Глава 17. Продолжение речи Иова. Готовый встретить смерть с самоотвержением, Иов молит Бога о своем оправдании с тою целью, чтобы, к соблазну других, не унизилось его истинное благочестие от клеветы собеседников; вопреки их настойчивым советам, он не желает возвращения земных благ, потому что находится уже в полумертвом состоянии Ст. 1 Тлею духом (воздухом) носим. Положительный и добрый признак выздоровления – то обстоятельство, если больной принимает пищу и несколько часов наслаждается сном. Но Иов в последнее время питался только воздухом и страдал бессонницей; тело его быстро разлагалось, что служило ясным признаком того, что душа скоро разлучится с телом. Поэтому, не ожидая выздоровления, он искренно желает скорейшей кончины. Прошу же гроба и не улучаю. Иов уже не желает возвращаться с пепла, облитого гноем, в свой город, к благотворной и почетной деятельности, а молит Бога о скорейшем успокоении себя на смертном одре, и не получает возможности умереть; к огорчению своему, он все еще борется между жизнью и смертью, между надеждою и отчаяниям. Ст. 2. Молю болезнуя, и что сотворю. Молитва надежна и успешна, если она искренна и усердна. Но молитва Иова чиста, непрестанна и усердна: не смотря на свои страдания, он часто возносит руки и вопли к небу, сопровождая прочувствованные слова орошений слезами. И – увы! силы оставляют его более и более, но не окончательно. При этом помочь себе он никак совершенно не может. Украдоша же ми имение чуждии. По воле Божией, все имение Иова досталось в хищнические руки иноплеменников (савеев и халдеев). Это лишение всех средств к поддержанию и продлению земной жизни есть также вероятное предвестие близкого её конца. Ст. 3 Кто есть сей; рукою моею связан да будет. Неизвестно, кто были те хищники. Это – вольные сыны пустыни, незнающие ничьих прав. Их нельзя схватить, заковать в узы и предать суду. Очевидно, имущества, заграбленное их руками, погибло безвозвратно. Но за что такое наказание? Елифаз предполагал – за то, что Иов поднял руки против Господа, враждебно ожесточился против Него (гл. 15, ст. 25). Нет, Иов верен Богу, и у Него только ищет спасения (гл. 16, ст. 20). А друзья не могут или не желают понять этого...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Проект документа «Про життя людини з моменту зачаття» 24 червня 2019 р. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

Про принципи роботи в 4 лютого 2011 р. 14:25 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. О принципах организации социальной работы в Русской Православной 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»  (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся. Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1401896...

Содержание 1. Роса любви    Ее Пречистая Дева вышеестественными слезами от иконы Своей чудесно явила.     «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» (Иов. 30:25) Чудо 1    В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали. Беседа    Когда было орошено руно Гедеоново, то этим предзнаменовалась Божия любовь к людям, ради которой Отчее Слово воплотилось от Девы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16).    А когда икона Пресвятой Девы слезами себя орошала, какое в том виделось знамение? Не что иное, как знамение любви Ее к нам. А что слезы те служат ясным проявлением любви — вот, тотчас раскрою тебе истину.    Плакал Иисус над Лазарем, видят иудеи слезы Его и что говорят? О любви Его к Лазарю повествуют: «Иисус прослезился, тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его» (Ин. 11:35, 36). Также и друзья Иова, увидев своего любимого друга в струпьях от головы и до ног, «возвысили голос свой и зарыдали»: (Иов. 2:12).    Отсюда познай и причину слез Пречистой Девы: плачет над нами, ибо любит нас и, видя нас согнивших струпьями беззаконий и лежащих во гробе злого обычая и совсем уже умерших душой, — соболезнует нам и сострадает, проливая слезы, как Иисус над Лазарем и как трое друзей над Иовом.    Ибо воистину, злыми делами мы уподобляемся гниющему Иову и мертвому Лазарю: Иов — на гноище, Лазарь во гробе лежал, мы же — во грехах! Каждому из нас вопиет нужда: «Весь одержим страстями безмерными и на ложе зол низлежу!» Лежим и не встаем, как сказал о нас св. Давид: «Пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать» (Пс. 35:13). И мы даже не печемся о нашем вставании, по писанному: «когда впадет нечестивый во глубину зол, — нерадит» (Притч. 18:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Иов, святитель, патриарх Московский и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля и 5/18 апреля, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Первый русский патриарх Иов (в миру Иоанн) родился около 1525 года в посадской семье в городе Старица. Образование получил в Успенском Старицком монастыре под руководством архимандрита Германа. В 1556 году пострижен в монашество в Успенском Старицком монастыре при архимандрите Германе, по смерти которого в начале 1569 года избран настоятелем монастыря. С 1571 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 1575 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. 16 апреля 1581 года хиротонисан во епископа Коломенского. 9 января 1586 года митрополитом Дионисием возведен в сан архиепископа Ростовского. 11 декабря 1587 года Собором русских иерархов поставлен на Московскую митрополию. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии патриарха Константинопольского Иеремии II и Собором русских иерархов, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом – первым патриархом Московским и всея Руси. В начале июня 1605 года насильно лишен патриаршего престола Дмитрием Самозванцем и простым монахом удален в заточение в Успенский Старицкий монастырь. В 1607 году в царствование Василия Шуйского приглашен в Москву для принятия всенародного покаяния. Скончался 19 июня 1607 года в Старицкой обители. Тело его перенесено в Москву в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича и положено в Успенском соборе Кремля. Внешний и внутренний облик патриарха Иова был исключительно приятным и привлекательным. «Муж нравом и учением и благочестием украшен», – говорили о нем современники. Был великий постник. Ежедневно литургисал, имел необыкновенную память. Знал наизусть всю Псалтирь, Евангелие и Апостол. Без книги совершал литургию Василия Великого , знал наизусть все молитвы на освящение воды на Богоявление и молитвы на вечерне Пятидесятницы. Чтение его было до того умилительно, громогласно и доброгласно, что все вместе с ним плакали. Отличался даром красноречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его ( Ин.11:35–36 ). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася ( Иов.2:12 ). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати ( Пс.35:13 ), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит ( Притч.18:3 ). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки ( Лк.12:13–31 ), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему ( Иез.18:23 ). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней ( Лк.7:13 ). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея ( Пс.84:3–4 ), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери. Нравоучение 1-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения 17 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и  Сына и Святого Духа! В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16). Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kaz...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Сванский (Свиньский) Успенский, от города Брянска в 3 верстах, существовал в XVI столетия. В 1681–86 зависел от Киевской Лавры и назывался «Новопечерский». Ныне третьеклассный. [VI, 35.] Игумены Тихон , 1560. Сергий , 1566 и 67. Иов , 1572. Варлаам , 1582; после архим. Петровский. Исаия , 1595, 99, 1603. Иаков , 1606. Марк , 1610. Варсонофий , 1614; после архим. Петровский. Иона , 1623, 30, 40. Иов Челюсткин , строит., 1625–27, 1630, 33, 35; после в Белевском Спасском. Феодосий , 1640–42. Иаков , 1643–55; † … Гермоген , 1655–57, отставлен. Марк , 1658–63. Варнава Глыбоцкий , 1664 и 65. Никодим , 1666–71, убит. Филарет Левшин , 1672–79, 2 сент. Маркелл , архим., 1679 и 80, 21 мар. хирот. в епископа Суздальского. Никон , архим., в сент. 1680 и 81 по мар.; куда выбыл, неизвестно. 10 мар. 1681 мнтрь приписан к Киево-Печерской Лавре, оттуда присылались Наместники Иоанн Максимович , из лаврских казначеев, в 1684–96, перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Сила Жоравский , 1696–99. Афанасий Миславский , 1700 и 1, февр., отозван в Лавру; после архим. в ней. Филофей Лещинский , 1701 и 2, 4 апр. хирот. в митрополита Сибирского. Серапион , в 1702–4. Антоний Тарасевич , в 1705–10. Модест Ильницкий , 1710–16,13 нояб. перев. в Нежинский Назарет. Иаков , с 1716; по … Илия … Варсонофий Ростоцкий , в 1721–27. Иннокентий Жданович , 1728–30. Варсонофий , в 1731–34. Иоиль Савицкий , 1738 и 39; † … Геннадий Васинский , 1743–45. Лука Белоусович , с 1745, а 21 июня 1752 посвящён в архим. Киево-Печерской Лавры. Гервасий , 1752, 13 сент. уволен. Иерофей , в 1752–55. Ипатий Войцехович , с 1758; † 23 мар. 1761. Ираклий Лятошевич , с 1761; в 1764 произведён в игумена; 10 янв. 1766 уволен, за болезнью. Каллист , игум., определён 10 янв. 1766; до 1770. Палладий , игум., определён 3 апр. 1770; † 7 июля 1787. 20 апр. 1786 мнтрь от Киево-Печерской Лавры отписан в епархиальное ведомство. Игумены Модест произведён 14 окт. 1787 из наместн. Саввы-Сторожевского монастыря; 22 окт. 1796 перев. в Орловский Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сборник Святоотеческие сотницы Преподобные авва Дорофей и Иоанн Лествичник Сотница о пути восхождения к духовному совершенству 1. Веруй, что ничего не бывает без Промысла Божия. 2. Кто смущает ближнего и вредит ему, тот содействует демону и погибели души. 3. Желая работать Господеви, уготовь душу твою во искушение (Сир. 2:1). 4. Иов сказал: Не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7:1) – для испытания в вере. 5. Кто совершил дело, угодное Богу, пусть ждет искушения, ибо бывает испытано то, что делалось ради Бога. 6. Страсти – те же скорби. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49:15). Потому нет ничего полезнее, как призывать имя Божие. 7. Нам же немощным остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны и исходят от призывания сего имени. 8. Если кто приятную пищу долго удерживает во рту, наслаждаясь приятным вкусом, не решаясь проглотить ее, то это уже – гортанобесие (лемаргия), а кто ест много, хотя и любую пищу, наполняя чрево, тот чревоугодие совершает (гастримаргия – чревобесие). 9. Остывшие уголья могут годами лежать. Так гнев обращается в злопамятство. 10. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает душевное расположение каждого и силу, стремления и дарования, телосложение и способ­ности. 11. Избегай многословия, извиняясь делами. 12. Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. 13. Ложь чужда Богу. Она от лукавого, который ложь есть и отец лжи (Ин. 8:44). Бог же есть путь и истина и живот (Ин. 14:6). Человек лжет в мысли при неправом мнении, при подозрении. От сего: любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждения. 14. Ложь словом бывает от сластолюбия, либо от сребролюбия, либо от славолюбия. Ложь жизнью – кто, будучи блудником, притворяется воздержным. 15. Кто ненавидит бесчестие – ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости. 16. Нужно соединять смирение с трудом. Смирение с уничижением заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не очень скоро.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010