К наст. времени имеются крайне отрывочные сведения о настоятелях обители вплоть до нач. XX в. Первым известным настоятелем обители являлся архим. Иов († 1551), среди его преемников - архимандриты Геронтий († 1563), Геннадий (упом. в 1567), Феодосий (упом. в 1603 и 1604), Иосиф (упом. в 1610-1615), Варлаам (упом. в 1638). В кон. XVI в. О. В. м. славился своими иконописцами. Так, иноки Иов и Нифонт в 1595 г. создали 3 образа прп. Нила Столобенского. Возможно, что насельниками О. В. м. написаны 2 иконы прп. Савватия Тверского (ныне в Центральном музее древнерус. культуры и искусства им. Андрея Рублёва). В 1816 г. братия О. В. м. составляла 3 чел., в 1859 г.- 6 чел., в 70-х гг. XIX в. и нач. XX в.- 5 чел. Сразу после преобразования О. В. м. в жен. мон-рь туда были переведены 9 чел. (2 монахини и 7 послушниц) из новоторжского в честь Воскресения Господня жен. мон-ря; к 1913 г. численность насельниц возросла до 137 чел. Настоятельницами обители были игумении Евдоксия (1903-1908), Сергия (Виноградова; 1908-1917), Ангелина (1917-1918) и Виталия (Григорьева; окт. 1918 - окт. 1919). После закрытия обители часть сестер перешла в тверской в честь Рождества Христова женский монастырь , часть - влилась в приходскую общину ц. Успения Пресв. Богородицы на Волынском кладбище Твери; нек-рые остались в Орше при трудовой школе-коммуне в качестве обслуживающего персонала. В 30-х гг. XX в. многие из бывш. насельниц пострадали в ходе репрессий. Материальное обеспечение Основные владения О. В. м. сложились не позднее 1-й пол. XVI в. Согласно Дозорной книге Тверского у. 1551-1554 гг., владения мон-ря составляли 3 территориальных комплекса: 1 в вол. Захожье (буд. Захожский стан Тверского у.) и 2 в волости Шейский у. (буд. Шейский и Кушальский стан Тверского у.). В вол. Захожье это были села Семёновское (с 10 деревнями и 1 починком) и Перхуровское (с 34 деревнями и 1 сельцом) (Писцовые мат-лы. 2005. С. 369-370). Второй комплекс располагался на левом берегу р. Волги, к востоку от обители, перемежаясь с землями Савватьевского мон-ря, и включал 3 села: Юрьевское (с 40 деревнями и 10 починками), Лисицы (Лисицыно; с 23 деревнями и 15 починками) и Замошье (с 33 деревнями, 28 починками и 1 займищем) (Там же. С. 291-292). Третий комплекс находился на правом берегу р. Волги и включал с. Ховлановское (с 27 деревнями и 14 починками) (Там же. С. 292). Согласно Писцовой книге Тверского у. 1580 г., мон-рь также владел двором в слободке на острове на оз. Глубоком (ныне Рамешковский р-н Тверской обл.) (Там же. С. 373).

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Объясн. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19–20 ; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3–9 , к государству: 2Пар.7:17–22 ; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах: Мф.16:18:28:20 ; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4–5 ; 1Кор.12:12–13 ; Лк.3:14 . Рим.4:16 . «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам». Объясн. Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что: «отец наш есть Авраам»: Ин.8:39 , но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; притом из следующего 17 ст. видно, что Богом Авраам поставлен отцом многих народов: «как много звёзд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришлецы на земле: Евр.11:12–13 . Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнит обещанное». Объясн. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, но сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»: Притч.3:5 . Рим.11:29 . «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Объясн. Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14 , а ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28 , и вследствие своего ожесточения ещё раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38 ; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о спасении Мф.19:26 . «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу». Объяснение. «Всё возможно Богу» сделать не для тех, которые говорят Ему: «отойди от нас – не хотим знать путей твоих»: Иов.21:13–14 , а для тех, которые хотя сколько-нибудь могут веровать: Мк.16:16 , и которые послушны Церкви: Мф.18:17 . Лк.13:24 . «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Объяснение. Тесные врата, ведущие в жизнь: Мф.7:14 , открыты пред нами, пока не настал последний час втор. пришествия Господня: Лк.13:25–28 ; а в частности, для каждого из нас – пока не постигла смерть: Евр.9:27 ; поэтому не напрасно Писание заставляет нас помнить о конце, чтобы не грешить: Сир.7:39:28:5–6 . Ин.14:6 . «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Объясн. Христос есть Искупитель, и только чрез веру в искупительные заслуги Его возможно спасение: Ин.6:51:53 ; чтобы веровать в искупительную жертву Христову, надо об этой жертве слышать: Рим.10:17 ; для передачи Своего учения Господь поставил апостолов и их преемников: Еф.4:11 ; Деян.14:23 ; кто не будет их слушать, то не слушает Самого Господа: Лк.10:16 , а стало быть, не приходит, но удаляется от Него: Пс.72:27 . Ин.17:2–3 . «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Объяснение. Люди своими грехами отпали от Бога и стали плотью: Быт.6:3 , но Бог не хотел погибели рода человеческого, а хотел его вразумления и спасения. Посему Отец и предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил их спасение и дал им живот вечный. Основанием и началом жизни вечной служит познание Бога Отца и посланного Им в мир Иисуса Христа; кто уверовал во Христа и крестился, тот спасён: Мк.16:16 , а неуверовавший осуждён: Ин.12:48 ; но и уверовавший должен до конца сохранить свою веру: Мф.10:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

28.       Дионисий , архиеп. Суздальский, хирот. 1384; † 15 окт. 1385, в Киеве. 29.       Фотий , Грек, прибыл в 1409–1410; † 8 июля 1431. Святой. 30.       Григорий Цамблак ( Семивлах, Самвлах ), митр. Волыно-Литовский, хирот. 15 нояб. 1415; † 1419. 31.       Герасим хирот. 1433, из еписк. Смоленских; сожжён 1435. 32.       Исидор , Болгар 3 , прибыл в апр. 1437; бежал из Руси 1441 4 ; † 1463, в Риме 5 . 33.       Григорий , Болгар, с 1458; † 1472. 34.       Мисаил , еписк. Смоленский, с 1474; † 1477. 35.       Спиридон хирот. 1476 «, но отлучён 6 ; † 1503, в Ферапонтове мнтре. 36.       Симеон , с 1477; † 1488. 37.       Иона Глезна (хирот. 1482?), 1492. 38.       Макарий Чорт хирот. 1495, из архим. Виленских (Троицких?); убит 1 мая 1497. 39.       Иосиф Салтан , еписк. Смоленский, с 30 мая 1498; хирот. 1 мая 1500 7 ; † 1519. (Упом, в мае 1518). 40.       Иона хирот. 1520, из архим. Виленско-Вознесенского монастыря; † 1526. (Упом. в февр.). 41.       Иосиф в 1526 перев. из еписк. Полоцких (А. З. Р., III, прим. 2-е); † 1535. 42.       Макарий хирот. 1535 (А.3.Р., II, 185, 193, 197, 201 прим. 117-е); † 1555 (Упом. в окт.). 43.       Сильвестр Белкевич хирот. 1556, из архим. Троицкого Виленского монастыря; † 1568. 44.       Иона Протасович, еписк. Туровский, хирот. 1568 (упом. 25 июня); † 1577 (Отказался в сент. 1576 (А. 3. Р., III, 71). 45.       Илия Куча хирот. 23 сент. 1576. (Тоже, 71, 80); † 1579. 46.       Онисифор Девочка наречён 1579; хирот. 27 февр. 1583 (А. 3. Р., III, прим. 66-е); отлучён в 1588. 47.       Михаил Рагоза хирот., из архим. Троицкого Слуцкого монастыря, 27 июля 1589; † в сент. 1599. 48.       Ипатий Поцей , еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 22 сент. 1599; † 8 июля 1613. Он был униат. 49.       Иов Борецкий хирот. 9 окт. 1622 (sic.), из игум. Златоверхо-Михайловского монастыря; † 2 мар. 1631. 8 50.       Исаия Копинский , архиеп. Смоленский в 1631–33; 9 сменён и † в 1634. 51.       Пётр Могила , воеводич Молдавский, хирот. 8 апр. 1633, 10 из архим. Киево-Печерских; † 31 дек. 1646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

21. Ферапонт хирот. 9 мар. 1539, из игум. Ферапонтовских; † в мар. 1548. Погребён в Суздальском соборе. 22. Иона Собина хирот. 21 февр. 1544 из архим. Чудова монастыря; † 1548. Погребён в Суздальском соборе. 23. Трифон Ступишин хирот. 10 мар. 1549 из архим. Симонова монастыря; в 1551 оставил епархию. С 1563 архиепископ Полоцкий. 24. Афанасий, кн. Палецкий , 18 июня 1551 хирот. из игум. Кирилло-Белоезерских; упом. 2 февр. на соборе; в 1564 уволен на покой туда-же. С 1566 архиепископ Полоцкий. 25. Елевферий хирот. в 1564 из архим. Троице-Сергиевских; до 1567; (†...?) 26. Пафнутий , с 1567; † 26 нояб. 1569. 27. Варлаам хирот. в 1570, из игум. Махрищского монастыря; † 1586 и погребён в Махрищском митре. V. Архиепископы Суздальские и Торусские 28. Иов в 1587 хирот. из архим. Спасо-Евфимиевских; с мая 1589 архиепископ; в 1592 уволен на покой; † 24 июня 1594. Погребён в Спасо-Евфимиевом мнтре. 29. Галактион хирот. 1593 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; в 1609 изгнан и †. Погребён в Суздальском соборе. 30. Герасим в 1612 (в великий пост) хирот. в Казани из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; до 1615 († ...?). 31. Арсений , Грек, перев. из Твери 1616 (упом. в окт.), а в начале 1626 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1630. 32. Иосиф Курцевич , епископ Волынский, прибыл в Москву в июле 1625, определён в авг. 1626, а 22 мар. 1634 отлучён и послан в Сийский мнтрь; † 15 июня 1642 – в Зилантове. 33. Серапион 5 окт. 1634 хирот. из игум. Тольгских; † 1663 (упом. в мае). Погребён в Суздальском соборе. 34. Софроний хирот. 29 янв. (sic) 1654 из архим. Хутынских и в мор † 13 сент. 1654 (в Москве). Погребён в Суздальском соборе. 35. Иосиф хирот. 1655, упом. в февр. (sic) 1655, из ризничих Саввы-Сторожевского монастыря; упом. в апр. 1656 (а 1658 бывший, в Казани). 36. Филарет хирот. 10 авг. 1656, из иноков Саввы-Сторожевского монастыря, а 1658 перев. в Смоленск. 37. Стефан хирот. 2 мая 1658–60. После при Архангельском соборе в Москве (в февр. 1661). VI. Архиепископы Суздальские и Юрьевские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие своего мистицизма Голицын сделался жалкой игрушкой в руках сектантов и в то же время покровителем пропагандистов западных исповеданий. Он защищал духоборцев, покровительствовал Селиванову, содействовал прозелитическим успехам иезуитов, опутавших Россию целой сетью своих миссий 27 , оказывал постоянную помощь различным протестантским миссионерам 28 . Поддерживая все религиозные течения, исповедания и секты, князь Голицын оказался слишком тяжелым бременем только для господствующей Церкви. Одним из активных проповедников мистицизма и ярким представителем его в литературе был А.Ф. Лабзин. Унаследовав еще старые масонские предания 29 , Лабзин старался оживлять и дополнять их новыми веяниями из области мистицизма. Особенно много он позаимствовал у Юнга Штиллинга и Эккартсгаузена. Лабзин считал учение Церкви сухим и однообразным, а потому и слабо действующим на душу человека. Он задался целью оживить Церковь и выдавал себя за истинного истолкователя религии. Стремясь быть реформатором, он неуважительно и даже с некоторым пренебрежением относился к законным представителям Церкви. С целью популяризации мистических идей Лабзин начал издавать собственный журнал под названием «Сионский вестник» 30 . Вследствие неутомимой деятельности Лабзина в печати появилось множество мистических произведений 31 . Все мистические сочинения и переводы печатались с разрешения светской цензуры. Мистицизм настолько распространился в то время, что проник даже в духовные школы. Архимандрит Фотий сообщает, что некоторые студенты С.-Петербургской Духовной Академии его времени сильно увлекались мистическими сочинениями, особенно переводами из сочинений Штиллинга, и зачитывались ими до самозабвения 32 . Мистицизмом заражались даже духовные лица. Печальным примером тому может служить законоучитель второго кадетского корпуса иеромонах Иов, который в порыве религиозного исступления, придя в церковь , изрезал ножом иконы Спасителя и Божией Матери 33 . 23 Мистицизм – ложно-духовное направление, проповедовало необходимость непосредственного общения человека с Богом; универсальную, исключительно сердечную, субъективную религию без догматов и Церкви, основанную на непосредственных озарениях от якобы Духа Божия и вещаниях внутреннего «слова» в духе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Правильное чтение: «заставишь ли его скакать, как саранчу?» Гарцуя, переходя в галоп, лошадь делает скачки, подобно саранче (ср. Иоиль 2.4 ), а проявляемая ею в данном случае горячность сказывается в храпе, пугающем окружающих, и привычке бить, рыть копытом землю. Иов.39:22 .  он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча; Иов.39:23 .  колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик; Иов.39:24 .  в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; Иов.39:25 .  при трубном звуке он издает голос: гу! гу! и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик. Не уменьшается горячность лошади и обстановкою битвы. Для нее – ничто меч, сверкание копья и дротика, а звуки трубы, – употребляемого на войне сигнального рожка (евр. «шофар», ср. Суд. 3.27 ; 2Цар 2.28, 20.22 ), и крики вождей приводят ее еще в большее возбуждение. Иов.39:26 .  Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? Подобно другим птицам, «нец» – «ястреб» наделен инстинктом предчувствовать наступление холода и на время зимы перелетать на полдень – в теплые страны. Иов.39:27 .  По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Иов.39:28 .  Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных; Иов.39:29 .  оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко; Иов.39:30 .  птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он. Ряд явлений мира животного начинается описанием царя зверей, – льва ( Иов 38.39 ), а заканчивается описанием царя птиц, – орла. Его особенностью является привычка вить гнездо на вершинах гор, в неприступных местах (ср. Иер 49.16 ), сообразно с чем ему и дано острое зрение, помогающее высматривать добычу с недоступных для человека высот. Иов.39:31 .  И продолжал Господь и сказал Иову: Иов.39:32 .  будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. Иов.39:33 .  И отвечал Иов Господу и сказал: Иов.39:34 .  вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.38:16 .  Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Иов.38:17 .  Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Иов.38:18 .  Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. Сохраняет свою силу и тот закон, по которому человеку недоступны источники моря, шеол со своими обитателями, и не поддается измерению широта земли. Иов.38:19 .  Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Иов.38:20 .  Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Равным образом, по установленным от Бога законам, свет и тьма – друг от друга разграниченные (ср. Иов 26.10 ), введенные в мировую жизнь физические силы. Иов.38:22 .  Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, Иов.38:23 .  которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? И как свет исполняет не только свое естественное назначение, но и служит целям высшего духовного мира – порядка (ст. 12–13), так точно и громадные запасы (евр. «оцерот» – магазины) снега и града являются в руках Божиих орудием для наказания злых людей ( Исх 9.17 и д.). Иов.38:24 .  По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Известным также законам подчиняется распространение света и направление восточного, сильного ( Иов 27.21 ) ветра, этих двух аналогичных по быстроте стихий. Иов.38:25 .  Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, Иов.38:26 .  чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, Иов.38:27 .  чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Не человеком установлены законы всех вышеописанных явлений, равным образом делом не его, а мудрого Провидения является орошение дождем необитаемых людьми стран с их растительностью. Благость Господа поддерживает существование своего создания – зелени (самая низшая форма растительного царства; синодальное «травные зародыши»; евр. «деше», «зелень»; ср. Быт 1.11–12 ). Иов.38:28 .  Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.15:20 .  Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя; Иов.15:21 .  звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель. Иов.15:22 .  Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч. Иов.15:23 .  Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы. Иов.15:24 .  Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве, Согласно излагаемому Елифазом учению предков, нечестивый никогда не пользуется настоящим миром; его совесть, обремененная преступлениями, постоянно заставляет страшиться бедствий. Мучения усиливаются еще тем обстоятельством, что грешник не знает конца им: «число лет закрыто от притеснителя» (ст. 20). Создаваемые на почве мучений совести предчувствия бедствий оправдываются: нечестивый слышит устрашающие звуки, которые предвещают ему гибель. И хотя она постигает его в то время, когда он наслаждается благоденствием (ст. 21), но спастись не представляется возможности: меч божественного мщения поражает грешника (ст. 22). Несчастье, на которое обречен нечестивый, – для богатого им является полная нищета (ст. 23) – постигает его с непреоборимою силою (ст. 24). Иов.15:25 .  за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, Иов.15:26 .  устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими; Иов.15:27 .  потому что он покрыл лице свое жиром своим и обложил туком лядвеи свои. Причиною гибели грешника является кичливое от сознания своей силы противление Богу (ст. 25; ср. Ис 23.11 ; Иез 25.7 ; ст. 26; ср. 1Цар 2.3 ; Пс 72.3–9, 74.5–6 ), соединенное с нечувствительностью к божественным воздействиям (ст. 27 ср. Втор 32.15 ; Пс 72.7, 11 ). Подобно ожиревшему, равнодушному ко всему окружающему человеку, грешник не хочет видеть и понять обращенных к нему вразумлений. Иов.15:28 .  И он селится в городах разоренных, в домах, в которых не живут, которые обречены на развалины. Одним из проявлений подобной настроенности является поселение грешника в тех местах, с которыми соединено воспоминание о божественном наказании, и которые, как наглядные памятники справедливого гнева, удерживают богобоязненных от попытки утвердиться в них. На основании следующего 29 ст. можно, кажется, думать, что поселение нечестивого в обреченных на запустение местах вызывается жадностью, страстью к приобретению богатств.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010