Святитель Григорий очень редко обращается к учению о Святой Троице, хотя постоянные контакты с варварскими народами, исповедовавшими арианство, казалось, требовали адекватной православной реакции. По мнению святителя Григория, вера в единого Бога Троицу (Гом. Иезек. II.8.11) 4 была общей для святых писателей Ветхого и Нового Завета. Так же как и святитель Афанасий Великий, он замечает, что в видении пророка Исайи (Ис 6:3) херувимы повторяли “Свят” три раза, чтобы указать на Троицу Лиц, и один раз “Господь Бог Саваоф”, чтобы указать на единую сущность Святой Троицы (Гом. Иезек. II.4.7; Толк. Иов. XXIX.31) 5 . Еще яснее тайна Святой Троицы открылась в Новом Завете. Крещальная формула, данная Самим Спасителем, указывает на Три ипостаси и единую сущность (Письма. I.43). Кроме единой сущности, святитель Григорий исповедует в Святой Троице единую силу (Гом. Еванг. 24.4). Сын Божий, Божия Сила и Премудрость, получает свое ипостасное бытие через рождение (oriendo, Толк. Иов. XXX.4.37) 6 . Он родился от Отца прежде всех времен, а точнее — вечно (Толк. Иов. XXIX.1.1). Сын во всем равен Отцу (Гом. Еванг. 25.6). Святой Дух получает Свое ипостасное бытие через исхождение (Толк. Иов. XXX.4.37). В учении об этом исхождении у святителя Григория нет полной ясности. Иногда он говорит, что Святой Дух прежде всех веков исходит от Отца (Там же. XXIX.31.74), а также что Он, исходя от Отца по Божеству, получает то, что принадлежит Сыну по домостроительству (Там же. V.36.65). Иногда святитель Григорий говорит, что Дух Утешитель вечно исходит от Отца и Сына (Диал. II.38). Это происходит из-за того, что святитель Григорий по-западному смешивает теологический и икономический аспекты учения о Святом Духе, в результате чего получается, что послание (missio) Его (то есть Духа) в мир есть само исхождение, которым Он исходит от Отца и Сына (Гом. Еванг. 26.2). Как Дух Обоих, то есть Отца и Сына, Он единосущен и равен Им Обоим (Гом. Еванг. 30.3; 26.2). Так же, как Сын по времени не “последствует” Отцу, так и Отец и Сын по времени не предшествуют Святому Духу, но Дух Им совечен (Толк. Иов. XXX.4.37). 2. Учение об ангелах

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

I. Патриарх Иов К оглавлению Патриарх Иов, в мире Иоанн, родился в городе Старице, где родители его числились между посадскими людьми, и отдан был для первоначального образования в старицкую Успенскую обитель, находившуюся на посаде. Здесь он, по словам его биографа, «воспитан и грамоте, и всему благочинию, и страху Божию добре обучен» от тогдашнего настоятеля обители архимандрита Германа, который потом по просьбе своего воспитанника постриг его в монашество, назвав Иовом, и оставил у себя на послушании . Этот Герман, архимандрит старицкой Успенской обители, был не тот Герман, по фамилии Садырев-Полев, который, будучи избран в 1551 г. в настоятели ее, правил ею всего два с половиною года и впоследствии сделался архиепископом Казанским, скончался в Москве и ныне нетленно почивает в Свияжском монастыре. Наставник Иова Герман, постригший его в монашество, скончался архимандритом Старицкой обители и погребен в ней близ церкви Успения Пресвятой Богородицы у западных дверей, против правого клироса . Город Старица, принадлежавший удельному князю Владимиру Андреевичу, с 1556 г. перешел в область царя Ивана Васильевича. Грозный царь вздумал как-то посетить свой новый город и находившуюся в нем обитель. Здесь он узнал Иова и велел произвесть его в архимандрита и настоятеля обители. Когда принял пострижение Иов и когда возведен в сан архимандрита, неизвестно, но в 1569 г., мая 6-го он упоминается как уже архимандрит старицкого Успенского монастыря . Скоро из скромной Старицкой обители Иов с тем же званием архимандрита и настоятеля перемещен был в столицу, сперва (1571) в Симонов монастырь, а потом (1575) в Новоспасский, считавшийся царским: новое доказательство царского благоволения к Иову. Еще быстрее совершалось восхождение его по степеням высшей церковной иерархии: в 1581 г. Иов был рукоположен во епископа Коломенского, в генваре 1586 г. получил сан архиепископа Ростовского, чрез одиннадцать месяцев сделался (11 декабря) митрополитом Московским, а еще чрез два с небольшим года возведен (26 генваря 1589 г.) в достоинство патриарха .

http://sedmitza.ru/lib/text/436095/

Пн Проект документа «Про життя людини з моменту зачаття» 24 червня 2019 р. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

Рассуждение двадцать девятое. О войне Ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим.2:3 ). § I Божественный Апостол Павел, показуя важность христианского звания, уподобляет оное воинствованию; a посему, возбуждая ученика своего Тимофея к сему высокому служению, пишет: ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов. Не неприлично убо рассмотреть, что есть воинствование? § II Воинствование духовное бывает в христианине верном. 1) Когда он воинствует верою, надеждою и терпением. Изящность и силу первой из сих добродетелей показуя, Богослов Иоанн говорит: сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:5 ). При одержании сей победы оружия не плотския потребны; но духовные сильны Богом на разорение твердем, помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяющее всяк разум в послушание Христово ( 2Кор.10:4–5 ). Сии оружия суть слово Божие, страх Божий, благочестие и молитва. 2) Воинствование духовное бывает, когда Сам Бог сражается против нас искушениями. О сем жалуясь Иов говорит к Богу: навел еси на мя искушения ( Иов.10:17 ). И на другом месте: стрелы Господни в теле моем суть, ихже ярость испивает кровь мою, егда начну глаголати, бодут мя ( Иов.6:4 ). Чтоб победить таковые искушения, потребны надежда и терпение. 3) Война духовная есть, когда мы сражаемся с грехами против нас воюющими. Чтоб мы на сей войне храбро и мужественно стояли, Апостол Пётр просит и молит, глаголя: возлюбленнии, молю яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу ( 1Пет.2:11 ). Надобно нам с сими врагами во всю жизнь неослабно сражаться, дабы при конце жизни мог всяк из нас сказать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он ( 2Тим.4:7–8 ). § III Причина, призывающая нас к воинствованию сему, есть сам Христос. Ибо α). Он есть Верховный Вождь Церкви Своей: Михаил князь великий стояй о сынех людей своих ( Дан.12:1 ). Он Сам Щит веры и спасения; на оный надеясь против врагов ополчится должны. Он бо есть Тот, о Коем говорит Давид: научаяй руце мои на ополчение, и персты моя на брань ( Пс.143:1 ). β) Христос Сам показал нам пример и образец воинствования, когда был в пустыни дний четыредесять, искушаем сатаною ( Мк.1:13 ). γ) Он возбуждает нас, дабы мы в сем воинствовании имели спутников: бодрость и молитву: бдите, – говорит, – и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф.26:41 ). δ) Сохраняет нас и помогает нам, когда мы против врагов наших ополчаемся. И Он есть Несозданный оный Архистратиг силы Господни, Исусу Навину явльшийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения 17 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и  Сына и Святого Духа! В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16). Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ [евр.  ,  араб.  ; греч. Ιβ], ветхозаветный праотец, о к-ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга ). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В Армянской Церкви память И. празднуется 6 мая, 26 дек. (в числе ветхозаветных праведников) и в 3-й четверг после Успения Пресв. Богородицы (в воскресенье, ближайшее к 15 авг.), в Коптской и Эфиопской Церквах - 2 пашонса/генбота (27 апр.; в нек-рых копт. Минологиях также 1 тоута (29 авг.), иногда с уточнением, что это память исцеления И.). В сиро-яковитских Минологиях VII-XIV вв. отмечена память И. 9 авг., к-рую в более поздних календарях вытеснила визант. память 6 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 34, 44, 77, 101, 112. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В католич. Церкви - 10 мая. Этимология имени В науке возобладало мнение, что   - древнее западносемит., возможно аморрейское, имя ( Knudsen. 1999). Это имя зафиксировано в источниках II тыс. до Р. Х., найденных в Египте (в текстах проклятий, в письмах из Амарны), Месопотамии (Мари) и Сирии (Алалах, Угарит). Реконструкция этого имени ayya-abum или ayya-abi позволяет истолковать его значение как «Где (Бог-)Отец?» ( Janzen. 1985) или «Где мой (Бог-)Отец?» ( Clines. 1989). Такое имя, вероятно, понималось как обращение к Богу за помощью; менее вероятно, как считает Д. Клайнс, оно давалось детям, чей отец умер до их рождения (Ibid.). Другая этимология этого имени, впервые выдвинутая, возможно, Г. Эвальдом, основана на сопоставлении с араб.   (возвращаться) и с его именным производным   (кающийся) (так И. назван в Коране 38. 44). Не исключено, что древнее западносемит. имя было переосмыслено в древнееврейском; оно может быть понято как производное от евр. корня  ,   (ненавидеть) либо с пассивным значением «ненавидимый, притесняемый» (ср.   - рожденный), либо с активным значением «ненавидящий, враждебный» (ср.   - сильный). Как предполагает Дж. Янзен, древнеевр. читатель видел в имени Иов игру слов, к-рая перекликается с содержанием книги: ее благочестивый герой («Где (Бог-)Отец?») терпит страдания («ненавидимый, притесняемый»). Клайнз, напротив, полагает, что в древнеевр. тексте имя  утратило древнее западносемит. значение.

http://pravenc.ru/text/578142.html

26. Библейские тексты о воскресении Воскресение предсказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» ( Ос. 13:14 ). – «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26:19 ). объяснено и описано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении... вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор. 15:41, 42, 52 ). ожидалось верными ветхого завета: «А я (говорит многострад. Иов) знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов. 19:25, 26 ). – »Ибо он (Авраам) думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование... жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» ( Евр. 11:19, 35 ). Иудеи веровали в воскресение: «Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес» ( Лк. 9:7, 8 ). «Марфа сказала Ему (Иисусу Христу): знаю, что воскреснет (Лазарь) в воскресение, в последний день» ( Ин. 11:24 ). возвещено и доказано нашим Господом: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф. 10:8 ). – «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» ( Мк. 12:25–27 ; Исх. 3:6 ). – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

69. Объяснение библейского повествования о сотворении человека «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:26, 27 ). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт. 2:7 ). «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающему по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый " ( Быт. 1:28–31 ). 55 . «В сотворении человека, – говорит святитель Филарет, митр. Московский, – достопримечательны: 1) время его сотворения в порядке прочих существ; 2) Божий о нем совет; 3) двойственный его состав из души и тела; 4) образ в нем Божий; 5) его назначение; 6) различие полов; 7) благословение, данное человеку. I. Человек созидается после всех видимых тварей. Ибо: а) всеобщий порядок видимого творения состоял в постоянном восхождении к совершеннейшему; б) человек есть малый мир, сокращение и как бы чистейшее извлечение всех естеств видимого мира; в) все прочие твари земные сотворены на службу его: и потому он вводится в мир, как владыка в дом, как священник во храм, совершенно устроенный и украшенный. II. Совет Божий о сотворении человека имеет у Моисея некоторый вид множества советующихся. Этот образ выражения: а) или заимствован из уст сильных земли ( 3Цар. 12:9 ; 1Ездр. 4:17 ), б) или вообще произошел из свойства языка, ( Иов. 18:2, 3 ; Дан. 4:36 ), в) или вводит Ангелов в участие совета Божия ( 3Цар. 22:20 ; Иов. 2:1 ; Дан. 4:13 ), г) или относится к трем лицам Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иов (Тывонюк), митр. Челябинский и Златоустовский. Фотография. 2010 г. (Тывонюк Дмитрий Яковлевич; 6.11.1938, Почаев, ныне Тернопольская обл., Украина - 01. 12 2020), митр. Челябинский и Златоустовский. Из крестьянской семьи. По окончании школы поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . Затем в течение года нес послушание в Свято-Троицком балтском мон-ре Одесской епархии. В 1957 г. поступил в Киевскую ДС. В 1958 г. был призван в армию. После демобилизации продолжил учебу в Одесской ДС, к-рую окончил в 1965 г., и поступил в МДА. В 1967 г. зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры . 20 июня 1968 г. пострижен в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского. 18 июля того же года Крутицким и Коломенским митр. Пименом (Извековым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен во диакона. В 1969 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: (история, описание и последняя реставрация)». 1 июня того же года митр. Пименом рукоположен во иерея. Определен настоятелем Воскресенского храма г. Читы. В 1970-1973 гг. учился в аспирантуре при МДА. С 1971 г. был референтом, а затем заведующим канцелярией Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. В 1974 г. возведен в сан игумена, 26 дек. того же года - в сан архимандрита. 3 янв. 1975 г. хиротонисан во епископа Зарайского. Назначен викарием Московской епархии. Хиротонию в Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Одновременно был назначен управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно - в США. 19 июля 1976 г. назначен заместителем председателя ОВЦС. 5-9 июня 1979 г. и в 1983 г. возглавлял паломнические группы РПЦ на Афон. 23 дек. 1980 г. включен в состав Комиссии Свящ. Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 23 марта 1981 г. назначен главой делегации Московского Патриархата при посещении подворья РПЦ в Белграде. 12 апр. 1982 г. возведен в сан архиепископа. 4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси награжден именной панагией. 30 нояб. 1988 г. назначен архиепископом Костромским и Галичским.

http://pravenc.ru/text/578188.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010