Иов , каноническая учительная книга, получившая свое название от имени лица, о котором она повествует ( β, от «преследуемый» или от «кающийся, обращающийся к Богу»). По своему содержанию кн. Иова разделяется на три части: 1) пролог (гл. 1–2), 2) рассуждение по поводу главного вопроса (3–42, 6) и 3) эпилог (42, 7–17). В прологе сообщаются сведения о лице Иова и повод к излагаемым ниже рассуждениям. Непорочный и боящийся Бога, наделенный всеми земными благами, Иов подвергается, по воле Божией, тяжкому испытанию. По действию сатаны он лишается всего своего имущества, теряет внезапно всех своих детей и, затем, поражается от подошвы ног до темени тяжкой проказой. Получив известие о несчастьях Иова, три его друга, Елифаз феманитянин, Вилфад савхеянин и Софар наамитянин пришли разделить скорбь его и утешить. Семь дней и семь ночей сидели они безмолвно пред Иовом, созерцая страшную картину его страданий. Но наконец Иов скорбною речью нарушил это молчание и начал рассуждение, излагаемое писателем далее. Это рассуждение, составляющее содержание главной части рассматриваемой книги (3–42:6), распадается на три отдела: 1) речи Иова и трех его друзей (гл. 3–31:40), 2) речи четвертого друга: – Елиуя (32–37) и 3) речи Иеговы (38–40:6) с краткими ответами на них Иова. Предметом этих речей служит вопрос о причинах страданий Иова, переходящий, с течением разговора, в более широкий вопрос о причинах страданий праведников вообще. Основные мысли, раскрываемые в намеченных выше отделах, таковы. 1) Под гнетом тяжких страданий, Иов проклинает ночь своего зачатия и день рождения ( Иов.3:1–10 ) выражает желание смерти ( Иов.3:1–10 ) и недоумение по поводу посылаемых людям от Бога страданий ( Иов.3:20–26 ). Разъясняя это недоумение, друзья Иова, говорящие в порядке возраста, стараются установить то общее положение, что в мире действует строгий закон мздовоздаяния, что невинный никогда не погибает, а наказанию подвергаются только нечестивые ( Иов.4:7–11 ; Иов.8:8–19 ), счастье которых не может быть продолжительным ( Иов.20:4–11 ). «Вспомни же», – говорит Елифаз – «погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы? Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» ( Иов.5:7–8 ). Неоднократным повторением указанного общего положения ( Иов.15:17–35 ) друзья желают навести Иова на мысль, что и его страдания являются последствием его грехов ( Иов.4: 12–21 ), и что средством избавления от этих страданий служит покаяние ( Иов.5:17–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVI Псалом 109 Христос относил к Себе как Богу и Мессии ( Мф.22:41 сл). Пс.109:1             Давида псалом.                         Сказал Господь Владыке 536 моему… Бог «Господь» (Яхве) говорит «Владыке» (Адон) – Богу-Мессии, Который был Владыкой (LXX: Господом) Давида 537 . Слова Псалма 109 стали решительным аргументом в полемике Иисуса с иудеями. «Когда собрались фарисеи, Иисус спросил их, говоря: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» Говорят Ему: «Давидов». Говорит им: «как же Давид, в Духе, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.22:41–46 ). Пс.109:1             Сказал Господь Владыке моему:                         седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих                         в подножие ног Твоих. «Седи» – воссядь на престоле (ср.: «сидеть на престоле царства своего»; Втор.17:18 ); также: пребывать («сидящий в небесах»; Пс.2:4 ). «Одесную Меня» – справа от Меня. Сидение с правой стороны, как место самое почетное, требует понимание в символике сторон света. Ощущение ветхозаветного человека относительно сторон света носило ярко выраженный символический характер: восток – направление вперед, запад – назад, север – налево, юг – направо. В Ветхом Завете север – направление, которые держат сторонники Божии, юг – сторона противников Божиих. В этой системе координат правая сторона (юг) – угрожает. Поэтому обвинитель на суде стоял с правой стороны от обвиняемого; у пророка Захарии (3:1) диавол стоит одесную; в Книге Иова ( Иов.39:30 ) Орел, птица, символизирующая крайнюю степень осознанного богоборчества, смотрит (ориентирован) на юг (на правую сторону); мучители Иова встали справа от него ( Иов.30:12 ). Напротив, от севера – левая сторона – приходит слава Божья ( Иов.37:22 ), приходит Дух от Бога ( Иез.1:4 ) 538 . От севера ожидается сгущение облачной влаги в снег и иней – образ воплощения Мессии ( Иов.38:22–24 ); поэтому «Север» – такая сторона света, которая не соотносится ни к какой другой стороной, они просто не мыслятся в той же плоскости: «Бог простирает Север над пустотою» (LXX: «ни на что»; Иов.26:7 ) 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИАФАН Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) [Евр.    ,   греч. Λευαθν; лат. Leviathan], имя сотворенного Богом мифического морского чудовища в ВЗ. Точная этимология евр. слова   не известна, возможно, оно является производным от семит. корня   со значением «сгибать, скручивать»; обычно это слово сопоставляется с араб.   - «извиваться», что может отдаленно указывать на змееподобный вид Л. Согласно т. н. народной этимологии, представленной в раввинистической лит-ре, имя Л. происходит от соединения 2 слов   - венок, завиток и   сокращенное от   - большая рыба, чудовище. И хотя сравнительная этимология может указывать на змееподобный вид Л., следует принимать во внимание, что Л.- имя собственное, а значит, представление о физическом облике чудовища не может быть основано только на происхождении этого термина. Л. в ВЗ Упоминается 6 раз в канонических книгах, преимущественно в поэтических текстах, к-рые не формируют при этом его единого образа. В одних текстах Л. предстает вселенским монстром и противником Господа (Пс 73. 13-14), в других - Его послушным творением (Пс 103. 26). Образ Л. стоит в одном ряду с описаниями др. морских чудовищ, выступающих в виде сверхъестественных противников Бога: дракона (   - Ис 27.1), моря или морского чудовища (   - Иов 7. 12), а также Раава (Ис 51. 9; Пс 86. 4; 88. 11). В переводе LXX можно усмотреть тенденцию к демифологизированию и деперсонифицированию образа Л.: вместо имени собственного в Иов 3. 8 использовано слово «кит», а в Ис 27. 1; Иов 40. 20; Пс 74. 14; 103. 26 - «дракон» (δρκων). В Пс 73. 13-14 провозглашение спасительного владычества Господа над всей землей сопровождается упоминанием Его побед над морем (  ), драконами (   - вариант «змиями») и Л., у к-рого Господь, согласно синодальному переводу, сокрушил главу (Пс 73. 14). В Масоретском тексте, так же как в Септуагинте и Вульгате, говорится о сокрушении «голов» у Л., который, т. о., представлен в этом стихе как многоголовый морской змей. Рассказ о победе Господа над Л. служит вступлением к прославлению последующего совершённого Им упорядочивания вселенной. Очевидно, описание победы Господа в первозданной битве над олицетворяющим воды хаоса Л., включенное в контекст поэтического повествования о творении мира (Пс 73. 15-17), призвано утешить скорбящих, оплакивающих осквернение святилища врагами Господа (Пс 73. 1-10). Отголоски представления о противостоянии Господа морскому чудовищу представлены также в Иов 7. 12; 9. 13; 26. 12; 38. 8-11 (отдельные авторы рассматривают эти примеры как аллюзии на Л.- см., напр.: Lipinski. P. 506).

http://pravenc.ru/text/2463309.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Кровь (Blood) Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений. Кровь как символ человеческой жизни . Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь ( Ин.1:13 ; Гал.1:16 ; 1Кор.15:50 ). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека ( 1Кор.15:50 ). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» ( Ин.19:34 ; 1Ин. 5:6 ). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости ( Лк.24:39 ). Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови ( Лев.17:11 ; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни ( 2Цар.23:17 ; 1Пар.11:19 ) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его ( Ек.12:7 ) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития ( Быт.4:10 ). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» ( Иов.16:18 ). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий ( Иез.5:17 ; Авв.2:17 ), Жертвоприношений детей ( Иез.23:37, 45 ), зависти и ревности ( Иез.16:38 ), убийства из алчности ( 3Цар.21:19 ; 4Цар.9:26 ) и даже самоубийства ( Мф.27:8 ; Деян.1:18–19 ). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах ( Ис.63:6 ). Кровь как символ вины . Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» ( Ос.1:4 ), «город нечестивцев, запятнанный кровью» ( Ос.6:8 ), «руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей ( Пс.138:19 ). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу ( Иез.35:6 ). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти ( Притч.28:17 ). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести ( Быт.4:13 ). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках ( Мф.27:24–25 , см. ОМОВЕНИЕ РУК ). Кровавые дела ожидают расплаты ( 2Цар.16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

М.Д. Благовещенский Глава третья Ст. 1–3. Аз муж видя нищету (мою) в жезле ярости Его на мя. Поят мя и отведе мя во тму, а не во свет. Обаче на мя обрати руку Свою весь день В начале каждого из трех первых стихов пророк поставляет местоимение первого лица, желая отметить этим переход к описанию личных страданий. Аз муж видя нищету. Побуждение, по какому пророк останавливается на личных страданиях, заключается в том, что страдания эти были особенно тяжелы; он воочию видел, на собственном опыте узнал всю тяжесть постигшей народ нищеты, т.е., бедствия. Поят мя и отведе мя во тму, а не во свет . Пророк по преимуществу осужден был на беспросветную печаль и мучения. Хотя образ тьмы и употребляется в Св. Писании как указание на печаль и страдания (ср. особ. Иов.12:25 и Ам.5:18 ), тем не менее очень возможно, что этот образ избран пророком не без влияния воспоминаний об обстоятельствах личной жизни, именно, – о заключении в темнице ( Иер.37:16, 29 ). Обаче на мя обрати руку Свою весь день , т.е., непрерывно, постоянно. Пророк так глубоко чувствовал карающую руку Божью, что ему казалось, будто бедствия предназначались служить наказанием не всему народу, но одному ему. В 3 ст. в еврейском тексте поставлены два глагола , имеющие одинаковое значение: «обращать». Один из этих глаголов LXX пропускают, быть может, с целью избежать повторения. Из греческого текста эта особенность перешла и в славянскую библию. Впрочем, в некоторых кодексах греческий текст восполнен по еврейской библии. Так, у Оригена 13 ст. читается πλν ν μο πστρεψε (κα στρεψεν) χερα ατο. Также и в кодексе 88 и в Syro–Hex. (см. Field), У бл. Феодорита: πστρεψεν, λλαξε χ. αυτ. То же и в кодексах 22, 36, 48, 51, 96, 198. Ст. 4–6. Обетши плоть мою и кожу мою, кости моя сокруши. Согради на мя и объя главу мою и утруди. В темных посади мя, яко же мертвые века Начиная с 4-го ст., пророк приводит целый ряд образов, в которых точнее определяет, в чем заключался тот жезл ярости, о котором говорилось выше. Обетши плоть мою , и пр. Плоть и кожа – внешние, наружные части тела, кости – внутренние. Страдания пророка были так тяжелы, что как будто бы и внешние и внутренние части организма, – следовательно, все тело его поражено было болезнью, как будто бы все оно обветшало, сделалось негодным, как изношенная одежда (ср. Иов.30:17, 13 ; Ис.38:13 ; Притч.5:11 ). Но источник страданий пророка не внутренний только, не одни только болезни его тела, а и внешний. Согради на мя и пр. И извне пророка со всех сторон окружают бедствия. Судьба его подобна судьбе окруженного врагами города. Для пророка как бы отрезаны все пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Утро, заря (Morning) Утро – в первую очередь, образ нового начала в человеческой жизни. Оно возвещает окончание ночи и начало нового дня. Ночь означает прекращение трудовой деятельности, утро указывает на ее возобновление. Заря – это время, когда восстанавливается пульс жизни. О заре и утре в Библии упоминается свыше двухсот раз, и наибольшее число упоминаний соотносится с утром как со временем, когда люди начинают заниматься активной и целенаправленной деятельностью. Но в Библии утро связывается не только с началом обычных дел, но и с особыми событиями, которые должны произойти, особенно имеющими духовное значение. В обоих случаях утро – особое время Бога, и оно символизирует возможность для человека достигнуть чего-то значительного. На чисто физическом уровне библейское воображение привлекает внимание к великолепию зари. Например, начало дня метафорически персонифицируется как мифологическое создание (которому в других культурах поклонялись как божеству) с крыльями ( Пс.138:9 ), которое можно разбудить музыкой ( Пс.56:9 ) и которое отличается гигантскими ресницами и привлекательным взглядом ( Иов.3:9; 41:10 ; Песн.6:10 ). Но в этой персонификации проявляется двойственность – хотя утро приносит свет и разгоняет тьму, оно также служит вдохновителем непокорной звезды, символизирующей преисподнюю ( Ис.14:12–15 ). Поддержание Богом ежедневного распорядка персонифицированного утра по своим нравственным последствиям сравнимо с укрощением бунтующего моря и надзором за глубинами бездны и вратами смерти ( Иов.38:8–17 ). В еврейском Писании заря «восходит», и в этом, возможно, отражается ее связь с подземным миром, проявляющаяся и в других культурах древнего Ближнего Востока. Персонифицированная заря связывается обычно в еврейском языке с мужским полом, но в одном случае предстает в женском обличии, когда речь идет о «чреве прежде денницы» ( Пс.109:3 ), порождающей обновленную росу. Привлекательный характер восхода солнца ярче всего выражен в Пс.18:6 , где он сравнивается с выходом жениха из брачного чертога и исполином перед забегом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священник I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) евр. слово кохен – «священник» происходит от глагола кохан ­­ «быть священнодействующим», «совершать священное служение», т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало «стоять». В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С. как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср. Втор. 10:8 ; Втор. 18 – правда, в этих местах Библии говорится не о С. в собств. смысле слова, а о ⇒ левитах). Некоторые ученые считают, что глагол кохан когда-то имел значение «снаряжать», «приготавливать» (в частн., жертву), что, однако, маловероятно. Наконец, в араб. яз. есть родств. слово, имеющее значение «предсказатель». Но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку С. у большинства народов одноврем. отправляли культ и сообщали указания божеств; 2) в списке придворных Давида и Соломона слово кохен обозначает, судя по контексту, чиновника, советника. В 2Цар. 8 " священниками» (в Синод. пер. – «первыми при дворе») названы сыновья Давида. Ира Иаритянин ( 2Цар. 20:26 ) также, по-видимому, занимал какой-то пост при дворе. II. СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В Библии говорится, что еще Каин и Авель, Ной и патриархи приносили жертвы Богу, а в Исх. 19упоминаются уже С. Вероятно, здесь имеются в виду люди, исполнявшие обязанности С. как главы своих семейств ( Иов. 1:5 ). Особое место занимает священство ⇒ Мелхиседека. У горы Синай Бог поручил Моисею посвятить в С. ⇒ Аарона и сыновей Аарона ⇒ Надава , ⇒ Авиуда , ⇒ Елеазара и ⇒ Ифамара ( Исх. 28:1 ). На священнич. служение были посвящены эти люди и их потомки, ⇒ левиты были подчинены им и должны были исполнять вспомогат. роль при служении в святилище ( Числ. 3:5–13 ; Числ. 8:5–22 ; Числ. 18:6 ). Однако в Библии зафиксированы случаи, в которых уже после введения Ааронова священства жертвы Господу приносили также люди, не принадлежавшие к числу потомков Аарона. Конечно, сообщения о жертвах, приносимых Давидом ( 2Цар. 6:17 ) и Соломоном ( 3Цар. 3:3 ), не означают, что эти цари собственноручно совершали обряд жертвоприношения во всей его полноте. В случаях с Гедеоном ( Суд. 6:17–21 ), Маноем ( Суд. 13:15–20 ), Самуилом ( 1Цар. 7:9 ; 1Цар. 9:12 ; 1Цар. 10:8 ; 1Цар. 16:2–5 ) и пр. Илией ( 3Цар. 18:30–38 ) об этом говорится определенно. Из текста Библии видно, что жертвы Господу приносили и мужчины, не принадлежавшие к семейству, которому Бог у горы Синай вверил священство, однако при этом следует принимать во внимание конкретные обстоят-ва (полит. обстановку в эпоху судей; разрушение святилища в Силоме; отделение Северного царства от Иерусалима):

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Поучение на страсти Господа нашего Иисуса Христа («Все проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь» (Плач. 1:12)) Да остановится здесь всякий человек, проходящий путь болезненного сего жития, да посмотрит и видит, есть ли болезнь, подобная болезни Господа нашего Иисуса Христа, носящего наши болезни, о Котором пророк говорит: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» ( 1Пет. 2:24 ). Каждый купец, которому случалось проходить опасными дорогами, видеть много зла и попадаться разбойникам, остановись и посмотри, есть ли столь лютый варвар, столь немилосердный разбойник, как здесь, где раб Владыку, тварь Создателя, человек Бога так связывает, обесчещивает, обнажает, мучает и бесчеловечно умерщвляет: «Умертвили, повесив на древе» ( Деян. 5:30 ). Каждый, кто многими скорбями, тесным и прискорбным путем старается войти в небо, остановись здесь, посмотри и увидь, есть ли такая скорбь, как скорбь Того, Который говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ; Мк. 14:34 ). О вы, проходящие по пути! Обернитесь и посмотрите на Того, у Кого «нет ни вида, ни величия» ( Ис. 53:2 ), примите во внимание, «как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его» ( Лк. 24:20 )! Обернитесь и посмотрите! Скажу словами Августа новыми: «Сын Божий ко Кресту ведется, тернием венчается пришедший уничтожить терния грешных, вяжется разрешающий на древе связанных, повешивается возводящий низверженных, уксусом напояется Источник жизни, Тот, Который определил некогда за совершенный в раю грех матери в болезнях рождать чад, Сам теперь, как мать, страдает, порождая нас кровью и водой: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ). В печали, в болезнях и муках рождает нас: «Когда у беременной женщины приближаются роды, она от боли кричит» ( Ис. 26:17 ), и от нестерпимой и тяжкой той болезни вопиет: «О вы, проходящие по пути, обратитесь и видите!» Как бы с многострадальных Иовом говорит: «Помилуйте Меня, помилуйте Меня, о други!» ( Иов. 19:21 ), – то есть соболезнуйте, состраждите Мне, сжальтесь надо Мной, все взирающие на Меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Псалом 70 Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленившихся, не надписан у еврей Говорят, что Давид написал этот псалом от лица сынов Ионадава и других отведенных в первое вавилонское переселение. И надписание псалма сделано Семьюдесятью, которые нашли его у евреев ненадписанным. Потомки же Ионадава были тогда в величайшем уважении у прочих пленников, от лица которых, как мы сказали, и молит пророк Бога избавить от власти врагов и даровать спасение. Можем и этого псалма слова приспособительно относить к видимым и невидимым врагам (1). (1) Слова св. Афанасия: В настоящем псалме св. апостолы представлены приносящими о себе молитву и благодарение за то, что Он, когда утесняли их гонители за евангельскую проповедь, спас их от демонов, сих мысленных наветников, злоумышлявших против душ их. При сем дают они обещание, освободившись от подзаконного служения, приносить Богу только жертву хвалы. Пс.70:1 .  На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Пс.70:2 .  Правдою Твоею избави мя, и изми мя; приклони ко мне ухо Твое, и спаси мя Все эти слова находятся и в 30-м псалме; только там вместо: «спаси мя», стоит: «ускори изъяти мя». Пс.70:3 .  Буди ми в Бога защитителя и в место крепко спасти мя 30-м псалме вместо слов: «в место крепко», сказано: «в доме прибежища». Яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты помянутом же псалме вместо «утверждение» стоит «держава». Пс.70:4 .  Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступного и обидящего Ибо таковы были господствовавшие над ними. Пс.70:5 .  Яко Ты еси терпение мое В 38-м псалме сказано: «И ныне, кто терпение мое, не Господь ли?» И в псалме 24-м: «и Тебе терпех весь день». Господи, упование мое от юности моея Это ясно само собою. Пс.70:6 .  В Тебе утвердихся от утробы Не только от юности я надеялся на Тебя, но от самого матерняго чрева, т. е. со времени своего рождения я в Тебе одном имею опору и укрепление, переданное мне от родителей моих. Отсюда ясно, что имел и благочестивых родителей. Другие объясняют иначе: когда в восьмой день обрезывали детей, то как бы от самого матерняго чрева вручали их Богу. Нужно же при этом знать, что слова: «от утробы, от чрева матери» и подобные им древний язык привык употреблять гиперболически. Разуметь же под ними нужно то время, с которого начинается понимание и разумение. Подобное сему читаем и у Иова: «аще же и хлеб мой ядох един, и сирому не преподах от него? Понеже от юности моея кормих якоже отец, и от чрева матери моея наставлях» ( Иов.31:17 ). Не возможно же делать все это с самого времени рождения. Очевидно, что этот образ выражения указывает на время начала способности понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Бог как хозяин (Host, God as) Библейский образ Бога как Хозяина основывается на характерных действиях людей, принимающих гостей: в качестве небесного Хозяина Бог совершает те же самые дела, что и люди. Библейский образ Бога как Хозяина определяется необычайным значением, придававшимся в Древнем мире обязанностям хозяина перед гостями. Древние греки рассматривали гостеприимство как признак цивилизованности, римляне считали его священным долгом, а евреи разработали доскональный кодекс гостеприимства применительно к условиям кочевой жизни, в которой передвижения с места на место требовали предоставления различных услуг по типу постоялых дворов. Принимавшие гостей люди предлагали им защиту, кров и пищу. Действия Бога как Хозяина в метафорическом смысле следуют той же схеме, причем чаще всего упоминается о предоставлении пищи. При рассмотрении вопроса особое внимание уделяется тем местам в Библии, где Бог проявляет попечение о Своих созданиях, нередко приглашая или повелевая принять Его заботу и выступая при этом в роли хозяина, принимающего гостей. Материальное обеспечение . Обеспечивать питанием Свои создания Бог начал с сотворения мира. Кульминационный пункт в Быт.1 – заявление Бога, что всем животным на земле «дал Я всю зелень травную в пищу» ( Быт.1:30 ). Хозяином, обеспечивающим жизненные потребности животных, Бог изображается в Ветхом Завете и далее ( Пс.103:27–28 ; Иов.38:39–41 ). Но, разумеется, главным объектом Божьей заботы о пропитании обычно показывается человек. Это обеспечение началось в саду. Глава Быт.2 пронизана темой чудесной заботы Бога о нуждах людей, и эта забота отчасти выражалась как поведение хозяина по отношению к гостю – в форме предоставления безопасного и привлекательного места для проживания и отдыха, пищи и общения. Первыми словами Бога Адаму были: «От всякого дерева в саду ты будешь есть» ( Быт.2:16 ). В рассказе об исходе метафора Бога как Хозяина не выражается прямо, но все же присутствует. Народ Израиля крайне нуждался в Боге для выживания в пустыне, и Бог давал защиту и пищу. Примечательные примеры – манна, вода из скалы ( Исх.17:1–7 ) и перепела ( Исх.16 ). Автор Книги Исход не пользуется образом Бога как Хозяина, но псалмопевец в своей ретроспективной картине подходит к нему ближе: в Пс.77:19 Бог изображается готовящим трапезу в пустыне, а в Пс.104:39–41 содержатся еще более конкретные образы приема гостей:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010