Глава 29 Первая речь Иова к друзьям. 1–25. Описание прежнего счастья. Иов.29:1 . И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: Молчание друзей дает Иову возможность продолжать и окончить начатую речь. Обозревая все ранее сказанное, страдалец вновь утверждает, что не заслужил несчастья и не знает его причин. Иов.29:2 . о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, Богобоязненность ( Иов 28.28 ) не в состоянии уничтожить в страдальце чувства горечи, возникающего при воспоминании о минувших днях былого счастья, основою которого был Бог и Его покровительство. О, если бы – восклицает он – кто-нибудь дал мне возможность пережить былое время, вернуть прежнее счастье! Иов.29:3 . когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; В это невозвратное время божественная помощь и благодеяния изливались на Иова, как свет от светильника, и охраняли его от опасностей Иов.29:4 . как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим, Иов.29:5 . когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня, Иов.29:6 . когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея! «В дни своей молодости» (евр. «хореф» – «зима» – Быт 8.22 ; Притч 20.4 ; Иер 36.22 ; Ам 3.15 ; время, противоположное лету; период пользования собранными плодами – осень) точнее во время возмужалости (ст. 5) Иов находился в общении с Богом (евр. «сод» – самое короткое знакомство, – Иов 19.9 ; Пс 24.14 ; Пс 54.15 ; Притч 3.22 ), наслаждался, как праведник, семейным счастьем ( «дети мои вокруг меня», ср. Пс 126.3 и д.) и изобилием земных благ (ст. 6; ср. Иов 20.17 ; Быт 49.11–12 ; Исх 3.8 ; Втор 32.13 ). Иов.29:7 . когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, – Иов.29:8 . юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; Иов.29:9 . князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; Иов.29:10 . голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Помимо этого, Иов пользовался всеобщим уважением, особенно ясно сказывавшимся в то время, когда он принимал участие в общественных, в частности, судебных делах, решаемых на площади пред городскими воротами: «на площади ставил седалище свое» (ср. Иов 5.4, 31.21 ; Притч 31.23 ; Неем 8.1, 3, 16 ). Когда Иов появлялся здесь, то из почтения к нему юноши не смели показываться, старцы вставали, ожидая, когда он сядет (ср. 3Цар 2.19 ), князья, – начальники города, по тем же соображениям воздерживались от речей, предоставляя ему первое слово (ср Иов 32.4 и д.), а знатные умолкали, не зная что прибавить к сказанному им. |
Глава 14 Окончание ответной речи Иова на речь Софара. 1–17. Надежда Иова на божественное милосердие, дающее ему возможность оправдаться. 18–22. Ослабляющие ее соображения. Иов.14:1 . Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: Иов.14:2 . как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. Иов.14:3 . И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Бог слишком строг по отношению к Иову ( Иов 13.23–36 ), а между тем он возбуждает сострадание, заслуживает милосердия. Жизнь человека, рожденного слабою женою ( Быт 3.16 ; Иер 51.30 ) и потому по природе бессильного, непродолжительна, как существование цветка ( Пс 36.2, 89.6 ; Ис 40.6–8 ), стояние тени ( Пс 101.12, 143.4 ; Еккл 8.13 ; Прем. 2.5 ), и печальна сама по себе. Поэтому нет нужды внимательно смотреть за ним и затем наказывать за малейшие проступки («отверзать очи», ст. 3; ср. Зах 12.4 ). Иов.14:4 . Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Рожденный от зараженных грехом родителей ( Пс 50.7 ), человек по своей природе склонен к греху ( Иов 15.14, 25.4 ). Он грешит непроизвольно ( Иов 15.16 ), в некоторых грехах совершенно не виноват. Достойно ли ввиду этого наказывать его? Иов.14:5 . Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, Иов.14:6 . то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего. Земная жизнь человека есть единственное время для пользования благами счастья ( Иов 7.7, 14.22 ), в тех пределах, границах, которые указаны им Богом (ст. 5; ср. Пс 38.5–6 ). И если теперь, по воле Господа, существование Иова подходит к концу, то Он должен «уклониться от него» (с евр. «отвратить взоры свои», ср. Иов 7.19 ; Иов 10.20 ), «доколе не возрадуется своему дню, как наемник», т. е. должен прекратить наказания, чтобы Иов мог испытать в последние минуты своей жизни чувство радости (ср. Иов 10.20–22 ). Иов.14:7 . Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: |
Глава 16 Ответная речь Иова на речь Елифаза во втором разговоре. 1–6. Иов не может утешиться ни рассуждениями друзей, ни собственными речами и молчанием. 7–17. Никто кроме земли не может подтвердить его невинности. 19–21. Обращение к Богу. Иов.16:2 . И отвечал Иов и сказал: Иов.16:2 . слышал я много такого; жалкие утешители все вы! Иов.16:3 . Будет ли конец ветреным словам? и что побудило тебя так отвечать? Иов.16:4 . И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею; Иов.16:5 . подкреплял бы вас языком моим и движением губ утешал бы. Представляющая повторение ранее высказанного друзьями взгляда о неизбежности наказания грешника ( Иов 4.7–9 ; Иов 8.11 и д. ; Иов 11.6 и д.), речь Елифаза вызывает со стороны Иова справедливое замечание: «слышал я много такого» (ст. 2). Повторяя старое, не доставляющее Иову никакого утешения, друзья оказываются в прежнем положении «жалких утешителей» (ср. Иов 13.4 ), которым лучше замолчать ( Иов 13.2, 13 ). Не желая следовать этому совету, они выводят Иова из терпения: «будет ли конец ветреным речам?» (ст. 3). И действительно, речи друзей не нужны страдальцу. «Ветреные» – не основательные по содержанию, они не в состоянии разрешить спорного вопроса; не содержащие и тени сердечности, а скорее соединенные с издевательством («кивать головою», ст. 4; ср. Пс 21.8, 108.25 ; Ис 37.22 ), они не доставляют Иову утешения (ст. 5). И будь страдалец на месте друзей, он, верный своему взгляду ( Иов 6.14 ), никогда бы не стал так поступать. Иов.16:6 . Говорю ли я, не утоляется скорбь моя; перестаю ли, что отходит от меня? Не встречая сочувствия со стороны друзей, Иов, как никогда, нуждается в утешении. Он ищет его, но не находит. Сам утешить себя он не в состоянии. Ни речи, ни молчание не умаляют его мук. Богом он приведен в состояние «изнурения» (ст. 7), – истощения способности тем или другим путем (речами и молчанием) облегчить свое горе. Не разъясняя, почему не доставляют утешения речи, Иов указывает, каким образом сопровождается такими последствиями его молчание. |
Глава 38 Первая речь Господа. 1–3. Введение. 4–41. Премудрость Божия в явлениях мира физического. Иов.38:1 . [Когда Елиуй перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал: Неоднократно высказываемое Иовом желание судиться с Богом (см. Иов 36.20 ), настойчиво заявленное требование, чтобы ему отвечал сам Господь ( Иов 31.35 ), наконец, осуществляется. Господь отвечает из бури, т. е. обычным образом, указывающим на Его величие и силу. Но если Иов не мог ничего ответить Елиую, то что же скажет он теперь Господу? Иов.38:2 . кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Величие отвечающего сказывается в вопросе: «кто сей омрачающий Провидение?» Отношение Бога к миру и Иову – полный разумности план (евр. «еца»; синодальное «Провидение»), а неразумным человеком они представляются в виде жестокого, лишенного истинной мудрости произвола ( Иов 9.1, 41.14 и д.). Иов.38:3 . Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: Дерзнувший так судить о Боге Иов должен собрать силы, приготовиться к борьбе ( «препояшь чресла», ср Иов 12.21 ). И так как правда на стороне Бога, то он выступит в качестве ответчика, а Бог займет положение обвинителя. Суд произойдет в желательном для Иова порядке ( Иов 13.22 ). Иов.38:4–38 . Вера Иова в Божественное Правосудие колебалась, между прочим, мыслью о жестоком, переходящем в произвол отношении Бога к людям. Поэтому Господь рядом вопросов об явлениях мира физического и хочет сказать ему, что даже и видимая природа представляет отражение не разрушающих премудрости и всемогущества, а устрояющих, вносящих повсюду гармонию и порядок. Произвола нет и потому, между прочим, что некоторые физические явления служат целям высшего нравственного миропорядка. Иов.38:4 . где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Иов.38:5 . Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? Иов.38:6 . На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, Иов.38:7 . при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? |
Глава 6 Ответная речь Иова на речь Елифаза. 1–7. Естественность ропота. 8–27. Желание смерти в виду невозможности переносить страдания, особенно без поддержки со стороны друзей. 28–30. Просьба к друзьям внимательнее, вдумчивее отнестись к его речам. Иов.6:1 . И отвечал Иов и сказал: Иов.6:2 . о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Иов.6:3 . Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Так как Елифаз начинает свою первую речь с упрека Иову в малодушии ( Иов 4.5 ), то последний и старается прежде всего освободиться от подобного обвинения. Его «слова неистовы» (« ματ φαλα» LXX – злы; » λγοι κατπικροι« Симмаха – полны горечи, но ни в каком случае не «вздорны», «неразумны», как переводит Делич, ср. ст. 28–30); они полные горячности, раздражительности (ст. 1, евр. «каси», « ργ» LXX ср. Иов 5.2 ), но это вполне понятно. Жалобы Иова естественны в виду необыкновенных страданий; своею тяжестью они превосходят тяжесть песка морского ( Притч 27.3 ; Сир 22.15 ), неисчислимее этого последнего ( Быт.22:17, 32:12, 41:49 ; Иер 33.22 ; Авв 1.9 ). Поэтому если сравнить его нетерпеливость, горячность с бедствиями, то она окажется по сравнению с ними малою. Иов.6:4 . Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Причина столь необыкновенных страданий в том, что против него, Иова, восстал сам Бог . Он, как «ратоборец» ( Иер 20.11 ), причиняет ему такие страшные страдания, какие наносятся отравленными, «палящими» стрелами ( Пс 7.14 ). Иов.6:5 . Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего? Иов.6:6 . Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке? Иов.6:7 . До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою. Образное выражение мысли об естественности жалоб. Если неразумные животные (осел и бык) не выражают недовольства без причины, то тем более не сделает этого человек, существо разумное. Как неприятен без соли хлеб и яичный белок, так неприятны и жалобы. И если тем не менее Иов жалуется, то, очевидно, потому, что вынужден. Вынужден же он тем, что все время живет невыносимо тяжелою ( «отвратительною» – ст. 7) мыслью о постигшем горе, возможности которого даже не представлял ( «не хотела коснуться душа моя») в дни былого счастья ( Иов 29.18–20 ). |
Глава 37 Окончание речи Елиуя. 1–13. Описание грозы и других физических явлений. 14–24. Заключение. Иов.37:1–5 . Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь. Иов.37:1 . И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Гроза с сопровождающими ее громом и молниею – предвестники предстоящего явления Бога ( Исх 19.9, 16–17 ), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха ( Ис 6.5 ; Иез 2.1 ; Дан 10.7–8 ). Иов.37:2 . Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром ( Пс 28 ), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуй. Иов.37:3 . Под всем небом раскат его, и блистание его – до краев земли. Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли. Иов.37:4 . За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан. За молнией следует гром, и «он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан», т. е. за громом вновь – молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются. Иов.37:5 . Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер ( «дивно», ср. Пс 64.6, 138.14 ; Дан 8.24 ), величие Бога (ср. Пс 28 ) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений. Иов.37:6 . Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Иов.37:7 . Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Иов.37:8 . Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах. К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, – между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» – «полагать печать» в Иов 9.7 ; Откр 20.2–3 ) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги ( Пс 103.20–22 ). |
Глава 24 Вторая половина ответной речи Иова. 1–25. Безнаказанность разного рода грешников; примеры этого. Иов.24:1 . Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его? Как загадочны страдания праведников, так точно не понятна безнаказанность нечестивых. Так как еврейский глагол «цафан» («ло ницпену» «почему не сокрыты» синодального чтения) употребляется для выражения мысли о сбережении, сохранении Богом заслуженного наказания ( Иов 21.19 ), то, очевидно, под «днями и временами» разумеются дни божественного мщения и суда над грешниками ( Иез 30.3 ). Эти дни «не сокрыты от Вседержителя», точнее и яснее, не сохраняются Богом, – их не существует; и потому «знающие Его», – праведники ( Иов 18.21 ; Пс 35.11 ) не видят проявления Божественного Правосудия по отношению к грешникам (ср. Иов 22.19 ). Иов.24:2–4 . Первый ряд примеров, доказывающих, что на земле царит достойное проклятия, но тем не менее не караемое притеснение слабых сильными. Иов.24:2 . Межи передвигают, угоняют стада и пасут у себя. Наказанию подлежат прежде всего «передвигающие межи», – отнимающие у других земельную собственность путем передвижения границ, отделявших владения одного лица от владений другого ( Втор 19.14 , Втор 27.17 ; Притч 22.28, 23.10–11 ; Ос 5.10 ). Безнаказанными остаются и грабители (ср. Иов 20.19 ), настолько в силу этого смелые и беззастенчивые, что безбоязненно пасут на глазах у всех угнанный ими скот. Иов.24:3 . У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола; Даже обидчики вдов и сирот, несмотря на обещание Божие защищать этих последних ( Исх 22.22–24 ; Пс 67.6 ), не получают возмездия. Иов.24:4 . бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться. Притеснения доходят до того, что бедные лишаются возможности ходить по дорогам и принуждены скрываться. По свидетельству кн. Судей, подобное состояние испытывали евреи во время Самегара от вторжения филистимлян ( Суд. 5.6 ). Это обстоятельство делает довольно правдоподобным предположение некоторых экзегетов (Делима и др.), что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о тех первобытных племенах, населявших землю Уц, владения которых были отняты вторгнувшимися в их страну завоевателями. Что касается вторжения, то оно известно друзьям Иова ( Иов 15.19 ). |
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Дочь (Daughter) В Библии женщины почти всегда идентифицируются как дочери своих отцов. Многие достаточно значительные действующие лица представлены просто дочерьми: например, дочери Лота ( Быт.19 ), дочь фараона ( Исх.2:5 ; Евр.11:24 ), Иеффая ( Суд.11:34 и далее), дочь Иова ( Иов.42:15 ), дочь Иродиады ( Мф.14:6 ), Иаира ( Мк.5:23 ) и сирофиникиянки ( Мф.15:22 ). Другие же называются по именам, но только в связи с делами, к участию в которых они привлекаются как дочери своего отца: Ревекка, к родителям которой Авраам послал слугу на поиски невесты для Исаака ( Быт.24 ); Мерова, дочь Саула, на которой женился Давид ( 1Цар.18:17 ); Рахиль и Лия, дочери хитрого Лавана, ставшие женами Иакова ( Быт.29 ). На память приходят также те женщины, которые вели себя как дочери: Руфь по отношению к Ноемини ( Руф.4:15 ), Есфирь по отношению к Мардохею ( Есф.2:7 ). Как в сыне, так и в дочери отражаются черты родителей; и ее личная репутация положительно или отрицательно влияет на будущее их имени. Дочь нуждалась в родительской опеке, и, за редкими исключениями, родители относились к ней как к своему сокровищу. Иеффай скорбел о данной им клятве, погубившей его дочь ( Суд.11:35 ); Иов дал своим прекрасным дочерям наследство ( Иов.42:15 ); Иаир и сирофиникиянка страстно умоляли Иисуса спасти их дочерей ( Мф.15:22 ; Мк.5:23 ). Иисус выразил мысль о высокой ценности и привилегированном положении исцеленной Им скорченной женщины, назвав ее «дочерью Авраамовой» ( Лк.13:16 ). Родители обычно заботились о безопасности дочери, относясь к этому как к первоочередной обязанности. Пророки называли дочь «нежною и роскошною» ( Ис.47:1 ), «дщерью Иерусалима» ( Плч.2:15 ), «девой, дочерью народа моего» ( Иер.14:17 ). Девственная дочь считалась уязвимой, и насилие над ней рассматривалось как бедствие ( Плч.2:13 ). Ожидалось, что благами праведности родителей должны пользоваться не только сыновья, но и дочери ( Иез.14:20 ). Будущее дочери нередко зависело от желаний или потребностей родителей: Лот и вениамитяне предлагали своих дочерей чужеземцам; Мелхола стала женой Давида в качестве награды Саула за победу в битве; дочь Иродиады по наущению матери плясала перед Иродом; Лия и Рахиль действовали в соответствии с планами Лавана. Дочь получала наследие, хорошее или плохое, от своих родителей. |
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Мудрость (Wisdom) Современные люди считают понятие мудрости абстрактным, однако для древних это была живая и осязаемая реальность. Библейская мудрость – это умение жить, и библейские мудрецы описывали ее в скорее конкретных, чем концептуальных образах. Ветхозаветные образы мудрости . Хотя в Притч.1–9 есть несколько замечательных определений мудрости, наиболее известен портрет персонифицированной Премудрости в образе некоей женщины. Она смело и громко призывает людей в публичных местах города – на улице, на рынке, со стен и у городских ворот ( Притч.1:20–21 ). Эта женщина строит дом и приглашает людей на роскошный пир, где много пищи и вина ( Притч.9:1–12 ). Продолжая сравнивать мудрость с женщиной, автор Притчей призывает «сына», к которому обращается, любить ее: «Не оставляй ее... люби ее... цени ее... она прославит тебя, если ты прилепишься к ней» ( Притч.4:6–9 ). Не менее впечатляет описание древнего и даже божественного происхождения мудрости. Этот мотив подчеркивается в великолепной поэме о мудрости в Иова 28. Поэма делится на три части: способность людей находить практически все, что есть на земле ( Иов.28:1–11 ); противопоставленная этому неспособность людей найти мудрость ( Иов.28:12–22 ); и, опять же в противопоставление ранее сказанному, способность Бога узнать, где пребывает мудрость, и логический вывод, что страх Божий – мудр ( Иов.28:23–28 ). Панегирик мудрости в Притч.8 утверждает божественную природу мудрости: она была подругой Бога при самом сотворении мира ( Притч.8:22–31 ). В чисто количественном отношении тема мудрости всегда связана с мотивом ценности и соответствующими понятиями, такими как драгоценности и богатство. Иногда прямо утверждается высшая ценность мудрости: «приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота» ( Притч.3:14 ); «она дороже драгоценных камней» ( Притч.3:15 ); «плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» ( Притч.8:19 ). В других местах ценность мудрости метафорически сравнивается с драгоценностями: это «украшение для шеи» ( Притч.3:22 ), «прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» ( Притч.1:9 ); «великолепный венец» ( Притч.4:9 ) и «драгоценная утварь» ( Притч.20:15 ). |
Защищение дел Божиих против сомнений и мудрований разума не только должно возбуждать в человеке благоговение перед величием Творца, перед Его могуществом и силою, но и любовь к Его милосердию и благости 104 . Грозные и разрушительные явления природы и неверующему убедительно проповедуют силу и могущество Творца природы: но надобно иметь чистые и светлые очи ума, чтобы в явлениях Божия гнева и прещения видеть не только правосудие, но и Божию любовь, – правду всегда милосердую и никогда неразлучную с благостью. «Ты страшен, – говорит Псалмопевец Богу, – и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего» ( Пс. 75:8 )? Перед лицом гнева Божии колеблются основания гор ( Пс. 17:8 ), трепещут столпы земли ( Иов. 9:6 ), содрогаются воды и бездны ( Пс. 17:17 ). Огнь и град, и дух бури спешат исполнить грозное слово Его ( Пс. 148:8 ). Всю тварь, по слову Мудрого, Господь во гневе Своем вооружает страшными орудиями разрушения и истребления ( Прем. 5:14 ). Такое грозное вооружение – против человека. И когда тварь, как простое орудие в руках Божиих, вооружаясь на человека, страшится и безмолвствует ( Пс. 75:9 ), – человек не может страдать бессмысленно и бессознательно, но необходимо стремится уразуметь внутренней смысл и цель как собственных страданий, так и грозных на него вооружений твари. И на земле один только человек в грозных действиях гнева Божия и может и должен видеть не только явление высочайшей премудрости и могущества, но и явление той же Божественной любви, которая нисходит к нему в неисчислимых милостях и благодеяниях. Но не каждый и не всегда способен возвыситься до такого светлого созерцания. Всего чаще человек, через облегающий его мрак искушений и бед, видит только могущество и крепость поражающей его десницы, но не понимает и не хочет понять, что не мстительность, не беспощадная жестокость, но любовь движет и направляет наказующую его и поражающую руку. В день гнева Своего, – говорит Пророк, – Господь скрывается в облаках, сквозь которые не проникает молитва наказуемого и поражаемого грешника ( Плач. 3, 44 ). Почему же не проникает? Не потому, чтобы Господь не хотел ее слушать ( Ис. 59:1–2 ), но потому, что в самом грешнике оскудевает дух молитвы, молитвенное дерзновение, сыновнее доверие к Богу. В своих скорбях и страданиях он видит не действие отческой любви, наказанием умудрявшей любимого сына, но один только безжалостный гнев грозного и неумолимого Владыки, поражение даже незаслуженное и несправедливое ( Иов. 9:17 ; Иов. 9:22 ). При такой мысли сердце холодеет к Богу, отдаляется от Него. Человек малодушествует, унывает, доходит до ропота, ропщет на самый дар жизни или, что еще хуже, приходит в ожесточение, в своих бедствиях и страданиях не только не видит никакой разумной цели, но готов признать их следствием слепой необходимости, бессмысленной борьбы стихий или свойств материи. К таким-то людям относится изречение Пророка: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» ( Пс. 13:1 ). |
| |