2:17). И блаженный Иов назвал ее тем же именем, сказав: «смерть... мужу покой» (Иов. 3:23). И пророк Давид сказал: «смерть грешников люта» (Псал. 33:22). И не только смертью называлось разлучение души с телом, но и адом. Послушай, что говорит праотец Иаков: «сведете старость мою с печалию во ад» (Быт. 42:38); также пророк: «преисподняя… раскрыла пасть свою» ( «разверзе ад уста cboя[pl]» ) (Ис. 5:14); и еще другой пророк говорит: «Ты избавил душу мою от ада преисподнего» ( «избавил еси... мя от ада преисподнейшаго» ) (Пс. 85:13); и во многих местах Ветхого Завета найдешь, что переселение отсюда называется смертью и адом. Когда же Христос Бог наш принесен был в жертву и совершилось воскресение, то человеколюбивый Владыка отменил эти названия и ввел в нашу жизнь новое дивное устройство: переселение отсюда уже называется вместо смерти успокоением и сном. Откуда это видно? Послушай самого Христа, который говорил: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» ( «лазарь друг наш успе: но иду, да возбужу его» ) (Иоан. 11:11). Как для нас легко пробудить и поднять спящего, так для общего всех нас Владыки легко воскресить. И так как сказанные Им слова были необычайны и дивны, то и ученики Его не поняли сказанного, доколе Он, снисходя к их слабости, не выразил этого яснее. И учитель вселенной, блаженный Павел, в послании к фессалоникийцам говорит: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об... усопших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13); и в другом месте: «Поэтому и усопшие во Христе погибли» (1Кор. 15:18). И еще: «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим усопших» (1 Фес. 4:15). И еще в другом месте: «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).    2. Видишь ли, что смерть везде называется успокоением и сном, и что она, прежде имевшая лицо страшное, теперь, после воскресения, сделалась презираемой? Видишь ли светлый трофей воскресения? Через него доставлены нам бесчисленные блага, через него рассеяно бесовское обольщение, через него мы посмеиваемся над смертью, через него мы презираем настоящую жизнь, через него мы одушевляемся надеждой на будущие блага, через него мы, облеченные плотью, можем быть нисколько не ниже существ бестелесных, если захотим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3380...

Филипп , 1574 и 75. Игнатий , 1579 и 80. Боголеп , 1581–88. Иоасаф , 1591–98. Левкий , 1598–1610, убит. Феодосий , 1610–22. Евгений , 1625; и 7 дек. 1629. Антоний , 1630–33, сменён 2 авг., а 1 мая 1634 определён в Саввин Сторожевский. Иона , 1633–38, сменён в декабре. Феодосий Волоцкий , бывший игум. Белоезерского Кириллова, определён в дек. 1638–40. Иларион , 1640–43, уволен 9 янв. на покой в Соловки. Иоанн , 1643–49. Варлаам , 1649–52. Архимандриты Сергий , с 1652; упом. игум. в авг., дек. 1655, в окт. 1656; архим. 1656–1668. Сергий 1668 перев. из Переяславского Горицкого; до 1673. Никандр перев. из Спасо-Андрониева? 1673–76. Гавриил перев. из Суздальского Васильевского? 1676–81. (В Новоспасский?). Евфимий , 1681–86, 28 мар. перев. в Чудов. Иов в 1686 перев. из Желтикова; до 1695. Исаия перев. из Старицкого 1695–1709 (упом. в окт.). Митрофан перев. из Московского Богоявленского 1709–11 (sic). Иоасаф Дранник 1712 перев. из Бизюкова; упом. 1714. Глеб , 1716–19, уволен в Чудов мнтрь. Трифиллий Поморцев 1719 перев. из Московского Богоявленского (??). Упом. 1720–23 (sic). Рафаил Заборовский , из флотских обер-иеромонахов, 1723–1725; 15 авг. хирот. в епископа Псковского. Иоасаф Маовский в июне 1726 перев. из Новгородского Антониева, а в 1731 (упом. в мар.) в Бизюков. Иосиф (sic) Веденский в 1731 перев. из Отроча; до нояб. 1738. Гавриил Быков в 1738 перев. из Кашинского Дмитровского. (В июне 1740 казнён). Серапион Лятошевич в 1741 перев. из Отроча, а 30 мар. 1745 хирот. в епископа Можайского. Иоанникий Скабовский в 1745 (упом. 15 нояб.) перев. из Отроча; по 1748. Варлаам Андреевский 28 дек. 1748 перев. из Желтикова; до 1755 (56, апр.); † 11 янв. 1762, на покое в Куряжском. Феодосий Голосницкий 25 мая 1755 перев. из Желтикова, а в 1758 – в Снетогорский. Иннокентий Паскевич 22 июля 1758 назначен из келарей Троицкой Лавры, но, за болезнью, отказался. (В 1804 был жив в Киевской Лавре (sic). Иоасаф 11 сент. 1758 перев. из Отроча; † в 1771. Арсений Верещагин 26 сент. 1771 перев. из Отроча, а 22 дек. 1773 хирот. в епископа Архангелогородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28.       Дионисий , архиеп. Суздальский, хирот. 1384; † 15 окт. 1385, в Киеве. 29.       Фотий , Грек, прибыл в 1409–1410; † 8 июля 1431. Святой. 30.       Григорий Цамблак ( Семивлах, Самвлах ), митр. Волыно-Литовский, хирот. 15 нояб. 1415; † 1419. 31.       Герасим хирот. 1433, из еписк. Смоленских; сожжён 1435. 32.       Исидор , Болгар 3 , прибыл в апр. 1437; бежал из Руси 1441 4 ; † 1463, в Риме 5 . 33.       Григорий , Болгар, с 1458; † 1472. 34.       Мисаил , еписк. Смоленский, с 1474; † 1477. 35.       Спиридон хирот. 1476 «, но отлучён 6 ; † 1503, в Ферапонтове мнтре. 36.       Симеон , с 1477; † 1488. 37.       Иона Глезна (хирот. 1482?), 1492. 38.       Макарий Чорт хирот. 1495, из архим. Виленских (Троицких?); убит 1 мая 1497. 39.       Иосиф Салтан , еписк. Смоленский, с 30 мая 1498; хирот. 1 мая 1500 7 ; † 1519. (Упом, в мае 1518). 40.       Иона хирот. 1520, из архим. Виленско-Вознесенского монастыря; † 1526. (Упом. в февр.). 41.       Иосиф в 1526 перев. из еписк. Полоцких (А. З. Р., III, прим. 2-е); † 1535. 42.       Макарий хирот. 1535 (А.3.Р., II, 185, 193, 197, 201 прим. 117-е); † 1555 (Упом. в окт.). 43.       Сильвестр Белкевич хирот. 1556, из архим. Троицкого Виленского монастыря; † 1568. 44.       Иона Протасович, еписк. Туровский, хирот. 1568 (упом. 25 июня); † 1577 (Отказался в сент. 1576 (А. 3. Р., III, 71). 45.       Илия Куча хирот. 23 сент. 1576. (Тоже, 71, 80); † 1579. 46.       Онисифор Девочка наречён 1579; хирот. 27 февр. 1583 (А. 3. Р., III, прим. 66-е); отлучён в 1588. 47.       Михаил Рагоза хирот., из архим. Троицкого Слуцкого монастыря, 27 июля 1589; † в сент. 1599. 48.       Ипатий Поцей , еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 22 сент. 1599; † 8 июля 1613. Он был униат. 49.       Иов Борецкий хирот. 9 окт. 1622 (sic.), из игум. Златоверхо-Михайловского монастыря; † 2 мар. 1631. 8 50.       Исаия Копинский , архиеп. Смоленский в 1631–33; 9 сменён и † в 1634. 51.       Пётр Могила , воеводич Молдавский, хирот. 8 апр. 1633, 10 из архим. Киево-Печерских; † 31 дек. 1646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объясн. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19–20 ; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3–9 , к государству: 2Пар.7:17–22 ; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах: Мф.16:18:28:20 ; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4–5 ; 1Кор.12:12–13 ; Лк.3:14 . Рим.4:16 . «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам». Объясн. Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что: «отец наш есть Авраам»: Ин.8:39 , но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; притом из следующего 17 ст. видно, что Богом Авраам поставлен отцом многих народов: «как много звёзд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришлецы на земле: Евр.11:12–13 . Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнит обещанное». Объясн. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, но сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»: Притч.3:5 . Рим.11:29 . «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Объясн. Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14 , а ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28 , и вследствие своего ожесточения ещё раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38 ; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иов.38:16 .  Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Иов.38:17 .  Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Иов.38:18 .  Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. Сохраняет свою силу и тот закон, по которому человеку недоступны источники моря, шеол со своими обитателями, и не поддается измерению широта земли. Иов.38:19 .  Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Иов.38:20 .  Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Равным образом, по установленным от Бога законам, свет и тьма – друг от друга разграниченные (ср. Иов 26.10 ), введенные в мировую жизнь физические силы. Иов.38:22 .  Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, Иов.38:23 .  которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? И как свет исполняет не только свое естественное назначение, но и служит целям высшего духовного мира – порядка (ст. 12–13), так точно и громадные запасы (евр. «оцерот» – магазины) снега и града являются в руках Божиих орудием для наказания злых людей ( Исх 9.17 и д.). Иов.38:24 .  По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Известным также законам подчиняется распространение света и направление восточного, сильного ( Иов 27.21 ) ветра, этих двух аналогичных по быстроте стихий. Иов.38:25 .  Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, Иов.38:26 .  чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, Иов.38:27 .  чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Не человеком установлены законы всех вышеописанных явлений, равным образом делом не его, а мудрого Провидения является орошение дождем необитаемых людьми стран с их растительностью. Благость Господа поддерживает существование своего создания – зелени (самая низшая форма растительного царства; синодальное «травные зародыши»; евр. «деше», «зелень»; ср. Быт 1.11–12 ). Иов.38:28 .  Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Понятие «ад» и его синоним «преисподняя» («на самом крайнем низу сущая, находящаяся в бездне, пропасти, например, преисподняя земли» — см. Даль) в тексте Б. не воплощаются в конкретной, подробной картине загробного мира. Согласно ветхозаветным представлениям, ад — место пребывания умерших: и праведных и грешных. Туда нисходят все живущие на земле (см. Ис.38:18 ; Иез.31:14 ) и никогда не выйдут оттуда (см. Иов 7:9 ; Пс.87:11–13 ). Сойти в преисподнюю, «насытясь днями», и «приложиться к народу своему», своим отцам ( Быт.25:8 ) — общая участь всех людей: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его» ( Иов 7:9–10 ). Порою в нее сходят «мирно» ( 3Цар. 2:6 ), но с печалью ( Быт.37:35 ), пребывая как тени по ту сторону «подземных вод» ( Иов.26:5 ), в стране мрака. «…Отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов.10:21-22 , см. также Пс.87:5,13 ). Преждевременный уход в «страну тени» трагичен, именно об этом сокрушается Иудейский царь Езекия, молясь Богу об избавлении от болезни: «…в преполовение (в середине. — Ред.) дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире…» ( Ис.38:10–11 ). Однако понятие «ад» («преисподняя») не сводится к обозначению потустороннего пространства, оно отражает двойственную природу мироустройства, открывая вместе с понятием «рай» ряд антонимических пар: жизнь — смерть, свет — тьма, верх (небеса) — низ (бездна), добро — зло, блаженство — мука, праведность — греховность. С представлением об аде как пристанище всего «нижнего» связана идея ада как наказания грешников. «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» ( Притч.15:24 ). «Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя — грешников» ( Иов.24:19 ). О царе Вавилонском, поработителе Израиля, сказано: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем… В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим… А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе…» Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:9, 11, 13, 15 ). О нераскаявшемся городе Капернауме: «…до неба вознесшийся, до ада низринешься…» ( Мф.11:23 ). Нечестивые люди «посрамятся, да умолкнут в аде» ( Пс.30:18 ). Обольщаемый женщиной должен знать, «что в глубине преисподней зазванные ею» ( Притч.9:18 , ср. 5:5; Ис.57:9 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

а. Въ конецъ, въ пснехъ сммъ, аломъ Двд, 1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. 1 . Объяснение выражений надписания см. выше стр. 17, 19, 22, 29. Соответствующие слав. выражению въ пснехъ слова: на струнных орудиях, которыми обыкновенно переводится евр. бингинот (ср. Пс.4:1; 53:1 , и др.), в нынешнем русск. переводе опущены. Но в пер. Росс. Библ. Общ. и в других русск.· пер. они читаются. в. Гди, да не твоею бличиши мен, ниж гнвомъ твоимъ накажеши мен. 2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. 2 . Испытывая телесные и душевные страдания, псалмопевец, в сознании своей виновности пред Богом, признает в них праведное наказание Божие за сбои грехи и с покорностью преклоняется пред небесным правосудием; но строгость суда и наказания Божия, превышающих меру терпения для слабых человеческих сил, вызывают из его сердца мольбу к Господу, чтобы Он смягчил строгость суда Своего, обличая его не во гнев, но с милостию, и облегчил бы тяжесть наказания, карая его не в ярости – не с раздражением беспощадного мстителя, но с кротостью и снисхождением отеческой любви, вразумляющей и исправляющей заблудшего своего сына (ср. Притч. 3:11–12 . Евр. 12:5–8 ). г. Помилй м, гди, к немощенъ исцли м, гди, к смтошас ксти мо, 3. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; д. и дша мо смтес и ты, гди, докол; 4. и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? 3–4. Псалмопевец не представляет ни оправдания во грехах своих, ни признает за собою права ва смягчение постигших его наказаний, а обращается единственно к благости и милосердию Божию и просить помилования по снисхождению к его немощи и из сострадания к его тяжким страданиям, которые превышают меру его терпения и которым не видно конца. Телесная болезнь его так велика, что он совершенно изнемог ( немощенъ есмь), – букв. увял, как подкошенное и спаленное солнцем растение (ср. Пс.36:2 ; Иов.15:16 ); самые основы его телесного состава, кости его, потрясены болезнью (= смтошас), лишились своей крепости, дрожат и не могут поддерживать его тела (ср. Ис.38:13 ; Иер.23:9 ; Авв.3:16 ). Вместе с телом и душа его сильно потрясена нравственными страданиями, происходящими от ощущения псалмопевца, что Господь отвратился от него Своею милостию и от неизвестности, будет ли конец Его гневу. Последнюю кнель псалмопевец выражает в виде вопроса к самому Господу о том, долго ли Он будет гневаться на него и поражать его страданиями?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В предшествующих стихах страдалец плакал о том, что Бог лишил его всех средств избежать бедствий. В ст. 10–12 говорится, что Бог преследует страдальца всеми способами. Бысть яко медведь и пр. Подобно хищным зверям, Бог подстерегает страдальца на каждом шагу. Образ медведя и льва прилагается в этом стихе не столько к Богу, сколько к халдеям, которые предназначены были Богом служит орудием наказания избранного народа, и которые, действительно, выполнили это назначение с жестокостью хищных зверей. Это сравнение врагов со львом и медведем было очень понятно для тех слушателей, которых имели в виду плачевный песни, так как в Палестине случаи нападения львов или медведей, – в особенности, на стада, – были обычным явлением ( 1Цар.17:34 и сл.). Вот почему образ льва встречается в Св. Писании очень часто, напр., ( Ос.13:8 ; Ам.5:19 ; Ис.17:12 ). Последнее место пророк при составлении 10 ст., быть может, имел пред глазами. Ср. также ( Иер.4:7; 5:6; 49:19; 50:44 ). Гна отступившего и пр. По Славянской библии, как и по LXX: κατεδωξεν φεστηκτα κα κατπαυσ με, θετ με φανισμνην, этот стих представляется очень темным. В Еврейском текста он читается . Слово (от «путь») LXX прочитали или «преследовал», а слово приняли за part. kal. от . Обычно же считают за ро. от и все выражение переводят: «извратил пути мои». Следующее слово LXX передают неточно, сохраняя только смысл: κατπαυσ με. Еврейский глаголь имеет значение «рассекать на части» ( 1Цар.15:33 ; Ис.7:3 ), «отрывать» (ветви от дерева, члены от тела). Вот почему принятое чтение LXX должно признать менее удачным, чем чтение διεσπραξν με (кодд. 22, 36, 48 и др.). Если, далее, и первую половину 11 ст., в интересах сближения с еврейским текстом, исправить по переводу Акилы: δος μου ξκλινε (см. Field.), то мысль получается вполне ясная. В 11 ст. мы имели бы дальнейшее раскрытие сравнения со львом. Лев сбил с пути страдальца («извратил пути», или, по Акиле, «уклонил» их, т.е., сделал так, что страдалец потерял путь), растерзал его и оставил лежать полумертвым (LXX: φανισμνην). Напряже лук Свой и пр. Пророк сравнивает Бога с стреляющим, а себя с целью, в которую направлены стрелы (ср. Иов.16:12; 6:4 ; Втор.32:23 ; Пс.38:3 ). Стрелы, посылаемые Богом, – бедствия, постигшие пророка и весь народ. А так как «те, кто учится попадать в цель, посылают не две, три или четыре стрелы, а много», то, следовательно, этим образом стрелка, пророк «хочет указать на непрерывность бедствий» (Феодорит). Ст. 13–15. Пусти в лядвия моя стрелы тула Своего. Бых в смехе всем людем моим, песнь их весь день. Насыти мя горести, напои мя желчи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Причащаясь чаши, взывал ты, Безсмертный, ученикам: плода винограднаго уже более не буду пить в (здешней) жизни с вами, ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Мф. 26:29). Питие новое превыше разума, говорю я, буду пить в царствии моем, сказал ты, Христе, возлюбленным, когда вместе с вами буду я, как Бог с богами; ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Псал. 81:1; Мф. 26:29). Песнь 5-я. Ирмос. Апостолы, соединяемые союзом любви,предавши себя владычествующему над всем Христу, простирали прекрасныя ноги, (чтобы) проповедывать всем мир (Ис. 52:7; Рим. 10:15). Держащая неудержимую и превознесенную на тверди воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка умывает ноги рабов (Быт. 1:7; Иов. 38:10; Иоан. 13:5). Ученикам Владыка подает пример смирения; облекающий небо облаками препоясуется лентием, и преклоняеть колено умыть ноги рабов Тот, в руке коего дыхание всего существующаго (Псал. 146:8; Иоан. 13:4). Песнь 6-я. Ирмос. Крайняя бездна грехов окружила меня, и уже не перенося волнения, как Иона, взываю к тебе Владыке: из тления изведи меня. Господом и Учителем вы называете меня, ученики; я истинно таков; — взывал ты, Спаситель: посему подражайте примеру, какой вы видели во мне (Иоан. 13:13. 15). Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо страсть в одном из вас неистово беснуется (Иоан. 13:10—11). Песнь 7-я. Ирмос. Отроки в Вавилоне не устрашились пламени пещи, но быв ввержены посреди огня и орошаемы, воспевали: благословен ты, Господи, Боже отцев наших. Иуда, замышляя злое, движением главы подавал знаки, а сам искал удобнаго времени предать на суд Судию, который есть Господь всех и Бог отцев наших (Мф. 26:16). Один из вас, взывал Христос к возлюбленным, предаст меня; они же, оставив радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Боже отцев наших (Мф. 26:22). Кто вместе со мною дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше было бы накогда не проходить врат жизни: так указывал, кто это был, Бог отцев наших (Мф. 26:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010