“Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?” (Иов 19:2) — обращается к друзьям Иов, ибо “смерть и жизнь — во власти языка” (Притч 18:22), и слова того, к кому питаешь любовь, “рассекают внутренности” (см. Иов 16:13). Больно, очень больно счищать с себя отпадающие куски плоти (Иов 2:8), теряя привычные и дорогие сердцу привязанности. Но нельзя ожить, не умирая. Нельзя обрести духовное, не расставшись с плотским. Образ змеи, которая освобождается от старой кожи, проползая между ранящих ее острых камней, упоминаемый Святыми отцами, является здесь наиболее подходящим и точным. Теперь надежда только на Бога: “Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! Иначе кто поручится за меня? Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им” (Иов 17:3–4). И пока не придет помощь от Бога, Иов будет томится от невозможности познать любовь Божию: “Истаевает сердце мое в груди моей!” (Иов 19:27), “я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, — стою, а Ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне” (Иов 30:20–21). Так сетовать может только тот, кто жаждет ответной любви, кто только в ней полагает свою жизнь. Но чтобы принять любовь, необходимо понять Любящего, необходимо почувствовать к Нему доверие. Но как бывает трудно человеку, особенно если он “непороч­ный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла” (Иов 1:8; 2:3), однако, несмотря на это, “пресыщен унижением” (Иов 10:15); к тому же “плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает”(Иов 14:22)? Как ему разрешить, казалось бы, неразрешимое: почему, например, праведники терпят скорби, а нечестивые пребывают в довольстве, “почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?” (Иов 21:6), почему “один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный” (Иов 21:23), “а другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра” (Иов 21:25)? И почему “в городе люди стонут, и душа убиваемых вопит”, а “Бог не воспрещает того” (Иов 24:12)? Но такое желание понять суть происходящего, выходя при этом за пределы законов познания, можно уподобить попытке рассмотреть цветок с завязанными глазами. Здесь не поможет “дух разумения”, на который так надеются друзья Иова (Иов 20:3), опираясь на собственные представления о справедливости. Только нерассуждающее сердце, исполненное любви, которая “долготерпит, милосердствует все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” (1 Кор 13:4–7), сможет устранить все возникающие противоречия.

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Иов.9:38 ). Астрономия рано должна была обратить на себя внимание человека. К этому приводили: прекрасное небо Азии, мирные занятия пастушеские, работы земледельческие, требующие знакомства с разными временами года, мореплавание, порядок дел общественных и общие нужды, особенно положение большей части земель восточных, ясное их небо, чрезвычайный дневной зной, позволявший путешествовать только ночью, бесконечные равнины и песчаные степи для путешествия по которым звезды были единственными руководителями, и т. подоб. В ней представляются самые живые картины различных явлений природы – молнии, грома, морей, ветров, снега, дождей, облаков и проч., или из царства животных: единорога, павлина, страуса, орла, коня, бегемота, левиафана, и пр. (гл. Иов.26, 36, 39, 40, 41 ). Но особенно она преисполнена высокими нравственными и религиозными истинами. Как высоко изображаются в ней совершенства Божии, Его премудрость, всемогущество, святость, правосудие и благость! В ней господствуют чистые и здравые понятие о сотворении мира и мироправлении Божием ( Иов.12:7–10, 13–24, 34:13 , гл. Иов.38–41 и др.), о создании человека из земли и о духовной природе его ( Иов.10:8–12, 27:3, 32:8, 33:4 ), о падении человека и его греховности и смертности ( Иов.4:17–20, 8:9, 10:20–22, 14:1–4, 15:14–16 ), об ангелах и злых духах и их влиянии на человека ( Иов.1:6, 2:1, 4:18, 15:15, 33:23–24, 38:7 ). Есть ясное учение о жизни загробной. По смерти человека душа его нисходит в шеол, где все умершие равно пребывают в покое, бездейственном состоянии, как бы во сне ( Иов.3:13–19, 10:21–22 ); но они спят до времени, и некогда восстанут от сна своего, чтобы явиться на суд Божий. Чаяние этого восстания, конечно, выражается у Иова в Иов.14:12–22 . Но эта надежда еще яснее и прямее выражается у него в 19 главе, где он говорит, что Искупитель его в последний день восставит его из праха, и он во плоти своей снова узрит Бога, и обличающим его друзьям своим говорит: «Убойтесь меча; знайте, что есть суд» ( Иов.19:25–26, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Иов.36:20 .  Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. К числу таких воплей принадлежит неоднократное страстное ( «не желай», буквально «не вздыхай»; ср. Иов 7.2 ) требование «ночи», т. е. божественного суда ( Иов 34.20, 25, 35.10 ; ср. Иов 13.18 и д.; Иов 16.21, 23.3 и д.). В деле оправдания Иова оно бесполезно, так как эта «ночь», суд кончается гибелью целых народов ( «истребляются», буквально – «уносятся, как прах», ср. Пс 1.4 ; Ис 5.26 ); уцелеют ли же в это время отдельные личности? Иов.36:21 .  Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию. Противополагая «нечестию» «страдание», Елиуй, очевидно, разумеет под первым ропот на Бога, нетерпеливое перенесение бедствий. Ввиду бесполезности, даже явного вреда от подобного настроения он еще раз и советует Иову прекратить его, смириться пред правосудным Богом. Иов.36:22–33 . Явления видимой природы, – откровение божественного всемогущества и премудрости, – как доказательство Божественного Правосудия. Введением в этот новый ряд мыслей служат ст. 22–25, из которых первый начинается в качестве начала нового отдела выражением «вот» (ср. ст. 5). Иов.36:22 .  Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? Бог – всемогущий, верховный правитель, и потому Его нельзя упрекнуть ни в одном из действий (ср. Иов 34.17–18 ). Еврейские «море», передаваемое в синодальном тексте, равно в Таргуме, Пешито и у новейших гебраистов, – Делича и др., выражением «наставник», следует, кажется, по смыслу самого стиха перевести словом «правитель», « δυνοτης» – LXX. Иов.36:23 .  Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо? В качестве верховного правителя Бог не нуждается в постороннем руководительстве ( «кто укажет», точнее – «кто Ему предписал пути Его»? ср. Иов 34.13, 33 ), и Его действия, определяемые исключительно личным всесовершенным сознанием и волею, не подлежат обвинению в несправедливости. Иов.36:24 .  Помни о том, чтобы превозносить дела Его, которые люди видят.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6 . Их руки замараны грязными деньгами, полученными от судей в награду за предательство и лжесвидетельство. Их руки по локоть в крови искалеченных и убитых невинных людей, ставших жертвой лжецов и доносчиков, обличает этих отщепенцев Иов. «Руки ваши, – говорит божественный Исаия, – осквернены» ( Ис.59:3 ). Иеремия добавляет: На руках твоих – кровь ( Иер.2:34 ). 7 . Ноги клеветников и лжесвидетелей ходят не прямыми стезями блага, добродетели и истины, как устроил Бог , а кривыми путями лукавства и лжи. Они мечутся туда-сюда, ища, кого бы из христиан предать, избирают дороги по камням, обрывам и буграм и потому постоянно спотыкаются, скользят и падают. Как сказал Соломон, ноги их бегут ко злу ( Притч. 1.16 ). А по словам Иеремии, ноги твои погрузились в грязь ( Иер.38:22 ). Вот такой чудовищный внешний облик у клеветников, предателей и лжесвидетелей. Думаете, они изнутри чем-нибудь лучше? Ничем, братья мои христиане. Потому что сердце у них холодное и твердое, как камень, как наковальня. Это престол, логово и обиталище хитрости и лукавства сатаны. Как сказал Иов, сердце его твердо, как камень, и жестко, как наковальня ( Иов.41:16 ). А по словам Соломона, коварство – в сердце злоумышленников ( Притч.12:20 ). «Развращенно же сердце, – продолжает царь, – кует злая: на всякое время таковый мятежи составляет граду» ( Притч. 6:14 ). Поскольку предатели и лжесвидетели внутренне тверды, как железный щит, то и все их внутренние органы грубы, подобно камню корунду. Как написано у Иова, внутренности его – щиты медные, состав же его как корунд камень ( Иов.41:7 ). И хотя Иов имеет в виду змея и дьявола, его слова применимы и к клеветникам и лжесвидетелям, чьим воспитателем, как мы уже упоминали ранее, является сатана. И раз у них весь облик звероподобный, чудовищный и сатанинский, то и ум и мысли у них чудовищные, бесчеловечные и дьявольские; как и то, о чем они помышляют, тоже преисполнено смертоносного яда, клеветы и лжи. А произносимые ими слова извергаются из их уст, подобно горящим светильниками и раскаленным жаровням, прожигающими несчастных нищих и невиновных людей, пострадавших от предательства и лжесвидетельства. Так написано у Иова: Из уст его исходят как бы свечи горящие, и разлетаются как искры огненные ( Иов. 41:10 ); Соломон показывает, что лжесвидетели, как пожар, разжигают ложь и вызывают суды и ссоры между братьями: Разжигает ложь свидетель неправедный и насылает суды посреди братий ( Притч. 6:19 ). Какое третье зло причиняют самим себе клеветники и лжесвидетели

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Как выше было сказано, изложенное мнение не было общепризнанным еще в древнем иудейско-христианском предании, а потому и в новое время исследователи позволяли себе составлять другие предположения. Так, ортодоксальные христианские протестантские и католические богословы утверждали, что книга Иова написана в век Соломона и может быть самим Соломоном. Еще древнее иудейское (напр., раввин Натан в талмуде) и христианское предание (например, Григорий Богослов , Златоуст, позднее – Лютер) имело у себя представителей этого мнения и давало новейшим исследователям некоторую опору. Новые ученые, впрочем, обращали внимание не на предание разноречивое, а на внутренние признаки. Содержание и форма, дух и язык книги Иова, по мнению их, ясно указывают на цветущее время еврейской поэзии – век Соломона и Давида. Так, по содержанию и выражениям книга Иова очень во многом сходна с Псалмами Давида (6, 12, 13, 38, 39, 73) и с Притчами Соломона. Учение об Ипостасной Премудрости и Ее отношении к Богу и миру излагается сходно у Иова (28:22; 5:17) и в Притч.3:14, 28; 8:22 ; в раскрытии сходного учения употребляются и сходные обороты: «пить зло как воду» ( Притч.26 ­­ Иов.15:16; 34:7 ); «светильник нечестивых угаснет» ( Притч.13:9; 20:20; 24 ­­ Иов.21:17 ). В век обширной торговли и народного богатства, при Соломоне, евреи познакомились с драгоценными, добываемыми из отдаленных стран, товарами и предметами, и встречающееся в книге Иова упоминание о них ясно указывает на век Соломона. Таковы: офирское золото (22:24; 28:16), перлы (28­­ Притч.3:15; 8:11 ), драгоценные товары (28:15–17), бегемоты, левиафаны, крокодилы (40:10–41, 26) и другие виды животных, находившихся в отдаленных странах и вероятно известных Соломону, писавшему свободно о кедре и иссопе. – Некоторые еврейские слова употребляются только в книге Иова и у Соломона, например, – веселиться ( Иов.20:18; 39 ­­ Притч.7:18 ), – произволения, намерения ( Иов.37 ­­ Притч.1:5 ), – льстивый переметчик ( Иов.12 ­­ Притч.20:19 ) и мн. др. Вообще, говорят эти ученые, в век Соломона преимущественно появлялась дидактическая, поэтически-учительная, письменность, например, Притчи, Псалмы, Екклезиаст, а потому естественно отнести к тому же времени и дидактическую книгу Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Буквальные образы облачения в одежду и удаления ее легко приобретают метафорическое значение духовного состояния. Читаем, в частности, о необходимости «отвергнуть дела тьмы» ( Рим.13:12 ) и «совлечься ветхого человека» ( Кол.3:9 ; см. также Еф.4:22 ). С другой стороны, подводя итог своей жизни, Иов заявил: «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло» ( Иов.29:14 ). В пророческом видении Исаии Иерусалим призывается «облечься в одежды величия твоего» ( Ис.52:1 ), а о Боге сказано, что Он «возложил на Себя правду» ( Ис.59:17 ). Павел наставляет верующих «облечься в нового [человека]» ( Кол.3:10 ). А в будущей жизни верующим надлежит «облечься в нетление» ( 1Кор.15:53 ). Нравственная сторона образа одежды. В библейских образах одежды находит выражение несколько нравственных тем. Как противоядие склонности женщин к излишествам в одежде и неоправданному вниманию к внешним украшениям в двух новозаветных посланиях им рекомендуется скромность в облачении ( 1Тим.2:9 ; 1Пет.3:3 ). Иаков пишет о недопустимости преимущественного внимания к людям, которые могут позволить себе «богатые одежды», в ущерб тем, кто находится в неблагоприятном материальном положении и одевается бедно ( Иак.2:2–4 ). Павел относит к числу своих нравственных достоинств тот факт, что он не пожелал ни от кого «ни серебра, ни золота, ни одежды» ( Деян.20:33 ). В других местах предоставление одежды нуждающимся показывается критерием нравственного сострадания и проявления милосердия. В рассказе Иисуса о судном дне облачение в одежду нагого, наряду с заботой о больном, посещением заключенного в темнице и принятием странника, относится к категории дел, обеспечивающих вхождение на небо ( Мф.25:36–43 ; ср. Иез.18:7, 16 ). В торжественной клятве непорочности Иова, в числе прочих дел, Иов упоминает, что он не позволял погибнуть человеку «без одежды и бедному без покрова» ( Иов.31:19 ). После смерти Серны дань, отданная ее делам милосердия, выразилась в одежде, которую она шила для вдов ( Деян.9:39 ). Забота об одежде для бедных проявляется и в Моисеевом законе ( Втор.24:12,17 ), в котором отражается забота Бога ( Втор.10:18 ). С другой стороны, лишение бедного одежды изображается отвратительным грехом ( Иов.22:6 ; Ам.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

М. А. Скобелев II. Арамейская версия И. к. (Таргум на И. к.) обнаружена в 4Q157 и в 11Q10. Фрагменты из 4-й пещеры содержат отдельные слова из Иов 3. 5-6 и 4. 17 - 5. 4. В 11Q10 сохранилась значительная часть свитка с Иов 17-42 (оригинальный свиток был длиной ок. 7 м и содержал 68 колонок текста всей книги). Поскольку начало текста в 11Q10 утеряно, определить степень близости текста книги в 4Q157 и в 11Q10 не представляется возможным. Арамейский перевод в 11Q10 сделан с текста, очень близкого к МТ, за исключением финальной части. Перевод заканчивается на Иов 42. 11, тогда как масоретская редакция - на Иов 42. 17. По содержанию Таргума определить время его составления невозможно. На основании лингвистических данных Т. Мураока сделал предположение о вавилонском происхождении памятника и датировал его кон. III - нач. II в. до Р. Х. ( Muraoka T. The Aramaic of the Old Targum of Job from Qumran Cave XI//JJS. 1974. Vol. 25. P. 425-443). Хотя переводы И. к. на арам. язык упоминаются в Талмуде (Иерусалимский Талмуд. Шаббат. 15с; Вавилонский Талмуд. Шаббат. 115а), никаких признаков связи между 11Q10 и раввинистическим Таргумом на И. к. не обнаружено. Изд.: Qumran Cave 11. II (11Q2-18, 11Q20-31)/Ed. F. García Martínez, E. J. C. Tigchelaar, A. S. van der Woude. Oxf., 1998; The Targum on Job, Parabiblical and Related Documents/Ed. J. H. Charlesworth (в печати). Если ориентироваться на имена раввинов, к-рые фигурируют в талмудических свидетельствах о переводе И. к. на арам. язык, получается, что Таргум был известен уже в I в. по Р. Х. Предлагались и более ранние датировки на том основании, что в нек-рых кодексах LXX в конце И. к. указывается, что перевод сделан с «сирийской», т. е. арам., версии ( Kahle P. The Cairo Geniza. L., 1947). Время перевода И. к. в LXX, по мнению большинства исследователей,- кон. II - нач. I в. до Р. Х. Употребление таких имен Божиих, как «Отец, сущий на небесах» (34. 36), «Сила» (5. 8), «Слово Божие» (1. 21; 2. 9; 4. 9; 29. 5; 42. 9, 10, 12) или «[Мое] Слово» (1. 10, 11; 2. 3, 5; 13. 9; 15. 30; 21. 15), а также выражений «огонь геенны» (3. 17), «маммона» (22. 3; 27. 8), «плоть и кровь» (37. 20), «утешитель» (33. 23), «новое вино», разрывающее мехи (32. 19), сближает арам. Таргум с новозаветными текстами и может указывать на время его составления. Кроме того, отмечено множество сходных мест с версиями Пешитты, Симмаха, Феодотиона, Вульгаты. При этом некоторые толкования аналогичны тем, что приводятся в Вавилонском Талмуде.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Но Господь, хранящий строгую правду в определении достоинств Им созданных существ, ревностно следит за чистотой совести человека, безошибочно видит все основы его действий и, по мере уклонения его воли от своего высокого назначения, посылает ему вразумляющие бедствия и лишения, как внешнее свидетельство умаления его нравственных сил и достоинств (против слов Иова, гл. 9, ст. 22–24). Ст. 12. Человек же инако обилует словесы (нежели Бог). Господь знает все и вполне, может всегда представить обильные доказательства виновности человека; а виновный против него безответен, не найдет даже и слов в свое оправдание (против Иова его же мысль, гл. 9, ст. 2–4, 19–20, 28 и 32). Человек не может быть безошибочен в суждении о своей жизни, так как он часто затрудняется раскрыть и доказать характер и значение даже одного только обыкновенного поступка. Как человек, мог ошибаться и мудрый Иов. Земный же (βροτς) рожденный от жены равен ослу пустынному. Для человека попятно, какое великое различие между ним и диким ослом. Но еще большее различие между человеком и его Творцом в знании и соблюдении разнообразных требований нравственного долга: человеком всегда более или менее управляют пристрастное самолюбие, обманчивая мечта и ошибочное своеволие, затмевающее сознание и тех немногих нравственных истин, какие доступны ему по природе. Поэтому и мудрый Иов, как человек, не должен надеяться на совершенное знание правды Божией и своей праведности (против слов: гл. 9, ст. 35 и 10, 1–2. Ср. гл. 6, ст. 5). Ст. 13–14. Верные и непременные условия оправдания и спасения человека, это чистота помыслов в молитве, чистота чувств при обстоятельствах деятельности и чистота воли в образе жизни. Иов свидетельствовал пред друзьями, что он всегда хранил чистоту души в отношении к Богу. Вероятно и Софар не осмеливается отрицать такого уверения своего друга, этой тайны его совести; по его мнению, Иов скорее мог нарушить свой долг в отношении своих ближних, незаметно для себя и для других, но небезведомо для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Песн.4:8 ). Евреи и арабы давали им разные имена – по их полу и возрасту и по их характеристическим качествам и действиям, которых нелегко, впрочем, определить точное значение. Название эти указаны нами в самом начале. Вот некоторое их объяснение. Имя Ари и Арье ( и ) от гореть, пылать, означает горячий, ярый, лютый ( Чис.24:9 . Суд.14:5 . 1Цар.17:34, 37 . 2Цар.1:23 . Пс.22:17 . Притч.22:13 ). Гур () означает преимущественно молодого льва, который еще сосет грудь или живет с матерью ( Быт.49:9 . Втор.33:22 . Иез.19:3 ); впрочем, происхождение этого слова в точности неизвестно. Кефир () есть имя молодого льва, и именно такого, который ходит уже на грабеж ( Наум.2:11–13 . Пс.33:11 . Суд.14:5 ). Леби, Лаби, Лебие ( , ,) согласно переводятся всеми: лев, львица ( Пс.56:5 . Быт.49:9 . Чис.24:9 . Втор.33:20 . Ис.30:6 . Иез.19:2 ). Лаиш ( – по Ges. от арабского быть крепким) означает крепкое, сильное животное ( Иов.4:11 . Притч.30:30 . Ис.30:6 ). Отен ( – от неупотребительного ) значит сильный, лютый, хищный, жестокий (Фюр. 2. р. 197). Цоба ( – от неупотребительного хватать, похищать) означает хищника, истребителя стад; употребляется в арабском языке. Шахал () – кричащее, оглушающее криком, рыкающее животное ( Иов.4:10, 10:16, 28:8 . Пс.90:13 Притч.26:13 . Ос.5,14, 13:7 ). Шахац () – выское, гордое, крепкое, дикое, возвышающееся ( Иов.28:8, 41:26 ). Из этих названий чаще встречаются: Ари или Арие, Лаби и Шахал. С львами имели счастливую борьбу Самсон ( Суд.14:5, 6 ) и Давид ( 1Цар.17:34–37 ). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля ( 3Цар.13:24–26 . сн. ст. 9). Пророк Даниил чудесным образом спасен был от львов, к которым в ров был брошен ( Дан.6 гл.). Львов посылал Бог на переселенцев языческих в Самарии – в наказание за то, что они не чтили Бога Израилева, и львы умерщвляли их ( 4Цар.17:24–27 ). Львы в Св. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом ( Дан.7:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Еще одна особенность падшего состояния природы заключается в ее разрушительной силе. Положительная сторона этого выражается в демонстрации силы и славы Бога ( Пс.28 ). Негативная же сторона проявляется в том, что люди уязвимы перед лицом разбушевавшейся природы. Яркий пример тому – наводнение, уносящее людей ( Пс.68:3, 16; 87:18; 123:4 ). Соответственно, один из выразительных образов Божьих искупительных дел в жизни человека – спасение его из вод ( Пс.17:17; 68:15; 143:7 ). Пророческое видение времени, когда хищники «не будут делать зла и вреда» ( Ис.11:9 ), напоминает нам, что животные в падшем мире часто символизируют ужас. Порядок и неукротимая энергия. Еще одно противопоставление, которому в Библии придается большое значение, заключается в наличии порядка, расчета и контроля, с одной стороны, и неукротимой энергии, излишеств, крайностей и даже хаоса – с другой. Природа как выражение строгого порядка – даже иерархии бытия – показана в Пс.148 , где поэт как бы спускается по ступенькам природы от «небес» до «земли» и «всех народов». Понятие порядка лежит в основе образа, в котором Бог «затворил море воротами» и «утвердил ему Мое определение», сказав: «Доселе дойдешь, и не перейдешь» ( Иов.38:8, 10–11 ). Еще один памятный образ упорядоченности и расчета в природе – дневное движение солнца. Взаимосвязанный механизм, изображенный в Пс.103:10–18 , при всем своем разнообразии раскрывает порядок в природе и власть над ней. Дневной цикл и другие библейские «времена» основываются на предсказуемом природном цикле «сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы, дня и ночи» ( Быт.8:22 ). Но с другой стороны, мы видим в природе некоторые излишества и чрезмерную энергию, которые угрожают потрясти заложенную в ней цель. Само многообразие природных явлений, за которыми надзирает Бог ( Иов.38–39 ), создает образ бьющей через край природной энергии. Еще один пример – кишащие живностью воды в рассказе о сотворении мира ( Быт.1:20–21 ). В библейских картинах природы ничто не остается неподвижным: вода течет, пар поднимается, молнии сверкают, море вздымается. Когда Бог орошает землю, Он делает это «обильно» ( Пс.64:10; 103:16 ). В распоряжении Бога не просто снег и град – у Него их целые «хранилища» ( Иов.38:22 ). В библейском воображении пажити могут быть такими пышными, что начинает «течь пустыня» ( Пс.64:13 RSV), и урожай винограда тоже столь обильный, что горы и холмы источают сок ( Ам.9:13 ), а жатва такая богатая, что жнецы встречаются с людьми, засевающими урожай будущего года ( Ам.9:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010