Глава 34 Вторая речь Елиуя. 1–4. Введение. 5–9. Разбираемое Елиуем положение Иова. 10–30. Божественное Правосудие. 31–32. Необходимость смирения пред Богом. 33–37. Иов заслуживает наказания. Иов.34:1 .  И продолжал Елиуй и сказал: Молчание Иова на предложение Елиуя ( Иов 33.32 ) дает ему право продолжить слово. Уже первая речь Елиуя, раскрывая мысль о воспитательном, исправительном характере страданий, исключает возможность предположения о Божественном неправосудии; сообразно с этим вторая посвящена обоснованию того положения, что божественное мироправление следует началам самой строгой правды. Иов.34:2 .  выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! Иов.34:3 .  Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. Иов.34:4 .  Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо. Если уму свойственна способность суждения, как гортани способность распознавать вкус в пище ( Иов 12.11, 20.12–13 ), то «мудрые», не Иов и друзья, у которых не хватает мудрости ( Иов 32.8–12, 15–18, 33.33 ), а стоящие кругом слушатели могут обсудить, насколько справедливы слова Иова. Иов.34:5 .  Вот, Иов сказал: я прав, но Бог лишил меня суда. Иов.34:6 .  Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины. По его заявлению, он прав ( Иов. 9.15, 13.18, 23.10–11, 27.6 и т. п.), а Бог лишил его суда (евр. «гезир» – права), – возможности доказать свою невинность (ср. Иов 27.2 ). Ввиду этого, хотя правда на его стороне, но он выступает в качестве лжеца, так как само свидетельство о невинности утрачивает силу, – является ложью ввиду факта страданий. Они – убедительное доказательство его греховности ( Иов. 9.20, 10.15 ). В том же положении лжеца окажется Иов, если вопреки сознанию правоты ( Иов 27.3–6 ), признает себя виновным. Ввиду невозможности суда, оправдания его, невинные, нанесенные божественным гневом раны, – страдания (ср. Иов 6.4, 16.13 ) не подлежат исцелению (ср. Иов 23.13–14 ). Иов.34:7 .  Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 Первая речь Иова к друзьям. 1–25. Описание прежнего счастья. Иов.29:1 .  И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: Молчание друзей дает Иову возможность продолжать и окончить начатую речь. Обозревая все ранее сказанное, страдалец вновь утверждает, что не заслужил несчастья и не знает его причин. Иов.29:2 .  о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, Богобоязненность ( Иов 28.28 ) не в состоянии уничтожить в страдальце чувства горечи, возникающего при воспоминании о минувших днях былого счастья, основою которого был Бог и Его покровительство. О, если бы – восклицает он – кто-нибудь дал мне возможность пережить былое время, вернуть прежнее счастье! Иов.29:3 .  когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; В это невозвратное время божественная помощь и благодеяния изливались на Иова, как свет от светильника, и охраняли его от опасностей Иов.29:4 .  как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим, Иов.29:5 .  когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня, Иов.29:6 .  когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея! «В дни своей молодости» (евр. «хореф» – «зима» – Быт 8.22 ; Притч 20.4 ; Иер 36.22 ; Ам 3.15 ; время, противоположное лету; период пользования собранными плодами – осень) точнее во время возмужалости (ст. 5) Иов находился в общении с Богом (евр. «сод» – самое короткое знакомство, – Иов 19.9 ; Пс 24.14 ; Пс 54.15 ; Притч 3.22 ), наслаждался, как праведник, семейным счастьем ( «дети мои вокруг меня», ср. Пс 126.3 и д.) и изобилием земных благ (ст. 6; ср. Иов 20.17 ; Быт 49.11–12 ; Исх 3.8 ; Втор 32.13 ). Иов.29:7 .  когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, – Иов.29:8 .  юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; Иов.29:9 .  князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; Иов.29:10 .  голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Помимо этого, Иов пользовался всеобщим уважением, особенно ясно сказывавшимся в то время, когда он принимал участие в общественных, в частности, судебных делах, решаемых на площади пред городскими воротами: «на площади ставил седалище свое» (ср. Иов 5.4, 31.21 ; Притч 31.23 ; Неем 8.1, 3, 16 ). Когда Иов появлялся здесь, то из почтения к нему юноши не смели показываться, старцы вставали, ожидая, когда он сядет (ср. 3Цар 2.19 ), князья, – начальники города, по тем же соображениям воздерживались от речей, предоставляя ему первое слово (ср Иов 32.4 и д.), а знатные умолкали, не зная что прибавить к сказанному им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 30 Вторая речь Иова к друзьям. 1–11. Описание современного состояния, – презрения со стороны самых ничтожных людей. 12–28. Болезней. 29–31. Печали. Иов.30:1 .  А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. Иов.30:2 .  И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время. Полный контраст счастливому, славному прошлому представляет современное положение Иова. Почитаемый прежде старцами, знатными ( Иов 29.3–10 ), он подвергается теперь насмешкам со стороны младших годами и притом подонков населения. Их «отцов я не согласился бы поместить со псами стад своих» – с одними из презреннейших на востоке животными ( 1Цар 17.43 ; 4Цар 8.13 ; Еккл 9.4 ). Иов.30:3 .  Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую; Иов.30:4 .  щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника – хлеб их. Иов.30:5 .  Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, Иов.30:6 .  чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Иов.30:7 .  Ревут между кустами, жмутся под терном. Иов.30:8 .  Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Над Иовом издеваются лица, не заслуживающие по образу жизни даже названия людей. Жители пустынь, истощенные голодом, они питаются, подобно животным, лебедою (евр. малуах, греч. αλιμα; русск. «зелень подле кустов»; ср. замечания Атенея о бедных пифагорейцах: « αλιμα ψγοντες κα κακ τοιαυτα συλλγοντες»), и горькими кореньями дрока. Отверженные обществом, изгнанные из него (ст. 5), они не имеют человеческих жилищ, живут, как животные, в углублениях почвы ( «рытвинах потоков»), ущельях скал (ср. Иов 24.5–6 ) и чисто животным образом выражают свои нужды – «ревут» (ср. Иов 6.5 ). Иов.30:9 .  Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их. Иов.30:10 .  Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим. У этого «отребья земли» (ст. 8) Иов и сделался предметом насмешливых песен (евр. «негинатам» ср. Пс 68.13 ; Плач 3.14 ). С чувством отвращения (ср. Иов 19.19 ) они бегут от страдальца и если приходят к нему, лишь для того, чтобы выразить свое презрение плевком (ср. Иов 17.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 Окончание ответной речи Иова на речь Софара. 1–17. Надежда Иова на божественное милосердие, дающее ему возможность оправдаться. 18–22. Ослабляющие ее соображения. Иов.14:1 .  Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: Иов.14:2 .  как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. Иов.14:3 .  И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Бог слишком строг по отношению к Иову ( Иов 13.23–36 ), а между тем он возбуждает сострадание, заслуживает милосердия. Жизнь человека, рожденного слабою женою ( Быт 3.16 ; Иер 51.30 ) и потому по природе бессильного, непродолжительна, как существование цветка ( Пс 36.2, 89.6 ; Ис 40.6–8 ), стояние тени ( Пс 101.12, 143.4 ; Еккл 8.13 ; Прем. 2.5 ), и печальна сама по себе. Поэтому нет нужды внимательно смотреть за ним и затем наказывать за малейшие проступки («отверзать очи», ст. 3; ср. Зах 12.4 ). Иов.14:4 .  Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Рожденный от зараженных грехом родителей ( Пс 50.7 ), человек по своей природе склонен к греху ( Иов 15.14, 25.4 ). Он грешит непроизвольно ( Иов 15.16 ), в некоторых грехах совершенно не виноват. Достойно ли ввиду этого наказывать его? Иов.14:5 .  Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, Иов.14:6 .  то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего. Земная жизнь человека есть единственное время для пользования благами счастья ( Иов 7.7, 14.22 ), в тех пределах, границах, которые указаны им Богом (ст. 5; ср. Пс 38.5–6 ). И если теперь, по воле Господа, существование Иова подходит к концу, то Он должен «уклониться от него» (с евр. «отвратить взоры свои», ср. Иов 7.19 ; Иов 10.20 ), «доколе не возрадуется своему дню, как наемник», т. е. должен прекратить наказания, чтобы Иов мог испытать в последние минуты своей жизни чувство радости (ср. Иов 10.20–22 ). Иов.14:7 .  Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 Ответная речь Иова на речь Елифаза. 1–7. Естественность ропота. 8–27. Желание смерти в виду невозможности переносить страдания, особенно без поддержки со стороны друзей. 28–30. Просьба к друзьям внимательнее, вдумчивее отнестись к его речам. Иов.6:1 .  И отвечал Иов и сказал: Иов.6:2 .  о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Иов.6:3 .  Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Так как Елифаз начинает свою первую речь с упрека Иову в малодушии ( Иов 4.5 ), то последний и старается прежде всего освободиться от подобного обвинения. Его «слова неистовы» (« ματ φαλα» LXX – злы; » λγοι κατπικροι« Симмаха – полны горечи, но ни в каком случае не «вздорны», «неразумны», как переводит Делич, ср. ст. 28–30); они полные горячности, раздражительности (ст. 1, евр. «каси», « ργ» LXX ср. Иов 5.2 ), но это вполне понятно. Жалобы Иова естественны в виду необыкновенных страданий; своею тяжестью они превосходят тяжесть песка морского ( Притч 27.3 ; Сир 22.15 ), неисчислимее этого последнего ( Быт.22:17, 32:12, 41:49 ; Иер 33.22 ; Авв 1.9 ). Поэтому если сравнить его нетерпеливость, горячность с бедствиями, то она окажется по сравнению с ними малою. Иов.6:4 .  Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Причина столь необыкновенных страданий в том, что против него, Иова, восстал сам Бог . Он, как «ратоборец» ( Иер 20.11 ), причиняет ему такие страшные страдания, какие наносятся отравленными, «палящими» стрелами ( Пс 7.14 ). Иов.6:5 .  Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего? Иов.6:6 .  Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке? Иов.6:7 .  До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою. Образное выражение мысли об естественности жалоб. Если неразумные животные (осел и бык) не выражают недовольства без причины, то тем более не сделает этого человек, существо разумное. Как неприятен без соли хлеб и яичный белок, так неприятны и жалобы. И если тем не менее Иов жалуется, то, очевидно, потому, что вынужден. Вынужден же он тем, что все время живет невыносимо тяжелою ( «отвратительною» – ст. 7) мыслью о постигшем горе, возможности которого даже не представлял ( «не хотела коснуться душа моя») в дни былого счастья ( Иов 29.18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 21 Ответная речь Иова на речь Софара во втором разговоре. 1–6. Требование Иовом внимательного отношения к своим речам. 7–34. Описание благоденствия грешников с опровержением возможных со стороны друзей возражений. Иов.21:2 .  выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас. Внимательное отношение друзей к речам Иова – показатель того, что они придают им известное значение, не считают пустыми, брошенными на ветер, словами. Это и доставит утешение страдальцу, скорбящему от противоречий друзей, насмешек над ним ( Иов 17.2 ). Иов.21:3 .  Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся. Может быть, даже Софар, внимательно выслушав речь Иова, прекратит свои насмешки: «после того, как поговорю, насмехайся». Иов.21:4 .  Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? Друзья вмешиваются в речи Иова, прерывают их и возражают, между прочим, потому, что считают неуместным с его стороны переходящее в ропот малодушие и раздражительность, страстность ( Иов 4.3–5, 8.2 ). В действительности же подобное настроение вполне естественно. Страждущие обычно ищут себе сочувствия в окружающих их людях. Но речь, точнее, жалоба (евр. «сихи» ср. Иов 7.13, 9.27, 10.1 ) Иова обращена не к людям – друзьям, он не ждет помощи с их стороны ( Иов 13.2 ), а к Богу ( Иов 13.3, 16.20 ). И так как Он, от Которого страдалец ожидает разрешения вопроса о причине бедствий, не внимает его воплям ( Иов 9.32 ; Иов 19.7 ), то как же ему не впасть в уныние? Иов.21:5 .  Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста. Вместо того, чтобы упрекать Иова в малодушии, друзья обязаны «положить перст на уста», т. е. замолчать ( Иов 29.9, 39.34 ; Притч 30.32 ; Прем. 8.12 ; Сир 5.14 ). К этому должно располагать то чувство ужаса, которое вызывается самим видом страдальца. Иов.21:6–13 . И теперь, как и прежде, речь Иова будет полна нетерпения и возбуждения. И все же ее следует выслушать внимательно. Возбуждение Иова понятно: оно вызывается неразрешимым для человеческого ума и приводящим в смущение праведников фактом благоденствия грешников ( Пс 72.2–3, 12–4 ; Иер 12.1 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИАФАН Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) [Евр.    ,   греч. Λευαθν; лат. Leviathan], имя сотворенного Богом мифического морского чудовища в ВЗ. Точная этимология евр. слова   не известна, возможно, оно является производным от семит. корня   со значением «сгибать, скручивать»; обычно это слово сопоставляется с араб.   - «извиваться», что может отдаленно указывать на змееподобный вид Л. Согласно т. н. народной этимологии, представленной в раввинистической лит-ре, имя Л. происходит от соединения 2 слов   - венок, завиток и   сокращенное от   - большая рыба, чудовище. И хотя сравнительная этимология может указывать на змееподобный вид Л., следует принимать во внимание, что Л.- имя собственное, а значит, представление о физическом облике чудовища не может быть основано только на происхождении этого термина. Л. в ВЗ Упоминается 6 раз в канонических книгах, преимущественно в поэтических текстах, к-рые не формируют при этом его единого образа. В одних текстах Л. предстает вселенским монстром и противником Господа (Пс 73. 13-14), в других - Его послушным творением (Пс 103. 26). Образ Л. стоит в одном ряду с описаниями др. морских чудовищ, выступающих в виде сверхъестественных противников Бога: дракона (   - Ис 27.1), моря или морского чудовища (   - Иов 7. 12), а также Раава (Ис 51. 9; Пс 86. 4; 88. 11). В переводе LXX можно усмотреть тенденцию к демифологизированию и деперсонифицированию образа Л.: вместо имени собственного в Иов 3. 8 использовано слово «кит», а в Ис 27. 1; Иов 40. 20; Пс 74. 14; 103. 26 - «дракон» (δρκων). В Пс 73. 13-14 провозглашение спасительного владычества Господа над всей землей сопровождается упоминанием Его побед над морем (  ), драконами (   - вариант «змиями») и Л., у к-рого Господь, согласно синодальному переводу, сокрушил главу (Пс 73. 14). В Масоретском тексте, так же как в Септуагинте и Вульгате, говорится о сокрушении «голов» у Л., который, т. о., представлен в этом стихе как многоголовый морской змей. Рассказ о победе Господа над Л. служит вступлением к прославлению последующего совершённого Им упорядочивания вселенной. Очевидно, описание победы Господа в первозданной битве над олицетворяющим воды хаоса Л., включенное в контекст поэтического повествования о творении мира (Пс 73. 15-17), призвано утешить скорбящих, оплакивающих осквернение святилища врагами Господа (Пс 73. 1-10). Отголоски представления о противостоянии Господа морскому чудовищу представлены также в Иов 7. 12; 9. 13; 26. 12; 38. 8-11 (отдельные авторы рассматривают эти примеры как аллюзии на Л.- см., напр.: Lipinski. P. 506).

http://pravenc.ru/text/2463309.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Мудрость (Wisdom) Современные люди считают понятие мудрости абстрактным, однако для древних это была живая и осязаемая реальность. Библейская мудрость – это умение жить, и библейские мудрецы описывали ее в скорее конкретных, чем концептуальных образах. Ветхозаветные образы мудрости . Хотя в Притч.1–9 есть несколько замечательных определений мудрости, наиболее известен портрет персонифицированной Премудрости в образе некоей женщины. Она смело и громко призывает людей в публичных местах города – на улице, на рынке, со стен и у городских ворот ( Притч.1:20–21 ). Эта женщина строит дом и приглашает людей на роскошный пир, где много пищи и вина ( Притч.9:1–12 ). Продолжая сравнивать мудрость с женщиной, автор Притчей призывает «сына», к которому обращается, любить ее: «Не оставляй ее... люби ее... цени ее... она прославит тебя, если ты прилепишься к ней» ( Притч.4:6–9 ). Не менее впечатляет описание древнего и даже божественного происхождения мудрости. Этот мотив подчеркивается в великолепной поэме о мудрости в Иова 28. Поэма делится на три части: способность людей находить практически все, что есть на земле ( Иов.28:1–11 ); противопоставленная этому неспособность людей найти мудрость ( Иов.28:12–22 ); и, опять же в противопоставление ранее сказанному, способность Бога узнать, где пребывает мудрость, и логический вывод, что страх Божий – мудр ( Иов.28:23–28 ). Панегирик мудрости в Притч.8 утверждает божественную природу мудрости: она была подругой Бога при самом сотворении мира ( Притч.8:22–31 ). В чисто количественном отношении тема мудрости всегда связана с мотивом ценности и соответствующими понятиями, такими как драгоценности и богатство. Иногда прямо утверждается высшая ценность мудрости: «приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота» ( Притч.3:14 ); «она дороже драгоценных камней» ( Притч.3:15 ); «плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» ( Притч.8:19 ). В других местах ценность мудрости метафорически сравнивается с драгоценностями: это «украшение для шеи» ( Притч.3:22 ), «прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» ( Притч.1:9 ); «великолепный венец» ( Притч.4:9 ) и «драгоценная утварь» ( Притч.20:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Река (River) Образы рек и потоков, несомненно, взывают к человеческому воображению. Они обладают привлекательностью. Будучи источниками воды, они символизируют жизнетворное начало. Спокойное, неторопливое течение делает их образом тайны и обаяния. Противопоставляя в Пс.45 спокойствие образам разрушения, поэт просто замечает: «Речные потоки веселят град Божий» ( Пс.45:5 ). В христианской церкви есть выразительные гимны о том, как Божий народ собирается у реки, и о том, что совершенная Божья любовь подобна славной реке. Более 150 библейских упоминаний о реках и потоках разделяются в основном на шесть категорий: источник жизни, источник очищения, граница или географический ориентир, место встречи человека с Богом, инструмент Божьего обеспечения/избавления или суда и символ. Роль рек в Библии в значительной степени основывается на отсутствии на израильской территории крупных речных потоков. В отличие от Египта и Месопотамии, где жизнь поддерживается реками (см. Втор.11:10 ), Израиль «есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется» ( Втор.11:11–12 ). Страны, где есть полноводные реки, используют их как средства транспортировки и связи, а Израиль ассоциируется в основном с землей. Но хотя в Палестине нет значительных водных потоков, не пересыхающих летом, там есть множество вади, то есть сухих долин, наполняющихся водой только в период дождей, и этот образ использовал Иов применительно к своим друзьям, на которых нельзя положиться: «Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи» ( Иов.6:15 ; ср. 3Цар.17:1–7 ). Отождествление в Библии потоков воды с жизнью связывается с засушливым климатом в библейском мире, по крайней мере, трояким образом. Во-первых, перед нами предстают картины потоков, текущих в пустыне. Читаем, например, об «источниках вод в степи» ( Ис.32:2 ), водах «в пустыне» и потоках «в степи» ( Ис.35:6 ), «потоках на иссохшее» ( Ис.44:3 ). Во-вторых, о деревьях постоянно говорится, что они растут на берегах потоков, и при этом подразумевается, что в стороне от потоков они не плодоносят ( Пс.1:3 ; Ис.44:4 ; Иер.17:8 ; Иез.31:4 ; ср. со словами в Ис.32:20 : «Блаженны вы, сеющие при всех водах»). К этому можно добавить время от времени появляющиеся упоминания о пересыхающих потоках – образах потери ( Иов.14:11 ; Пс.106:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010