1 .  История отечественной церкви давно заметила имя преподобного Иова на своих страницах. О нем говорит уже автор «Истории Российской Иерархии»; 447 его жизнь воспоминается в «Истории Русской церкви», Преосвященного Филарета Черниговскаго , 448 также в его жизнеописаниях «Руских святых», 449 в «Житиях святых Российской церкви» – Муравеева 450 и т. д. 451 Но все сведения, сообщаемые в этих сочинениях, по большей части суть не что иное, как повторение одного и того же основного жития преподобнаго Иова, сохранившегося в Почаевской Лавре от ученика его, игумена Досифея, под заглавием: «житие блаженного отца нашего Иова Железа, святые чудотворные Почаевские Успенские Лавры игумена, от иеромонаха Досифея, ученика его и по нем тояжде святые обители игумена бывшего, списанное». 452 Особенно буквально заимствованы из этого жития: «житие блаженнаго Иова Железа, игумена лавры Почаевской» у Муравьева и «краткое жизнеописание преподобного Иова, игумена Почаевского, помещенное в «Страннике» 1864 г. Потому, при всей своей близости к подлиннику, жизнеописания эти вообще носят на себе все недостатки онаго, как то общность содержания, похожего более на панегирик, чем на строго историческое повествование и т. п. В особенности не достает здесь настоящей оценки того времени и той среды, в которых жил и подвизался преподобный Иов. Вследствие этого личность Преподобного Иова в этих сочинениях представляется как-то одинокою, – и если и останавливает на себе внимание, то почти исключительно одной строгой подвижнической жизнью,с легкими только намеками на отношение преподобного к князю Константину Острожскому и другим окрестным вельможам и обывателям. Один только преосвященный Филарет, в своих жизнеописаниях «Русских святых», несколько выходит из этого круга, стараясь ввести преподобного Иова в современную жизнь и здесь дать ему надлежащее место и значение. Это от того, что ученый архипастырь, кроме жития Досифеева, имело, под руками и некоторые другие источники, как то, униатскую книгу «Гора Почаевская», 453 Маяк 1845 и др. Но при этом у него не доставало главнаго, именно тех сведений, какие сохраняются о преподобном Иове в архиве Почаевской лавры. Потому при всей своей, так сказать, сравнительно большей определенности, жизнеописание преподобного Иова, составленное преосвященным Филаретом, все таки не лишено некоторых недостатков, страдает по местам неточностью, ошибками хронологическими и т. п. 454

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Православие и уния в лице двух своих защитников, преподобного Иова Почаевского и Иосафата Кунцевича Источник 10-го Октября 1831 года, следовательно, ровно пятьдесят лет пред сим, на горе Почаевской совершилось событие, сразу порешившее историческую судьбу Почаевской обители. То было возвращение, или сказать вернее, воссоединение Почаевской Лавры из унии в православие. В этот день православные приемщики, принимавшие Лавру от базилиан Почаевских, служили первую православную литургию в успенском соборе Лавры, после чего обитель Почаевская снова вошла в семью православных обителей русских, как было сто лет до этого, в течение пяти веков, от основания монастыря Почаевского до завладения его униатами (1200–1720 г.). Теперь, когда взоры наши и мысли невольно обращаются к прошедшему Лавры, служившей в течение веков центром религиозной жизни на Волыни и в соседней Холмщине и Галиции, следующие вопросы напрашиваются сами собою: чем же заявила себя уния в сравнении с православием как в Лавре Почаевской, так и вообще в истории и жизни западного края России? Что сделала она и что принесла для утверждения церкви и славы Божией? Известно, что до последнего времени сравнивали унию и православие с самых разнообразных сторон, и, как и следовало, всегда не в пользу унии. Но сколько мы знаем, никто еще не пробовал поставить унию, если так можно выразиться, лицом к лицу с православием в образе и деятельности лучших представителей обеих церквей, православной и униатской, каковыми, без сомнения, могут и должны считаться святые, признаваемые в той и другой церкви их последователями. Совершившейся пятидесятилетний юбилей со времени присоединения Почаевской Лавры из унии в православие со всею Почаевской заветною святынею, состоящею, как известно, из цельбоносной стопы Богородичной, чудотворной иконы Божией Матери Почаевской, и нетленных мощей преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского, дает нам основание и повод привести эту попытку, по мере сил своих, в действие, взявши для сравнения жизнь и блаженные подвиги Иова Почаевского с жизнью и деятельностью униатского святого, Иосафата Кунцевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 4 апреля 2017 года 4 апреля, 2017. Новостная служба 4 апреля в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось первое в 2017 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. ЖУРНАЛ 01 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Справка: 27 января 2017 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо игумена Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря архимандрита Евлогия относительно решения Собора Старцев обители о временном прекращении деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Информацию принять к сведению.   ЖУРНАЛ 02 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об учреждении и утверждении эскиза ордена Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) учредить орден Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях. 2) утвердить эскиз ордена Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях.   ЖУРНАЛ 03 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам семьи Преосвященнейшего архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона о работе Украинской Православной Церкви с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

«Истинныя веры был еси проповедник безбоязнен " … (СЛОВО НА ВСЕНАРОДНОМ ПРАЗДНЕСТВЕ В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА ПОЧАЕВСКОГО .) В таких словах воспевает наша св. Церковь преподобного и богоносного отца нашего Иова, игумена и чудотворца Почаевского, во имя и для прославления которого собрались мы сегодня здесь – в храме нашей св. обители. Чрезвычайно знаменательны и многозначительны эти слова – особенно, в переживаемое нами время, когда многие пастыри и даже архипастыри  боятся  проповедывать  истинную  веру Христову, предпочитая в угоду «кому-то» приспособляться  к веку сему лукавому и прелестному и «идти в ногу со временем», дабы от «кого-то как-то» не пострадать и «чего-то» не потерять. Совершенно забывают они при этом наставление великого Апостола языков св. Павла, пронесшего благовестие истинной Христовой веры по всей вселенной, который ясно учит:  «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная»   ( Римл. 12, 2 ). А как необходимо помнить нам, особенно в нынешнее время, что именно истинная вера есть наше сокровище, что она – важнее всего на свете. Ведь мы живем в страшную эпоху дерзкого и открытого отступления от истинной веры Христовой, хотя бы это отступление и прикрывалось иногда лукавой, обманчивой внешностью, многих вводящей в заблуждение. Вот с этой-то точки зрения огромное значение имеет нынешнее наше всенародное празднество в честь преподобного Иова, мудро учрежденное нашим блаженнопочившим Аввою Владыкой Архиепископом Виталием – вечная благодарная память ему! По существу, это – праздник не только нашей скромной св. Троицкой обители, нашего типографского иноческого братства, но праздник и  всей нашей Русской Зарубежной Церкви,  поскольку он наиболее полно и ярко выражает ее идеологию – непримиримость к мировому злу во всех его видах и проявлениях, как бы ни пыталось оно искусно себя замаскировать и в каком бы виде оно ни преподносилось. В самом деле. Какое дивное и поучительное сочетание святынь, лежащих сейчас перед нами, пред коими мы возносим наши молитвы!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Беседа в неделю Ваий. Преподобного Иова, игумена Почаевского Кто – из числа благоразумных рабов Христовых и радуется чести Владыки, тот пусть послушает нынешнего Евангелия ( Ин. 12:1–18 ). Нынешнее Евангелие, возлюбленные, читаемое с ясным пониманием, показывает о нашем Владыке, что Ему уготовали сестры Лазаревы, когда одна из них Мария, глубоко почитая Его, умыла ноги Его миром драгоценным, и каким ответом Он заграждает уста Иуде, порицавшему сию жену за боголюбивое дело; какой Он удостоен был торжественной встречи, когда народ приносил Ему в дар ветви финиковые и громким голосом восклицал осанна: как и Христос, исполняя предреченное о Нем и Сам таинственно предзнаменуя нечто, то есть покорение неразумных язычников, всед на осля, приходит таким образом в Иерусалим. И не только это, возлюбленные, показывает нам нынешнее Евангелие, но между прочим оно показывает и совет, который совещали на Лазаря старейшины священников. Совещаша же, – сказано, – архиерее, да и Лазаря убиют ( Ин. 12:10 ). Но пора уже послушать и самых слов Евангелия, чтобы с точностью уразуметь все выражения. Поскольку иудеи имели обычай, прежде чем праздновать пасху в двадцатый день месяца, начинать ее и соблюдать с четырнадцатого числа, а в девятнадцатый день того же месяца употребляли нечто более обыкновенной пищи, тогда как доселе неважное было празднество ( Исх. 12:18 ): то посему и Господь, следуя этим обычаям празднования, так как ни в чем не хотел нарушить закона, вечерял Сам со Своими друзьями, предваряя две пасхи. Ибо прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию. Какой пасхи? Очевидно, законной: ибо не была еще преподана истинная Пасха, которою был Сам Христос, за нас приносимый в жертву: Пасха бо наша, – сказано, – за ны заклан бысть, Христос ( 1Кор. 5:7 ). И откуда Он пришел? – Из пустыни. Воскресив из мертвых Лазаря, – так как Его искали побить камнями, – Он удалился в пустыню, не желая их погибели. Потом Евангелист, показывая нам, что Вифания была отечеством Лазаря, прибавил: идеже бе Лазарь умерый (Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

28. Пятница. Мчч. Терентия и Неонилы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Прп. Стефана Савваита, творца канонов. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Прп. Иова, игумена Почаевского. Вмц. Параскевы, нареченной Пятница. Свт. Арсения, архиеп. Сербского. Служба мучеников и преподобного не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Димитрия Ростовского (Б) и порядок совершения полиелейной службы прп. Иова Почаевского (В) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зримое видение...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Зрящи древле...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного , «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших. На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших. Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мучеников на 4 и преподобного на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобного. По 3-й песни – кондак преподобного, глас 4-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 5-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Ставши у Креста...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-10/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Виталий (Устинов) (РПЦЗ). Фотография. 2001 г. (Устинов Ростислав Петрович; род. 18.03.1910, С.-Петербург), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи морского офицера. В 1920 г. был определен в кадетский корпус в Феодосии, в составе к-рого в том же году эмигрировал в Стамбул. В дек. 1920 г. кадетский корпус был перемещен в Королевство сербов, хорватов и словенцев, размещен сначала на хуторе Стрнишче (ныне Кидричево, Словения), затем в г. Бела-Црква. В 1923 г. мальчик вместе с матерью переехал во Францию, где поступил в иезуитский коллеж св. Людовика, кор. Франции, в г. Ле-Ман. По окончании учебы Устинов уехал в Канн, где жила его мать. В 1934 г. был призван во франц. армию, служил в 9-м кирасирском полку в Лионе. По окончании службы работал на англ. предприятии во Франции, учился в Православном Богословском ин-те прп. Сергия Радонежского в Париже . В 1938 г. Устинов поступил в мон-рь прп. Иова Почаевского в Ладомирове (Владимирове) в Чехословакии. В 1939 г. архим. Серафимом (Ивановым) был пострижен в рясофор, 15 марта следующего года принял монашеский постриг. 17 июля 1940 г. Мукачевским и Прешовским еп. Владимиром (Раичем) (Сербский Патриархат) В. был рукоположен во диакона, 10 окт. следующего года в Братиславе митр. Берлинский и Германский Серафим (Ляде) (РПЦЗ) рукоположил В. во иерея. В. занимался окормлением приходов в соседних с мон-рем селах. В 1944 г. возведен в сан игумена. В июле того же года в связи с наступлением советских войск мон-рь и Иова Почаевского, преподобного, братство эвакуировались в Братиславу, в кон. 1944 г.- в Берлин, где клирики братства несли пастырское служение среди вывезенных в Германию граждан СССР. В нач. мая 1945 г. при приближении Красной Армии В. вместе с архим. Нафанаилом (Львовым) переехал в Гамбург. После окончания войны стараниями В. и архим. Нафанаила неск. тыс. советских военнопленных и депортированных в Германию были спасены от принудительного возвращения в СССР. По инициативе В. для них был организован лагерь Фишбек, в к-ром действовали церковь, рус. и укр. школы, гимназия, пастырские курсы, иконописные мастерские и типография, издававшая религ. лит-ру. В 1946 г. за организацию церковной жизни в Фишбеке митр. Анастасий (Грибановский) возвел В. в сан архимандрита. В 1947 г. В. был назначен настоятелем лондонской общины и благочинным приходов РПЦЗ в Англии. Благодаря его активной миссионерской работе, в т. ч. среди англичан, были открыты приходы в Манчестере, Престоне и Брадфорде.

http://pravenc.ru/text/158840.html

в схимонасех Иоанна, Железа, игумена и чудотворца святой Лавры Почаевской, его прославление и чудеса 1 С приложением некоторых молитв и песнопений, употребляемых в честь Его на Горе Почаевской В воспоминание совершившегося пятидесятилетия со дня воссоединения Почаевской Лавры из унии в православие (10-го Октября 1831 – 1881-го года) Его высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Димитрию, Архиепископу Волынскому и Житомирскому, Священно-Архимандриту Святые Лавры Почаевския, Милостивому архипастырю и Отцу Посвящает недостойный автор г.Нежин 28 октября 1881 года Введение Похваляему праведнику, возвеселятся людие: безсмертие бо есть память его, зане от Господа прославляется и от человек. История отечественной Церкви давно уже заметила имя Преподобного Иова на своих страницах. О нем говорят все лучшие исторические сочинения наших писателей, так или иначе касающиеся судеб Православной Церкви на западе России в 16–17-м веке.– И действительно личность Преподобного Иова есть личность в собственном смысле историческая, замечательная не только высоким благочестием, но и непосредственным участием в судьбах современной ему православной Церкви и отечественной истории в конце 16 и в первой половине 17 века (1551–1651). Современник Иоанна Грозного, Бориса Годунова, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Богдана Хмельницкого, ближайший друг и сподвижник приснопамятного князя Константина Острожского, рожденный в пределах Западной Руси в период самого тяжкого Литовско-Польского преобладания, кончившегося гражданской Люблинской унией 1569 года, и потом в течение более полустолетия бывший непосредственным свидетелем горьких плодов, порожденных злосчастной Брестской церковной унией 1596 года, Преподобный Иов во все продолжение своей столетней жизни не переставал бороться с врагами православия и русской народности, и для этой цели занимался списыванием и распространением православных книг, отправлялся на Киевский собор 1628 года против Смотрицкого, строго отстаивал имущество Почаевского монастыря, захваченное Фирлеем, и т. п. И такой замечательный деятель кроме этого известен еще как устроитель и настоятель величайшей в России обители Почаевской, удостоенный за свои подвиги от самого Господа высшего прославления в нетлении мощей своих и даре чудотворения....

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

28-е † Преставление преп. Иова Почаевского Преп. Иов, в крещении Иоанн, сын православных родителей из Покутья, прозываемых Железо 343 , полагал начало подвижнической жизни в Угорницком Спасском монастыре, одном из Карпатских. Сюда поступил он 10 лет и спустя два года пострижен был в монашество. – Возрастая послушанием, чистотой и кротостью в жизни духовной, он утешал друзей благочестия жизнью своею. Здесь же удостоился он, против воли своей и по воле настоятеля, сана священства, что было конечно не прежде, как на 30 году жизни его. В сане священства Иов удвоил ревность свою к подвижничеству. Известность добродетелей его разносилась по Украине. По любви к благочестию и чистой вере, кн. Константин Константинович Острожский, узнав о духовной твёрдости его, выпросил его у горняцкого игумена для должности настоятеля Дубенской обители своей 344 . Дубенский крестный монастырь расположен был на острове, омываемом с трёх сторон рекой, близ г. Дубно. Благочестивый князь с тем вызвал блаж. Иова в свою обитель, чтобы поддержать искреннее благочестие в иноках обители, среди разливавшейся порчи нравов, растлеваемых папизмом. Кн. Константин, при всём том, что владел огромным богатством, старался жить по уставу православной Церкви, в великий пост вкушал хлеб с водой и занимался только молитвой. Для поддержания православия содержал он училища, издавал книги, – как то: Библию, творения Василия В. и другие. Но папизм незримо портил людей. Вот явилась и уния – проводник растлевающего папизма. Пока жив был князь, он, сколько мог, охранял православие даже за пределами своих владений. Но в 1608 году он умер. Униат Поцей, сперва епископ Владимирский, потом митрополит, поступал с православными как палач. Иезуиты, наставники его, поступали ещё жесточе. По их наставлениям, недостойный, полупомешанный сын великого отца, кн. Януш Острожский стал фанатиком папизма: в 1615 г. через иезуитов лишил он наследства племянников своих, князей Константина и Ивана, за то, что не согласились они быть папистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ Онуфрий (Березовский), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2018 г. Онуфрий (Березовский), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2018 г. (Березовский Орест Владимирович; род. 5.11.1944, с. Вилавче Вашковецкого р-на (ныне Корытное Вижницкого р-на Черновицкой обл., Украина)), митр. Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ). Из семьи крестьянина (впосл. священника). В 1961 г. окончил среднюю школу. В 1961-1964 гг. учился в Черновицком техническом уч-ще; работал в строительной орг-ции. С 1966 г. обучался на общетехническом фак-те Черновицкого гос. ун-та. В 1969 г. после 3-го курса оставил ун-т и поступил во 2-й класс МДС. Окончил семинарию в 1972 г., в том же году начал обучение в МДА. Во время учебы, в 1970 г., был принят в братию Троице-Сергиевой лавры , исполнял различные послушания (пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника). 18 марта 1971 г. пострижен в монашество с именем в честь прп. Онуфрия Великого. 20 июня того же года рукоположен во диакона, 29 мая 1972 г.- во иерея. В 1980 г. возведен в сан игумена. 28 авг. 1984 г. назначен настоятелем Преображенского храма подворья афонского Русского Пантелеимонова мон-ря в Переделкине (с 1991 подворье патриарха Московского и всея Руси). 28 июня 1985 г. назначен благочинным Троице-Сергиевой лавры. 15 дек. 1986 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 г. окончил МДА с присуждением степени кандидата богословия за соч. «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского». 20 июля 1988 г. назначен наместником Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . Постановлением Синода УПЦ от 24 нояб. 1990 г. избран епископом Черновицким и Буковинским. Архиерейская хиротония состоялась 9 дек. того же года в киевском Владимирском соборе. Принимал активное участие в событиях, связанных с процессом институционализации УПЦ в нач. 90-х гг. ХХ в. После того как 22 янв.

http://pravenc.ru/text/Онуфрий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010