками Саткинского райотдела Полномочного представительства ОГПУ по Уралу на основании доноса диакона и неск. прихожан единоверческой церкви. В доносе еп. Вассиан обвинялся в том, что «иногда допускал нелицеприятные слова, направленные против бесчеловечной политики советской власти». Помимо «антисоветской агитации» архиерей был обвинен в авторстве и распространении послания, в к-ром говорилось о воцарении в России антихриста через установление советской власти. Послание распространилось среди верующих в нач. 1935 г. (Архив УФСБ по Свердловской обл. Д. 33900-П. 2 т.). Доказательств «антисоветской контрреволюционной деятельности» еп. Вассиана следствие не обнаружило. Однако в апр. 1936 г. епископ частично признал вину и был приговорен к 10 годам тюремного заключения за создание «контрреволюционной сектантской организации «воинствующих христиан», занимающейся распространением контрреволюционных листовок среди верующих и ведением контрреволюционной агитации против советской власти», и руководство ею. Архиерей отбывал наказание в Сибирском ИТЛ (Сиблаг) НКВД СССР (Западно-Сибирский край, затем Новосибирская обл.). Осенью 1937 г. в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Сиблага он был вновь арестован и 31 окт. (по др. данным, в нояб.) того же года расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2564274.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010